чему учит морские истории

Житков «Морские истории»: главная мысль, чему учит?

Житков «Морские истории»: главная мысль, чему учит?

Морские истории, чему учит произведение?

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Под названием «Морские истории» скрывается целый сборник рассказов Бориса Житкова.

чему учит морские истории. . чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-. картинка чему учит морские истории. картинка .

В рассказах автор рассказывает о замечательных людях, которые попадая в сложные жизненные ситуации проявили себя героически, храбро. Благодаря их отваге даже были спасены человеческие жизни.

Таким рассказом» является рассказ «Механик Солерно». В нём автор повествует о случае, который произошел ина корабле. В трюме начался пожар и благодаря бесстрашию, смелости капитана удалось спасти жизни всех членов команды, кроме механника по вине которого и произошёл пожар.

Главная мысль «Морских историй» заключается в том, что место отваге и подвигу есть в нашей жизни, главное ничего не бояться. Ведь порой, благодаря храбрости одного человека, можно спасти жизни другого и не одного человека.

Находясь в сложной ситуации нужно не терять самообладания, уметь принимать решения и ни в коем случае, не бездействовать.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Очень хороший сборник Бориса Житкова «Морские истории», я бы сказал, что это настольная книга по психологии людей. Здесь описывается ситуация, при которой надо взять ответственность на себя. Капитан корабля поступил, как настоящий герой. Он не просто не покинул судно, я проявил храбрость. В то время, как остальные люди спасали свои жизни, он в первую очередь думал про корабль. Так и в жизни часто происходит, когда людей заботят только их собственные меркантильные интересы.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

чему учит морские истории. . чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-. картинка чему учит морские истории. картинка .

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

К.Паустовский рассказ «Собрание чудес» написан от лица автора. Главные герои рассказа мальчишки Ленька и Ванька, два разных по характеру мальчика. Ленька все разговоры сводил на деньги, он не думает о последствиях, им руководит жажда наживы. Ванька не любит и не уважает Леньку, мальчик боится, что такие люди как Ленька погубят его любимый лес, вырубят все деревья и не пожалеют даже молоденькой березки. Мальчики подрались и Ленька ушел обратно в деревню.

По дороге автор и мальчики заходят к Василию Лялину, старожилу тех мест, старик обладает благородной внешностью и любит свой край, знает историю села, каждую тропинку, каждый кустик.

Главная мысль рассказа «Собрание чудес» учит ценить окружающий мир, видеть красоту природы, беречь и чаще бывать на природе. Рассказ учит умению видеть живую красоту рядом.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Мне очень понравилась эта сказка, добрая, красивая. В ней есть определенная магия. Что может быть красивее распустившихся цветов? Только танцующие цветы!

Чтобы делать пересказ сказки Андерсена «Цветы маленькой Иды», сначала нужно написать план:

Главная мысль в том, что если веришь в чудо, то оно произойдет. Маленькая Ида и студент верили в то, что цветы танцуют. Если «включить» хоть немного воображения, то все это можно увидеть. У растений своя жизнь, свой язык и свои балы. Их прелесть в том, что они вырастают снова и снова, поэтому нет нужды печалиться о том, что букет завял. Лучше думать, что они танцевали на балах.

Также для пересказа пригодится краткое содержание, чему учит сказка. Это пригодиться и для заполнения читательского дневника.

чему учит морские истории. 1lj4wpsCARdcyvgD23bSRmvooqOzTuQ. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-1lj4wpsCARdcyvgD23bSRmvooqOzTuQ. картинка чему учит морские истории. картинка 1lj4wpsCARdcyvgD23bSRmvooqOzTuQ.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Второй мальчик Вовка Акимцев тоже без родителей, ему становится обидно, что мальчик нашел себе отца, хоть и ненастоящего, поэтому Вовка всеми силами старается разубедить и у него не получается.

чему учит морские истории. . чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-. картинка чему учит морские истории. картинка .

Главная мысль рассказа заключена в мысли, что отец самый важный человек, на него равняются и с него берут пример и каждый мальчик хочет иметь отца.

Рассказ Приставкина «Портрет отца» рассказывает об одиночестве детей, чьи родители воевали на фронте или погибли. Дети не верили и ждали, цеплялись за любую фантазию, лишь бы родители за ними вернулись. Рассказ учит доброте и сопереживанию, учит помнить о страшной войне и жертвах военных лет, сколько горя приносит война, нельзя допустить ее повторения и надо уметь помогать другу

Источник

Житков «Морские истории». Краткое содержание, главные герои: что написать?

Задали на лето читать книги Бориса Житкова, и надо написать их краткое содержание (на половину странички), перечислить главных героев и по-возможности каждого коротко охарактеризовать. Теперь ломаем голову, о чём писать и как всё это уместить на пол листика.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Совсем краткое содержание: Мальчику купили новые штаны, которые нужно было очень беречь. Он пришел на берег моря, но его фуражку унесло ветром в море, а старый рыбак закинул ее на дубок (это судно). И мальчик пошел за нею на судно, а заодно полюбопытствовать.

Вскоре кораблик отправлялся в море. Но Мальчик уже к этому времени порвал и выпачкал новые штаны и побоялся идти домой. Он обманом (сказал, что у него нет родителей) остался на дубке. И начались приключения. Он помогал на палубе по мелочам, потом борщ варил в камбузе, потом спать лег. А тут шторм страшный начался. И суденышко на мель село. Мальчика отправили на Джарылгач перехватить канат. Он плыл в страшных волнах на доске, его страховал веревкой Григорий. Но Митька справился, натянул канат, судно сошло с мели и ушло в море, а Митька пошел на берег, где встретил верблюдов, нашел избушку и людей. Они вернули его домой. Мама ему радовалась, а отец, видно, наказал.

Другие истории: «Шквал», «Николай Исаич Пушкин», «Компас», «Вата», «Утопленник», «Механик Салерно», «Черные паруса».

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Слоны в этом произведении тоже главные герои, и автор подробно описывает их поведение в обычной жизни. Они доброжелательны к людям и с удовольствием возятся с детишками, терпят их шалости и поддерживают с ними игру.

А вот на следующий день моряки увидели тяжелый труд слонов, которые на жаре переносят бревна. Моряки были поражены условиями работы слонов, им было жаль животных, а потому они поспешили покинуть это место.

Кроме того, в рассказе Житкова есть и второстепенные герои: хозяин слонов, его жена и ребятишки, а также товарищ рассказчика.

чему учит морские истории. aGSlNZvf1ga1q3mg5CgtATcBB5KXzkg9. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-aGSlNZvf1ga1q3mg5CgtATcBB5KXzkg9. картинка чему учит морские истории. картинка aGSlNZvf1ga1q3mg5CgtATcBB5KXzkg9.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

В рассказе «Галка» я бы выделил четырех главных героев.

Первый герой это мальчик на которого взвалили все беды по пропаже вещей.

Вторая героиня это сестра мальчика у которой пропало кольцо.

Третья героиня это бабушка у которой пропали очки.

Четвертая героиня это та самая галка, которая в силу своей природы тащила все яркое и блестящее.

Главная мысль заключается в том, что нельзя сразу рубить с плеча и осуждать человека без доказательств. Сначала нужно во всем разобраться, а потом делать выводы. В данном случае бабушка и девочка обвинили мальчика в том, чего он не делал.

Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Штиль сменился шквалом во время плавания, и лодку потопило. Сообразительность матроса Ковалева спасла людям жизни: он понял, что нужно выбираться из опрокинутого судна через люк, а не пытаться прорубить дно. Один лишь грек не послушал Ковалева, орудовал топором, пока его не засосала морская пучина.

Интересно то, что даже живой заяц смог спастись в той катастрофе, ну а человека погубила его же жадность, упрямство и глупость.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Писатель Борис Житков и в самом деле был бывалым моряком, он много плавал, был и штурманом и капитаном, а потому профессия моряка была знакома ему не понаслышке.

Источник

Житков «Морские истории». Что написать в читательский дневник?

Б.Житков. Книга «Морские истории». Нужно заполнить читательский дневник. Что написать?

Буквально несколько предложений своими словами, излагая смысл произведения и его содержание.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Сборник рассказов Бориса Житкова «Морские истории» рассказывает о замечательных людях, не растерявшихся в трудную минуту в море.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Житков написал замечательный и очень интересный сборник рассказов «Морские истории», которые читаются на одном дыхании.

Мне понравился рассказ «Компас», в котором автор рассказывает нам о двух моряках, сам же сюжет рассказа о забастовке моряков против владельцев парохода, которые выдвигая свои требования никак не шли на уступки судовладельцев. Однажды произошла неприятная ситуация, когда один из пароходов с нанятой новой командой собрался выходить в море, бастующие понимали что судовладельцы других морских судов могут последовать за ними.

Один из двух моряков по имени Сергей предложил другому выкрасть с судна путевой компас и у них это получилось. За отважными моряками началась погоня, но им удалось скрыться от неё.

На следующий день судно всё-таки вышло в море и все были огорчены, но через час судно вернулось, по всей видимости обнаружив пропажу компаса. Как же радовались моряки, а Сергей попросил друга никому не рассказывать о том, что это они выкрали компас.

Главная мысль рассказа в том, что проявив находчивость и смекалку ребята добились своей цели, даже несмотря на то, что их жизни угрожала опасность.

Рассказ учит нас не сдаваться в трудной ситуации и всегда искать выход, а так же уверенно идти к своей цели.

чему учит морские истории. . чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-. картинка чему учит морские истории. картинка .

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Штиль сменился шквалом во время плавания, и лодку потопило. Сообразительность матроса Ковалева спасла людям жизни: он понял, что нужно выбираться из опрокинутого судна через люк, а не пытаться прорубить дно. Один лишь грек не послушал Ковалева, орудовал топором, пока его не засосала морская пучина.

Интересно то, что даже живой заяц смог спастись в той катастрофе, ну а человека погубила его же жадность, упрямство и глупость.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Сборник рассказов Житкова «Морские истории» очень интересные и трогательные. Читаются истории очень легко, на одном дыхании.

Все истории на примере главных героев рассказов учат нас взаимовыручке, отваге, смекалке, в так же никогда не сдаваться.

Безумно интересным для меня оказался рассказ с названием «Механик Солерно». В рассказе автор повествует о пожаре, который произошел на судне. Благодаря грамотности, рассудительности капитана, ему удалось спасти почти всю свою команду.

Виновником пожара оказался механик Солерно, который вопреки запретам и опасности взял на судно груз из-за которого и случился пожар. Солерно находит в себе мужество и признается в провинности, приведшей к трагедии.

Произведение очень интересное, оно учит отваге, ответственности.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Сборник историй Бориса Житкова «Морские истории» прекрасный вариант для чтения.

Причём его истории смогут по достоинству оценить не только дети но и взрослые, да и вообще люди любых возрастов.

Сам сборник включает в себя 20 рассказов и все они повествуют о смелых, отважных, волевых, решительных и целеустремленных людях, которые так или иначе связаны с морем.

Каждый рассказ несёт в себе некий смысл, основную идею и конечно же показывает различные качества людей, но всегда положительные.

Истории, представленные в рассказах, настолько реалистичны, будто автор сам лично присутствовал при них.

Это и не удивительно, ведь Борис Житков родился и вырос в крупном портовом

Не могу выделить какой-то конкретный рассказ, поскольку каждый из них достоин внимания и непременно должен быть прочитан.

Но пожалуй самым запоминающимся для меня стал рассказ «Мария и Мэри».

Это рассказ о двух суднах (русском и английском), а так же об обычном матросе Федьке и капитане Паркере, который несмотря на то, что видел на своём курсе российский парусник, но из-за отсутствия включенных огней решил проучить экипаж и потопил парусник.

В итоге, все члены экипажа кроме Федьки погибли, а судто потонуло.

Паркер хотел скрыть преступление, но поскольку его судно имело отличительную черту, его быстро нашли и арестовали.

Рассказ хоть и достаточно трагичный, но ярко показывает и доказывает, что правда всегда станет известна и все виновные будут наказаны.

А кроме того, рассказ доказывает, что экономия, пренебрежение и неисполнение правил может привести к трагедии.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Стоит сказать сразу, что «Морские истории» не один рассказ, а сборник рассказов, которые состоят из более двадцати рассказов. У этих рассказов есть одна тематика, можно начинать читать с любого рассказа, они между собой не связаны, в каждом рассказе своя история. В рассказах показаны отвага и подвиги главных героев.

Наиболее известным рассказом является рассказ «Компас».

В данном рассказе говорится про забастовку моряков, которые выдвинули свои требования судовладельцам. Но судовладельцам удалось решить вопрос и одно судно было готово отплыть, но Сергей с товарищем смогли украсть компас с судно. В итоге забастовка продолжилась.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

В «Морских историях» перед читателем предстает немалая галерея замечательных персонажей. Этот известный сборник рассказов автора Б. Житкова весьма популярен у молодых читателей. В трудную решающую минуту героев своих рассказов показывает этот писатель. Это время, когда значительного напряжения сил человека требует сложная ситуация. Его персонажи, совершая, кажется, невозможное, обретая 2-ое дыхание, сознательно рискуя собой, совершают подвиг.

К примеру, в рассказе под названием «Механик Солерно» таким является капитан. Когда в его трюме начался сильный пожар, этот корабль в любую минуту рискует погибнуть. Это хорошо понимает капитан, поэтому предельно сосредоточен и собран. За жизнь экипажа корабля героически ведет борьбу этот капитан.

Кроме 1-го человека, капитану удалось всех из экипажа спасти. Эта страшная катастрофа произошла, поскольку виноват механик Солерно. Он все же признался капитану, совершив мужественный поступок. Механик сказал,что, взяв за это деньги, он поместил опасный груз в корабельный трюм.

Главная мысль: если есть высокая цель, есть место подвигу даже ценой жизни.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

В рассказах автор описывает героические поступки главных героев.

Мне больше всего запомнился рассказ «Механик Салерно», капитан парохода узнает, что на судне скоро будет пожар, капитан принимает все возможные меры, чтобы спасти экипаж, он ничего не говорит пассажирам, наоборот делает вид, что все нормально. А тем временем весь экипаж трудится в поте лица, чтобы спасти людей. Кочегары работали до обморока, такая жара стояла, но все же все закончилось спасением людей, только пароход загорелся и капитан в это время плакал как ребенок.

Главная мысль: обычные люди способны на героические поступки, жертвуя своей жизнью лишь бы спасти других.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

В «Морских историях» мы видим небольшой сборник разных рассказов.

Рассказы достаточно интересные и поучительные. Тут мы видим главных героев, они отважные, совершают разные подвиги и поступки, порою даже ценю своей жизни.

Мне понравилось произведение из цикла под названием «Шквал».

Тут хозяин судна взял на борт очень много черепицы. Он был очень жадным, так что деньги ему были дороже всего.

Наступил шквал и судно потонуло. Но матрос Ковалев спас людям жизнь. Вот такой он был отважный.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Смысл в том, что если ты сидишь высоко, это не значит что тебя не кружанет хитроумная лиса

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

чему учит морские истории. 00KjsgSl5Jk7Yw847WHWrEFs2gQZOkCu. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-00KjsgSl5Jk7Yw847WHWrEFs2gQZOkCu. картинка чему учит морские истории. картинка 00KjsgSl5Jk7Yw847WHWrEFs2gQZOkCu.

чему учит морские истории. dcG846sFHnuYrrBpOKN4Wk07XDE0n5O. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-dcG846sFHnuYrrBpOKN4Wk07XDE0n5O. картинка чему учит морские истории. картинка dcG846sFHnuYrrBpOKN4Wk07XDE0n5O.

Мудрый же отец, не стал упрекать своего блудного сына, а смилостивился и приказал рабам своим:

чему учит морские истории. YsEhz0V5wN5WY3mih7G8Par3wAjYG3h. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-YsEhz0V5wN5WY3mih7G8Par3wAjYG3h. картинка чему учит морские истории. картинка YsEhz0V5wN5WY3mih7G8Par3wAjYG3h.

чему учит морские истории. uP9bvzaKG1oXpd5SZo8KTQdCZRdWZtuX. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-uP9bvzaKG1oXpd5SZo8KTQdCZRdWZtuX. картинка чему учит морские истории. картинка uP9bvzaKG1oXpd5SZo8KTQdCZRdWZtuX.

И вот итог этой притчи, который в назидание всем, имеющим своих родителей, братьев, сестёр и других родственников. Она заключена в мудрых словах отца, который так подытожил:

чему учит морские истории. Jmn4JT3Zcd4CV63jgksO0hqzRP0MZhSy. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-Jmn4JT3Zcd4CV63jgksO0hqzRP0MZhSy. картинка чему учит морские истории. картинка Jmn4JT3Zcd4CV63jgksO0hqzRP0MZhSy.

И напоследок, когда придётся делать выбор: За кого голосовать во власть идущих! Берите в расчёт не тех, кто рвётся на верх и больше всех кричит и учит как жить, а голосуйте за простых открытых, честных, которые будут за Вас ратовать.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

В рассказе описываются несколько часов жизни молодой пары. Сначала жена разговаривает со своей мамой по телефону из отеля. Маму беспокоит здоровье, а точнее, психическое состояние мужа дочери.

Она считает, что у зятя не в порядке психика с тех пор, как он вернулся с войны. В то же время они с дочерью обсуждают погоду, одежду и прочие женские мелочи. Дочь успокаивает маму.

О его смысле до сих пор идут споры. Есть несколько версий сути рассказа: по Фрейду, по дзену и т. д.

Рыбка бананка, объевшаяся и пресыщенная, не может выплыть назад из пещеры, так как она съела 78 бананов и растолстела.

Кто-то считает, что это символ самого Симора, который после войны не видит выхода.

Кто-то называет бананкой его жену Мюриэль: дескать, она пресытилась и совершенно далека от мужа.

чему учит морские истории. answer avatar. чему учит морские истории фото. чему учит морские истории-answer avatar. картинка чему учит морские истории. картинка answer avatar.

Главная мысль в том, что надо быть самим собой, быть прямым и честным, правильно понимать жизнь, делать выводы. Когда становится трудно, то на подвиги способны даже дети. Так, Гаврик осознает, что от него зависит жизнь Родиона Жукова, поэтому идет к брату Терентию поговорить о судьбе этого человека, успевает предупредить, когда хибарка окружена, что надо «тикать». Паренек ничего не рассказывает Пете, идя с приятелем на Ближние Мельницы, хотя ему очень хочется поговорить о приключившихся событиях и матросе, но Гаврик понимает, что от него зависит чья-то жизнь, он умеет промолчать, понять ответственность ситуации, не сказав лишнего даже самому близкому другу, потому что иногда лучше не знать никому больше, чем надо. Петя не менее бесстрашен, чем друг. Когда приятели пробираются по перекрытым полицейскими улицам Одессы, то Петя понимает, что в его ранце отнюдь не «ушки», а патроны. Он все равно продолжает делать общее дело, помогает отстреливающимся рабочим с другом, не бросает его, хотя страшно.

Еще смысл в том, что нужно ценить дружбу, уметь уступать, не обижаться лишний раз, как Петя, который понимает своего друга и поэтому не обижается на него. Петя и Гаврик делят и радости, и грусть.

Главная мысль в том, что надо жить и радоваться, замечать вокруг себя все необыкновенные явления, как умеют радоваться главные герои повести, обожая море и его шум, пение сверчков, замечая красоту вокруг, прелесть солнца, гул, с которым капли падают в колодце, как красиво наливается виноград, какие разные бывают его сорта и много других вещей.

Также, смысл в том, чтобы видеть жизнь, какая она есть. Петя в определенный момент отдает отсчет, что жизнь это не только счастье и радости, а в ней есть события, которые омрачают трагически.

Повесть учит быть ответственным за себя и за других, чутким, преданным другом, ценить светлые моменты в жизни. Надо уметь остановиться, когда овладеет азарт, как это было с Петей. Мальчик совершает ряд нехороших поступков (берет деньги с комода и обвиняет работницу Дуню, крадет мелочь из копилки брата), но потом азарт проходит, на первый план выходят другие чувства. Уметь быть серьезным, когда речь идет об учебе. Сначала Петя умеет только двойки получать, но он наверняка исправится. Повесть учит быть внимательными по отношению к тем, кто вокруг, уметь помочь, сочувствовать.

Катаев «Белеет парус одинокий» чем понравилось? Это необыкновенное произведение, оно учит мечтать, нравится своей простотой и искренностью.

Произведение написано одесским автором, Одесса занимает особенное место в повести Валентина Катаева. Это не просто город на побережье Черного моря и порт, место действия событий и фон, но это отдельный лирический герой со своим характером и настроением. Особенное место занимают картины с описанием природы, моря, прекрасных пейзажей, отношение к окружающему мальчиков.

Источник

Педагог по природе

И. Смирнова

Борис Житков, создавший значительное количество произведений для взрослых, вошел в историю отечественной литературы именно как детский писатель. По словам К. И. Чуковского, он был «педагог по природе, жаждал учить». Эти слова точно передают суть творчества Житкова.

Задача сознательного, целенаправленного педагогического воздействия на ребенка всегда была одной из главных для детской литературы, но нередко воздействие художественного произведения на разум и чувства ребенка подменялось дидактическими иллюстрациями к педагогическим задачам. В произведениях Житкова, адресованных читателям самого различного возраста — от дошкольников (энциклопедия «Что я видел?») до юношей (сборник рассказов «Морские истории»), раскрылся талант автора учить в самом высоком смысле этого слова, учить терпеливо и мудро познанию окружающего мира.

Житков понимал познание не только как проникновение в суть явлений природы, в тайны научных открытий, не только как знакомство с достижениями технической мысли. Не менее важно для писателя, чтобы юный читатель познал сложность человеческих взаимоотношений, самого себя, поверил в свои силы и возможности, получил ориентир в выборе нравственных ценностей.

В рассказах, повестях, очерках, пьесах он писал об изобретении паровоза и революции 1905 года, о мужестве моряков и мировосприятии четырехлетнего Алёши Почемучки, о парусном флоте XVI в. и Волховстрое.

Выросший в демократической семье талантливого преподавателя математики, Житков с детства увлекался ботаникой, литературой, астрономией, математикой, знал несколько иностранных языков, а от матери, ученицы А. Рубинштейна, унаследовал любовь к музыке и в часы досуга с увлечением играл на скрипке. Житков стремился все делать своими руками. Он был прекрасным фотографом, самостоятельно изучил плотницкое, столярное и слесарное дело. Он совершал полеты на гидропланах, дрессировал животных, много путешествовал.

Детство и юность будущего писателя прошли в Одессе, и Житков на всю жизнь сохранил страстную любовь к морю. Окончив естественное отделение Новороссийского университета, будущий писатель снова начинает учиться — на кораблестроительном отделении Политехнического института в Петербурге. Он в совершенстве изучил морское дело, сумел стать штурманом дальнего плавания, совершил многочисленные морские путешествия, в том числе и вокруг света.

Житкова с детства занимал вопрос об истоках героизма, об истинной и ложной храбрости. Придавая большое значение самовоспитанию, он стремился выработать в себе смелость, упорство в достижении цели, умение не отступать перед трудностями, всегда приходил на выручку другу. «Это был принципиальный, волевой человек, не знающий никаких компромиссов, требовательный к себе и к другим», — писал К. И. Чуковский в воспоминаниях о Житкове. Этими качествами обладают и герои многих произведений писателя.

Незаурядные педагогические способности Житкова ярко проявились в непосредственной преподавательской деятельности. В 1920 г. отдел народного образования назначает будущего писателя заведующим техническим училищем в Тираспольском уезде, где он, используя новые методы посадки кукурузы, пшеницы и картофеля в засушливых местах, добился на школьных земельных участках отличного урожая в голодный год. Житков с увлечением преподает физику и химию на рабфаке в Одессе. Стремясь сделать учение творческим, он умел заинтересовать слушателей своими предметами, снискал любовь и уважение молодежи рабфака.

С особой силой проявился педагогический талант Житкова, когда он начал заниматься литературным трудом. Богатство знаний, жизненный опыт писатель с радостью отдает детям. Житков считал: чтобы писать для детей, «надо хотеть и уметь их воспитывать». Ему было чуждо скучное морализирование, он уважительно, серьезно и увлекательно беседует с ребенком.

Примером педагогического таланта Житкова, воплощенного в художественных произведениях, было создание им книжек-самоделок, в которых писатель часто решал конкретную задачу; познакомить ребенка с технической проблемой и в то же время помочь ему самому на практике осуществить какой-либо технический принцип в своем маленьком домашнем «изобретении» («Модель планера», «Буер-самоделка», «Как построить байдарку»). Житков не превращал книжки-самоделки в сухие инструкции, и, хотя в них отсутствует сюжет, они не лишены занимательности, построены в виде беседы автора с читателем, где автор — опытный учитель, а читатель — начинающий ученик. Писатель как бы сам участвует вместе с читателем в творческом процессе строительства, объясняет цель каждого действия предупреждает о возможных ошибках, смело вводит в повествование специальные термины, опираясь на особенности детского мышления, объясняя новое с помощью простых, известных читателю слов: «Прутик, к которому пришит парус, называется реек». Такое объяснение нового термина хорошо запоминается.

Житков считал, что в силах писателя сделать так, чтобы «учиться было радостно, трепетно и победно», стремился доходчиво раскрыть перед читателем суть важнейших научных открытий. В статье «О «производственной» книге», до сих пор не утратившей своего значения для развития детской научно-познавательной литературы, Житков писал: «Я знаю по опыту, с каким напряжением слушают ребята школьного возраста спор двух научных теорий, с каким жаром передают товарищам, до чего дошла тонкость исследования. И именно перипетии научной мысли, провалы и удачи гениальных исследователей — вот что должно драматизировать «производственную» книгу». Эти идеи нашли практическое воплощение в очерках и рассказах «Монетный двор», «Паровозы», «Про эту книгу», «Телеграмма», «Свет без огня». В них писатель знакомит ребенка с ходом развития научно-технической мысли, показывает, как от простого к сложному, через ошибки и сомнения пролагается путь к истине, прославляет творческую мысль, ее бесконечное движение.

Для Бориса Житкова характерен горьковский взгляд на человека как на активную, творческую силу. В сборнике рассказов «Морские истории» — целая галерея характеров, главное в которых — мужество, умение противостоять обстоятельствам, прийти на помощь в трудную минуту.

Писатель не приукрашивает действительность, героическое в его рассказах лишено авантюрной легкости. Перед юным читателем раскрывается сложный мир человеческих взаимоотношений, показывается, что мужество может проявляться не только в борьбе со стихией, что не всегда борьба заканчивается победой честности и благородства. Писатель создает сатирические образы хозяев кораблей, для которых нажива дороже человека, через противопоставление хозяев и простых тружеников раскрывает сущность капиталистических отношений, порой доводя конфликт до трагического разрешения.

В рассказах о море воплотился авторский идеал человека-труженика, человека-борца. Читая эти произведения, подросток находит для себя ответ на вопрос, что такое мужество, истинная и ложная храбрость.

Житков считал, что при знакомстве с художественной литературой для юного читателя важен момент самопознания, поэтому герои большинства его произведений — дети и подростки. Рассказы «Джарылгач», «Дяденька», «Черная махалка», «Метель» написаны от лица мальчика-подростка. Происходит как бы самораскрытие героя через его рассказ о себе, но это не порождает упрощения внутреннего мира подростка, так как писатель умеет показать ребенка таким, какой он есть на самом деле.

Для Житкова было очень важно донести до читателя веру в доброе начало в человеке, показать при изображении подростков мотив преодоления себя, превращение ребенка в личность, обычно в условиях сложной жизненной ситуации, в которой происходит раскрытие внутренних сил человека (рассказы «Джарылгач», «Метель»).

Л-ра: Народное образование. – 1982. – № 9. – С. 78-79.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *