Что делать если забываешь то что учил
10 способов запомнить всё
Совсем недавно, опираясь на различные научные исследования, мы предлагали вам несколько советов, которые помогут получить хорошую оценку на экзамене. Что нужно есть, когда лучше ложиться спать и как вести себя непосредственно перед экзаменом. Наши сегодняшние советы ещё действенней: Инна Прибора обращается к тем же учёным и исследователям и приводит 10 простых способов запомнить всё, что вы учили (а мы надеемся, вы всё же учили) перед экзаменом.
1. Современные когнитивисты смеются над теми, кто зубрит билеты. Или, например, судорожно читает все главы учебника, надеясь, что формулы как-то сами собой отложатся в голове. Есть более эффективные методы выучить лекции, на которые вы почему-то забывали ходить весь год. Американские исследователи и авторы книги «Запомнить все: Усвоение знаний без скуки и зубрежки» Питер Браунж, Марк Макдэниэл, Генри Рёдигер предлагают метод, который называется «припоминание». Это когда изучив материал, человек пытается собраться и, прикрыв рукой страницу, сообразить, о чем вообще это было. Здорово устроить себе небольшую контрольную по прочитанному или хотя бы выделить из материала то, что можно назвать смысловыми опорными пунктами. Психологи настаивают, что нервные окончания, которые мы напрягаем, пытаясь вспомнить формулу Долгорукого и дату битвы Нильса Бора, усиливаются во время тренировок и потом пригодятся, когда мы станем извлекать из памяти что-то полезное.
2. Немецкий психолог Эббингауз больше ста лет назад тоже интересовался вопросом, как лучше запоминать незапоминаемое. В ходе опытов он получил результаты, о которых досадно узнать накануне экзамена: уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35% от изученного, если, конечно, вы не пользуетесь шпаргалкой в телефоне. Психологи отвергли шпаргалку, посмотрели внимательно на опыты Эббингауза и предложили людям интервальное повторение: первое — сразу же после прочтения, второе — через 20 минут, третье — через восемь часов, четвертое — спустя сутки. Но чтобы выучить схему интервального повторения, вам тоже пригодится интервальное повторение, а это нелегко. Обратимся к прочим мнемоническим приемам.
3. Эббингауз, которого вы еще помните, потому что о нем говорилось в предыдущем абзаце, открыл «эффект края». Суть открытия в том, что лучше всего запоминаются сведения, расположенные в начале или в конце текста. Поэтому при изготовлении билетов, старайтесь наиболее важный материал поместить во вступление и заключение, а прощальную речь можно вставить и в середину.
4. Интересное или эмоционально окрашенное запоминается легче. Если вам требуется выучить список костей лучезапястного сустава, представьте, что это сустав красивой девушки, которой вы помогаете выйти из трамвая, держа ее за нижний конец локтевой кости. Или же вы боретесь в армрестлинге со злейшим врагом, надавливая ему на ладьевидную кость.
5. Вернемся к советам авторов книги «Усвоение знаний без скуки и зубрежки». Они настаивают — пытайтесь найти свое решение, прежде чем ознакомитесь с готовым результатом. Например, взяв билет, представьте, что бы вы сказали по этому поводу, кроме многообещающего междометия «Нуууу…» И только после нескольких минут замешательства обратитесь к учебнику.
6. Запишите важное от руки. Исследования показывают, что, записав информацию, мы храним ее более надежно, даже если потеряли ту тетрадку.
7. Почитайте главу из атомной физики вслух. Хотя домашним это может не понравиться, вы все же лучше запомните физику, используя голос, уши и глаза, чем если бы вы просто просмотрели эту интереснейшую информацию в книге.
8. Кстати, перед экзаменом можно найти применение даже домашним. Поймайте одного из них и перескажите ему несколько параграфов, пока он не придумал, как выбраться из запертой комнаты. Пересказ поможет укрепить в голове наиболее важные идеи и структурировать информацию (Барбара Оакли, «Думай, как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее»)
9. Исследование американских ученых из университета Монклера (Нью Джерси) заставляет сжать кулаки. Ребята провели эксперимент с 50 странными добровольцами и доказали, что сжатие правого кулака в момент усвоения информации полезно для памяти. Якобы, когда мы сжимаем кулак, в мозгу активизируются области, связанные с памятью. Кстати, сжимать кулак полезно еще и потому, что тот родственник, который до сих пор рядом с вами, увидев кулак, согласится послушать еще парочку небольших вольных пересказов стихов Байрона.
10. Не сидите с книгами на одном месте, переходите из комнаты в комнату. Эту рекомендацию специалисты дают не только для того, чтобы отвлечь вас от дремоты в пользу размышлений о метраже квартиры. Оказывается, перемена места обучения улучшает память. В одном из классических экспериментов 1978 года психологи установили, что студенты, которые изучали лексику словаря в двух разных комнатах, отвечали на тестах гораздо лучше, чем ребята, которые корпели над словарем в одной и той же гостиной.
Синдром «Точно, я знал это слово!» или как не забывать выученные слова
Нет времени? Сохрани в
Иногда наступает ситуация, когда учишь–учишь слова, а потом, когда наступает ответственный момент для общения, они вылетают из головы. И приходится потом себя жалеть о том, что слово-то я знал, да вот забыл в самый неподходящий момент. В дальнейшем это может плохо повлиять на все, что угодно, начиная от оценок для студентов и заканчивая репутацией для бизнесмена. На самом деле к таким ошибкам можно быть готовым заранее и не допускать их в будущем. Существуют некоторые техники, при помощи которых это можно сделать.
Повторение — мать учения или почему слова забываются
Как уже не раз упоминалось, повторять слова полезно. Но как повторять их так, чтобы это повторение не вылилось в очень скучный и бессмысленный процесс зубрежки? Все дело в том, что слова забываются из-за того, что они нами просто перестают использоваться. Вот, например, мы проходили тему с учителем и выучили слово, употребили его несколько раз и потом целый год в нашем обиходе оно не появлялось. Естественно, никто не отменял феномен того, что для экономии ресурсов наш мозг удаляет со временем неиспользуемую им информацию. Особенно в том случае, если слова учились безэмоционально. И это самое главное, на что надо обратить внимание при изучении слов. Эмоции. Чем меньший ваш эмоциональный фон при изучении слова — тем быстрее они забудутся. Это не значит, что себя надо вводить в истерику или прыгать от радости во время зубрежки слов. Это значит, что желательно каждое слово эмоционально привязывать к тому, что для вас имеет смысл и/или интересно на данный момент. Например, если вы любите кататься на лыжах, то английский эквивалент всего лыжного инвентаря вы наверняка уже запомнили на всю жизнь. Потому что это всегда связано с дополнительными эмоциями, и это вам интересно. По этой аналогии можно учить любые слова, надолго их запоминая. Главное — натренироваться навыку придавать этому процессу немного положительных эмоций и ассоциировать их с тем, что вам интересно или значимо.
Сочинение The story of my life на английском с переводом
Техника «что вижу, то пою»
Для закрепления эмоциональной техники изучения слов можно использовать так называемую технику «что вижу, то пою». Эта техника может показаться немного странной, однако она очень эффективна, хотя, наверное, более ресурсоемка. Ее суть заключается в том, что вам необходимо в определенное удобное для вас время в голове постоянно прокручивать свои мысли, переводя их на английский. То есть попытайтесь описывать все окружающие вас предметы, людей, ситуации. Можете даже мысленно поругаться с продавцом магазине (или сделать ему комплимент) на английском. Преимущество такого метода — возможность постоянно практиковать язык, независимо от того, один вы или с кем-то. Ассоциативно в процессе усовершенствования этого навыка у вас начнут быстро и автоматически появляться переводы слов, наборы синонимов, которые прямо будут проситься, чтобы вы их применили. Ваша английская речь будет становиться все более насыщенной и правильной.
Устраивайте себе «challenge»
О том, что синонимы играют важную роль в наращивании словарного запаса, известно давно. Именно подбор синонимов позволяет существенно разнообразить ваш существующий словарный запас и сделать вашу речь более интересной, яркой и красочной. Старайтесь использовать как можно больше различных синонимов в своей речи, это поможет не только постоянно практиковать те слова, которые вы выучили, но и сделает вашу речь красивее и разнообразней. Например, можно сказать «I like sports», а можно сказать «I’m fond of sports», «I’m crazy about sports», «I’m into sports», «I’m keen on sports». Если вы постоянно будете ставить перед собой цель не использовать дважды одно и то же слово во время разговора, то ваш мозг будет натренирован в качественном выискивании в памяти слова-заменителя. И это замечательно, так как, чем больше вы будете знать слов, тем качественнее станете изъяснять свои мысли, а это, в свою очередь, приведет к повышению оценки вашего английского со стороны других людей, будь-то ваши друзья, партнеры или учителя.
Читайте
Конечно же, читайте на английском больше. Подберите такую книгу, чтобы читать ее было не легко и не очень сложно. То есть, чтобы незнакомых слов было не очень много, но они все же встречались. Естественно, книга должна быть вам очень интересна. Не подбирайте книгу для того чтобы просто ее читать только ради изучения английских слов. Если вы никогда не интересовались добычей шелка из тутовых шелкопрядов, не начинайте читать книгу про это.
Ведь чтение очень помогает повторять. А этот процесс важен для того, чтобы не забыть нужные слова, когда они действительно нужны. Чтение помогает припомнить когда-то выученное, но уже забытое. Обращаясь к словарю, чтобы посмотреть несколько раз одно и то же слово (которое вы никак не хотите ассоциировать эмоционально), вы так разозлитесь сами на себя, что наконец запомните его окончательно. Ведь это тоже эмоции, только с другой стороны. Также чтение помогает практиковать и запоминать слова в определенном контексте — таким образом, вспомните контекст — вспомните слово.
Репетиторы английского языка в Кропивницком
Ассоциации
Не стоит забывать об ассоциативном способе изучения. Конечно же, иногда кажется, что слово не вызывает у вас никаких эмоций. Хотя само по себе слово — набор звуков, все же ему можно придать какую-то эмоциональную окраску. Как только она появиться, вам будет проще его запомнить. Например, такое сложное слово как «ridiculous» (смешной, нелепый) очень похоже на русское слово «ридикюль» — представьте, как нелепо выглядит, например, мужчина с такой вещью как ридикюль, и вы сразу вспомните слово «ridiculous». Или ассоциируйте слова с некоторыми людьми, ситуациями, находите созвучные слова на русском языке. Это сделает запоминание слов веселее и эффективнее.
В общем, вносите частичку юмора в каждый урок по скайп, в каждое выученное слово, и это поможет легко ассоциативно учить английский язык и не забывать слова в самый ответственный момент.
Как учить что-то новое и быстро не забывать?
Оценить 5 комментариев
Суть такая, что каждый день что-то читаю и учу по книгам или видеурокам.
про видеоуроки я скажу вот что: они помогают именно понять как что делать, но только если основаны на реальных проектах и ситуациях
а если в песочнице что-то делается в уроке, то да, это бессмыслица
Дмитрий:
Да, работодатели (их HR) свои тесты строят строго на запоминании каких-то малозначимых «фич» из языка программирования. Потому, что они сами больше и не знают и не понимают.
Олег Цилюрик: т.е. понять структуру кода, стилистику его написания, реализацию тех или иных функций можно просто почитав доки? серьезно?
вот не знаю, мне дак в этом только видеоуроки и помогают, где человек показывает как он пишет код
наверное, моя девушка сможет просто почитать книги, посмотреть картинки там же и пойдет делать операцию и у нее все получится. да, это так работает. спасибо тебе за твою выпендрежную информацию
Куча практики
Море практики
В какой-то момент для тебя какой-то аспект просто становится обыденным и простым, как ходьба, и забыть это почти невозможно.
Но это только благодаря океану практики.
что-бы всегда было перед глазами пока не запомнится
Даже больше скажу: лучше научиться быстро забывать.
Но часто сталкиваюсь с тем, что новые технологии не хотят вливаться в рабочий процесс
Крыша поедет, не надо этого хотеть.
Я всегда учу только самый необходимый минимум, исходя из принципа Парето, что 20% усилий дают 80% результата. Зачастую этих 80% результата за глаза хватает для большинства задач.
Второй момент, я всё учу на практике. Конечно, сначала я делаю массированное теор исследование, так сказать провожу рекогносцировку, но конкретные приемы только в приближенных к боевым условиям.
Так-что я рекомендовал бы каждый навык оттачивать в конкретном модуле, на практике, в разных обстоятельствах, тогда в голове уложатся принципы и примерное представление, где, если потребуется, быстро найти детали и нюансы.
8 простых способов сдать любой экзамен (и не забыть выученное после)
Экзамены приходится сдавать не только в школе или в вузе. При этом подготовка к ним, а потом и сам процесс сдачи всегда вызывают стресс. Готовиться начинают за сутки до экзамена, повторять уже некогда, а мозг вообще отказывается работать. Но если есть хотя бы немного времени, надо потратить его с пользой. А не за бесполезным и бесструктурным чтением учебников в надежде запомнить хоть что-то.
Перед сдачей любых экзаменов (вступительные испытания в вуз, выпускные школьные тестирования или, например, теоретическая часть обучения вождению) нам приходится учить большой объём материала. Не имеет значения, будет ли это текст из учебника или собственные конспекты. Легко потеряться в потоке информации. И это часто пугает. Хотя есть простые способы справиться и с объёмами текстов, и с собственными тревогами.
1. Читайте, перечитывайте и ещё раз перечитывайте
Так называемое «зазубривание» уместно разве что при изучении строгих формул, и даже в этом случае их стоит не только запомнить, но и понять. Что же касается остальных тем, смело перечитывайте нужный абзац по несколько раз: таким образом получится не только выделить основную мысль, но и чётко запомнить изложенный материал. Наш мозг с готовностью отзывается на повторения любого рода, поэтому такой подход он просто не в силах проигнорировать.
2. Найдите собственные «контрольные точки»
Если вы знаете, что такое квест или логические шарады, вы отлично понимаете, как одна найденная подсказка тянет за собой цепочку последующих, открывает доступ к новой информации, а в конце концов выстраивается в общую картину.
Запомнить всё прочитанное иногда просто невозможно. Если перед вами большой материал, то лучше разбить его на смысловые отрезки и выделить в каждом основную мысль. Именно она и станет той опорной точкой, зацепившись за которую, вы сможете легко вспомнить и чётко изложить последующий материал при сдаче экзаменационного билета.
3. Систематизируйте информацию
Вы прочитали внушительный параграф текста и, кажется, запомнили всё основное. Но впереди ещё несколько предметов, и каждый из них требует вдумчивого подхода. Один материал «наслаивается» на другой.
К сожалению, при попытке заучивания колоссального объёма сразу, такая путаница — не редкость. В этом случае, чтобы быстро отыскать и вспомнить нужный момент, поможет наглядность. Наш мозг активно воспринимает изображения и цветные элементы — так повелось в природе человека, что яркие сигналы прочнее оседают в памяти. Воспользуйтесь этим — используйте пометки, цветные обозначения (к примеру, при помощи маркеров и стикеров), чтобы выделить самое основное, что потом станет прочным фундаментом вашего ответа.
4. Найдите свои сильные стороны
Индивидуальный подход всегда работает лучше любых других. Если у вас ещё нет собственной интуитивной схемы, самое время придумать собственную схему работы с информацией. Ведь помимо чтения и стандартного заучивания, существует много других способов эффективно подготовиться к экзамену и облегчить этот процесс.
6 верных способов подготовиться к ЕГЭ, чтобы всё успеть и ещё остались силы
Начнём с того, что каждый человек обладает собственной спецификой памяти: одни люди лучше усваивают информацию на слух, другие отлично запоминают то, что видят, третьим необходимо ознакомиться с предметом «со всех сторон».
5. Пишите от руки
В век новых технологий, которые предлагают нам удобно расположиться за клавиатурой и быстро набрать необходимый текст, идея вооружиться бумагой и ручкой может показаться не слишком практичной. Но всё не так просто. Учёными и психологами давно доказано, что процесс конспектирования от руки значительно улучшает функцию запоминания и способен сослужить хорошую службу при подготовке к экзаменам. Дело в том, что, самостоятельно выводя информацию на листе бумаге, мы как бы «пропускаем» её через себя.
6. Ассоциации
Действенность ассоциативного метода доказана не только психологами, но и самой жизнью. Представьте: вы знакомитесь с несколькими людьми, и имя одного из них совпадает с вашим собственным (или с именем близкого вам человека). Вы вряд ли испытаете неудобство, потому что забыли, как обратиться к человеку. Если новая информация способна напомнить то, что уже знакомо или вызывает интерес, то она непременно займёт место в памяти. Такие ассоциации можно назвать естественными — они возникают самостоятельно и не требуют вложения собственных усилий. Но все связи и аналогии можно создавать в процессе. При этом, чем больше творческого подхода вы вложите в ассоциацию, тем ярче она запомнится.
7. Делайте перерывы и много спите
Когда времени перед экзаменом мало, кажется, что прерваться на десять минут будет настоящим преступлением. И совершенно зря.
Наш мозг устроен таким образом, что большой поток информации на фоне отсутствия отдыха играет против нас, и новые знания не усваиваются.
Вы когда-нибудь перечитывали одно и то же предложение несколько раз, чтобы уловить смысл?
Этот первый «звоночек» сигнализирует, что пришла пора отложить учебник и немного расслабиться, переключившись на кратковременный отдых или прогулку. Тем самым вы дадите себе необходимую передышку и после перерыва обнаружите, что информация запоминается куда лучше.
Ночь перед экзаменом — самое напряжённое время в жизни школьников и студентов. Хочется прочитать, запомнить и повторить как можно больше. Однако полное пренебрежение сном может сказаться самым негативным образом: при взгляде на вытянутый билет можно не вспомнить добрую часть честно выученного материала. Здоровый сон перед экзаменом принесёт куда больше пользы и упорядочит все нужные мысли.
8. Повторяйте
Человеческий мозг отлично приспосабливается к повторяющимся действиям. Например, если вы не в первый раз идёте по одному и тому же маршруту, вы вряд ли заблудитесь. Это же правило активно работает в сфере усвоения информации: повторяющаяся песня по радио способна прочно засесть в голове даже против нашей воли.
Поэтому, выбрав самое главное, не пренебрегайте повторением и просмотром текста «ещё один раз». И здесь есть небольшая хитрость. Если перечитать пройденный материал на ночь, то во время сна полученная информация перейдёт в стадию долговременной памяти, и наутро в большинстве случаев вы сможете уверенно воспроизвести выученную рифму, вспомнить математическую формулу или дату рождения русского полководца.
15 способов перестать всё забывать
Содержание
В этой статье мы расскажем о том, как повысить свою эффективность и использовать мозг правильно. Студенческие годы — одно из лучших времен для работы человеческого мозга. После университета часто пропадает необходимость тренировать память и давать мозгу сложные задачи. В праздном состоянии уровень интеллекта снижается. Чтобы вернуть ему прежнюю норму, японский нейробиолог Такаси Цукияма рекомендует ввести в свою жизнь 15 привычек.
1. Начинайте день в одно и то же время
На эту привычку не должны влиять внешние обстоятельства (поздно лег, не хочется вставать из-за холода и др.). Распределите задачи (помыть посуду, погладить вещи, перебрать счета или распределить файлы в компьютере и пр.): сложные — через 2 часа после подъема, привычные легкие — сразу после подъема.
Работа руками задействует лобные доли мозга (выбор и принятие решений).
Разговоры или чтение вслух также помогают мозгу проснуться и улучшают восприятие-обработку-воспроизведение информации.
Так как современный человек часто после быстрых сборов садится в автомобиль и едет до работы, где целый день сидит за компьютером, его мозг находится в заторможенном состоянии. Именно ходьба улучшает кровоснабжение всех отделов мозга и повышает интеллектуальные способности. Чтобы получить максимум пользы, смотрите по сторонам, запоминайте детали.
Полить цветы, покормить животных — отличный способ успокоиться и не тратить энергию на подавление гнева и злости.
2. Повышайте концентрацию
Чтобы производительность увеличилась, мозг нужно разогреть с утра и «подзарядить» после обеда. Помогает ходьба и простые физические упражнения.
Так как размытые сроки для рабочих задач часто ведут к прокрастинации, Цукияма рекомендует ставить временные ограничения. Когда человек быстро справляется с задачей, у него какое-то время длится такое эффективное состояние. Хотите успеть как можно больше? Учитывайте, что интервалы интенсивного труда длятся всего 2 часа и сравнимы с экзаменом.
Вы можете работать весь день с перерывами спустя 2 часа и заканчивать, когда производительность падает на 30 %. Когда у вас есть ограничение по времени, появляется четкое решение, пошаговый план и минимум вариантов.
Каждый раз, когда вы берете работу домой и посвящаете ей все свободное время, высокая производительность исчезает. К чему это приводит? Задача, на которую нужен был час, растягивается на весь день. Распределите объем задач на все рабочее время в неделе, чтобы ваши вечера и выходные были посвящены общению с близкими и любимым занятиям.
Для высокой производительности нужна конкуренция, так как в человеческом мышлении заложена тяга к победе. Соревновательный подход помогает улучшить показатели компании или завода в десятки раз.
3. Следите за качеством сна
Именно в это время мозг пополняет энергетические ресурсы и обрабатывает полученную информацию. Иначе говоря, при плохом сне тренировки памяти будут эффективны максимум на 50 %, так как ночью работа с мышлением происходит активнее, нежели в часы бодрствования.
Перед сном полезно ознакомиться с материалами, которые завтра вы будете использовать в работе, или запомнить десяток иностранных слов. За ночь мозг обработает новую информацию — и утром вы будете лучше помнить ее.
Подготовка ко сну не менее важна, так как лобные доли вечером отдыхают, а мозгом правят эмоции. Если человек ругается, смотрит ужастики, слушает агрессивную музыку, пьет кофеиновые напитки за 6–7 часов до сна или думает о негативе, то спать он ложится в возбужденном состоянии, что мешает полноценному восстановлению. Отсюда утренняя усталость и заторможенная работа в течение дня.
Сон должен длиться не менее 6 часов, иначе спустя несколько дней начнутся сбои в нервной системе, проблемы с концентрацией внимания и путаница в повседневных делах.
Каждый вечер перед сном нужно создавать спокойную атмосферу, но без явных изменений. Психологи и остеопаты советуют лежа в постели постепенно расслабить все мышцы — от пальцев ног до шеи.
4. Повышайте выносливость мозга
Хорошая работа лобных долей — это первое, чего нужно добиться тренировкой мозга. Лобные доли как пропускной пункт: сверяют новую информацию с той, что уже хранится в памяти. Как только власть уходит от этого отдела мозга, человек поддается эмоциям, начинает лениться, упрощать и делегировать. Если такое состояние затягивается, то человек теряет сноровку в принятии решений.
Технический прогресс облегчает жизнь, но при этом готовые обеды, роботы-пылесосы и парктроники лишают мозг базовых тренировок. Все бытовые скучные дела отвечают за выносливость мозга, которая сейчас особенно необходима, чтобы не заработать нервный срыв, опухоль мозга или хроническое расстройство психики.
В своей книге Цукияма приводит пример японского бизнесмена-вдовца из «Роллс-Ройс», у которого были самые высокие продажи в Японии, двое детей и гора ежедневных дел по дому. Именно ежедневные бытовые задачи повышали производительность и выносливость его мозга.
Если лобные доли не привыкли давать указания, то при решении крупных задач вам все надоест на полпути. Вы не сможете выполнять трудные задачи и захотите вернуться в прошлое, где ничего не надо. Повышение выносливости мозга без насилия над собой дает возможность эффективно справляться с проблемами.
Выбор, решение и систематизация — это работа лобных долей, которая возможна при приготовлении ужина, уборке квартиры.
5. Прокачивайте навык решения задач
Для начала нужно избавиться от ненужных вещей и навести вокруг себя порядок. Для внутреннего порядка в голове рекомендуется составить список правил и принципов — это помогает расставлять приоритеты и решать проблемы при нехватке времени.
Когда у человека есть план на день, мозг работает в несколько раз активнее, так как не отвлекается на посторонние задачи. Проживая месяц с ежедневным планом, проще анализировать ошибки и менять подход. Пошаговый план полезен для решения любой задачи (начиная от уборки сезонной одежды и заканчивая сдачей проекта или изучением иностранного). Вам понадобится цель, список действий и критериев.
Блок-схема — это структурированная информация, которая необходима для качественной работы лобных долей. При этом нужно учитывать, что высокая регулярная производительность невозможна, если человек решает более семи задач одновременно.
Почему в современном обществе особенно актуально прокачивать навык решения задач? Так как большую часть суток человек действует по чужим указаниям (график работы, задачи от руководства, расписание транспорта, навигация в машине и в Интернете). В результате можно прожить целый день, особо не напрягая мозг и не запуская работу лобных долей.
6. Ежедневно наводите порядок в голове
В университете часто встречаются студенты, которые тратят на подготовку к экзаменам гораздо меньше времени. У них есть способность быстрее работать с информацией. Этот навык нужно поддерживать. Если обратить внимание на стол хорошего руководителя, то на нем минимум вещей, а в ящиках нет лишних бумаг. С порядком на столе не нужно делать лишние движения и в неподходящий момент вспоминать, где и что лежит.
Сон должен длиться не менее 6 часов, иначе спустя несколько дней начнутся сбои в нервной системе, проблемы с концентрацией внимания и путаница в повседневных делах.
7. Развивайте внимательность
Именно в неходячий период у пенсионеров быстрее развивается слабоумие. Так как человеку необходимо каждый день получать максимум визуальной информации для тренировки лобных долей, после работы нужно проводить время не со смартфоном, а с пространством, где есть объемные предметы. Если посадить человека в пустой комнате с однотонными стенами, то очень скоро он начнет сходить с ума: интеллект нуждается в контакте с визуальным и тактильным миром.
Телевизор не спасет, так как человек получит только субъективную информацию, не задействуя все каналы восприятия, и мозг не будет функционировать полноценно. Именно поэтому полезно почаще гулять с людьми, которые маломобильны.
Нейробиологи рекомендуют не просто смотреть перед собой, а еще и по сторонам, чтобы к зрению присоединялись другие органы чувств. Наша память таким образом сохраняет информацию о разных характеристиках объекта. Цукияма приводит пример с собакой, которую человек еще не трогал, но уже знает, какой мягкости шерсть.
Это значит, что мозг не пассивно ждет подтверждения информации, а идет к ней сам.
Если сидеть весь день перед компьютером, то на улице человек может столкнуться с размытым изображением, так как его мозг за 8 часов привык к плоскому экрану и ему теперь сложно переключить внимание на объемные объекты.
В течение рабочего или учебного дня важно перестраиваться на разнообразные задачи, чтобы часть функций мозга не уходила в сонное состояние. Постоянная рутина приводит к тому, что человек становится забывчивым, в диалоге долго подбирает слова и часто впадает в ступор. Такие люди медленно считывают информацию о собеседнике и проваливают переговоры. Наблюдается замедление зрительского внимания — в разговоре человек долго изучает собеседника и не успевает уловить смысл обращения. В результате он забывает важные даты, тему встречи, поручения и пр.
Введите привычку несколько раз в день делать гимнастику для глаз. Для упражнений выбирайте вид из окна и фокусируйтесь в разные стороны, обязательно используя дальние планы.
Цукияма своим пациентам советует тренировать не только визуальное восприятие, но и слух. Слушайте аудиокниги и радиопередачи, перед сном старайтесь вспомнить как можно больше полученной информации.
8. Развивайте память
Отчеты, конспекты, блок-схемы — с их помощью анализируйте, есть ли у вас проблемы с получением, структурированием и воспроизведением информации.
Эти упражнения помогают людям со следующими жалобами:
часто забывают, что увидели или услышали; сложно воспринимают информацию на слух; теряются в мыслях. Информация быстро забывается, т. к. человек чаще всего не пытается запомнить ее осознанно. Чтобы этого не случалось, любую важную информацию нужно обдумать и запомнить так, будто это конспект для другого человека. Студентов, например, просят записывать лекции именно потому, что для этого процесса требуется некоторое время держать материал в голове.
Интерпретируйте новую информацию, превращайте ее в зрительные образы. Цукияма провел исследование, которое показало следующее: для улучшения разговорных навыков нужно произносить не менее 1000 слов в день. Больше упражнений и курсов вы найдете в разделах: развитие памяти у детей и развитие памяти у взрослых.
9. Умение рассказывать
Так как в современном мире дети и взрослые большую часть общения переносят в мессенджеры, то умение красиво говорить без слов-паразитов мало кому дается. Чтобы у ребенка была чистая и богатая речь, нужно ежедневно вести с ним беседы, чтобы он учился строить рассказ, а не односложно отвечать «да/нет».
В общении с друзьями и близкими не используйте тему работы, так как там люди говорят шаблонным языком, используя заезженные фразы.
Полезное упражнение для тренировки памяти: писать мини-истории, в которых есть зрительные образы. То есть написать другу не только название ресторана, но и описать его интерьер, какого цвета были глаза официанта и как выглядело блюдо.
10. Делайте речь выразительной
Используйте сравнения и в устные рассказы вплетайте детали. Доказано, что частое использование сравнений защищает от снижения уровня интеллекта, т. к. в мозге включаются сложные процессы. Почему так происходит? Чтобы устанавливать параллели между разными явлениями и предметами, нужно собрать информацию и осознанно ее обработать. Метафоричная речь наблюдается у людей с хорошей памятью.
Если после истории вы часто сталкиваетесь с непониманием и обвиняете окружающих в этом — проанализируйте свой рассказ со стороны. Такой самоанализ считается отличным упражнением для лобных долей.
11. Что есть, чтобы сохранить клетки мозга в целости
Физические нагрузки вкупе с полезной пищей (без переедания) важны не только для желудка и сердца, но и для мозга. Болезни мозга часто связаны именно с регулярным употреблением вредной пищи и лишним весом. Он ведет к уменьшению двигательной активности и ухудшению обмена веществ. Непереработанные жиры и сахар затормаживают работу мозга, т. к. поднимается кровяное давление и мозг не получает достаточное количество энергии. Итог: закупорка сосудов, плохое капиллярное кровообращение, отмирание клеток и разрушение мозга.
Чтобы этого не случилось, нужно вводить в пищу рыбу, орехи, большое количество зелени и овощей, а также соблюдать баланс «еда-движение». Если вы не хотите следить за приходом и расходом калорий, то придерживайтесь простого правила: после приема пищи оставаться немного голодным.
12. Периодически делайте обследование мозга
Сканирование мозга полезно для того, чтобы откорректировать образ жизни, предупредить появление очагов инсульта, атеросклероза и пр. Особенно если вы живете по привычкам, описанным выше, но все равно постоянно все забываете и устаете от мыслительной деятельности. На МРТ можно увидеть, какие отделы мозга натренированы, а какие ослаблены. Например, пациенты с истощенными височными долями плохо воспринимают на слух, с теменными — путаются в дороге и не могут навести порядок.
13. Улучшайте способность мозга к самоконтролю
Анализируйте свои ошибки, чтобы понять, какие возможности мозга вы используете не по назначению или не в полном объеме. Психологи рекомендуют вести дневник успехов и благодарностей, а Цукияма — добавить к ним дневник неудач.
Чаще всего мелкие неудачи повторяются регулярно (например, постоянно проливать воду, ронять посуду, врезаться в косяки, забывать вещи). Чтобы избежать крупных промахов, нужно проанализировать, почему с вами это происходит, понять, откуда проблемы с координацией или другими функциями. Цукияма отмечает, что мелкие бытовые ошибки случаются в одно и то же время. Это связано с биоритмами мозга.
14. Совершенствуйте творческие способности
В своей книге Цукияма пишет, что креативность — это умение комбинировать. Вы работаете с информацией, строите связи между новой и старой. Например, для генерирования идей нужно пополнять словарный запас, читать книги и думать, куда применить новую информацию.
15. Тренируйте силу воли
Воля тормозит и ускоряет человека. Важно, чтобы желаемая цель была сильной, иначе человек сдувается при первых трудностях. При обучении и в своем личностном развитии рекомендуется давать обратную связь в виде похвалы или конструктивной критики. Отличный способ улучшить работу мозга — искать то, за что можно похвалить другого человека: так вы становитесь внимательнее.
В начале статьи мы уже упомянули, что живое общение необходимо для баланса мозговых функций. Если говорить о знакомствах — они дают позитивный эффект для работы мозга. Смена обстановки, новые люди — все заставляет мозг работать немного активнее.
15 привычек от нейробиолога Тасаки Цукияма — это сложная работа над собой, которую вы можете выполнить в этом году и изменить свою жизнь в лучшую сторону.