Что было найдено при исследовании поселения ботай
«Сердце разрывалось!», или история открытия поселения Ботай
Но в эту историю вмешалась судьба, которая лишь спустя 10 лет подарила ученому археологическое открытие XX века.
«Перед тем, как копать, — рассказывает профессор В. Ф. Зайберт, — нужно провести археологическую разведку и найти памятник. Мы разбились на группы по 2–3 человека и пошли по Ишиму и его притокам. Моей напарницей была девушка, с ней мы шли от Сергеевки (Северо-Казахстанская область) по Иман-Бурлуку к истокам Ишима. Приближаясь к селу Никольское (близ Кокчетава), мы обратили внимание на очень красивый лес и остановились. Вечерело, моя напарница плохо себя почувствовала. Что делать? Уже хотели заночевать в лесу, когда увидели мужчину, ехавшего на запряженной телеге. Он подобрал нас и приютил на ночь в своем доме в Никольском.
Утром общий сбор, и наш руководитель Зданович Геннадий Борисович (прим. ред. археолог, открывший Аркаим) сообщил, что все группы отправляются в Атбасар. Мы сели в автобус и поехали. Мне посчастливилось: я обнаружил Атбасарскую культуру. Нашел стоянки, начал исследовать, чему посвятил 10 лет. Это было в 1969 году и продолжалось по 1980 год».
В 1978 году работа по изучению Атбасарской культуры позволила Виктору Федоровичу защитить диссертацию.
«В 1980 году, устав от «кипящих» летом полынных степей, я вспомнил тот красивый лес рядом с селом Никольское под Кокчетавом и отправил туда ребят. Через несколько дней они привезли мне в фуражке материал. Я посмотрел его и понял, что это нечто совершенно неведанное. Когда копаешь стоянки, находишь материал, становится понятно, что это новое, да, но в масштабе об этом уже кое-что известно, уже немного изучено. А здесь было что-то иное!
Они мне говорят: «Да там ничего нет, там все разбито». «Сворачиваемся!» — закомандовал я. Мы загрузились всем отрядом из 25 человек и приехали на то место, которое мне когда-то 10 лет назад приглянулось. Заночевали в лесу. Утром вышло солнце. Я смотрю на панораму, что разворачивается передо мной, и вижу «блюдца». Тогда было засушливое лето, степь была голая, а здесь местами в форме блюдец росла зеленая трава. Я кричу: «Ребята, вставайте! Жилища!». Взяли лопаты, и уже под первыми ударами пошел материал. В первый же день раскопок мы складывали материал кучами: набрали 40–60 тысяч находок.
Если присмотреться, на переднем плане фотографии можно рассмотреть «блюдце» — участок земли, густо заросший зеленой травой
Сердце разрывалось! Это что-то невообразимое! Невозможно передать, что это значит для археолога. Венгерский ученый, директор венгерской Академии, которому я в Москву возил фотографии с раскопок, чуть с ума не сошел от того, что увидел столько костей лошади. А он всю жизнь занимался проблемой доместикации этого животного.
К концу лета в лагере было уже 100 человек, а материал все не кончался. Его нужно было считать, обрабатывать, шифровать, описывать. Это трудоемкая работа, в ней были задействованы почти 40 человек. 20 человек трудились на кухне. Весь лес был в палатках и людях. На кострах ведрами, флягами готовили еду.
Подошел сентябрь, студенты должны были покинуть раскопки и отправиться на сельхозработы. А у нас работа кипит, материал тысячами. Я к ректору К. Шакенову. Он выслушал меня и дал на подмогу еще 50 человек. И мы копали весь сентябрь и октябрь. В то время, если бы узнал партком, за такой поступок его бы посадили в тюрьму.
Все ждали снега. «Ну что, выпал? Нет? Тогда еще подождем». Раскопки мог остановить только снег».
Десятки молодых парней и девушек, энтузиасты, захваченные наукой, увлеченные романтикой познания прошлого, проводили не один год на раскопках Ботая. Ни день и ни два, а по несколько месяцев они жили в походных условиях. Все как положено: лес, палатка, комары, река. Сглаживали тяжелую физическую работу и бытовые неудобства молодость и юмор.
Виктор Федорович вспомнил и рассказал нам много смешных историй, связанных с жизнью археологов на раскопках. Вот одна из них: «Приехал на Ботай ученый, почвовед. Вечером ему выдали спальник. Утром обхожу лагерь и спрашиваю его: „Как вы спали?“ „Хорошо, вроде, — отвечает, — но душновато“. Я ему говорю, да вы что, нужно было спальник расстегнуть и все. „Да понимаешь, он как-то не расстегивался“. Я в недоумении интересуюсь, как он в него ложился. „Ну как? Как обычно. Я головой вперед туда залез!“, — пояснил мне почвовед».
Несмотря на возраст, профессор Виктор Зайберт в душе все тот же молодой энергичный юноша, влюбленный в археологию. Он жизнелюб и оптимист с отличным чувством юмора. Узнать историю нашего прошлого, понять многие тайны Ботая — это смысл, которым он живет и который дает ему для этого силы.
В поселении Ботай обнаружены артефакты IV-III тысячелетий до н.э.
Научные сотрудники Национального музея РК в ходе проведения исследования поселения Ботай в Северо-Казахстанской области обнаружили артефакты, датируемые IV-III тысячелетиями до н.э., передает Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу музея.
Исследование сопровождается и решением вопросов специфики архитектурных приемов, используемых ботайцами для домостроительства. Для образного и детального представления этой архитектуры исследователи изучили реконструкцию 2-х ботайских жилищ в натуральную величину, соединенных между собой переходом и расположенных на озере Шалкар. Жилой комплекс был возведен на основе данных раскопок поселения Ботай под руководством профессора археологии Виктора Зайберта, начатых еще в 1980 году.
Вместе с этим, в рамках проведения исследования поселения, сотрудниками музея была произведена кустовая разведка новых объектов археологии. Так, в 11-ти км восточнее поселения Ботай на правом берегу реки Иман-Бурлук, в 2 км западнее села Кутузовка Айыртауского района, на краю третьей террасы были зафиксированы 2 погребальные конструкции. Одна из них представлена курганом, насыпь которого состоит из земли. Диаметр его – 26 м, высота – 80 см от уровня подошвы насыпи.
«Учитывая научную значимость территории Ботайской культуры, давшей мощный толчок к развитию культур последующих эпох, раскопки открытых объектов внесут новую информацию в историко-культурную концепцию уникального региона Казахстана. Данная экспедиция знаменует научно-исследовательскую деятельность Национального музея и проводится не только для изучения знакового памятника истории и культуры Казахстана, но и для профессионального совершенствования знаний научных сотрудников в области археологии и истории Казахстана», – отметили в пресс-службе национального музея.
ПЕТРОПАВЛОВСК, 1 сен – Sputnik, Елена Бережная. В Северо-Казахстанской области будет построен историко-культурный музей под открытым небом, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Поселение Ботай находится в Имантауско-Шалкарской курортной зоне, которая входит в ТОП-10 приоритетных туристических территорий Казахстана. Строительство музея-заповедника «Ботай» предусмотрено планом мероприятий развития туристской отрасли страны.
Уже сегодня на месте будущего музея можно увидеть те самые археологические квадраты, в глубине которых были найдены сотни артефактов, принадлежавших Ботайской культуре. Если включить воображение, слушая рассказы увлеченного своим детищем доктора исторических наук профессора археологии Виктора Зайберта, легко представляешь, как несколько тысячелетий назад здесь жили древние люди.
Здесь приручили лошадь
Позже было найдено еще несколько похожих поселений, удаленных друг от друга, что позволило говорить о ботайской культуре. За годы работы на этой территории археологами вскрыто более 15 тысяч квадратных метров земли, изучено более 100 жилищ, выявлено более 200 тысяч артефактов и десятки тысяч костей древних животных, к слову, почти все они принадлежат лошадям.
Ботайские находки датированы четвертым тысячелетием до нашей эры, что говорило о доместикации, произошедшей примерно на одну тысячу лет раньше, чем было известно историкам ранее. Дальнейшие исследования показали, что коневодство было ядром хозяйственной деятельности ботайцев.
Таким образом, начиная с 4 тысячелетия до н. э. и вплоть до 17-18 веков, лошадь играла основную роль в эволюции цивилизационных процессов.
Кстати, судя по стилизованным изображениям колес и животного на одном из фрагментов сосуда, ученые предполагают о существовании у ботайцев колесного транспорта.
Теплый дом и первые консервы
Как рассказывает Виктор Зайберт, ботайское население перешло к полуоседлому образу жизни. Осенью и зимой население собиралось на главных поселениях типа Ботай. Весной и летом большая часть ботайцев двигалась к юго-западу на песчаные почвы, так как они раньше освобождались от талых вод весной, и здесь появлялась первая растительность. Там они строили временные жилища, охотились, рыбачили и занимались собирательством. Другая часть населения оставалась на главном поселении: в основном это пожилые люди, дети и некоторые табунщики. Они ремонтировали жилища, заготавливали пищу и вещи на зиму.
Поселения формировалось на расстоянии 150-200 км друг от друга, так как каждому поселению было необходимо жизненное пространство, где ботайцы могли контролировать свои табуны.
Впервые в степях люди стали строить капитальные деревянные сооружения с использованием оригинальных приемов. Для того, чтобы построить теплые зимние жилища, древние люди, населявшие эти края, сначала делали углубление в земле, возводили невысокие стены, а затем из длинных жердей методом плетения корзины создавалось шатровое перекрытие. Его обмазывали глиной и обкладывали земляными пластами. По словам Зайберта, это была очень прочная конструкция, поскольку давление шло на края, а для этого был нужен точный расчет.
Судя по количеству характерных впадин, всего на территории поселения было построено 250 жилищ. Располагались они зачастую группами, соединяясь между собой крытыми коридорами. Здешние люди предпочитали жить родовыми общинами по 40-45 человек.
В пищу употребляли мясо. В первый год раскопок археологи обнаружили дисковидную яму глубиной 3 метра и диаметром 2,5 метра. Виктор Зайберт говорит, что она была вся запечатана четвертушками лошадей. Это первые консервы.
Просто фантастика
На территории поселения обнаружены орудия труда и предметы быта из кости, камня, керамики: скребки, ножи, отбойники, серпы, гарпуны, сосуды. У жителей поселения были даже ткацкие станки, в которые заправлялись нити из конопли и крапивы, и приспособления для сверления отверстий в камне. Археологами найдены бусины из прочного камня с такими узкими отверстиями, что через них не всякая современная швейная игла может пройти. Интересно также, что за 2 тысячи лет до эпохи бронзы ботайцы пользовались медным инструментами и предметами.
По словам профессора Зайберта, этот человек родился гермафродитом. Что интересно, трепанация не была вызвана заболеванием или увечьем, ученые предполагают, что ботайцы сделали трепанацию для «усиления связи с духами». Человек, перенесший эту операцию, скорее всего, был шаманом и после смерти его почитали. Когда он умер, на лицо наложили глиняную маску. В таком виде эта голова использовалась ботайцами в культовых обрядах.
К слову, такие сложные научные изыскания, как исследование трепанированного черепа и сосудов с остатками кумыса, стали возможны во многом благодаря работающими на Ботае иностранным ученым, владеющим суперсовременными технологиями.
Куда ушли ботайцы?
Ботайские люди отреагировали на кризис двумя путями: часть населения мигрировала на восток и на запад в поисках похожего экологического региона, и их историческая судьба была потеряна за счет ассимиляции с другими этническими группами; другая часть носителей Ботайской культуры рассеялась по речным долинам. Специализированное коневодство уступает место охоте, рыбоводству и элементам земледелия. Вместе с лошадью начали разводить крупный и мелкий рогатый скот.
Ученые исследуют Ботай уже почти четыре десятка лет. Но земля хранит еще множество неразгаданных тайн, и работы на объекте, включенном в список сакральных мест Казахстана, продолжаются. С начала лета ведутся раскопки в селе Никольское. Было расчищено более 80 квадратных метров и найдено около 500 экспонатов.
О многих из них, а также интересные факты о культуре ботайцев можно прочитать в книге «Сакральные контексты Ботайской культуры», написанной Виктором Зайбертом в соавторстве с другими учеными.
Увидеть своими глазами
Год назад в рамках программы «Рухани жангыру» на территории поселения открыт музей-заповедник «Ботай». Его работниками проводятся экскурсии по археологическим раскопкам, выставки, музейные уроки и лекции. Только с мая по август нынешнего года проведено порядка 50 экскурсий.
Новые археологические находки на поселении Ботай
Находки имеют очень хорошую сохранность. По утверждению профессора археологии Виктора Зайберта они датируются IV-III тыс. до н.э.
Исследование сопровождается и решением вопросов специфики архитектурных приемов используемых ботайцами для домостроительства. Для образного и детального представления этой архитектуры, научные сотрудники Национального музея изучили реконструкцию двух ботайских жилищ в натуральную величину, соединенных между собой переходом расположенных на озеро Шалкар. Жилой комплекс был возведен на основе данных раскопок поселения Ботай под руководством профессора археологии В.Ф. Зайберта.
Вместе с этим, в рамках проведения исследования поселения, сотрудниками была произведена кустовая разведка новых объектов археологии. Так, в 11 км восточнее поселения Ботай на правом берегу реки Иман-Бурлук, в 2 км западнее села Кутузовка Айыртауского района на краю третьей террасы были зафиксированы 2 погребальные конструкции. Одна из них представлена курганом, насыпь которого состоит из земли. Диаметр его 26 метров, высота – 80 см от уровня подошвы насыпи.
Учитывая научную значимость территории Ботайской культуры, давшей мощный толчок к развитию культур последующих эпох, раскопки открытых объектов внесут новую информацию в историко-культурную концепцию уникального региона Казахстана.
Данная экспедиция знаменует научно-исследовательскую деятельность Национального музея и проводится не только для изучения знакового памятника истории и культуры Казахстана, но и для профессионального совершенствования знаний научных сотрудников в области археологии и истории Казахстана.
История
История исследования на поселении Ботай
Летом 1983 года на месте раскопок поселения Ботай был проведен Всесоюзный полевой археологический семинар. В 1985-1985 годах коллективом археологов Северо-Казахстанской Археологической Экспедиции были достигнуты значительные успехи.
В 1985 году вышла совместная статья Зайберта В.Ф. и Мартынюка О.И. «Керамические комплексы энеолитического поселения Ботай». высказывалось утверждение о происхождении ботайской керамикина основе неолитической посуды Атбасарской культуры.
В 1985 году были опубликованы материалы Чернай И.Л. «Текстильное дело и керамика по материалам из памятников энеолита-бронзы Южного Зауралья и Северного Казахстана», Заитов В.И. «Характеристика каменных орудий труда поселения Ботай», Даниленко Т.А. «Костяной инвентарь поселения Ботай», Зайберт ВФ., Плешаков А.А. «Рубящие орудия поселения Ботай». Общая характеристика Ботайской культуры была дана в публикации Зайберта В.Ф. «Поселение Ботай и задачи исследования энеолита Северного Казахстана».
В 1994 году профессор Зайберт В.Ф. провел комплекс лекций в ряде британских университетов о Ботае. В этом же году была организована выставка о Ботайской культуре в Кембриджском археологическом музее и международный симпозиум «Ранние коневоды Евразии», на котором присутствовали 80 ученых из 16 стран мира.
В 1996 году были начаты казахстано-германские исследования материалов Ботая. Материалы ботайских поселений были подвергнуты изучению традиционных методов в археологии – трасологии, типологии, остеометрии, радиоуглеродного датирования, геомагнитной съемки. Геомагнитные исследования проводились в начале 1990-х годов при поддержке зарубежных исследователей. В 1990-х годах также с помощью лабораторий Кембриджа, Оксфорда, Бристоля, Экзетера были проведены исследования по анализу пригаров на керамических сосудах с целью выявления жировых следов молочных продукций.
В определении доказательств одомашнивания ботайской лошади активное участие принимали Макарова Л.Н., Нурумов Т.Н., Калиева С.С., из зарубежных исследователей – Гайдученко Л.Л.(Челябинск, РФ), С.Олсен (Музей естественной истории Карнеги, США), Д.Энтони, Д.Браун (колледж Хартвик, США), Н. Бенеке, А. фон Дендриш (Германия), М.Левин (Кембридж, Великобритания) А.Оутрам (Экзетер, Великобритания), Р.Бендри (Винчестер, Великобритания), А.Каспаров (РАН, Россия) Д.Орландо.
С середины 1990-х годов исследования Ботайской культуры замедлилось. Но ежегодно проводились археологические раскопки по изучению поселения Ботай.
В 2000 году поселение Ботай было включено в состав государственного национального природного парка «Кокшетау». В 2001 году Кокшетауская Археологическая экспедиция произвела разметку охранной зоны вокруг поселения Ботай с протяженностью в 3600 м. Установка ограды ограничила доступ скота и автотранспорта в охранную зону памятника. В 2005-2006 годах часть найденных артефактов на поселении Ботай были переданы в Центральный Музей Республики Казахстан в городе Алматы.
Значительный вклад в изучение Ботайской культуры внесли сотрудники Академии Кокше в 2004-2016 гг. в связи с реализацией государственной программы «Изучения и сохранения историко-культурного наследия РК» 2004-2006 годов. Результаты Кокшетауской археологической экспедиции были изложены в коллективной монографии «Тайны древней степи».
В 2009 году была издана статья в международном журнале «Science» где указывается о первых случаях одомашнивания лошади на энеолитическом поселении Ботай, и что ботайцы изготавливали кумыс. В промежуток между 2007 и 2011 годами археологические раскопки были приостановлены. Этот период времени использовался для осмысления концептуальных аспектов Ботайской культуры. В 2011 году была опубликована обобщающая монография Зайберта В.Ф. «Ботай. Истоки степной цивилизации».
В 2017 году Алан Оутрам использовал новый метод масс-спектрометрии для идентификации белков, сохраняющихся в останках зубов. В этом же году Ананьевская Э. (Вильнюс, Литва) исследовала образцы для тестирования на милиацин.
В 2017 году археологический памятник Ботай был включен в государственный список Сакральных памятников Казахстана. Ботай был включен как археологический объект исследования в рамках новой государственной программы «Рухани Жанғыру». Был разработан проект «Реконструкция социально-экономических и мировоззренческих аспектов Ботайской культуры и в том числе вопросы сакральных контекстов Ботайской культуры». В 2018 году при поддержке Казахского научно-исследовательского института культуры МКС РК была выпущена монография «Сакральные контексты Ботайской культуры» под авторством профессора Зайберта В.Ф. 21 ноября 2018 года в статье экс-президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «7 граней Великой Степи» Ботай рассматривается как один из важных контекстов формирования всаднической культуры.
Результатом многолетних исследований на поселении Ботай стало создание в 2018 году Государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай».