Что будет если плюнуть на могилу
Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами
Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.
Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:
Неоднозначные приметы
Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.
Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.
Погребальные приметы, которым уже не следуют
Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.
Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.
Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.
Магические действия на похоронах
Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:
Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.
Вопрос и ответ
В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.
Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.
«Я пришел плюнуть на ваши могилы»: нам объявлена война на уничтожение
Эта картинка вертится в одной из множества сетевых групп, где продают свои работы независимые художники. Автору двадцать пять — представитель поколения Моргенштерна. Он не демонстрирует пассивное «непонимание»: «зачем праздновать День Победы?» — напротив, он атакует. Картина впрямую подпадает под действие статьи 354.1 об оскорблении ветеранов Великой Отечественной войны и проявлении неуважения к дням воинской славы, но автору закон не указ. Он, во-первых, «так видит», во-вторых, хочет проповедовать свою картину мира: «Любому, у кого встает на военный парад, объясните, что танки, «Искандеры» и прочая «сила» — это отвратительно и ужасно». Обратите внимание на сниженную лексику — хотя ничего нового, мы сотни раз читали точно такие же высказывания в Сети. Но одно дело обыватель, который просто болтает, а другое дело — когда эти разговоры воплощаются в артефакты культуры — картины, спектакли, тексты.
«Я пришел плюнуть на ваши могилы» — с этим слоганом новые и новые поколения нигилистов отправляются на соискание лайков и грантов. Это самый быстрый отраслевой социальный лифт в культуре — если нет таланта, помогут хейт, вызов, провокация, цинизм и кощунство. Любой юный деятель искусств знает: чтобы прыгнуть в высшую лигу, стать мастером с золотыми масками, требуется разнести хотя бы одну скрепу — память о войне, религиозные традиции, патриотизм, культурные святыни, на худой конец — найти в себе признаки одного из 156 гендеров. Талант и мораль — это скучно, требуется больше ада. Без татуировки «666» на лбу трудно заметить интересного человека. Идеально, когда личные убеждения совпадают с конъюнктурой. И уж тогда мы видим восхождение очередной утренней звезды тик-тока и инстаграма.
Государство реагирует на увлекательные акции по демонтажу культуры, медленно, с опозданием, но все же реагирует — то поющие на солее «Пусси», после которых пришлось принимать закон о защите чувств верующих, то неонацисты, грузящие на сайт «Бессмертного полка» фотографии Гитлера и Геббельса, после чего была ужесточена ответственность за оскорбление памяти фронтовиков. Особо одаренные активисты летят на эти законы как бабочки на горячую лампочку и страшно расстраиваются, когда обнаруживают, что следователи СК внимательно просмотрели их сториз. А разве не этого ты хотел, Жорж, в некотором смысле, Дантес?
Но если всякий раз ужесточать законодательство и звать на помощь подчиненных Александра Ивановича Бастрыкина, чтобы сохранить историческую память и основы культурной идентичности, дело плохо. Следователи должны ловить особо опасных преступников — убийц, насильников и грабителей. Силовое ведомство не может и не должно быть последним редутом защиты ценностей и смыслов. Однако внезапно мы обнаружили себя в ситуации, когда никакие другие механизмы сдерживания культурной агрессии не работают.
Выросли поколения, которые отрицают все те ценности, которые создали когда-то нашу страну, ее культуру, историю, веру и традиции. Люди, для которых Победа, Пушкин, церковь Покрова на Нерли — одинаково пустой звук. Зато они отлично поняли, что циничное и глумливое отрицание культурных и исторических констант — это путь в культурный истеблишмент. Или на худой конец — пропуск в круг людей с хорошими лицами: тех, кто в дни наших побед хочет говорить о наших поражениях.
Таким дадут и премии, и гранты, и эфиры, и даже госбюджет. Не у нас, так у них. Тем более что эксперты, раздающие гранты на поддержку российской культуры, придерживаются тех же взглядов, что и молодые нигилисты в России. На днях в сетевом споре представитель американского фонда, раздающего стипендии имени Бродского, нашего нобелиата по литературе, наотрез отказалась признавать реальность формулировок Нюрнбергского приговора в отношении виновников развязывания Второй мировой войны. «Ваш проект «Нюрнберг. Начало мира» основан на нарративе истории в советской интерпретации. Во всем мире, тем более сейчас, когда существует доступ к международным архивам, существует абсолютная ясная картина, кто, как и когда начал Вторую мировую войну. И ни одной страной, кроме России, это не оспаривается». Функционер фонда, возглавляет который Мария Бродская, а в попечителях — Михаил Барышников, выразилась предельно ясно. В ее культурной реальности виновны СССР и Сталин. Документы бессильны. И это типичный случай в западных культурных институциях, которые якобы сохраняют и поддерживают наш культурный код. Получит ли молодой рэпер, который празднует День Победы, грант на развитие поэзии от такого фонда? Ответ очевиден. Чтобы получить поддержку западных культуртрегеров, надо расписаться в лояльности прогрессивной матрице, в которой Россия — агрессор (заявка на произведение о «миллионах изнасилованных немок» будет иметь большой успех).
Но нам пока не до них — разобраться бы с тем, что происходит в родной стране и культуре. Отчего вдруг пошел такой плотный сель исторических глупостей, провокационных заявлений, тупых шуток и хулиганских выходок. Очевидно, что в общественную жизнь приходят новые поколения и с ними — цинизм, глупость, грубость, хулиганство. Моргенштерн не знает, зачем это мы празднуем День Победы. Но он не один. Наш проект «Нюрнберг. Начало мира» провел опрос и выяснил, что 46 процентов молодых людей от 18 до 24 лет ничего не знают о Нюрнбергском процессе — и это и есть поколение Моргенштерна-Милохина.
Белое пятно, слепая зона. А сколько таких зон — мы вообще не имеем представления, никто не изучал. В слепой зоне поколений, возможно, все — от книг о Коньке-Горбунке и химической формуле воды, от знаний о пестиках и тычинках (о прививках, которые вообще-то зашиты в курс биологии, мы уже все поняли) до информации о первом космонавте Земли Гагарине. Мы смотрим на Даню Милохина как на курьез, когда он утверждает, что до Ельцина правил Сталин, но как ответит большинство 18-20-летних? Это ведь они подписаны на него в тик-токе. Это они выкладывают в Сеть ролики со своей глубоко больной бабушкой на потеху публике и для наживы, это ведь они раздвигают ноги не только в сториз, но и перед храмом, оголяя татуированные зады. Это они пробивают дно в юмористической как бы программе федерального канала, где того же Милохина подвергают унизительной и мучительной словесной экзекуции, ударяя в самую главную боль — в сиротство, в отсутствие матери. Происходящее называется почему-то «прожаркой», хотя имеет все признаки вербального насилия и травли. Хочется звать на помощь Александра Ивановича Бастрыкина, но нет такого закона, чтобы нельзя было смеяться над сиротой, не так ли? И нет такого закона, чтобы нельзя было потешаться над собственной бабушкой в деменции на весь интернет. Нужен ли нам закон уголовный, если не работает нравственный?
Некоторые добрые самаритяне считают, что нужно вести Моргенштерна и Ко в музеи, рассказывать о том, за что воевали, нужно срочно проявлять милосердие к голоштанным блогершам и вообще показывать красивое. Но если ребята зарабатывают уже в миллион раз больше, чем взрослые учителя, и являют собой пример мечты — тусуюсь в тик-ток-хаусе и получаю лайки и деньги, — то почему они должны слушать старших? Если ты такой умный, то покажи свои деньги — как говорили в 90-е. Нет, этот воспитательный цикл можно считать проваленным. Максимум, который с них теперь спросишь, — соблюдение законодательства.
Нужно четко понимать, что сегодняшнее рождает и воспитывает завтрашнее. Процесс идет очень быстро. Семь лет — и вырастает новое поколение. А у нас за семь лет иногда один закон не успевают принять. Яйца нынешних нигилистов, которые теперь курицу учат, заложили отцы и матери, предоставившие школе заниматься своими детьми, а сами отправившиеся добывать пропитание в 90-е. Школа, из которой массово уходили воспитатели и предметники, ждала, пока среагирует государство. А государство отпустило вожжи — делайте что хотите, рука рынка управит, вот вам свободы столько, сколько можете унести. И не смогли, надорвались.
Если Моргенштерна и Милохина воспитали на «Доме-2» Бузовой и Собчак, на шприцах за гаражами и картинках терактов, то новую поросль воспитывают уже на Моргенштерне и Милохине.
Так что должен делать очередной двадцатилетний Раскольников, от которого государство отошло в сторону и не смущает его ни воспитанием — дело семейное, ни идеологией, которая запрещена конституцией. Он выживает как может. Слушает старых циников, которые научат, как преуспеть в искусстве и бизнесе, ограбив пару старушек — хорошо если без топора. Кириллу Миллеру, который нарисовал картину «Нетленный полк», пародирующую шествие Бессмертного полка, и к которому тоже пришлось звать следователей СК, — за 60. Отцы научили детей, как стать знаменитым, продвигая ценности «культуры отмены», устраивая спектакли с голыми задами и поющими трусами, используя жаргон уголовников — «менты нам не кенты», матерясь, кривляясь — и, главное, последовательно глумясь и отрицая все — Победу, русский космос, русское кино и литературу. Хорошо только то, что рассказывает нам о всех оттенках убогой русской жизни, о Левиафане, который пожирает страну. Чем беспросветнее и мрачнее произведение, тем вернее оно будет назначено образцом. Зритель и читатель готов удавиться с тоски? Значит, хорошие сапоги, надо премировать.
Играть на понижение гораздо проще, чем на повышение. Кажется, что всегда можно отыграть назад и это только хитрый ход, пиар и хайп. Но нет, не всегда обратный ход возможен — как показывает случай с одним театром и одной инста-дивой. Если и дальше идти по пути вниз, то уже через десять лет станут невозможны споры о судьбах русского театрального искусства — Богомолов или Женовач, Бояков или Доронина — за отсутствием людей, в принципе владеющих словарем, годным для такого спора. Их заменят люди междометий — тик или ток, лайк или дизлайк. Если ребенок начал с Седьмой симфонии Шостаковича — это одно, а если со сториз Ольги Бузовой, то это другое.
И тут дело не в чей-то злонамеренности и острых локтях бездарностей, которые обычно не рефлексируют, а распространяют свое влияние везде, где могут. Если государство самоустранилось из сферы идеологии, то это не значит, что свято место будет пустовать — заполнить его попытаются чем угодно: от ваххабизма, религиозного радикализма до неонацистских движений, от культуры отмены и движения за 150 тысяч гендеров до ультразеленой повестки. Движения, группы, активисты, партии, фонды, СМИ, блогеры, правительства, специальные службы — они все продвигают идеологию. Каждый — свою. С идеологией как с политикой: если ты не займешься ею, то она займется тобой.
Сиротство в «тоталитарном, ужасном, жестоком» СССР не обрекало человека на то, чтобы пополнить ряды социальных и культурных деградантов. Напротив, каждого ребенка везде и всюду поджидали культурные образцы, от них буквально было не увернуться. Подумать только, советский человек, лишенный будто бы доступа к информации, выписывал толстые литературные журналы, «Науку и жизнь» и смотрел передачи с Ираклием Андрониковым и Сергеем Капицей. Можно было стать хорошим человеком, — я не шучу — только смотря советское кино и читая советские книги. Рабочий помогает родному заводу, монтируя сложное оборудование на высоте, чтобы запустить домну, с риском для жизни. Врач поднимает инвалида с кровати, грамотным лечением и любовью. Начинающая повариха, девочка с косичками получает в мужья первого парня в леспромхозе, а красивая, но развратная соперница кусает локти и понимает, что надо «гордость иметь». Профессор консерватории берет под опеку наивную провинциалку, опоздавшую на экзамены из своей глухой тайги, но которая — готовая оперная звезда. Берет — в хорошем смысле, как учитель и старший товарищ, а не в том, в каком бы сняли сейчас кино. Что ни история — то рассказ о том, как хороший человек победил в трудных жизненных обстоятельствах, встретив таких же — ответственных и хороших. И ведь работало!
Если нам как государству и обществу и через десять, и через двадцать, и через сто лет нужны будут граждане, которые понимают, что празднуют в День Победы, что за кот ученый все ходит по цепи кругом и почему русский Гагарин в космос первым летал, то вырастить таких граждан нам придется самим.
Есть старая мудрость: хочешь победить врага — воспитай его детей. В эпоху, когда прямая война невозможна, культура и идеология важнее немирного атома.
Ошибки на похоронах. Как не допустить ошибок на похоронах?
Уход человека из жизни с очень давних времён сопровождается особыми ритуалами. У нас, кроме общепринятых правил организации погребения, бытует ряд неписаных обычаев. Их игнорирование традиционно считается серьёзной ошибкой на похоронах.
Запреты, связанные с гробом
В гроб не следует класть какие-либо предметы, имеющие отношение к живым, к примеру, фотографии, свои личные вещи, детские игрушки и т.п. По традиции считается, что такие действия плохо влияют на здоровье и жизнь человека, которому принадлежал вложенный в гроб предмет. То же относится к вещам, в которые одевают умершего – для этого нельзя использовать вещи другого человека.
Любые предметы никогда не передают друг другу через гроб.
Нередко совершают ошибку, помещая в гроб живые цветы. С этой целью используют только искусственные или высушенные растения, например, ветки вербы, освящённые в Вербное воскресенье и хранимые за образами.
Правильное поведение на прощании и похоронах
Ошибочным считается, если при погребении близкого человека кто-нибудь из родных неудержимо плачет. Народная традиция утверждает, что из жалости к этому родственнику умерший вскоре забирает его с собой.
Об усопшем не говорят в негативном ключе, тем более, не ругают и не оскорбляют, что бы он ни сделал при жизни. Правило «О мёртвых или хорошо, или ничего» соблюдается издавна.
Родственникам на похоронах следует воздержаться от объятий, даже если они давно не виделись. Если в доме находится покойный, то, встречая там своего знакомого или родственника, здороваются не вслух, а лишь наклоном головы.
Пока умерший находится в доме, не следует мести пол и выносить сор, а также стирать.
Перед похоронами с покойным приходят проститься знакомые и родные, но за 20 минут до выноса гроба с телом при нём должны остаться только самые близкие родственники.
Вынос проводят в следующем порядке: сначала венки и портрет покойного, за ними крышку гроба узкой частью вперед, потом сам гроб изножьем вперёд. При этом особенно стараются не задевать ни дверные косяки, ни притолоки.
В доме занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала. В знак того, что жизненный путь человека завершен, останавливают все часы.
После того, как гроб вынесен из дома, все полы обязательно моют одной водой, причём делает это не родственник, а посторонний человек. При такой уборке нередко совершают ошибку, подметая пол к порогу. Необходимо, напротив, мести вглубь дома. После уборки тряпку и веник выбрасывают.
Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.
Ошибки, связанные с похоронной процессией
Родственники, пусть самые дальние, не должны идти в похоронной процессии впереди гроба и не должны нести сам гроб.
На погребальную процессию не следует смотреть из окна или сквозь щели забора, чтобы не накликать на себя беду. Мужчины в этот момент снимают головные уборы.
Ошибкой будет переход или переезд дороги перед похоронной процессией. Одни видят в этом крайнее неуважение к памяти усопшего, другие же пророчат тем, кто не уступает дорогу погребальному шествию, самые крупные неприятности.
Запреты, касающиеся кладбища
С кладбища не забирают никакие предметы, кроме тех, что могут раздавать родственники умершего. Если при погребении в могилу падают какие-то вещи присутствующих, их не извлекают, даже если это ценные предметы. Такие случаи символически истолковываются как взыскание покойным того, что не было получено им при жизни.
Грубейшей ошибкой считаются ссоры, споры, проклятия и любые конфликтные ситуации на кладбище.
Сразу после похорон не рекомендуется посещать расположенные на том же кладбище могилы других родственников или знакомых. День похорон должен быть посвящён только одному покойному.
Возможные ошибки после возвращения с кладбища
Возвратившись с похорон, не следует забывать о том, что необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом. Кроме того, сразу же тщательно моют руки, а при возможности принимают душ. Полезно также отогнать холод смерти — подержать руки над огнём зажжённой свечи.
Ошибки за поминальным столом
На поминках не чокаются ни рюмками, ни стаканами. Это действие уместно при веселье и на праздниках, но никак не в период скорби.
Ошибкой будет и забвение старинных традиций, когда на поминальной трапезе обязательно подавали блины, кутью, кисель, поливку. По крайней мере кутья должна оставаться непременным атрибутом ритуального угощения.
О личных вещах покойного
Строгий запрет налагается на пользование расческой умершего. Она, как вещь сугубо личного пользования, считается небезопасной даже после мытья и освящения. Народная традиция велит выбросить расческу покойного в проточную воду или положить её в гроб.
До 40 дней вещи умершего не раздают ни родственникам, ни друзьям или знакомым.
О магии на похоронах
Во время похорон и в связи с ними находятся люди, которые пытаются проводить или готовить магические действия. Случается это не так редко, как хотелось бы в XXI веке. Поэтому на кладбище нельзя принимать любые предметы от всякого рода странных личностей. Лучше сторониться тех, у кого одежда надета наизнанку.
Завязки, снятые с рук и ног покойного, необходимо положить в гроб. В противном случае их могут использовать для наведения порчи.
В Беларуси, особенно на Полесье, издавна сохраняются местные обычаи похорон. Их, как правило, хорошо знают люди старшего поколения. Чтобы не совершать ошибок, при организации погребения надо учитывать их советы.
Вопрос и ответ
Житейский опыт доказывает, что так называемая «бытовая магия» на самом деле достаточно распространена. Приносит ли она результат — вопрос сложный, и ответ на него неоднозначен. В любом случае, пока сохраняется хоть какая-то вероятность отрицательных последствий, от определённых действий лучше воздерживаться.
В таком случае лучше исходить из личных ощущений. Если какой-то предмет связан с тёплыми чувствами и светлой памятью об ушедшем из жизни, не будет ошибкой её оставить.
Приметы о похоронах
Похороны это один из важнейших и древних ритуалов человечества. Именно такого значение этого ритуала повлиял на то, что вокруг похорон сформировалось огромное количество мифов традиций и поверий. Так как люди на протяжении всего развития пытались объяснять даже самые необъяснимые явления, таинство захоронения оказалось окружено огромным количеством народных примет и суеверий.
Наиболее распространенные приметы
Предки придавали огромное значение погодным условиям в день похорон. Так плохие плохая погода могла быть знаком о том, что покойный был в чем-то «не чист». Отличный погожий солнечный день – знак того, что человек был «праведным» и прожил жизнь достойно.
Считается, что беременные женщины не должны иметь никакого отношения к организации похорон. Их отстраняли от любых хлопот и задач, которые связаны с погребением. Если же по каким-то причинам женщина все же не могла избежать этой церемонии, то она должна была покинуть дом, в котором находился покойный до того, как тело умершего начнут выносить. Это связано с верой в то, что покойный мог забрать душу еще не рожденного ребенка.
Большое внимание уделяли маленьким детям на похоронах. Есть убеждение, что если малыш скушает что-то или выпьет воду, предназначенную для покойного, то он может заболеть. Так же плохой приметой для ребенка является то, что он взял некую вещ покойного или наоборот положил что-то в гроб к умершему.
Очень плохим знаком принято считать, похороны, которые случаются незадолго до свадьбы близких родных умершего. Такая примета говорит о том, что грядущий брак не будет счастливым. Потому принято держать продолжительный траур, свадьба в таком случае возможно только после похорон близкого родственника.
Конечно, есть и хорошие приметы. Например, похороны, состоявшиеся в день религиозного праздника знак того, что покойный скорее всего попадет в рай.
Особые приметы
Есть ряд примет, которые являются знаком о том, что череда негативных событий для родных покойного только начинается. Самый большой пласт таких примет посвящен грядущим смертям в семье покойного:
Еще одним важным моментом похоронного церемониала является правило которое гласит: отходя от гроба с покойным, после прощания, нельзя оглядываться. Это тоже может быть нехорошей приметой, к проблемам в делах.
Не распространенные суеверия
Есть отдельная каста примет и суеверий, информация о которых не так распространена. Этот список примет больше знаком ценителям оккультных течений и традиций, но проигнорировать его в этой статье было бы слишком опрометчивым шагом. Во-первых, следует обратить внимание на вещи, связанные с похоронами, которым придет большое значение:
Существует поверье о том, что покойного нельзя оставлять в доме совсем одного. Делается это для того, чтобы воспрепятствовать положению в гроб посторонних предметов, так часто делают колдуны, используют они вещи тех, кто является их жертвами.
С той же самой предостерегающей целью не принято подпускать на кладбище к гробу не знакомых людей.
Будьте внимательны, если столкнетесь со следующими сомнительными просьбами и действиями:
Конечно, можно относиться снисходительно ко всему, к информации, описанной выше. Однако, нельзя отрицать тот факт, что люди не способны понять и объяснить многие происходящие события. И говорить о том, что традиции и верования предков – это пережитки прошлого будут слишком опрометчивым шагом. Потому, по возможности все-таки лучше соблюдать описанные выше правила и за счет простых действий предотвратить возможные семейные и личные проблемы.