Чему учат нас учителя
Эссе «Чему учит и чему учится современный учитель»
Чему учит и чему учится современный учитель?
Обучать – значит, вдвойне учиться!
французский моралист и эссеист.
Когда я задаю себе этот вопрос, на ум сразу приходит множество ответов.
И все они очень неоднозначные и в тоже время совершенно очевидные.
Решила мысленно пережить один свой день и проанализировать – чему же я научила и научилась сегодня?
Современная жизнь очень динамична, она рекомендует нам строить «каркас дня».
Утренние разговоры с дочерью-ученицей… Я учусь быть мамой-педагогом. Каждый день, каждую минуту, проведенную со своим ребенком, я учусь этому. И она, в свою очередь, многому учит меня.
Абсолютно уверена: всё мое «педагогическое творчество» можно разделить на «до» и «после» рождения дочери! Она научила меня видеть окружающий мир её глазами, глазами счастливого ребенка. И это очень ценно и значимо для меня как современного педагога. Ведь как сказал бразильский прозаик и поэт Пауло Коэльо: «Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своем».
В тоже время, благодаря своему ребенку, я учусь быть мамой, родителем на собрании в школе, деловым партнером для всех родителей своих выпускников. И это бесконечный процесс, ведь никогда нельзя с уверенностью сказать: все, я уже научилась. И это чувство «вечной ученицы» помогает мне в моей профессиональной деятельности.
8-00… Я на пороге школы, в которой работала учителем моя мама, я закончила 11 классов, а теперь вот и я учу детей. Что принесет мне новый рабочий день? Что нового я узнаю сегодня? Что смогу передать детям?Что нового я почерпну от них? В том, что это произойдет , я даже не сомневаюсь.
Наши дети иначе видят мир, для них более ценно то, чему мы иногда не придаем значения. В их мире много красок! А позиция современного учителя – быть рядом с учеником. Смотреть на жизнь глазами ребенка, решать проблемы вместе с детьми, жить их миром, развиваться вместе с ними. В этом, по моему мнению, залог успешности современного учителя.
8-30… Звонок на урок. Я начинаю учить… Или я начинаю учиться? Да, я ориентирую учеников, помогаю им «добыть» информацию и применить приобретенные знания на практике. Показываю значимость и актуальность новых знаний.
Вечер… Вся семья в сборе. Уроки выполнены. Домашние хлопоты закончены. Можно выдохнуть! И в это время дочь обращается ко мне с просьбой: «Мама! Давай в школу поиграем!»… Она учит плюшевого медведя грамотности, а я в это время внимательно слушаю, наблюдаю, запоминаю… «Интересно! Надо запомнить! А как лучше это использовать?»- вот мысли, крутящиеся в моей голове. Я вновь готова учить и учиться!
Благодарю своего ребенка, за те открытия, которые она позволяет мне сделать! И открытиям этим нет конца, ведь она растет и познает мир-она учится жить, а я учу её жить правильно и честно.
Нам повезло чуть больше! У нас в семье две ученицы и два учителя! И мы совместно учимся учить и учиться. Поверьте, это очень увлекательно!
Чему научила школа?
Этот вопрос был в анкете, которую распространили среди своих выпускников учителя школы №121, отмечающей полувековой юбилей. Вот какие ответы они получили:
Уважать свою историю! Научила преодолевать трудности. И, вообще, я благодарен своей школе за все, что она для меня сделала (Евгений Никифоров, выпуск 2005 г.).
Самостоятельности, ответственности, отзывчивости (Дарья Куграшова, выпуск 2005 г.).
Школа научила творческому подходу к жизни, самоотдаче в работе (Анна Барон, выпуск 2005 г.).
Научила не только думать, но и воплощать желаемое, руководствуясь принципом: «Если ты чего-то очень сильно хочешь в жизни и у тебя не получается, значит, ты мало хотел!» (Лидия Агдаулетова (Горбачева), выпуск 1993 г.).
Дружить, мечтать, общаться, помогать друг другу, помнить только хорошее! (Дарья Детинова, выпуск 2005 г.).
Научила быть ответственной, трудолюбивой и честной (Анна Богомолова, выпуск 2005 г.).
Она дала базовые знания во всем. У нас были замечательные учителя (Мария Сорокина, выпуск 2005 г.).
Школа учит жизни, оттачивает характер (Мария Щербак, выпуск 2006 г.).
Научила не школа, научили учителя – многому, а главное, думать и искать (Екатерина Панфилова, выпуск 2001 г.).
Учителя научили, школа воспитала (Евгений Заварзин, выпуск 2001 г.).
Школа научила меня думать, мечтать и не бояться высказывать свое мнение. Говорю спасибо всем, кто помог мне (Даниил Ситников, выпуск 1998 г.).
Дала основы алгебры, неорганической химии, грамматики английского языка, необходимые познания в географии, что-то еще и, самое главное, научила критическому подходу к самому себе (Андрей Фатеев, выпуск 1998 г.).
В первую очередь, умению общаться, находить подходы к другим людям. Учителя давали нам гораздо больше, чем просто знания. Школа научила… Назовем это социумным подходом к жизни, т.е. быть социативными людьми (Павел Викторов, выпуск 1995 г.).
Школа научила меня многому. Она позволила войти во взрослую жизнь, подготовив к ней, дала знания в разных науках, которые рано или поздно пригодятся. Даже сейчас я не могу с ней расстаться, поскольку учусь в Советском отделении СГГА, которое расположилось в стенах моей школы. Здесь прошло мое детство и юность. Память о том времени всегда останется в душе (Сергей Попов, выпуск 2005 г.).
Чему может научить школьный учитель?
Михаил Демурин, для МИА «Россия сегодня»
Разговор об образе учителя и его деле не могут не вызывать волнения. В силу семейных обстоятельств меня эта тема волнует особенно.
Наше поколение с благоговением вспоминает своих первых учителей, тех, кто, взяв за руку, ввёл нас в школу и стал учить читать и писать. Мы с благодарностью помним и тех, кто помогал нашему становлению в отрочестве, кто, готовя к самостоятельной жизни, выпускал нас из школы. У нас было счастливое детство и спокойные школьные годы. Афганская война началась только через пять с половиной лет; Первая чеченская – через двадцать.
Однако многие наши учителя, те, кто был постарше, хорошо помнили, что значит выпускать своих питомцев не в мирную, а в военную жизнь. Ту, о которой герой Платоновского рассказа «Одухотворённые люди» сказал: «Лучше смерти нет теперь для нас жизни». Всякий раз, когда я проезжаю мимо школы в соседнем городке, носящем имя повешенного здесь гитлеровцами восьмиклассника и партизанского разведчика Александра Чекалина, и вижу сразу четыре доски в память её выпускников – Героев Советского Союза, у меня перехватывает дыхание: вот это учителя у них были!
Мать моей жены, тоже учитель, успела выпустить перед войной два выпуска. До последнего своего часа среди самых дорогих фотографий она хранила несколько маленьких карточек этих юношей, которые и были-то тогда всего на три – четыре года младше её.
Вспоминая о тех и узнавая о новых ратных или трудовых подвигах наших соотечественников, мы обычно слышим добрые слова об их школьных годах. Это правильно: за каждым великим человеком или свершением стоит учитель. Поэтому-то им, учителям, и поставлены памятники, о них написаны книги, сняты хорошие фильмы.
Но и в том, что натворили антигерои, в каждом из потрясших нашу страну провалов также есть доля вины тех, кто называл себя учителем, но таковым не являлся.
Мои дети давно окончили школу, но и их школьные радости, и те ожоги, которые получили их ещё не окрепшие души от псевдоучителей в 1990-е и 2000-е, всё ещё с нами.
Посмотрел недавно позднесоветский, 1976 года, фильм о школе «Розыгрыш» и современную вариацию на его темы от 2008 года. Контраст разительный. Тяжело осознавать, что речь идёт об одной и той же стране. И тем не менее, это так.
Стоит ли задаваться вопросом, почему Россия в целом и наша школа в частности стали такими? Это произошло по совершенно очевидным причинам. В основном понятно и то, как это надо было бы исправлять.
На пути этого исправления, однако, стоят известные последствия политики 1990-х и прежде всего засилье рынка во всём – экономике, общественной сфере, культуре, образовании. Мы вроде бы начали от этого избавляться, но дело идёт слишком медленно.
Поэтому и раздаются до сих пор советы учителям, жалующимся на низкие зарплаты, либо исходить из того, что работа по призванию не должна хорошо оплачиваться, либо «просто» менять профессию и уходить в бизнес. Скольких сильных и нужных нашим детям и внукам, да и всей стране в целом профессионалов мы потеряли в результате такого подхода в последние десятилетия! Причём далеко не только в сфере образования.
Для того чтобы стать учителем, действительно, нужно призвание. Ощущая его, молодой человек делает выбор. В одном случае его сделать легче, а в другом – труднее. Нужно ли тем, кто готов посвятить себя ниве образования, этот выбор затруднять, вопрос риторический. Тем более сегодня, когда эта нива так запущена и в плане своего собственного внутреннего состояния, и с точки зрения качества «семян» – подрастающего поколения, из которого важно воспитать и обучить новых культурных и ответственных граждан нашей страны.
Наоборот, необходимо создавать условия, чтобы молодежь делала выбор в пользу тех профессий, которые сегодня особенно нужны стране. Профессия учителя здесь во главе списка. Значит, и оценка её значимости государством и обществом – то, что гарантирует уважение и статус – должна быть соответствующей.
В случае с учителем ситуация особенно деликатна, поскольку речь идёт об уважении и учащихся, и их родителей. В современной России, к сожалению, на первое место в оценке статуса человека поставлены деньги, которые он зарабатывает или, как сейчас ещё порою говорят, «делает». Плохо, что дело обстоит именно так. Но оно обстоит именно так, и мы вынуждены из этого исходить. Даже если для себя оцениваем людей по другим критериям.
Материальная оценка труда учителя, надо сказать, была важна и при советской власти. Нередко он оплачивался более высоко, чем труд вузовского преподавателя, был сопоставим по зарплате с трудом сотрудника МВД. И в этом не было ничего удивительного.
Помню своих учителей в школе, помню тёщу, отдавшую делу преподавания русского языка и литературы несколько десятилетий своей жизни. Утром она выходила из дома в 7.00, чтобы успеть разбудить и помочь собрать в школу детей из неблагополучных семей. Потом уроки, потом классное руководство, продлёнка, вечером – проверка тетрадей по трём – четырём классам, а это в те годы от 90 до 120 штук. Суббота – учебный день. По воскресеньям – экскурсия с детьми в музей. Она ушла на пенсию в конце 1970-х. Хоронить её в 1999 году пришли многие её ученики. Дочь, моя жена, тоже стала учителем.
Уверен, что и сегодня немало тех, кто работает с такой же самоотдачей. А если это так, то и сами учителя, и особенно мы, родители, просто не имеем права смотреть на профессию учителя как на «оказание образовательной услуги». Хорошо, что об этом заговорила новый министр образования. Но в сколькие головы за последние годы было внедрено совсем другое понимание! И это понимание будет очень мешать осуществлению правильных идей нового министра. Как будет им мешать и тот факт, что все те, кто довёл наше школьное и вузовское образование до сегодняшнего положения, благополучно остаются во властной «обойме».
Чему мы можем научиться у выдающихся педагогов?
Знание методики преподавания без психологии и педагогики — не гарантия успешного урока. Владение своим предметом must-have, но не менее важным является умение налаживать контакт с учащимися. Вспомним из своего опыта обучения: занятие правильно построено, материал полезный, а учитель не способен увлечь, ведет себя надменно, манипулирует. Как стать ближе к ученикам? В этой статье собрали советы известных педагогов от том, как вести себя с воспитанниками.
Махатма Ганди: «Воспитывайте своим примером».
У индийского государственного деятеля и национального героя есть немало поучительных идей, но в отношении к воспитанию хотелось бы обратить внимание на один принцип.
Начнем с истории, которую мне рассказала моя студентка. Однажды, мать попросила Ганди объяснить сыну то, что сахар вреден. Ганди попросил ее прийти снова через 3 месяца. Спустя указанный период времени мать с ребенком вернулись, и Махатма рассказал мальчику о вредном воздействии сахара. Женщина спросила у Ганди для чего было необходимо ждать 3 месяца. Мыслитель ответил, что всё это время он не ел сахар сам, и поэтому смог пояснить ее сыну убедительно.
Эта история наталкивает на мысль, а всегда ли мы делаем то, что требуем от своих учащихся? Просим не откладывать выполнение домашнего задания, а сами грешим прокрастинацией. Прививаем правильные ценности, но звучат ли наши слова искренне?
После рассказа о сахаре я поняла, почему мои студенты прохладно относятся к написанию эссе при подготовке к экзаменам. Потому что мне самой не нравится писать сочинения на неинтересную тему, при этом подбирать высокопарные выражения согласно уровню.
Януш Корчак: «Любите детей и уважайте в каждом личность».
Польский педагог писал:
Годы работы все очевиднее подтверждали, что дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая. (из «Право ребенка на уважение»)
Рассмотрите в каждом из учащихся личность со своими достоинствами и недостатками.
Приведу пример из своего опыта. В начале карьеры я работала в профессиональном училище. Студенты отличались проблемным поведением, многие из них были из неблагополучных семей. Через открытые двери кабинетов я слышала, как коллеги постоянно повышали голос, употребляли унизительные слова. Я пыталась увидеть хорошее в каждом из этих учеников, старалась относится к ним с уважением и не ставить себя выше их. Мне понадобилось время, чтобы завоевать авторитет, но через некоторое время на моих уроках дисциплина была практически идеальной. Мое уважительное отношение к ним, но при этом твердая позиция, помогли наладить с ними отношения.
Вернемся к Янушу Корчаку. Это образец бесконечной любви к детям. Несмотря на то, что фашисты были готовы его освободить, педагог выбрал гибель в концлагере в Треблинке вместе со своими воспитанниками «Дома сирот». А вы умеете так любить детей?
Антон Макаренко: «Влияйте на личность через коллектив».
Макаренко описал принцип “параллельного действия”, когда не педагог напрямую воздействует на учеников, а коллектив.
Рассмотрим на примере моей сессии на CELTA для младшей школы (тренер Amir Landa). На доске изображение известных детям героев и четко обозначена цель.
Преподаватель говорит:
“Помогите Джерри добраться со сыра. Если вы будете выполнять задания и соблюдать правила, мышонок будет приближаться к цели. Если вы будете нарушать правила (выкрикивать ответ, игнорировать инструкции преподавателя и т.д.), то Джерри будет отступать на шаг назад и его поймает Том. Если в конце урока Джерри доберется со сыра, то вас ожидают призы.”
Это и есть воздействие через коллектив. Виноват один нарушитель, а “страдают” все. Виновник понимает, что он подводит весь класс, и коллектив оказывает воздействие на нарушителя.
Василий Сухомлинский: «Любите свой предмет».
По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны.
Увлеченность предметом заметна сразу и передается учащимся. Что может быть хуже уставшего от жизни преподавателя, который с обреченным видом ведет очередной урок?
Понятно, что Present Perfect любить невозможно, но можно показывать интерес к культуре, к аутентичным материалам, восхищаться произношением и необычными оборотами языка. Заряжайте своих подопечных мотивацией к изучению иностранного языка. Именно любовь к культуре и интерес к изучению языка стали для меня причиной выбора профессии. Плакат Биг Бена, Шерлок Холмс и сборник книг, журналов и кассет в кабинете английского языка у меня вызывали благоговение.
Василий Сухомлинский: “Не сравнивайте учеников между собой и не манипулируйте отметками”.
Эту идею высказывали известные педагоги ранее, например, Януш Корчак:
Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый
пришедший в голову пример «удачного ребенка» и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться. (пункт 9 “Как любить ребенка”).
Не сравнивайте учащихся в классе и не ставьте одного ученика в пример другому. Это негативно отразится на отношениях одноклассников и приведет к демотивации более слабых учащихся.
Василий Сухомлинский писал:
Для ребенка наибольшей несправедливостью со стороны учителя является то, что учитель, поставив несправедливо, по его глубокому убеждению, неудовлетворительную оценку, стремится еще и к тому, чтобы за эту оценку его наказали родители. Если ребенок увидел, что учитель обязательно хочет сообщить родителям о двойке, он ожесточается и против учителя, и против школы. Умственный труд становится для него ненавистным. Огрубение чувств переносится на отношения с другими людьми и, прежде всего, с родителями. (из “Сердце отдаю детям”)
Также Сухомлинский писал о давлении на школьника, который не может “приносить домой только пятерки” и “чувствует себя преступником, получив тройку”.
В государственных школах учителя обязаны оценивать работу, но, по крайне мере, не используйте отметки как средство манипуляции. Как обычно улаживают конфликт неопытные коллеги:
“Петров, замолчи, сейчас двойку поставлю”. Даёт ли это какой-то результат, кроме того, что демонстрирует бессилие и непрофессионализм преподавателя?
Шалва Амонашвили: «Хвалите “авансом“»
О необходимости похвалы мы уже писали в статье и снимали видео.
Амонашвили выражает необходимость похвалы “авансом”:
«Дорисовывайте» своих детей и друг друга. Общайтесь с ребёнком так, словно он уже сейчас такой, каким вы хотите его видеть. Ищите в нём хорошее и регулярно это подмечайте. Перед сном вы садитесь рядом с ним и говорите: «я не ожидал, что ты такой щедрый — можно тебя за это поцеловать?». Девяносто процентов нашей жизни управляется подсознанием, и каждая подобная фраза — это штрих, которым мы буквально дорисовываем подсознание человека. В будущем этот человек станет таким, каким вы его видели уже сейчас. Дорисовывайте мужа или жену, друзей, коллег. Преувеличивайте. Мы ведь все любим комплименты и добрые слова. Так вы поливаете семена нравов других в будущем. (Амонашвили “Здравствуйте, дети!”).
Прекрасный способ поддержать студентов. Большинство из неуспевающих школьников слабые не от природы, а из-за отсутствия мотивации, пробелов в знаниях, от количества висящих на них ярлыков: “двоечник”, “нарушитель дисциплины”.
Например,
“Надя, ты всегда высказываешь самые оригинальные идеи и я уверенна, что у тебя получится выполнить это задание ”
“Ваня, ты оказывается очень ответственный ученик, на тебя могут положиться одноклассники потому что свою часть работы в этой проектной работу ты обязательно сделаешь”.
Возможно, после таких слов, отношение к деятельности у ученика может измениться, ведь наставник верит в него.
Профессия учитель: призвание быть наставником
Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.
Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.
Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!
История развития профессии
Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!
Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.
Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.
С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.
Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:
Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.
О профессии
Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.
Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.
Учитель выполняет несколько функций:
Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.
Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:
Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:
Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.
Личностные качества учителя
Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.
В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.
Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.
Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.
Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.
Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?
Плюсы и минусы профессии
Профессия учителя имеет много поводов, чтобы стать делом всей жизни, но также скрывает в себе и подводные камни, о которых тоже следует узнать, если вы еще не определились «быть или не быть».
Преимущества профессии учителя:
К недостаткам профессии можно отнести частую сверхурочную работу, ведь многие дела приходится брать домой (например, проверку тетрадей). Также далеко не все готовы выступать в роли не только преподавателя, но и психолога, ведь зачастую нужно работать с «трудными» подростками, не говоря уже о переходном возрасте учащихся.
Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.
Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.
Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.
О зарплате учителей
По данным сайта russia.trud.com, на данный момент в России актуально около 670 вакансий для учителей разных направлений.
Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.
Среди крупных городов выше всего труд учителя оплачивается в Южно-Сахалинске – около 40 тысяч рублей, а вот Санкт-Петербург и Москва занимают шестое и восьмое место в рейтинге. Там зарплата преподавателя составляет чуть более 30 тысяч рублей.
Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.
Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.
Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.
С чего следует начать?
Профессия учителя – это призвание, а любовь к преподаванию – это уже стиль жизни. Если вы в детстве давали уроки своим куклам, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написали, что мечтаете стать учителем, это отличный знак. Говорят, детские мечты – самые настоящие, и если вы про них забыли, то мы напоминаем.
Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.
В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.
Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.
При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.
На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:
Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.
Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.
Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.
Еще немного истории
О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:
Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.
Подведем итог
Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.
Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.
Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.
Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться. Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!
Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.