Бианки хитрый лис и умная уточка чему учит
Бианки Виталий сказка «Хитрый лис и умная уточка»
Читательский дневник по сказке «Хитрый лис и умная уточка» Виталия Бианки
Автор: Виталий Валентинович Бианки
Название: «Хитрый лис и умная уточка»
Главные герои: Лис, Уточка.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Лис — хоть и был умным, а не мог догадаться, как поймать уточку.
Уточка — умная и ловкая.
Обвела Лисицу вокруг носа.
Краткое содержание сказки «Хитрый лис и умная уточка»
Осенью лисица пришла на речку, чтоб полакомиться.
Но ей удалось лишь покалечить одну из уток.
Зимой лисица решила поймать ту самую утку, но птица нырнула в полынью.
Весной хищник вновь отправился на охоту, а утка улетела. У неё вылечилось крыло.
План сказки:
Основная мысль произведения «Хитрый лис и умная уточка»
Главная мысль сказки в том, что умный всегда найдёт способ выйти сухим из воды.
Основная идея произведения в том, что ум преодолеет любые преграды.
Чему учит сказка
Сказка учит быть смышлёным, находчивым, сообразительным и решительным.
С помощью этих качеств можно победить даже самого сильного врага.
Краткий отзыв по сказке «Хитрый лис и умная уточка» для читательского дневника:
Прочитав этот рассказ, я подумала, что иногда важно уметь использовать любые преимущества.
Утка не могла летать, но она пряталась в полынье и не попала на обед лисе.
Это интересная и поучительная история.
Автору удалось рассказать любопытный эпизод из жизни животных.
Мне понравилась находчивая уточка, которая сумела спастись холодной зимой, используя тёплые ключи.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что в любой ситуации есть что-то положительное.
Нужно только уметь найти его.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Кинулся он на Уточку, а Уточка — нырк от него! — и ушла под лёд.
«Ах ты. — Лис думает. — Утопилась ведь…»
Ещё читательские дневники по произведениям Виталия Бианки:
Библиотека произведений автора пополняется.
Конспект занятия приобщение детей к художественной литературе. Сказка «Хитрый Лис и умная Уточка» В. Бианки (средняя группа)
Каримова Любовь
Конспект занятия приобщение детей к художественной литературе. Сказка «Хитрый Лис и умная Уточка» В. Бианки (средняя группа)
1. Образовательная. Познакомить детей со сказкой «Хитрый Лис и умная Уточка» В. Бианки. Продолжать знакомить детей со сказкой, как с литературным жанром. Расширять словарный запас детей.
2. Развивающая. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память, воображение
3. Воспитательная. Воспитывать интерес к литературным произведениям; любовь и бережное отношение к животным и природе.
Рассматривание иллюстраций «Времена года», животных и птиц. Беседы о сезонных изменениях; повадках животных. Составление описательных рассказов по теме: «Когда это бывает?». Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Предварительная словарная работа
Полынья- незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера.
Портрет В. В. Бианки, книга, картинки, мягкая игрушка лисы.
Дети сидят полукругом.
1. Снаружи смотришь –
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
Вместились сказки старины,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай! (Библиотека)
(Ответ детей)
2. Открыть свои тайны
Не услышишь и слова. (Книга.)
(Ответ детей)
3. Легенда, преданье народное,
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают. (Сказка.)
(Ответ детей)
-Молодцы! А может, кто ни будь догадался почему загадки про библиотеку, книгу и сказку (Ответы детей)
Какие сказки вы знаете? (Ответы детей)
-Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной сказкой «Хитрый Лис и умная Уточка», написал ее Виталий Валентинович Бианки. (Показывает портрет В. Бианки)
Чтение сказки «Хитрый Лис и умная Уточка»
Воспитатель. Вы прослушали сказку, которая называется…. (Ответ детей).
-Вам понравилась эта сказка? (Ответы детей)
-О ком эта сказка? (Ответы детей).
-Почему Уточка осталась зимовать, а не полетела со своей стаей в теплые края? (Ответы детей)
-Сможете ли вы описать место, где зимовала Уточка?
-Как раненая птица спасалась от Лиса зимой? (Ответы детей)
-Правильно! А незамерзшее место на ледяной поверхности реки называется полынья. Она образуется за счет вытекающего из земли воды, которая называется ключ.
— Молодцы! Давайте немного разомнемся.
Знакомство с лесными жителями
(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)
У нас славная осанка
Мы походим на носках
Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый.
И как серый волк-волчище.
И как заинька-трусишка,
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
-Отдохнули? Вернемся к нашей сказке. Кто из вас может сказать какая лиса?
(Ответы детей)
— А если бы вы не знали, что плохого сделала лиса, смогли бы вы по ее внешнему виду понять, что она плохая? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно! Посмотрите на нашу лису. На вид лиса очень красивая и кажется хорошей, доброй, а поступки совершает плохие.
Сейчас, предлагаю поиграть. Согласны! Игра называется «Когда это бывает?». Я вам показываю картинки, а вы должны назвать в какое время года это бывает. Будьте внимательны!
-Молодцы! Можете ли вы описать, в какое время года все происходило в нашей сказке?
(Ответ детей)
-Какие сезонные изменения наблюдались? (Ответ детей)
-Смог Лис поймать Уточку весной? (Ответ детей)
— Кому вы больше сочувствуете в сказке: Лису, который остался голодным, или раненной Уточке, которая сумела спастись от хищника? (Ответы детей)
-Ребята, давайте, представим себя на месте уточки. А теперь скажите мне, вы расстроились, когда ваша семья ушла или уехала без вас? (Ответы детей)
— Что хочет показать, автор через сказку? (Ответы детей)
—«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Сказки учат нас, слушая их, а потом и читая, на всю жизнь запомнить их уроки и не попадать впросак, не попадать в те ситуации, в которых оказываются сказочные герои. Сказки хотят защитить вас, уберечь, предостеречь.
Сегодня вы хорошо поработали. Главное, мне понравилось, как вы рассуждали, какие выводы делали. Я предлагаю вам после занятия, в свободное время, нарисовать иллюстрации к сказке «Хитрый Лис и умная Уточка», поделиться впечатлениями от сказки или, если захотите, на-рисовать другую концовку сказки.
Приобщение дошкольников к художественной литературе (из опыта работы) Приобщение дошкольников к художественной литературе. С. Я. Маршак говорил: «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя».
Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) «Герои наших сказок» Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа). » Герои наших сказок». Выполнила: Воспитатель д/с № 47 Кириллова.
Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в младшей группе «Сказка о глупом мышонке» Программное содержание: Познакомить детей с новой авторской сказкой, привлечь детей к новому ее исполнению. Учить отвечать на вопросы воспитателя.
Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во II младшей группе «Сказка о глупом мышонке» Программное содержание: Познакомить детей с новой авторской сказкой, привлечь детей к новому ее исполнению. Учить отвечать на вопросы.
Методическая разработка на тему «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Приобщение детей и их родителей к художественной литературе в условиях дошкольного образовательного учреждения становится важной задачей.
Педагогическая викторина «Приобщение детей к художественной литературе ведут знатоки» Цель: Создание условий для формирования готовности начинающих педагогов к деятельности по речевому развитию детей (образовательная область.
Приобщение к художественной литературе. Планирование на неделю «Домашние животные и птицы» (группа раннего возраста) Автор: Карачарова Надежда Павлиновна. Планирование. Приобщение к художественной литературе. Группа раннего возраста Тема недели: «Домашние.
Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок и рассказов о животных» Вид проекта: исследовательски-творческий. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Цель мероприятия: ознакомление педагогов с методами и.
Хитрый лис и умная уточка: отзыв, что писать?
Небольшой рассказ Виталия Бианки рассказывает о противостоянии ума и хитрости. Уточка показана очень умной, потому что никакие попытки Лиса хитростью застать ее врасплох и съесть, не увенчались успехом. Уточка, так или иначе, но всегда спасалась от Лиса.
Мне рассказ очень понравился, потому что, в отличие, например, от басен, здесь хитрость Лиса не помогла ему одержать верх над Уточкой.
Рассказ «Хитрый лис и умная уточка» написал известный писатель Виталий Бианки.
Конечно же, образ уточки вызывает больше симпатий и сочувствия. Я сильно волновалась за уточку, когда у нее оказалось сломано крыло, я боялась, что лис съест уточку зимой, и я очень радовалась, когда уточка крикнула лису «Зря!» и улетела.
Лис в этой сказке остался ни с чем.
Мне очень нравится эта добрая история о животных, в которой рассказано о мудрой и смелой уточке.
История, рассказанная Бианки в сказке «Хитрый лис и умная уточка», с закрученным сюжетом, яркая и впечатляющая. Лис мечтал поймать и слопать Уточку, маленькую и беззащитную, и ему казалось, что сделать это будет легко.
Автор призывает нас быть внимательными и осторожными, никогда не терять надежды и смотреть в будущее. Если бы Уточка отчаялась, то наверняка бы пропала. Но она не сложила крылышки, а находила себе пропитание и избегала опасностей, а потому смогла дожить до весны.
Отзыв к рассказику, в котором речь идёт о хитром Лисе и умной Уточке, можно написать так:
Рассказ мне очень понравился, так как в нём хороший конец. Как всегда зло, а точнее Лис, остался ни с чем. Зато Уточка спаслась от верной гибели и у неё зажило крыло. Радостно за то, что теперь Уточка сможет улететь от другой опасности.
На протяжении всего короткого рассказика я переживала за жизнь Уточки, она ведь была не раз на волоске от смерти, а хитрый Лис только и мечтал, когда же он полакомится утятинкой. Поэтому я очень обрадовалась в конце рассказа, что уточка смогла пережить зиму и не была съедена Лисом.
Рассказ учит быть терпеливым и стойким к невзгодам, и верить, что всё будет хорошо.
Чтобы заполнить читательский дневник, следует составить отзыв «Хитрый лис и умная уточка».
Мне этот рассказ или сказка очень понравился. Он небольшой, но довольно напряженный. Ведь уточке три раза грозила серьезная опасность. Осенью она сильно пострадала от зубов лиса и не смогла улететь с остальными утками. Зимой лис ее легко нашел по следам на снегу.
План произведения можно посмотреть тут.
Вот еще один пример отзыва и пословицы:
Сказка Бианки «Хитрый Лис и Умная Уточка».
В сказке всего два главных героя, это наивный и доверчивый Хитрый Лис, и сама Умная Уточка.
Главная мысль: если чего-то хочешь добиться, то нудно быть упорным, и настойчивым.
Чему учит: учит осторожности и осмотрительности.
Немного о сказке, чуть краткое содержание в пару предложений. Автор сказки рассказывает о Хитром Лисе, который хотел полакомиться утятенькой, и съесть нашу Уточку. Но, Уточка была умнее, и перехитрила Лиса.
Прочитав сказку, она мне понравилась. Сказка рассказывает интересную историю взаимоотношений Уточки и Лиса. Не смотря на название сказки «Хитрый Лис и Умная Уточка», Лис предстаёт перед глазами читателями как не самый умный. Лис вообще не хочет проявить свой ум, чтобы поймать Уточку. А вот Уточка, проявила смекалку, и проплыла речку, чтобы быть подальше от Лиса.
Если говорить в целом, то это занимательная и интересная сказка, которую должен прочитать каждый.
Рассказ «Хитрый лис и умная уточка» я прочитала совсем недавно, этот рассказ написал замечательный писатель Виталий Бианки.
В нем описывается, как осенью лис подкараулил уточку и схватил ее, но уточка смогла вырваться из его лап. А вот свое крылышко уточка повредила, поэтому и не улетела в теплые края вместе с остальными утками. Зимой лис снова наведался на озеро, уточка нырнула под лед и таким образом спаслась. Пришла весна и лис снова пошел к уточке, но за это время крылышко заросло и уточка смогла улететь.
В этом рассказе мне очень понравилась уточка, она очень проворная, умная, умеет быстро принимать решения.
Я рада, что уточка смогла обхитрить лиса и осталась живая.
Советую этот небольшой рассказ к прочтению.
Замечательная, веселая сказка про двух мышей, одна из которых по нелепой случайности, оказавшись заложницей чемодана, приехала из Парижа в Брюссель, и, встретив местную солидную мышь, начала себя высокомерно вести, чем вызвала явное неудовольствие хозяйки местности. Т.е. мы имеем двух главных персонажей, мышей.
Краткое описание сюжета сказки
Урок чтения 2 класс на тему:»Хитрый лис и умная уточка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: В.В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка»
1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.
2.Развивать навыки выразительного чтения.
3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.
4. Учить подробно пересказывать художественный текст согласно
5.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
6.Формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.
Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Дополнять информацию об авторе.
Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Пересказывать текст на основе опорных слов.
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения.
Планируемые результаты. Личностные результаты:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; умение отвечать на вопросы, способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев: способность адекватно оценить работу одноклассника. Метапредметные результаты: планировать свои действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, оценивать правильность выполнения действий преобразовывать информацию из одной формы в другую ( составлять план); строить речевое высказывание в устной речи, умение строить логическое рассуждение.
Предметные результаты: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения( читательский интерес, приобретение опыта чтения); осознанно воспринимать содержание различных видов текста, самостоятельно определить тему и главную мысль произведения.
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума.
— Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?
— Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?
— Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите смайлика весёлого
У кого плохое настроение покажите смайлика грустного.
-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.
2. Актуализация опорных знаний по предмету.
Учитель: Внимание на экран! Сейчас мы проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы. Вы – внимательно слушать и отвечать на них. За правильные ответы вы получите баллы.
Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, то тише, то громче, то реже, то чаще. Трещотка трещит деревянная, да и только. Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.
— О ком говорится? Как называется произведение? (об аисте «Кто чем поёт?»)
2. Одеяло убежало, улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня…. (о грязнуле «Мойдодыр»)
Мы пчелиный рой – друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим большим и малым. ( о пчёлах «Теремок»)
Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий. Сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. (Рак «Хвосты»)
Закрутил, закрутил головой. Заскрипела его жёсткая шея – тоненький-тоненький писк послышался. (Жук – усач «Кто чем поёт»)
Учитель: Какое произведение было лишним? (Ответы детей. Одеяло убежало…. Потому что это произведение К. Чуковского, а остальные В. Бианки).
3. Целеполагание. Постановка проблемы, путей ее решения.
Учитель: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).
(Учитель открывает доску. На ней написано Виталий Валентинович Бианки).
Учитель: Используя запись на доске, прочитайте фамилию, имя, отчество писателя.
(Другая часть закрыта.)
Эту часть мы откроем в течении урока.
( Под надписью картинки с изображением деревьев, цветов, птиц, зверей.)
Учитель: Разделите эти картинки на группы. Сколько групп получилось?
(два ученика выходят к доске). Какие группы можно объединить? (деревья и цветы-растения, птицы и звери – животные). А если объединить все эти картинки, какая группа получится? (Природа).
Предположение: О чём писал Виталий Витальевич Бианки?(ответы детей)
Нам нужно составить план урока.
1. Знакомство с писателем.
2. Знакомство с произведением.
3. Составление плана.
5. Закрепление нового материала.
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой – то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем, но и учёным, вы узнаете чуть позже.
(слайды) о биографии писателя.
1.Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков – итальянцев. Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт»
Учитель: Откройте читательские дневники и запишите тему урока.
Учитель: Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями: Знакомство с писателем. Знакомство с произведением. Составление плана. Пересказ. Закрепление нового материала.) два-три ученика читают получившийся план.
Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу. Поставьте в таблицу знак (!), если вы без ошибок составили план работы. Поставьте знак (+), если вы немного ошиблись. Если вы не смогли составить план урока, поставьте знак (?). Учитель : Предлагаю отдохнуть.
4. Учебно – познавательная деятельность.
Слово об авторе (знакомство с писателем).
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем. Но и учёным, вы узнаете чуть позже.
Сообщения учащихся (индивидуальное домашнее задание).
Учитель: Предлагаю послушать сообщения о писателе. (слайды)
1. Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
2. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
3.Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
4. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником.
А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом.
Разными были интересы. Но своим главным учителем Бианки считал отца.
Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.
5.За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели ему писали много писем и он отвечал на них. Его произведения переводили на многие языки мира.
Учитель: Вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг. Эти книги из нашей школьной библиотеки. Я предлагаю вам их прочитать. Здесь книги не только В.Бианки, но и других авторов, которые пишут о природе для детей.
Работа с учебником стр 105 самостоятельное жужжащее чтение статьи о писатели.
— Как вы думаете, почему В.В.Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?(он не просто писал о природе, он её изучал)
Учитель: Какой пункт плана мы выполнили? Что будем делать дальше?(знакомиться с произведением)
Учитель: Откройте учебник стр 106
-Как можно узнать, о чём будет произведение?(можно догадаться по названию, а можно по иллюстрации). На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрации?
Давайте прочитаем произведение В.В.Бианки, которое называется «Хитрый лис и умная уточка». Возьмите простой карандаш и отметьте непонятные слова и выражения точкой. (утки в отлёт собрались, утятиной раздобудусь, поднялась на крыло, ключ из – под земли бьёт, полынья)
Вы прослушали произведение «Хитрый лис и умная уточка».
— Определите – это художественный текст или научный?(художественный, потому что автор передаёт нам свои чувства, эмоции).
— Кто может определить к какому жанру относится произведение?(сказка…..) какая это сказка?(авторская)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Свои сообщения дети прикрепляют на доску на магниты.
Учитель: Вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг. Эти книги из нашей школьной библиотеки. Я предлагаю вам их прочитать. Здесь книги не только В. Бинки, но и других авторов, которые пишут о природе для детей.
Работа с учебником стр. 105
Учитель: Откройте учебник на стр. 105. Прочитайте самостоятельно жужжащим чтением статью о писателе . 2-3 учащихся читают вслух.
Учитель: Вы послушали выступления ваших одноклассников, прочитали текст в учебнике. Что вам запомнилось из жизни писателя В.В. Бианки? Теперь вы сможете ответить на вопрос. Я его напомню.
— Как вы думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?
(Ответы детей: он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки).
Учитель: Какой пункт плана мы уже выполнили? Что мы будем делать дальше?
(Знакомиться с произведением)
Учитель: Откройте учебник на стр. 106.
-Как можно узнать, о чём будет произведение?
( Ответы детей: можно догадаться по названию. Можно догадаться по иллюстрации).
Учитель: На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация?
Учитель: Допишите тему урока.(Открыть оставшуюся часть: Хитрый лис и умная уточка.)
Продолжение учебно-познавательной деятельности.
Давайте прочитаем произведение В.В. Бианки, которое называется «Хитрый лис и Умная Уточка». Возьмите в руки простой карандаш, чтобы отметить точкой непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!
— (утки в отлёт собрались, утятинкой раздобудусь, поднялась на крыло, ключ из-под земли бьёт, полынья,)
Учитель: Вы прослушали произведение «Хитрый лис и умная уточка».
— Определите – это художественный текст или научный?
(Ответы детей: художественный, потому что автор передаёт нам свои чувства. Эмоции).
(Ответы детей: сказка, потому что…. ) а какая это сказка? (авторская)
— А теперь пришло время вспомнить про непонятные слова и выражения, которые вам встретились? Каждая группа получает конверты с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений. Выбрать вариант ответа. Можно ответить по-своему.
(Словарная работа) (Ответы детей).
Учитель: Кто смог найти в тексте непонятные слова и выражения и выяснил их значение, поставьте в таблице (!). если у вас были затруднения – (+), если вам так и не удалось понять смысл этих слов и выражений- (?)
Работы над текстом.
— Какой момент в сказке вам показался самым захватывающим?
Найдите его в тексте и прочитайте.
— Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным?
— Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами.
— Учитель: На странице 107 вопросы и задания к сказке.
Учитель: Давайте определим, какие пункты плана урока мы уже выполнили и что будем делать дальше. (Ответы детей: познакомились с писателем, познакомились с произведением. Теперь будем составлять план)
Учитель: Вспомним как говорил Ива Иваныч Самоваров – составлять
план – дело очень важное и ответственное. План помогает правильно и красиво пересказать произведение. (На доске алгоритм составления плана «Шаги к умению»
— определить смысловые части и опорные слова.
— определить тему каждой части и озаглавить её.
— выписать по порядку заголовок каждой части.
— прочитать получившийся план.
— сверить план с содержанием текста.
— пересказать текст по плану.
Учитель: Переходим к составлению плана.
Вы заметили. Что сказка делится на части? Назовите опорные слова, по которым сказку можно поделить на части. (Осень, зима, весна). Разделимся на группы: 2 чел читают об осени и составляют план. 2 чел – о зиме и составят план и все вместе – о весне и составляем план.
План записывается на доске
1.Хитрый лис мечтает поймать уточку.
2. Лис хватает уточку за крыло.
3. Уточка спряталась в камышах.
1. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам.
2.Тёплая полынья спасла уточку.
1.Хитрый лис снова мечтает поймать уточку.
2. Лис хочет кинуться в воду.
План готов. Оцените свою работу. Напомним, что мы будем делать дальше? (пересказывать)
Учитель: Вот мы и с пересказом справились. Что у нас дальше по плану?(закрепление нового материала)
— С творчеством какого писателя вы сегодня знакомились?
— Что вы узнали о писателе?
— С каким его произведением вы познакомились на уроке?
— Чему вас научило это произведение? (добро побеждает зло; на всякую хитрость найдётся ум, который её победит.)
Учитель: Продолжите предложения:
Я оцениваю свою работу на уроке…
Сегодня хорошо отвечали и получили оценки…
Стр 106 – 107 пересказ, нарисовать обложку для сказки.
(Ответы детей: познакомились с писателем, познакомились с произведением.
Теперь будем составлять план).
Учитель: Вспомним как говорил Ива Иваныч Самоваров- составлять план – дело очень важное и ответственное. План помогает правильно и красиво пересказать произведение.
(На доске алгоритм составления плана «Шаги к умению»
— определить смысловые части и опорные слова.
— определить тему каждой части и озаглавить её.
— выписать по порядку заголовки каждой части.
— прочитать получившийся план.
— сверить план с содержанием текста.
— пересказать текст по плану.)
Учитель: Переходим к составлению плана.
Чтение сказки – с каждого ряда по два человека.
Вы заметили. Что сказка делится на части? Назовите опорные слова, по которым сказку можно поделить на части. (Осень, Зима, Весна).
Разделимся на группы. 1 ряд будет читать об Осени и составлять план. 2 ряд –о Зиме и составлять план. 3 ряд –о Весне и составлять план. Записывайте заголовки. Приступаем к работе.
Учитель: Запишите в читательском дневнике слово «План».
— 1 ряд: сколько смысловых частей у вас получилось? (н-р, 3. Читают 2 ученика свои варианты. Наиболее удачные записываем на доске и в тетрадях).
1. Осень. Хитрый Лис мечтает поймать уточку.
2. Лис хватает уточку за крыло.
3. Уточка спряталась в камышах.
-2 ряд: 1. Зима. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам.
2. Тёплая полынья спасла уточку.
— 3 ряд: 1. Весна. Хитрый лис снова мечтает поймать уточку.
2. Лис хочет кинуться в воду.
Учитель: Вот и план готов. Оцените свою работу в таблице. Напомните, что мы должны сделать дальше? (Пересказать текст). С каждого ряда по одному пересказу.
Учитель: Оценим пересказ при помощи сигнальных карточек. (учащиеся оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).
Учитель: Вот мы и с пересказом справились. Что у нас дальше по плану?
(Закрепление нового материала).
— С творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?
— Что вы узнали о писателе?
— С каким его произведением вы познакомились на уроке?
— Чему вас научило это произведение? ( добро побеждает зло. На всякую хитрость найдётся ум, который её победит. И т.д.)
— На какое произведение похожа сказка «Хитрый Лис и Умная Уточка?»
— Совсем скоро мы познакомимся с ещё одной сказкой В.В. Бианки.
Я оцениваю свою работу на уроке ….. (показать сигнальную карточку)
Больше всего мне понравилось как отвечал (отвечала)…..
Мне хочется сказать спасибо…..
Учитель: Сегодня хорошо отвечали и получили оценки :…… Кто сегодня не получил оценку, получит на следующем уроке.
— Нарисовать обложку д
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: В.В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка»
1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.
2.Развивать навыки выразительного чтения.
3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.
4. Учить подробно пересказывать художественный текст согласно
5.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
6.Формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.
Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Дополнять информацию об авторе.
Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Пересказывать текст на основе опорных слов.
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения.
Планируемые результаты. Личностные результаты:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; умение отвечать на вопросы, способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев: способность адекватно оценить работу одноклассника. Метапредметные результаты: планировать свои действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, оценивать правильность выполнения действий преобразовывать информацию из одной формы в другую ( составлять план); строить речевое высказывание в устной речи, умение строить логическое рассуждение.
Предметные результаты: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения( читательский интерес, приобретение опыта чтения); осознанно воспринимать содержание различных видов текста, самостоятельно определить тему и главную мысль произведения.
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума.
— Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?
— Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?
— Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите смайлика весёлого
У кого плохое настроение покажите смайлика грустного.
-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.
2. Актуализация опорных знаний по предмету.
Учитель: Внимание на экран! Сейчас мы проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы. Вы – внимательно слушать и отвечать на них. За правильные ответы вы получите баллы.
1.Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, то тише, то громче, то реже, то чаще. Трещотка трещит деревянная, да и только. Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.
— О ком говорится? Как называется произведение? (об аисте «Кто чем поёт?»)
2. Одеяло убежало, улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня…. (о грязнуле «Мойдодыр»)
Учитель: Какое произведение было лишним? (Ответы детей. Одеяло убежало…. Потому что это произведение К. Чуковского, а остальные В. Бианки).
3. Целеполагание. Постановка проблемы, путей ее решения.
Учитель: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).
(Учитель открывает доску. На ней написано Виталий Валентинович Бианки).
Учитель: Используя запись на доске, прочитайте фамилию, имя, отчество писателя.
(Другая часть закрыта.)
Эту часть мы откроем в течении урока.
( Под надписью картинки с изображением деревьев, цветов, птиц, зверей.)
Учитель: Разделите эти картинки на группы. Сколько групп получилось?
(два ученика выходят к доске). Какие группы можно объединить? (деревья и цветы-растения, птицы и звери – животные). А если объединить все эти картинки, какая группа получится? (Природа).
Предположение: О чём писал Виталий Витальевич Бианки?(ответы детей)
Нам нужно составить план урока.
1. Знакомство с писателем.
2. Знакомство с произведением.
3. Составление плана.
5. Закрепление нового материала.
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой – то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем, но и учёным, вы узнаете чуть позже.
(слайды) о биографии писателя.
1.Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков – итальянцев. Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт»
Учитель: Откройте читательские дневники и запишите тему урока.
Учитель: Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями: Знакомство с писателем. Знакомство с произведением. Составление плана. Пересказ. Закрепление нового материала.) два-три ученика читают получившийся план.
Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу. Поставьте в таблицу знак (!), если вы без ошибок составили план работы. Поставьте знак (+), если вы немного ошиблись. Если вы не смогли составить план урока, поставьте знак (?). Учитель: Предлагаю отдохнуть.
4. Учебно – познавательная деятельность.
Слово об авторе (знакомство с писателем).
Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем. Но и учёным, вы узнаете чуть позже.
Сообщения учащихся (индивидуальное домашнее задание).
Учитель: Предлагаю послушать сообщения о писателе. (слайды)
1. Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком. От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
2. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
Детям хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире расположился небольшой зоопарк.
3.Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
4. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником.
А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом.
Разными были интересы. Но своим главным учителем Бианки считал отца.
Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились в увлекательные рассказы и сказки.
5.За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели ему писали много писем и он отвечал на них. Его произведения переводили на многие языки мира.
Учитель: Вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг. Эти книги из нашей школьной библиотеки. Я предлагаю вам их прочитать. Здесь книги не только В.Бианки, но и других авторов, которые пишут о природе для детей.
Работа с учебником стр 105 самостоятельное жужжащее чтение статьи о писатели.
— Как вы думаете, почему В.В.Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?(он не просто писал о природе, он её изучал)
Учитель: Какой пункт плана мы выполнили? Что будем делать дальше?(знакомиться с произведением)
Учитель: Откройте учебник стр 106
-Как можно узнать, о чём будет произведение?(можно догадаться по названию, а можно по иллюстрации). На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрации?
Давайте прочитаем произведение В.В.Бианки, которое называется «Хитрый лис и умная уточка». Возьмите простой карандаш и отметьте непонятные слова и выражения точкой. (утки в отлёт собрались, утятиной раздобудусь, поднялась на крыло, ключ из – под земли бьёт, полынья)
Вы прослушали произведение «Хитрый лис и умная уточка».
— Определите – это художественный текст или научный?(художественный, потому что автор передаёт нам свои чувства, эмоции).
— Кто может определить к какому жанру относится произведение?(сказка…..) какая это сказка?(авторская)
Свои сообщения дети прикрепляют на доску на магниты.
Учитель: Вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг. Эти книги из нашей школьной библиотеки. Я предлагаю вам их прочитать. Здесь книги не только В. Бинки, но и других авторов, которые пишут о природе для детей.
Работа с учебником стр. 105
Учитель: Откройте учебник на стр. 105. Прочитайте самостоятельно жужжащим чтением статью о писателе. 2-3 учащихся читают вслух.
Учитель: Вы послушали выступления ваших одноклассников, прочитали текст в учебнике. Что вам запомнилось из жизни писателя В.В. Бианки? Теперь вы сможете ответить на вопрос. Я его напомню.
— Как вы думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?
(Ответы детей: он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки).
Учитель: Какой пункт плана мы уже выполнили? Что мы будем делать дальше?
(Знакомиться с произведением)
Учитель: Откройте учебник на стр. 106.
-Как можно узнать, о чём будет произведение?
(Ответы детей: можно догадаться по названию. Можно догадаться по иллюстрации).
Учитель: На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация?
Учитель: Допишите тему урока.(Открыть оставшуюся часть: Хитрый лис и умная уточка.)
6.Продолжение учебно-познавательной деятельности.
Давайте прочитаем произведение В.В. Бианки, которое называется «Хитрый лис и Умная Уточка». Возьмите в руки простой карандаш, чтобы отметить точкой непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!
— (утки в отлёт собрались, утятинкой раздобудусь, поднялась на крыло, ключ из-под земли бьёт, полынья,)
Учитель: Вы прослушали произведение «Хитрый лис и умная уточка».
— Определите – это художественный текст или научный?
(Ответы детей: художественный, потому что автор передаёт нам свои чувства. Эмоции).
— Кто может определить, к какому жанру относится произведение?
(Ответы детей: сказка, потому что…. ) а какая это сказка? (авторская)
— А теперь пришло время вспомнить про непонятные слова и выражения, которые вам встретились? Каждая группа получает конверты с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений. Выбрать вариант ответа. Можно ответить по-своему.
(Словарная работа) (Ответы детей).
Учитель: Кто смог найти в тексте непонятные слова и выражения и выяснил их значение, поставьте в таблице (!). если у вас были затруднения – (+), если вам так и не удалось понять смысл этих слов и выражений- (?)
Работы над текстом.
— Какой момент в сказке вам показался самым захватывающим?
Найдите его в тексте и прочитайте.
— Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным?
— Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами.
— Учитель: На странице 107 вопросы и задания к сказке.
Учитель: Давайте определим, какие пункты плана урока мы уже выполнили и что будем делать дальше. (Ответы детей: познакомились с писателем, познакомились с произведением. Теперь будем составлять план)
Учитель: Вспомним как говорил Ива Иваныч Самоваров – составлять
план – дело очень важное и ответственное. План помогает правильно и красиво пересказать произведение. (На доске алгоритм составления плана «Шаги к умению»
— определить смысловые части и опорные слова.
— определить тему каждой части и озаглавить её.
— выписать по порядку заголовок каждой части.
— прочитать получившийся план.
— сверить план с содержанием текста.
— пересказать текст по плану.
Учитель: Переходим к составлению плана.
Вы заметили. Что сказка делится на части? Назовите опорные слова, по которым сказку можно поделить на части. (Осень, зима, весна). Разделимся на группы: 2 чел читают об осени и составляют план. 2 чел – о зиме и составят план и все вместе – о весне и составляем план.
План записывается на доске
1.Хитрый лис мечтает поймать уточку.
2. Лис хватает уточку за крыло.
3. Уточка спряталась в камышах.
1. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам.
2.Тёплая полынья спасла уточку.
1.Хитрый лис снова мечтает поймать уточку.
2. Лис хочет кинуться в воду.
План готов. Оцените свою работу. Напомним, что мы будем делать дальше? (пересказывать)
Учитель: Вот мы и с пересказом справились. Что у нас дальше по плану?(закрепление нового материала)
— С творчеством какого писателя вы сегодня знакомились?
— Что вы узнали о писателе?
— С каким его произведением вы познакомились на уроке?
— Чему вас научило это произведение? (добро побеждает зло; на всякую хитрость найдётся ум, который её победит.)
Учитель: Продолжите предложения:
Я оцениваю свою работу на уроке…
Сегодня хорошо отвечали и получили оценки…
Стр 106 – 107 пересказ, нарисовать обложку для сказки.
(Ответы детей: познакомились с писателем, познакомились с произведением.
Теперь будем составлять план).
Учитель: Вспомним как говорил Ива Иваныч Самоваров- составлять план – дело очень важное и ответственное. План помогает правильно и красиво пересказать произведение.
(На доске алгоритм составления плана «Шаги к умению»
— определить смысловые части и опорные слова.
— определить тему каждой части и озаглавить её.
— выписать по порядку заголовки каждой части.
— прочитать получившийся план.
— сверить план с содержанием текста.
— пересказать текст по плану.)
Учитель: Переходим к составлению плана.
Чтение сказки – с каждого ряда по два человека.
Вы заметили. Что сказка делится на части? Назовите опорные слова, по которым сказку можно поделить на части. (Осень, Зима, Весна).
Разделимся на группы. 1 ряд будет читать об Осени и составлять план. 2 ряд –о Зиме и составлять план. 3 ряд –о Весне и составлять план. Записывайте заголовки. Приступаем к работе.
Учитель: Запишите в читательском дневнике слово «План».
— 1 ряд: сколько смысловых частей у вас получилось? (н-р, 3. Читают 2 ученика свои варианты. Наиболее удачные записываем на доске и в тетрадях).
1. Осень. Хитрый Лис мечтает поймать уточку.
2. Лис хватает уточку за крыло.
3. Уточка спряталась в камышах.
-2 ряд: 1. Зима. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам.
2. Тёплая полынья спасла уточку.
— 3 ряд: 1. Весна. Хитрый лис снова мечтает поймать уточку.
2. Лис хочет кинуться в воду.
Учитель: Вот и план готов. Оцените свою работу в таблице. Напомните, что мы должны сделать дальше? (Пересказать текст). С каждого ряда по одному пересказу.
Учитель: Оценим пересказ при помощи сигнальных карточек. (учащиеся оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).
Учитель: Вот мы и с пересказом справились. Что у нас дальше по плану?
(Закрепление нового материала).
— С творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?
— Что вы узнали о писателе?
— С каким его произведением вы познакомились на уроке?
— Чему вас научило это произведение? ( добро побеждает зло. На всякую хитрость найдётся ум, который её победит. И т.д.)
— На какое произведение похожа сказка «Хитрый Лис и Умная Уточка?»
— Совсем скоро мы познакомимся с ещё одной сказкой В.В. Бианки.
Я оцениваю свою работу на уроке ….. (показать сигнальную карточку)
Больше всего мне понравилось как отвечал (отвечала)…..
Мне хочется сказать спасибо…..
Учитель: Сегодня хорошо отвечали и получили оценки :…… Кто сегодня не получил оценку, получит на следующем уроке.