звукорежиссер в театре что делает
«Комедианты»
Комитет по культуре Ленинградской области
Профессия — звукорежиссер
Звукорежиссеры — это уникальные в своем роде люди. Именно благодаря им создается, придуманная постановщиком, необходимая атмосфера спектакля, действие наполняется не только музыкой, но и всевозможными звуковыми и шумовыми эффектами, для придания действию большей достоверности и красочности. Рабочее место звукорежиссера во время спектакля — в специальной «рубке». У нас в театре она располагается по центру зрительного зала на уровне задних рядов, оттуда все хорошо видно и слышно. Это помогает вовремя запускать нужные аудио-эффекты, потому что определенный звук может быть запланирован на какую-то конкретную фразу, или даже на взмах руки. У каждого спектакля есть свое звуковое наполнение.
Для того чтобы реализовать художественный замысел постановщика, звукорежиссер должен обладать не только техническими знаниями, но иметь определенную творческую подготовку. Наличие музыкального слуха, понимание актерского искусства, способность к импровизации — все это звукорежиссеру просто необходимо, потому что аудио-сопровождение это важная составляющая любого спектакля. Так, звучащая в спектакле музыка не только подчёркивает наиболее эмоциональные моменты, определяет настроение, но и помогает в развитии сюжетных линий.
Профессия звукорежиссера в театре стала актуальной с появлением звуковой техники: громкоговорителей, микрофонов, магнитофонов, микшерных пультов, усилителей и прочего оборудования. Это позволило усовершенствовать и упростить методы звукового оформления спектакля. Раньше над созданием звуков в спектакле трудилась целая бригада «шумовиков», используя громоздкие приспособления для сценических аудио-эффектов. Сейчас их все чаще заменяют записанные на электронные носители всевозможные шумы из электронных «шумовых» библиотек. В музыкальных театрах действие сопровождает оркестр. В драматическом же — наличие оркестра является некой «фишкой» конкретного спектакля. Но даже наличие «живой» музыки в спектакле не освобождает звукорежиссера от работы. Ему необходимо чутко прислушиваться к тому, что происходит на сцене, следить за звуковой партитурой и мгновенно реагировать на возможные «импровизации» артистов. От его профессионализма, опыта и таланта во многом зависит, поверят ли зрители происходящему на сцене или нет.
Один из наших звукорежиссеров, Сергей Пономарев, в профессии уже больше 25-ти лет.
Сергей: Для меня особенно важно чувство причастности к созданию спектакля, когда ты подбираешь музыку, что-то сочиняешь, придумываешь эффекты. И, конечно, причастность к самому действию в процессе проведения спектакля. Ведь мы с помощью музыки расставляем смысловые, текстовые и даже сценографические акценты.
Реализация творческих замыслов режиссуры и музыкальной части требует от звукорежиссера не только знания технических особенностей звукотехники, но и определенной творческой подготовки. Другими словами, театральный звукорежиссер должен объединять в себе как творческого работника, так и техника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре, в актерском искусстве, точно чувствовать взаимосвязь сценического действия и звукового сопровождения. Театральный звукорежиссер может и не быть профессиональным музыкантом, но он должен обладать музыкальной культурой, острым слухом, чувством ритма, хорошо ориентироваться в музыкальной литературе, знать и понимать особенности творчества того или иного композитора, дирижера, музыканта, вокалиста. Необходимо сказать, что человек, лишенный природных музыкальных способностей, никогда не сможет стать профессиональным звукорежиссером. Звукорежиссер должен в совершенстве владеть всеми техническими средствами, используемыми для звукового оформления спектакля. Чем квалифицированнее звукорежиссер как техник, тем успешнее он может с помощью технических средств решать творческие задачи. Сегодня в театре особенно остры поиски новых выразительных средств и приемов — активных, действенных, динамичных, способных по-настоящему захватить эмоциональный мир современного человека. В решении этих задач существенная роль принадлежит театральному звукорежиссеру.
Лайфхак: звукооператор — должностные обязанности специалиста, зарплата
На смену немым фильмам пришли звуковые. И в сферу кинематографа перенеслась потребность людей в совмещении визуального ряда со звуковым, присущая еще античному театру. Совершенствующиеся для этого технологии требовали все более умелых специалистов. Появилась такая профессия, как звукооператор, а также звукорежиссер, звукооформитель.
Группа, ответственная за звуковое сопровождение фильма, стала называться «звуковой цех». Основные задачи работников цеха — контроль работоспособности оборудования, запись, сведение, оформление звука.
Чем отличается звукорежиссер от звукооператора
Не стоит путать эти специальности, ведь они выполняют разные задачи. Но иногда всё приходится совмещать одному человеку.
Обязанности звукооператора
Звукооператор — человек, востребованный в телевидении, кинематографе, театре, концертах, публичных мероприятиях. Поэтому его обязанности могут меняться — от ванильного контроля микрофонов в актовом зале до бесперебойной работы со сложнейшим оборудованием.
В киностудии такому специалисту придется постоянно отслеживать состояние звука и шумов, словом, осуществлять технический контроль записи. В театре на него возложат ответственность за подготовку звукового сопровождения и его дальнейшего включения в спектакль. В студии звукозаписи, как правило, производится аранжировка, запись треков, работа с фонограммами.
В идеале звукооператор имеет музыкальное образование, с легкостью управляет микрофонами, микшерным пультом и прочим оборудованием, знает, как извлечь качественный звук, опираясь на существующую в помещении акустику. Он готов к неравномерному графику, ночным сменам, поздним концертам и передачам. Иногда ему придется жертвовать свободным временем и выходными, чтобы довести работу до совершенства.
Звукооператор и его зарплата
Звукооператор, который работает в звукозаписывающей студии может назначить сумму за сведение и запись одного трека — от 1 тыс. рублей — либо за рабочий промежуток времени. Его зарплата зависит от места, где он работает.
Среди минусов — нерегулярный заработок, постоянное обучение, а часто незакрепленное трудоустройство.
Работа в СМИ предоставляет более надежные условия труда — четкий график работы и выдачи зарплат, больничные и ежегодные отпуска оплачиваются, а за переработку полагаются премии. В среднем по стране зарплата такого специалиста составляет 25-30 тыс. рублей.
На большую зарплату может рассчитывать работник театра, но требования будут совершенно другими. Здесь нужно быть готовым к постоянным репетициям, безустанной творческой работе с самим спектаклем, действие которого длится несколько часов.
Где можно работать
Специалист по звуку востребован на таких местах, как:
Где конкретно работать, зависит только от самого звукооператора, от его опытности и предпочтений. Свои недостатки и преимущества есть в каждой сфере.
Установленные должностные обязанности звукооператора, который работает в Доме культуры
Должностные обязанности для звукооператора Дома культуры:
Звукооператор в театре
Звукооператор в театре имеет свои должностные обязанности, он создает атмосферу спектакля, наполняет действия музыкой, разнообразными эффектами. Рабочее место специалиста во время спектакля — специальная «рубка». Известно, что во многих театрах она располагается на уровне задних рядов зрительного зала, по центру.
Реализованным художественный замысел постановщика делает звукооператор, ему необходимо обладать музыкальным слухом, понимать актерское искусство, чутко прислушиваться к происходящему на сцене, следить за звуковой партитурой, реагировать на возможные импровизированные действия артистов.
Где учиться
Для полноценной работы недостаточно иметь хороший слух, знать компьютерные программы, работать с музыкальным оборудованием. Неплохо бы получить музыкальное образование, закончить курсы звукооператора, но главное условие — диплом одного из следующих ВУЗов:
Для поступления на один из этих факультетов абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе. Некоторые ВУЗы требуют сдачи профильной математики.
Какими качествами обладает хороший специалист
Какое бы образование ни получил профессионал, он должен обладать следующими качествами:
Плюсы и минусы работы
Ненормированный рабочий день, нерегулярный заработок, возможность командировок — все это может быть как плюсом, так и минусом работы звукооператора.
Среди ярко выраженных плюсов:
Некоторые минусы:
Надеемся, что данная статья помогла вам осуществить профессиональный выбор и ознакомиться с основными характеристиками работы звукооператора. Можно устроиться работать мастером звука в ближайший театр или стать местным диджеем.
Немного творчества и уши как рабочий инструмент: особенности и главные составляющие профессии звукорежиссер
Звуки не просто окружают нас повсюду, но и вызывают определенные эмоции и ассоциации, реакции, чувства и настроения. Причем речь идет как о музыкальных композициях, так и, например, о птичьих трелях, шуме прибоя, звоне колоколов, мычании коровы, шуршании подарочной упаковки и так далее. Недаром обеспечение высокого качества, своевременности и уместности звукового сопровождения является важной задачей в индустрии развлечений и других сфер деятельности человека — театре, кино, радио и телевидении, образовании, концертной деятельности, производстве игр и мобильных приложений. Неудивительно, что особую важность в этих сферах представляет и профессия звукорежиссер, объединяющая специалистов, которые отвечают за создание и редактирование звуковых образов и эффектов. Сегодня мы рассказываем о том, что входит в повседневные обязанности представителей этой профессии, каковы ее особенности, преимущества и недостатки, а также выясняем, как стать звукорежиссером и каким людям больше всего подойдет эта специальность.
Особенности профессии звукорежиссер
Профессия звукорежиссер или, с английского, Audio Engineer (Sound Director), как мы уже сказали, напрямую связана с формированием звуковых образов, созданием новых звуков, звуковой концепции и так далее. Между тем, нередко непосвященные путают эту профессию с профессией звукооператора. На самом же деле звукооператор и звукорежиссер — это столь же разные специализации, как, например, оператор и монтажер. Безусловно, на звукорежиссере, равно как и на звукооператоре, лежит ответственность за качественные характеристики звуковой картины мероприятия в целом, однако задачи, решаемые им, существенно шире.
В чем же заключается работа звукорежиссера? Он не просто занимается поддержанием «технического» качества и грамотного баланса звуков, но и трудится над формированием самих звуковых образов, выстраивает «драматургию» звука — например, в соответствии со сценарием и индивидуальным режиссерским замыслом, фиксирует и обрабатывает эти образы, микширует звуковые «ингредиенты», создавая из них неповторимый авторский «коктейль» при помощи современных технических средств. Таким образом, деятельность звукорежиссера находится на границе технологий и творчества, что придает ей особый шарм и обеспечивает разнообразие в любых рабочих условиях.
Типичный звукорежиссер — какой он?
Поскольку творческая стороны профессии звукорежиссер непременно сочетается с технической, люди, занимающиеся этой деятельностью, как правило, не только отлично разбираются в акустике и имеют твердые знания в области физики звука, но и «обременены» музыкальным вкусом, слухом и образованием.
Опытный звукорежиссер имеет в своем арсенале обширную библиотеку готовых или специально записанных сэмплов (шумов), от журчания ручья и звона разбитого стекла до воя полицейской сирены и скрежета автомобильных тормозов. Нередко специалист записывает в процессе своей деятельности и синхронные шумы — звуки, имитирующие звучание действа, которое разворачивается на экране. К примеру, для того, чтобы озвучить шаги героя фильма, который спасается от преследователей по тропе, щедро усыпанной гравием, можно рассыпать небольшое количество гравия непосредственно в студии и шагать по нему одновременно с экранным персонажем. В хороших студиях с целью качественной имитации звуков и эффектов организуют целые хранилища по-разному звучащих разнофактурных материалов и предметов.
В ходе озвучки специалист по звукорежиссуре контролирует, чтобы звуки и изображения шли синхронно, а также руководит процессом монтажа звука. После того как все составляющие будущего звукоряда приведены в готовность, он производит их сведение — то есть, перезаписывает «ингредиенты» в объединенную фонограмму с грамотно выстроенным балансом каждого из них относительно общей звуковой картины.
В подчинении у звукорежиссера студии звукозаписи находится так называемый звуковой цех, численность которого составляют звукооператор, монтажер звука, оператор по управлению микрофонами и другие специалисты. Поэтому звукорежиссер — должность не просто творческая, но и руководящая.
Многие профессионалы признаются, что, в отличие от многих других сфер деятельности, звукорежиссуру довольно сложно отделить от обычной жизни. Выбрав эту специальность, человек со временем неизбежно привыкает и вне рабочего места прислушиваться к окружающим его звукам, анализировать, компоновать и запоминать их. Развивается индивидуальное звуковосприятие, а также своего рода чутье на подлинность того или иного звука. Все это помогает музыкальному звукорежиссеру совершенствовать мастерство, в нужный момент заручаться вдохновением и в конечном счете добиваться максимально качественного звучания продукта своей профессиональной деятельности.
Где водятся настоящие звукорежиссеры?
Профессия звукорежиссер является одной из ключевых не только в студиях звукозаписи. В театрах и на концертных площадках этот специалист осуществляет звуковое сопровождение действа, точно так же оперируя всевозможными шумами, музыкальными композициями и эффектами, а в ходе шоу отслеживая качество и своевременность подачи звука.
Специалист в области звукорежиссуры принимает непосредственное участие и в саунд-оформлении телепередач, сериалов, анонсов, рекламных заставок, импровизирует в прямом эфире, трудится на ток-шоу, новостных каналах. Он следует прямым указаниям режиссера и контактирует в ходе исполнения поставленных задач с продюсером, редактором, оператором, линейным монтажером, звукотехниками, поэтому во многом эффективность всего того, что делает звукорежиссер, определяется его умением работать в команде.
Незаменимой является профессия звукорежиссер в киноискусстве и шоу-бизнесе. В киноиндустрии звуковые решения кинолент даже относят к отдельным произведениям искусства. Недаром работы звукорежиссеров поощряют специальными премиями на кинофестивалях. К примеру, небезызвестный фильм «Матрица» стал обладателем «Оскаров» сразу в двух «саунд-номинациях» — «Лучший звук» и «Лучший звукорежиссер».
Преимущества и недостатки профессии
Как и любая другая профессиональная деятельность, профессия звукорежиссер предполагает как собственные привилегии, так и ряд недостатков, с которыми приходится мириться. Так, к бесспорным плюсам специализации можно отнести уже упомянутый творческий характер работы: не так уж важно, в подготовке какого мероприятия участвует звукорежиссер, соскучиться на рабочем месте ему вряд ли удастся. Также достоинством профессии является ее универсальность: при желании мастер в области звукорежиссуры всегда может рассчитывать на подработку по смежным специальностям — например, взяв на себя обязанности звукооператора или оператора микрофонов. И, безусловно, ярким «побочным эффектом» деятельности звукорежиссера является доступ к общению с артистами и другими известными людьми, познакомиться с которыми многие лишь мечтают.
К минусам работы звукорежиссера можно отнести ненормированный рабочий день, характерный для представителей этой профессии. Разновидность данного недостатка — частые утомительные переезды и командировки: например, если специалист берет на себя сопровождение артистов на гастроли по разным городам и странам. Также нередко в процессе подготовки к шоу звукорежиссерам приходится переносить довольно тяжелое оборудование, поэтому в этой деятельности не обойтись без хорошей физической формы.
Важные качества и навыки звукорежиссера
Музыкальностью и особым художественным вкусом претенденты на пополнение рядов профессиональных звукорежиссеров, как правило, обладают с самого детства. Впрочем, хороший слух и творческое восприятие звуковой картины можно натренировать со временем. Кроме того, специалисту по звукорежиссуре понадобятся отличная память на звуки, профессиональная эрудиция, умение обращаться с цифровым и аналоговым звукозаписывающим и воспроизводящим оборудованием, знание технологии съемок, особенностей расстановки микрофонов, акустических особенностей помещений и других тонкостей. И, наконец, хороший звукорежиссер должен непрерывно развиваться, отслеживая творческие инновации коллег по цеху и пополняя собственный багаж знаний и креатива.
Профессия звукорежиссер: где на нее учиться?
Освоение мастерства звукорежиссуры предполагает несколько вариантов. Первый из них — получение высшего профильного образования. На звукорежиссера после 11 класса учат, к примеру, в таких уважаемых вузах, как Московский гуманитарный университет, Всероссийский государственный институт кинематографии, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского или Российская академия музыки им. Гнесиных.
Второй популярный вариант приобретения профессии звукорежиссер — это специальные курсы после 9 класса. Сегодня существует немало подходящих программ, в том числе, предлагаемых онлайн-университетами. Единственным неудобством такого обучения в современных условиях можно назвать, пожалуй, лишь необходимость самостоятельно позаботиться о полноценной практике в ходе учебного процесса.
Где искать работу звукорежиссеру и сколько получает этот специалист?
Как мы уже сказали, звукорежиссер-профессионал может успешно работать не только в студии звукозаписи, но и в киноиндустрии, на радио и телевидении, в театрах, концертных залах, дворцах культуры, рекламных и информационных агентствах, компаниях по производству игр и компьютерных приложений. Соответствующие вакансии размещают на интернет-порталах по трудоустройству или виртуальных биржах труда — если речь идет о проектах для звукорежиссеров-фрилансеров. Многие также находят рабочие места и проекты по душе, используя сарафанное радио и «наводки» друзей и знакомых.
Кроме того, вы сможете ускорить трудоустройство или перейти на более интересную и высокооплачиваемую работу, если будете время от времени просматривать не только «классические» интернет-порталы, заточенные под поиск работы, но и профессиональные форумы, в которых существуют целые разделы для размещения свежих вакансий и предложений о сотрудничестве. В любом случае, стоит иметь в виду, что музыка, кино и шоу-бизнес — это довольно тесный мир, в котором даже начинающий, но при этом талантливый, обязательный и порядочный специалист, может достаточно быстро приобрести хорошую репутацию.
Зарплата звукорежиссера в среднем по стране составляет от 30 до 110 тысяч рублей. Столичные специалисты могут рассчитывать на штатный заработок в размере от 50 до 120 тысяч рублей и выше — в зависимости от рабочего графика, а также объемов и сложности решаемых задач.
Профессия звукорежиссер
Звуки способны вызывать определенные эмоции, чувства, реакции. Звукорежиссер – это специалист, который создает звуковые образы в кино, театре, шоу. Он также занимается записью звуков, их редактированием, наложением эффектов и многим другим. Его работа находится на стыке творчества и технологий, что делает профессию звукорежиссера очень интересной и разнообразной.
Содержание статьи:
Кто такой звукорежиссер и чем он занимается?
Это разнообразная работа. Обязанности зависят от сферы, в которой трудится специалист.
Например, на выступлениях и концертах звукорежиссеры отвечают за качество звука. Они расставляют оборудование определенным образом, настраивают и тестируют его. При работе над фильмами, помимо обеспечения качества звука, им необходимо вызвать у зрителей определенные эмоции при помощи звуковых эффектов. На телевидении и радио специалисты занимаются монтажом звукового ряда, делают заставки и отбивки.
Звукорежиссер отвечает не только за технические вопросы, но и работает над подбором и концепцией музыки, ее драматургией, спецэффектами, синхронностью озвучивания. Это очень интересная профессия.
В обязанности звукорежиссера обычно входит:
Настройка звука на публичных мероприятиях, концертах, в театре или в процессе радиовещания.
Профессия звукорежиссера востребована на телевидении, радио, в кино, театрах. Специалисты работают в звукозаписывающих студиях, рекламных агентствах. Они могут заниматься звуковым сопровождением в играх, приложениях. Работать в концертных залах, на массовых мероприятиях. Нередко звукорежиссер работает на условиях фриланса, выполняя частные заказы.
Плюсы и минусы профессии
Общение с известными людьми, артистами.
Необходима физическая подготовка, т.к. может потребоваться переносить довольно тяжелое оборудование (на концертах).
Сколько зарабатывают звукорежиссеры?
Зарплата новичков составляет от 15-20 тыс. рублей в месяц в небольших городах и от 20-30 тыс. рублей в крупных. Звукорежиссеры с опытом получают от 30-50 до 80-100 тыс. рублей в месяц. Топовые специалисты зарабатывают больше.
Заработок на фрилансе зависит от количества проектов, их сложности и уровня специалиста, а также сферы деятельности (реклама, кино, театр, концерты и т.д.). Деньги тут могут платить самые разные.
Что нужно знать звукорежиссеру?
Профессия находится на стыке творчества и технологий. Помимо музыкального образования и тонкого слуха, звукорежиссеру необходимо знать:
Понимать, как различные помещения и материалы могут влиять на качество звучания инструментов и голоса.
Для такой профессии важен талант. Звукорежиссер должен обладать хорошим слухом, музыкальной эрудицией, иметь отличную память. Для него важно разбираться в музыкальных направлениях: от классики до современных жанров.
Звукорежиссер работает с озвучиванием сюжетов или постановок, поэтому в его навыки входит подборка музыкальных образов и работа с акустикой помещений и звучанием различных инструментов в определенных условиях. Ему также важно знать нюансы расстановки музыкального оборудования, например, микрофонов или колонок.
Как стать звукорежиссером и где учиться?
Название курса и ссылка на него
Курс в Skillbox. Идет 10 часов. Предназначен начинающим звукорежиссерам. Чему учат: подбирать оборудование, записывать музыку, работать с вокалом, обрабатывать звук. Есть отдельные уроки по теме физики звука и устройства студии.
Где искать работу?
Вакансии звукорежиссеров могут встречаться на сайтах по трудоустройству. Проекты для фрилансеров можно поискать на биржах. Многие специалисты находят проекты по сарафанному радио, через друзей и знакомых, поскольку музыкальная сфера – это довольно тесный мир, в котором все всех знают. Поэтому стоит просматривать профессиональные форумы, например, http://radiozvuk.com. Там есть специальные разделы для вакансий и предложений сотрудничества.
Завершая описание профессии звукорежиссера, хочу отметить ряд других специальностей, которые вас могут заинтересовать:
Театр vs звукорежиссура. Интервью с Аллой Соловей
Ленинградский Большой театр кукол
Я беседую со своей давнишней знакомой, звукорежиссёром Аллой Соловей, когда-то известной в рок-кругах, а в середине девяностых признанной одной из пятисот политиков Санкт-Петербурга.
Лена Карцева: Расскажи, как ты работала в театре. У вас там была студия звукозаписи?
Алла Соловей: Студия была в Большом театре кукол, но не имела звукоизоляции. Огромный репетиционный зал, несколько окон выходили на трамвайную линию на улице Некрасова, шумно, поэтому писать качественно, как в студиях Дома радио, мы не могли. Спектакли вели из радиобудки. Я нарочно говорю не радиоложа, как полагается, а будка, потому что 2 квадратных метра и окно в виде дырки, через которую слушают звукорежиссёры, больше напоминает собачью будку, за спиной впритык мощные ламповые усилители, которые по нормам должны отстоять от человека на несколько метров, а мы спинки грели, что вредно для здоровья. В ТЮЗе у нас была настоящая ложа в зрительном зале. Ещё такую же ложу я видела у своих коллег в Театре Музыкальной комедии. В других театрах бывало и хуже, сидит звукооператор в будке за стеклом, как в своё время в Большом драматическом театре им. М. Горького, ничего не слышит, ведёт спектакль по команде помрежа через трансляцию и по партитуре, где расписано, на каком уровне надо выставить микшер — регулятор громкости. Это уже не звукорежиссура, а издёвка. Но так у них было, в одном из лучших театров страны. Мы же вели спектакли, как на радио прямой эфир, ошибиться нельзя, постоянное напряжение, сравнимое с работой авиадиспетчера, с той только разницей, что в театре от твоей ошибки зрителю ни жарко, ни холодно. В худшем случае помощник режиссёра напишет докладную, что где-то перетишили или перегромчили, или поздно дали музыку. Но со мной такого практически не случалось. Мой муж говорил, когда кому-то из моих коллег предъявляли претензии по звуку: «Жертв нет? Никто не умер? Самолёты и то падают. »
Лена Карцева: Твой муж был остроумный. Он тоже звукорежиссёр?
Алла Соловей: Он асс! Лучший по профессии в 70-х годах, имел грамоту от Управления культуры. У нашего театра был самый лучший звук в городе. С мужем у нас был профессиональный тандем — лучший радиоинженер он, а я лучший звукорежиссёр. В студии муж подключил пульт звукозаписи, установил профессиональные венгерские магнитофоны STM стерео и моно для магнитной записи, цифровой ещё не было. А в радиоложе, или в радиобудке, фонограмму спектакля воспроизводили с отечественных магнитофонов МЭЗ-28. Мини-диски начали использовать в театрах в конце 90-х.
Если у плёнки были склейки, а без них никак, то бывало, что они расклеивалась, потому что высыхал клей на ацетоне. Если это происходило во время спектакля, нужно было стоя доить плёнку на пол, чтобы не останавливать музыку и не срывать спектакль, в животе на нервной почве спазмы, тебя трясёт. Потом в короткую паузу нужно оборвать плёнку, зарядить её на другую бобышку, чтобы продолжить спектакль, после спектакля сматываешь плёнку, чтобы не повредить, назад, склеиваешь. В общем, нервотрёпка. До сих пор снится этот кошмар! Позднее появились скотчи, склейки стали понадёжней.
Наша радиоложа была оборудована самым современным пультом, установленным ИРПА (Институт радиоприёма и акустики). У мужа были надёжные связи с инженерами этого института, и лучшая техника поступала в первую очередь в тот театр, где он работал: сначала в Ленинградский ТЮЗ, потом в БТК. Даже московские театры, где мы гастролировали, не имели такого качественного звукового оснащения, как у нас. Например, в московских театрах им. Ленинского комсомола и им. Маяковского, где мы гастролировали, пульты звукорежиссёра были очень убогонькие. Напомню, это был конец 60-х и все 70-е годы.
Многому в профессии я научилась у своего мужа. Мы с ним в двух театрах работали. В ТЮЗе познакомились, сблизились, потом разошлись, я уволилась, потом опять сошлись, и тогда он уволился из ТЮЗа. После этого мы поженились и вот тогда, уже как супруги, стали работать вместе в Большом театре кукол.
Лена Карцева: Ну, вы даёте! Разошлись — сошлись. Как у вас всё сложно и весело.
Алла Соловей: Да, много раз расходились, дважды женились. Муж говорил: «Чёрт не одну пару сапог стёр, пока нас свёл». А я бы добавила от себя: «Связался чёрт с младенцем».
Лена Карцева: Это кто же из вас чёрт?
Алла Соловей: Суди сама: я от него уходила, а потом увольнялась с работы.
Лена Карцева: Не жалеешь, что ушла из театра?
Алла Соловей: Нет. Иначе не было бы движения вперёд, развития, встреч с новыми интересными людьми, профессионального роста. Театр это болото, ведёшь одни и те же спектакли по 20, 40, 100 раз, оскомину набило. А я ушла на Ленинградское радио. Радио, телевидение — там жизнь кипит, бурлит… Я всегда говорила своим студентам-практикантам: идите на телестудию или радио, там вы будете главные в профессии, особенно на радио звук — это всё. На ТВ, конечно, важнее картинка, звук на втором месте, как и в кино. А в театре вы — обслуга, радисты.
Лена Карцева: Почему радисты? Это же на кораблях радисты.
Алла Соловей: Раньше в театрах были должности радистов, название звукорежиссёры и звукооператоры ввели в штатное расписание позднее, годах в 80-х, и то не во всех театрах. Звучит красиво, будто бы ты режиссёр звука. Но в театре ты не режиссёр своего звука, а исполнитель той партитуры, которую дал режиссёр-постановщик спектакля: где тихо, где громче, и никакой самодеятельности. Прерогатива режиссёра-постановщика не позволит удовлетворить ваши позывы к творчеству при музыкальном оформлении спектакля. Волеизъявление звукорежиссёра в театре неуместно. Даже если вы предложите что-то реально дельное, режиссёр отвергнет ваше начинание. И не удивляйтесь, если на следующей репетиции постановщик потребует исполнить ваш вчерашний вариант, выдавая его за свой собственный. Такова природа режиссуры. Это как правило. Но бывают исключения.
Единственный режиссёр, с которым я работала, Виктор Борисович Сударушкин как истинный демократ позволял предлагать свои решения не только по звуку, но и актёрам-кукольникам. Поэтому работать с ним для меня было удовольствием. Что касается актёров, по-моему, такая демократия их только развратила и привела к тому, что некоторые вообразили себя полноценными режиссёрами и стали мечтать о кресле главного.
Так что звукорежиссуры в театрах не существует, как и звукорежиссёров, а так, одни радисты, воспроизводящие фонограмму.
Лена Карцева: А на телевидении интересней?
Алла Соловей: Конечно! На телецентр меня приятельница переманила, там очень требовался инженер в звукоцех на очень ответственный репортажный участок. Работа инженера была для меня, как семечки. Телемост Ленинград — Бостон с Владимиром Познером помнишь? Мы тогда пересеклись с тобой, на телевидении это было один раз.
Лена Карцева: Помню. Мы тогда здорово попотели. А тебе даже благодарность в приказе объявили за большой личный вклад по обеспечению и обслуживанию телемоста.
Алла Соловей: Я не видела приказа, мне ничего не сказали, лишь через 10 лет, когда в руках оказалась моя трудовая книжка, я увидела эту запись. Приятно было хоть и с запозданием узнать, что твой труд заметили и оценили.
Лена Карцева: Лучше бы оценили в деньгах, сразу бы заметила.
Лена Карцева: Погоди, я не поняла. На радио звукорежиссёры пишут так, что вас, театральных радистов, это качество не устраивает?
Алла Соловей: Да, если радийные звукорежиссёры не добросовестны и пишут халтуру, а театр это для них халтура, то и за качеством особо не гонятся. Бывало, что копию снимает звукооператор в стельку, а какие звукооператоры на радио халтурщики, я уже рассказывала, и нам приносят нечто непотребное. И работаем мы с такой фонограммой, мучаемся до естественного конца спектакля, пока он не умрёт и его не спишут.
Лена Карцева: А вы могли бы им вернуть этот брак?
Алла Соловей: Не можем, уже всё заплачено, денежки поделены. Дирекции было выгодно тратить бюджетные деньги на дорогостоящие записи в Доме радио или в Доме музыки, чтобы получать откаты. Мы могли делать записи не хуже, но тогда не будет откатов да ещё придётся нам платить сверхурочные, а для дирекции такое немыслимо.
Лена Карцева: Откуда тебе известно, что брали откаты?
Алла Соловей: Мой муж был в курсе всего, о чём говорилось в кабинете директора. В своё время, когда он монтировал местную трансляцию, в кабинете директора установил микрофончик.
Лена Карцева: Жучок?
Алла Соловей: В 70-х годах жучков в широком употреблении не было. Хотя, как знать… Может, и жучок… Ведь у Соловья были связи с инженерами ИРПА, которые его снабжали за бутылку водки всякими новинками и информацией. Но мне муж говорил, что это был обычный микрофон. Когда ему хотелось что-то подслушать, он забегал в нашу радиоложу, где стояли мощные усилители трансляции, подключал наушники и прямо с предварительного усилителя снимал сигнал, то есть слушал, о чём и с кем ведёт беседу директриса.
Лена Карцева: Ну, он и шпион!
Алла Соловей: Так делают многие радисты, не он это придумал. С технарями не шути… За наш бесплатный труд, за оклад в 100 рублей! А как мы делали черновые записи для репетиций… Не хуже, чем на радио.
Дирекции, администрации, режиссёру было не до таких мелочей, как бракованная запись из Дома радио, им бы вовремя спектакль выпустить. А нас, радистов, не больно-то и слушать хотели. Да и кроме наших профессиональных ушей, брак по звуку мало кому понятен: что-то там дребезжит, ну и что? Когда я вела спектакли, каждую минуту, если не секунду, микшировала и корректировала фонограмму, чтобы приблизить звучание к более-менее приемлемому, комфортному для ушей зрителей и актёров. А остальные наши звукооператоры вели спектакли так: выставят регулятор уровня и сидят вяжут или читают.
Лена Карцева: А разве так можно?
Алла Соловей: Для халтурщиков всё можно. На телевидении на вещании так тоже часто работают: выставят микшер на каком-то уровне и пошли чай пить. Поэтому и звук часто из телевизора идёт то громко, то тихо.
Лена Карцева: Я замечала. Приходится дома всё время пультиком работать вместо ленивых звукорежиссёров на телевещании.
Алла Соловей: На телевидении и на радио особенно звукорежиссёры — это привилегированный класс. Не знаю, как сейчас, но в наше советское время они были отдельным цехом, который подчинялся Комитету по телерадиовещанию, в то время как звукооператоры и технический персонал Ленрадиотелецентру. У нас были разные начальники и отделы кадров. В работе это выглядело так: аппаратуру (пульт, магнитофоны, микрофоны) настраивали к записи инженеры и техники. Звукорежиссёр являлся в студию за 5-10 минут до начала записи на всё готовенькое, настраивал свои драгоценные ушки и руководил записью — звукооператором за магнитофонами и теми, кто в студии пыхтел, потел — актёрами или выступающими. Актёры пикнуть не смели, если им скажут, что нужно переписать, слушались звукорежиссёра безоговорочно. В театре те же самые актёры с радистами не церемонятся, бывают грубы и сами любят указывать, где им тихо, а где им громко. Звукорежиссёр отвечал за качество записи. Если его не устраивало звучание, под рукой всегда были инженеры, готовы выполнить любое требование. Подержавшись за микшер, по окончании записи звукорежиссёр удалялся. Дальше он за фонограмму не отвечал, оставшуюся черновую работу делали звукооператоры и несли ответственность за монтаж и хронометраж передачи. Звукорежиссёров вызывали только на так называемые высокохудожественные записи: оркестров, вокалистов, спектаклей. Остальные передачи, а их было гораздо больше, общественно-политические, спортивные, детские и прочие записывались звукооператорами в репортажных студиях: сам крутись за пультом и магнитофонами. Поэтому квалификация и опыт звукооператора 6 разряда, как у меня, была выше, чем у какого-нибудь звукорежиссёра радио или телевидения. Время показало, когда такая звукорежиссёрша, после того как их сократили на радио, пришла работать в театр и на первом же спектакле заявила, что не любит микшировать. Такой вот парадокс. В театре она, конечно, не задержалась.
Лена Карцева: Почему ты не перешла в звукорежиссёры, если у них работа полегче?
Алла Соловей: Мне намекал на это начальник звукорежиссёров, но я ответила, что стала очень уставать от громких звуков. Ведь мы на радио работаем под большим усилением звука, иначе нельзя — надо слышать малейшие шорохи, щелчки, бурчание в животе выступающего.
Лена Карцева: Как это бурчание? Ахахаха!
Алла Соловей: Артистам было не до смеха, когда звукорежиссёр останавливал запись и рекомендовал сходить в буфет перекусить, чтобы в животе не бурчало.
Лена Карцева: Так вот почему в нашем буфете всегда было полно приглашённых выступающих!
Алла Соловей: Просто хорошо кормили четвёртую власть. Шутка шуткой, но когда колонки стоят на расстоянии в 1,5-2 метра… Это не то, что в театре, когда громкоговорители где-то в зале и на сцене. При такой студийной громкости со временем развиваются профзаболевания, понижается слух, появляется гиперестезия — непереносимость громких звуков. Поэтому у звукорежиссёров по норме рабочий день не должен превышать четырёх часов.
Лена Карцева: Но звукооператоры работали полный восьмичасовой рабочий день!
Алла Соловей: Вот именно. И в этом тоже заключалась несправедливость. Поэтому я с лёгкостью и радостью перешла на телевидение на репортажный участок звукоцеха, где работы с громким звуком было поменьше, зато больше требовалось технического и организаторского опыта.
Лена Карцева: А также самоорганизации, на телевидении надо уметь крутиться, работать чётко, без промедления, без ошибок, дремать и расслабляться некогда.
Алла Соловей: Да, нужно быть многостаночником. Поэтому не всем это дано — быть настоящим телевизионщиком. Разгильдяем и лентяем там не место.
Помню, как я записывала спортивные передачи Кирилла Набутова. Никто из наших звукооператоров не желал с ним работать, потому что он был расхлябанный и недисциплинированный. Соответственно, материал для монтажа предоставлял такой, что приходилось мучиться, чтобы фонограмму допустили к эфиру. Он возьмёт у кого-то интервью, запишет с браком на кассету, а звукооператор потом делай из этого говна конфетку. Кирилл Викторович постоянно опаздывал на запись в репортажной студии, прибегал запыхавшийся, в оставшееся короткое время нужно было успеть записать его комментарий, смонтированное интервью и всё это подложить под музыку. Никто не хотел кувыркаться из-за шустрого Набутова, который знал, кому целовать ручки и дарить цветы, а перед кем можно не извиняться за опоздания.
Лена Карцева: А зачем ты соглашалась с ним работать?
Алла Соловей: Вот такая я безотказная. Трудностей не страшилась, поэтому у меня всегда всё получалось.
Лена Карцева: Всегда удавалось из говна сделать конфетку?
Алла Соловей: Не всегда. Корреспонденты нередко писали интервью с браком. Звукооператор делал заключение, что давать этот брак в эфир нельзя. Тогда корреспондент вынужден был бежать к высшему радийному руководству, убеждать его, что без этого интервью передача не передача, и тогда начальство брало на себя ответственность и писало бумагу, из которой следовало, что разрешается дать в эфир на один раз. Тебе не приходилось брать такие разрешения?
Лена Карцева: Я писала без брака.
Алла Соловей: Ну, молодец! А вот нынче даже звукооператоры везде плохо пишут звук, в том числе и в кино, если нет специального озвучивания. Чему их в институтах учат? У этих студентов столько понта! Насмотрелась я на них, когда они толпой ко мне на практику приходили!
Лена Карцева: Про студентов потом расскажешь. Давай сначала об актёрах.