Чему учит сказка легкий хлеб белорусская сказка
Сказка «Легкий хлеб» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Русская народная сказка – народное творчество, фольклорная проза. Приключения, наставления, мудрость, описание быта, порядков и обычаев – все это является обязательными элементами русских сказок. Самые ранние упоминания о русских сказках отнесены к 12 веку.
Одной из известных русских сказок является «Легкий хлеб».
Краткое содержание
Читайте по теме:
Главные герои
1) Косарь – рассказал волку, что делать хлеб тяжело.
2) Волк – голодный, решил отведать легкого хлеба.
Главная мысль
Ничего не делая, не добьёшься результата.
Чему учит?
Сказка учит быть трудолюбивым, прилагать усилия, чтоб добиться результата, не быть наивным и доверчивым.
Пословицы
1) Без труда, нет и плода.
2) Всяк пожинает плод своих трудов.
3) Труд кормит, лень портит.
Отзыв
Сказка «Легкий хлеб» очень интересная и поучительная. В сказке косарь подробно рассказал все этапы производства хлеба. Волк не хотел прикладывать усилия, чтоб создать настоящий хлеб. Он хотел быстро и легко разжиться едой. Но это оказалось не так легко. Волка только обхитрили и побили. Не съел он ничего, зато понял что такое «легкий хлеб». Сказка показывает, что ничто не дается просто так. Без усилий не получишь результата.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.
Урок чтения в 3-м классе по теме: «Легкий хлеб» (белорусская сказка)
ЦЕЛИ УРОКА : Познакомить с белорусской сказкой. Развивать навыки выразительного и беглого чтения. Учить выделять смысловые части, работать со словесным и картинным планами. Прививать навык работать самостоятельно и контролировать себя.. Воспитывать любовь к труду и людям труда.
ОБОРУДОВАНИЕ: слова для подготовительного чтения, словарные слова, пословицы, словесный план (у каждого на парте и на доске)
РАБОТА С ЧИТАТЕЛЬСКИМИ ДНЕВНИКАМИ
- Откройте свои читательские дневники и прочтите, что вы читали вчера, какие произведения и какого автора
ПЯТИМИНУТКА ЧТЕНИЯ
- Работа проводится в парах читатель – слушатель. Один из ребят читает, а другой слушает. На вопрос о чём читали?- отвечает слушатель
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО. Постановка целей урока.
А) чтение скороговорок с различной интонацией
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку
Б) чтение трудных слов
ОБ-ЛИЗ-НУЛ-СЯ | ПЕ-РЕ-КУ-ВЫР-НУЛ-СЯ |
У-МО-РИЛ-СЯ | ВОЗ-ВРА-ЩАЛ-СЯ |
ЗА-КО-ЛО-СИТ-СЯ | НЕ-ТЕР-ПЕ-ЛИ-ВЫЙ |
РА-НЕНЬ-КО | ОБ-МО-ЛО-ТИТЬ |
В) работа со словарными словами
Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями
Выгон – место, где пасётся скот, пастбище
Ток – расчищенная или специально оборудованная площадка для первичной обработки зерна
Подкова – толстая железная пластина в форме полукольца, прибиваемая по краям копыта лошади, для предохранения от ударов, скольжения.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ, ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
- Чтение по ролям части текста, в которой волк разговаривает с гусями
РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ
- На доске записаны пословицы о труде. Посмотрите, они рассыпались. Соберите их и объясните значение каждой
ДЕЛУ – ВРЕМЯ………. | …ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ |
КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ….. | …..ХЛЕБ УРОДИТЬСЯ |
НЕ ПОТРУДИТЬСЯ……….. | ….ПОТЕХЕ ЧАС |
ХОРОШО ПОТРУДИТЬСЯ….. | …ТАК И ХЛЕБА НЕ ДОБИТЬСЯ |
Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Много усилий затрачивают люди, чтобы каждый день у нас на столе был горячий, вкусный, мягкий хлеб. И мы должны бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не выбрасывайте хлеб, а чёрствый хлеб можно отдать птицам.
Конспект урока по чтению «Легкий хлеб»
Гуртовая Нина Антоновна, учитель начальных классов
Предмет: Чтение и развитие речи
Тема: Чтение и пересказ сказки « Лёгкий хлеб»
Цель: продолжить знакомство с белорусской сказкой;
— развивать навыки выразительного и беглого чтения, пересказа;
— учить выделять смысловые части, работать со словесным и
— прививать навык самостоятельной работы и контроля;
— воспитывать любовь к труду и людям труда, бережное
Методический комплект: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Просвещение,2008; учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой
Настрой на урок : У нас сегодня на уроке гости. Постарайтесь все хорошо работать на уроке. Желаю удачи и успехов, хорошего настроения.
1. Ребята, я хочу пригласить вас на выставку рисунков ( рисунки по мотивам русских народных сказок)
— Назовите сказки, которые изобразил художник.
— Как называются эти сказки?
— Почему они называются народными?
— Чему учат эти сказки? ( добро побеждает зло)
— С какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?
2. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с белорусской
народной сказкой « Лёгкий хлеб».
— Но сначала подготовимся к чтению. Откройте учебники по закладке.
3. Чтение скороговорки с разной интонацией и скоростью ( скороговорка напечатана на закладке) :
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спо-за ран-ку
— Как вы понимаете слово спозаранку?
4. Чтение I части текста учащимися по цепочке с последующим
— Как мужик рассказывал о лёгком хлебе?
— Почему волк не захотел лёгкого хлеба?
5. Чтение II части сказки учителем.
Задание: Попробовал ли волк лёгкого хлеба?
Какими словами можно охарактеризовать волка?
6. Пятиминутка подготовительного чтения
Работа со слабыми учащимися (чтение отрывка из сказки по слогам по карточке)
При-бе-жал волк к ре-ке.
— Гуси, гуси, я вас съем!
— Ешь, толь-ко сна-ча-ла спой нам песню, а мы по- слу-ша-ем.
-Сел волк на коч-ку и на-чал выть.
7. Первичная проверка понимания.
Игра «Правильно или нет?»
— Выходит из лесу голодный волк и видит – мужик под кустом сидит и что-то ест.
— Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Хлеб волку не понравился.
— Пригнулся волк, чтобы копыта сорвать, а конь стоит смирно, смирно.
— Сел волк на кочку и стал гусям сказку рассказывать.
— А на лугу овцы пасутся и пастух рядом ходит.
— Съесть его не съел, а вот лёгкого хлеба отведал.
8. Словарная работа : выгон, подковы, лощинка, пригорок ( используются рисунки).
— А теперь давайте составим план прочитанного текста. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столе и расставьте цифрами порядок частей в прочитанной сказке.
-Встреча волка с мужиком.
— Встреча волка с гусями.
— Рассказ мужика о хлебе.
— Молодцы! Сверьте свой план с планом на доске.
1. Встреча волка с мужиком.
2. Рассказ мужика о хлебе.
4. Встреча волка с гусями.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь
11. Работа по плану : чтение II части сказки, пересказ по картинному
плану( на доске картинный план с фигурами героев сказки)
а) разговор волка с конём, волк и баран;
б) чтение по ролям – встреча волка с гусями.
12. Инсценирование отрывков из сказки по выбору учащихся:
( Используются маски животных)
13.Работа над пословицами
— Как вы понимаете пословицы :
«Горька порой работа, да хлеб сладок»
« Не трудиться, так хлеба не добиться»
14. Вывод: Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин.
И мы должны бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не выбрасывайте хлеб, а чёрствый хлеб можно отдать птицам, им сейчас очень трудно добывать себе корм.
15. Чтение правила : « Давайте будем беречь каждый кусочек хлеба»
16. Домашнее задание: стр. 55-56, чтение и пересказ по плану.
17. Итог урока, оценка активности учащихся.
— Какое задание на уроке вам больше всего понравилась?
— Что показалось самым интересным?
— Чему учит эта сказка?
— Всем спасибо, вы хорошо потрудились. И у вас хорошее настроение.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-020447
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб»
Конспект по НОД «Развитие речи». Чтение и рассуждения по белорусской народной сказке: «Легкий хлеб».
Цель: Знакомство детей с главным продуктом питания, как хлеб, его созданием, через народную сказку.
• воспитывать уважительное отношение к «хлебу»;
• познакомить с понятием «народная сказка».
• воспитывать интерес к культуре речевого общения; воспитывать доброжелательное отношение, создавать радостное настроение у детей.
• развивать умение отвечать на вопросы; обогащать словарный запас детей прилагательными и глаголами; повышать речевую активность детей; развитие речевого дыхания;
Материалы: Картинки и макеты с разными видами хлебобулочных изделий, иллюстрации сказок.
Ход занятия.
Ребята, сегодня я расскажу вам белорусскую народную сказку, которая называется «Легкий хлеб». Мы уже читали много русских народных сказок, таких как «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и много других.
Но мы никогда не задумывались, почему эти сказки народные? Как вы думаете? (Ответы детей).
Сказки называются народными, потому что их создал народ в древние времена, когда еще не умели писать и люди просто рассказывали их друг другу и своим деткам. У каждого народа были свои традиции, а значит и сказки.
Физкультминутка «Здравствуй, сказка».
Вот мы встали все в кружок.
Вот он сказочный цветок (Покружиться вокруг себя)
Всех приветствуем вокруг (Машем ручкой)
Здравствуй, наш волшебный друг (обняли себя)
В мире столько сказок есть
Их нам все не перечесть (попрыгать)
Ты нам сказку приоткрой, в сказку нас возьми с собой
Лепесточки полетели, а мы все на стулья сели (полетели и сели)
А теперь слушайте сказку.
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
— Ты что ешь, человече?
— Да еще какой вкусный!
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб.Он и говорит:
— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
И начал он волка поучать:
— Прежде всего, надо землю вспахать.
— Тогда и хлеб будет?
— Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить.
— Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять.
— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть.
— И буду хлеб есть?
— Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть.
— Нет, не все. Надо муку в кастрюле замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь ставить.
— И спечется хлеб?
Задумался волк,почесал лапой затылок и говорит:
— Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
— Конь, конь! Я тебя съем.
— Гуси, гуси! Я вас съем.
— Спой нам, а мы послушаем.
— Это можно. Петь я мастер.
Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
— Баран, баран, я тебя съем!
Опамятовался волк,покрутил головой и рассуждает сам с собой:
— Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой.Услыхал он волчьи слова и говорит:
— Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.
Дыхательное упражнение: «Подуем на хлебушек»:
Теперь давайте немного отдохнём,встанем на ножки:
-Вот у меня есть волшебные батончики хлеба, давайте подуем на них, они же только что из печки. (сели)
Гимнастика для глаз: «Отдыхалочка».
Мы играли, мы читали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
Теперь давайте снова присядем и вспомним, что же случилось с волком в сказке.
Вопросы к сказке:
1. Что ел человек, когда встретился с волком?
2. Угостил человек волка хлебом, понравилось ли ему?
3. Легко ли хлеб получить, что нужно для этого сделать?
4. Без труда получилось у волка покушать?
5. Чем закончилась сказка?
Молодцы, ребята! Понравилось вам сегодня занятие? Про кого была сказка? На этом занятие окончено, можно пойти поиграть.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Чтение сказки «Снегурушка и лиса» Цели: Познакомить детей с русской народной сказкой, «Снегурушка и лиса»(обраб. М. Булатова,с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок).
Конспект занятия «Легкий хлеб» в рамках проекта «Как хлеб на стол пришёл» в подготовительной группе Конспект занятия «Легкий хлеб»] Цель: закрепить знания детей о процессе выращивании хлеба, о длительности и сложности этой работы. Задачи:.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Цель: познакомить детей.
Открытое занятие по развитию речи «В гостях у сказки» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №15 «Земляничка» Конспект открытого занятия по развитию.
Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Прогулка в весенний лес» Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе весной, о жизни диких животных. Задачи: 1. Закреплять знания о признаках весны;.
Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в сказку» Образовательная область:Речевое развитие Тема занятия: Путешествие в сказку. Цель занятия: Развитие речевой активности детей младшего дошкольного.
Открытое занятие по развитию речи «Чтение стихотворений об осени» План конспект открытого занятия. Тема: Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение: «Что из чего получается?» Интеграция образовательных.
Открытое занятие во второй младшей группе по развитию речи «Как мы помогли вылечить зайчика» Тема: «Как мы помогли вылечить зайчика» Цель: развитие речевой активности детей. Задачи: Продолжать учить составлять короткий, связный.
Занятие по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Колобок» «Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» Цель: Познакомить со сказкой «Колобок»(обраб. К. Ушинского).
Лёгкий хлеб — белорусская народная сказка
Сказка про волка, который искал себе еду. Хлеб растить было слишком долго и хлопотно. Решил поохотиться, да только все животные его перехитрили.
Лёгкий хлеб читать
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
— Ты что ешь, человече?
— Хлеб, — отвечает косарь.
— Да еще какой вкусный!
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
— Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
— Прежде всего надо землю вспахать…
— Тогда и хлеб будет?
— Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
— И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом.
— Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
— Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.
— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
— Ох, — вздохнул волк, — долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю.
— Где там наешься! — перебил его косарь. — Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
— Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
— Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
— Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, — закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
— Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
— Ну что ж, — говорит косарь, — раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.
— Конь, конь! Я тебя съем.
— Что ж, — говорит конь, — ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
— И то правда, — согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк — и бежать.
— Гуси, гуси! Я вас съем.
— Что ж, — отвечают гуси, — ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
— Спой нам, а мы послушаем.
— Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп — поднялись и полетели.
Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу — съем!”
Только он так подумал, глядь — идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
— Дед, дед, я тебя съем!
— И зачем так спешить? — говорит дел. — Давай сперва табачку понюхаем.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл. Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит — на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
— Баран, баран, я тебя съем!
— Что ж, — говорит баран, — такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
— Спасибо за совет, — говорит волк. — Так мы и сделаем.
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
— Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
— Съесть-то не съел, да, зато легкого хлеба отведал.