Чему учили в лицее

Как воспитывали гениев в Царскосельском лицее: Дисциплина, распорядок дня и быт пушкинского выпуска

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Чему учили в лицее. 236069859. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236069859. картинка Чему учили в лицее. картинка 236069859.

Поступление в Царскосельский лицей

Чему учили в лицее. 236063834. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236063834. картинка Чему учили в лицее. картинка 236063834.

Царскосельский лицей в первую очередь и рассматривается как учебное заведение, где учился великий русский поэт Пушкин – ничего не поделаешь, этот статус ему присвоен самой историей. Но все же то, что двенадцатилетний Александр стал лицеистом, было скорее совпадением, а вот тот факт, что выпускник Лицея основал саму русскую литературу, к случайностям уже так просто не отнесешь. Как бы то ни было, именно на 1810 год пришлось решение императора Александра I об учреждении нового, прогрессивного учебного заведения, где воспитывалась бы русская элита – будущие государственные деятели, которые изменят страну, осуществят реформирование власти, привьют идеи Просвещения разным общественным институтам.

Чему учили в лицее. 236066092. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236066092. картинка Чему учили в лицее. картинка 236066092.

В августе 1810 года был выпущен царский указ, а уже через год проводились вступительные экзамены. Принимали далеко не всех: прежде всего, честь стать лицеистом принадлежала только мальчикам, к тому же имевшим дворянское происхождение. Перед тем, как держать экзамен, нужно было получить рекомендацию от влиятельных лиц, пройти собеседование с самим министром просвещения Разумовским. Первоначально планировалось, что в Лицее будут обучаться два младших брата императора – Николай и Михаил – потому, в частности, и зданием для размещения учебного заведения был выбран флигель Екатерининского дворца, перестроенный архитектором В.П. Стасовым. Воспитанники росли и обучались в непосредственной близости к высшим лицам государства – несмотря на то, что планы относительно великих князей все же поменялись.

Чему учили в лицее. 236067001. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236067001. картинка Чему учили в лицее. картинка 236067001.

Одновременно с подготовкой к открытию Лицея в семье Пушкиных строили планы относительно образования Александра. Мальчику исполнялось двенадцать лет, и от домашнего обучения пора было переходить к более основательному образованию. Наиболее подходящим учебным заведением отцу, Сергею Львовичу, казался иезуитский пансион в Петербурге, но тут пришла весть об открытии новой школы, рассчитанной на подготовку политической элиты, и этот вариант показался Пушкину-старшему куда более заманчивым. К слову, обучение в Лицее было бесплатным. Требовалось лишь заручиться протекцией, и такая была найдена – через дядю Пушкина Василия Львовича, а также друга семьи Александра Ивановича Тургенева, влиятельного петербургского чиновника. Кандидат в лицеисты понравился и первому директору – Василию Федоровичу Малиновскому.

Чему учили в лицее. 236064580. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236064580. картинка Чему учили в лицее. картинка 236064580.

Как учились лицеисты

Чему учили в лицее. 236063536. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236063536. картинка Чему учили в лицее. картинка 236063536.

Программу обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор, спустя короткое время после создания Лицея попавший в опалу. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой. Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание.

Чему учили в лицее. 236062715. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236062715. картинка Чему учили в лицее. картинка 236062715.

Годы, проведенные в Лицее, должны были сформировать из каждого ученика самостоятельную, разностороннюю, творческую личность, нашедшую свое призвание и умеющую стремиться к высотам. Огромное внимание уделялось и организации жизни воспитанников. Ежедневное расписание было составлено так, что практически не оставляло возможности бездеятельности, лицеисты были постоянно заняты. В общей сложности урокам посвящали 7-8 часов в день, чередуя занятия с отдыхом, а обучение в классе – с подвижными играми и прогулками.

Чему учили в лицее. 236065725. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236065725. картинка Чему учили в лицее. картинка 236065725.

Подъем был в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву, а с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В десять возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.

Чему учили в лицее. 236066327. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236066327. картинка Чему учили в лицее. картинка 236066327.

Чему учили в лицее. 236069976. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236069976. картинка Чему учили в лицее. картинка 236069976.

В Лицее учили не зазубривать истины, а искать свои, думать самостоятельно, свободно и независимо. Довольно прогрессивным для того времени был полный отказ от телесных наказаний. Учеников ранжировали в зависимости от их успехов в учебе: от этой оценки зависело место в учебном классе и в столовой – лучшие получали позволение сидеть ближе к учителям.

Почему результатами лицейского эксперимента не пользуются в настоящее время?

Чему учили в лицее. 236067085. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236067085. картинка Чему учили в лицее. картинка 236067085.

Результат такого эксперимента в общих чертах известен каждому – одно то, что Лицей дал миру Пушкина, полностью оправдывает идею его создания. Но помимо поэта, первый выпуск включал в себя и других выдающихся личностей: дипломат Александр Горчаков, Федор Матюшкин, полярный исследователь и адмирал, Михаил Яковлев, певец и композитор, Антон Дельвиг, поэт и издатель. Довольно небольшой по сравнению с первоначальным замыслом процент воспитанников посвятил себя государственной службе. Парадоксальным образом, Лицей породил, скорее, оппозицию – двое из выпускников 1817 года вышли на Сенатскую площадь, многие состояли в разных тайных обществах.

Чему учили в лицее. 236069035. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236069035. картинка Чему учили в лицее. картинка 236069035.

Это, возможно, стало одной из причин того, что опыт Лицея не прижился на общегосударственном уровне ни в прошлом, ни сейчас. Другим определяющим моментом стал обязательный отрыв учеников от семьи. В первый же месяц обучения было объявлено, что поездки домой не допускаются, и все шесть лет воспитанники проведут в стенах Лицея. По воспоминаниям его первых выпускников, после этих слов раздались рыдания. На каникулах, которые выпадали лишь на июль, домой не уезжали. Визиты родных допускались, но были довольно ограниченными. Изоляция от внешнего мира была несколько нарушена событиями 1812 года – когда лицеисты, мальчишки-подростки, с восторгом и благоговением общались с офицерами, приезжавшими в резиденцию императора перед тем как отправиться на войну.

Чему учили в лицее. 236064043. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236064043. картинка Чему учили в лицее. картинка 236064043.

Всю свою жизнь лицеисты вспоминали учебу в Царском Селе как лучшие годы жизни – это ясно и из их переписки, и из многочисленных стихотворений, посвященных Лицею. В поэтическом ремесле во время обучения попробовали себя все ученики – во время выпуска собственных газет, написания эпиграмм на друзей и врагов.

Чему учили в лицее. 236062050. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236062050. картинка Чему учили в лицее. картинка 236062050.

19 октября стало со временем главным праздником первых лицеистов – если поначалу эта дата воспринималась ими довольно формально, то после событий, предшествовавших декабрьскому восстанию и последовавших за ним, все эти молодые люди по-настоящему ощутили принадлежность к единому братству, семье, которую не могли разрушить ни годы, ни расстояние.

Чему учили в лицее. 236065926. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-236065926. картинка Чему учили в лицее. картинка 236065926.

Лицейские годы дали каждому из воспитанников ни с чем не сравнимый опыт социализации, просвещенного взросления, сочетания строгой дисциплины и внутренней свободы. Несмотря на это, мало чью судьбу можно было бы назвать счастливой: кто погиб не дожив до зрелых лет, кто оказался в опале, кто так и не нашел семейного счастья. Но выдающимися личностями стали многие – их имена не забыты и сейчас, и вовсе не по причине близости к пушкинскому кругу.
В современном мире признается важным и полезным прививать ребенку навыки чистописания и каллиграфии – тех занятий, которым уделялось пристальное внимание в стенах Царскосельского лицея.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Не се ль Минервы росской храм?

Чему и как учили в Царскосельском лицее

Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года, Репин И.Е.

В уходящем году вопросы образования по традиции вызвали немало споров. Российская школа продолжает искать себя, зачастую обращаясь за примерами в прошлое. Одно из самых известных учебных заведений в России XIX века — лицей в Царском Селе. Благодаря тому, что там учился А.С. Пушкин, оно овеяно в общественном сознании неувядающей славой. Соответственно, нам кажется, что там давали лучшее на то время в России образование. Так ли это в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к книге «История русской школы» руководителя гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского, доктора филологических наук Алексея Любжина. И вот что мы из нее узнали.

Зачем империи 17-летние асессоры

Существует несколько анекдотов о том, как Пушкин сдавал экзамен в Царскосельском лицее. В разных интерпретациях там фигурируют Жуковский, Репин, Державин. В действительности анекдот можно назвать историческим лишь с участием Державина, но Репин, который никак не мог фигурировать в этой сцене по причинам временного разрыва, тоже имеет к лицею отношение — он запечатлел историю в знаменитой картине. Дело было так: экзамен в лицее считался одним из светских развлечений — там присутствовали светила современной культуры, а также высшее дворянство — графы и князья. И вот на экзамен 1817 года в качестве зрителя был приглашен Державин. Он приехал 8 января, когда лицеисты экзаменовались по русской словесности, французскому и латинскому языкам, математике и физике. Престарелый Державин почтенно дремлет. Вызывается Пушкин.

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.
Сердца их мщеньем зажжены.

— читает юный лицеист. Публика рукоплещет, Державин приподнимает седую голову. «Господа, да это истинная поэзия!» — воскликнул Державин и приподнялся с места, чтобы расцеловать юного гения.

Студенту Дельвигу повезло меньше. В 1815 году во время публичного экзамена в Лицее студентам сообщили, что приедет Державин. Все взволновались, и Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться поэта и поцеловать руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошел в сени, и первое, что юный лицеист услышал, было: «Где, братец, здесь нужник?» Вопрос, правда, был обращен к швейцару.

Понять его проект можно только в связи с возникшими в 1800-е годы планами преобразования России, главным двигателем которых являлся зачинатель идеи лицея М. М. Сперанский, чье либеральное реформаторство началось с первых дней царствования Александра I. Сперанского очень беспокоило, что для его реформы системы администрации и управления в России нет достаточного количества подготовленных кадров. Общая образовательная реформа 1800–1804 годов больших результатов не дала, это дело медленное, а образованные люди требовались быстро. Процесс попытались ускорить не пряником, а кнутом, и потребовали от служащих пройти через экзамен для получения чина коллежского асессора в знаменитом указе от 6 августа 1809 года «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках, для производства в Коллежские Асессоры и Статские Советники». Это не помогло.

Лицей в каком-то смысле стал плодом административной истерики. Раз ничего не получается, так давайте создадим в обход неуклюжей общегосударственной системы сверхпрестижное учебное заведение для воспитания грамотных чиновников и будем вручную готовить нужных людей. В чем заключалась особенность лицейского образования? Его воспитанники учились шесть лет, в результате чего проходили еще и программу университета. В программе было неимоверное количество предметов, и граф Жозеф де Местр, влиятельнейший в то время сардинский дипломат, почитав программу лицея, сказал: «Или юные русские ангелы, или их наставники сошли с ума». После этого программу почистили, непосильное убрали. Однако все равно обучение осталось многопредметным и не столь эффективным, потому что сама по себе задача — дать за шесть лет объединенное среднее и высшее образование неразрешима. А неразрешимые задачи в педагогике ведут к тому, что на выходе получается примерно то же, что и на входе.

В результате лицей вызвал неудовольствие Александра I и в 1822 году перешел в военное ведомство под начало мудрого генерала Коновницына, военного министра. После этого лицей стал поставщиком высококвалифицированных военных кадров, которые обладали гораздо более основательной подготовкой. Среди лицеистов первого призыва тоже были весьма образованные, но этим они больше обязаны собственным занятиям и дворянской культуре, а в лицей шли за другим — за духом товарищества, ощущением общности, братства. То было время, когда не говорить по-французски и не иметь каких-то литературных интересов считалось недопустимым и это воспитывали с детства. А гений, такой как Пушкин, — останется гением при любых обстоятельствах и сумел бы проявить себя в любом учебном заведении, предназначенном для людей его круга. Естественно, родись он крепостным крестьянином, ему было бы тяжело пробиться, но коль скоро он родился дворянином, он ничего не потерял бы, учась, например, в благородном пансионе при Московском университете, откуда, кстати, по признанию историка Якова Карловича Грота, перебрались в Царскосельский лицей «литературные дрожжи».

Чему учили в лицее. bc791f58f70eb71efa99349f08d39be7. Чему учили в лицее фото. Чему учили в лицее-bc791f58f70eb71efa99349f08d39be7. картинка Чему учили в лицее. картинка bc791f58f70eb71efa99349f08d39be7.

Лицей в Царском Селе

Лицей и лица

Первый выпуск лицея слишком хорошо известен. Среди последующих выпускников был, например, Николай Яковлевич Данилевский, автор знаменитого труда «Россия и Европа», виднейший славянофил младшего поколения, который, кроме того, занимался естественными науками, в частности биологией, и был отмечен в заслугах по части сохранения рыбных богатств России. К числу выпускников лицея относился и академик Яков Карлович Грот. Он был направлен на учебу в лицей по личному указанию Николая I и выпустился с золотой медалью, сразу поступив на службу в императорскую канцелярию. Грот — один из лучших русских филологов, в частности, переводчик Калевалы, издатель Державина.

Лицей выпустил сразу трех министров просвещения. Причем, почти подряд — это Александр Николаевич Головнин, граф Дмитрий Андреевич Толстой, и барон Александр Павлович Николаи. Как-то в рамках образовательной реформы, очень мощной и всеобъемлющей, Головнина спросили — почему он, собственно, не преобразует лицей? Он отвечал: я его окончил и хочу оставить таким, каков он есть. Придет другой — пусть и реформирует.

Среди первого поколения преподавателей Лицея выдающуюся роль играл Николай Федорович Кошанский, автор замечательного учебника риторики, доставшийся лицею от благородного пансиона при Московском университете. С Пушкиным он общего языка не нашел, потому что был преподавателем традиционного склада, а лицеисты любили тех, кто с ними дискутировал и видел в них личности, а не школяров. Но риторику Кошанского никто не смел ругать, даже Белинский, потому что этот предмет Кошанский преподавал блестяще. Замещающего Кошанского Галича лицеисты любили больше. Александр Иванович был человек, который вместо скучной латыни вел со студентами разного рода взрослые беседы, а когда слышал в коридоре шаги надзирателя, доставал из-под кафедры книгу римского история Корнелия Непота и говорил: «Теперь потреплем старика». Философская квалификация Галича была на тот момент одной из высших в России, и то, о чем он беседовал с лицеистами, было для них вдохновляющим и прогрессивным.

Все помнят правоведа Александра Петровича Куницына, о нем Пушкин писал в своем стихотворении, посвященном 25-летию лицея:

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.

Куницын известен своей книгой «Право естественное», которой он буквально посвятил жизнь. Именно Куницыну было поручено произнести торжественную речь на открытии лицея. Его влияние на учеников было велико, то, что он говорил с кафедры, по крайней мере, выслушивалось внимательно.

Принимали в лицей детей в возрасте от 10 до 12 лет по результатам вступительных экзаменов. Обучение производилось за государственный счет, поэтому год от года количество учащихся колебалось. Устав предписывал принимать только отличных детей «с несомненным удостоверением об отличной их нравственности и в совершенном здоровье». В зависимости от успеваемости они поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, на военную — на тех же условиях, что и воспитанники Пажеского корпуса.

Кроме политэкономии, статистики, технологии, коммерческих наук был введен особый курс «Изящных искусств и гимнастических упражнений». Программа соединяла гуманитарные и точные науки, в этом была суть заслужившей упреки «многопредметности» лицейской программы. В ней было одиннадцать правовых предметов, римские древности, истории — всеобщая и русская, история литератур (римской, русской и трех западных), языки — латинский, русский, французский, английский, немецкий, а еще психология, логика, география и все точные науки.

Лицейский экзамен был своего рода представлением и испытанием на артистичность. На него приглашались знатные люди, и многие приезжали по понятным мотивов: побывав на лицейском экзамене, человек одним своим присутствием показывал себя ревнителем просвещения и покровителя наук. Для учеников и для родителей экзамен и присутствующие там «титулы» был вопросом престижа. Преподаватель мог воодушевить лицеистов подобным образом: «К вам, дурни и оболтусы, граф такой-то завтра придет, а вы третье склонение не выучили!» Там же, на экзамене, раздавались награды, читались торжественные речи, и все выглядело весьма помпезно.

Консервативный либерализм

Учитывая то, что лицей готовил во многом квалифицированных «служак», надо отдать ему должное: он был достаточно либерален. Упомянутый выше Куницын получил орден Святого Владимира за вдохновенную речь на открытии лицея, в которой не прозвучало ни слова о государе Александре I, — и императору это очень понравилось. Жизнь воспитывала лицеистов, вероятно, совершенно не так, как хотело начальство. Вряд ли какое-то другое учебное заведение может похвалиться таким процентом вольнодумства и ссыльных вроде Пущина и Кюхельбекера. Тем не менее, в 1899 году вся Россия отмечала столетие со дня рождения А. С. Пушкина и на здании Лицея была открыта мемориальная доска «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811–1817».

26 мая 1899 года вблизи лицейских стен, в садике, в так называемой бывшей ограде, где Пушкин и его друзья провели немало свободных часов, состоялась закладка памятника великому русскому поэту.

Новаторство лицея как раз заключалось в том, что в России была рождена и внедрена модель совмещенного образования. Но новая — не значит удачная. На Западе таких моделей не было в силу их нереалистичности — никому бы в голову там не пришло в шестилетний курс втиснуть среднее и высшее образование. Почему на это решились русские? Россия — страна с догоняющим развитием, и, как говорилось выше, Сперанскому в срочном порядке потребовались образованные чиновники. Вся идея лицея — чрезвычайная спешка. Отчасти это соответствовало характеру воспитуемого дворянства, поскольку из школы люди стремились выпрыгнуть как можно раньше и начать службу, чтобы чины шли быстрее. И спешка Сперанского с подготовкой чиновников для его административной реформы наложилась на традиционную карьерную спешку дворянских недорослей.

Первый выпуск лицея головокружительно прославил Пушкин, и мы не знаем, чем были бы для нас Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин без Пушкина. С образовательной точки зрения лицей — явно неудавшийся эксперимент. С чисто карьерной — каторга и крепость не лучший выход для выпускника престижного учебного заведения. Пожалуй, только с социально-культурной точки зрения результат эксперимента с лицеем можно назвать удачным, особенно с изменением учебных программ в 1829 году. Первый выпуск навсегда останется символом лицея, как некоторого идеала, в который никто не рискнул бы бросить камень.

В статье использованы материалы книги «История русской школы» руководителя гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского, доктора филологических наук Алексея Любжина.

Источник

Как учили Пушкина, Салтыкова-Щедрина и Корфа: методики обучения Царскосельского лицея

Недовольных российским образованием сейчас немало. Ничему не учат, лекции скучные, а после окончания выпускников не берут на работу, — стандартная ситуация, правда?

О том, каким должно быть образование, спорят много. Но в российской истории есть пример учебного заведения, после которого ученики действительно вышли готовыми к самостоятельной жизни, а их способности были раскрыты. Большинство выпускников заняли высокие гражданские и военные государственные посты, а некоторые вошли в историю.

Речь в статье пойдет о царскосельском лицее, друзья.

Царскосельский лицей — образовательное учреждение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. Известно в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина.

Заведение было основано по указу Александра I. Сначала предполагалось, что там будут учиться младшие братья Александра I — Николай и Михаил, но война 1812 изменила планы.

Тем не менее среди первых принятых в лицей учеников были:

Вступительные экзамены принимали влиятельные люди Российской империи: министр просвещения Разумовский, директор департамента Министерства народного просвещения Мартынов и директор Лицея Малиновский.

Утро лицеистов начиналось в 6 утра, с молитвы. Зато просыпались они не в общей спальне, а в личной, хоть и небольшой, комнате. Обстановка довольно аскетичная: железная кровать, комод, конторка и столик для умывания. Смежные комнаты отделяли друг от друга небольшие перегородки, через которые мальчишки часто переговаривались. Пушкин, кстати, соседствовал с Иваном Пущиным.

Вот, кстати, его воспоминания:

Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.
— От 7 до 9 часов — класс.
— В 9 — чай; прогулка — до 10.
— От 10 до 12 — класс.
— От 12 до часу — прогулка.
— В час — обед.
— От 2 до 3 — или чистописанье, или рисованье.
— От 3 до 5 — класс.
— В 5 часов — чай; до 6 — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.
— По середам и субботам — танцеванье или фехтованье.
— Каждую субботу баня.
— В половине 9 часа — звонок к ужину.
— После ужина до 10 часов — рекреация.
— В 10 — вечерняя молитва, сон.

Если вам кажется, что сегодня у школьников мало каникул, то сейчас самое время порадоваться. Обучение в лицее длилось 11 месяцев, на каникулы отводился июль, но и в июле нельзя было съездить домой, —ученикам запрещалось покидать стены лицея. Причем первые лицеисты узнали об этом только после поступления во время торжественного обеда, тогда всеобщая радость сменилась слезами. Но полный отрыв от семьи во время обучения был тогда общепринятой нормой. В кадетских и пажеских корпусах условия были намного строже.

Занятия не всегда проходили в классах, в хорошую погоду ученики вместе с преподавателями ходили по аллеям Царского села, обсуждая, например, философию.

Лицей считался передовым учебным заведением Европы. Учебную программу составил ближайший сподвижник императора — Сперанский, чтобы школа воспитывала не слепых исполнителей, а тех, кто способен изменить историю своей страны.

В обучении соблюдался принцип последовательности. Например, история связывалась с географией, особенно в начальном курсе.

Был и курс «наук нравственных». В него входили философские, юридические и политические науки и состоял он из 12 учебных предметов. Считалось, что эти знания необходимы для формирования мировоззрения учеников.

В лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». В общем, самостоятельность поощрялась. Преподавателям даже запрещалось просто диктовать материал, их задача состояла в том, чтобы развить умственные способности поступивших, научить их мыслить самостоятельно.

Еще в программе старались исключить возможность переутомления. Поэтому после часа занятий учеников ждал отдых в комнатах или на свежем воздухе.

С оценками в лицее тоже все было не так просто. Двоечники лицея — наши хорошисты, кол означало «отлично», три – «хорошо», а вот четыре — посредственно. Пятерок не было, а самой плохой оценкой считался ноль. Причем оценивались не только учеба, но и способности лицеистов.

За учениками круглосуточно велся надзор: во время обеда, на занятиях и даже ночью. Считалось, что это убережет их от порочных поступков.

Телесных наказаний, как во многих других школах, не было. Но за громкий смех или невнимательность можно было оказаться на позорной парте или выгнанным из класса. А еще провинившихся могли заставить вместо формы надеть свою старую одежду, которая, чаще всего, была уже мала. Совсем безудержных лишали привычной еды, заменив ее черным хлебом с водой.

Несмотря на это ученики в своих очерках делились, что обстановка в лицее была дружелюбная. Хотя в нашем веке такие меры наказания кажутся дикими и первобытными. Экологичностью тут и не пахнет.

Дисциплин было немало: русская словесность, иностранные языки, история, математика и даже военное дело. Но плюс был весомый: обучение в лицее считалось как высшее образование, поэтому спустя 6 лет учебы выпускники могли жить полностью самостоятельной жизнью.

Считается, что эффективностью обучения лицей обязан следующим факторам:

Первый директор лицея Малиновский говорил о том, что ученики должны видеть в педагогах не начальников, а друзей. Так, мальчики выезжали с семьей директора на прогулки, а зимой катались все вместе с горок и на коньках.

Удивительно, но как и в 2021 году, в стенах лицея ценили авторские программы. Так преподаватель и доктор философии и свободных искусств Николай Федорович Кошанский издал несколько учебников, перевел «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра и сочинения Корнелия Непота, по которым обучал учеников.

При этом учителей объединяло не только желание распознать и усилить природные наклонности воспитанников, но и даже воплотить в жизнь их мечтания. Например, директор Энгельгардт добился для Федора Матюшкина места в кругосветном путешествии. Поэтому факт, что выпускники сохранили дружеские отношения со своими наставниками, совсем не удивляет.

Если раньше образовательные учреждения могли равняться на Царскосельский лицей, то сейчас тоже есть достойный пример. Это школа №734 в Измайлово или, как ее называют, Школа самоопределения.

Основателю — Александру Наумовичу Тубельскому в своё время удалось взрастить в школе настоящую демократию. Он был убежден, что стране нужны свободные люди, и считал, что они вырастают только в атмосфере доверия: учителя – к ученику, администратора – к учителю.

Поэтому школа стала местом, где ребенка признают личностью, где у него есть право на ошибку, где его мнение такое же важное, как и мнение остальных. Он не объект образования, а важный член общества, к которому всегда прислушиваются.

Атмосфера свободы в школе способствует формированию soft skills — умению представить себя, умению общаться, умению доказывать и аргументировать. А вот оценки до 4 класса полностью отменены.

Друзья, а вы как считаете, что самое важное в процессе образования: талантливые преподаватели, дисциплина или новые подходы к обучению в принципе?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *