Чему учит классическая литература
Зачем нужно читать классику
Что еще можно почерпнуть в монументальных произведениях, кроме традиционных нравственных идеалов
Научиться поддерживать диалог любого уровня сложности, начать лучше разбираться в людях, постичь искусство преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути, и просто получать удовольствие от вечеров наедине с самим собой — всему этому нас способны научить не только бизнес-коучи и психотерапевты, но и классическая литература. И порой даже в большей степени, чем перечисленные профессионалы своего дела!
Лучше понимать людей
Чтение классики не только способствует духовному развитию, но и знакомит вас с азами психологии. Задумайтесь: прочитав монументальные произведения Гончарова, Тургенева, Кафки, Уайлда, вы начнете понимать причины и следствия того или иного поведения, узнаете поближе человеческие характеры и постигнете непростую науку взаимодействия с окружающим миром.
Великие писатели предлагают читателю практически универсальные типы личностей: Дон Жуан, Тартюф, Макбет, Печорин и многие-многие другие, которые наверняка попадаются каждому из нас в жизни. Ведь если задуматься, несмотря на кажущуюся уникальность, человеку в большинстве случаев свойственно действовать по сложившемуся сотни лет назад шаблону. Читая классику, вам удастся не только с легкостью разгадывать поведенческие мотивы собеседников, но и подбирать к каждому характеру свой «ключик». Хотите стать мастером переговоров? Обратитесь за помощью к великим писателям.
Развивать культуру речи
Ни для кого не секрет, что чтение любой качественной литературы, будь то современная проза или классика из школьной программы, помогает развить в себе креативные способности, улучшить мыслительный процесс и пополнить словарный запас (подробнее об этом мы писали здесь). А еще классические произведения способны разнообразить вашу речь. Новые обороты и несправедливо забытые слова родного языка помогут вам яснее и грамотнее выражать собственные мысли.
Эффективно решать насущные проблемы
Многие люди ошибочно полагают, что классические произведения безнадежно устарели: времена и нравы изменились, а советы, данные несколько веков назад, потеряли свою актуальность. Мы готовы с этим поспорить! Главное достоинство качественной литературы как раз и заключается в том, что истины, некогда озвученные великими писателями, вечны, они не зависят от текущего столетия. Даже специалисты в области психотерапии настоятельно рекомендуют обращаться к классическим романам в поисках ответов на насущные вопросы, ведь размеренное чтение хороших книг способно не только вернуть утраченную гармонию, но и помочь взглянуть на ситуацию со стороны и даже найти из нее выход.
Согласитесь, что проблемы каждого современного человека, за редким исключением, типичны, а значит, и набор их решений довольно ограничен. Сюжеты «Анны Карениной», «Евгения Онегина» или шекспировского «Короля Лира» по-прежнему присутствуют в нашей жизни, достаточно лишь переодеть главных героев в современные наряды. И хорошо изучив великие произведения, вы сможете с легкостью выходить из самых непростых ситуаций.
Получать удовольствие
Способность воспринимать классическую литературу как источник вдохновения, а не школьный урок, как правило, возникает в зрелом возрасте. После тридцати (а иногда и позже) появляется любовь не только к лихо закрученному сюжету, но и к философии, которая для школьника подчас оказывается недоступной. Читая произведения Шекспира, Гёте, Диккенса, вы откроете для себя принципиально новые горизонты. Они позволят вам отвлечься от быта, духовно развиться и познакомиться с лучшими образцами писательского искусства.
Классика поможет вам расслабиться после напряженного рабочего дня, пересмотреть свои взгляды на насущные проблемы и, вполне вероятно, начать воспринимать жизнь иначе.
Классическая литература: что дает ее чтение, с чего начать знакомство с ней, как ее полюбить
Классическая литература вызывает у людей разные эмоции. Кому-то она надоела еще со школы и бесконечного «списка книг для чтения летом», кому-то пришлось столкнуться с ней и в университете.
К сожалению, учебные программы часто составлены так, что в них попадают далеко не самые интересные произведения, поэтому учащиеся приходят к выводу, что классика — скучна и бесполезна.
На самом деле это далеко не так. Мы научим, как полюбить классическую литературу, расскажем, какую пользу она приносит и порекомендуем список интересных книг.
Если хотите регулярно получать больше полезных советов и мотивирующих статей, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу.
Что мне дает классическая литература?
Есть люди, которые читают классику ради удовольствия: их привлекает эпоха ХІХ или первой половины ХХ столетия, нравятся яркие герои, трагичные судьбы.
Но есть и другие ответы на вопрос «почему полезно читать классическую литературу?». Классические произведения литературы:
Как полюбить классическую литературу?
Есть проверенные способы чтобы «наладить отношения» с классикой. Для лучшего эффекта их применяют в комплексе.
Объединяйте литературу и историю
Классические книги часто кажутся скучными потому, что читатель плохо представляет себе время и условия, в которых жили персонажи. Если вы предварительно изучите главные исторические сведения об эпохе, то лучше поймете поступки героев и их мотивацию.
Это поможет и изучению самой истории: исторические факты лучше усваиваются, если воспринимать их через призму интересного персонажа.
Знакомьтесь с другими сферами искусства
Чтобы лучше проникнуться ощущением эпохи, обратите внимание на ее культурные компоненты.
После этого вы лучше поймете смысл книги, сможете наглядно представить героев и условия их жизни.
Смотрите экранизации
Часто интерес к произведению вызывает снятый по нему фильм. Посмотрев его, вы поймете, насколько интересен сюжет книги и персонажи. После этого, прочтя оригинал, сравните его с кинофильмом.
В книгах герои раскрываются более полно, в сюжете больше линий и важных деталей, так что сравнение часто оказывается не в пользу киноленты.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Книги можно закачать на смартфон, так вы сможете читать чаще
Лучшие книги классической литературы
Предлагаем список альтернативных книг от знаменитых авторов. Они не успели надоесть в школе, поэтому знакомство с классикой лучше начать именно с этих произведений.
Русская классическая литература
1. А. С. Пушкин «Повести Белкина»
Небольшие по объему рассказы отличаются динамичным сюжетом и яркими героями. Мотивация персонажей гораздо проще, чем в «Евгении Онегине», поэтому их поступки кажутся логичными и понятными.
2. Л. Н. Толстой «Анна Каренина»
Роман о сложных отношениях нескольких семей читается гораздо легче, чем знаменитая «Война и мир».
3. Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Семейная сага, в которой нашлось место даже загадочному убийству. Моральных вопросов автор поднимает не меньше, чем в «Преступлении и наказании», но детективная интрига делает чтение интереснее.
4. И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»
Здесь, в отличие от известных «Отцов и детей» нет никакого нигилизма и острого конфликта поколений. Это, в первую очередь, роман о чувствах: любви, уважении, честности, принципиальности, ответственности.
5. А. Н. Островский «Бесприданница»
История главной героини этой пьесы не менее трагична, чем Катерины из «Грозы». В то же время «Бесприданница» наполнена множеством событий: здесь кипят страсти, а любовь борется с желанием спокойной обеспеченной жизни.
Зарубежная классика
1. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Вместо сложных и объемных романов Ч. Диккенса можно прочесть посвященную той же эпохе «Ярмарку тщеславия». Ее сюжет более динамичный, в нем больше интриг и любовных линий.
2. Ш. Бронте «Джен Эйр»
В отличие от своей предшественницы, Дж. Остин, Ш. Бронте уделяет внимание не только чувствам и переживаниям героинь, но и размышляет о положении женщине в обществе, что делает произведение более ярким.
3. Г. Джеймс «Женский потрет»
Не слишком известный в нашей стране, но на западе писатель пользуется заслуженной популярностью. В его книгах психологический реализм соединен с мистическими нотками, а герои совершают непредсказуемые поступки.
4. Э. Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой»
Одна из самых жизнерадостных книг писателей «потерянного поколения», поэтому начинать знакомство с их творчеством лучше именно с нее.
5. Дж. Оруэлл «Скотный двор»
Относится к современной классической литературе. Как и «1984», «Скотный двор» посвящен тоталитарному обществу. Но читать его гораздо проще, т. к. действие происходит не в непонятном будущем, а на обычной ферме.
А если вы слишком увлеклись классической литературой и забыли про учебу, не беда. Ведь есть студенческий сервис, специалисты которого готовы всегда прийти на помощь и решить все учебные проблемы.
Чему учит читателя классическая литература? (Направление «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»)
Говорят, писатель жив, пока живут его книги. Долгий век у тех книг, в которых читатели могут найти ответы на волнующие их вопросы. Классическая литература проверена временем и отвечает на запросы современности, даёт уроки нравственности, преподносит идеал человека, с которого хочется брать пример, или же, наоборот, показывает, к каким печальным последствиям могут привести недостатки и пороки людей. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
Нас, молодых, прежде всего интересуют взаимоотношения людей. Почему они нередко предают, обманывают, мучают друг друга? И на эти вопросы отвечает, в частности, классик русской литературы М.Ю. Лермонтов. В его романе «Герой нашего времени» изображён человек, у которого нарушены нравственные ориентиры, и он сам понимает это и страдает. Молодой офицер Печорин от скуки играет людскими судьбами, таким образом он реализует желание власти. Писатель подчёркивает, что это опасная игра, ведь герой не только губит других людей, он убивает свою душу. Жажда приключений, его эгоизм и бессердечие приводят к трагическим последствиям: погибла любящая Печорина Бэла, разуверилась в высоких чувствах юная княжна Мери, убит на дуэли Грушницкий. Сам герой объясняет это тем, что его в детстве не понимали, а над добрыми чувствами смеялись. Возможно, это и так, но почему же Печорин не сделал попытки изменить себя к лучшему? Лермонтов показывает пагубность следования по пути зла, ведь это не приносит радости, поэтому собственная жизнь становится мучительной. Это урок всем тем, кто стоит перед выбором добра и зла.
В заключение хочется отметить, что великие произведения художественной литературы вечно молоды и полны жизни, они не пылятся на книжных полках и всегда востребованы. Эти книги учат чести, благородству, доброте и состраданию. Классика жива, а значит, живы вечные человеческие ценности.
Чему учит читателя классическая литература? Аргументы А. С. Пушкин «Капитанская дочка», И. А. Гончаров «Обломов» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Что означает термин «классическая литература»? Безусловно, это произведения, являющиеся образцовыми той или иной эпохи и доставшиеся нам, потомкам, в качестве освоения и изучения жизни. Но каким образом? Они несут в себе актуальные проблемы, передающиеся из поколения в поколение, благодаря чему мы делаем соответствующие выводы и уже знаем, как поступать в той или иной ситуации: где-то быть разумней, где-то быть хитрей. Классическая литература учит читателя нравственности. Для аргументации своей позиции приведу пример из читательского опыта.
С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» поднимает много актуальных и вечных тем. Первая встреча Петра Гринёва и Пугачёва в дальнейшем спасла жизнь главному герою. Он отдал свой тулупчик мужчине, оказавшемся бунтовщиком и разбойником. Однако Емельян был человеком, помнившим добро, и на казне жителей Белогорской крепости он помиловал Петра. Кто бы мог подумать, что какой-то тулупчик спасёт чью-то человеческую жизнь. Он даже не подошел по размеру Пугачёву, но для героя такой жест многое значил. Писатель заставляет задуматься читателя о том, что добро, сделанное тобой, всегда к тебе возвратится, не следует забывать добрые поступки, сделанные для тебя. Более того, главный герой проходит непростой жизненный путь, полный опасностей и преград, но никогда не забывает наставление своего отца: «Береги честь смолоду». Пётр Гринёв на протяжении всех действий, описанных в романе, служил верно и честно, чтил долг перед Отечеством. Именно это позволило сохранить ему человеческое достоинство. А. С. Пушкин учит жить по совести и преодолевать все жизненные трудности.
В роман «Обломов» И. А. Гончаров представляет читателю доброго и мечтательного Илью Ильича Обломова. Однако герой был довольно сильно ленив, равнодушен ко всему и, главное, не имел силы воли что-либо делать. Вместо того, чтобы трудиться, Илья Ильич лежал на диване в любимом халате и мечтал о лучшей жизни. Но чтобы её добиться, нужно же действовать? Для него проще было дать распоряжение своему верному слуге Захару, на которого впоследствии стал сваливать ответственность за те или иные дела, или же он откладывал дела «на завтра». Из-за такого образа жизни Обломов стал выглядеть намного старше. Это «лишний человек», сломленный жизнью, у которого нет желания что-то делать. Илья Ильич становится замкнут в себе и начинает избегать званные вечера, светские общества. И. А. Гончаров заставляет задуматься о том, что человек, не привыкший трудиться, обречен на гибель. Необходимо быть верным своей мечте и во что бы то ни стало добиваться её.
Литература играет в жизни человека немало важную роль. Она помогает ему духовно и умственно развиваться, указывает на ошибки, учит доброте, милосердию, состраданию. Благодаря литературе читатель может лучше понимать людей и, безусловно, обогащается его словарный запас.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Чтение классики – лучший способ подтянуть школьные оценки
На форумах и в группах социальных сетей ведутся бурные споры о пользе классики. Более агрессивная часть пользователей считает, что «школьная классика – нудная и бесполезная обязаловка», и активно, с грамматическими ошибками, высказывается за исключение Пушкина, Лермонтова, Толстого и Достоевского из учебных программ.
Их оппоненты излагают свое мнение преимущественно без грамматических ошибок. Они более сдержаны в споре, но в их стиле чувствуется убежденность в собственной правоте, подкрепленная знаниями, чувство такта и внутреннее благородство.
Вопрос «нужности» изучения классических литературных произведений в рамках школьной программы обсуждается в обществе не первый год. Поэтому, на наш взгляд, настало время поговорить о пользе художественной классики.
Чему учит классика?
Если данная статья случайно попадется нигилистам, считающим чтение русской классики бесполезным занятием, приведем несколько веских аргументов в защиту Пушкина, Достоевского и Толстого, а также других русских писателей, без произведений которых сложно представить, какой бы была сейчас Россия.
О Пушкине
Кто из «продвинутых, диванных экспертов» может похвастаться образованием, которое получил Александр Сергеевич в элитном, аристократическом лицее уже в 18 лет? Сразу после окончания Царскосельского лицея, он был принят на службу в Коллегию иностранных дел (дипломатическое ведомство, выражаясь современным языком), куда безграмотных просто не берут.
К тому же, еще в лицее он становится известным поэтом, объединившим в своих первых произведениях русский и французский классицизм. Чтобы что-то рассказать в стихах, нужно обладать огромным багажом знаний, иметь философский склад ума и замечать детали.
А.С. Пушкина можно смело назвать создателем современного русского литературного языка. Благодаря его рациональному и эстетическому восприятию западноевропейских образцов литературы, русский язык приобрел современные формы.
Благодаря Пушкину в русском языке появилась богатейшая палитра слов с разнообразными оттенками. Ему удалось сблизить язык народа с пафосным и витиеватым стилем од. Русский язык стал простым и, одновременно, ярким и образным.
В мировой литературе А. С. Пушкин считается основоположником русского реализма, который внес существенный вклад в дальнейшее развитие всемирной культуры и литературы.
Чтобы понимать, зачем нужно читать Пушкина, нужно начинать изучение его творчества с биографии и эпохи, в которой он жил, а не с конспектирования (написания шпаргалок) малоизвестных критиков его произведений.
Со сказок Пушкина начинается любовь к литературе и познание мира. Попробуйте отключить звук у мультфильма по сказкам А.С. Пушкина, чтобы ребенок мог видеть только изображение, раскройте книгу и озвучивайте сказку. Природное любопытство обязательно подтолкнет ребенка к чтению, а по мере взросления он сам научится представлять образы на основе прочитанного.
О Толстом в мировой литературе
У иностранцев имя Льва Толстого вызывает уважение к русской культуре. Для них незнание творчества писателя – признак ущербности полученного образования. Остается только удивляться: как случилось, что среди молодых россиян, слепо подражающих «западной моде», проросло такое невежество и нелюбовь к русской классике?
Отчасти, можно согласиться с мнением молодых блогеров, что философский склад ума писателя и смысловая нагрузка его художественных образов слишком далеки от реальности современной молодежи, слишком сложны для их понимания.
Но если для старшеклассника романы Толстого – «слишком рано», то когда же учиться строить семейные отношения, любить Отечество, красоту родной природы? Потом, на собственных ошибках? Спрашивается, зачем «набивать синяки на своих коленях» если творчество русского колосса – бесконечный источник житейской мудрости, которая, как известно, приходит с годами.
«Школьные» романы Толстого – самая благодатная почва, на которой можно воспитать личность, стремящуюся к самосовершенствованию. То, что не поймет старшеклассник после первого прочтения «Войны и мира», с годами «прорастет» в его сознании и заставит перечитать это произведение еще раз не за оценку, а для себя. Толстой притягивает откровенностью, с которой он делится личными переживаниями, вложенными в уста его героев. Словно через призму времен звучит его напутствие: «Людям свойственны ошибки, но думай, учись признавать их и исправлять, постарайся быть человеком».
Даже в рассказах для детей писатель не только тщательно подбирает понятные и новые слова, но и старается наполнить текст глубоким познавательным содержанием.
Кстати такой опыт проведения уроков о творчестве «сложных» классиков, заслуживает более пристального внимания Министерства культуры и Министерства образования РФ.
О межпредметных связях и художественной классике
Разговор о значении Пушкина и Толстого можно продолжать до бесконечности. Мало того, правильно было бы дополнить эти рассказы списком других величайших классиков русской и зарубежной литературы. Ведь художественная классика, кроме реализации воспитательных задач, развития вкуса, логического мышления и грамотности, содержит и много полезной информации, благодаря которой можно пробудить интерес детей и не только к чтению художественной литературы, но и к математике, физике, химии, биологии.
Отметим, что использование художественных произведений на уроках математики химии или физики способствует развитию наблюдательности и сосредоточенности на деталях. При этом вдумчивое чтение развивает логику и воображение школьника. Кроме того, чтение классической литературы, наполненной нравственным содержанием, учит каждое новое поколение понимать себя и окружающих, жить осознанно.
Существует устойчивое мнение, что люди по складу ума делятся на «гуманитариев» и «математиков». Этот миф разрушают примеры из биографии М.В. Ломоносова, Леонардо да Винчи и других гениев, чьи многочисленные таланты подарили миру множество открытий и шедевров в области музыки, литературы и изобразительного искусства.
Современные школьные программы с каждым годом становятся все сложнее, что вполне объяснимо стремительным развитием наук, накоплением информации, которую необходимо усвоить на базовом уровне. Чтобы разгрузить детей в школе, приходится делить их на группы по интересам: математические классы, гуманитарные и т. д. Но такое деление дети воспринимают как необязательность глубокого изучения «непрофильных предметов».
Зачастую и сами учителя этим грешат: «мой предмет – самый главный, а остальные подождут», вместо того, чтобы самим освежить в памяти художественную классику, сделать уроки впечатляющими и нескучными, а заодно получить удовольствие от работы.
К большому сожалению, сегодня ехать в метро с раскрытой книгой не модно. Но это можно исправить, если начать прививать любовь к чтению с раннего детства, в семье. От ближайшего окружения ребенка зависит, насколько он полюбит чтение, и как эта любовь поможет ему улучшить оценки по всем школьным предметам.