Человек невидимка чему учит

«Человек-невидимка» — читательский дневник по роману Г. Уэллса

Человек невидимка чему учит. sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 2021 07 30t181917.499. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 2021 07 30t181917.499. картинка Человек невидимка чему учит. картинка sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 2021 07 30t181917.499.

Научно-фантастический роман «Человек – невидимка» Герберта Уэллса был написан и опубликован в 1897 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Уэллс Герберт
Название произведения: «Человек-невидимка»
Жанр: фантастический роман
Год написания: 1897
Издательство: Азбука
Год издания: 2020

Главные герои и их краткая характеристика

Гриффин (Невидимка) – гениальный ученый-физик, которому в ходе экспериментов удалось стать невидимым.
Доктор Кемп – университетский товарищ Гриффина, его однокурсник.
Томас Марвел – бродяга, который некоторое время был соучастником преступлений Гриффина.
Мистер и миссис Холл – владельцы трактира «Кучер и кони», в котором остановился Гриффин.

Время и место действия

Действие романа происходит в Англии в начале XX века.

Краткое содержание и сюжет

Молодой, но очень талантливый ученый-медик Гриффин изобретает механизм, способный делать невидимым любое живое существо. Из-за трудного финансового положения ему приходится проводить на себе все опыты. В результате он становится невидимым, но не может вернуть себе первоначальный вид. Так начинается новая жизнь Гриффина.

Ученый не желает делиться своим открытием с человечеством. Он чувствует свое превосходство над другими людьми, и это наполняет его бесконечной радостью. Он надежно прячем все свои записи, а после поджигает дом, в котором жил.

Впрочем, у изобретения Гриффина есть и недостатки. Так, ученый не может сделать невидимой одежду, и ему приходится передвигаться нагишом, чтобы его никто не заметил. По той же причине он старается как можно реже употреблять пищу, которая просвечивает в его теле.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Талантливый ученый совершает сенсационное открытие, научившись делать невидимой живую материю. Преисполненный злобой ко всему человечеству, он вскоре на личном примере убеждается, что грубое вмешательство в природу влечет за собой серьезные последствия.

План пересказа

1. Появление незнакомца
2. Первые впечатления мистера Тедди Хенфри
3. Тысяча и одна бутылка
4. Мистер Касс интервьюирует незнакомца
5. Кража со взломом в доме викария
6. Взбесившаяся мебель
7. Разоблачение незнакомца
8. Мимоходом
9. Мистер Томас Марвел
10. Мистер Марвел в Айпинге
11. В трактире «Кучер и кони»
12. Невидимка приходит в ярость
13. Мистер Марвел ходатайствует об отставке
14. В Порт-Стоу
15. Бегущий человек
16. В кабачке «Веселые крикетисты»
17. Гость доктора Кемпа
18. Невидимка спит
19. Некоторые основные принципы
20. В доме на Грейт-Портленд-стрит
21. На Оксфорд-стрит
22. В универсальном магазине
23. На Друри-Лейн
24. Неудавшийся план
25. Охота на Невидимку
26. Убийство Уикстида
27. В осажденном доме
28. Травля охотника

Основная мысль

Любой ученый прежде всего должен нести моральную и этическую ответственность за свои изобретения. Эти изобретения должны служить людям, приносить пользу, а не вред.

Чему учит

На примере своего героя, который прошел ужасный путь — от научной одержимости к безумию и жадности, автор предупреждает читателей об опасностях научного прогресса, если он не подчиняется правилам морали.

Отзыв и что понравилось

Автор показывает нам обратную сторону научных достижений. Блестящая научная мысль и талант человека не всегда приводят к хорошим последствиям.

Вывод и мое мнение

Порой ученые занимаются наукой не ради счастья всего человечества, а только ради денег, как было в этой повести. У Гриффина целью жизни стала жажда славы, а наука его интересовала только, как возможность ее получить.

Пословицы

Понравившиеся цитаты из текста

«Удивительно, как беспомощен человек, когда он один!»

«Запертую дверь всегда можно взломать, но раз дверь взломана, ее не сделаешь невзломанной.»

«Правда, невидимость позволяла многого достигнуть, но не позволяла мне пользоваться достигнутым.»

Источник

Об умении читать книги, рассказывать и писать о них,а также о помощи в этом «Человека-невидимки»

Э тот урок был задуман для того, чтобы научить ребят создавать собственное высказывание о литературном произведении, а также пополнить их лексикон новыми словами, обсудить особенности научно-фантастического и приключенческого жанра.

Учитель рассказывает о жанре рецензии, о подготовке к её написанию. Его слово может быть примерно таким.

Рецензия (лат. “пересмотр”) — это критический отзыв. Рецензии пишут на что-то: литературное произведение, научную работу, спектакль, кинофильм, концерт. Мы будем учиться писать рецензию на литературное произведение.

Латинское слово “рецензия” близко по смыслу русскому “отзыв”. В отзыве мы выражаем своё отношение к прочитанному, передаём свои впечатления о произведении; в рецензии мы не только описываем свои чувства, но и анализируем содержание книги, оцениваем художественное мастерство писателя. Это сложные задачи, требующие от рецензента (автора рецензии) и начитанности, и хорошего литературного вкуса, и знаний по теории литературы. Чем больше анализа в отзыве, тем ближе он к рецензии.

Работая над отзывом и рецензией, нужно определить тему, идею произведения, осветить проблемы, поставленные автором в книге, уметь сжато передать содержание всей книги или содержание отдельных её эпизодов, дать характеристику героям, показать особенности мастерства писателя, выразить своё отношение к прочитанному.

У рецензии есть своя логика построения. Предлагаемый вопросник поможет при её написании.

— Понравилась ли книга? Можно ли рекомендовать её для чтения?

— О чём эта книга? (Тема.)

— Каков сюжет произведения? В чём его своеобразие?

— В чём необычность композиции?

— Как описан герой? Какие чувства он вызывает?

— О какой проблеме говорится в книге?

— Какова главная мысль книги? (Идея произведения.)

— Когда, в какой обстановке вы её прочитали?

— Как оформлена книга?

А теперь начнём обсуждение книги Герберта Уэллса «Человек-невидимка» по этим вопросам, записывая ответы в тетрадь. (Важно подобрать для рецензии такое произведение, которое увлечёт всех. Мой выбор пал на роман Уэллса.)

Какую рецензию будем писать (положительную или отрицательную)? Всем понравилась книга? Или кто-то остался равнодушным?

Но равнодушных нет. Книга, несомненно, увлекательна и трудно представить человека, который отложит её в сторону, прочитав первые страницы. (Здесь можно привести суждение Юрия Олеши из его книги «Прощание с жизнью»; издательское название — «Ни дня без строчки».)

О чём эта книга, какова её тема?

О необычной судьбе талантливого учёного-физика, сумевшего сделать себя невидимым.

— В рецензии целесообразно передать сюжет произведения. Вспомним, как в захолустном Айпинге появился таинственный незнакомец.

(Следует краткий пересказ сюжета — выступление ученика.)

— Какие определения вы подобрали бы для того, чтобы охарактеризовать этот сюжет? Увлекает ли вас он вас? Чем интересен?

Подберём и запишем эпитеты к слову “сюжет”: увлекательный, острый (вызывающий острые ощущения), напряжённый, фантастичный, оригинальный, интересный.

В пёстром мире приключенческой литературы царят свои законы. Один из них — стремительно развивающееся действие, сюжет должен быть острым, чтобы держать читателя в напряжении. Уэллс писал об этой особенности научно-фантастического жанра: “Когда человек бежит от тигра, он не будет останавливаться, чтобы нарвать ромашек, растущих у тропинки, по которой он бежит; и вряд ли у него достанет времени любоваться бархатным мхом на стволе дерева, куда он, спасаясь от преследования, погони, взбирается. Вот так же стремительно должен развиваться сюжет в приключениях”.

— Каким приёмом пользуется автор научно-фантастических и приключенческих произведений, чтобы вызвать у нас острое любопытство? Что вы можете сказать о композиции произведения?

Уэллс нарушает порядок в изложении событий, чтобы заинтересовать нас. Всё начинается с тайны, загадки. Вспомним похожие примеры: «Человек-амфибия» А.Р. Беляева, «Гиперболоид инженера Гарина» А.Н. Толстого.

— Загадочен и мрачен уэллсовский герой. Кратко опишите его, используя назывные предложения.

Перекрещенные бинты на лице. Розовый картонный нос. Синие очки-консервы. Фетровая шляпа с широкими полями. Плащ, закутывающий героя с головы до пят. Перед нами фальшивый облик героя, маска, за которой скрывается преступник.

— Какие выразительные детали дополняют портрет героя?

Яростные жесты, стремительная походка, раздражённый голос. С помощью лаконичного (скупого, но выразительного) портрета автор рисует внешний облик героя, окружает его мрачным ореолом.

— Как можно охарактеризовать внешность невидимки?

Жуткая, фальшивая, страшная, поразительная, отвратительная, дьявольская. Портрет у Уэллса — “говорящий”, если мы заглянем в душу Гриффина, нам станет гадко и отвратительно. Описание тонких душевных движений — психологизм (ср. психея — греч. “душа”) не свойственен писателям-фантастам. Однако Уэллс не только фантаст, но и тонкий психолог. С его помощью мы начинаем понимать, почему талантливый учёный стал преступником.

(Ученик рассказывает краткую историю падения Гриффина.)

Мы понимаем: страсть к исследованиям отгородила Гриффина от людей вместо того, чтобы соединить с ними. Из живого мира он переместился в пустыню. Аппараты заменили ему людей. Постепенно он дичает от одиночества, которое становится нормой его жизни, он перестаёт испытывать обычные человеческие чувства. Человечность ему кажется слабостью.

Если вбить клин между умом и сердцем, то разум очерствеет, а сердце остынет. И недозволенное станет дозволенным.

— О чём мечтает Гриффин?

О царстве террора, о том времени, когда он будет диктатором и весь мир будет лежать у его ног.

— Можно ли одного Гриффина обвинить в его преступлениях?

Обратите внимание, в каком обществе живёт Гриффин. Здесь царят волчьи законы, сильный поедает слабого. При первой же возможности тебя сомнут, растопчут, ограбят. Гриффин знал, что его никто не поддержит, а если кто и заинтересуется его исследованиями, то только в корыстных целях. Гриффин испуган миром, в котором живёт, и, чтобы избавиться от страха, мечтает о временах, когда сам будет внушать ужас. Он совершает отвратительное преступление ещё до того, как кто-то успел совершить преступление против него.

Гриффин знает, что мир жесток, — и желает противопоставить ему ещё большую жестокость, он знает, что живёт среди волков, — и хочет быть самым крупным волком. Но, приняв волчью мораль, трудно сохранить человеческую душу.

— Как по-вашему, был бы Гриффин счастлив, если бы достиг мирового господства?

Человек только тогда счастлив по-настоящему, когда творит добро для других.

— Почему погиб человек-невидимка?

Он погиб до того, как его забили насмерть на городской окраине. Он погиб, потому что не сумел подняться до высокого служения людям. А только оно определяло — остаться ему человеком или нет.

— Жаль ли вам этого человека?

Обидно за незаурядную личность.

— Какую же проблему ставит Уэллс в своей книге? Важна ли она?

Уэллс не желает скрывать опасности, таящиеся в научно-техническом прогрессе. Наука может приносить человеку не только великие блага (электричество, радио, телевидение, лекарства от смертельных болезней), но и быть обращённой во зло людям (например, помогать создавать оружие).

Создание собственно рецензии (с опорой на записи в тетради) мы предлагаем в качестве домашнего задания. В классе можно оформить стенд, на котором вывесить ученические работы.

Несколько суждений в дополнение к уроку Е.Ю. Алексеевой.

Обучать школьников составлению личностно окрашенного высказывания о литературном произведении, вне всякого сомнения, надо — и Е.Ю. Алексеева предлагает для такой работы интересный, незаезженный материал.

Однако вряд ли стоит называть это работой над рецензией. Настоящая рецензия пишется на произведение искусства, которое ещё только входит в обиход: о нём не сложилось мнения, и весь интерес рецензии как раз и состоит в остро-субъективной оценке явления. Нам хочется видеть взгляд рецензента — этот взгляд отбирает и группирует факты, окрашивает их эмоционально. Рецензент обязан сообщить свою точку зрения на произведение, чтобы активно влиять на возникновение точки зрения в другом человеке. В работе же над книгой Уэллса, уже давно прочно и спокойно занявшей свое место в подростковом круге чтения, превалирует анализ, а оценка высказывается поскольку-постольку, робко и как бы необязательно. Вряд ли в итоге у учеников получится именно рецензия. Может быть, отказаться в данном случае от этого термина — и всё встанет на свои места?

Источник

Человек-невидимка

Человек невидимка чему учит. volume mid. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-volume mid. картинка Человек невидимка чему учит. картинка volume mid.

Человек невидимка чему учит. 126587 gerbert uells chelovek nevidimka. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-126587 gerbert uells chelovek nevidimka. картинка Человек невидимка чему учит. картинка 126587 gerbert uells chelovek nevidimka.

Человек невидимка чему учит. 8339452 gerbert uells chelovek nevidimka 8339452. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-8339452 gerbert uells chelovek nevidimka 8339452. картинка Человек невидимка чему учит. картинка 8339452 gerbert uells chelovek nevidimka 8339452.

Человек невидимка чему учит. label. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-label. картинка Человек невидимка чему учит. картинка label.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Человек невидимка чему учит. z. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-z. картинка Человек невидимка чему учит. картинка z.

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

Отзывы 17

Человек невидимка чему учит. 184314444 40. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-184314444 40. картинка Человек невидимка чему учит. картинка 184314444 40.

Очень глубокое произведение

Автор хорошо раскрывает характер героя – тщеславие, из-за которого молодой бедный ученый так спешил проверить на себе действие сыворотки, заставляющей физическое тело стать прозрачным; вспыльчивость героя, из-за которой у истории печальный конец.

Автор описывает все так детально, что представляешь себе все происходящее как будто видишь перед собой, но при этом нет скучных и ненужных подробностей.

Казалось бы, произведение написано так, что героя стоило бы осуждать за его поступки, за горячность, грубость, воровство, нападения на людей. Но я не могла не проникнуться симпатией к этому гению, никем не понятому и попавшему в трудное положение, бесконечно одинокому, и несомненно талантливому.

Интересна сопуствующая истории тематика: каково это, быть невидимым? Вседозволенность и всевластие, возможность захватить мир (или отдельный городок)? Или же неудобство, невозможность жить как все, когда ты не можешь поесть, чтобы не быть разоблаченным, или вынужден ходить без одежды в мороз? У медали две стороны, и то, о чем человек мечтает, строя грандиозные планы, не всегда может быть воплощено в жизнь.

Человек невидимка чему учит. 184314444 40. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-184314444 40. картинка Человек невидимка чему учит. картинка 184314444 40.

Автор хорошо раскрывает характер героя – тщеславие, из-за которого молодой бедный ученый так спешил проверить на себе действие сыворотки, заставляющей физическое тело стать прозрачным; вспыльчивость героя, из-за которой у истории печальный конец.

Автор описывает все так детально, что представляешь себе все происходящее как будто видишь перед собой, но при этом нет скучных и ненужных подробностей.

Казалось бы, произведение написано так, что героя стоило бы осуждать за его поступки, за горячность, грубость, воровство, нападения на людей. Но я не могла не проникнуться симпатией к этому гению, никем не понятому и попавшему в трудное положение, бесконечно одинокому, и несомненно талантливому.

Интересна сопуствующая истории тематика: каково это, быть невидимым? Вседозволенность и всевластие, возможность захватить мир (или отдельный городок)? Или же неудобство, невозможность жить как все, когда ты не можешь поесть, чтобы не быть разоблаченным, или вынужден ходить без одежды в мороз? У медали две стороны, и то, о чем человек мечтает, строя грандиозные планы, не всегда может быть воплощено в жизнь.

Интересно было читать в детстве и перечитать с удовольствием сейчас,

даже без философских углублений в такую неоднозначную личность героя и размышлений об ответственности ученого за свои открытия и его месте в обществе.

Хотя это безусловно важно и описано увлекательно (спасибо переводчику).

Еще очень понравились живые зарисовки викторианской Англии, Лондона и провинции.

Детали разговоров, описание бытовых мелочей, все, если можно так выразиться, вкусно..

Можно перечитать еще не раз.

Интересно было читать в детстве и перечитать с удовольствием сейчас,

даже без философских углублений в такую неоднозначную личность героя и размышлений об ответственности ученого за свои открытия и его месте в обществе.

Хотя это безусловно важно и описано увлекательно (спасибо переводчику).

Еще очень понравились живые зарисовки викторианской Англии, Лондона и провинции.

Детали разговоров, описание бытовых мелочей, все, если можно так выразиться, вкусно..

Можно перечитать еще не раз.

Человек невидимка чему учит. 525248651 40. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-525248651 40. картинка Человек невидимка чему учит. картинка 525248651 40.

Человек невидимка чему учит. 525248651 40. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-525248651 40. картинка Человек невидимка чему учит. картинка 525248651 40.

Человек невидимка чему учит. 350126193 40. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-350126193 40. картинка Человек невидимка чему учит. картинка 350126193 40.

Отличная книга!прочитал залпом.После книги остаётся великолепное послевкусие как от дорогого виски) стоит прочитать если ты любишь фантастику!

Человек невидимка чему учит. 350126193 40. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-350126193 40. картинка Человек невидимка чему учит. картинка 350126193 40.

Отличная книга!прочитал залпом.После книги остаётся великолепное послевкусие как от дорогого виски) стоит прочитать если ты любишь фантастику!

Автор великолепно составил собирательный образ невидимки, который, возможно прямо сейчас за вашей спиной стоит и наблюдает… Это занимательное произведение, читающаяся на одном дыхании

Автор великолепно составил собирательный образ невидимки, который, возможно прямо сейчас за вашей спиной стоит и наблюдает… Это занимательное произведение, читающаяся на одном дыхании

Человек невидимка чему учит. 367037075 40. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-367037075 40. картинка Человек невидимка чему учит. картинка 367037075 40.

Человек невидимка чему учит. 367037075 40. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-367037075 40. картинка Человек невидимка чему учит. картинка 367037075 40.

Человек невидимка чему учит. 18689145 40. Человек невидимка чему учит фото. Человек невидимка чему учит-18689145 40. картинка Человек невидимка чему учит. картинка 18689145 40.

Грамотное планирование! Вот чего катастрофически не хватало главному герою романа «Человек-неведимка» Герберта Уэллса. Если бы перед активными действиями этот молодой учёный все как следует продумал, то кто знает, может быть все сложилось бы по-другому. Но, давайте по порядку.

Итак, юноша Гриффин, в поисках себя и предназначения, доведённый до отчаяния своей исступленной идеей достичь чего-то значимого и заявить о себе на поколения вперёд, создаёт уникальное средство, делающее человека невидимым.

Не успев насладиться своим научным триумфом, Гриффин вынужден испытать своё средство на себе и пуститься в бега. Надежда покорить мир своим изобретением тает и исчезает перед ним в воздухе, как таяло его тело под действием препарата. Отныне Гриффин – неведимка, боящийся обнаружения и запертый в своём незавидном положении.

Но если бы он спланировал все заранее! Эх, если бы Гриффин сделал все по уму! Признаюсь, невольно я строил собственные планы и «примерял на себя» возможность оказаться невидимым. Подобное изобретение могло бы перевернуть весь мир! А вместо этого оно лишь перевернуло мозги в черепной коробке главного героя и превратило ученого в убийцу и террориста.

Однако, даже не смотря на свою безвременную кончину, Гриффину все же удалось оставить заметный след в человеческой истории, пусть даже и невидимой ногой. Ведь теперь вся Англия судачит об удивительном невидимом человеке, а ученые по всему миру до сих пор пытаются разгадать его секрет.

Так что, в конце концов, Гриффин добился своего. Худой, заросший невидимой бородой, действующий по наитию и обстоятельствам, он смог навсегда запомниться людям и стать настоящим злым гением! А заодно открыть дорогу многим другим ученым, которым не доставало смелости довести свои опыты до логического финала.

И теперь, после Гриффина, каждый уважающий себя злой гений или маньяк-убийца всегда имеет при себе чёткий план действий. Пример Гриффина показал, что ключ к успеху любого мероприятия, даже преступного, держится на грамотном планировании и верном расчете. Но, и стать таким же невидимым, как в свое время Гриффин, думаю, никто бы из них не отказался.

Источник

3. 053. Герберт Джордж Уэллс, Человек-невидимка

3.053. Герберт Джордж Уэллс, «Человек-невидимка»

Герберт Джордж Уэллс
(1866—1946)

Английский писатель и общественный деятель, доктор биологии Герберт Джордж Уэллс (1866—1946) вошел в историю мировой литературы как автор научно-фантастических романов («Машина времени», «Остров доктора Моро», «Война миров» и др.).

Не менее известен он и как мастер социальной сатиры в ряде социально-бытовых и утопических романов («Тоне-Бенге», «Люди как боги» и др.).

Оставив человечеству сто томов прозы, философских, исторических и социологических работ, социально-политических прогнозов, статей о вооружении и национализме, детских книг и книгу памятную для нас — «Россия во мгле», Уэллс для миллионов читателей во всем мире является, прежде всего, автором шедевра — романа «The Invisible Man» — «Человек-невидимка» (1897).

К написанию этого романа молодого преподавателя биологии привело его увлечение журналистикой. Редактор еженедельника «Полл Молл газетт» Л. Хинд попросил его написать цикл рассказов о современной науке. Уэллс написал рассказ «Похищенная бацилла» и статью о путешествиях во времени, и, повторив судьбу Ж. Верна, вошел в литературу. Потом сам собой написался рассказ «Аргонавты Хроноса», стал писаться роман, в который вошло все, что волновало писателя. Отбросив несколько сюжетных линий, Уэллс создал свой первый научно-фантастический роман «Машина времени». Отброшенные куски он использовал в «Человеке-невидимке».

«Гротескный» роман увидел свет в 1897 г. Он возник не на пустом месте. В конце XIX в. Европа сошла с ума от идей Ф. Ницше и вытянутого из его «Заратустры» «сверхнравственного» «сверхчеловека». Власть имущим и при этой власти всласть прихлебавшим интеллектуалам-«творцам» была на руку идея сверхчеловека, имеющего право повелевать и уничтожать «тварь дрожащую».

Именно эту идею Уэллс разоблачил в образе невидимки, который после своей смерти стал видимым, т.е. точно таким, как все. Невидимка изначально был обречен автором на гибель. Уэллс, очень чуткий к научным изысканиям и техническому прогрессу вообще, первым из писателей уловил исходящую от них угрозу человечеству и указал на возмездие «изобретателям» еще при их жизни. Главным его посылом было: в настоящем важнее всего то, какое будущее оно готовит. При этом сам он поставил современному обществу мрачный диагноз.

«Незнакомец появился в начале февраля. В тот морозный день бушевали ветер и вьюга — последняя вьюга в этом году; однако он пришел с железнодорожной станции Брэмблхерст пешком». Так в захолустный Айпинг, которого нет на карте мира, пришел некто, похожий на пугало, а в мир всемирной литературы вошел «человек-невидимка» Гриффин.

Этот уникальный герой, которого другие персонажи романа увидели впервые только после его смерти, помог читателям увидеть язвы общества, в котором они живут. В Айпинг Невидимка вошел, чтобы довести до конца научные исследования и скрыть от общества свои «невидимые миру слезы» (sic!). На мировоззренческом уровне его явление несло с собой вопрос: есть ли в жизни место сверхчеловеку?

Поселившись в трактире «Кучер и кони», Гриффин заставил свою комнату бутылками с химикатами, пробирками, приборами и занялся химическими опытами. Все это вызвало у хозяев и посетителей трактира неудовольствие и подозрения.

Когда в соседнем доме ночью случилась кража, а наутро у постояльца нашлись деньги, обыватели заинтересовались, откуда они у него. Загнанный в угол, Гриффин в бешенстве сорвал с себя бинты, скинул одежду и натурально исчез. В общей свалке ему удалось бежать.

Встретив бродягу Марвела, Невидимка принудил его служить себе: передал ему на хранение выкраденные из трактира свои дневники и деньги. Однако до смерти напуганный бродяга решил скрыться от хозяина; тот стал преследовать его, был ранен и вынужден был сам искать укрытия в особняке, где встретил доктора Кемпа, учившегося вместе с ним в одном университете.

Кемп приютил незваного гостя, и тот рассказал ему о сути своего изобретения и о своих злоключениях. Потратив все средства на опыты, Гриффин ограбил родного отца. Деньги были чужие, и отец застрелился.

Став невидимым, Гриффин оставил за собой цепь несчастий и преступлений: сжег дом, где проводил опыты, ограбил лавочника и обрек его, связанного, на голодную смерть…

Взбешенный своими неудачами и столкновениями с обывателями, Невидимка вознамерился установить царство террора, сначала в пределах одного города, а потом и «в мировом масштабе».

Сделать из Кемпа своего помощника Гриффину не удалось, хотя тот и обронил фразу о том, что при миллионе помощников установить царство террора несложно. (Недаром позднее он предпринял поиски дневников Гриффина.) Доктор умудрился сообщить о своем госте в полицию, но захватить того не удалось.

На Невидимку устроили охоту как на дикого зверя. Затравленный беглец ответил немедленно и жестоко. Его первой жертвой стал мирный прохожий. Много бед еще совершил бы сошедший с ума ученый, но во время попытки покарать Кемпа он был убит землекопами.

«Тело накрыли простыней… и перенесли в дом. Там на жалкой постели, в убогой, полутемной комнате, среди невежественной, возбужденной толпы, избитый и израненный, преданный и безжалостно затравленный, окончил свой странный и страшный жизненный путь Гриффин, первый из людей сумевший стать невидимым. Гриффин — гениальный физик, равного которому еще не видел свет».

Спустя много лет хозяин трактира «Человек-невидимка», бывший бродяга Марвел все свое свободное время проводил в изучении записей Гриффина, тщетно пытаясь постичь секрет несостоявшегося «сверхчеловека».

Поначалу критики «Человека-невидимку» не приняли. После предыдущего романа Уэллса «Машина времени», где писатель заявил людям об относительности времени, за что был назван гением, они не увидели в бытовом сюжете ни новых мыслей, ни художественных достоинств.

Сама по себе идея казалась банальной. В мифологии и фольклоре любой страны полно невидимок: стоит им съесть или выпить что-то, или надеть шапку, плащ, сандалии, как они тут же становятся невидимыми. У них, правда, более комфортные условия существования: им не надо, как герою Уэллса, прятаться от обывателей и мыкаться по зимним улицам обнаженным, страдая от холода и голода, от озлобления и простуды.

Критики-физики утверждали, что невидимка был обречен на слепоту, в нем были бы видны отмершие клетки организма, кислоты, шлаки, электрические вспышки в головном мозге и пр.

Критики-филологи проводили параллели со сказочными персонажами; отмечали, что Уэллс развил в своем романе тему метаморфоз, описанных Р. Стивенсоном в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда»; вспоминали 40-летней давности рассказ американского писателя Ф.-Дж. О’Брайана «Кем оно было?» о некоем невидимом существе.

У критиков тема заимствований стара как мир. Но если учесть, что «Ромео и Джульетту» писали и до Шекспира, а «Фауста» до Гёте, а написали их все-таки У. Шекспир и И.В. Гете, то и «Человека-невидимку», уникального в своей неповторимости, создали не предшественники, а Г. Уэллс.

Однако критики критиками, а читатели читателями. Не прошло и года, как критики вынуждены были прислушаться к восторженному мнению публики и коллег Уэллса по цеху (Дж. Конрад, например, назвал его «реалистом фантастики», а Г. Джеймс восхищался тем, что он обладал «чарами» — даром завораживать читателей) и начать восторгаться подобно неискушенной в дискурсе публике.

«У Герберта Уэллса увидеть — значит поверить, но здесь мы верим даже в невидимое», — заметил один из них. С этого времени Уэллс завоевал звание «писателя, умеющего мыслить».

В 29 лет он стал классиком — и в первую очередь именно за «Человека-невидимку». Писатель, как никто другой умевший сочетать в своем творчестве безупречную логику и яркую фантазию, нравился всем — и «физикам» и «лирикам». По словам автора знаменитой антиутопии «Мы» Е. Замятина, «мифы Уэллса логичны, как математические уравнения».

После Уэллса тема невидимки превратилась в дойную корову фантастов, даже великих (Дж. Честертон, престарелый Ж. Верн, Х. Гернсбек, Р. Бредбери). Однако же скажи сегодня: — Невидимка… — и тут же добавят: — Уэллса.

На русский язык роман перевел Д. Вайс.

«Человек-невидимка» неоднократно был экранизирован за рубежом. В СССР одноименный фильм снял в 1984 г. режиссер А. Захаров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *