Что мешает работать учителю
Школа, окажите мне услугу.
Что мешает учителям качественно учить детей
Сегодня школа и образование часто являются предметом острой полемики. Современную школу активно критикуют: стало слишком очевидным то, что «на выходе» уровень знаний учеников оставляет желать лучшего, и меня как родителя школьника этот вопрос более чем волнует.
Казалось бы, имея хороший опыт прошлого плюс новые технологии, можно развивать и развиваться в любом желаемом направлении; казалось бы, столько сегодня возможностей учить и учиться. А результаты почему-то не впечатляют. Дети не справляются с программами и занимаются с репетиторами. Здоровых детей переводят на домашнее обучение. И многие родители сегодня предъявляют претензии к учителю и школе. Может, это отчасти из-за того, что образование притянули к «услугам»?
Кому как, а мне режет слух выражение «качество образовательных услуг». По закону о защите прав потребителей услуги предоставляются возмездно, а школьное образование у нас вообще-то бесплатное. И если это услуги, то кто заказчик: я как родитель, мой ребенок в моем лице или государство? Да и договор должен быть соответствующий и не противоречащий. Так что с услугами, простите, не совсем понятно. А как с качеством образования — от чего оно зависит?
По закону об образовании педагоги обязаны развивать у обучающихся познавательную активность и самостоятельность, инициативу и творческие способности; при этом учитывать особенности их психофизического развития и состояние здоровья. Педагоги должны применять формы, методы обучения, которые обеспечат высокое качество образования. Должны регулярно повышать свой профессиональный уровень и т.д.
Список прав педагогов тоже ориентирован на высокие результаты и качество образования: тут тебе и свобода преподавания и выражения своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность, свобода выбора форм и методов обучения. А еще право на творческую инициативу, применение авторских программ и методов обучения и многое другое. Замечательные слова, но на практике не все так просто.
Как известно, школы уже несколько лет работают по федеральным государственным образовательным стандартам — ФГОСам, которые, в отличие от предыдущих стандартов, очень ориентированы на развитие личности ребенка и на индивидуализацию образования. ФГОС начальной школы, к примеру, содержит требования к структуре и условиям реализации образовательной программы, а также к ее результатам — предметным и, конечно, личностным (мотивация детей к обучению, ценностные установки и т.д.) С одной стороны, много важного и нужного заложено в стандарте. И сама цель — повышение качества образования — вдохновляет. Только вот со средствами не очень.
Сегодня учитель не только учит детей — у него много другой работы, не связанной непосредственно с обучением. К примеру, календарное тематическое планирование — такой документ составляется на учебный год. В нем расписан каждый день и каждый урок, подробно. Это «труд», в лучшем случае, на несколько десятков листов. Кроме того, есть ежедневно заполняемые документы (журналы, дневники — бумажные и электронные и т.д.)
Учитель проверяет посещаемость и обязан выяснить причины отсутствия ученика. Рабочие программы, диагностики, регулярные мониторинги, отчеты по форме и без, с графикой и аналитикой. Учитель периодически отслеживает успеваемость учеников и отчитывается по ней. Для детей с ограниченными возможностями здоровья педагоги составляют индивидуальные программы, по таким детям своя документация.
А есть еще внеурочная деятельность, сопряженная с кучей бумаг. А еще элективные курсы, которые тоже нужно распланировать. У некоторых педагогов есть и классное руководство, требующее дополнительного времени. По вечерам, как водится, у родителей в «болталке» куча срочных вопросов к учителю. Это все требует времени. Даже боюсь предположить, сколько. Когда? Когда вы все это делаете? Как все успеваете, уважаемые учителя?
Классное руководство, конечно, оплачивается дополнительно — тысяча рублей в месяц. Это если наполняемость класса соответствует норме, что бывает не всегда. А работы у классных руководителей, по словам учителей, хватает, потому не все и не всегда желают брать ее на себя. Но берут и работают.
Понятно, что зарплата учителей должна быть выше, и известно, что на законодательном уровне подвижки к этому есть. Так называемые «майские» указы президента предусмотрели поэтапное совершенствование системы оплаты труда бюджетников. По ним повышение оплаты должно быть обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.
Потом была программа о совершенствовании оплаты труда, и вот, в течение последних лет бюджетники, в том числе, педагоги активно переходят (возможно, уже перешли) на эффективные контракты, где конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат.
Эффективный контракт должен быть «прозрачным», как сейчас любят говорить законодатели. Чтобы работник знал, что он должен делать и сколько он за это получит или может получить при выполнении определенных условий. В трудовом договоре нового образца четко прописана трудовая функция педагога и все, из чего формируется его зарплата, помимо оклада и обязательных составляющих типа районного коэффициента.
Различные компенсационные выплаты тоже должны быть указаны, для каждого работника — свои, в зависимости от должности и особенностей труда. Но в деньгах для педагогов это не так много. Сегодня зарплата учителя очень зависит от показателей эффективности его деятельности. Выходит, в интересах педагога — достичь максимальных показателей, чтобы получить положенные ему стимулирующие выплаты по максимуму. Но и тут, к сожалению, не все так просто.
Коль скоро речь идет о бюджетных средствах, контроль за «прозрачностью» их расходования, в общем-то, понятен. Однако не стоит забывать, что бюджет отдельно взятой школы — не резиновый. Если предположить, что все учителя будут выполнять свою работу с максимальными показателями, то хватит ли его на всех? Ответ очевиден. Потому и существует выражение «в пределах фонда оплаты труда».
Чтобы заработать побольше, учителя, помимо уроков, проводят различные мероприятия, участвуют в олимпиадах и конкурсах — чем выше уровень мероприятия, тем больше баллов учителю. В условиях ограниченности бюджетных средств выходит, что много баллов — вовсе не гарантия высокой зарплаты, так как в разных периодах времени балл может иметь разную «стоимость».
Вот и получается, что труды и старания учителей далеко не всегда адекватно оцениваются в денежном эквиваленте. А ведь подготовка к мероприятиям — это бумажная работа, которая занимает время и иногда сопряжена с личными расходами учителей на участие в них. Конечно, не у всех педагогов нагрузка позволяет думать о конкурсах и тому подобном — у кого-то 18 часов в неделю, у кого-то гораздо больше, а у кого-то две смены.
Много талантливых педагогов с большим опытом продолжают работать в школе, несмотря на зарплату. Им некуда идти — бизнес точно не их сфера. Работают как могут. Молодых специалистов тоже хватает, хотя многие откровенно говорят, что разочаровались в школе, точнее, в системе. Просто не ожидали такого. Хотели искренне работать с детьми, были полны знаний и идей, а тут. Услуги, бумаги, показатели, отчеты — как разобраться, где в этой схеме находятся дети, на каком месте?
В условиях, когда учитель вынужден больше заниматься не обучением детей, а планами, журналами, мониторингами, отчетами, ему не до творческих инициатив, в принципе, — просто нет времени. Учителя устали — они откровенно это говорят. Да, скажет кто-то, все устают на работе. Ага, скажу я, но когда в работе есть смысл — в каждом действии и решении; когда понимаешь, ради чего все это и к чему идешь — тогда я лично готова уставать. И снова работать, и снова уставать.
Регламенты и стандарты — оно, может, где-то и хорошо, если они не мешают главному. Здесь же куча бумажек затрудняет педагогам путь к основной цели и выполнение главных образовательных задач. Бумаги эти нужны разве что проверяющим из вышестоящих организаций да для отчетности — лежат-пылятся сейчас на чьих-то полках. Учителям они точно не нужны и нашим детям тоже, а все это сказывается как раз на них и на том самом качестве образования, которым мы все так озабочены.
Несколько десятков лет назад, когда ФГОСы с мониторингами и планами не висели на школами дамокловым мечом, учителя чувствовали себя гораздо свободнее и спокойнее, даже несмотря на невысокие зарплаты. От них гораздо реже можно было услышать «с нас требуют».
Нет сомнений: педагоги знают, умеют и очень хотят делать свою работу. Просто нужно дать им возможность показать все, на что они способны. Дать возможность учить наших детей и больше общаться с ними, а не с бумагами. Достойную оплату труда, зависящую от профессионального опыта, а не от запутанных механизмов, критериев и показателей. Они совсем с другим настроением будут ходить на работу. И результат не заставит себя долго ждать.
Что мешает учиться учителю?
Почему, несмотря на то, что сегодня так много говорят о повышении квалификации и непрерывном образовании, в реальной жизни взяться за обучение трудно?
Сегодня у учителей есть множество способов повысить профессиональную квалификацию — с развитием информационных технологий это перестало быть проблемой. На интернет-платформах собраны курсы практически на любой вкус. Интерес к таким ресурсам сегодня растет, но говорить о массовом спросе на онлайн-образование среди школьных учителей пока рано. Что же мешает педагогам использовать эти возможности?
И — инертность
Идея непрерывного образования вообще с трудом приживается в России. Есть круг специалистов, которые без постоянного обучения просто теряют квалификацию. Собственно, этот круг не так уж узок — он включает всех, чья работа связана с быстро меняющимися технологиями. При этом государство не обязывает таких профессионалов раз в три года повышать свою квалификацию — если они не будут этого делать, то станут невостребованными и потеряют привлекательность для работодателей. Условия игры им диктует рынок.
Почему-то в общественном сознании в этот круг специалистов не входят школьные учителя. И сами педагоги нередко считают, что им вполне достаточно полученного в вузе образования, а к необходимости повышать квалификацию относятся как к простой формальности: нужна «бумажка» — получим.
Между тем представители других профессий находятся в гораздо менее турбулентной среде, у них довольно однородный круг общения. Учителю же приходится адаптироваться к постоянной смене поколений, к общению с детьми, обладающими иными техническими навыками, иным типом мышления, иной механикой усвоения информации. Педагогу просто необходимо принимать такое положение дел и меняться вместе с детьми. Для этого надо учиться. То есть, потребность в непрерывном обучении у учителя должна быть гораздо выше, чем у представителей других профессий. Но пока осознание этой необходимости есть далеко не у всех.
Читайте также :
Инертность сказывается и в самом отношении к дистанционному обучению. Многие готовы учиться только «по старинке», в формате офлайн. Между тем плюсы онлайн-образования очевидны — более гибкий график, не надо тратить время на дорогу до места обучения (а при учительской загруженности это серьёзное преимущество). Ещё один бонус — в случае, если слушатель что-то недопонял с первого раза, он всегда может вернуться к занятию, просмотреть и прослушать материал заново.
Крупные платформы аккумулируют лучшие курсы, привлекают для их создания ведущих экспертов. На таких ресурсах можно найти самые новые и интересные программы и технологии обучения — не только по основным школьным предметам, но по многим межпредметным дисциплинам.
К примеру, крупнейшая российская онлайн-школа «Фоксфорд», в 2015 году запустившая проект «Фоксфорд.Учителю», помимо основных дисциплин предлагает своим пользователям курсы по работе с трудными подростками и детьми с ограниченными возможностями, развитию эмоционального интеллекта учеников, подготовке школьников к олимпиадам, оказанию первой помощи и множеству других тем. Знакомиться с содержанием курсов можно абсолютно бесплатно, оплата предусмотрена только для тех, кто по окончании обучения хочет получить сертификат о прохождении курса.
— Сейчас у нас зарегистрированы 215 тысяч педагогов, 75 тысяч уже прошли курсы по повышению квалификации. Обучение на местах ведут специалисты региональных центров повышения квалификации, а у нас есть возможность выбирать всё самое лучшее. Речь идёт о знаниях, которыми делятся специалисты с большим опытом преподавания, опытом руководства образовательными учреждениями, педагоги из ведущих вузов — МПГУ, РАНХиГС, Высшей школы экономики, представители бизнеса в образовании, ведущие эксперты из успешных проектов дополнительного образования, которые делают очень качественные продукты. Это уникальные специалисты, их не так много, большинство методик — авторские.
Есть возможность очень быстро обновлять базу, вводить самые передовые и интересные педагогические технологии и программы, транслировать их на многочисленную педагогическую аудиторию. Например, подготовка команд школьников к международным олимпиадам — это очень специфическая область, таких специалистов по пальцам можно пересчитать. Понятно, что в глубинке сложно помочь с подготовкой ребёнка на том же уровне, на каком готовятся его конкуренты из центральных регионов страны. Но пройдя дистанционный курс, учитель сможет справиться и с этим.
Б — безграмотность
Препятствием для онлайн-обучения до сих пор выступают технические причины — проблемы с доступом, плохая компьютерная оснащённость, низкая скорость интернета.
Читайте также :
В недавнем выступлении министра образования Ольги Васильевой были приведены данные: согласно соцопросам, лишь 16% российских учителей с компьютером «на ты». Педагоги, особенно те, кто живет в удаленных от центра регионах, и сегодня не умеют пользоваться электронной почтой, не знают, что такое Skype и испытывают трудности если нужно, к примеру, загрузить документы для регистрации на образовательном интернет-ресурсе. В этом случае даже при наличии современного оборудования и хорошей оснащенности педагог не способен использовать в классе технику, которой располагает. Таким учителям эксперты советуют начинать обучение с прохождения курса «ИКТ компетенции».
Сам термин «повышение квалификации» предполагает изначальное хорошее базовое знания предмета. Но практика показывает, что дипломированные педагоги нередко весьма посредственно владеют предметом, которому обучают детей.
Эксперты проекта «Фоксфорд.Учителю» провели выборочный мониторинг для фокус-групп школьных учителей, которым предложили пройти тесты на знание преподаваемых дисциплин (аналогичные школьным ЕГЭ). Мониторинг показал, что многие педагоги вряд ли сдали бы выпускные экзамены с хорошими баллами — преподаватели русского языка не знают правила орфографии и пунктуации, а реальный уровень владения языком у «англичан» тянет лишь на B1-B2, иначе говоря — средний.
Получается, что многим учителям-предметникам надо серьезно учиться, чтобы профессионально преподавать. Дистанционное обучение для них — не только знакомство с новыми технологиями преподавания, но и возможность «подтянуть» собственные знания.
— Сегодня спрос на дистанционное повышение квалификации растёт — это объясняется большой учебной нагрузкой и занятостью учителей. Дистанционные образовательные технологии дают им возможность обучаться дома, экономить время.
Как и в очном обучении, качество онлайн-образования во многом зависит от педагога и его профессиональной компетентности. В данном случае — от владения методами и технологиями электронного дистанционного обучения. Есть много примеров успешного дистанционного повышения квалификации учителей.
Этому способствуют качество разработанного образовательного контента дистанционного курса, продуманная система обратной связи, синхронные технологии электронного обучения (вебинары, видеоконференции), помощь обучающимся в планировании и организации учебной деятельности, поскольку серьезной проблемой дистанционного обучения являются именно недостаточно развитые навыки самоорганизации. При эффективной организации дистанционного обучения его качество может быть очень высоким.
Ф — формализм
Эксперты в один голос говорят о формализованности подхода к дополнительному обучению учителей. Как и о том, что учительское сообщество очень неоднородно. Значительная часть учителей заинтересована только в том, что соблюсти формальности и получить свидетельство о прохождении курса.
Школы выделяют средства на повышение квалификации персонала, но эти деньги чаще всего автоматически перекочевывают в местные центры повышения квалификации, а у учителя не всегда есть право выбирать способ обучения. При этом очное обучение в таких центрах по многим позициям уступает возможностям онлайн-образования — программы обновляются гораздо реже, уровень преподавания тоже нередко оставляет желать лучшего.
Глубина проникновения онлайн-обучения в рынок образования в целом с каждым годом увеличивается, и сфера повышения квалификации здесь не исключение.
Сейчас перед научным и образовательным сообществом стоят две глобальные задачи — создать возможности для повышения грамотности педагогов в области ИКТ и научиться видеть в учителе партнёра, который умеет и хочет учиться. Главное, чтобы и учителя понимали ценность дополнительного образования, а не просто шли «за бумажкой».
— Есть категория учителей, которая учится увлечённо. А есть те, кто делает это «по разнарядке», просто выполняя требование о повышении квалификации. Второй подход — формализованный, учителей прикрепляют к каким-то курсам, после окончания учёбы они проходят тестирование и получают нужный документ установленного образца.
Конечно, первая категория гораздо более интересна. Есть такой известный тезис — образование может быть только самообразованием. И я с ним абсолютно согласен.
В целом в онлайн-обучении педагогов я вижу два фокуса напряжения.
Первый касается учителей — людей, которым сложно и непривычно учиться дистанционно, с использованием технологий. Их по-прежнему немало, им привычнее читать обычную книгу или слушать лектора «вживую», им сложно перенастроиться.
Второй фокус — в самих онлайн-курсах. Не все предлагаемые курсы сделаны качественно. Нередко это просто учебники, переложенные в онлайн-формат. В таком подходе нет смысла. Онлайн-формат, на мой взгляд, в любом случае требует индивидуального подхода, постоянного сопровождения, требует коммуникации с тьюторами или преподавателями, с другими обучающимися. Просто новые знания, без практики, глубокого понимания — это не про квалификацию, не про профессионализм.
Сегодняшняя формализация образования, загруженность педагога внеучебными обязательствами часто не оставляет ему времени на самообразование. Если бы можно было высвободить какое-то время для самообучения — думаю, какой-то сдвиг был бы. У учителя должно быть желание учиться. Успех возможен только в этом случае.
Вместо резюме: в поисках хорошего образца
Читайте также :
Социологи утверждают, что в любом профессиональном сообществе есть 7-10% людей, способных предлагать инновационные решения. Ещё 20-25% могут создать что-то новое, развив то, чему их учили. Остальные — это те, кто выполняет работу по образцу. Но это в любом случае большинство из нас — значит, образец должен быть таким, чтобы качество сделанной по нему работы устраивало всех.
Эксперты сходятся во мнении, что не все курсы по повышению квалификации сегодня отвечают запросам учителей. Возможность повышения квалификации с помощью онлайн-занятий — это, безусловно, благо. Но без навыков самоорганизации любая форма обучения не может быть продуктивной. Система школьного и вузовского образования таких навыков не дает. Кроме того, учителя далеко не всегда осознают необходимость (помимо формальной составляющей) дополнительного обучения. Возможно ли изменить эту ситуацию?
Профессор МГПУ Марина Вайндорф-Сысоева уверена, что учителя должны ясно представлять, что даст им дополнительная учёба. Такое понимание, считает эксперт, может обеспечить система просвещения, способная показать самим учителям, какие изменения им необходимы. В основе этой системы могут быть микро-курсы, призванные доходчиво объяснить учителю, каких конкретно умений ему не хватает и как дополнительные знания могут сказаться на результатах его работы.
— Образование не элитарно, в педагогические вузы приходят самые обычные люди. И других у нас нет. Надо учиться работать с теми людьми, которые сейчас работают в школе, и в тех условиях, которые сложились на сегодняшний день. В вузы приходят не только самые одаренные, но и обычные выпускники обычных школ. Надо признать это и научиться работать с самой разной аудиторией.
По мнению эксперта, для работы с разными категориями учителей нужно применять различные технологии, и учить педагогов тоже надо по-разному. Специальное тестирование позволило бы оценить уровень компетентности преподавателей и их готовность воспринимать дополнительные знания. На основании этой оценки уже можно было бы понять, как строить курс обучения, а уже затем принимать решение — какие знания необходимы педагогам в первую очередь и во вторую. Сейчас запросы учителей, их реальные проблемы, потребности и интересы недостаточно изучены, в результате не уделяется внимания тому, что реально нужно, а педагогов чаще всего направляют на те курсы, что есть «под рукой».
Марина Вайндорф-Сысоева полагает, что прежде всего учителей надо «научить учиться», выделить им время для самостоятельного обучения. При этом педагогам нужны не просто лекции, но и дальнейшая системная методическая, профессиональная поддержка после окончания обучения. Возможно, такие функции могли бы взять на себя специальные методические центры при вузах или при тех онлайн- и офлайн-площадках, где проходит профессиональная переподготовка. Только при таких условиях постоянное обучение может стать и потребностью, и эффективным инструментом в дальнейшей работе.
Дидактор
педагогическая практика
Что мешает учителю быть УЧИТЕЛЕМ?
Эта небольшая статья родилась в результате встреч с учителями за пределами семинаров и курсов. Где-то в машине по дороге в школу или на вокзал. Где-то в короткие минуты отдыха между занятиями.
Тема, возможно набившая оскомину. Но от этого не потерявшая своей актуальности.
Речь идёт о несвойственных для учителя функций, которые мешают ему нормально трудиться.
КОММУНАЛКА
В одном из городов Краснодарского края власти обеспокоились большой задолженностью горожан за коммунальные услуги. Выход был найден весьма оригинальный.
В школах была организована акция «Заплатил за коммуналку — можешь спать спокойно».
Дети рисовали плакаты, сочиняли стихи. Проводили беседы с родителями. Ну а самое главное, они должны были принести и показать классным руководителям копии квитанций об уплате.
ГРАФИТИ
Администрация города организовала массовые работы по ликвидации настенных рисунков. Виновников не искали. Обязали школы произвести зачистку стен. Причём с обязательным приложением фотоотчёта.
ГОРОДСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Об участии учителей в предвыборных и выборных компаниях известно давно. Но этим не ограничивается их принудительное участие в политической жизни поселений.
В школьных актовых и спортивных залах регулярно проводятся встречи с депутатами. Учителя обязаны обеспечить явку родителей. Дети записывают в дневник поручение классного руководителя.
Народные избранники изволили задержаться более чем на час. Учителя чуть ли не силой пытались удержать возмущённых родителей.
В одной из школ прочёл приказ директора об объявлении выговоров тем учителям, которые не явились на первомайскую демонстрацию.
Пришлось намекнуть горе-руководителю о его правовой неграмотности.
______________________
Уверен, учителя могут привести ещё много таких вопиющих примеров. Однако боязнь потерять работу, получить взыскание заставляет педагогов зачастую безропотно повиноваться нелепым распоряжениям власть предержащих.
А это безусловно сказывается на авторитете учителя перед учениками и их родителями.
Комментарии к “ Что мешает учителю быть УЧИТЕЛЕМ? ”
» а мною заполняют перерыв»…Скоро все учителя советской эпохи вымрут… С кем будут тогда выполнять и перевыполнять управленцы? Что-то они об этом не думают… А зря… Позаботились бы о нас получше, глядишь, мы бы подольше были с ними))помогая им «подниматься над суетой»
Замучила «строчить» отчеты в различные организации, которые почему — то решили, что школы должны отчитываться перед ними: и как школьники борются с коррупцией, кто склонен к террористической пропаганде, и т. д. Когда учить? И воспитывать по плану, который составлен у каждого классного руководителя.
Министерство Образования. Без комментариев. Работаю учителем начальных классов более 20 лет, думала, что самые сложные годы — первые. Но реалии сегодняшнего дня заставляют меня всё чаще думать о смене профессии, поскольку самое любимое, что есть в профессии учителя — общение с детьми- с каждым годом, с каждым новым указанием сверху становится всё более недоступным…(((((
К сожалению, все так и есть… Вот и я иногда мечтаю, чтобы Интернет исчез навсегда, а вместе с ним и бесконечные «задания» сверху, электронный журнал, электронные отчеты….
Хочется просто работать с детьми, а не отчитываться сколько кормушек повесили, и как боремся с терроризмом:))
Учителю мешает быть учителем та система и структура управления образованием, которые выстроилась на основе законодательства об образовании. Магическое слово «образовательная услуга», сыграла злую шутку. Мы теперь не учим, мы предоставляем УСЛУГУ, наверно это звучит гордо. К этому понятию добавляется другое волшебное словосочетание ГОС. ЗАДАНИЕ от учредителя.
Поэтому, когда мы получаем какие-либо указания, даже абсурдные, не надо забывать, что мы на сегодняшний день «обслуживающий персонал», получающий гос. задание от учредителя