Чему учит басня галчонок
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Галчонок
Рассказ басня Льва Толстого «Галчонок»
Сказка Льва Толстого «Галчонок» говорит о религиозной вере человека. В ней упоминается о Боге. Таких сказок у Льва Николаевича немного. Писатель осторожно касается темы веры, понимая, что это для каждого человека очень личное. Навязать насильно веру или изменить её нельзя. Каждый приходит к Богу своим путём. Хотя даже религиозные сказки очень тесно связаны с реальной действительностью. По этой причине все они понятны и просты, хотя сказать, что все эти произведения относятся только к детям, нельзя. Эти сказки с удовольствием читают и взрослые читатели. Самое первое слово, использованное в сказке, говорит о человеке, который живёт в пустыне один, без человеческого общения.
Пересказ
Пустынник забрёл в лес, и внимание его привлёк сокол, принёсший целый кусок мяса. Поделил его на куски и стал давать галчонку. Очень это удивило пустынника. Галчонка сокол не бросил, Бог его надоумил заботиться о сироте. Вот и решил, человек о себе ни думать, ни готовить себе пищу. Может, и его Бог кому-то поручит кормить, как галчонка. Сказано – сделано. Сел, не вставая с места, и стал молиться. Трое суток не было во рту у него даже маковой росинки. Слабость одолела человеком, заснул он, и видится ему сон. Во сне увидел он старца, который ему сказал, что так Богу угодить нельзя. То, что пустынник сейчас делает – это грех. Корм каждый себе должен добывать сам. А галчонок был слишком мал, и чтобы он не погиб, ему Богом был назначен сокол. Пустынник был здоров и полон сил, своё пропитание он мог искать себе самостоятельно. Нельзя испытывать терпение Бога, нужно проснуться и работать. Так пустынник и поступил.
Мораль
Богу нужно молиться, чтобы он наставил заблудшего человека на путь истинный. Так следует из содержания сказки. Надеяться нужно только на себя, если можешь работать – работай, если можешь отдавать знания – отдавай. Эти божьи наказы отчётливо прослеживаются в тексте повествования. Нет у человека другого выхода, а любой труд будет вознаграждён. Бог должен оказывать помощь тем, у кого нет возможности трудиться из-за увечья или по неопытности и молодости лет. К ним можно отнести инвалидов и детей. Им требуется не только помощь от Бога, но и от тех, кто находится рядом, поэтому сокол и взялся за воспитание и кормление бедного галчонка. Как хорошо, что так необычно в своей книге сказок показывает Толстой необходимость работать, а не сидеть сложа руки и ждать, когда на бездельника снизойдёт манна небесная. Так не бывает. По труду будет и награда.
Читайте текст рассказа русского писателя Льва Николаевича Толстого «Галчонок» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.
Пустынник увидал раз в лесу сокола. Сокол принёс в гнездо кусок мяса, разорвал мясо на маленькие куски и стал кормить галчонка.
Пустынник удивился, как так сокол кормит галчонка, и подумал: «Галчонок, и тот у Бога не пропадёт, и научил же Бог этого сокола кормить чужого сироту. Видно, Бог всех тварей кормит, а мы всё о себе думаем. Перестану я о себе заботиться, не буду себе припасать пищи. Бог всех тварей не оставляет, и меня не оставит».
Так и сделал: сел в лесу и не вставал с места, а только молился Богу. Три дня и три ночи он пробыл без питья и еды. На третий день пустынник так ослабел, что уж не мог поднять руки. От слабости он заснул. И приснился ему старец. Старец будто подошёл к нему и говорит:
— Ты зачем себе пищи не припасаешь? Ты думаешь Богу угодить, а ты грешишь. Бог так мир устроил, чтоб каждая тварь добывала себе нужное. Бог велел соколу кормить галчонка, потому что галчонок пропал бы без сокола; а ты можешь сам работать. Ты хочешь испытывать Бога, а это грех. Проснись и работай по-прежнему.
Пустынник проснулся и стал жить по-прежнему.
Басни мы любим читать с самого детства. У многих из нас хранятся в памяти образы из басен, которые при тех или иных ситуациях всплывают в нашей голове. Эти рассказики, небольшие по размеру, но с глубоким смыслом, учат нас уму-разуму и сопровождают по жизни.
Что такое басня?
Басня – это краткий нравоучительный рассказ, который носит иносказательный сатирический характер. В баснях, как правило, действующими лицами являются не люди, а животные, которым присущи человеческие личностные качества: хитрость – лисе, упрямство – ракам или баранам, мудрость – сове, глупость – обезьяне. Предметы также могут выступать в качестве главных героев этих коротких рассказов.
Форма речи басни – это проза или стихотворение. В баснях довольно часто присутствуют мотивы социальной критики, но зачастую высмеиваются человеческие пороки и неправильные поступки.
Возникновение сатирических рассказов-басен на Руси
Басня – это рассказ, появившийся на Руси как перевод сочинений Эзопа в начале 17-го века. Первым переводчиком стал Гозвинский Федор Касьянович. Именно он впервые ввел в употребление определение басни как литературного жанра. Считалось, что басня – это небольшое произведение в прозе или стихах, которое построено на принципах аллегории и содержит нравоучительный характер. Истина проявлялась через ложную историю.
В 18-м веке в этом жанре творили Антиох Д.К., Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Хемницер И.И. Они выполняли переводы басенных рассказов, преимущественно Эзопа, а также работ европейских баснописцев: Геллерта Х., Лессинга Г., Мура Т., Жана де Лафонтена.
К созданию собственной басни первым приступил именно Иван Иванович Хемницер. В 1779 году вышел его сборник под названием «Басни и сказки NN в стихах». Продолжил традицию издания собственных басен Иван Иванович Дмитриев, который старался сформировать новый, собственный подход к литературе. На рубеже 18-го и 19-го веков популярностью пользовались произведения Измайлова А.Е. Однако наиболее значимым вкладом в развитие басенного жанра считают творчество великого классика Ивана Андреевича Крылова. К этому жанру в разное время также обращались Державин, Полоцкий, Хвостов, Фонвизин, Бедный и многие другие.
Что такое метафора
Басня – это произведение, в котором авторы употребляют метафоры – вид троп, в которых осуществляется перенос свойств с одного предмета на другой. Метафора является скрытым сравнением, в котором основные слова фактически опущены, но подразумеваются. Так, например, человеческие отрицательные качества (упрямство, хитрость, лесть) переносятся на животных или неодушевленные предметы.
Животные басни
Понятие морали в басне
Басня – это небольшой рассказ поучительного характера. Мы часто думаем, что не стоит задумываться над прочитанным и искать тайный смысл в словах. Однако это в корне неправильно, если мы хотим научиться лучше понимать друг друга. У басни необходимо учиться, обдумывать ее. Мораль басни – это ее краткое нравоучительное заключение. Она охватывает всю проблему целиком, а не концентрируется на каком-то конкретном эпизоде. Басни написаны так, чтобы человек не просто посмеялся над ее содержанием, но и понял свои собственные просчеты и хотя бы попытался исправиться в лучшую сторону.
Польза, которую несут басни
Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.
В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.
Пожалуй, это одно из наиболее известных творений Крылова. Автор предупреждает своих читателей – нельзя быть черезчур доверчивым, идти у всех на поводу. Не стоит слепо верить тем, кто льстит и хвалит вас без какой-либо причины. Ведь известно же, что от природы ворона не умеет петь, но ведь все равно поверила в хвалебные оды хитрой лисички. Что показательно, автор не осуждает сообразительную лису. Он, скорее, критикует глупость птицы, говоря о том, что нужно верить лишь в то, что точно видишь и знаешь.
В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.
Басня – это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.
Какая главная мысль рассказа Льва Толстого «Галчонок»?
Чему учит сказка, рассказ Льва Толстого «Галчонок»?
Какая мораль, смысл, анализ произведения, книги «Галчонок»?
Это фактически басня-притча Льва Николаевича Толстого религиозного характера. Пустынник, увидевший как сокол кормит галчонка, сделал для себя заключение, так зачем же готовить себе пропитание, когда Бог для каждой твари найдет выход. И он перестал три дня есть и пить, ожидая милосердия Божеского. Но вот во сне пришел к нему старец и сказал:» Это Бог повелел соколу кормить сироту-галчонка, а ты зачем бездействуешь, это же против господа-бога, когда ты в состоянии добывать пищу себе, но ничего не делаешь. В чем мораль, каждый человек, исходя из своих возможностей должен работвть в свою меру, и не надеяться на Бога, а Бог пусть помогает тем, у кого нет другого выхода.
Этот рассказ Льва Толстого можно отнести к научно-познавательны м. В этом рассказе нашлось место информации об образе жизни этих животных, чем они питаются, кто их враги.
Из рассказа мы узнаём, как трудно зайцам добывать корм, особенно зимой, когда в их распоряжении остаётся практически только кора деревьев и веток.
Также мы узнаём, что на зайцев охотятся не только охотники с собаками, но и волки, лисицы и хищные птицы. Узнаём мы также о том, как зайцам приходится запутывать свои следы перед дневной лёжкой.
А главная мысль заключается в том, что надо беречь всё живое и в том числе зайцев, которые беззащитны и поэтому, всего боятся.
Главная мысль рассказа Толстого «Воробей и ласточки» заключается в том, что коллективными усилиями можно справиться с любым врагом.
Рассказ учит проявлять смекалку и находчивость. Ласточки не могли выгнать воробья из гнезда, потому что вход в него был слишком узким. Тогда они решили замуровать захватчика в гнезде. Совместными усилиями ласточки справились с этой задачей.
Конспект урока Подготовка к изложению «Как галчонок есть научился»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как галчонок есть научился
Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиданно.
Сел он как-то во время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.
Вот зачерпнула полную ложку. С неё длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, осторожно, чтобы не расплескать суп. Вдруг галчонок как подпрыгнет, цоп лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка, и съел. Мама вторую ложку пополней зачерпнула. Опять с неё лапша свисает. Несёт мимо галчонка и потряхивает. Лапшинка так и пляшет, словно живая. И эту галчонок съел. Начал вниз головой в тарелку заглядывать — откуда такие вкусные вещи являются.
Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся всё ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки и кусочки мяса прямо из тарелки.
Вот и одолел всю премудрость еды!
ОАНО «Православная классическая гимназия во имя прп. Варлаама Серпуховского»
Учитель русского языка и литературы
Бутырская Валентина Николаевна
Тема урока Подготовка к изложению текста повествовательного характера
Цель урока: формировать у учащихся умение воспроизводить и оформлять прослушанный и прочитанный текст по составленному плану.
а) Продолжаем работу с текстом, повторяем особенности текстов разных типов речи, учимся передавать содержание текста
— Какие особенности текста знаем?
— Что такое тема? Основная мысль текста?
— Какие типы речи нам известны?
— Охарактеризовать описание, повествование, рассуждение.
б) Прослушать тексты, определить тип речи, доказать.
1. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.
На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.
— Определить тему. Где нашла отражение тема текста? (в названии)
— Найти предложение, в котором указана основная мысль текста.
— Какой тип речи выбрал автор, чтобы донести до читателя основную мысль?
— Почему мы можем утверждать, что это повествование?
— Чьи последовательные действия переданы в тексте?
МАМА ГАЛЧОНОК ЛАПШИНКА
Не обращает внимания сел свисает
Зачерпнула клянчит пляшет, словно живая
Какая часть речи будет основной в тексте? Почему? (глагол, обозначает действие предмета)
Следим за действиями героев?
Галчонок – сел, клянчит
Почему «клянчит»? (оттенок значения необходим автору)
Просить – обращаться с просьбой
Клянчить – просить, умоляя
сел (соверш. вида, быстрое одновременное действие)
клянчит (несов. вид, продолжительное действие)
Не обращает внимания
— Почему она делает именно так? (терпеливо добивается своего, и глаголы это подчеркивают)
Как изменяется поведение галчонка?
Как подпрыгнет (будущее время)
Цоп (хлоп, прыг – мгновенное действие)
— Почему именно такие формы глаголов выбрал автор?
Попробуйте заменить привычными глаголами прош. Времени. Что изменилось?
(повествование потеряло образность, исчезла стремительность, быстрота действия)
— Продолжаем следить за развитием действия.
-Что еще делает мама, чтобы заставить галчонка есть?
— Только ли действия мамы привлекли галчонка?
— Как автор сумел и ее нарисовать привлекательной? (пляшет, словно живая)
— Какие художественные средства использовал? (олицетворение, сравнение)
— Получилось три ряда последовательных действий, которые помогут вам восстановить текст.
— Что еще помогает ученику написать изложение текста?
1. Научился самостоятельно есть неожиданно.
2. Галчонок клянчит еду.
3. Мама учит галчонка.
4. Стал хватать кусочки мяса и лапшинки из тарелки.
5. Одолел премудрость еды.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Элективный курс «Снова в мире слова»
Словарные диктанты, тексты для анализа
План подготовки к олимпиаде по русскому языку «Индивидуальная образовательная программа»
Рабочая программа «Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса»
Урок русского языка на тему «Сложносочинённые предложения» 9 класс
Сочинение по теме: «Сказочное путешествие»
Урок русского языка на тему «Профессиональные слова» 8 класс
Игровая технология на уроках русского языка.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438661 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок развития речи в 6 классе по теме «Приемы сжатия текста» (на основе басни Л. Н. Толстого «Галчонок»)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок развития речи в 6 классе по теме «Приемы сжатия текста»
(на основе басни Л. Н. Толстого «Галчонок»)
Автор-составитель: Горелова Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ ООШ г. Сосновка
Базовый учебник: Л.М. Рыбченкова. «Русский язык. 6 класс».
Тип урока: урок открытия нового знания
Дидактическая цель урока: создание условий для изучения блока новой информации (урок открытия нового знания)
Познавательные: воспроизводить текст в сжатом виде в устной и письменной форме
Регулятивные: удерживать учебную задачу и выбирать эффективные способы её решения
Коммуникативные: вести отбор адекватных языковые средств при работе в группе и создании текста и соблюдать нормы русского литературного языка
Личностные: продолжить работу по формированию базовых национальных ценностей «искусство (художественная литература)» и «наука (ценность знания)»
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая
Оборудование: учебники, тетради, рабочие листы группы и варианты сжатого текста о труде для каждого учащегося, фломастеры, презентация, рабочая и дополнительная доска.
Проверка готовности к уроку.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности
— Откройте тетради, запишите в тетрадь число, «Классная работа» и эпиграф к нашему уроку:
Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
— Как вы думаете, как это будет связано с нашим уроком русского языка? (Ответы детей)
— У вас на столах лежат тексты произведения Л. Толстого «Галчонок». (Приложение)
— Что значит «написать изложение»? (сократить, сжать текст)
— Помогите мне сформулировать тему урока. (Ответы детей)
— Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока). Для чего нам это нужно? (Чтобы знать, чем будем заниматься на уроке)
Вывод: Тема урока: Работа с текстом. Написание сжатого изложения.
Цель: подготовка мышления обучающихся
Чтобы мы могли сегодня работать над сжатием текста, давайте вспомним, что мы знаем о тексте.
Учитель называет понятия, учащиеся дают определения понятий.
Типы текста: описание, повествование, рассуждение
Стили речи: разговорный и книжные (научный, публицистический, официально-деловой, художественный)
Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ текста подробно, сжато или выборочно.
Сжатое изложение – это изложение, в котором передаются только самые важные сведения, а детали, подробности исключаются.
Ключевые слова: опорные слова, по которым можно восстановить текст. Именно ключевые слова дают ответ на вопрос: о чем говорится в тексте? Без их употребления невозможно написать изложение.
Микротема: тема части, фрагмента, абзаца текста
Способы связи предложений в тексте: лексические повторы, синонимы, антонимы, местоимения, союзы
Изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, антитеза, …
Что мы сейчас делали? (Вспоминали то, что знаем о тексте) Для чего нам понадобятся эти знания? (Ответы детей)
Вывод: Эти знания нам понадобятся для того, чтобы работать с текстом.
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению нового способа действий.
— А теперь попробуем применить свои знания на примере.
Исходный текст (на слайде презентации)
Почему нужно трудиться
Человек должен трудиться постоянно.
Если ты ещё школьник, твоя работа — хорошо учиться. Ты узнаешь много нового, станешь умнее, расширишь свой кругозор. После школы можно читать книги, смотреть познавательные передачи. Даже общение с друзьями принесёт пользу, если ты будешь размышлять над увиденным и услышанным.
Хорошо, если у тебя что-то получается лучше, чем у других. Особенно приятно видеть результат своего труда, испытывать гордость и удовольствие.
— Перед вами варианты сжатия этого текста учащимися. Работаем в паре. Обсудите, какой из вариантов сжатого изложения этого текста можно считать образцом? Почему?
Варианты сжатия текста:
Почему нужно трудиться
Человек должен трудиться постоянно.
Работа школьника — хорошо учиться. Ты узнаешь много нового, расширишь свой кругозор. Можно читать книги, смотреть познавательные передачи, узнавать новое от общения с друзьями.
Приятно видеть результат своего труда, испытывать гордость и удовольствие.
Почему нужно трудиться
Человек должен трудиться постоянно.
Если ты ещё школьник, твоя работа — хорошо учиться. После школы можно читать книги, смотреть познавательные передачи.
Хорошо, если у тебя что-то получается лучше, чем у других.
2. Обсуждение в парах.
— Пришли ли вы к единому мнению в парах?
— Почему вам трудно определить, какой из сжатых текстов лучше?
— Можете объяснить, почему вы выбрали 1 вариант сжатого текста?
— Почему возникают трудности в определении лучшего сжатия текста?
4. Выявление места и причины затруднения.
Цель: осознание того, в чем состоит недостаточность знаний, умений, способов действий.
— Ребята, текст сжат в обоих случаях. Почему разошлись во мнениях, какой вариант выбрать? (у каждого свое мнение)
— Можете объяснить, почему не пришли к одному мнению? (Потому что сами не можем грамотно, правильно сжимать текст)
— Какая будет цель нашего урока?
— Цель: освоить приемы сжатия текста, получить сжатый текст (запись на доске)
Построение проекта выхода из затруднения
Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способа, средств их реализации.
— Как мы будем идти к поставленной цели?
— Где мы можем узнать интересующую нас информацию о правилах сжатия текста? (в учебнике, от учителя)
— Как потом мы воспользуемся этой информацией? (Будем сами сокращать текст, пользуясь правилами, приемами)
— Давайте проговорим наши шаги. Итак,
Реализация построенного проекта
Цель: построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять.
— 1 шаг. Найдите в учебнике на с.64 информацию о приемах сжатия текста (воспользуйтесь «Советами помощника») и ответьте на вопрос: что нужно сделать, чтобы кратко пересказать текст?
— Если мы будем исключать подробности, детали, как будет называться прием сжатия текста? (Исключение).
— Если мы будем объединять, т.е. обобщать информацию, как будет называться прием сжатия текста? (Обобщение).
— Назовите приёмы сжатия текста. (Исключение, обобщение)
— Могут ли применяться эти приемы одновременно?
(Да, в качестве приема сжатия может быть использовано сочетание: исключение + обобщение)
— Что необходимо сохранить при сжатии теста? (основную мысль, последовательность событий, характеры действующих лиц)
— Обратите внимание, что сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию!
— Ребята, чем мы сейчас занимались?
— Мы прошли первый шаг. Что теперь нам надо сделать?
— 2 шаг. Сегодня мы попробуем применить свои знания о приемах сжатия текста и потренируемся сами сжимать текст на основе басни Л.Н. Толстого «Галчонок»
— Ваши ассоциации, связанные с названием? О чем вам говорит это слово? (Ответы детей)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? По названию предположите, о чем будет рассказ? (Ответы детей)
Чтение текста басни
— Прочитайте текст (распечатан, на партах).
Чтение текста сначала про себя, затем вслух одним учащимся.
Предварительная беседа на восприятие и понимание текста
— Определите тему текста (Ответы детей)
— Подумайте над смыслом заглавия (почему именно такое заглавие выбрал автор)? (Ответы детей)
— Разделите текст на смысловые части, сколько их? (3)
— О чем говорится в каждой части? (Ответы детей)
— Какой тип речи использует автор? (Повествование)
— К какому стилю речи принадлежит текст? (Художественный стиль)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: усвоение обучающимися нового способа действия
Инструкция «Как писать сжатое изложение» (на парте у каждого учащегося, необходимо проговорить все пункты)
Найди в тексте главную и другие существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
Разбей текст на части, озаглавь каждую часть и составь план.
Подумай, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
Запиши этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.
Отредактируй текст, проверь и перепиши начисто.
— Изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Так как текст художественный, перед вами речевая задача: при сжатии текста сохранить стиль автора, изобразительно-выразительные средства, которые помогают передать настроение и идею текста.
Работа с 1 частью притчи. Работа под руководством учителя. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Перестройте предложение 3 в несколько простых или сложное предложение без прямой речи.
Образец сжатия текста 1 части:
Пустынник увидал сокола, кормящего мясом галчонка. Решил пустынник, что Бог всех тварей кормит, и его не оставит.
— Сделайте выводы: какие приемы сжатия вы использовали?
— Соблюдали ли мы условия речевой задачи: при сжатии текста сохранить стиль автора, изобразительно-выразительные средства, которые помогают передать настроение и идею текста?
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Работа в группах с 2 фрагментом.
Распределение ролей в группе.
Секретарь – записывает от лица группы; делает записи у доски при необходимости
Чтец – читает вслух; проверяет, все ли поняли принятое решение.
Критик – задает уточняющие вопросы, высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
Докладчик – выступает с отчетом группы, рассказывает, что решила группа
Отчеты групп у доски: отвечают 2 человека – один (докладчик) рассказывает, что делали (выполнение задания « Какая информация была главной, а какая – второстепенной?»); второй (чтец) читает сжатое изложение (выполнение задания « Прочитайте сжатый пересказ»)
Вопрос каждой выступающей группе:
— Соблюдали ли вы условия речевой задачи: при сжатии текста сохранить стиль автора, изобразительно-выразительные средства, которые помогают передать настроение и идею текста?
Физминутка (после отчета 2 группы) Музыка для релаксации.
— Нужно ли сокращать последнюю часть текста? Почему? (Ответы детей)
Включение в систему знаний и повторение
Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Проговаривание всего сжатого текста
Примерный образец сжатого текста :
Пустынник увидал сокола, кормящего мясом галчонка. Решил пустынник, что Бог всех тварей кормит, и его не оставит.
Три дня он молился Богу без питья и еды, ослабел и заснул. Приснился ему старец, который укорял пустынника за то, что пищи не припасает, грешит. Бог так мир устроил, чтоб каждая тварь добывала себе нужное. Галчонок пропал бы без сокола, а пустынник может сам работать. Грех испытывать Бога.
Пустынник стал жить по-прежнему (69 слов)
Итоговая беседа по содержанию текста.
— К какому жанру относится текст Л. Толстого? Как вы думаете, почему автор определяет жанр этого короткого рассказа басня? (Ответы детей)
— Как соотносятся начало и конец текста? ( кольцевая композиция )
— Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ? Для чего автор написал эту басню? Что он хотел сказать людям? Сформулируйте идею текста. (Ответы детей)
— Вернемся к эпиграфу урока. Как он соотносится с нашей работой на уроке? (Ответы детей)
— Записать сжатое изложение текста в тетради.
— Дополнительно, по желанию: придумать короткую басню, в которой могла бы использоваться пословица из эпиграфа к уроку в качестве морали.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Над какой темой мы сегодня работали? Что узнали на уроке? Какие трудности появлялись в процессе работы? Какие цели мы перед собой ставили? Достигли ли мы целей? Как мы это делали?
Выбираем начало фразы и высказываемся одним предложением (на слайде презентации):
Я выполнял задания…
Урок дал мне для жизни…
Л. Н. Толстой. Галчонок. Басня. Рабочий лист группы. Русский язык. 6 класс.
Пустынник увидал раз в лесу сокола. (2) Сокол принес в гнездо кусок мяса, разорвал мясо на маленькие кусочки и стал кормить галчонка. (3) Пустынник удивился, как так сокол кормит галчонка, и подумал: «Галчонок, и тот у Бога не пропадет, и научил же Бог этого сокола кормить чужого сироту. Видно, Бог всех тварей кормит, а мы все о себе думаем. Перестану я о себе заботиться, не буду себе припасать пищи. Бог всех тварей не оставляет, и меня не оставит».
(4) Так и сделал: сел в лесу и не вставал с места, а только молился Богу. (5) Три дня и три ночи он пробыл без питья и еды. (6) На третий день пустынник так ослабел, что уж не мог поднять руки. (7) От слабости он заснул. (8) И приснился ему старец. (9) Старец будто подошел к нему и говорит:
– Ты зачем себе пищи не припасаешь? Ты думаешь Богу угодить, а грешишь. Бог так мир устроил, чтоб каждая тварь добывала себе нужное. Бог велел соколу кормить галчонка, потому что галчонок пропал бы без сокола; а ты можешь сам работать. Ты хочешь испытывать Бога, а это грех. Проснись и работай по-прежнему.
(10) Пустынник проснулся и стал жить по- прежнему .(185 слов)
Учимся писать сжатое изложение.
Какая информация будет главной, а какая – второстепенной?
Перестройте предложение 3 в несколько простых или сложное предложение без прямой речи.
Можно ли убрать предложение 6, не нарушив логики построения текста?
Перестройте предложение 9 в несколько простых или сложное предложение без прямой речи.
Удалите лексические повторы в предложениях 8-9. Соедините их в одно предложение.
Прочитайте получившийся текст. Сколько слов у вас получилось?