Чему учит басня нищий и собака
«Нищий и Собака» И. Дмитриев
Анализ, мораль басни Дмитриева «Нищий и Собака»
Басня И. И. Дмитриева «Нищий и Собака» написана в 1803 году, в тот короткий период, когда он, получив чин тайного советника, находился в отставке и отдавал все свои силы литературной работе, шлифуя мастерство художественного слова. Усилия эти оказались не напрасными – свет увидел миниатюрный литературный шедевр-назидание о Собаке и Нищем. В короткой басне Иван Иванович не примеряет на себя мантию судьи пороков человеческого общества. Он только помогает их обозначить.
Для усиления эмоционального воздействия автор вводит в сюжетную с линию образ старого человека. Он также использует гиперболу – «от глада умираю», инверсию «сутки уж не ел», «ты накормлен был», «наружность иногда обманчива бывает». Такой прием позволяет выделить ключевой глагол «не ел», именные сказуемые «накормлен был», «обманчива бывает», перенести акцент на крайнюю нужду старика, на кажимость реальных явлений. Тщательную работу автора над словом иллюстрирует перифраз «старик с сумою», «бедняк» – автор не желает злоупотреблять словом «нищий», хотя оно позволяет создать яркий образ одним-единственным штрихом.
Просительный тон старика подчеркивается лексикой высокого стиля – «молил» в значении «просил», использованием восклицательных предложений – это обе его реплики. Примирительный тон Собаки подчеркивается введением смягчающей частицы «то» – «затем-то я и лаю». Собака выступает олицетворением разумной достаточности и здравого смысла. Несмотря на лай, робкий старик не решается позвать хозяев, а обращается напрямую к ней как посреднику.
В тексте нет однородных членов, кроме пары однородных обстоятельств – «с боязнью, пошептом», а отсутствие эпитетов объясняется тем, что в тексте преобладает действие, и немногочисленные краткие прилагательные – «добр», «ласков» – имеют субстантивный характер, приобретают именные черты.
В тексте имеется устаревшее название сумки – слово «сума». В контексте басни оно является символом нищеты, нищенства. Старославянизм «глад» употреблен в своем прямом значении – «голод», а авторский неологизм «пошептом» – это яркий аналог наречия «шепотом». Устаревший глагол «умилосердись» употребляется в значении «помилосердствуй, смилуйся, сжалься».
Мораль басни сформулирована самим автором в последней короткой строке ненавязчиво, но исчерпывающе. Причем небольшое высказывание аккумулирует множество средств художественной выразительности: здесь и синтаксический параллелизм «иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает», и сравнение «как зверь», и нанизывание антитез – «зверь, а добр», «ласков, а кусает».
Но мораль гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Думается, что автор имел в виду укусы не только в прямом смысле этого слова. Иван Иванович предостерегает читателя не только от обманчивой наружности, но и от ловких притворщиков, льстивых интриганов, манипулирующих людьми ради собственной выгоды. Ведь они гораздо опаснее открытых врагов, поскольку вводят в заблуждение, эксплуатируя такое «хрупкое» человеческое качество, как доверие.
Басня высвечивает главное противоречие между «быть» и «казаться», заставляет читателя задуматься о том, что истинные намерения человека очевидны далеко не всегда. Великий русский баснописец предостерегает читателей от поспешности выводов, неверных суждений о том, кто на деле пытается принести благо. Басня также призывает нас не судить по внешности о душевных качествах и характере человека, не отмахиваться от нищих стариков, в каком бы обличье они не являлись, призывает к милосердию и душевной чуткости, поскольку от той самой сумы не гарантирован никто.
Материал для урока «Баснописец И.И.Дмитриев»
Анализ басни Дмитриева «Два веера»
Басню «Два веера» И.И. Дмитриев написал в 1805 г. В этот период, он был отстранен от службы, поэтому полностью посвятил себя литературной деятельности. Иван Иванович был постоянным гостем на вечерах, которые устраивала элита. Он знал изнанку светской жизни. Не удивительно, что в указанной басне он разоблачил черту, присущую многим дамам-кокеткам.
Тема басни И.И. Дмитриева «Два веера» – кокетливость, жеманство, противопоставленные строгости и скромности девушек. Автор разоблачает поведение девушек, высмеивая излишнее кокетство и восхваляя скромность.
Для раскрытия темы и реализации идеи автор использует образы Вееров, лежащих на столе в гостиной. Баснописец говорит, что не знает, кому они принадлежали, но он сразу заметил разницу этих вещей: один веер был «в блестках, нов, красив», другой – «изломан весь». Как, не странно гордился собой изломанный Веер. Он говорил, что служил красавице, да так, что «нет кости целой». Оказывается, этим Веером девушка «отбивалась» от ухаживаний «молодчиков». Веер считал, что такое поведение его хозяйки Ветраны говорит о ее постоянстве.
Новый и блестящий веер немногословный. Он учтиво сказал, кому принадлежит, внимательно выслушал соседа и лишь потом коротко ответил на его горделивые речи. Новенький Веер сказал, что поведение Ветраны – не что иное, как кокетство и жеманство. Его же хозяйке Розалии «довольно бросить взгляд, и все учтивы к ней». Видно, что и этот веер гордится девушкой, но не хвастается. Кстати, имена девушек красноречивы: Ветрана ассоциируется с ветреностью, Розалия – со скромностью.
Басня И.И. Дмитриева построена в виде диалога двух Вееров, в который автор не вмешивается. Тем не менее, в разговоре Вееров отображено отношение автора к двум типам девушек. Иван Иванович позволяет себе лишь кратко описать героев произведения. Их портреты готовят читателя к восприятию дальнейшего разговора. Анализируемую басню можно поделить на смысловые части: описание Вееров, лежащих в гостиной; разговор между ними, заключительная фраза новенького Веера. Традиционно басня заканчивается моралью, но в этом произведении поучительной концовки нет, однако последняя фраза настолько красноречива, что выводы напрашиваются сами.
Оригинальному раскрытию темы басни И.И. Дмитриева «Два веера» способствуют художественные средства. Автор использовал много эпитетов: один веер «нов», «красив», другой «изломан» (эти же эпитеты создают антитезу), «хвастлив»; спросил «горделиво», «речь смелая». Также в тексте есть метафоры: «не кости целой», «подлетит молодчик», « довольно бросить взгляд».
Живости беседе Вееров придает интонация: в басне использованы вопросительные, восклицательные предложения. Есть риторический вопрос: «Не лучше ли, ее кокетства и жеманства?». Он адресован не так ко второму вееру, как к читателю, заменяет мораль.
Басня «Два Веера» легко, непринужденно, но оригинально раскрывает тему, актуальную не только для эпохи И.И. Дмитриева, но и для нашего времени.
Анализ басни Дмитриева «Нищий и собака»
В 1803 году И.И. Дмитриев написал басню «Нищий и Собака». На момент создания произведения он уже пять лет был в отставке. Баснописец жил в небольшом домике в Москве и оттачивал свое литературное мастерство. Анализируемая басня показывает, что труды Ивана Ивановича не были напрасными, ведь в миниатюрном произведении он сумел показать вечно актуальную проблему.
Тема басни И. Дмитриева – разговор бедняка с собакой, раздумья о наружности людей и их внутреннем мире. Автор доказывает, что нельзя доверять первому впечатлению, ведь оно часто обманчиво: «иной как зверь, а добр, тот ласков, а кусает».
Сюжет произведения прост. Автор рассказывает, как в боярский двор вошел старик с сумкой. Собака начала лаять на гостя. Он же, вежливо обратился к животному, как к человеку. Нищий попросил умилосердиться над ним, ведь он уже сутки не ел. Чтобы показать, как сильно мужчина хотел есть, И.И. Дмитриев использовал гиперболу: «сутки уж не ел… от глада умираю». Собака же отвечает, что лает для того, чтобы ее хозяева накормили нежданного гостя. Так баснописец показал, что не всегда следует доверять только своим домыслам. Наружность не всегда отображает то, что в сердце.
Автор не дает детальной характеристики героям произведения. Он не пытается навязать читателю свое мнение. Но нетрудно понять, что И. Дмитриев не оценивает людей по материальному состоянию. Не зря он не злоупотребляет словом «нищий» или синонимами к нему. Речь собаки Иван Иванович смягчает посредством частицы «то»: затем-то я и лаю». Так он намекает, что в аллегорическом образе животного он воплотил ласкового человека, обладающего трезвым рассудком и здравым смыслом.
Басня-миниатюра И. Дмитриева «Собака и нищий», несмотря на небольшой объем, состоит из нескольких смысловых частей: рассказ о старике, который вошел в боярский двор; диалог собаки и нищего; мораль. Формально басня состоит из восьмистишья и двустишия. Для объединения строк Иван Иванович использовал разные виды рифмовки: перекрестную, кольцевую и параллельную. Стихотворный размер – трехстопный ямб.
Художественных средств в анализируемом произведении немного. Но простота не делает его беднее, наоборот, таким образом, на первый план выступает глубокий смысл басни. В первой строке И. Дмитриев использовал банальный эпитет «большой», обозначая им боярский двор. Эта деталь намекает на то, что хозяева двора – богатые люди. Мораль построена на антитезе: «Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает». В последних строках есть также и эпитеты «добр» и «ласков». Имена прилагательные использованы в краткой форме. Так автор не только сохраняет ритмический рисунок, но и приближает произведение к фольклору.
Привлекает внимание и синтаксическое строение басни И.И. Дмитриева «Нищий и Собака». Например, в ней много инверсий: «большой боярский двор собака стерегла», «собака лаять начала», «наружность иногда обманчива бывает». Инверсия помогает акцентировать внимание на главных моментах.
Анализ басни Дмитриева «Отец с сыном»
1805 год стал плодотворным периодом творческой деятельности И.И. Дмитриева. В это время баснописец создал произведения, которые позволили «низкому» жанру занять достойное место в отечественной литературе. До этого басни называли «литературными безделками». Произведение «Отец с сыном» вышло из-под пера Ивана Ивановича в том же 1805 г.
Тема анализируемой басни – разговор отца и сына о пути к счастью. И.И. Дмитриев утверждает, что добиться счастья можно двумя путями: честным трудом и интригами. Человек волен выбирать, на какой путь ему ступить.
Внимание в произведении акцентировано на ключевой проблеме, автор не отвлекается от него, поэтому не подает даже портреты героев. Начинается басня вопросом сына, адресованного отцу. Юноше интересно, как можно добиться счастья. Отец сразу же ответил, что лучшая дорога – труд на благо родины и сограждан. Причем служить им следует не только «телом», но и умом. Батюшка призывает свою кровинку взять в руки перо и книгу.
Сыну первый совет не очень понравился, ведь трудиться так, как подсказал отец очень тяжело. Он спросил: «как легче бы?» Ответ последовал незамедлительно: достаточно умело плести интриги, «втираться жабой и ужом» к тем, кто стоит при власти при дворе. Юноша лишь воскликнул: «А это низко!» Батюшка же ответил, что так многим удается.
Басня «Отец с сыном» по смыслу состоит из нескольких частей: вопрос сына о счастье и два противоположных ответа отца. Как и во многих других баснях Ивана Ивановича, в анализируемом произведении нет морали. Но это лишь формально, ведь содержание само подталкивает читателя к размышлениям о проблеме счастья и путях его достижения.
Строки басни И.И. Дмитриева объединены кольцевой рифмовкой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Ритмическая организация четкая и стройная, придает тексту динамизма.
Несмотря на небольшой размер басни «Отец с сыном», в ней много художественных средств. Тропы помогают автору оригинально раскрыть тему, сделать идейное звучание более выразительным. В тексте есть метафоры («телом и умом трудиться», «кто при дворе фортуной вознесется»), сравнение («втираться жабой и ужом»), эпитеты (дорога «лучшая», «это тяжело»), антитеза («Ах, это тяжело! как легче бы?»). Тропы достаточно банальные, но в этой басни они кажутся оригинальными.
Чтобы максимально сократить текст, не потеряв глубокого смысла, И.И. Дмитриев использовал эллипсис: «А тот ему в ответ» (говорит); «как легче бы» (добиться). Также особенностью синтаксического строения басни является инверсия: «… как счастия добиться», «… так просто… быть глупцом». Привлекает внимание интонация басни.
Посредством нее автор отразил эмоции и даже темперамент героев. Пламенные восклицательные реплики сына, кажется, противопоставляются размеренной речи отца. В разговоре видно пыл юности и холодный рассудок зрелого человека. Только одну фразу мужчина восклицает, видимо так он намекает, что нельзя уподобляться глупцам: «Ну, так просто… быть глупцом!».
Анализ басни Дмитриева «Бык и корова»
Басня «Бык и Корова» – образец зрелого творчества И.И. Дмитриева. Она была написана в 1810 году. Тогда автор уже вернулся на госслужбу, но литературной деятельности также уделял достаточно внимания. Вспомним, что в 1799 г. Иван Иванович ушел в отставку, после чего до 1806 г. занимался только творчеством, шлифуя умение владеть художественным словом. И.И. Дмитриев – мастер басен миниатюр и анализируемое произведение является доказательством этого.
Тема басни И.И. Дмитриева «Бык и Корова» – несправедливые насмешки Коровы. Иван Иванович показывает, что нужно уважать честный труд другого. Мораль произведения можно выразить известной фразой: «Хорошо смеется тот, кто смеется последний».
Начинается басня словами Коровы, обращенными к Быку. Героиня посмеивается над ним, потому что его «судьба… на труд всегдашний осудила». Как видим, тяжелый труд Корова воспринимает, как какое-то наказание, как нечто унизительное, поэтому и характеризует трудягу: «жалок ты». Бык сначала ничего не отвечает Корове.
Утром он видит, как насмешницу ведут на убой, чтобы вознести на алтарь богам. Теперь Бык смеется над ней, говоря: «Ты к алтарям идешь, а я — опять на пашню». С иронией он называет Корову красавицей и это делает его, казалось бы, безобидную фразу еще обиднее. В басне используются восточные мотивы. Известно, что корова – священное животное в Индии. Эта деталь придает смыслу басни оригинальности.
Композиция произведения И.И. Дмитриева проста. Оно состоит из двустишия и катрена. Такая организация соответствует содержанию. В первой строфе читательское внимание обращено на слова Коровы, во второй – на колкую фразу Быка. Лаконичную басню можно также условно разделить на смысловые части: колкость Коровы, ответ Быка.
Строки анализируемого произведения объединены параллельной и перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Кстати, И.И. Дмитриев чаще всего использует в своих произведениях именно ямб. Он придает строкам легкость и непринужденность.
Басня «Бык и Корова» небольшая, поэтому неудивительно, что ней очень мало художественных средств. В двустишии использованы эпитеты («жалок ты», «труд всегдашний») и метафору «судьба тебя на труд всегдашний осудила». Краткая метафора дает возможность охарактеризовать жизнь быка одной строкой. Ключевую роль во второй строфе играет антитеза «ты к алтарям идешь, а я – опять на пашню».
Как и в других баснях в «Быке и Корове» использована инверсия, которая помогает акцентировать внимание на самом главном, не добавляя лишние детали: «как жалок ты», «ты к алтарям идешь», «судьба тебя на труд всегдашний осудила». В последней строфе также использован эллипсис: «а я – опять на пашню».
Таким образом, в басне И.И. Дмитриева «Бык и Корова» поднимается извечная проблема насмешек над простыми трудягами. Автор раскрывает ее оригинально, разоблачая человеческие пороки посредством образов Быка и Коровы и незатейливой ситуации.
— «Скажите, батюшка, как счастия добиться?» —
Сын спрашивал отца. А тот ему в ответ:
«Дороги лучшей нет,
Как телом и умом трудиться,
Служа отечеству, согражданам своим,
И чаще быть с пером и книгой,
Когда быть дельными хотим».
— «Ах, это тяжело! как легче бы?» — «Интригой,
Втираться жабой и ужом
К тому, кто при дворе фортуной вознесется. »
— «А это низко!» — «Ну, так просто. быть глупцом:
И этак многим удается».
Большой боярский двор Собака стерегла.
Увидя старика, входящего с сумою,
Собака лаять начала.
«Умилосердись надо мною! —
С боязнью, по́шептом бедняк ее молил. —
Я сутки уж не ел. от глада умираю!»
— «Затем-то я и лаю, —
Собака говорит, — чтоб ты накормлен был».
Наружность иногда обманчива бывает:
Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает.
Какова мораль басни нищий и собака
«Нищий и Собака» И. Дмитриев
Анализ, мораль басни Дмитриева «Нищий и Собака»
Басня И. И. Дмитриева «Нищий и Собака» написана в 1803 году, в тот короткий период, когда он, получив чин тайного советника, находился в отставке и отдавал все свои силы литературной работе, шлифуя мастерство художественного слова. Усилия эти оказались не напрасными – свет увидел миниатюрный литературный шедевр-назидание о Собаке и Нищем. В короткой басне Иван Иванович не примеряет на себя мантию судьи пороков человеческого общества. Он только помогает их обозначить.
Для усиления эмоционального воздействия автор вводит в сюжетную с линию образ старого человека. Он также использует гиперболу – «от глада умираю», инверсию «сутки уж не ел», «ты накормлен был», «наружность иногда обманчива бывает». Такой прием позволяет выделить ключевой глагол «не ел», именные сказуемые «накормлен был», «обманчива бывает», перенести акцент на крайнюю нужду старика, на кажимость реальных явлений. Тщательную работу автора над словом иллюстрирует перифраз «старик с сумою», «бедняк» – автор не желает злоупотреблять словом «нищий», хотя оно позволяет создать яркий образ одним-единственным штрихом.
Просительный тон старика подчеркивается лексикой высокого стиля – «молил» в значении «просил», использованием восклицательных предложений – это обе его реплики. Примирительный тон Собаки подчеркивается введением смягчающей частицы «то» – «затем-то я и лаю». Собака выступает олицетворением разумной достаточности и здравого смысла. Несмотря на лай, робкий старик не решается позвать хозяев, а обращается напрямую к ней как посреднику.
В тексте нет однородных членов, кроме пары однородных обстоятельств – «с боязнью, пошептом», а отсутствие эпитетов объясняется тем, что в тексте преобладает действие, и немногочисленные краткие прилагательные – «добр», «ласков» – имеют субстантивный характер, приобретают именные черты.
В тексте имеется устаревшее название сумки – слово «сума». В контексте басни оно является символом нищеты, нищенства. Старославянизм «глад» употреблен в своем прямом значении – «голод», а авторский неологизм «пошептом» – это яркий аналог наречия «шепотом». Устаревший глагол «умилосердись» употребляется в значении «помилосердствуй, смилуйся, сжалься».
Мораль басни сформулирована самим автором в последней короткой строке ненавязчиво, но исчерпывающе. Причем небольшое высказывание аккумулирует множество средств художественной выразительности: здесь и синтаксический параллелизм «иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает», и сравнение «как зверь», и нанизывание антитез – «зверь, а добр», «ласков, а кусает».
Но мораль гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Думается, что автор имел в виду укусы не только в прямом смысле этого слова. Иван Иванович предостерегает читателя не только от обманчивой наружности, но и от ловких притворщиков, льстивых интриганов, манипулирующих людьми ради собственной выгоды. Ведь они гораздо опаснее открытых врагов, поскольку вводят в заблуждение, эксплуатируя такое «хрупкое» человеческое качество, как доверие.
Басня высвечивает главное противоречие между «быть» и «казаться», заставляет читателя задуматься о том, что истинные намерения человека очевидны далеко не всегда. Великий русский баснописец предостерегает читателей от поспешности выводов, неверных суждений о том, кто на деле пытается принести благо. Басня также призывает нас не судить по внешности о душевных качествах и характере человека, не отмахиваться от нищих стариков, в каком бы обличье они не являлись, призывает к милосердию и душевной чуткости, поскольку от той самой сумы не гарантирован никто.
Идея басни Дмитриева «Нищий и собака»
На богатый боярский двор заходит голодный нищий. Он ожидает, что его будут гнать и что залаявшая собака сердится на него, непрошеного гостя. Но все оказывается лучше его ожиданий!
Басня, написанная в 1803 году, находится в одном ряду с теми баснями поэта, в которых он размышляет о людях добрых и злых, честных и лживых.
Как и в большинстве басен Дмитриева, происходит не сатирическое осмеяние, а наоборот, превознесение чьих-то моральных качеств. Поэтому вместо поучительной морали в данной басне присутствует краткий вывод о том, что часто человек оказывается гораздо лучше того, что мы о нем думаем.
Скрытая доброта собаки очень необычна и трогательна и говорит о причастности автора произведения к сентиментализму. Данное литературное направление обращало большое внимание на такое качество души, как чувствительность (отзывчивость). Поэты-сентименталисты были склонны идеализировать людей и явления жизни (представлять их в лучшем виде, чем они бывают на самом деле). Поэтому и басни Дмитриева часто отличаются тем, что автор концентрируется скорее на хорошем, чем на плохом. Этим многие произведения Дмитриева решительно отличаются от басен Ивана Крылова, продолжателя его басенной традиции.
В басне «Нищий и собака» воспевается милосердие, спрятанное под маской неприветливости и резкости обращения.
От басни в данном произведении присутствует только аллегория – прием, позволяющий через образы животных или предметов передавать определенные черты характера людей.
Как и во многих баснях Дмитриева, присутствуют элементы сказки или притчи. Так, нищий старик разговаривает с собакой человеческим языком. Так создается ощущение единства человека и природы, как в жанре народной волшебной сказки.
Итак, из конечного вывода басни « Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает » в данном произведении наглядно показана только первая часть, не сатирическая, а положительная. Поэт зовет людей к добру, трогает их души, с помощью своего лаконичного, но яркого произведения.
Похожие примеры из жизни
В качестве примеров из жизни обратимся к другим литературным источникам.
Например, главный герой рассказа Тургенева «Бирюк» оказывается очень добрым человеком, хотя имеет страшный вид и поэтому его боится вся деревня. Он — как раз тот человек, про которого можно сказать: «. как зверь, а добр».
Еще один пример внешне сурового, но доброго человека — это бабушка главного героя из рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Мальчик побаивается свою бабушку, но в итоге понимает, что она очень его любит.
Примеры из жизни тех, кто «ласков, а кусает»
Мы также можем вспомнить похожие примеры в других литературных или фольклорных произведениях.
Есть люди, про которых можно сказать русской пословицей: «мягко стелет, да жестко спать». Это внешне мягкие, но внутренне жестокие люди, способные на неожиданное злобное нападение или предательство. Именно про такой тип людей Дмитриев говорит: «Тот ласков, а кусает».
Сюжеты сказок — это очень поучительные и древние мотивы, идущие еще из мифологии. Не случайно, например, уже у Эзопа есть сюжет о вороне и коварной лисице.
А какие вы знаете примеры, где внешнее поведение и внутреннее содержание не совпадают?
Считаете ли вы, что разбираетесь в людях, которые вам встречаются в жизни? Легко верите тем, кто осыпает вас комплиментами, и сразу им доверяетесь во всем? Смотрите главным образом на манеры или стараетесь заглянуть в самую суть человека?
Нищий и собака наблюдение
В судьбах многим из нас встречается действительно разные интересные события, связанные с поведением людей и проявлением их откровенных устоявшихся позиций в стандартных жизненных ситуациях:
Врачи, которые берут деньги с пациентов за лечение или операции, после работы подкармливают и лечат бездомных собак и кошек.
Странно все это, но подобные наблюдения дают надежду на то, что добро все же есть в каждом человеке (хоть и выражается у каждого по разному) не зависимо от того, в какой жизненной ситуации тот находится, и какими глазами смотрит на жизнь.
Но один нищий человек, который ничего не просил, и которому я никогда ни разу не протянула руку помощи, запал в мое сердце на всю жизнь, и скорее всего, эту многоразовую, но в итоге, прискорбную встречу я не забуду никогда.
***
Встретила я его не далеко от своего дома, когда топала на остановку мимо школьного двора. Он сидел на лавочке и лениво копался в своей сумке, явно что-то искал. Понять, сколько лет этому мужчине, мне было довольно таки сложно (предположила, что примерно 45-50 лет). Возраст казался неопределенным из-за грязных кругов на щеках и отчетливо вырисовывающихся морщин. Какого цвета были его волосы, мне разглядеть не представлялось возможным, так как его голову покрывала дешевая вязанная шапочка. Когда мой взгляд упал на лицо этого человека, я заметила в нем приятные черты лица и довольно таки умный и слегка независимый взгляд. Рядом с ним, вокруг да около топталась крупная беспородная дворняжка рыжего цвета, чем-то очень отдаленно напоминая лабрадора. Она постоянно вертела хвостом и преданно заглядывала своему хозяину в глаза.
Мужчина периодически что-то говорил собаке тихим, монотонным голосом, иногда поглаживая псинке голову свободной рукой. Я невольно замедлила шаг, присматриваясь к этой парочке, так как меня начало распирать любопытство.
Но когда мужчина нашел в сумке то, что искал (а искал он носовой платок), он поднялся и позвав за собой собаку, медленным неловким шагом тронулся в только ему известном направлении. Собака охотно потрусила за ним, не отставая. Куда они пошли, мне было не известно, но я провожала их своим взглядом до того, пока они не исчезли за пределами моей видимости.
***
Так я их встречала случайно несколько дней. Мужчина и собачка шли бок о бок, всегда в одном и том же направлении, казалось бы, объясняясь друг с другом при помощи мыслей. Многие люди, проходившие мимо этой пары, кидали презрительные взгляды в их сторону (судя по всему, из-за их внешнего вида и возможного зловония от немытого человеческого тела), кто-то просто не обращал на них никакого внимания, но были и те, кто проявлял к ним искренний, добрый интерес.
Такая вот своеобразная и вполне миролюбивая пара друзей, невольно вошедшая в нашу монотонную повседневную жизнь и стала ее неотъемлемой обыденностью.
Помню, правда, некоторых «куриц», которые все же высказались грозно в слух по поводу безобидной разно-видовой парочки товарищей, прогуливающихся по нашим дворам, и никому по факту, не причиняющих никаких бытовых неудобств.
Но как оказалось, некоторые соседи по «морально-этическим» соображениям не могли потерпеть на «их» территории даже временного присутствия бомжа с собакой. Одна предположила, что собака (как и ее хозяин) заразна, и скоро будет отстрел диких животных. Возможно, этой собачонке достанется тоже, а то ходят тут, вирусы распространяют.
Люди к ним настолько привыкли, что даже иногда выносили из дому старые ненужные вещи и еду, как мужчине, так и его собаке. Часто мужчина отказывался от еды для себя и своей верной четырехлапой подруги. Но судя по всему, в его жизни наступали моменты, когда он вынужден был иногда соглашаться на подачки для себя и его верного спутника. И он это нехотя, но делал, не забыв предварительно поблагодарить своего добродетеля за подачку.
Людей успокаивало и то, что за весь период времени, который нищий и собака проходили мимо наших дворов, они никогда никому ничего плохого не сделали. Даже «пэпсы» при ночном патрулировании улиц не трогали их, возможно потому что нищий никогда не дебоширил, или же из-за возможной жалости и человечности к нему и его псинке.
***
Это была уже поздняя осень. Нищий болел. Болел очень сильно, и это выражалось не только в его откровенной хромоте, кашле и характерной для осени лихорадке в виде покачивания из стороны в сторону. Когда он очередной раз куда-то шел со своей верной подругой Пальмой (как я узнала позже, так звали дворняжку), то внезапно остановившись, схватился за сердце. Собачка увидев, что хозяин присел и застонал, принялась скакать вокруг него, поскуливая и вылизывая его грязное лицо, не зная, чем еще она может помочь. Я немного задержалась наблюдая эту картину, и от увиденного у меня защемило сердце. Я подошла к нищему знакомцу и спросила, может мне вызвать для него скорую помощь? Он поднял на меня равнодушный, туманный взгляд, по которому я поняла, что мужчине действительно очень плохо, но промолчал, приподнялся, и медленной, шаткой походкой двинулся дальше своей дорогой. Пальма шла медленно, угодливо с боку хозяина, не упуская из вида каждое его движение. Мне стало как-то жутко не по себе, но я не знала, чем ему помочь.
На следующий день узнаю от соседки, что мужчина умер. За ним приехала скорая, забрала его уже мертвое, почти окоченелое тело. Как выяснилось, у него остановилось сердце, которое барахлило уже длительное время. Собаку отгоняли палками, потому что она защищала тело уже бывшего хозяина и друга. Куда подевалась после неравной борьбы Пальма, соседка не знала, и, как выяснилось, не знал никто.
Спустя два дня после смерти нищего возвращаюсь домой все той же дорогой. Моя соседка с другими женщинами стояла возле подъезда и активно что-то обсуждала. Подойдя к ним поближе и поздоровавшись, я выясняю, что сегодня утром стреляли бездомных собак. Пальму живодеры нашли под лестницей входа в подвал, и вытравив ее из «убежища», застрелили на глазах у многих прохожих. Труп закинули в авто. К Пальме, как и к ее хозяину, привыкли уже многие, и для людей, которые увидели кончину собачки, это был настоящий стресс.