звездочка на фюзеляже что значит
Почему некоторые звездочки на самолетах во время войны не только закрашивали, но и обводили
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Пожалуй, любой, кто хотя бы раз смотрел советский или отечественный фильм об авиации периода Великой Отечественной войны, не только знает о самом факте рисования на самолетах этих знаков, но и может объяснить их значение.
Часто летчики, вылетая на задание, даже если оно заключалось только в разведке местности, сталкивались с авиацией противника и вступали в бой. Если все заканчивалось не просто победой, а сбитой вражеской машиной, то фюзеляж истребителя украшался звездой – символом победы над противником.
Конечно, количество таких отметок могло быть разным, в зависимости от количества полетов и мастерства летчика, поэтому на некоторых самолетах можно увидеть десятки звезд. Такая практика также играла роль своеобразного психологического пресса на противника: когда он видит, что его атакует машина, буквально вся разрисованная звездами, он понимает, что летчик в кабине напротив – настоящий ас, и бой будет не из легких.
Интересный факт: количество звезд на фюзеляже отдельных истребителей действительно поражало даже опытных пилотов. Ведь на самолетах некоторый асов, отмеченных Золотой звездой Героя Советского Союза можно было насчитать более полусотни пятиконечных отметок.
Однако внимательные люди нередко отмечают для себя любопытную разницу между звездами на разных машинах: одни просто закрашены, другие же дополнительно обводились краской другого цвета. И, как выясняется, причиной таких различий были отнюдь не эстетические предпочтения рисовавшего.
Дело в том, что чаще всего в боевых вылетах принимала участие группа летчиков на нескольких самолетах. И когда подбивается машина противника, довольно трудно выяснить, кто именно произвел решающий выстрел. Именно поэтому в таких случаях на фюзеляжах истребителей всех, кто принимал участие в операции, рисовали красные звезды по количеству уничтоженных вражеских машин, а затем обводили их белой краской.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Победа на фюзеляже: Летчики ВКС в Сирии присвоили звездочки на самолетах
Откуда идет традиция изображать на истребителях и штурмовиках символы воздушных побед
Фотографии российских самолетов из состава ВКС, принимающих участие в боевых действиях с террористами в Сирии, привлекли внимание наличием звездочек на фюзеляже, которые традиционно считались знаком отличия за победы в воздушном бою. Явного противника в небе там вроде и не наблюдается, тем не менее, на борту одного из бомбардировщиков Су-34 красуются 6 звездочек, истребитель пятого поколения Су-57, который проходит в Сирии боевую «обкатку», украшен десятью знаками отличия. Есть они и на штурмовиках. Говорят, что одна звезда дается за 10 успешных боевых вылетов с фактическим поражением целей. Насколько корректно рисовать звездочки на самолетах, не принимающих участия в воздушных боях? Обернемся к истории вопроса.
«Achtsamkeit im Himmel Pokryshkin!» — «Внимание, в небе Покрышкин!», — раздавалось в эфире, когда немецкие летчики замечали в небе истребитель Bell P-39 Airokobra (поставлялся из США по ленд-лизу), который узнавали по количеству звездочек на фюзеляже, свидетельствующих о воздушных победах, а их к концу войны было 59. Могла быть и еще одна звезда, но ее не засчитали — свой первый самолет Александр Покрышкин, в последующем трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, сбил уже в первый день войны 22 июня 1941 года, но это оказался… свой бомбардировщик. Будущего воздушного аса от серьезных последствий спас хаос и неразбериха того времени и он отделался лишь нагоняем от начальства.
Мировое господство Америки оказалось под угрозой
На истребителе Ла-7 летчика Ивана Кожедуба, также трижды Героя Советского Союза, красовалось 62 звездочки — по количеству «заваленных» немецких Мессершмитов, Юнкерсов, Фокке-Вульфов и прочих немецких самолетов. Фашистские асы тоже узнавали его в воздухе по количеству символов воздушных побед на фюзеляже истребителя, и предпочитали не связываться, уходили из боя. Незнание и невнимательность подвела американских пилотов — Иван Никитович не раздумывая сбил два американских истребителя F-51 Мустанг в небе над Берлином в апреле 1945 года, которые по ошибке (а может нет?) пытались его атаковать. Уже во время Корейской войны, с марта 1951 по февраль 1952 года, будучи командиром авиационной дивизии, Иван Кожедуб сбил в небе над Северной Кореей 17 американских самолетов (его подчиненные «завалили» 264). Они не вписаны в число его воздушных побед и никаких символов на самолете не появилось — Советский Союз официально не принимал участия в тех боевых действиях.
А еще помните диалог между летчиком Скворцовым и механиком его самолета из кинофильма «В бой идут одни старики»? «Сколько рисовать? Две?», — спрашивает обрадованный успехом в бою командира механик. «Две… Тут одного пока завалишь — запаришься», — вытирает пот со лба пилот. Звездочки на фюзеляже самолета свидетельствовали о мастерстве пилота, его отваге и смелости. Просто так, со слов летчика о сбитом вражеском самолете, их не рисовали, чем, кстати, грешили немецкие (Эрих Хартман якобы сбил 352 самолета, причем сам был достоверно сбит 14 раз) и американские пилоты, считавшие, что достаточно выпустить пулеметную очередь в хвост противника, а потом отвалить в облака не глядя на результат. Требовалось подтверждение либо от командира звена или авиационной группы, либо сообщения от пехоты, зафиксировавшей сам бой или упавший самолет противника. Порой подтверждение сбитого немецкого самолета передавали радиосвязью партизаны, ставшие очевидцами воздушного боя.
Интересная деталь — в первые годы Великой Отечественной войны пилоты Люфтваффе раскрашивали свои самолеты не только символами воздушных побед, но и всевозможными рисунками. Ситуация изменилась после 1943 года, когда господство в небе немецкой авиации заметно снизилось, а к завершающему финалу войны и вовсе было сведено на нет. Исчезли и крестики на бортах германских летчиков, которые остерегались привлекать к себе внимание — советские пилоты объявили охоту на лучших асов Геринга. Сами при этом не скромничали — украшали самолет звездочками, а получившие звание Героя (более 10 сбитых немецких самолетов) непременно рисовали на фюзеляже Звезду.
— Традиция эта в авиации давняя и в её возрождении нет ничего плохого, тем более, что звездочки рисуют на самолетах, которые принимают участие в реальных боевых действиях, — считает экс-замглавкома ВВС генерал-полковник Николай Антошкин. — В мирное время такой практики не было, а за успешные учебно-боевые стрельбы пилотам объявлялась лишь устная, либо письменная благодарность с присвоением звания «летчик-снайпер». На фюзеляже самолета это не фиксировалось — все и так знали, кто взлетает или заходит на посадку. У каждого истребителя или бомбардировщика есть строго определенная символика, понятная только своим, точно также, как система распознания «свой-чужой», тут ничего лишнего не надо. Да и на сверхзвуковых скоростях её особо не различишь. Есть еще система индивидуальных позывных. Когда я командовал ВВС Московского военного округа, все знали, что если в эфире звучит «Рубин», значит, летит Антошкин. В бытность службы в разведывательной авиации подобное исключалось, уж тем более под запретом были какие-то характерные обозначения на борту самолета.
ФСБ неслучайно опасается всплеска террористической активности «черных вдов»
— Но здесь — другой случай. Звездочки на фюзеляже самолетов в Сирии демонстрируют боевые заслуги. Это мощный стимул для самих летчиков. Это же армия, где воинское звание тоже определяется количеством звездочек и звезд на погонах — четыре маленьких у капитана, три больших у генерал-полковника, у генерала армии — одна большая. Точно так же и у боевых летчиков, где их статусность, пилотажное мастерство и личное мужество можно определить по количеству звездочек на фюзеляже самолета. Сразу видно, кто есть кто.
В общем, традиции отечественной авиации по отображению числа воздушных побед имеют давнюю историю, так что появление звездочек на фюзеляжах истребителей и штурмовиков российских ВКС в Сирии особого удивления не вызывает. И если бы 24 ноября 2015 года российский фронтовой бомбардировщик Су-24, который был сбит F-16С ВВС Турции, сопровождал истребитель Су-57, то помимо десяти звездочек за количество боевых вылетов и работы по наземным целям ему было бы можно нарисовать звезду во весь рост — турецкий самолет он бы сбил на дальних подступах.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Операции по пересадке органов в основном делаются в Москве и в нескольких мегаполисах
Американские спецслужбы умоляют российских коллег не использовать РЭБ — убийц «Байрактаров»
США и КНР приступили к разработке самолетов 6-го поколения, а РФ застряла, как в болоте, в пятом поколении
Как летчики разных стран отмечали свои победы?
Советские летчики отмечали победы красными звездочками. Появилась даже поговорка: «пририсовать звездочку на фюзеляж», то есть отметить очередную победу. Но наши пилоты в этом отношении были единственными. Летчики других стран – англичане, французы, американцы – вполне резонно считали, что сбитые самолеты надо помечать символами не тех, кто их сбил, а знаками тех, кого сбили. То есть символами врага. Кстати, советские летчики вначале войны тоже рисовали вместо звездочек перечеркнутые свастики, но потом командование такую практику запретило и разрешило изображать только звёзды, как символ победы, а не сбитый вражеский самолет.
Традиция отмечать сбитый самолет врага появилась в годы Первой мировой. В 1918 году американский летчик Алан Уинслоу сбил первый в истории американской авиации вражеский самолет – германский «Альбатрос». После боя Уинслоу отметил на гербе эскадрильи небольшой крестик. С легкой руки пилота обычай подхватили и другие американские летчики.
Американцы, англичане и французы отмечали же сбитые самолеты символами врага. Немецкие – крестами и даже свастиками. Но так как по нынешним законам изображения свастики запрещены российскими законами, такие победные фотографии мы демонстрировать не будем. Можете сами поискать в Интернете. Иногда летчики отмечали внизу и марку сбитого самолета.
У лучшего австралийского аса Клайва Колдуэла по прозвищу «Убийца» на фюзеляже был настоящий иконостас – и 17 немецких крестов, и 7 японских солнышек, и три итальянских кружка, и даже один полукружок. Это не означало, что очередного итальянца Колдуэл отпустил недобитым. Зачастую союзники половинкой вражеского символа отмечали победу в групповом бою. То есть враг был сбит, но кто его подбил непонятно. В отличие от западных союзников немцы приписывали такие победы самому результативному летчику (чтобы личный счет быстрее рос), а наши записывали на самого молодого и неопытного, чтобы поддержать морально и, кстати, материально – за сбитый самолет полагалась солидная денежная премия.
Немцы не обладали богатой фантазией – скромно отмечали победы простыми палочками. Они у них так и назывались ― «абсшюссбалкен», то есть «палочки за сбитие». Причем рисовали не на фюзеляже, а на хвосте. Лишь некоторые старались разнообразить палочки небольшими символами сверху, обозначавшими национальную принадлежность противника. Красные звездочки – советские самолеты, белые – американцы, кружки с точками – британцы.
Кстати, отметки на хвостах самолетов ставили и советские морские авиаторы. Это старая морская традиция – хоть чем-то да выпендрится, отличится от простой армейской «пехоты». И нашивки за ранения не по степени значения, а по времени получения, и отметки о сбитых самолетах не на фюзеляже, а на хвосте.
На этой «летающей крепости» есть зайчик размахивающий аж четырьмя флажками. То есть во время одного боевого вылета было уничтожено четыре вражеских самолета.
Бомберы американской и британской авиации тоже отмечали боевые вылеты рисунками бомбочек, а некоторые, обладавшие буйной фантазией, зайцем на бомбе. Если во время вылета был сбит вражеский самолет, то заяц размахивал флажком, если два, то двумя флажками.
Мода на победные отметки докатилась и до земли. Тем более, что снайперы с давних времен отмечали уничтоженных врагов зарубками на прикладах. Танкисты и артиллеристы тоже начали рисовать звездочки на дулах орудий по количеству подбитых вражеских танков. Подводники стали рисовать на рубках силуэты потопленных кораблей.
Какое значение имели звездочки на фюзеляжах советских самолетов во время ВОВ
Интересным и занимательным фактом времен ВОВ являются символические звездочки на фюзеляжах самолетов-истребителей. При этом, случалось, что одни звездочки закрашивались полностью, а некоторые из них дополнительно обводили.
Фотографии и фильмы про Великую Отечественную войну показывают массовые факты рисования звездочек на самолетах.
Если неприятель видит, что против него зашел самолет, который весь обрисован звездами, то он осознавал, что пилот в кабине является реальным асом, и предстоит трудный бой. Бывало, что численность звезд на фюзеляжах самолетов могла поражать даже опытных летчиков. На воздушных машинах асов бывало до полусотни победных звездочек.
Но, на самолетах можно было заметить интересную разницу во внешнем виде звезд. Бывало, что одни из них просто закрашивались, а остальные были обведены дополнительно с помощью другой краски. Случалось, что во время боевых вылетов, участвовала группа самолетов. Когда сбивался вражеский самолет, то было непросто установить, кто точно поразил неприятеля. По этой причине на фюзеляжах самолетов всех участников вылета рисовали звездочки красного цвета, согласно числа сбитых вражеских машин. После этого, все звезды обводили с помощью белой краски.
«Я вот думаю, что сила – в правде. У кого правда – тот и сильней»
Звездочки на фюзеляже
А «с той стороны» вас, мол, тоже читать не будут, будут игнорить. Да и не убедите вы никого там, понимаете?
И я задумался. А потом взял карандаш, залез в архив и начал считать.
Скунсоподобный Евгений Липкович давно перестал жевать трусы. То ли съел, а купить больше не на что, то ли подавился – но перестал. И вони в интернет-пространстве поубавилось. Надеюсь, и вокруг «усадьбы Липковича» – тоже.
Ольга Чекулаева перешла в приват: больше не рискует открыто собирать коллаборантов из диаспор «топить за санкции». А уж «женские марши» организовывать давно бросила. Плоскостопие, наверное, с лета.
Лишилась, как оно и обещалось, бизнес-ноготков синяя коза Ксения Федорова. Пока еще выставляет себя «непримиримой», но уже обратилась к семье, к детям, вот и хорошо, еще котиков начать постить – вообще замечательно будет.
Жвалевского с пастернаками даже жалко: для начала, своими «летописями» (дайджестами экстремистских телеграм-каналов) они себе на реальные сроки уже написали. Но нехтомотольки-то заткнулись, теперь неоткуда темы брать. Так они, не поверите, стали умничать на своих кухнях про министра МВД. Точно повторяя федутовский путь. С тем же маячащим результатом в конце.
Умный Лева Ратнер подтер свой фейсбук аж до 15-го года еще после первого публичного упоминания. Фичку в кармашке, правда, оставил – ну так она и всегда там была.
Чуть помедленнее его, но тоже расторопный Виталик «Гранатометчик» Новиков больше не пишет большие посты. Вообще не притрагивается. Хотя времени свободного у актера самодеятельности сейчас много – лазит везде, лайкает всех, но сам благоразумно молчит: обучаемый.
Сильно задумался Андрей Казакевич из научных астапень: если «бить по штабам уже в тренде», не пора ли линять подальше из таких штабов? Ему уже поздно, отметился и замазался, но – да, отойти как можно дальше от токсичного лучше раньше, чем никогда.
Что и понял – и даже, похоже, сделал – Владислав Мурашкевич. Лапоровичи – они ведь разные, в том числе и по составу соседей. А уезжать не хочется. Кстати: не многим удается использовать мыслительные способности так, как это может член «Ротари-клуба», далеко не всем.
Инна Радаева перестала спасать «белоцепкальных» и теперь спасает кошечек и собачек. Как раньше. Но снова использовать гордое самоназвание «музыкальный эксперт 1-й канал, РФ в Минск» получится вряд ли. Как раньше.
И Юрик Халезин заткнул свое поганое хайло. Я дико извиняюсь за стиль, но вы почитайте его выплески в соцсетях – тоже никак по-другому не назовете. Не до конца, правда, заткнул, но видно, что пересыхает зловонный фонтан.
Даже вконец неуравновешенная Ника Сандрос вернулась к томному разглядыванию открыток британской королевской семьи, любимому занятию восторженных провинциалок. Напоследок испытав очередной приступ и воочию увидев Гагарина: «Юра, они стырили не только День Победы, но и День Космонавтики. Впервые в жизни никого неохота поздравить с этим днем и вместо радости чувствуешь испанский стыд, горечь и злость. Юра, восстань, приди и надавай уже сс…ми тряпками им всем по мордасам». Не бросайте лечения, Ника, не время еще.
Ну, а такие любители очернять историю, как Игорь Кузнецов да Змицер Дрозд молчат уже давно. У Кузнецова – котики да перепосты, у Дрозда – бесконечное нытье: «отдайте хутор и все тягло, что когда-то раскулачили, верните взад».
То есть с десяток-другой «лiдараў думак» вернулись из публичного пространства на личные кухни. Вот пусть там и гундят, как и делали это всю жизнь.
Звездочки на фюзеляже есть, а вы говорите: не читают, игнорят… Мы с Азаренком тому же Федуте еще когда предлагали: вернись к холодильнику и пользуйся полнейшей демократией в стране, пока не лопнешь. Только никуда не ходи, ничего не публикуй, не отсвечивай. Не-ет, захотел стать владычицей морскою… ну, значит, скоро ею и станет.
Что до читателей «СБ. Беларусь сегодня», то повинюсь: да, согласен, не каждый раз получается написать просто. Да кого я обманываю! Я даже не пытаюсь. Вы уж меня простите, а я вам за это дам совет: читайте вслух. Когда появляется интонация, многое в напечатанном становится понятнее. И даже иногда смешнее.
А весь вот этот текст написан, если кто не понял, отнюдь не для похвальбы. Даже наоборот: для дальнейшего целеполагания. И целеуказания. Потому что нужно обязательно продолжать чистить страну от сорняков. До корней.