зачем нужна трудовая инспекция
Зачем нужна трудовая инспекция
ТК РФ Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 356 ТК РФ
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;
(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)
принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;
(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)
иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Всегда ли права государственная трудовая инспекция?
Государственная инспекция труда (ГИТ) всегда стоит на страже охраны норм трудового законодательства и строго следит за соблюдением положений трудового кодекса. Несмотря на то, что на сайте этого контролирующего органа выложен план проверок ГИТ, кадровиков беспокоят визиты ее представителей. Но даже если инспектор сделал выводы, с которыми вы не согласны, есть возможность оспорить постановление ГИТ в суде.
1. Инспектор ГИТ выдал предписание, в соответствии с которым работодателю необходимо устранить нарушение трудовых прав, допущенное в отношении работника. В частности:
Впоследствии в ходе проверки ГИТ было установлено, что данное предписание работодатель в установленный срок не выполнил. В связи с этим был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Мировой судья признал работодателя виновным в совершении этого правонарушения.
Однако Верховный суд РФ, как следует из постановления от 04.07.2014 № 34-АД14-3, пришел к другому выводу. Разногласия, возникшие между работодателем и работником в связи с увольнением, подлежат рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом. И хотя на ГИТ возложены функции государственного надзора по соблюдению трудового законодательства, однако полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров ГИТ не наделена.
Кроме того, индивидуальный трудовой спор ранее был рассмотрен судом, которым исковые требования работника о восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда были частично удовлетворены.
При таких обстоятельствах предписание ГИТ считается незаконным, так как вынесено по вопросам, не относящимся к ее компетенции.
Программа «Контур-Персонал» позволяет сформировать приказ об отмене ранее утвержденного приказа.
2. Отсутствие в трудовом договоре положений, указанных в ст. 57 ТК РФ, — основание для привлечения работодателя к административной ответственности.
ГИТ признала работодателя виновным в совершении административного правонарушения и подвергла его административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Верховный суд РФ при проверке принятых по делу решений судов о признании вынесенного постановления ГИТ законным сделал вывод (постановление от 15.05.2014 № 3-АД14-1), что договор, заключенный между работодателем и работником, в нарушение ст. 57 ТК РФ не содержит идентификационного номера налогоплательщика работодателя. Кроме того, в договоре предусмотрено, что заработная плата выплачивается не позднее 15 числа каждого месяца, а это не соответствует требованиям ст. 136 ТК РФ. Таким образом, Верховный суд РФ оставил решение ГИТ без изменения.
Программа «Контур-Персонал» содержит различные формы приказов, трудового договора и дополнительных соглашений.
3. Поступление в Федеральную инспекцию труда обращения или заявления лица о нарушении работодателем его трудовых прав — одно из оснований для проведения внеплановой проверки работодателя.
В связи с поступившим в ГИТ обращением работника о нарушении его трудовых прав, в адрес работодателя заказным письмом с уведомлением был направлен мотивированный приказ о проведении документарной проверки с приведением перечня необходимых для этого документов.
Однако юридическое лицо не направило в десятидневный срок указанные в запросе ГИТ документы. По этой причине работодатель был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ на основании постановления ГИТ.
При рассмотрении дела Верховный суд РФ указал (постановление от 05.02.2014 № 18-АД13-41), что, поскольку предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, орган государственного контроля (надзора) наделен правомочием направить в его адрес мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. Таким образом, привлечение работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, обосновано.
4. Выявленные в рамках одной проверки ГИТ сразу несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы правонарушения.
В ходе проверки ГИТ было выявлено несколько нарушений трудового законодательства:
Постановлением инспектора труда ГИТ работодатель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что все эти деяния образуют один состав административного правонарушения. Однако в ходе надзорного производства (постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 г. № 60-АД14-16) данные выводы были признаны ошибочными, основанными на неверном толковании положений КоАП РФ. Таким образом, каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде, в том числе нарушение ст. 193 ТК РФ при применении дисциплинарного взыскания к работнику, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Программа «Контур-Персонал» заранее предупреждает о наступлении отпуска в соответствии с графиком отпусков, что позволяет вовремя подготовить приказ об отпуске и ознакомить с ним работника.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Нарушения работодателей, которые не прощает трудовая инспекция
С 1 июля 2018 года все плановые проверки ГИТ проходят с применением проверочных листов. Если вы увидели свою компанию в плане проверок на очередной год, то сразу начинайте к ней готовиться. Но большая часть проверок — внеплановые. И для их проведения есть свои специфические основания.
Каждая компания должна знать о том, что существуют плановые и внеплановые проверки. Их главное отличие — в основаниях. Для плановой проверки таким основанием является план, который согласуется с прокуратурой и ежегодно публикуется на сайте ГИТ соответствующего субъекта.
Плановая проверка должна ограничиваться вопросами из проверочных листов. Начинается проверка с распоряжения о проверке, в котором указано, кого к вам направляют, и вы можете сравнить написанное с удостоверением, которое предъявляется уже на месте. В распоряжении также указываются номера проверочных листов.
Более подробно вы можете ознакомиться:
Если вас интересуют проверки не только инспекции по труду, но и МВД, Роспотребнадзора, то лучше смотреть сразу сводный план проверок на сайте Генпрокуратуры.
Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев
О чем вам обязательно нужно знать:
Задача бизнеса — проводить профилактические мероприятия в плане соблюдения законодательства, чтобы не попасть в категорию работодателей с высоким и значительным риском.
Если деятельность компании или ИП отнесли к категории низкого риска, то плановые проверки у них не проводятся.
Но работодатель может повлиять на то, к какой категории риска его отнесут — все зависит от того, какого рода нарушения у него выявляются в ходе проверки.
Основания для внеплановых проверок ГИТ
Большая часть проверок — это все же внеплановые проверки. И на их проведение есть разные основания — все они перечислены в ст. 360 ТК РФ.
Как правило, информация, которая служит основанием для внеплановых проверок, поступает не только от работников, чьи права нарушаются. На компанию или ИП могут жаловаться другие инспекционные органы — например, ФНС. Вопросы могут вызвать нулевые значения по спецоценке. ФНС с этой информацией сделать ничего не может, но зато она вправе передать ее ГИТ. В свою очередь Пенсионный фонд обязан сигнализировать ГИТ о нарушениях в передаче сведений о трудовой деятельности.
Конечно, работодателю важно не только узнать о самой внеплановой проверке, но и понять, что послужило основанием для ее проведения.
О проведении внеплановой выездной проверки трудовая инспекция обязана уведомить работодателя заранее. И сделать это она должна любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала. Но также есть региональные сайты ГИТ, где в начале месяца публикуется информация о старте проверок. Поэтому полезно периодически мониторить такие ресурсы.
Есть только несколько оснований для проведения внеплановой проверки без уведомления:
Основание № 1. Известно, что в результате деятельности работодателя причинен или причиняется вред жизни или здоровью граждан (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Чем интересен новый регламент Роструда
В 2019 году появился новый административный регламент Роструда от 13.06.2019 № 160, в котором объясняется, что означает вред жизни и здоровью в понимании ГИТ.
Ранее под этим понимали исключительно нарушение правил охраны труда. Но впервые в п. 91 Приказа Роструда РФ от 13.06.2019 № 160 прописано, что это понятие включает:
Основание № 2. Зявление сотрудника о нарушении его трудовых прав или иная информация, свидетельствующая о серьезных нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).
Какие нарушения допускают работодатели
Остановимся на наиболее распространенных нарушениях, которые не останутся без внимания инспекторов.
1. Вы не соблюдаете перечень документов, которые требуются при приеме на работу.
Перечень документов, обязательных для приема на работу, обозначен в ст. 65 ТК РФ. Работодатели часто совершают большую ошибку, когда оформляют на работу человека еще до того, как он предоставляет весь комплект необходимых документов.
В результате возникают два серьезных риска:
Работать с такими рисками нужно только на предупреждение.
Чтобы не допускать нарушений при приеме на работу, нужно в правилах внутреннего трудового распорядка компании обратить внимание на раздел «Прием на работу». Важно, чтобы в перечне документов, которые вы запрашиваете у соискателя, не оказалось тех, которые не предусмотрены законодательством. Так, например, нельзя просить ИНН работника, свидетельство о рождении ребенка.
2. Вы забываете о том, что работника нужно ознакомить с локальными нормативными актами.
В данном случае речь идет о локальных нормативных актах, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. С ними, согласно ч. 3 ст. 68 ТК РФ, сотрудник должен ознакомиться до подписания трудового договора.
Электронный формат ознакомления пока предусмотрен только для дистанционных работников. С 5 мая 2020 года такой формат также могут применять компании, которые участвуют в пилотном проекте по внедрению электронного кадрового документооборота. Все остальные работодатели должны знакомить сотрудников с документами под роспись.
Реализовать это требование можно разными способами. Наиболее приемлемый — с помощью листов ознакомлений под текстом локального нормативного акта.
Евгения Конюхова, эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства, советует в начале листов ознакомлений предусмотреть такую преамбулу: «До подписания трудового договора с ознакомлен. ФИО, дата, подпись».
Возможен и другой вариант ознакомления — когда работник ставит роспись в отдельном листе ознакомлений в журналах ознакомлений.
Некоторые работодатели предпочитают брать заявление от работников, в нем перечисляются все акты, с которыми он ознакомился.
Электронные трудовые книжки, штатное расписание, учет личных дел сотрудников, кадровая отчетность, списочная и среднесписочная численность и другие возможности в одной программе.
3. Вы не прописываете в договоре трудовую функцию.
Инспекторы часто просят, чтобы в трудовом договоре была указана не просто должность, профессия, специальность, но и конкретный вид поручаемой работы.
Есть два варианта, как это можно сделать:
4. Вы неправильно прописываете в трудовом договоре оплату труда.
Если в компании безналичный способ выплаты заработной платы, то об этом обязательно нужно упомянуть в трудовом договоре. При этом важно упомянуть о том, что выплаты осуществляются в кредитную организацию, указанную в заявлении работника. А вот привязку к зарплатному проекту в трудовом договоре лучше не делать.
В трудовом договоре важно сделать акцент на то, что деньги переводятся в ту кредитную организацию, которая указана в заявлении работника. Это необходимо для соблюдения ст. 136 ТК РФ, которая запрещает «зарплатное рабство». Ведь с недавних пор компанию могут оштрафовать за то, что она отнимают у работника право выбрать другую кредитную организацию для перевода зарплаты.
5. В документах вы не вносите ясность в вопрос о тарифных ставках, размерах окладов.
Если для работников предусмотрены надбавки, то они прежде всего должны быть хорошо прописаны в локальных нормативных актах, как того требует ст. 135 ТК РФ.
В трудовом договоре достаточно обозначить название этих выплат: премия по итогам работ, доплата за работу в ночное время и т.д.
6. Вы используете один шаблон документов для всех сотрудников, забывая об особенных категориях.
В частности, есть такие категории работников, как водитель, экспедиторы, курьеры, у которых разъездной характер работы. Эту деталь часто забывают указывать в документах.
7. Вы забываете о том, что содержание приказа должно соответствовать условиям трудового договора.
Часто в ст. 65 ТК РФ работодатели игнорируют два важных требования:
8. Вы не затрагиваете вопрос индексации заработной платы.
Коммерческие организации производят индексацию зарплаты в порядке, установленном локальным нормативным актом, соглашением, коллективным договором.
Однако соглашения, коллективного договора может не быть. При этом должен быть любой локальный нормативный акт (например, правила внутреннего трудового распорядка, положение по индексации и т.д.). В этом акте вам нужно самостоятельно ответить на ряд вопросов: какова периодичность индексации в вашей компании, какой размер индексации, какая часть заработной платы будет индексироваться.
9. Вы путаетесь в сроках выплаты заработной платы.
Прежде всего вы должны установить сроки выплаты. Конкретная дата выплаты зарплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
10. Вы перечисляете зарплату не в те дни, в которые нужно.
Если у вас безналичный способ выплаты, деньги нужно перечислять строго в те дни, которые указаны как дни выплаты зарплаты. Исключение, согласно ст. 136 ТК РФ, может быть только одно — когда день выплат совпадает с выходным или праздничным нерабочим днем. Тогда выплаты производятся накануне этого дня.
Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Еще один повод для внезапной проверки бизнеса с пользой для людей
Проверка будет не просто внеплановой, но еще и внезапной. Плюс штраф на десятки тысяч рублей. Зато работникам будет проще защитить свои права и получить больше гарантий.
Трудовая инспекция будет проверять и штрафовать предпринимателей, которые не оформляют работников по ТК
Федеральный закон № 520-ФЗ. Подписан 31.12.2017.
Вступил в силу 11.01.2018
Раньше проверки проводили только при угрозе жизни и здоровью оформленных работников или по их личным заявлениям. Теперь будут проверять и за нарушение прав неоформленных работников. Даже если по документам они ИП или подрядчики. Пожаловаться может кто угодно.
Это может создать проблемы бизнесу, но защитит работников. Фирмам будет сложнее заставить постоянного сотрудника работать как ИП или вообще никак его не оформлять. Для людей это больше прав, гарантий, социальных выплат и белых зарплат.
Как было раньше?
Но не всегда можно проверять без предупреждения и сразу после чьей-то жалобы. Обычно даже при внеплановой проверке работодателя нужно предупредить за сутки. А еще согласовать проверку с прокуратурой. Не просто известить ее, а именно согласовать — то есть получить одобрение. Прокуратура может его и не дать, если решит, что нет оснований.
Вот какие поводы для внезапных внеплановых проверок были раньше:
Например, сразу после обращения можно было прийти с проверкой, если фирма не соблюдает правила охраны труда и подвергает риску сотрудников. На какой-то стройке людям не выдают спецодежду и не проводят инструктаж — повод для внезапной проверки. Или из СМИ стало известно, что на заводе три месяца не платят зарплату. Работники боятся жаловаться, а журналисты написали — и трудовая инспекция поехала проверять сразу и без предупреждения.
Что изменилось?
Стало больше поводов для таких проверок. Трудовая инспекция может прийти, даже если кто угодно пожалуется или расскажет, что вот эта компания или ИП не заключает с работниками трудовые договоры.
Пока люди жаловались, а трудовая инспекция согласовывала проверку с прокуратурой, у фирмы было время подготовиться. Прокуратура могла и не найти оснований для проверки: кошмарить бизнес сейчас немодно.
Разве проверка не должна быть по графику?
По графику проводят только плановые проверки. А внеплановые — когда угодно. Это изменение касается именно внеплановых проверок.
Неужели о проверке не предупредят? Должны ведь по закону.
Обычно да, но не в этом случае. В трудовом кодексе есть прямой запрет на предупреждение работодателей о такой проверке. При подозрении на маскировку трудовых отношений под работу с ИП или подрядчиками проверку начнут сразу, не по графику и без предупреждения.
Вот вы работаете: продаете ламинат, продвигаете сайты, занимаетесь грузоперевозками или шьете шторы. А тут на пороге инспекторы. Они имеют право пройти в офис и делать все, что им нужно по закону.
Вы могли прочитать статьи про то, как себя вести в таких случаях. И сейчас вы смелы и уверены, что найдете ошибки в документах, не пустите инспекторов или решите ждать адвоката. Но на деле все будет по-другому. Скорее всего, вы растеряетесь, а документы у инспекторов будут в порядке. Если у вас и правда есть нарушения и вы об этом знаете, иногда проще признать вину, подписать акт и пообещать все исправить.
Если хотите подстраховаться на случай внезапной проверки, заранее поищите хорошего адвоката и держите под рукой его номер.
Что будет за незаключение трудовых договоров?
Будет штраф — до 10 тысяч для ИП и до 100 тысяч для фирмы. Это штраф не по итогам проверки, а за каждый незаключенный договор. Три договора — три штрафа. Директору тоже достанется.
Кроме штрафа вынесут предписание о заключении трудовых договоров. Их придется заключить не со дня проверки, а с начала работы сотрудника. Придется начислить взносы и налоги за все время. Тут уже подключится налоговая.
Оформлять по ТК нужно только тех, с кем вы на самом деле состоите в трудовых отношениях.
Любой предприниматель или компания имеет право работать с ИП и заключать с физлицами договоры подряда даже на постоянной основе. Это не значит, что такие договоры обязательно признают трудовыми. Даже если так кому-то покажется и придет проверка, она может не найти нарушений. При условии, что вы все правильно сделаете.
Одного признака недостаточно, чтобы признать договор трудовым. Их будут рассматривать в совокупности и изучать реальные отношения, а не только документы. В трудовом кодексе презумпция трудового договора: все сомнения будут толковать в пользу сотрудника.
Если у вас на самом деле трудовые отношения с сотрудниками, оформите их как положено. Тогда внезапной проверки и штрафов вообще не будет.
Попробуйте поговорить с работодателем. Может быть, он платит вам как ИП и думает, что так удобнее. Или вы сами не поднимали вопрос по поводу трудового договора. Вдруг заказчик даже рад оформить вас по трудовому кодексу.
Если ваши права и правда нарушены, жалуйтесь в трудовую инспекцию. Но даже если фирму проверят и заставят ее заключить с вами трудовой договор, вам ведь нужно дальше как-то работать. И хотя большинство судов заканчивается в пользу работников, есть много способов законно уволить сотрудника и испортить ему репутацию. Например, за пересылку рабочих файлов на личную почту.