чему учит война миров уэллс

чему учит война миров уэллс. userinfo v8. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-userinfo v8. картинка чему учит война миров уэллс. картинка userinfo v8.leon_rumata

Время собирать камни.

Журнал настоящих людей

чему учит война миров уэллс. 1541861 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1541861 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1541861 original.

В далёком 1897 году популярный лондонский журнал «Pearson’s Magazine» приступил к публикации нового романа Герберта Уэллса «Война миров». Роман даже сегодня интересен, о чём свидетельствует, хотя бы его экранизация 2005 года с Томом Крузом в главной роли. Нашёл Уэллс как заставить поволноваться читателей (и зрителей), наблюдая за вторжением на нашу планету инопланетной марсианской нечисти. Но довольно любопытна уже сама история создания этого шедевра научной фантастики.

чему учит война миров уэллс. 1541996 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1541996 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1541996 original.

Ещё 19 октября 1888 года молодой Уэллс выступил в родном Лондонском университете с публичной лекцией на тему «Обитаемы ли планеты?». Следуя модным идеям своего времени, он в основном рассказывал о Марсе и о высокоразвитой инопланетной цивилизации. Сама эта тема, как мы видим, довольно давно волновала писателя. В 1896 году Уэллс опубликовал свою статью «Марсианский разум», в которой писал: «Если принять идею об эволюции живой протоплазмы на Марсе, легко предположить, что марсиане будут существенно отличаться от землян, и своим внешним обликом, и функционально, и по внешнему поведению; причем отличие может простираться за границы всего, что только подсказывает наше воображение».

Марсианин, нарисованный самим Гербертом Уэллсом
чему учит война миров уэллс. 1542195 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1542195 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1542195 original.

Окончательным импульсом для написания знаменитого романа «Война миров» стал вопрос, заданный писателю его братом Фрэнком: а что будет, если обитатели какого-то неведомого нам мира прилетят вдруг на Землю вовсе не для знакомства с человечеством, а с целью её завоевания?

Родившиеся под пером Герберта Уэллса марсиане далеко обогнали землян в науке и технике, но при этом они отнюдь не похожи на счастливых обитателей райской Утопии. Хуже того – с ними невозможно договориться и сосуществовать. Они даже не гуманоиды и вообще воспринимают людей в качестве вкусной и полезной еды.

Жители Марса пера бельгийского художника Альвэм-Корреа
чему учит война миров уэллс. 1542635 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1542635 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1542635 original.

На Землю прилетают вовсе не ангелы, а настоящие демоны, внешне больше всего напоминающие собой наших осьминогов. Позже, в отдельной статье «Существа, которые живут на Марсе», опубликованной в журнале «Cosmopolitan» в 1908 году, Уэллс объясняет такой свой выбор следующими соображениями:

«. Так в какой же степени эти существа могут напоминать земное человечество? Существуют определенные черты, которыми они, вероятно, подобны нам… Они, вероятно, имеют голову и глаза, и тело с позвоночным столбом, а поскольку у них из-за высокого интеллекта обязательно будет крупный мозг и так как почти у всех существ с большим мозгом он расположен вблизи глаз, то у марсиан окажется, по-видимому, крупный и пропорциональный череп. По всей вероятности, они крупнее землян, возможно, и массивнее человека в два и две трети раза. Однако это ещё не означает, что они окажутся в два и две трети раза выше ростом, а признавая более рыхлое телосложение марсиан, можно допустить, что, встав в полный рост, мы будем им по пояс…

Но это лишь одна из нескольких почти в равной степени допустимых возможностей. Существует фактор, на который мы можем положиться: марсиане, должно быть, имеют некий хватательный орган, во-первых, потому, что без него развитие интеллекта почти немыслимо, а во-вторых, потому, что никаким иным путём они не смогли бы осуществить свои инженерные замыслы. Для нашего воображения представляется странным, но и не менее логичным предположить вместо руки наличие хобота, как у слона, или группы щупальцев, или хоботоподобных органов…

Если бы человек внезапно очутился на поверхности Марса, он почувствовал бы огромную бодрость (преодолев поначалу легкую форму горной болезни). Он будет весить вполовину меньше, чем на Земле, будет скакать и прыгать, будет с лёгкостью поднимать груз вдвое больше предельного для него на Земле. Но если бы марсианин прибыл на Землю, собственный вес прижимал бы его к почве, словно одежда из свинца. Он весил бы два и две трети своего веса на Марсе и, вероятно, нашел бы своё новое существование невыносимым. Его конечности не служили бы ему опорой; вероятно, он тут же умер бы, сокрушенный собственным весом.

Когда я писал «Войну миров», в которой марсиане оккупируют Землю, мне пришлось решать эту сложную проблему. Некоторое время она меня буквально мучила, а затем я воспользовался мыслью о механических опорах и сделал моего марсианина просто бестелесным мозгом со щупальцами, который питается, высасывая кровь и минуя процесс переваривания пищи, причём его вес несёт не живое тело, а фантастической конструкции машина. Но, несмотря на всё, как читатель может припомнить, земные условия оказались в итоге гибельными для марсиан».

А такими видел марсиан американский иллюстратор Фрэнк Рудольф Пол
чему учит война миров уэллс. 1542826 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1542826 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1542826 original.

Итак, теперь мы знаем, по какой причине марсиане Уэллса стали именно такими, какими мы их знаем по его роману и по множеству иллюстраций к нему, сделанных за прошедший век. Однако, отдавая заслуженную дань таланту великого писателя, надо, всё же, оговориться, что этот взлёт его изощрённой фантазии произошёл вовсе не на пустом месте. Но – обо всём по прядку…

Дело в том, что вполне определённое отношение к планете Марс стало складываться в рамках европейской науки ещё за сто лет до выхода «Войны миров» – на рубеже XVIII и XIX веков. Популярный астроном своего времени Уильям Гершель показал, что Марс очень похож на Землю, а выдающийся философ Иммануил Кант доказал, что эта планета много древнее Земли.

чему учит война миров уэллс. 1542943 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1542943 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1542943 original.

Обе эти идеи получили новое звучание после того, как в 1877 году итальянский астроном Джованни Скиапарелли открыл на Марсе его знаменитые «каналы». Авторитет Скиапарелли в научных кругах был столь высок, что со временем даже те астрономы, которые сомневались в адекватности наблюдений итальянца, стали различать сеть прямых тонких линий, пересекающих марсианскую поверхность.

чему учит война миров уэллс. 1543364 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1543364 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1543364 original.

Понятно, что научный мир очень осторожно отнёсся к идее искусственного происхождения каналов. Тем более, что сам Скиапарелли считал их очень широкими и очень неглубокими реками. Зато пресса немедленно ухватилась за самую фантастическую из всех возможных гипотез. Кстати, первым идею каналов как искусственных сооружений древней цивилизации марсиан озвучил автор статьи-передовицы «New York Times» от 12 августа 1877 года, которая так и называлась: «Неужели Марс населён?».

Одним из самых горячих сторонников гипотезы о техногенной природе каналов был небезызвестный французский популяризатор Камилл Фламмарион. Он увлекался теорией множественности населенных миров и издал несколько неплохих книг, в которых всесторонне рассматривался этот вопрос. Подробнейшим образом изучил Фламмарион и труды предшественников. И одна из старых идей, очевидно, глубоко запала ему в душу.

Учёный XVII века Пьер Гассенди в своей обобщающей работе «Свод философии» (1658) высказал необычную для своего времени мысль о том, что обитатели иных миров могут вовсе не походить на человека – на их облик, на их образ жизни оказывают влияние физические условия планет: перепады температур, состояние атмосферы, климат. Исходя из этих соображений, Фламмарион попытался реконструировать облик загадочных строителей каналов. Вот, например, что он писал в своей работе «Популярная астрономия» (1890):

«Восходя мысленно ко временам возникновения всей зоологической лестницы существ, мы можем предугадывать, что столь слабое напряжение тяжести должно было оказать там совершенно иное влияние на последовательное развитие живых существ. На Земле большая часть видов животного царства остались пригвождёнными к поверхности почвы, благодаря могучему действию притяжения, и лишь сравнительно малая часть воспользовалась преимуществами летания, получив крылья; между тем, на Марсе вследствие совершенно особенных условий жизни мы с большой вероятностью можем предположить, что развитие и совершенствование зоологических существ совершалось по преимуществу в ряде крылатых созданий. Отсюда естественно заключить, что высшие из животных видов могут быть снабжены там крыльями. В нашем подлунном мире царями воздуха остаются кондоры и орлы, а там этим завидным преимуществом воздушного передвижения могут пользоваться многие виды высших позвоночных и даже самый человеческий род, как последний член в ряду животных существ».

Камилл Фламмарион
чему учит война миров уэллс. 1543489 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1543489 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1543489 original.

Фламмарион был знаком с теорией Канта о том, что Марс древнее Земли, но никак не мог согласиться с утверждением философа, что марсиане находятся на одной ступени интеллектуального развития с нами или даже ниже её: «Мы не имеем ещё никакого основания, чтобы судить об интеллектуальном состоянии существ, населяющих планеты… С другой стороны, человеческие существа совершенствуются с течением времени, а так как Марс образовался раньше Земли и охладился скорее, чем она, то он должен опередить её во всех отношениях. Без сомнения, он достиг уже своего апогея, между тем как мы остаемся ещё детьми, самым глубокомысленным образом играющими в политический образ, в солдатики, в церковки, в ружья и пушки. ».

В этом фрагменте зафиксирована важная мысль. Как и любой другой образованный европеец своего времени, Фламмарион верил, что дальнейшее развитие цивилизации неизбежно приведёт к «Золотому Веку». Научно-технический прогресс решит все основные проблемы человечества и тому не останется ничего другого, как дружно и счастливо жить в осуществившейся Утопии. А на Марсе, стало быть, это уже произошло.

Впоследствии американский астроном Персиваль Лоуэлл, увлечённый марсианскими каналами и составивший их самую подробную карту, вполне разделял это убеждение и, хотя не пытался реконструировать возможный облик марсиан, но указывал, что такая огромная ирригационная сеть, которую наши «братья по разуму» построили для того, чтобы остановить процесс глобального опустынивания Марса, требует объединённых усилий всей марсианской цивилизации, а значит, она существенно продвинулась в деле создания более разумного и совершенного общества, способного существовать без войны.

Так выглядела сеть марсианских «каналов» по наблюдениям Ловелла.
чему учит война миров уэллс. 1543830 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1543830 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1543830 original.

Книги Скиапарелли, Фламмариона и Лоуэлла были очень популярны в последнем десятилетии XIX века. Об этом свидетельствуют не только газетные публикации тех лет, но и тот факт, что к этой теме стали обращаться писатели.

Примечательно, что первоначально Уэллс отчасти разделял взгляды Фламмариона. В его творчестве мы находим рассказ «Хрустальное яйцо» (1897), который был издан в один и тот же период с «Войной миров». Видимо, Уэллс обдумывал различные варианты возможного облика марсиан.

чему учит война миров уэллс. 1543979 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1543979 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1543979 original.

Всё, выше приведённое, конечно отнюдь не должно умалять талана Герберта Уэллса и достоинств его произведения, довольно-таки популярного и даже актуального по сей день. Прежде всего, писатель сумел выстроить смысловую богатую ассоциациями цепочку. Марс – это, как известно, древнеримский бог войны. Ждать от планеты, названной таким именем, мира и добра особо не стоит. Да – Марс во многом в чём-то похож на Землю, но, тем не менее, не Земля, и существа, живущие там, чужды всему земному. Скорее всего, контакт с ними невозможен. Марс древнее Земли, а значит, марсианская цивилизация ушла далеко вперёд по отношению к земной цивилизации. Мы для марсиан – словно примитивные животные, на которых понятия этики и морали не распространяются. Марс – высыхающая и замерзающая, умирающая планета, а значит, раньше или позже её жители будут вынуждены её покинуть, чтобы переселиться в более пригодный для обитания мир. Логический вывод из этой цепочки силлогизмов только один: марсиане явятся завоёвывать Землю.

чему учит война миров уэллс. 1544367 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1544367 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1544367 original.

Роман волне можно воспринимать как мрачное пророчество. Он написан перед началом нового витка колониальных войн, «передела мира» разных государств, вылившегося затем в потрясшую современников Первую мировую войну. Уэллс отнюдь неслучайно выбрал полем битвы с марсианами для своего романа именно «старушку Англию». Британская колониальная империя в тот период времени заслуженно считалась самым могущественным государством на нашей планете. Был велик соблазн показать колониальную войну с другой стороны – со стороны завоёвываемых. Представить себе, как самая величайшая нация в мире втаптывается в кровавую грязь, как «отливаются кошке мышкины слёзки».

Англичане в Африке
чему учит война миров уэллс. 1544590 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1544590 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1544590 original.

А если учесть, что Герберт Уэллс декларировал свои политические взгляды как социалистические (но антимарксисткие, то есть был скорее ближе к тому, что позднее получило название – национал-социализм), то в романе «Война миров» можно увидеть острую социальную критику империалистической фазы развития капитализма (если использовать терминологию Ленина).

Марсиане в Англии
чему учит война миров уэллс. 1544772 original. чему учит война миров уэллс фото. чему учит война миров уэллс-1544772 original. картинка чему учит война миров уэллс. картинка 1544772 original.

Причём Гербер Уэллс поставил англичан (а вместе с ними и весь цивилизованный мир) в положение «дикарей», которых окультуривает (путём банального поедания) более высокоразвитая цивилизация. То есть знаменитое «бремя белого человека» фантаст дал пощупать белому человеку с изнанки. И ощущение оказалось не из приятных.

Ну а кроме того, само название романа как бы предсказало развернувшуюся в скором времени мировую бойню. Ведь чем иным была Первая мировая война, как не войной миров? Но это уже другая история.

Источник

Война миров: фантастика или реальность?

ВОЙНА МИРОВ: ФАНТАСТИКА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

(ПО РОМАНУ Г.УЭЛЛСА «ВОЙНА МИРОВ»)

Исследовательская работа Выполнил: ученик 7 «Б» класс МБОУ «Образовательный центр № 11» г. Череповца Кондрашин Артём Валерьевич. Научный руководитель учитель русского языка и литературы Алешина Ольга Николаевна

Глава 1. Герберт Уэллс и его произведения

Глава 2. Творческая история романа «Война миров»

Глава 3. Научная фантастика как вид художественной фантастики

Глава 4. «Война миров» как научно-фантастический роман

Глава 5. Реальное и фантастическое в романе «Война миров»

Своей целью мы видим установление степени реалистичности описываемых событий в произведении Г.Уэллса.

раскрыть понятие «научная фантастика»;

определить особенности жанра произведения Г.Уэллса «Война миров»;

установить границы вымысел-реальность в произведении с точки зрения автора и с точки зрения современного читателя.

Гипотеза: в романе «Война миров», как и в других научно-фантастических произведениях, автор выступает в роли провидца, рассказывает о фантастических с его точки зрения событиях, которые в будущем становятся реальными.

При написании работы нами применялся описательный метод. Мы последовательно описывали выбранный текстовый материал, систематизируя его в соответствии с поставленной исследовательской задачей.

Выбор темы исследования обусловлен личным интересом к творчеству Г.Уэллса, жанру, в котором работал писатель, а также проблеме, поднятой в романе «Война миров», и её актуальностью. Популярность произведений Г.Уэллса в современном мире, на наш взгляд, в том, что до сих пор людям очень интересна «марсианская» тема, всех без исключения волнуют вопросы: «Есть ли жизнь вне земной цивилизации? Как выглядят инопланетяне? Каково их отношение к землянам?» Особенную актуальность приобретает фантастическая проблема войны миров в современном обществе, которое подвергается нефантастическим угрозам войны между жителями Земли.

Герберт Уэллс и его произведения

За свою жизнь Уэллс занимался разными видами деятельности: был торговцем мануфактурой, работал в аптеке, в школе учил детей точным наукам, а с 1893 года стал профессиональным журналистом. Все это помогло в последствии Уэллсу как писателю.

Интересен и тот факт, что Уэллс трижды посетил Россию, встречался и с Лениным, и со Сталиным.

На протяжении творческой жизни (с 1895) Уэллс написал около сорока романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества. Он автор двух всемирных историй, около тридцати томов с политическими и социальными прогнозами, более тридцати брошюр на темы вооружения, национализма; им написаны три книги для детей и автобиография.

Произведения Уэллса переведены на болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, румынский, русский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский, украинский языки. Известны произведения Герберта Уэллса не только по многочисленным печатным изданиям, но и по кинолентам: «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Колёса фортуны», «Человек-невидимка», «Когда Спящий проснётся», «Первые люди на Луне» и многие другие.

Для детального изучения нами выбран роман «Война миров», в котором на первое место выдвинута проблема военного вмешательства, актуальная в нашем современном обществе.

Творческая история романа «Война миров»

«Война миров» — четвёртый роман Герберта Уэллса и относится к его ранним произведениям. Сюжет романа был подсказан братом писателя — ему и посвящена «Война миров».

Как признают исследователи творчества, идея книги носилась в воздухе, и Уэллс был вдохновлён несколькими обстоятельствами, совпавшими в конце XIX века. В 1877 и в 1892 году астрономы имели возможность детально наблюдать Марс во время его великого противостояния. Именно тогда были открыты спутники Марса, достаточно детально изучены полярные шапки и система так называемых каналов на поверхности планеты. В 1896 году известный астроном Персиваль Ловелл опубликовал книгу, где высказал предположение о возможности существования жизни на Марсе. [2]

В 1894 году французский астроном Жавель наблюдал некую вспышку на поверхности Марса, что прямо отражено в книге. [3]

Исследования астрономов произвели большое впечатление на Уэллса и серьёзно повлияли на сюжет будущей книги. Впоследствии Уэллс продолжал интересоваться темой Красной планеты и в 1908 году даже опубликовал статью «Существа, которые живут на Марсе».

Другое обстоятельство, повлиявшее на автора романа «Война миров», — это изменения в мировой геополитике, объединение и милитаризация Германии.

Также следует отметить, что в конце XIX века люди по существу впервые стали замечать последствия деструктивного воздействия на биосферу: к 1898 году популяция американского бизона была почти полностью истреблена человеком. Эти настроения также нашли своё отражение в романе. [4]

Книга Уэллса считается первой, где была открыта тема вторжения пришельцев с другой планеты, которая стала чрезвычайно популярна в мировой научной фантастике XX века

Сразу после первого издания книга Уэллса произвела большое впечатление на читающую общественность. Роман был воспринят как жёсткая критика имперской колонизаторской политики Великобритании

В произведении мастерски рисуется панорама характеров и реакции человеческого индивидуума на холодную и бесчувственную угрозу инопланетного вторжения. Писатель ставит фундаментальные вопросы о том, куда может завести однобокая технологическая эволюция разума.

Научная фантастика как вид художественной фантастики

Расцвет научной фантастики в 20 веке связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. Условно выделяются следующие жанры научной фантастики:

философская научная фантастика;

»бытовая» научная фантастика;

юмористическая научная фантастика;

»техническая» научная фантастика.

К самым известным писателям-фантастам относятся Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов, А. Кларк, Р. Шекли, О. Хаксли, А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, И. А. Ефремов, братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие.

Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом. Рассматривается возможное будущее или альтернативный ход истории, влияние этих допущений на человеческое общество и личность.

Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией. Направление «антиутопия» отличается широкой интерпретацией в кино и художественной литературе. В таких произведениях описывается квазиидеальное общество, к примеру, тоталитарное.

Одним из направлений приключенческой научной фантастики является космоопера. Этот жанр определяется по формальным признакам. Все события в таких произведениях разворачиваются в космическом пространстве или же на других планетах в условном антураже. Масштаб действий героичных персонажей определяется фантазией авторов. Отличительной особенностью «космической оперы» выступает сочетание архаических и футуристических деталей антуража. В частности, могут иметь место поединки на мечах и одновременно полеты на космических кораблях, а также использование ядерных технологий наряду с присутствием феодальной социальной структуры.

Будучи подвидом научной фантастики, киберпанк изображает мир недалёкого будущего. Наряду с высоким технологическим развитием в нем присутствует глубокое социальное расслоение, нищета и бесправие, а также уличная анархия в городских трущобах. Зачастую сутью киберпанковых сюжетов является конфликт между мегакорпорациями, хакерами и искусственным интеллектом.

Многочисленные жанры фантастики включают такое направление как стимпанк. В нем показывается мир, где ключевое место отводится паровым машинам. В таких произведениях стилизация выстроена под викторианскую Англию и период раннего капитализма. Здесь присутствуют характерные городские пейзажи и существенное социальное расслоение.

Такой жанр фантастики как дизельпанк демонстрирует технологический мир времен 20-50-х годов XX века. В этот период вся жизнь вращается вокруг дизельных двигателей внутреннего сгорания. Данный агрегат используется в качестве мотора для автомобилей, дирижаблей, подводных лодок и аэропланов.

Существует социальная фантастика, которая специализируется на раскрытии законов развития общества, оказавшегося в новых для человечества условиях.

В альтернативной истории как жанре фантастики изображается реальность, которая могла бы происходить в том случае, если бы сама история в какой-то переломный момент пошла по иному пути. [6]

После изучения жанровых признаков разных видов научной фантастики мы пришли к выводу, что роман «Война миров» отчасти относится к социальной фантастике, а также напоминает стимпанк. Почему мы так считаем, расскажем в следующей главе.

«Война миров» как научно-фантастический роман

Роман Г.Уэллса можно отнести к такому виду научной фантастики, как социальная фантастика. Наше мнение опирается на сюжет произведения. С появлением пришельцев, человечество оказывается в новых социальных условиях. Признаки стимпанка тоже присутствуют: показывается мир, где ключевое место отводится машинам-пришельцам; присутствуют характерные городские пейзажи.

Повествование ведётся от первого лица безымянного главного героя, жителя викторианской Англии начала XX-го века.

События разворачиваются в Лондоне и его окрестностях: городках Хорселл и Уокинг графства Суррей. Всё начинается с повышения интереса общественности к Марсу. За несколько лет до начала событий астрономы зарегистрировали на поверхности Марса сильную вспышку. Главный герой посещает обсерваторию и наблюдает приближающиеся со стороны Марса небесные тела. Далее многочисленные наблюдатели в Англии замечают падение небесных тел на поверхность Земли, которые большинство принимает за метеориты.

Город опустел, на улицах лежат тела погибших, которые никто не убирает. Здесь герой обнаруживает, что марсиане остановили свой захват страны и всего мира. Как показали дальнейшие исследования, инопланетных захватчиков поразили земные болезнетворные микроорганизмы, против которых у марсиан не было иммунитета. Война окончилась. С момента приземления первого цилиндра марсиан до их гибели на улицах Лондона согласно сюжету книги проходит 21 день. [7]

Реальное и фантастическое в романе «Война миров»

В произведении Герберта Уэллса «Война миров», как научно-фантастическом произведении, несомненно, присутствует вымысел, основанный на научных данных, известных в 19 веке, но наукой не доказанный. Нам стало интересно, насколько фантастично выглядят некоторые образы и детали романа с точки зрения современности.

Результаты исследования мы поместили в таблицу.

Фантастические образы и детали романа «Война миров»

Герой-рассказчик уверяет читателя в том, что на Марсе есть и уже близится к концу: «. человек так тщеславен и так ослеплен своим тщеславием, что никто из писателей до самого конца девятнадцатого века не высказывал мысли о том, что на этой планете могут обитать разумные существа, вероятно, даже опередившие в своем развитии людей. Также никто не подумал о том, что так как Марс старше Земли, обладает поверхностью, равной четвертой части земной, и дальше отстоит от Солнца, то, следовательно, и жизнь на нем не только началась гораздо раньше, но уже близится к концу» [1]

На протяжении веков люди размышляли о возможности жизни на Марсе, из-за близости планеты и из-за её сходства с Землей. Серьезный поиск признаков жизни начался в XIX веке и продолжается по настоящее время. На смену телескопическим наблюдениям сначала пришла отправка автоматических зондов к поверхности планеты, а затем и отправка на поверхность Марса управляемых с Земли планетоходов (марсоходов). Современные научные исследования сосредоточены на поиске химических следов жизни в почве и горных породах планеты, а также поиске биомаркеровв атмосфере планеты.

Вопрос о существовании в настоящее время или же в прошлом жизни на Марсе остаётся открытым. [8]

В 1894 году французский астроном Жавель наблюдал некую вспышку на поверхности Марса. [9]

В романе представлен «портрет» типичного пришельца с Марса:

«Большая сероватая круглая туша, величиной, пожалуй, с медведя, медленно, с трудом вылезала из цилиндра. Высунувшись на свет, она залоснилась, точно мокрый ремень. Два больших темных глаза пристально смотрели на меня. У чудовища была круглая голова и, если можно так выразиться, лицо. Под глазами находился рот, края которого двигались и дрожали, выпуская слюну. Чудовище тяжело дышало, и все его тело судорожно пульсировало. Одно его тонкое щупальце упиралось в край цилиндра, другим оно размахивало в воздухе» [1]

Согласно современной точке зрения, марсиане — вымышленные разумные обитатели планеты Марс. Упоминаются в многочисленных научно-фантастических произведе-ниях начиная с XIX века. Авторы расходятся в описании внешнего вида и строения марсиан. [10]

Марсиане, прибыв на нашу планету передвигались с помощью своеобразных механизмов. Так их описывает очевидец: «Но что я увидел! Как мне это описать? Громадный, выше домов треножник, шагавший по молодой сосновой поросли и ломавший на своём пути сосны; машину из блестящего металла, топтавшую вереск; стальные, спускавшиеся с неё тросы; производимый ею грохот; сливавшийся с раскатами грома. Можете вы себе представить складной стул, который, покачиваясь, переступает по земле? Таково было это видение при мимолетных вспышках молнии. Но вместо стула представьте себе громадную машину, установленную на треножнике. » [1].

Строительство советского марсианского шагохода-треножника осуществлялось на Одесском судоремонтном заводе с 1924 по 1937 гг. К сожалению, из-за проблем с финансированием проекта и возникших в ходе его реализации технических трудностей первые и единственные полевые испытания были проведены на тайном полигоне под местечком Татарбунары лишь в 1938 г. Несмотря на повышенные меры безопасности, факт испытаний стал известен агентам иностранных разведок, а также просочился в мировые СМИ, породив кратковременную волну ничем не подтвержденных слухов о планах СССР завоевать Европу с помощью боевых треножников (См. Приложение 1). [11]

Применение ядовитых газов в Первой мировой войне было крупной военной инновацией. Диапазон действия отравляющих веществ шёл от просто вредоносных до смертельно ядовитых. Доля смертельных случаев была высокой, и газ оставался одной из главных опасностей для солдат. [13]

Причины гибели марсиан

Итак, в ходе исследования фантастических образов и деталей в романе Герберта Уэллса мы увидели, что некоторые из них за истекшее столетие потеряли свою «фантастичность».

Работая над нашей темой исследования, мы пришли к следующим выводам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *