чему учит произведение беглец лермонтов

Михаил Лермонтов

Беглец (Поэма) (+ Анализ)

чему учит произведение беглец лермонтов. 41. чему учит произведение беглец лермонтов фото. чему учит произведение беглец лермонтов-41. картинка чему учит произведение беглец лермонтов. картинка 41.

чему учит произведение беглец лермонтов. 41. чему учит произведение беглец лермонтов фото. чему учит произведение беглец лермонтов-41. картинка чему учит произведение беглец лермонтов. картинка 41.

чему учит произведение беглец лермонтов. beglec. чему учит произведение беглец лермонтов фото. чему учит произведение беглец лермонтов-beglec. картинка чему учит произведение беглец лермонтов. картинка beglec.

«Беглец» Михаил Лермонтов

Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла;
Отец и два родные брата
За честь и вольность там легли,
И под пятой у супостата
Лежат их головы в пыли.
Их кровь течет и просит мщенья,
Гарун забыл свой долг и стыд;

Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку – и бежит! –

И скрылся день; клубясь, туманы
Одели темные поляны
Широкой белой пеленой;
Пахнуло холодом с востока,
И над пустынею пророка
Встал тихо месяц золотой…

Усталый, жаждою томимый,
С лица стирая кровь и пот,
Гарун меж скал аул родимый
При лунном свете узнает;
Подкрался он, никем не зримый…
Кругом молчанье и покой,
С кровавой битвы невредимый
Лишь он один пришел домой.

И к сакле он спешит знакомой,
Там блещет свет, хозяин дома;
Скрепясь душой как только мог,
Гарун ступил через порог;
Селима звал он прежде другом,
Селим пришельца не узнал;
На ложе, мучимый недугом, –
Один, – он молча умирал…
«Велик аллах! от злой отравы
Он светлым ангелам своим
Велел беречь тебя для славы!»
– «Что нового?» – спросил Селим,
Подняв слабеющие вежды,
И взор блеснул огнем надежды.
И он привстал, и кровь бойца
Вновь разыгралась в час конца.
«Два дня мы билися в теснине;
Отец мой пал, и братья с ним;
И скрылся я один в пустыне,
Как зверь преследуем, гоним,
С окровавленными ногами
От острых камней и кустов,
Я шел безвестными тропами
По следу вепрей и волков.
Черкесы гибнут – враг повсюду.

Прими меня, мой старый друг;
И вот пророк! твоих услуг
Я до могилы не забуду. »
И умирающий в ответ:
«Ступай – достоин ты презренья.
Ни крова, ни благословенья
Здесь у меня для труса нет. »

Стыда и тайной муки полный,
Без гнева вытерпев упрек,
Ступил опять Гарун безмолвный
За неприветливый порог.

И, саклю новую минуя,
На миг остановился он,
И прежних дней летучий сон
Вдруг обдал жаром поцелуя
Его холодное чело.
И стало сладко и светло
Его душе; во мраке ночи,
Казалось, пламенные очи
Блеснули ласково пред ним,
И он подумал: я любим,
Она лишь мной живет и дышит…
И хочет он взойти – и слышит,
И слышит песню старины…
И стал Гарун бледней луны:

Воздушный корабль (+ Анализ)

Месяц плывет
Тих и спокоен,
А юноша воин
На битву идет.
Ружье заряжает джигит,
А дева ему говорит:
Мой милый, смелее
Вверяйся ты року,
Молися востоку,
Будь верен пророку,
Будь славе вернее.
Своим изменивший
Изменой кровавой,
Врага не сразивши,
Погибнет без славы,

Дожди его ран не обмоют,
И звери костей не зароют.
Месяц плывет
И тих и спокоен,
А юноша воин
На битву идет.

Главой поникнув, с быстротою
Гарун свой продолжает путь,
И крупная слеза порою
С ресницы падает на грудь…

Но вот от бури наклоненный
Пред ним родной белеет дом;
Надеждой снова ободренный,
Гарун стучится под окном.
Там, верно, теплые молитвы
Восходят к небу за него,
Старуха мать ждет сына с битвы,
Но ждет его не одного.

Беглец

Впервые опубликована в литературном сборнике «Вчера и сегодня» (кн.II. СПб., 1846, с.154-158) с некоторыми искажениями.

Датируется предположительно 1838 годом на основании свидетельства А. П. Шан-Гирея (см.: Сочинения М. Ю. Лермонтова под ред. П. А. Висковатова, т.2, с.302). Возможно, что на разработке сюжета «Беглеца» сказалось и знакомство Лермонтова с неоконченной поэмой Пушкина «Тазит», которая в 1837г. была напечатана в «Современнике» (т.7) под названием «Галуб».

Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)

Поэт дал своей поэме подзаголовок «Горская легенда». Песню или легенду на сходный сюжет он мог слышать на Кавказе, когда был сослан туда в 1837г. В книге Тетбу де Мариньи «Путешествие в Черкессию» (Брюссель, 1821) есть упоминание о черкесской песне, содержащей «жалобу юноши, которого хотели изгнать из страны, потому что он вернулся один из экспедиции против русских, где все его товарищи погибли» (см.: С. А. Андреев-Кривич. Лермонтов. Вопросы творчества и биографии. М., 1954, с.84).

В «Беглеце» повествуется о борьбе кавказских горцев за независимость. Этой поэме в особенности присущ пафос героики и свободолюбия, характерный для всего творчества Лермонтова.

Песня «Месяц плывет» в несколько измененном виде была перенесена в поэму «Беглец» из поэмы «Измаил-Бей». (Если в «Измаил-Бее» говорилось, что «погибнет без славы» «любви изменивший», то в «Беглеце» это «своим изменивший», что резко меняет акцент). Н. Г. Чернышевский включил в роман «Повести в повести» (1863) зачеркнутый в автографе, но печатавшийся длительное время в тексте «Беглеца» отрывок:

В горах никого нет,
Кто б вынес позор,
И труса прогонит
Красавица гор

(Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1949. с. 275).

(см.: И. Я. Заславский. Поэма М. Ю. Лермонтова «Беглец». Поэма о мужестве и гражданском долге. Опыт идейно-эстетического анализа. Киев, 1967, с.74-75).

Примечание по тексту:
Молчи, молчи! гяур лукавый. Гяур — см. примеч. на с. 546.

Анализ стихотворения Лермонтова «Беглец»

В 1837 году Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) впервые побывал на Кавказе. Этот необыкновенный край впечатлил поэта. Величественные горные пейзажи, яркие характеры, удивительные обычаи и гордые нравы местного населения – всё это стало темой целого ряда произведений Михаила Юрьевича в конце 30-х гг. Особенно поэта заинтересовали горские легенды. Сюжет одной из них лёг в основу поэмы «Беглец».

Схожий сюжет описан в книге бельгийца Т. де Мариньи «Путешествие в Черкесию». Автор указал, что слышал такую песню во время своей поездки по Кавказу. Михаил Юрьевич, возможно, познакомился с этой историей и с помощью своего поэтического дара отшлифовал ей, придав ей красоту и благозвучие.

В обработке Лермонтова черкесская легенда приобретает черты саги или эпического сказания. Главный герой поэмы встречает троих персонажей – друга Селима, возлюбленную и мать. Три – сакральное число для народного творчества, оно указывает на полный цикл. Возможно, встретив только одного друга, Гаруна бы ожидал иной конец. Но поэт подвергает его трём испытаниям, которые оканчиваются одинаково, тем самым подчёркивая, что беглец обречён, он не имеет права ни на дружбу, ни на любовь, ни на материнское прощение.

Она была прекрасна, как мечта…(+Анализ)

Отношение автора герою нейтральное. Поэт выступает как непредвзятый рассказчик. Хотя в тексте встречаются выражения, вызывающие в читателе сострадание к герою, сам Михаил Юрьевич бесстрастно наблюдает за злоключениями Гаруна:

Усталый, жаждою томимый,
С лица стирая кровь и пот,
Гарун…
Стыда и тайной муки полный,

Ступил опять Гарун безмолвный.

В противовес описанию страданий юноши поэт приводит выражения более впечатляющие: «с кровавой битвы», «гяур лукавый», «измены кровавой». Автор показывает, что сражение за родину, в котором пали друзья и семья, во много раз важнее, чем здоровье одного. Подчёркивается, что воинская честь для горца превыше жизни. Думается, понятие чести было близко и ценно и для самого Михаила Юрьевича, потому он сделал эту тему центральной в своей поэме. Поэт искренне восхищается тем, как черкесы чтут традиции сохранения чести, и читатели могут прочувствовать это вместе с ним.

Описание

Невозможно поэму М. Ю. Лермонтова «Беглец» читать без волнения. Тема трусости и малодушия во время войны трогает до глубины души. Отношение автора к своему герою категорично, и все же в нем есть некоторая доля сочувствия.
Текст произведения написан в 1838 году. Сюжет поэмы «Беглец» родился благодаря увлечению Лермонтова Кавказом и его культурой.

Повествование начинается с момента побега юноши по имени Гарун с поля боя, где с честью и отвагой погибли его отец и два брата. Уставший, он возвращается в родной аул и переступает порог хижины лучшего друга. Однако тот не дает трусу «ни крова, ни благословения». Гарун спешит к любимой девушке, но и там видит лишь презрение. Юноша надеется на теплый прием старушки-матери. Она, узнав о постыдном бегстве младшего сына, отрекается от него и выгоняет прочь. Гарун закалывает себя кинжалом под окнами отчего дома. Но даже его гибель не растрогала родных и друзей. Никто не захотел похоронить труса. Его позор остался в преданиях, а душа обречена вечно скитаться без приюта в горах Кавказа.

Структура стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

В центре поэмы Лермонтова «Беглец» лежит важнейшая для русской литературы мысль о том, что свобода и личное счастье человека немыслимы без чести и достоинства. Трагедия главного героя книги заключается в том, что он, пытаясь сохранить жизнь, теряет гораздо больше.

«> чему учит произведение беглец лермонтов. vinetka rozochka. чему учит произведение беглец лермонтов фото. чему учит произведение беглец лермонтов-vinetka rozochka. картинка чему учит произведение беглец лермонтов. картинка vinetka rozochka.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Чехов А. «Беглец» Читательский дневник, краткое содержание

Чехов А. «Беглец» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Чехов Антон Павлович

Название: «Беглец»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: ребёнок и запущенная болезнь.

Число страниц: 7

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Рассказ о том, как мать впервые привела Пашку на приём к доктору. Оказалось, что мальчику срочно нужна операция, чтобы спасти руку, тогда Пашке пришлось остаться в больнице одному. Там ему стало страшно, в соседней палате умер мужик, и мальчик решил сбежать, не зная дороги.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего запомнился эпизод, когда Пашка оказался в палате, ему дали новую одежду, которая ему так понравилась, что он даже захотел прогуляться в ней по деревне. А ещё он там впервые попробовал жареное мясо, значит, дома он питался очень скромно.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Доктора – это люди, которые несмотря ни на что искренне стараются помогать людям. Не надо их бояться и откладывать лечение.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что не стоит бояться докторов и затягивать с лечением. Учит нас быть смелее, не бояться трудностей, надеяться на лучшее и не паниковать.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Если честно, то мне не очень понятно, что же случилось с Пашкой, кто его ударил в конце, почему он потерял сознание. Мне бы на его месте тоже было страшно, ведь он остался один в больнице среди незнакомых взрослых. А ещё надеюсь, что эта история закончилась хорошо, и доктор смог спасти ему руку.

Новые слова и выражения:

Распекать – делать строгий выговор, отчитывать.

Воспа – оспа, опасная инфекционная болезнь.

Пословицы к произведению:

Болен – лечись, а здоров – берегись.

Заболеть легко – вылечиться трудно.

Здоровье сгубишь – новое не купишь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *