что слушали хиппи в ссср
Юра Бураков
Борис Капитан-Очевидность запись закреплена
Sergey Tishinsky запись закреплена
Sergey Tishinsky Сергей, что еще вы помните из того времени?
Мартын Задека тебе будет тоже интересно
Евгений Щекотихин запись закреплена
Любава Рада поделилась ссылкой
DELETED запись закреплена
Каким было движение в хиппи в СССР? Когда оно зародилось? Чем «дети цветов» в нашей стране отличались от зарубежных единомышленников? Кто из известных личностей поддерживал эту культуру и «хипповал», несмотря на запреты и гонения? И кто был неформальным лидером советских хиппи? Телеканал «Москва Доверие» подготовил специальный репортаж.
Показать полностью.
Движение хиппи захлестнуло столицу в конце 70-х годов. Представителей этого течения легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР на так называемых «тусовках». В Москве же основными местами сбора были «Психодром № 2», «Фрунзенский садик» (на улице Знаменка), «Пушка» (Пушкинская площадь), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар).
Белое Солнце хиппи
Настроение Юрию Буракову испортили уже с утра. Запасы травки закончились, нужна новая партия. А значит, остаться на все лето здесь не получится, придется возвращаться в Москву. Для Системы, как называется их общество хиппи, он – негласный лидер. У него даже прозвище Солнце. И праздник непослушания должен продолжаться.
23 мая 1971 года, Москва, Гоголевский бульвар. Солнце встречается с продавцом наркотиков. Тот мешкает, нервничает, заявляет, что с марихуаной больше не работает, что у него только рецептурные препараты, и Юра ошибся. Бураков понимает – за ним следили, и это ловушка.
Когда-то в саду «Эрмитаж», что рядом с домом Александра Липницкого, хиппи часто встречались. Внук известной актрисы Татьяны Окуневской, пасынок Виктора Суходрева, личного переводчика Хрущева и Брежнева – он из тех, кого называют золотой молодежью. В те времена этого было достаточно, чтобы не бояться последствий.
Артемий Троицкий тоже из Системы, в начале 70-х он вел самые модные дискотеки в Москве.
Артемий Троицкий. Фото: ИТАР-ТАСС
Месседж для общества
Мария Гаврилина попала в Систему в 14 лет. Только настоящую ее фамилию никто не знал, для всех она была просто Мария с Арбата. Став знаменитой писательницей, она возьмет себе псевдоним Арбатова.
«Месседж», который дают хиппи, общество шокирует. Для обывателей они просто бездельники, хулиганы, тунеядцы. Быть хиппи по тем временам смело и опасно.
Как раз милиции дела до них не было. Полковник Евгений Черноусов вспоминает, что хиппи считались безобидными. Мало кто знает, что они хоть и вели свободный образ жизни, путешествовали по Союзу автостопом, но все стояли на учете по месту прописки, и строго докладывали о своих передвижениях. Хлопот не доставляли.
Мария Арбатова. Фото: ИТАР-ТАСС
Не помогли и семейные связи. Отец Буракова – крупный военный чиновник, младший брат – комсомольский лидер, Юрий – паршивая овца в семье. Долгое время ему удается, как Остапу Бендеру, проворачивать многоходовые, сложные для того времени, операции. Зарабатывает он скупкой валюты и спекуляцией. Деньги обычно пропивают всей компанией.
Свобода и независимость
Хиппи пропагандируют свободу во всем: поведении, одежде, взглядах. Однажды они устроили спонтанную акцию, после которой гудела вся Москва. Сегодня ее назвали бы флешмоб.
Под влиянием хиппи происходит сексуальная революция. Они популяризируют этническую моду, вегетарианство, альтернативную службу в армии. Благодаря хиппи, появился бум на рок-музыку, зарождается она и в СССР.
Поэт и кинопродюсер Александр Лебедев согласен, что большинство советских хиппи были подражателями. Сам он вырос среди музыкантов в доме, где жил Бернес, Высоцкий с Мариной Влади, и артисты Большого театра.
Во дворе дома, на глазах у родителей, молодежь не любила собираться, гуляли чаще в центре Москвы. Излюбленная улица Горького, ныне Тверская. Хиппи встречались у памятника Пушкину и в подземных переходах.
Борьба с советским строем
У хиппи складывается свой сленг. Частично, это слова из английского языка, частично – из криминального жаргона.
Художник Сергей Сольми к прежним хиппи не относится, он из более молодого поколения, герой 80-х. Его выставки запрещали и закрывали сотрудники КГБ. Сегодня он продолжает традиции Системы, каждый год организует фестивали хиппи. Возможно, без него это массовое движение сошло бы на нет.
Едва группа хиппи приблизилась к американскому посольству, как их тут же со всех сторон окружают. Они даже не успевают поднять свои плакаты «Мир во всем мире», как им заламывают руки и кидают в милицейские машины. Акция закончилась, не успев начаться. Хиппи понимают: их подставили.
Окруженные, но не сломленные
Обычно хиппи удавалось уйти. Едва они замечали активность милиции вокруг них, сразу сбегали. У них даже были специальные ходы, которыми можно было добраться прямо до дома.
Практически в первозданном виде Система хиппи сохранилась только в Дании. Там, в пригороде Копенгагена, существует целое государство в государстве, Христиания. Их лозунг: «Все хиппи! Занимайтесь любовью, а не войной!».
Сегодня, бывшие советские неформалы – это авторитетные люди в мире искусства. Пройдя школу хиппи, они по-другому взглянули на себя и окружающий мир. Мир изменился, на смену хиппи пришли новые Системы – панки, готы, эмо.
1967 год. Фото: ИТАР-ТАСС
А кто-то в этом мире и остается, меняя время от времени цвет волос, по-прежнему эпатируя окружающих.
«Социально опасная психопатия». История советского хиппаря
Полвека назад идеи движения хиппи проникли в СССР, где реализовались по-своему, не так, как на Западе. Сначала советские власти приветствовали поддержку американских бунтарей: молодцы, они же против капитализма! – но потом не знали, что делать со своими. Им могли грозить аресты, избиения, помещение в психбольницу. Каково это – быть хиппи в СССР?
Пришедшее в СССР в конце 60-х движение хиппи сначала распространилось в Прибалтике, Москве, Ленинграде и Украине. Советские хиппи, о которых написаны диссертации и сняты фильмы, тоже были против власти (хотя социалистические идеи равенства были им близки), но имели особенности: при тотальном контроле вынуждены были образовать тайную «Систему», в которой общались только свои, не могли, как на Западе, открыто выходить на демонстрации. Стремясь к духовной общности, они построили, как тогда шутили, лучший в мире коммунизм. Для своего круга.
И хотя считается, что быть хиппи в Советском Союзе физически было относительно нетрудно – дешевые продукты, не было особой заботы о завтрашнем дне, о крыше над головой, всегда можно было подработать в очередной котельной, – решались на это смельчаки: им грозили репрессии, проработки в КГБ и аресты за организацию лагерей, помещение в психушку, особенно за отказ идти в армию. На улице могли не только волосы обрезать, а избить, и еще как. Не говоря уже о нередком разрыве с близкими.
Через этот отчаянный опыт поиска смыслов прошло тогда немало людей. Одни из этого опыта вынесли лишь верность музыке Боба Дилана, другие творческий кураж и экологическое мышление. Другие забыли про него вовсе. Немало хиппарей умерли от наркотиков. В СССР таких смертей было много в 90-е годы.
О своей непростой судьбе рассказывает музыкант Анатолий Ломоносов. Давно живущий в Вильнюсе, он приехал в Литву с Украины. Жизнь его в итоге вышла на круги своя: родословный круг замкнулся (Анатолий оказался там, где в старину обитали предки), и духовный тоже (от хиппи в молодости – к индийской музыке сейчас).
Анатолий Ломоносов в программе «Культурный дневник»
No media source currently available
– С 1975 года начал ездить автостопом во Львов, в Литву. За пластинками на толчок мы отправлялись в Одессу. Мне был тогда 21 год, учился в Технологическом университете в Херсоне. Там жил и мой дед, который был из литовских староверов. В Литву они приехали в ХIХ веке, а раньше он был бурлаком и вечно от армии косил, от царской. По натуре был бродягой высочайшего уровня! От него, видать, эта хромосома у меня…
В 1978 году я был участником летнего лагеря хиппи, который считается самым многочисленным в СССР. Мы с Мишей Бомбиным его организовали. (Михаил Бомбин позже стал корреспондентом Радио Свобода в Риге.)
Его хиппи «отцом» называли, авторитетный был, глубокий. К нему люди из разных мест приезжали. Миша удивительный был человек, часто у меня бывал – окружающие думали, что в гостях монах, потому что у него были очень длинные волосы.
– Где были самые активные группы хиппи сначала?
– В Эстонии, Москве. Люди, которые мыслили иначе, чем тогдашнее большинство, обсуждали индийскую философию, йогу, слушали джаз, битлов. Не говоря уже о том, что выглядели необычно. Вот сейчас снова в моде (из 40-х годов в США) слово «хипстер». Если такой модник – который, как хиппи в свое время, выделяется внешним видом – выйдет на улицу, то в кармане его рваных джинсов обязательно будет кредитная карточка.
Хиппи же были бродягами настоящими, убежденными. В те годы с такой внешностью тебя запросто могли остановить, арестовать. Обрезать волосы силой. Попадешь на три дня в милицию, появишься – окружающие расспрашивают: где был? Или хуже того – как в Таллине. Там в 70-е годы была группировка «урла», как правило, русскоязычная молодежь. Они отлавливали хиппарей и били. В Эстонии частенько случались на этой почве драки, довольно жестокие. Урла считала хиппарей чуждыми.
Эстонцы в Системе были самыми интересными, «голубая кровь» советских хиппи. Они начинали, потом им подражали остальные. В Эстонии был тогда особенный человек – Рам Тамм, известный философ, практикующий йогу, к которому люди ездили как паломники.
1978-й, лето, лагерь. Не в Эстонии, так в Латвии.
– Ночью всех нас – приехавших из разных мест СССР в лагерь хиппи – арестовала эстонская милиция, отвезли в тюрьму Кохтла-Ярве. Помурыжили и выкинули в пять утра на шоссе: «Сейчас приедет за вами милиция РСФСР». Те приехали и говорят: «У нас таких своих до фига! Вы нам не нужны». Вывезли опять в Эстонию на железнодорожную станцию и рукой махнули: «Поезжайте куда-нибудь туда, южнее, в Латвию, но только не к нам». При этом у всех документы переписали. И до свидания!
Миша Бомбин говорит: «Я знаю одно подходящее место в Латвии, Витрупе (Лимбажский район), там есть кемпинг, если даже с вертолетов будут искать, мы с палатками там затеряемся среди деревьев». Поехали туда на электричках (в которых местные контролеры уже знали про нас, но не тронули), потом – автостопом. В Витрупе разбили лагерь, огромное количество людей приехало тогда со всего СССР. Удивительным образом все как-то узнавали, куда ехать, когда – своя была связь. Из уст в уста. Все всё знали в отсутствие интернета и мобильных телефонов!
Когда я вернулся в Херсон после этого лагеря, после арестов – всем пошли дела. Моих родителей пригласили в КГБ на разговор. Я устроился на работу, зная, что это просто передышка, для спокойствия родителей. Советская жизнь в виде той рутины меня лично не интересовала. В КГБ со мной тогда беседовал такой Николай Трофимович. Как ни странно, сейчас я с ним переписываюсь по скайпу… А после тогдашних бесед с ним я, молодой парень, выходил на улицу с мучившим вопросом: так люблю ли я свою родину? Когда мои дети были в таком же возрасте, я смотрел на них и думал: счастливые, что у них нет такой проблемы! Могут просто жить, развивать себя, а не мучиться поиском ответа на этот вопрос, не сомневаться, что родину они любят. У меня в молодости такая проблема была.
Для хиппи в СССР попадание в психушку было нередким явлением, по своей или не по своей воле.
– Оказался в больнице, потому что по убеждениям не хотел в армию идти. Один знакомый психиатр мне советовал: будет медкомиссия, тебе ничего особого выдумывать не надо, и так странно выглядишь. Будь собой, только немного глубже. Пришел на обследование длинноволосый, в соответствующем прикиде и немного пофорсировал свой образ, в итоге приклеили статью «Социально опасная психопатия», 7Б. И – в больницу. Повезло, что никаких инсулинов там не было, а таблетки я правдами и неправдами выкидывал. Психушка – вообще неплохое тогда было (по крайней мере в моем случае) место для обдумывания жизни».
– Что по большому счету вас толкало на эти эксперименты, что хотели познать?
– Со временем вы переехали в Вильнюс. Быть хиппи в Литве тогда было не то, что в Херсоне?
– Совсем не то, свободнее. Особенно если в политику не лезешь. И здесь были единомышленники. Некоторые хиппари, правда, в ту же политику шли осознанно, была такая форма антисоветского протеста. Как ни грустно, многих людей, с которыми был тогда знаком и дружен, я сейчас вычеркиваю из своего фейсбука. Когда чувствую имперское мышление – сразу! Не интересно уже, для меня все дискуссии 20 лет назад прошли.
– Сейчас вы один из лучших в странах Балтии исполнителей на индийском ситаре.
– Когда впервые взял в руки этот музыкальный инструмент, понял, что это знак изменить жизнь. Тем более устал тогда от того, что не было своего угла. Занимаюсь все эти годы индийской классической традиционной музыкой, и мне 24 часов в сутки не хватает. В свое время в СССР вышла пластинка под рубрикой «Музыка Азии и Африки» с такой музыкой, она очень меня захватила, поразила – была настолько сильная, насколько и непонятная. Я сразу почувствовал – это мое. На инструмент нужно было собрать полторы тысячи (при зарплате тогда в 90 рублей в месяц). И я собрал эту сумму! Настолько хотелось все поменять с помощью этого, потому что понял: вот этим могу всю жизнь заниматься.
В 1985 году в Москве познакомился с человеком, который стал моим первым настоящим учителем игры на ситаре. Вернее, стала. Это индийская исполнительница Карни из Бомбея, которая убежала оттуда от родителей, которые хотели против воли ее там выдать замуж. Она была ученицей Картикумара, известнейшего индийского ситариста. Желание совершенствоваться дальше было у меня огромное. В этом деле главное – кто твой учитель. Я выбрал в качестве наставника Имратхана и его сыновей. С ними даже ездил на гастроли, потом в Индии эта семья приняла меня для дальнейшей учебы».
– Лично для вас этот инструмент что дает?
– Всё. Во время игры время останавливается.
– В советские годы ваш протест против той системы был в виде обращения к хиппи, сейчас – ситар: индийская музыка, не протестная, но все же альтернативная по своему ладу той музыке, среди которой вы живете, европейской.
– Индийской музыке несколько тысяч лет, а европейской классической – лишь пятьсот. К хиппи я пришел в молодости, когда все было интересно, но позже, когда взял в руки ситар, понял: это серьезно, на всю жизнь.
– Нашли свою струну в прямом смысле.
– Конечно! Особенно, когда есть учитель. Это дает в музыке ощущение уверенности, связи с конкретной исполнительской школой. Особенность индийской классической музыки в том, что она наполовину связана с глубокими знаниями, наполовину – с импровизациями. Играя, ты видишь те же самые вещи по-новому каждый раз. Каноны, правила тут невероятно глубокие, но – свобода. Свобода в дисциплине! И в этом жить.
– Эта музыка, инструмент, игра на нем – изменили ваш взгляд на мир, на себя?
– Да. Благодаря этому я нашел и жену. Она приходила на концерты, так познакомились. С тех времен аккомпанирует на тампуре.
– Если бы в молодости попали бы на ситар с его свободой в дисциплине – как вам кажется, это помогло бы тогда найти ответы на вопросы бытия?
– Как всё в жизни произошло – так и хорошо! Я прошёл свой путь. А ответы эти я и сейчас не знаю.
Советские хиппи. Как это было.
Манифест мы написали во Львове. Сначала это был черновой вариант. В то время трудно было найти аппаратуру, но я сумел найти выход на одну организацию и нелегально подпольно отпечатал текст, который мы пересылали в другие города по всему СССР своим знакомым и раздавали при встрече каждому, для того, чтобы они тоже подключались и каждый дописывал в манифест то, что он бы хотел и как он видит все это.
В сентябре 87го мы провели первую на Украине демонстрацию, после чего у меня и моих друзей начались проблемы. Нас таскали по органам, нами занималось КГБ и комсомольские оперотряды.
1967-1987-2007 гг. написано к 20-летию движения, возрождено к 40-летию
Инициативная группа хиппи Москвы, Киева, Львова и других городов СССР:
Алик Львовский, Слава Костылевич, Анжей Киевский, Володя Петров из Львова, Борис из Харькова, Ойя Айвер из Таллина, Стас и Шамиль из Москвы, Миша Тамарин, Сергей Троянский
Идеология советских хиппи
Написанием этой брошюры мы ставим перед собой цель рассказать о том, какие изменения произошли в движении хиппи в Советском Союзе в течение последних 20 лет, а также об идеях и мыслях, связанных с нашей идеологией.
Это только небольшая часть того, что мы планируем написать – потому что вскоре будет выпущена целая книга, посвящённая нашей идеологии, а также ряду других тем, волнующих прогрессивную молодёжь всего мира.
Мы надеемся, что вопросы, затронутые в нашей небольшой брошюре, не оставят равнодушными людей доброй воли, которые, несмотря на различия во взглядах, хотят жить в мире, равенстве и братстве.
Становление движения хиппи в СССР
В Советском Союзе, как и во многих капиталистических странах, хиппи появились в 60-х годах. Этому способствовали несколько факторов:
Несогласие с существующим положением вещей
Несогласие с миром взрослых и их моралью
Несогласие с ограниченными взглядами на жизнь
К этим пунктам можно добавить ещё ряд других, способствовавших становлению хиппи в нашей стране.
Разумеется, движение хиппи было в первую очередь движением индивидуалистов и затрагивало небольшую часть молодёжи, разделявшуюся на маленькие группы единомышленников. К началу 70-х годов уже многие молодые люди были близки к этому миру, этим идеям, этим взглядам. Они упорно искали пути к сотрудничеству и объединялись в сообщества в соответствии со своими взглядами и складом ума. Они развивали связи с другими городами и, в итоге, это привело к появлению общества молодых людей с их собственной культурой и взглядами, которые противостояли нашему обществу, где чистые и искренние отношения между людьми отсутствуют.
Такие группы в разных городах Советского союза, благодаря своей энергии, возбуждали интерес большого количества молодых людей, которые начали перенимать их внешние признаки (стиль одежды, длинные волосы) и их музыку.
Возникла молодёжная мода, основанная на хиппи и их жизни. Тогда власти начали борьбу с этим явлением. Людей отчисляли из школ и увольняли с работы за внешний вид. Если вы носили длинные волосы, милиция захватывала вас на улице и отвозила в отделение, где применялись методы, далёкие от гуманных. Была начата кампания по обвинению всех и каждого в антисоветизме, диссидентстве, приверженности буржуазной культуре, «привнесённой к нам из-за океана» (т.е. из США).
Однако несмотря на преследования, движение продолжало жить, отстаивало своё право на существование, добиваясь прекращения дискриминации хиппи. Начало появляться их собственное искусство: музыка, театр, любительское кино. Всё это, в свою очередь, стало оказывать влияние на сознание всего общества в целом. Там, где хиппи Советского Союза собирались для проведения свой рок-фестивалей, ежегодных встреч или дискуссий, возникали своего рода молодёжные центры. Таким центром стал Таллин, столица Эстонии, где местные власти были более толерантны к хиппи, в отличие от других городов. Правда, много проблем возникало и здесь – в частности, с милицией, которая пыталась выдворить всех приезжих в течение 24 часов.
Мы лишь вкратце коснулись истории становления нашего хиппи-движения. Поскольку мы хотим скорее перейти к основным идеям и взглядам на различные вещи в нашем обществе и вне его, мы не будем углубляться в детали борьбы против нас.
Старая и новая идеология
Наша идеология во многом походила на ту, что была на западе, хотя в ней присутствовали также идеи сугубо нашего, внутреннего характера и оттенка. Большинство идей были добрыми и достойными, многие хиппи поддерживали их, страдали и сражались за них. Им было гораздо сложней, чем их единомышленникам на западе, жившим в свободном, демократическом обществе. Западные хиппи и их последователи растеряли свой революционный настрой и просто стали модными, чему способствовало несколько факторов.
Движение в целом было скомпрометировано «левыми», сторонними людьми, поднявшими на щит девиз свободы действий.
Так, например, идея «свободной любви» понималась и использовалась совершенно извращённо. Ещё одной фальшивой свободой было использование наркотиков. Такие лозунги, как «лучше ползать в грязи, чем в политике», лишали движение активности и боевого духа, снижали его вклад в демократизацию и революционные перемены общества. Идея ухода от общества не была просто отговоркой, многие уходили в себя, в наркотики, в галлюциногенный мир.
Такова была ситуация, сложившаяся с некоторыми идеями, и таким образом многие люди просто опустились под предлогом того, что они ведут себя как настоящие хиппи. Со временем они такие люди стали обычными буржуа, заботящимися только о выпивке и наркотиках, то есть дерградировали как личности с тех пор, как, оставив сообщество хиппи, зажили обычной обывательской жизнью и перестали выделяться по каким-либо внешним признакам, избегая конфликтов на работе, в школе и семье. Вот почему часть старых взглядов и идей была пересмотрена.
Идеал хиппи – общество, основанное на равенстве, братстве, где нет различий между нациями, где любовь будет основным элементом человеческих отношений, и это не утопия – а реальность. Это может произойти только благодаря нашей человечности, гуманизму. В самом деле, всё зависит от каждого из нас и от нашего подхода к обществу и к миру в целом.
Таким образом, мы представили здесь некоторые идеи по построению общества, основанного на любви. Прежде всего, это спасло бы нас о чувства страха перед лицом ядерной угрозы, самой главной из тех, что угрожает нашей жизни. В случае, если политика разоружения получит дальнейшее развитие, должно быть установлено взаимное доверие между западом и востоком.
В качестве первого шага мы предлагаем установить культурные связи между различными странами, чтобы предоставить возможность свободно ездить в западные страны для установления связей между людьми двух систем. Эти контакты необходимы для того, чтобы преодолеть наши различия. Необходимо, начали наконец действовать по меньшей мере три статьи Декларации о правах человека – 13, 18, 19, предоставляющие возможность лучше узнать друг друга, свободно выражать свои мысли и распространять их теми средствами, какие вы выберете, независимо от государственных границ.
Первым шагом к воплощению этих позиций будет право советских граждан ездить в другие страны – как это принято не только на западе, но и в некоторых восточных государствах, граждане которых, в отличие от нас, могут ездить куда захотят. Почему в этом отказано гражданам СССР, таком же социалистическом государстве?
Также необходима возможность голосовать в государственном Совете, возможность выбирать делегатов от неформальной молодёжи (так называют течение молодёжной контркультуры в нашей стране). Мы хотим принимать полноправное участие в реструктуризации общества и не чувствовать себя ущемлёнными в своих гражданских правах. О нас знают, мы наполовину легальны, но этого не достаточно, это напоминает привычные демагогические отговорки. Нам позволено критиковать, но не разрешено действовать. И мы настаиваем на создании группы народного контроля (НК) – не формальной, а реально действующей – которая могла бы контролировать органы государственной власти и репрессивный аппарат. Молодёжь из неформальных организаций (неформальная молодёжь) также должна быть включена в НК. По этому вопросу у нас есть конкретные предложения.
В молодёжном движении произошло много перемен. В нашей стране вышел первый документальный фильм о молодёжи – «Легко ли быть молодым?» Этот фильм, предельно правдивый, в одном из эпизодов повествует о молодых ребятах, сражающихся в Афганистане и излагающих свой взгляд на войну и на жизнь. Все они получили моральные увечья. То же самое происходило с людьми на войне во Вьетнаме. Был создан Комитет воинов-интернационалистов (клуб ветеранов – Ред.), между «афганцами» (так называют воевавших в Афганистане) и другими группами молодёжи постоянно возникают стычки, эта ситуация не может не волновать нас в самой высокой степени. Милиция ничего не делает для предотвращения этих конфликтов.
Пресса также уделяет много внимания другой проблеме: «люберы», которые, создав культ силы, изучая карате, самбо, боди-билдинг, организуются для избиений представителей самых разных молодёжных течений Москвы. Для оправдания своих преступлений «люберы» используют в качестве прикрытия псевдо-патриотические лозунги об «очистке нашей страны от буржуазных течений», о «защите Родины от козней империализма». Все эти призывы напоминают о фашистах, которые начинали сходным образом: с создания культа силы и «очистки» страны от «ненужных» людей.
В Москве происходили демонстрации, в которых участвовали около 2000 представителей различных групп, выражавших недовольство политикой властей, не принимающих никаких мер по установлению порядка и защите населения от фашиствующих группировок. Нельзя более жить среди такого беззакония. Должны приниматься твёрдые меры. Мы настаиваем на том, чтобы представители оппозиционных групп были наделены властью, чтобы они имели возможность присутствовать на собраниях городских Советов и других органов власти, открыто и свободно выражать свои взгляды без страха преследования, издавать свои печатные издания, выступать по радио и телевидению, выезжать за рубеж, как это могли делать наши предшественники, революционеры в начале этого века (например, Бакунин, путешествовавший за границу, чтобы изучать наследие Гегеля).
В нашей стране происходят грандиозные перемены революционных масштабов, борьба за демократизацию идёт полным ходом, и мы не хотим оставаться в стороне: мы хотим принимать активное участие. Эта ситуация напоминает Польшу в 1980-81 гг. И, следовательно, нам нужно пересмотреть нашу идеологию. В последние годы общая атмосфера нашего движения заметно оживилась, началось восстановление «хиппизма» в СССР.
Начиная с 1985 года, наше движение стало расти и шириться, принимая форму более активного протеста, особенно в таких городах, как Москва, Ленинград, Львов, а также в Балтийском регионе. Был провозглашён Манифест хиппи СССР, приуроченный к 20-й годовщине нашего движения и написанный нашими товарищами в Москве.
Была выпущена книга нашего товарища из Риги, М.Джорджии, «Два лета», в которой он говорит о его персональных впечатлениях и встречах с разными людьми во время путешествий в Крым, на Валдай и на Украину.
Выходят наши самиздатовские журналы, посвящённое проблемам контркультуры: «Урлайт», «Сморчок», «Рокси» и другие. Создаются поп-арт театры, где, помимо хиппи, принимают участие и другие группы молодёжи. Один из таких театров находится в Киеве и называется «Нольдистанция». Множество рок-групп играют в рок-клубах музыку разнообразных стилей. Они невероятно популярно среди молодёжи, которая ценит их искреннюю преданность музыке – то, что в нашей стране так долго старались подавить и заменить бесталанными фальшифками.
Выводы
Всё, о чём мы рассказали здесь – лишь малая часть того, что волнует и интересует нас. Мы старались выразить некоторые наши идеи и позиции по отношению к тому, что происходит сейчас в нашей стране. Мы надеемся, что вы не остались равнодушными к нашим взглядам, нашей борьбе против сил консерватизма, конформизма и многих других факторов, мешающих нам жить в мире, братстве и искренности отношений между людьми всего мира.
Наш призыв – это призыв ко всем людям доброй воли, ко всем, кто ценит идеалы мира и демократии.
Мы приглашаем всех, кто хочет узнать больше о жизни и борьбе советских хиппи, посетить нас и установить дружественные отношения с нами, чтобы мы вместе могли бороться за мир без войны, репрессий и эксплуатации человека человеком. Наши взгляды высказаны здесь простым языком, который может понять каждый, независимо от возраста.
С огромной любовью к вам, люди доброй воли.