Чему учили детей аристократов

Как воспитывали детей в королевских семьях: Держи подбородок в шее, пой, когда говоришь, и другие монаршие правила

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Чему учили детей аристократов. medici 6. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-medici 6. картинка Чему учили детей аристократов. картинка medici 6.

Восемнадцатый век: вожми голову в шею

В восемнадцатом и большей части девятнадцатого века детей из правящих семей России и Европы учили не просто держать спину прямо, а ещё по особому «ставить» голову. Нет, никто не учил принцев и принцесс вздёргивать подбородок и так ходить. Наоборот, подбородок следовало держать прямо, но так отстранять голову назад, чтобы он чуть вжимался в шею. Это, конечно, могло дать небольшой второй подбородочек, но до двадцатого века он уродливым не считался — а вид становился величественным без чванства.

Чему учили детей аристократов. mw07190. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-mw07190. картинка Чему учили детей аристократов. картинка mw07190.

Делай что хочешь, но не смей плакать

Ещё королеву Викторию, когда она была принцессой Александриной, строго учили: на людях плакать нельзя. Даже удалиться поспешным шагом приличнее, чем начать лить слёзы при свидетелях. Пока принцесса была маленькая, она убегала, едва слёзы наворачивались на глаза, а позже научилась справляться со своими чувствами.

Сейчас принц Чарльз и герцогиня Кейт очень много позволяют детям — те даже прилюдно корчат рожицы — но только не плакать. Если ребёнок стал кричать и рыдать, играя с детьми в песочнице, герцогиня немедленно его уводит.

Чему учили детей аристократов. c0c1a3e138f7. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-c0c1a3e138f7. картинка Чему учили детей аристократов. картинка c0c1a3e138f7.

Кстати, ещё членам британской королевской семьи нельзя прилюдно смеяться. По крайней мере взрослым — но до недавних пор этому обучали с детства. Королевский образ никогда не должен искажаться слишком сильно. По той же причине, кстати, запрещено снимать, как члены королевской семьи едят — ведь может получиться кадр с искажённым лицом.

Смеяться долго запрещалось и испанским принцам и принцессам, так же, как и бегать — это роняло достоинство всей королевской семьи и потому правило внедрялось с самых малых лет. На всякий случай принцы и принцессы порой даже не улыбались, чтобы их не наказали, приняв улыбку за беззвучный смех.

Чему учили детей аристократов. parma marie antoinette. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-parma marie antoinette. картинка Чему учили детей аристократов. картинка parma marie antoinette.

Умей уважать труд

Чтобы понимать, что такое труд (и ценить своих подданных), в разных правящих семьях прибегали к разными способам. Османских принцев, например, обязывали изучить на выбор какое-нибудь ремесло. Этим ремеслом они потом должны были заниматься каждый день! Так, Мехмед III изготавливал стрелы. В восемнадцатом и девятнадцатом веках в некоторых европейских правящих домах дети занимались садоводством или хотя бы знакомились с ним. В Японии принцессы помогают матери-императрице разводить шелкопрядов — это традиционное занятие японской императрицы, и тоже популярно привлечение детей к садоводству, включая выращивание риса.

Кроме того, в европейских домах, начиная с девятнадцатого века, могли ввести в обязанность принцев и принцесс убирать за собой после занятий или если они что-то испачкают в доме — например, прольют суп. А вот для китайских принцев, наоборот, было зазорно делать своими руками хоть что-то «простое».

Чему учили детей аристократов. Louis Charles of France5. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-Louis Charles of France5. картинка Чему учили детей аристократов. картинка Louis Charles of France5.

Закалка

Крепость тела в европейских монарших семьях начали воспитывать очень давно, но методы были разные. Одни монархи требовали от детей строгого соблюдения всех религиозных постов, другие, как в случае с будущей королевой Викторией, кормили их только молоком и хлебом, кроме особых случаев, третьи следили, чтобы дети одевались как можно легче — так, в Британии до сих пор действует запрет на длинные брюки для маленьких принцев. В холодные дни его порой обходят, закрывая ноги очень высокими тёплыми гольфами. Практически везде до самых недавних пор принцев и принцесс в любой день поднимали очень рано, не давая разлёживаться. Это практиковалось и в российской императорской семье.

Отстранённость

Весь девятнадцатый и двадцатый век маленьких принцев и царевичей старались не обнимать, начиная лет с семи, а порой и раньше. Во-первых, чтобы не разбаловать их и не сделать слишком эмоциональными (да, считалось, что от объятий дети становятся слезливее!). Во-вторых, считалось, что это увеличит шансы принцев и принцесс на счастливый и крепкий брак — почти невозможно не полюбить накрепко человека, которого тебе, после стольких лет холодности наконец-то можно обнимать хотя бы по ночам. Разногласия между супругами в эпоху Средневековья и Возрождения, как считалось, наделали слишком много бед, чтобы не требовать от императорских семей особенной крепости и сплочённости. Возможно, это работало. Несколько российских и германских императоров обожали своих жён, а британская королева Виктория признавалась, что, когда обнимается с мужем, слаще этого ничего нет — просто хоть никогда не отходи от него.

Чему учили детей аристократов. Prince Shotoku. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-Prince Shotoku. картинка Чему учили детей аристократов. картинка Prince Shotoku.

В Японии холодность родителей в императорской семье до недавних пор была ещё сильнее, чем в Европе — принцев и принцесс приводили на свидание с отцом и матерью только несколько раз в месяц. Дети молча и вежливо кланялись, родители их рассматривали, чтобы убедиться, что они, кажется, в порядке. Такую традицию прервал только отрёкшийся недавно император Акихито. Он воспитывал детей сам, вместе со своей женой, кстати, простолюдинкой. В британской королевской семье революцию произвела леди Диана, которая постоянно, даже на публике, обнимала своих сыновей (и они продолжают эту традицию).

Мальчики для битья и компаньонки для стояния в углу

В Средние Века и эпоху Возрождения у многих принцев и принцесс были постоянные маленькие компаньоны. Поскольку до определённого возраста общение с ровесниками было затруднительно, фактически эти компаньоны были единственными товарищами по играм. Принцы очень привязывались к своим маленьким друзьям, и этим пользовались, чтобы наказывать принцев, не роняя розгами их королевское достоинство: розги доставались компаньону (который, собственно, и был мальчиком для битья). Похожим образом порой обращались и с компаньонками принцесс.

Чему учили детей аристократов. igor2 06061920591659 6. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-igor2 06061920591659 6. картинка Чему учили детей аристократов. картинка igor2 06061920591659 6.

Сейчас институт компаньонок, если и используется, то по-другому: так, испанская принцесса каждый год выбирает себе компаньонку, с которой вместе будет делать домашние задания (чтобы было немного повеселее). Но и круг общения у нынешних монарших детей, надо сказать, куда шире — они часто учатся в школах вместе с другими детьми.

Следи за речью

Во всех европейских и дальневосточных королевских семьях по крайней мере последние лет двести учат детей следить за своими интонациями. Недопустимо привизгивать (то есть постоянно и явно повышать интонацию) или проглатывать окончания слов, например.В Японии в стародавние времена всё было ещё суровее — пока держался обычай скрывать лицо правящего императора, держался и обычай говорить нараспев. То есть даже не просто нараспев, а словно поёшь. И этому обучали с детства.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

Цитатник

Художник Александр Ветров.Тихая моя родина Художник Александр Егорович Ветров родился 9 октяб.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Интересно. Как воспитывали аристократов

Как воспитывали аристократов

Рождение дочери в аристократической семье воспринималось с не меньшей радостью, чем рождение сына. Дети вообще рассматривались, как Божье благословение, как смысл семейного союза и главный капитал семьи. Дочь была также важным «инструментом» для укрепления альянсов между аристократическими семьями

Дети семьи Кински, 1905:
Чему учили детей аристократов. 0 633a9 3f3ec5a5 L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 633a9 3f3ec5a5 L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 633a9 3f3ec5a5 L.

Граф Фердинанд Кински с детьми, 1906.

Чему учили детей аристократов. 0 633aa b7f0464a L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 633aa b7f0464a L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 633aa b7f0464a L.

Графиня Августа Десфур-Куденхове с детьми (детей обоих полов одевали в платья), 1883

Чему учили детей аристократов. 0 633a1 e05dfe17 L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 633a1 e05dfe17 L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 633a1 e05dfe17 L.

В аристократических кругах отношения родителей и детей в 19 веке были более близкими, чем в предыдущие века. Хотя дети аристократов по-прежнему большую часть времени проводили с гувернантками, но воспитание уже не перекладывалось полностью на персонал, как это часто случалось раньше, а проводилось под «мудрым руководством» и наблюдением родителей, особенно матери.

Няня с детьми на прогулке, 1905

Чему учили детей аристократов. 0 633a5 ecd03801 L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 633a5 ecd03801 L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 633a5 ecd03801 L.

Девочки были с первых дней окружены несколькими людьми, которые о них заботились. Это прежде всего кормилица, которую нанимали, даже если мать сама кормила (такие случаи участились во второй половине 19 века). Кормилицу брали из рекомендованной семьи со «здоровыми традициями». Одновременно с кормилицей к девочке была приставлена няня, которую тоже брали строго по рекомендации. Эти няни нередко няньчили не одно поколение одной и той же аристократической семьи и жили в семье десятилетиями, их оставляли в доме, даже когда они уже были старыми и немощными (своего рода пенсионное обеспечение).

Дети были гордостью родителей и бабушек-дедушек. Но как бы ни были они любимы, но они не являлись центром семьи, как это часто бывает в наше время – когда жизнь семьи полностью подстроена под режим детей. Наоборот дети должны были подстраиваться под взрослых и их режим, перенимать их правила игры.

Чему учили детей аристократов. 0 6339f dd61fc1c L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 6339f dd61fc1c L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 6339f dd61fc1c L.

Не могло и речи быть о том, чтобы маленькие дети сидели за общим семейным столом во время приема пищи. А вдруг дитя кашлянет с наполненным кашей ртом? До определенного возраста дети ели в своей комнате вместе с персоналом. И лишь когда они овладевали правилами поведения за столом, только тогда их усаживали за общий стол. Обычно это случалось не раньше 10 лет, а то и позже. От детей требовалось не только безупречно обращаться со столовыми приборами, но и молчать во время приема пищи, за исключением случаев, если взрослые обратились к ним с вопросом. (Императрица Мария Терезия позволила своему сыну, будущему императору Иосифу, сесть за «взрослый» стол только в 15 лет, но это было в конце 18 века).

Абсолютным табу было также, чтобы дети участвовали в торжественных и семейных мероприятиях – домашних балах, вечерах, салонных встречах, дамских чаепитиях. Максимум, что им позволялось – помочь в подготовке и украшении зала, и то если они не прогуливают при этом уроки.

Мини-повозка для детей, 1870 год

Чему учили детей аристократов. 0 633a7 845575a7 L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 633a7 845575a7 L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 633a7 845575a7 L.

Девочки и мальчики первые годы жизни воспитывались вместе. Первые годы дети обучались дома домашними преподавателями. Затем мальчиков отправляли в частные пансионаты (а под конец монархии нередко и в публичные гимназии), а девочкам почти всегда продолжали преподавать дома. Лишь в отдельных случаях их отправляли в (дневные) католические школы.

маленькая графиня Натали Андраши, 1874 год

Чему учили детей аристократов. 0 63549 965df631 L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 63549 965df631 L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 63549 965df631 L.

Чему учили детей аристократов. 0 63548 3b23d10a L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 63548 3b23d10a L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 63548 3b23d10a L.

Дети аристократов, особенно девочки, практически не имели контакта с детьми из других слоев населения. Даже дети из семей «второго общества» (так назывался класс богатых бюргеров), какими бы богатыми они ни были, не считались им ровней.

Граф Вильчек вспоминал, что его гувернантка дружила с девушкой, которая тоже служила гувернаткой в семье состоятельного банкира. И две гувернантки иногда встречались в городе поболтать, прихватывая вверенных им детей. Или гувернантка графа приходила со «своими» детьми в гости к гувернантке банкира. Когда мать графиня узнала об этом, она под угрозой увольнения запретила эти контакты. Детям аристократов не пристало общаться с детьми бюргеров!

Чему учили детей аристократов. 0 633b0 311e878e L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 633b0 311e878e L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 633b0 311e878e L.

Дочь графа Феликса Харнонкура в праздничном платье:

Чему учили детей аристократов. 0 633a3 525e2f89 L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 633a3 525e2f89 L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 633a3 525e2f89 L.

Маленьким девочкам разрешалось носить волосы распущенными или полураспущенными, но когда они подрастали, волосы должны были обязательно быть заколотыми.
Как в поведении, так и в одежде главным принципом была скромность и сдержанность.

маленькая аристократка, Тереза Колоредо, 1881:

Чему учили детей аристократов. 0 633a0 165b08a0 L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 633a0 165b08a0 L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 633a0 165b08a0 L.

Сладкое детям в аристократических семьях давалось только по праздникам и воскресеньям. Не по той причине, что сахар вреден, а исключительно чтобы не разбаловать детей. Самым любимым праздником у детей было Рождество. Елку снизу доверху увешивали сладостями и орехами, и она полностью отдавалась на «разграбление» детям.

Важным методом воспитания были телесные наказания. Мальчиков могли выпороть, при наказании девочек использовали более «мягкие» методы – например, ударить линейкой по рукам или отшлепать. Но наиболее часто применяемыми методами наказания были лишение сладкого, запирание в комнате, а у старших детей – «лишение любви», демонстрация равнодушия, игнорирование.

Больше всего в аристократической семье опасались, что из ребенка может вырасти «мимоза». Самым постыдным было для родителей, если дети не умели себя «пристойно» вести на людях, если они были несдержанны, шумны и капризны. Поэтому эти вредные черты старались «ломать» как можно раньше.

Чему учили детей аристократов. 0 633af be9abaf6 L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 633af be9abaf6 L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 633af be9abaf6 L.

Наверное, многие вспомнят многочисленные упоминания в литературе избалованных изнеженных детей фабрикантов, купцов, банкиров. И почти нигде нет упоминания капризных детей аристократов.

От детей в аристократических семьях требовалось не ныть по любому поводу, терпеть боль и физические неудобства. Принцип «держать тело в узде» возводился в культ, как признак принадлежности к классу «избранных». Условия жизни были спартанскими – детские спальни зимой отапливались по минимуму. От подрастающих девочек строго требовалось содержать тело в чистоте, а одежду безупречно аккуратной, причем при любых условиях.

В семьях аристократов очень поощрялось регулярное ведение детьми дневников. Не столько для того, чтобы запечатлить важные события своей жизни, скорее чтобы дать оценку своему собственному поведению, чтобы осмыслить, достойна ли ты носить высокое имя, довольны ли тобой родители. Такой письменный «самоанализ», «разбор» собственных ошибок считался очень важным кирпичиком для безупречного поведения в будущем. Дневник девочки время от времени давался на «проверку» матери.

Таким образом культ и величие предков постоянно довлели над детьми. Каждому вбивалось в голову, что если он оступится, то это бросит тень не только на него, но и на всю семью, на всех его(ее) именитых предков.

Распорядок дня был строго расписан по минутам – занятия, прием пищи, игры, прогулки на свежем воздухе. Зимой дети любили ходить на каток. Вообще физическому воспитанию детей уделялось большое внимание – верховая езда, езда на велосипеде.

Летом вся аристократическая семья выезжала в свое летнее поместье. Родители ехали в поезде первым классом, а дети с персоналом – вторым. Дети обычно с нетерпением ждали этого дня, ведь за городом им предоставлялась гораздо большая свобода. Здесь им можно было шуметь, лазить по деревьям, рыбачить, плавать, и родители временно закрывали глаза на общение их благородных чад с детьми прислуги и местных крестьян. Здесь детям позволялось быть детьми, независимо от пола. Детские «банды» ставили на уши дворцовый парк, делали набеги на сады и огороды. И несмотря на социальные различия там нередко завязывалась многолетняя дружба.

Для девочек матери организовывали «детские балы» и «званые обеды», куда они приглашали своих ровесниц из других аристократических семей. Эти мероприятия устраивались не для развлечения, а в первую очередь чтобы девочки учились играть роль хозяйки дома. К ней приходили нарядные гости, хозяйка должна была «правильно» встретить гостей, учились пользоваться приборами, пили лимонад с пирожными, вели «светские» беседы, маленькая хозяйка следила (по крайней мере должна была следить), чтобы никто не скучал. Подготовка к «большой» жизни.

Чему учили детей аристократов. 0 633ae 9e9770aa L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 633ae 9e9770aa L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 633ae 9e9770aa L.

Когда дочка подрастала, на такие «балы», которые теперь уже назывались «адолесцентные» (подростковые), приглашались также и мальчики (само собой разумеется, исключительно своего круга). Для них нанимали учителя танцев.

За нравственностью девочек следили очень строго. Им не позволялось покидать дом без сопровождения «шаперон» (chaperone) – компаньонки, дуэньи. Или по-немецки Anstandsdame («дама для приличия»). Если в данный момент такой дамы не находилось поблизости, то компаньонку можно было нанять за деньги. Обычно это была какая-то (чаще всего немолодая) женщина, положительный моральный облик которой ни у кого не вызывал сомнения. Многие небогатые женщины (вдовы, старые девы) подрабатывали таким образом.

Чему учили детей аристократов. 0 633ad c523cb6a L. Чему учили детей аристократов фото. Чему учили детей аристократов-0 633ad c523cb6a L. картинка Чему учили детей аристократов. картинка 0 633ad c523cb6a L.

Девочки в аристократических семьях росли в почти полной изоляции от внешнего мира и даже, будучи уже женами и матерями, знали очень мало о жизни людей вне их круга. Это даже считалось плюсом – чем наивнее девушка, тем лучше. Но в начале 20 века многие аристократические семьи стали отказываться от принципа изоляции в воспитании дочерей, потому что понимали – такие методы устарели. Времена менялись, мир аристократов потихоньку «открывался».

Источник

Как воспитывали аристократов

Рождение дочери в аристократической семье воспринималось с не меньшей радостью, чем рождение сына. Дети вообще рассматривались, как Божье благословение, как смысл семейного союза и главный капитал семьи. Дочь была также важным «инструментом» для укрепления альянсов между аристократическими семьями.

Это кстати граф Фердинанд Кински фон Вхинитц и Теттау, кузен Норы Кински. Он являлся обер-шталмейстером, то есть заведовал придворной конюшней, экипажами и конюшенной конторой. Большой чин, между прочим (несмотря на слово «конюшни»). У них, видно, в родне все были на лошадях «завернуты».

В аристократических кругах отношения родителей и детей в XIX веке были более близкими, чем в предыдущие века. Хотя дети аристократов по-прежнему большую часть времени проводили с гувернантками, но воспитание уже не перекладывалось полностью на персонал, как это часто случалось раньше, а проводилось под «мудрым руководством» и наблюдением родителей, особенно матери.

Девочки были с первых дней окружены несколькими людьми, которые о них заботились. Это прежде всего кормилица, которую нанимали, даже если мать сама кормила (такие случаи участились во второй половине XIX века). Кормилицу брали из рекомендованной семьи со «здоровыми традициями». Одновременно с кормилицей к девочке была приставлена няня, которую тоже брали строго по рекомендации. Эти няни нередко няньчили не одно поколение одной и той же аристократической семьи и жили в семье десятилетиями, их оставляли в доме, даже когда они уже были старыми и немощными (своего рода пенсионное обеспечение).

Дети были гордостью родителей и бабушек-дедушек. Но как бы ни были они любимы, но они не являлись центром семьи, как это часто бывает в наше время – когда жизнь семьи полностью подстроена под режим детей. Наоборот дети должны были подстраиваться под взрослых и их режим, перенимать их правила игры.

Не могло и речи быть о том, чтобы маленькие дети сидели за общим семейным столом во время приема пищи. А вдруг дитя кашлянет с наполненным кашей ртом? До определенного возраста дети ели в своей комнате вместе с персоналом. И лишь когда они овладевали правилами поведения за столом, только тогда их усаживали за общий стол. Обычно это случалось не раньше 10 лет, а то и позже. От детей требовалось не только безупречно обращаться со столовыми приборами, но и молчать во время приема пищи, за исключением случаев, если взрослые обратились к ним с вопросом. (Императрица Мария Терезия позволила своему сыну, будущему императору Иосифу, сесть за «взрослый» стол только в 15 лет, но это было в конце XVIII века).

Абсолютным табу было также, чтобы дети участвовали в торжественных и семейных мероприятиях – домашних балах, вечерах, салонных встречах, дамских чаепитиях. Максимум, что им позволялось – помочь в подготовке и украшении зала, и то если они не прогуливают при этом уроки.

Девочки и мальчики первые годы жизни воспитывались вместе. Первые годы дети обучались дома домашними преподавателями. Затем мальчиков отправляли в частные пансионаты (а под конец монархии нередко и в публичные гимназии), а девочкам почти всегда продолжали преподавать дома. Лишь в отдельных случаях их отправляли в (дневные) католические школы.

Дети аристократов, особенно девочки, практически не имели контакта с детьми из других слоев населения. Даже дети из семей «второго общества» (так назывался класс богатых бюргеров), какими бы богатыми они ни были, не считались им ровней.

Граф Вильчек вспоминал, что его гувернантка дружила с девушкой, которая тоже служила гувернанткой в семье состоятельного банкира. И две гувернантки иногда встречались в городе поболтать, прихватывая вверенных им детей. Или гувернантка графа приходила со «своими» детьми в гости к гувернантке банкира. Когда мать графиня узнала об этом, она под угрозой увольнения запретила эти контакты. Детям аристократов не пристало общаться с детьми бюргеров!

Маленьким девочкам разрешалось носить волосы распущенными или полураспущенными, но когда они подрастали, волосы должны были обязательно быть заколотыми.
Как в поведении, так и в одежде главным принципом была скромность и сдержанность.

Сладкое детям в аристократических семьях давалось только по праздникам и воскресеньям. Не по той причине, что сахар вреден, а исключительно чтобы не разбаловать детей. Самым любимым праздником у детей было Рождество. Елку снизу доверху увешивали сладостями и орехами, и она полностью отдавалась на «разграбление» детям.

Важным методом воспитания были телесные наказания. Мальчиков могли выпороть, при наказании девочек использовали более «мягкие» методы – например, ударить линейкой по рукам или отшлепать. Но наиболее часто применяемыми методами наказания были лишение сладкого, запирание в комнате, а у старших детей – «лишение любви», демонстрация равнодушия, игнорирование.

Больше всего в аристократической семье опасались, что из ребенка может вырасти «мимоза». Самым постыдным было для родителей, если дети не умели себя «пристойно» вести на людях, если они были несдержанны, шумны и капризны. Поэтому эти вредные черты старались «ломать» как можно раньше.

Наверное, многие вспомнят многочисленные упоминания в литературе избалованных изнеженных детей фабрикантов, купцов, банкиров. И почти нигде нет упоминания капризных детей аристократов.

От детей в аристократических семьях требовалось не ныть по любому поводу, терпеть боль и физические неудобства. Принцип «держать тело в узде» возводился в культ, как признак принадлежности к классу «избранных». Условия жизни были спартанскими – детские спальни зимой отапливались по минимуму. От подрастающих девочек строго требовалось содержать тело в чистоте, а одежду безупречно аккуратной, причем при любых условиях.

В семьях аристократов очень поощрялось регулярное ведение детьми дневников. Не столько для того, чтобы запечатлеть важные события своей жизни, скорее чтобы дать оценку своему собственному поведению, чтобы осмыслить, достойна ли ты носить высокое имя, довольны ли тобой родители. Такой письменный «самоанализ», «разбор» собственных ошибок считался очень важным кирпичиком для безупречного поведения в будущем. Дневник девочки время от времени давался на «проверку» матери.

Таким образом культ и величие предков постоянно довлели над детьми. Каждому вбивалось в голову, что если он оступится, то это бросит тень не только на него, но и на всю семью, на всех его(ее) именитых предков.

Распорядок дня был строго расписан по минутам – занятия, прием пищи, игры, прогулки на свежем воздухе. Зимой дети любили ходить на каток. Вообще физическому воспитанию детей уделялось большое внимание – верховая езда, езда на велосипеде.

Летом вся аристократическая семья выезжала в свое летнее поместье. Родители ехали в поезде первым классом, а дети с персоналом – вторым. Дети обычно с нетерпением ждали этого дня, ведь за городом им предоставлялась гораздо большая свобода. Здесь им можно было шуметь, лазить по деревьям, рыбачить, плавать, и родители временно закрывали глаза на общение их благородных чад с детьми прислуги и местных крестьян. Здесь детям позволялось быть детьми, независимо от пола. Детские «банды» ставили на уши дворцовый парк, делали набеги на сады и огороды. И несмотря на социальные различия там нередко завязывалась многолетняя дружба.

Для девочек матери организовывали «детские балы» и «званые обеды», куда они приглашали своих ровесниц из других аристократических семей. Эти мероприятия устраивались не для развлечения, а в первую очередь чтобы девочки учились играть роль хозяйки дома. К ней приходили нарядные гости, хозяйка должна была «правильно» встретить гостей, учились пользоваться приборами, пили лимонад с пирожными, вели «светские» беседы, маленькая хозяйка следила (по крайней мере должна была следить), чтобы никто не скучал. Подготовка к «большой» жизни.

Когда дочка подрастала, на такие «балы», которые теперь уже назывались «адолесцентные» (подростковые), приглашались также и мальчики (само собой разумеется, исключительно своего круга). Для них нанимали учителя танцев.

За нравственностью девочек следили очень строго. Им не позволялось покидать дом без сопровождения «шаперон» (chaperone) – компаньонки, дуэньи. Или по-немецки Anstandsdame («дама для приличия»). Если в данный момент такой дамы не находилось поблизости, то компаньонку можно было нанять за деньги. Обычно это была какая-то (чаще всего немолодая) женщина, положительный моральный облик которой ни у кого не вызывал сомнения. Многие небогатые женщины (вдовы, старые девы) подрабатывали таким образом.

Девочки в аристократических семьях росли в почти полной изоляции от внешнего мира и даже, будучи уже женами и матерями, знали очень мало о жизни людей вне их круга. Это даже считалось плюсом – чем наивнее девушка, тем лучше. Но в начале 20 века многие аристократические семьи стали отказываться от принципа изоляции в воспитании дочерей, потому что понимали – такие методы устарели. Времена менялись, мир аристократов потихоньку «открывался».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *