золото маккены что это значит
Золото Маккенны
«Золото Маккенны» — кинофильм, поставленный по одноимённому роману писателя Уилла Генри. В основу романа легла легенда о потерянном золоте Адамса (Lost Adams Diggings (англ.) русск. ).
Содержание
Потерянное золото Адамса
Легенда о золотом каньоне Адамса существует уже более двух столетий. И все эти годы продолжаются поиски потерянного золота, находящегося, по всей видимости, где-то в Нью-Мексико. В сентябре 1864 года в восточной части Аризоны солдатами были найдены двое мужчин, умирающих от голода и жажды, которые блуждали по пустыне в течение тринадцати дней, прячась от индейцев. Один из мужчин, фургонщик Адамс (имя его нигде не зафиксировано) рассказал армейскому хирургу историю о золотом каньоне апачей, показав имевшийся у него самородок. По его словам, на привале у реки Гила к ним подошёл молодой мексиканский индеец по прозвищу Кривое Ухо и предложил указать место, где находится золотой каньон апачей, если они помогут ему добраться до Мексики, откуда он был силой увезён апачами.
20 августа 1864 года Адамс и остальные золотоискатели двинулись в путь (согласно Адамсу, с ним и Ухом было 22 человека, но по другим версиям — не более 12). Они нашли жилы и начали добывать золото. Потом одна группа из пяти человек ушла в Форт-Уингейт (англ.) русск. за пополнением припасов и снаряжения. Однако она не вернулась. Через восемь дней Адамс и Дэвидсон отправились на её поиски и нашли всех пятерых убитыми. Когда же они вернулись в лагерь, то обнаружили лишь пепелище. Апачи убили всех золотоискателей и подожгли их жилища. Адамс и Дэвидсон бродили по пустыне тринадцать дней, пока на них не наткнулся военный отряд. Дэвидсон умер в форте, а Адамс только спустя 10 лет смог преодолеть свой страх и вернуться в Нью-Мексико. До конца своей жизни (сентябрь 1886 [источник не указан 443 дня] ) он пытался найти потерянный каньон…
Описание сюжета
1874 год. Гедлибергский шериф Маккенна в случайной стычке убивает Старого Койота — одного из апачских вождей. У Койота шериф находит план местонахождения Золотого Каньона, где, согласно легенде, находятся несметные золотые россыпи. Легенда гласит, что это золото апачи нашли много лет назад. Оно охраняется духами. И пока апачи его не тронут, они будут сильны. Многие предпринимали попытки найти это золото. Легенда также рассказывает о том, как некий Адамс нашёл каньон, но апачи поймали его и выжгли глаза, чтобы он не смог никого привести сюда. С тех пор Золотой Каньон (своё имя Дель Оро он получил от конкистадоров, не сумевших его отыскать) называют и Каньоном Слепого Адамса. Полученную карту Маккенна сжигает…
Банда Колорадо пополняется также и отрядом «джентльменов из Гедлиберга» [1] под командованием Бена Бейкера. Отряд Бейкера состоит из видных горожан, а также двоих англичан и самого слепого Адамса. Однако, отряд золотоискателей попадает в засаду солдат федеральных войск; спасаются лишь немногие, солдаты идут следом. Сержант Тиббс, догнав золотоискателей, убивает своих двоих оставшихся солдат и присоединяется к Колорадо, мечтающему о парижских увеселениях. Золотоискатели, наконец, проникают в каньон и видят огромную золотую жилу в его стене. Они галопом спускаются в долину, в это время Хеш-Ке пытается столкнуть Ингу в пропасть, но погибает сама, сорвавшись с утёса.
В это время в каньон врываются апачи, которые своими криками и стрельбой неожиданно вызывают обрушение каменных глыб и последовавшее землетрясение. Маккенна, Инга и Колорадо спускаются к лошадям и бегут из долины. Как только они выезжают из обваливающейся пещеры, стены каньона рушатся, погребая золото под тоннами камней. Безоружный Колорадо грозит Маккенне и уезжает прочь. Маккенна также уезжает с девушкой. Камера показывает, что во время бегства шериф оседлал лошадь Тиббса с сумкой, набитой золотом.
Исполнители
Песню «Старый гриф» (Old Turkey Buzzard), написанную композитором Куинси Джонсом на слова Фредди Дугласа, исполняет Хосе Фелисиано.
«Золото Маккенны» в СССР
В 1973 году картина демонстрировалась на внеконкурсном показе VIII Московского международного кинофестиваля. А в июне-августе 1974 года вышла на экраны СССР. Помимо обычного дубляжа, выполненного на студии Мосфильм, прокатный вариант включал в себя и новую версию (русский текст Леонида Дербенёва) песни Old Turkey Buzzard — «Старый гриф-стервятник», которую исполнил Валерий Ободзинский. В дубляже картины принимали участие актёры:
Релиз на видео
Релиз данного фильма состоялся на VHS в США в 1977 году. В СССР в самом конце 1970-х и 1980-х годов издавались на лицензионных видеокассетах с советским дубляжем «Видеопрограммой Госкино СССР», а полная версия фильма распространялась на «пиратских» видеокассетах с одноголосыми закадровыми переводами А. Ю. Гаврилова, Л. В. Володарского и Константина Дьяконова.
В конце 1990-х фильм был впервые выпущен на DVD в США и Канаде, изначально только со звуком Dolby Digital 1.0 Mono, позже также и со звуком 5.1 Surround. В России в начале 2000-х годов версия фильма с дубляжем выпускалась на VHS изданием «Светла», а в 2002 году — на DVD изданием «Деваль Видео». Также выпускался на DVD и с многоголосым закадровым переводом.
Места съёмок
Натурные съёмки проводились в Аризоне, в национальных парках Каньон-де-Шелли и Глен-Каньон
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Золото Маккенны» в других словарях:
Золото Маккенны (фильм) — Золото Маккенны Mackenna s Gold Жанр вестерн … Википедия
Золото (значения) — Содержание 1 Металл 2 Переносные значения 3 Устойчивые выражения 4 … Википедия
Ободзинский, Валерий Владимирович — Валерий Ободзинский Мемориальная доска на доме в г. Одессе … Википедия
ПЕК Грегори — (Peck) (5 апреля 1916 18 июня 2003, Лос Анджелес), американский киноактер. Получив образование в школе драматического искусства, Грегори Пек дебютировал в кино в 1943 году. Внешность «стопроцентного американца» определила амплуа молодого актера.… … Энциклопедия кино
РОБИНСОН Эдвард — РОБИНСОН (Robinson) Эдвард (12 декабря 1893 26 янываря 1973), американский актер. Настоящие имя и фамилия Эммануил Голденберг. Родился в Бухаресте (Румыния). С 1903 жил в США. Отказался от намерения стать раввином или юристом ради учебы в… … Энциклопедия кино
ШАРИФ Омар — (р. 15. 02. 1931), египетский актер. Настоящее имя Мишель Димитрий Шалхуб. Родился (по другим данным, 10. 04. 1932) в Александрии, в самом интернациональном городе Египта в семье христианского вероисповедания. После окончания привилегированного… … Энциклопедия кино
Уоллак — Уоллак, Элай Элай Уоллак Eli Herschel Wallach Имя при рождении: Элай Хершел Уоллак … Википедия
Уоллак, Илай — Илай Уоллак Eli Herschel Wallach … Википедия
Шариф, Омар — Омар Шариф عمر الشريف … Википедия
Савалас — Савалас, Телли Телли Савалас Telly Savalas Имя при рождении: Аристотелис Савалас Дата рождения: 21 я … Википедия
Как оскароносный уроженец Кременчуга запустил в СССР голую женщину, затмившую золото Америки
Полвека тому назад, 18 марта 1969 года, в США состоялась премьера фильма «Золото Маккенны». В американском прокате кинолента провалилась, зато в Советском Союзе вестерн стал культовым для нескольких поколений зрителей
Если спросить у жителей постсоветского пространства от 50 лет и старше, видели ли они фильм «Золото Маккенны», то практически в 100 процентах случаев ответ будет утвердительным. Причем чаще всего он будет сопровождаться светлой и мечтательной улыбкой. Представители же мужской части аудитории почти наверняка добавят к этому с лукавым блеском в глазах нечто подобное: «Там же, помнишь, еще индианка голой купалась…»
В целомудренном и строгом по части эротических переживаний советском обществе точеная фигурка и совершенно ничем не прикрытая попа танцовщицы Джули Ньюмар, исполнившей роль индианки Хеш-Ке, показанные на многочисленных широких экранах 1/6 части суши, стали событием, мягко говоря, из ряда вон выходящим. Пацанва ломилась в кинотеатры, пытаясь всеми правдами и неправдами, приподнимаясь на цыпочки и норовя сменить подростковый фальцет на солидный басок, обойти церберов-контролеров, строго блюдущих ограничения фильма категории «16+».
Удивительная история, но для многих советских мальчишек это было первое вот так запросто увиденное обнаженное женское тело. Если угодно, дебютный эротический опыт массового поражения! Поэтому тот факт, что роль главного злодея в «Золоте Маккенны» сыграл блистательный Омар Шариф, запомнил далеко не каждый. А попу Хеш-Ке — все без исключения.
Могла ли понять Джули Ньюмар, прославившаяся в США прежде всего ролью Женщины-кошки в сериале «Бэтмен», какую бурю страстей вызвал ее скромный образ у возбужденных братских народов Советского Союза? Нет, конечно. Она же была по сути дела с другой планеты. Кстати, удивительно, как скорое на размахивание ножницами кинематографическое начальство оставило сцену, исполненную неподдельного эротизма, в прокатной версии фильма? Может быть, это было оговорено условиями контракта? Не знаю, не знаю…
Впрочем, конечно же, не одни лишь прелести американской аборигенки манили в кинотеатры миллионы зрителей (за несколько прокатных волн по СССР похождения шерифа Маккенны в исполнении Грегори Пека посмотрело под 64 миллиона человек — фильм стал четвертым среди самых востребованных зарубежных лент всех времен и народов), советским людям просто нравились вестерны. Ведь по сути это же эпос, былины и сказки США — главного врага, таинственного, непостижимого, а значит, по всем понятиям интересного.
К тому же в фильме хватало погонь, стрельбы, красивых пейзажей, всего того, что у нас проходило под рубрикой «про индейцев и ковбойцев». В принципе потребность советского народа в такого рода зрелищах успешно удовлетворяли кинематографисты ГДР и главный апач соцлагеря югослав Гойко Митич. Но, видимо, чего-то в их произведениях все же не хватало, некой подлинной американистости, что ли. При всем уважении каньоны, снятые в натуральном виде в Аризоне, выглядят убедительней косящих под них крымских и хорватских скал.
Но это в СССР, куда «Золото Маккенны» добралось только через 5 лет после премьеры, то есть в 1974 году, фильм был обречен на успех. В американском и европейском прокате ленту ждало сокрушительное фиаско. Кинокритики считают, что вялый интерес западной публики к картине был вызван общей тенденцией в обществе. Людей интересовали другие проблемы, навеянные Вудстоком и тому подобными передовыми проявлениями массовой культуры. В общем, было не до классического вестерна с его хорошими и плохими парнями. Пусть те даже и за горой золота охотились. Короче, не ко времени кино пришлось.
Продюсер фильма, о котором мы чуть позже скажем подробнее, был в шоке. Бизнес-проект рушился на глазах, как проклятые индейскими вождями скалы на пути нечестивых гринго. Но внезапно ковбойский фильм выстрелил там, где не ждали, а именно в Индии. Эта страна как раз переживала бум кинотеатров, в которых начали устанавливать кондиционеры, стало быть, у зрителей появлялись шансы дожить до конца сеанса в тропическую жару. А тут еще и прекрасная кинокартина с конями, стрельбой и полетами кондоров подоспела.
Индийский успех несколько взбодрил создателей «Золота Маккенны», да и позволил отбить некоторые затраты. И тут случилось совсем удивительное — фильм начал свой триумфальный прокат в СССР. То, что это случилось, — несомненная заслуга продюсера. И персона эта весьма занимательная.
Когда кинолента добралась до советских экранов, публика взволнованно заметила в титрах среди чужого киношного люда уютное сочетание имени-фамилии — Дмитрий Тёмкин. Это и был продюсер фильма.
Тёмкин родился в Кременчуге Полтавской губернии в 1894 году в крепкой сионистской семье. Дело в том, что его папа Зиновий и дядя Владимир были видными деятелями движения сионистов-ревизионистов международного уровня. Дмитрий же, благодаря усилиям мамы преподававшей игру на фортепиано, с детства тяготел к музыке. Вплоть до того, что в раннем вундеркиндовском возрасте стал студентом Санкт-Петербургской консерватории. Там ему некоторые предметы преподавал, например, Николай Римский-Корсаков, чье имя консерватория носит теперь.
Революция 1917 года открыла перед Тёмкиным большие возможности. А он ими стал охотно пользоваться. Например, выступал постановщиком массовых зрелищ в духе эпохи, наподобие «Мистерия освобожденного труда» на 1 Мая. В 1920 году Дмитрий Тёмкин создал грандиозную инсценировку «Взятие Зимнего дворца», в которой участвовали 1000 статистов, 125 артистов балета и 500 музыкантов. В принципе в советской музыкально-театральной тусовке талант из Кременчуга пользовался авторитетом. Скажем, его ценил выдающийся композитор, уроженец Донбасса Сергей Прокофьев, с которым они корешились еще со студенческих времен.
Скорее всего, и в советских реалиях Тёмкин состоялся бы как музыкант и организатор шоу, но все же его тянуло за кордон. Надо полагать, и родня склоняла к отъезду из Страны Советов. Так Дмитрий в 1921 году перебрался к папеньке, который к тому моменту уже вполне прилично чувствовал себя в Берлине. А чуть позже Тёмкин-младший оказался в Париже, где пересекся с Федором Шаляпиным.
Великий русский певец посмотрел на способности Дмитрия Тёмкина и посоветовал тому не засиживаться в Европе — мотать в Америку. Там-де настоящий размах для творчества. Тёмкин послушался. И со временем стал одним из самых знаменитых композиторов Голливуда. Довольно сказать, что он больше 20 раз номинировался на «Оскар» и четырежды становился его обладателем. Еще 8 раз Дмитрий Тёмкин получал премию «Золотой глобус». Недурно для парня из Кременчуга, верно?
Причем именно музыка к вестернам была коньком Тёмкина. Понятное дело, местная пресса приставала к композитору с вопросами, как, мол, он, эмигрант из России, а так чутко уловил эстетику американских равнин? «Так, а степь — она степь и есть», —отвечал многократный оскароносец, вспоминая малороссийские просторы.
Единственный раз в жизни Дмитрий Тёмкин выступил в роли кинопродюсера. Это как раз и был случай с фильмом «Золото Маккены». Опыт был признан голливудским композитором крайне неудачным, больше он в это амплуа не встревал. Скорее всего, зря. Хватка у Тёмкина на самом-то деле явно имелась. Согласитесь, спасая провалившийся в США и Европе фильм, суметь запустить его в прокат в СССР — это надо было продемонстрировать чудеса предприимчивости.
Опять-таки Дмитрий Тёмкин ловко воспользовался удачным стечением обстоятельств. В 1969 году «Мосфильм» работал над фильмом «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. В производстве участвовала и американская сторона, чьи интересы представлял Тёмкин. Проект оценивался в 8 миллионов долларов, что очень существенно по тем временам. Кроме того, Дмитрий Тёмкин участвовал в фильме и в качестве композитора. Благодаря «Чайковскому» эмигрант из Кременчуга первый и последний раз после отъезда за кордон в 1921 году посетил Советскую Россию.
Фильм о гениальном русском композиторе не стал, если честно, шедевром. Кто его сегодня помнит? Разве специалисты. Но, во-первых, Тёмкин был очередной раз номинирован на «Оскар» за лучшую адаптацию музыкальной темы для этой ленты. Статуэтку он тогда не получил, но тем не менее. Во-вторых, связи в советских кинематографических кругах позволили ему, когда пришла пора, продвинуть на наш рынок «Золото Маккенны».
Еще важный момент. Среди прочих несомненных достоинств фильма он снабжен отменным музыкальным оформлением. Уж в этом-то со-продюсер Тёмкин толк знал, как вы догадываетесь. Причем он решил не смешивать функции. Музыку сам писать не стал, в съемочную группу был приглашен композитор Куинси Джонс. Визитной карточкой фильма стала песня «Старый гриф-стервятник». Для советского проката русский текст написал поэт Леонид Дербенев, а спел о золоте, которое манит, но непременно обманет, популярнейший в ту пору Валерий Ободзинский.
Нашей публике песня в адаптированной версии пришлась по вкусу. На концертах по всему Союзу от Ободзинского требовали: «Маккенну давай!» Он и давал. Эта композиция зачастую использовалась для красивого завершения программы. Забавно, что те зрители, которым доводилось потом видеть фильм с англоязычной версией песни (а случалось и такое), были разочарованы, плевались, мол, совести у американцев нет, такую отличную песню Ободзинского испохабили. Прекрасная наивность, святая простота…
Золото Маккены: реальная история
Первый Интересный Канал
В 70-х годах прошлого века в кинотеатрах СССР с успехом прошёл американский вестерн «Золото Маккены». История о человеческих страстях, магической силе золота и невероятных приключениях. Мало кто знал о том, что история возникла не на пустом месте. Сюжет основан на старой легенде, впервые рассказанной американским писателем Джеймсом А. Маккенной. Он услышал эту историю в юном возрасте и провёл большую часть жизни в поисках легендарного золотого каньона. Маккенна попутно собирал истории из жизни коренных жителей Америки и «бледнолицых» переселенцев, пришедших в этот новый мир в поисках своего счастья. Легенду будущему писателю поведал старик Адамс. История не сохранила его полного имени. Мы попробуем сегодня рассказать эту легенду от первого лица. Из уст самого старика Адамса.
«Летом 1884 года я был ещё крепок и силён, тогда мне было 35. Я мечтал разбогатеть и купить собственное ранчо. Деньги у меня водились. Я занимался торговлей на собственном фургоне. Дело это было сколь прибыльное столь и опасное. Индейцы к тому времени уже поняли, что жизнь их изменилась навсегда и «бледнолицые» теперь хозяева на их земле. Поэтому они то там, то здесь нападали на незваных гостей.
Да, времена тогда были непростые.
В августе я отправился с партией товара из Лос-Анджелеса в Тусон. Помимо прочего я закупил 15 лошадей, за которых намеривался выручить неплохие деньги, и наконец-то смог бы приобрести приличное ранчо где-нибудь в Аризоне.
Конечно, неплохо бы было иметь напарника, но богатый жизненный опыт приучил меня больше доверять винчестеру и пятизарядному револьверу системы «Colt», которые всегда под рукой, чем жадным до чужого добра людям.
Эта поездка поставила точку в моих мечтах о ранчо. В стычке с индейцами сгорел фургон вместе с товаром. Однако мне удалось спасти свой скальп и лошадей, которых можно было продать в находящемся неподалёку городке Сакатон.
В Сакатоне я встретил Джона Брюера. Этот парень собрал отряд из двадцати отчаянных смельчаков и намеревался отправиться на поиски золотого каньона, о котором рассказывал индеец по прозвищу Кривое Ухо. Этот краснокожий вызвался стать проводником за лошадь, ружьё и небольшую сумму, но предупредил о том, что земля, усеянная золотыми самородками, лежит в центре владений апачей.
Мои лошади пришлись как нельзя кстати и я получил своё место в отряде. Двадцатого августа мы отправились в путь. Дорога вела через реки, каньоны на юго-запад штата Нью-Мексико. Непонятно по каким приметам ориентировался индеец, но путешествие закончилось у какой-то трещины в скале. Мы могли там пройти только поодиночке.
На другой стороне мы увидели чудо. Нам открылся водопад и мелкая речка, блестевшая на солнце от обилия золотых самородков, лежащих в ней. За час мы насобирали целое состояние. Индеец, получив свою плату, поспешил удалиться, напоследок посоветовав нам не задерживаться в этом месте. Кто бы его слушал! Меня, как и моих товарищей, трясло от возбуждения и мыслей о сытой и богатой жизни, которая начнётся вскоре.
Однако мы не спешили. Да и как можно было уйти из места, где золото лежит прямо под ногами? Наши припасы заканчивались и Джон Брюер с пятью парнями отравился в форт Уингейт, чтобы закупить продукты и несколько повозок с лошадьми для перевозки золота. В те дни несколько смельчаков поднялись выше по течению и принесли более крупные самородки. Всё золото мы хранили под камнем очага в отстроенной нами хижине.
Время шло, но отряд Брюера не возвращался.
Спустя приблизительно неделю я с Дэвидсоном отправился по следам группы Брюера. Примерно в дне пути от нашего лагеря мы нашли пятерых мёртвых наших товарищей. Самого Брюера нам найти не удалось. Мы решили скорее вернуться в долину и предупредить об опасности, но было поздно. Лагеря больше не было. Все были мертвы. Нам оставалось только спасаться самим.
Не помню сколько времени мы блуждали в поисках спасения. Нас обнаружил кавалерийский патруль. Бедняга Дэвидсон не пережил это путешествие.
Вскоре апачи вышли на тропу войны. Спустя десять лет, когда стало безопасно, я вернулся в эти края, но найти дорогу в золотой каньон так и не смог. Моим мечтам о богатстве не суждено было сбыться. Иногда я сам не верю в то, что со мной произошло. Единственным напоминанием о тех событиях остался небольшой золотой самородок, каким-то чудом оказавшийся у меня в кармане.»
Однако старина Адамс не знал, что ещё двое его товарищей смогли выжить в стычке с индейцами. Джон Брюер сумел спрятаться и спастись. Видимо, имея с собой небольшой запас золота, он купил ферму и прожил долгую жизнь. Памятуя о предупреждении апачей, он не стал искать дорогу в каньон.
Удалось выбраться и ещё одному старателю, оставшемуся в лагере. Его звали Джон Снивли. Он обналичил золото на сумму 13 000 долларов. В то время это были огромные деньги. Мужчина мог бы всю жизнь прожить безбедно. Однако, по имеющейся у нас информации, этот джентльмен погиб в стычке с индейцами. По-видимому, он всё-таки нашёл обратную дорогу в золотой каньон.
Гнезда огромных шершней находят в США. Чем они опасны?
В мае 2020 года в США были замечены азиатские огромные шершни Vespa mandarinia, которые порой еле помещаются в ладонь человека. Длина тела этих созданий может достигать 5 сантиметров, но это далеко не главная их особенность. Самые большие шершни на планете могут за считанные секунды уничтожить пчелиный улей, причем расправиться его обитателями очень жестоко, оторвав головы и отдав на съедение своему потомству.
Также они опасны для людей — если верить статистике, ежегодно в Японии от укусов шершней погибает около 50 человек. В октябре прошлого года представители Департамента сельского хозяйства города Вашингтон сообщили об уничтожении гнезда, внутри которого находилось примерно 200 маток шершней, которые могли произвести на свет сотни новых колоний опасных насекомых. Их популяция очень быстро растет и об этом свидетельствует находка еще пары гнезд в конце августа 2021 года. Одна группа шершней уже уничтожена и в ближайшем будущем та же участь настигнет и вторую группу.
Самые большие шершни в США
О нашествии шершней в США было рассказано в издании The Guardian. Гнезда огромных насекомых были найдены на территории города Блейн, который относится к штату Вашингтон. Все три группы шершней находились на расстоянии не более 3 километров друг от друга. Представителям Департамента сельского хозяйства удалось уничтожить два гнезда, третье должно быть устранено в ближайшее время. Процесс происходит в два этапа: сначала насекомых собирают при помощи пылесоса, а потом с дерева снимают само гнездо. Использованные шершнями участки древесины отправляют в лабораторию для анализа. В ходе очередного исследования ученые выяснили, что в одной из гнезд находилось около 1500 шершней.
Человек на фоне гнезда шершней.
Причина вымирания пчел
Гнезда шершней необходимо уничтожать потому, что эти насекомые могут истребить пчел. Ранее я уже рассказывал, что в США и без того наблюдается рекордное сокращение популяции пчел. Ученые из Университета Мэриленда (США) провели опрос среди 3 000 американских пчеловодов и выяснили, что в период с апреля 2019 по апрель 2020 года они потеряли 43,7% пчел. А о том, чем грозит их исчезновение, мы писали в этом материале. Для многих это может быть большим открытием, но в случае вымирания этих созданий человечество может лишиться кофе, хорошей одежды и даже грузоперевозок.
Шершень нападает на пчел.
Важно отметить, что причиной вымирания пчел являются не только шершни. В большинстве случаев пчелы погибают из-за загрязнения окружающей среды и использования химикатов против насекомых. В 2019 году было выяснено, что на жизнь пчел негативно влияют даже линии электропередач.
Опасность шершней для людей
…как будто мне в ногу вонзили раскаленный гвоздь…
Огромный шмель в сравнении с рукой человека.
Интересный факт: несмотря на большую смертоносность, во время охоты жало используется редко. Обычно шершни используют свои крупные челюсти, при помощи которых дробят жертв на части.
Где живут шершни?
Ранее огромные шершни обитали только в азиатских странах вроде Кореи, Тайваня Китая, Японии и так далее. В Тайване этот вид называют «пчелой-тигром», а в Японии — «воробьем-пчелой», из-за большого размаха крыльев. Сегодня эти создания активно распространяются по всему миру. В 2019 году они были обнаружены в Канаде, а потом дали о себе знать в упомянутом выше городе Блейн. Интересно, что это поселение тесно граничит с канадскими землями. Огромных шершней можно встретить даже в России, преимущественно в Приморском крае и на юге Хабаровского края.
Древнейший Туркестан. Кто там сейчас живет, и где он находился?
Самое ранее упоминание Туркестана мы находим в знаменитой надписи сасанидского царя Шапура I (243 — 273 гг. н.э.) с так называемой «Каабы Зардушта» — башни неизвестного назначения из древнего ахеменидского погребального комплекса в Накш-и Рустам. Сама башня была возведена еще при первых персидских царях в V веке до н.э.
Надпись Шапура I была высечена на трех языках — среднеперсидском, парфянском и греческом. Упоминание Туркестана (Turγestān) присутствует в парфянском варианте надписи в титуле Нарсе сына Шапура I.
«Нарсе царь Хинда, Сакастана и Туркестана вплоть до побережья моря» (Narseh šāh Hind, Sagestān ud Turγestān yad ō zrēh zamb). Под «побережьем моря» здесь имеется в виду берег Индийского океана.
Наименование Туркестан в надписи Шапура было взаимозаменяемо с термином Туран (Tūrān), причем слово Туран встречалось в надписи чаще. Под названиями Туран/Туркестан в Сасанидской империи подразумевалась небольшая область в нынешнем Пакистане. Она входила в состав более обширного региона, наместником которого был Нарсе, он включал Сакастан — нынешний Систан в Иране, Туран — долина Келат в пакистанском Белуджистане, и Хинд — регион в низовьях реки Инд в нынешнем Пакистане.
Область Туран/Туркестан также упоминалась в сасанидских надписях в форме Тугран (парфян. Tuγrān) и в форме Турестан (twrst’Tn). Многочисленные варианты названия одной и той же области говорят нам о том, что данное наименование еще не устоялось, т.е. появилось сравнительно недавно (в первые века н.э.).
При этом чередование Тург(ан)естан/Тугран свидетельствует о том, что форма «тург/турк» уже существовала в III веке н.э. и соответствовала старой форме тур (туры), это наименование племени упоминаемого в Авесте. Т.е. «Страна туров» (Туран) в надписи Шапура I уже тождественна «Стране турков» (Туркестан). Этимологию слова «турк» я давал ранее. Впоследствии, отождествление тюрков и туранцев стало обычной чертой всей средневековой арабской и персидской литературы.
Интересно, что в средневековой арабской и персидской историографии наименование области Туран сохранилось именно в этой форме. Названия Туркестан/Тукран в средние века к данной территории уже не применялись.
Ибн Хордадбех (IX век) писал, что при первом сасанидском царе Ардашире (180—241 гг.) царь региона Белуджистан именовался Туран-шахом, его область он называл «страной тюрок».
Ибн Хордадбех. Владыки, которых Ардашир называл шахами
Макран-шах, Туран-шах (в [стране] тюрок), Хиндуван-шах, Кабулан-шах
Туран-шах — владыка царства тюрок Туран между реками Инд и Хильменд (Фрай, 193; Луконин. Культура, 62). Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. М. 1986
Прежде чем задаться вопросом происхождения царства Туран, важно отметить, что в Сасанидской имерии это наименование (Туран) относилось только к области на территории нынешнего Пакистана. Более северные регионы, в частности Средняя Азия, при Сасанидах и ранее никогда Тураном не назывались. К сожалению, значительное число современных исследователей игнорируют этот важный исторический факт.
В силу сего затруднительно предполагать, что название Туран появилось под влиянием кочевников из Средней Азии. В санскритских текстах действительно есть упоминания термина «тюрки» (турушка) применительно к создателям Кушанской империи (I век) в северном Индостане. Но это наименование видимо появилось только после VI века, не ранее времени формирования Первого тюркского каганата. И важно, что в Сасанидской империи область Туран — это лишь незначительный по размерам регион, который не мог соответствовать огромным размерам государств северных кочевников созданных в Индостане и Средней Азии.
Поэтому, наиболее перспективная гипотеза, объясняющая появление названия Туран/Туркестан на территории нынешнего Пакистана, это теория о переселении в данный регион племен предположительных «туранцев»с запада — из северо-западного Ирана. Именно на северо-западе иранского мира фиксируются древнейшие топонимы связанные с племенами авестийских туров, это области Тарон и Туруберан на Армянском нагорье. Название Туруберан переводится как «Страна родов туров», «Земля туров», родственное наименование Тарон (Туран) имеет схожий смысл. Страна Тариуни (Тарон/Туран) появляется уже в урартских текстах VIII века до н.э. По зороастрийской традиции, зафиксированной в пехлевийском Бундахишне, местом рождения пророка Заратустры был также север Передней Азии — регион обширного древнего Азербайджана (Адурбадагана).
В настоящее время, общепринято считать население пакистанского Белуджистана, который занимает сейчас территорию сасанидского Турана, выходцами из северо-запада Ирана. Язык народа белуджей относится к северо-западной группе иранских языков. В частности, он родственен языку курдов, обитающих и сейчас на востоке Турции и северо-западе Ирана. По мнению многих исследователей этноним «белуджи» происходит от названия племени балас/баладж из области Баласакан в древнем Азербайджане. Эта область также упоминалась в сасанидской надписи Шапура I (Balāsagān, «Страна народа Балас», Blʾskʾn). Видимо, уже до н.э. начался процесс переселения многих племен из Закавказья на территорию нынешнего Пакистана. Естественно, белуджей нельзя считать авестийскими турами, но в процессе переселения на восток они могли принести многие наименования со своей прародины.
Топоры без дела – до поры
В древности курский край считался разбойничьим. И для этого были все основания
Во многих из нас с вами, уважаемые куряне, есть частичка крови древних северян. Когда-то этот многочисленный народ жил в курских (и не только) краях, воевал с племенами-соседями, но со временем вынужден был подчиниться набравшему силу князю Олегу (Вещему), который начал военную кампанию по покорению окрестных племён.
Давно это было, но память о северном народе дошла до наших времён. В основном в географических названиях. Вспомните: Северский Донец, Чернигов («сев» на языке этого племени – чёрный). Понятие «севрюк» сохранилось в России до Смутного времени. А уж фамилия Севрюков бытует и сегодня.
Личная безопасность не гарантирована
О курянах вовсе недаром сохранялось мнение как о народе, лишённом избытка сантиментов: «Нет вора пуще курянина», «Курянин за цибульку зарежет». Да и могло ли быть иначе: кроме древнего наследия северян, ещё и суровая жизнь пограничной крепости. Знаете ли вы, что даже левый берег Сейма в XVII веке назывался Крымским? А сколько воинских сакм и шляхов проходило через наш край, не суля ничего хорошего… Так мудрено ли, что в те времена в курских землях едва ли не повсеместно процветал разбойный промысел? Люди жили по принципу: «Царь далеко, Господь высоко».
Один из исследователей курской старины Н. Добротворский в 1888 году писал: «Личная и общественная безопасность не была гарантирована в то время (имелись в виду XVII, XVIII века и частично начало XIX. – «КП») даже в центральных местностях, в тех, которые находились поблизости от Москвы. В таких же пустынных краях, каким долго был курский, о безопасности и мечтать было невозможно».
Надо сказать, что разбойничали не только «профессионалы». Иные крестьяне считали это обычным делом, не чураясь улучшать своё материальное положение грабежом. При этом все истово верили в Бога: «Не согрешишь – не покаешься». Случалось, что куряне промышляли разбоем целыми сёлами, превращая грабительские наезды на близлежащие селения в традиционный «отхожий» промысел. Например, такими были обитатели современного кореневского села Шептуховка. Они, цитируем историка, «иногда, собравшись человек по 40 и более, вооружённые копьями и дубинами, на подводах отправлялись «на дело»…
Спорт для помещиков
Помимо одиночек, курские земли осаждали крупные шайки. Зачастую их возглавляли сами помещики (называли их «воропаны» – «вор-пан»), которые выводили своих крепостных на большую дорогу – кто в поисках заработка, кто в борьбе со скукой. Отсюда и произошла фамилия Воропанов.
В XVIII веке возникали и настоящие помещичьи войны. Если ругались два барина (за владение рощицей или ручьём), их крестьяне с чистой совестью совершали набеги друг на друга. Вспомните повесть Пушкина «Дубровский». Убивали редко, но калечили друг друга изрядно. Считалось, что просто ссорятся два помещика. Иной раз такие «войны» тянулись десятилетиями. Одним словом, высшее сословие нередко само создавало почву для грабежа.
Случалось, что такими бандами верховодили помещицы, выказывая не меньшую прыть, чем мужчины. И верховодили они далеко не мелкими шайками. Так, в подчинении у одной из них было человек 50, у другой – за 70. Но, скорее, грабили для куража. Это был для них своего рода спорт.
Всего лишь одну банду, возглавляемую женщиной, власти показательно разгромили, при этом «атаманше» приказали «сказаться мёртвой и не выезжать из имения». Всем объявили, что она погибла. Однако она продолжала принимать не осведомлённых о её промысле гостей.
Стоит вспомнить и разбойную деятельность Марфы Дуровой, крупной помещицы Путивльского уезда Севской провинции Белгородской губернии. Для её ареста правительство было вынуждено специально направить в «порубежный край» крупные воинские части.
Разбойничьим налётам подвергались даже церкви и монастыри. В 1722 году настоятель Липиновской Троицкой пустыни (располагалась она на территории современного Октябрьского района) иеромонах Николай сообщал епископу Епифанию, что «в ночи приезжали в пустынь некие воровские люди… Разбоем взяли из кельи всякую монастырскую и келейную рухлядь, платья и посуду, и деньги. Дьякона били смертным боем».
Зачастую разбои и грабежи приобретали едва ли не «классовую» окраску. Так, в 1658 году боярин Б.М. Хитрово жаловался казацким старшинам, что из приграничных Брянского, Карачевского, Рыльского и Путивльского уездов «крестьяне бегают в Малороссию, потом приходят оттуда на прежнее жительство толпами, подговаривают к побегу с собой других крестьян и нередко отмщают своим господам, если прежде были ими недовольны».
Из разбойников в монахи
Самый легендарный разбойник обозримого курского прошлого – атаман Кудеяр, живший во времена Ивана Грозного. Тогда о возрождении Курска речи ещё не шло. Есть несколько легенд о его происхождении. Поговаривали, что Кудеяр – старший брат Ивана Грозного от первой жены Василия III, сосланной в монастырь. Он-де был реальным претендентом на престол. Но во время одного из татарских набегов на монастырь мальчишку захватили в плен. Татары дали ему другое имя – Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить старшему брату.
Когда Грозный умер, у Кудеяра пропал смысл мстить ему, он постригся в монахи и дожил свои дни в монастыре под именем Питирим. Чтобы искупить злодеяния, Кудеяр пилил вековой дуб саблей, которой убивал людей, но никак не мог справиться с деревом. Как только он окончательно усмирил свою гордыню, дуб сам упал. Местные старожилы утверждают, что дуб этот рос под Курчатовом, на так называемой Кудеяровой горе.
Куликовские сокровища и первые рэкетиры
Ещё один известный грабитель – суджанский дворянин Кулик. Его большая шайка делилась на три части. Одна базировалась под Суджей, вторая – под нынешним Большим Солдатским, третья – на месте современного Кореневского района. Когда шёл большой караван, шайка объединялась и нападала сообща.
Местные власти знали о Кулике, но особого усердия к его поимке не предпринимали. Однажды он разбил торговый караван, следовавший в Крым. Среди добычи оказался серебряный сервиз – подарок императрицы Екатерины Потёмкину. Тут же вышел указ – прекратить безобразия Куликовой шайки.
Есть несколько версий смерти предводителя: он погиб в бою, его колесовали в Ахтырске (Сумская область), четвертовали в Судже. Приказали лес, где он сидел, вырубить на определённое расстояние от дороги и поставить караул из местных жителей.
До сих пор среди жителей Суджи ходят легенды об укрытых в своё время Куликом сокровищах. Мол, там-то и там-то есть погреба, где спрятано награбленное. Говорят и о другом кладе, спрятанном в нескольких километрах от Большого Солдатского. Якобы разбойники лет 200 назад захватили целый обоз с золотом и закопали его в лесу. До сих пор люди бродят по тем местам с металлоискателями в надежде найти богатство.
Не меньшую известность снискал крестьянин-однодворец по прозвищу Укол. Проживал он вместе с братом на берегу реки Тускари, вблизи Ливенской дороги, там, где сейчас село Уколово (Золотухинский район). Долгое время братья разбойничали весьма аккуратно, так как «баловались» не от бедности, а при значительном богатстве. Земли у них было больше 3 тысяч десятин. Любимейшими местами «шалостей» были Тёмный лес и урочище, где протекает река Моркось.
Жили разбойники и за счёт местных помещиков. Отправляли им письмо с «просьбой» добровольно предоставить им еду и питьё. Указывали, в какой срок и куда доставить провизию. Если помещики не исполняли требуемое, разбойники громили и сжигали их усадьбы. До убийства «своевольного» помещика, как правило, дело не доходило. Согласитесь, похоже на модный в 90-х годах рэкет.
Тех, кто вёл разбойный образ жизни, куряне (да и жители других губерний тоже) называли кудеярами – по имени знаменитого разбойника. Однако в народных повествованиях они выглядели не преступниками, а, скорее, вольными людьми с широкими рыцарскими замашками, со своим представлением о чести.
Молва твердила, что, если случалось им встретить бедняка-крестьянина, ехавшего на базар с мешком муки, они не трогали его. Случалось, что даже отдавали простолюдинам часть награбленного. А коль уж попадался помещик, то обирали его начисто и отпускали в чём мать родила. Бывало, что по жалобе крестьян «благородные кудеяры» совершали нашествия на помещичьи усадьбы, чтобы наказать помещиков за их жестокость по отношению к крепостным.
Одним из самых известных курских кудеяров в начале XVIII века был разбойник по прозвищу Журавлиная Лапка. «Лютость его была невероятна, – рассказывал курский помещик, историк и писатель Ростислав Марков. – Он вырезал целые семьи или же, пуская красного петуха, обращал в пепел селения… Боялись его все. Достаточно было Журавлиной Лапке появиться среди большой дороги, гаркнуть особым ему свойственным покриком, как целый купеческий обоз безропотно отдавался на его милость».
Однако конец его разбойничьей жизни не заставил себя долго ждать. Поздней ночью он напал на одинокого купца, коего совсем недавно весьма гостеприимно принимал у себя дома. Но купчина оказался не промах – одолел разбойника в схватке, связал его и привязал к берёзе. Тот провисел так трое суток, пока путы не порвались сами.
С тех пор Журавлиная Лапка исчез из курских мест. Старики из села Мелехино рассказывали, что видели его в Киево-Печерской лавре уже седым и дряхлым чернецом, духовные подвиги которого снискали уважение всей братии.
При чём здесь Сергиево-Казанский собор?
Разбойная история в Курске если не встречается на каждом шагу, то уж точно не собирается стыдливо прятаться. Возможно, наш город так никогда бы и не украсился одним из своих красивейших храмов – Сергиево-Казанским собором, возведённым в 1752-1778 годах, если бы не происшествие, случившееся с курским купцом Карпом Первышевым.
Согласно преданию, под самую Пасху 1752 года его захватили разбойники и увели в свой табор, видимо рассчитывая на выкуп. Ночью в лагере остались лишь атаман и Первышев. После полуночи атаман, будучи добрым христианином, вздумал разговеться и пригласил пленника разделить с ним трапезу.
Благополучно вернувшись в Курск, он дал обет построить в честь своего чудесного избавления храм, благо средствами к тому времени он вполне располагал. К слову, ни в одном городе России такого храма с «разбойным» флёром нет.
Заметим в завершение, что, несмотря на курские корни такого явления, как разбой, основная часть «ватаг» формировалась за счёт беглых крестьян, ранее различными путями прибывавших из центральных районов России.
Одни поступали на службу в стрелецкие или казачьи части пограничных городков, другие оседали на земле и занимались хлебопашеством. И лишь самые беспокойные подавались в разбойники. Перед страной стояла задача обжить пограничные районы, и здесь без издержек не обходилось.
Официально с разбоями на курских дорогах было покончено только в 60-х годах XIX века. Тогда власти пустили слух, что под Курском проедет обоз с водкой. Разбойники, понятное дело, напали на караван. Но под рогожами сидели солдаты. Часть нападавших убили на месте, других арестовали, а главарей повесили в Курске, Щиграх и Рыльске – в назидание.
Замурованный вход
Раскопки, самые глубокие из проводимых в доиспанских городищах, приурочены к 100-летнему юбилею начала археологических исследований в Теотиуакане. Археолог Серхио Гомес Чавес, возглавивший проект под названием «Тлалокан: подземная дорога», рассказал журналистам, что работы длились более года. В результате на 12-метровой глубине обнаружен вход в туннель — вертикальная шахта, которая представляет собой квадрат со стороной пять метров. Шахта находится в нескольких метрах от пирамиды. Сам туннель длиной 100 метров ведёт к подземным галереям. Мексиканские археологи стали первыми, кто побывал в этом туннеле после того, как около 200-300-х годов н.э. Вход в него был замурован, причём изнутри.
Могилы древних правителей
Серхио Чавес и его коллега Джулия Гакзолла, изучив множество документов, ещё в 2003 году пришли к выводу, что под пирамидой Кецалькоатля может находиться сеть галерей. С тех пор прошло восемь лет. На протяжении всего этого времени учёные добивались разрешения начать раскопки. Кроме того, они составляли план работ, искали спонсоров для финансирования проекта. И вот упорство археологов увенчалось успехом. Экспедиция, в состав которой вошли 30 специалистов, начала с того, что с помощью георадара обследовала территорию, прилегающую к пирамиде. Учёные установили, что под землёй имеются значительные пустоты. Однако большая часть туннеля оказалась завалена каменными глыбами.
Археологам пришлось потрудиться: на поверхность земли подняли более 200 тонн породы. Среди камней, извлечённых с глубины, обнаружилось около 60 тысяч различных артефактов, в том числе изысканные изделия из нефрита и обсидиана. В нишах, выдолбленных в стенах галерей, вполне могут оказаться могилы правителей древнего города, ведь до сих пор попытки найти их захоронения заканчивались неудачей.
Священная игра в мяч
Возможно, древние индейцы воспринимали подземное сооружение как вход в царство мёртвых и проводили здесь некие религиозные обряды. Ведь туннель вытянут с запада на восток, что соответствует представлениям мезоамериканских культур о расположении потустороннего мира. Не исключено также, что именно здесь «венчали на царство» очередных правителей города богов — Теотиуакана.
Чтобы добраться до пола туннеля, членам экспедиции ещё придётся потрудиться. Ведь просто извлекать породу на поверхность недостаточно. Нужно работать так, чтобы не утратить ни одного артефакта. Кроме того, учёные хотят понять, почему и каким образом древние индейцы замуровали вход изнутри.
Уже удалось установить, что неподалёку от храма Пернатого змея находилась площадка для игры в мяч. Эта игра была у древних индейцев ритуальным действом. Обычно она заканчивалась жертвоприношением — жертвой становился глава проигравшей группы (а то и вся группа целиком). Впрочем, бывало и иначе — к богам отправлялся «капитан» победившей «команды», что считалось для него лучшей наградой. Хотя, как знать, может быть, это всего лишь легенда.
Сейчас от площадки остались едва заметные следы. Возможно, она была уничтожена в то же время, когда замуровывали вход в туннель.
Сильное извержение на Ла Пальма даже Мурманск превратит в Атлантиду.
17 сентября 2021-го года все прогрессивное мировое сообщество, то есть конспирологи и другие люди, с достаточным весом головного мозга, продолжают следить за островом Ла Пальма и ванговать на развитие событий. Еще вчера особого беспокойства они не вызывали, однако сегодня, по мере накопления новой информации, ситуация уже немного иная.
Как видно из этой диаграммы, отражающей нарастание землетрясений по глубинам, эпицентры ползут вверх с явным трендом, обозначенным желтой линией. Линия пересекает нулевую глубину 21 сентября, но, поскольку метрового слоя почвы над лавовым озером не бывает, магма должна появится пораньше и вопрос только в том, где она появится.
Как говорят испаноязычные граждане, хороший обзор ситуации дал местный дяденька-вулканолог. Он предсказывает извержение по одному из четырех возможных типов. Ссылка на видео приведена выше, но прежде чем приступить к его пересказу предлагаем читателям посмотреть инфографику извержений Кумбре-Вьеха по столетиям, чтобы было понятнее, о чем в видео речь: