значит за вас кто то молится
Значит за вас кто то молится
Я нахожу это прекрасным, когда кто-то тайно молится за тебя.
И я не знаю другой, более глубокой и чистой любви.
И.С.Тургенев
***
Ни о чём не жалею и люблю всё, что делаю.
***
Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким.
Карло Гольдони
***
Хотите назову верный признак того, что вы спите?
Пожалуйста: мучения, которые вы испытываете.
Если вы страдаете, значит, вы находитесь очень далеко от истины.
Страдания даются человеку для того, чтобы он наконец прозрел,
чтобы понял, что в его жизни есть какая-то фальшь.
Сходную роль выполняет в организме физическая боль:
она указывает нам на очаг болезни или травмы.
Человек страдает тогда и только тогда,
когда его представления не соответствуют действительности,
когда фальшь внутри него диссонирует с истиной.
Энтони де Мелло, «Осознание»
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Православная Жизнь
Каждый из нас, молясь Богу о чём-то важном, сталкивается с разнообразными трудностями.
Первая из них – маловерие. Человек может не ощущать Бога и не верить, что Тот хочет нам помочь.
Вторую трудность представляет собой мысль, которую нам приносит враг. Звучит она так: «Бог услышит всех, но только не тебя. Бог поможет всем, но только не тебе».
Против маловерия мы можем употребить средства укрепления веры. Против этой мысли мы можем бороться отвергая её и вспоминая, что ни один человек из тех, кто понадеялся на Бога, не постыдился.
Но есть ещё одно – мы, молясь о чём-то очень важном для нас, очень хотели бы, чтобы наша молитва обязательно была исполнена. И Христос по милости Своей знает это желание нашего сердца. Он даёт нам средства и способы, с помощью которых молитва обязательно будет исполнена.
Условия, при которых наша молитва будет исполнена, – святоотеческое учение. Откуда оно пришло к нам? Святой Иоанн Кассиан Римлянин, ученик святого Иоанна Златоуста, много лет путешествовал по египетской пустыни, которая в то время была густо населена множеством святых старцев-монахов. Иоанн Кассиан жил с ними, слушал их наставления, которые зиждились на практике христианской жизни и на деятельно обретённом богообщении. У этих святых подвижников Иоанн Кассиан и узнал, как сделать, чтобы молитва была обязательно исполнена Богом. Позднее он изложил эти наставления в книгах. Все они – не кабинетные философские изыскания, но опыт, обретённый святыми на своём пути ко Христу. Важно также то, что для исполнения молитвы не требуется одновременная совокупность всех пяти способов, достаточно даже одного, поэтому каждый может выбрать способ по своему сердцу.
Когда двое или трое просят об одном
Основанием его можно считать слова Христа «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».
Душа любого одного человека значит для Бога столько же, сколько все души вместе. И боль любого одного человека значит для Творца столько же, сколько общая боль всей планеты. Так всегда бывает по отношению к любимому, а Бог умеет любить. Когда же несколько человек просят об исцелении одной боли – это как если бы несколько детей просили свою маму им помочь в одном деле.
В Писании есть примеры исполнения такой молитвы, которая в буквальном смысле меняла волю Божию. Один из них – в Книге пророка Ионы, который возвестил жителям Ниневии, что за их грехи город будет разрушен. И жители стали каяться, поститься и молиться – и Бог сохранил город.
Другой евангельский пример – четверо друзей парализованного человека приносят его ко Христу, Тот исцеляет больного по вере их.
Подобных историй, когда по молитве нескольких человек Бог посылает Свою помощь, очень много и в церковной истории, и в современности.
Настойчивость в прошении
Когда мы постоянно просим об одном и том же. В Евангелии есть эпизод, когда хананеянка (язычница) долго просила Христа, чтобы Он исцелил её дочь. Христос не делал этого, а потом даже отказал ей, но она продолжала просить – и Спаситель исцелил её чадо.
«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15:22–28).
Бог добр и подаст нам то, что мы просим. Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что если мы не можем ничего другого, то можем, по крайней мере, неотступно просить Бога о том, чего хотим. И Он обязательно исполнит молитву.
Один монах из Никольского монастыря сравнивал это с тем, как если мы пришли к начальнику и подали ему прошение, а он по каким-то своим соображениям тянет с его исполнением. Если нам это надоест и мы заберём прошение, то ничего и не получим. Поэтому прошение должно лежать на столе у начальника до тех пор, пока он не обратит на него внимания и не подпишет его.
Пример хорош, но Бог для нас не начальник, а родной. И мы можем прося Его довериться Ему, что Он всё нам подаст.
Многие девушки, по несколько лет молящиеся Богу, чтобы Тот подал им мужа, рассказывали, что уже и отчаялись в получении просимого, а потом Всевышний всё равно подавал им мужа.
Для Бога не ценно то, ради чего мы не боролись. Наша молитва за обретение чего-то важного есть наша борьба. В этой борьбе Творец на нашей стороне.
Одна светлая христианка-психолог хотела найти работу по специальности. Она желала консультировать людей и решать их проблемы, что очень хорошо умела делать. Но священники не предлагали ей стать приходским психологом, потому что никогда не слышали о такой практике (она только начала появляться в России, а в Украине такого практически нет). 6 лет женщина молилась об обретении работы. И в конце концов совершенно неожиданно ей предложили работу в двух местах – в храме и православном семейном центре. И там и там она психолог. И там и там она нужна. И женщина осознаёт, что работа её вымолена ею и теми, кто о ней молился. И это только увеличивает её великую благодарность Богу.
В получении просимого нам мешает недоверие Богу, недоверие в том, что Он подаст нам просимое. С недоверием нужно бороться как с духовной болезнью.
Вот несколько способов этой борьбы:
1.Один мудрый священник предлагает в момент нашего недоверия молиться Христу такой молитвой: «Господи, вручаю себя Тебе».
2. Православный европейский психолог Евгения Камышева советует нам в момент недоверия подумать, каков Бог и как он к нам относится. Можно также смотреть на икону Христа. Тогда душа ощущает, что Творец не может обмануть.
3. Помогает последовательное повторение таких фраз:
Я верю в Бога.
Бог есть любовь.
Я доверяю Богу.
Я доверяюсь Богу.
Я доверяю Ему.
Милостыня как молитва
То есть когда мы, подавая милостыню, подаём её за что-то. Такой же способ описан и у аввы Дорофея. Когда человек подаёт милостыню и мысленно говорит, допустим: «Господи, это за спасение моих детей». И Бог спасает его детей. Или: «Это за сохранение корабля в море». И Всевышний сохраняет корабль в море. Или: «Это за изобилие моего урожая». И Творец дарует изобилие урожаю.
К этому же способу может относиться и жертва за другого. К примеру, когда к Паисию Афонскому пришёл отец больной девочки, старец сказал: чтобы девочка исцелилась, отец должен пойти на жертву, например – отказаться от страсти курения. Отец так и не отказался, и девочка не исцелилась.
Этот способ, способ добиться своего через милостыню, очень действенный.
Вот история из Валаамского патерика:
«Жил в Петербурге один добрый и благочестивый вельможа. Имел он дом, множество друзей. К сожалению, он имел несчастье подвергнуться немилости государя: на него возвели какую-то клевету, отдали под суд, и дело грозило тюрьмой. Несчастный вельможа заболел и слег от горя в постель. Все прежние друзья от него отвернулись.
В это время приехал в Петербург строгий подвижник Валаамского монастыря отец Назарий. Он был знаком с нечастным вельможей и зашел утешить его в скорби. Несчастная супруга хозяина бросилась в ноги отцу Назарию и взмолилась:
– Помолись, отец, чтобы дело моего мужа получило добрый исход.
– Хорошо, – ответил старец, – конечно, надо молиться Господу, но необходимо попросить ходатайства и приближенных государя. Дайте мне немного денег, я сам попрошу их за вас.
Старцу подали золота.
– Нет, – сказал он, – это мне не годится. Нет ли медных или мелкого серебра?
Подали тех и других. Отец Назарий взял деньги и ушел.
Поздно вечером он опять пришел к вельможе и спокойно сказал:
– Все царские приближенные обещали похлопотать за вас; успокойтесь и ждите радостных вестей.
И действительно – старец еще сидел у постели больного, как последний получил известие о благополучном окончании его дела. Радостная весть благотворно подействовала на больного. Вельможа начал благодарить старца и просил его сказать, кто из приближенных государя принял наибольшее участие в его беде, за кого ему надлежало молиться и кого благодарить. Только тут открылось, что отец Назарий ни у кого из ближних к государю людей не был. Вместо этого он целый день ходил по улицам города и раздавал бедным деньги, взятые им у вельможи.
– Итак, благодарите Господа, – сказал в заключение старец. – Он, Милосердный, внял молитвам убогих и положил на сердце доброму государю еще раз пересмотреть ваше дело. Да не забывайте и вельмож Господа – ваших благодетелей, нищих и убогих. Их молитва многое может пред Престолом Божиим!»
Христос говорит: то, что мы сделали кому-то, мы сделали Ему Самому. Когда мы вносим радость в жизнь другого человека тем, что ему помогаем, Бог в добром смысле становится нашим должником. А Он знает, как вернуть этот долг. Он знает, как подать нам радость и то, чего мы хотим и ждём.
Желает ли Бог мне счастья? Да. Он мне хочет счастья вне страсти.
Старец Тихон Агриков: «Бог устраивает жизнь каждого по тайному желанию сердца человека». А значит, то, чего я хочу, учтено и будет подано мне, но, насколько это возможно, вне страсти.
Старец Амфилохий Патмосский говорит, что в молитве мы можем выпросить даже изменения намерения и мыслей других людей.
Одна девушка как-то поссорилась с парнем, и он ей больше недели не звонил. Она изводилась и просила друзей помолиться, чтобы он позвонил. А парень всерьёз был намерен расторгнуть отношения. Но молитва что-то поменяла в нём, и он позвонил.
Старец Паисий Афонский: «Для Бога нет величайшей боли, чем видеть человека в мучении».
И Он действительно стремится нам помочь задолго до того, как мы Его позовём.
Авва Дорофей: «И Сам Господь сказал: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6:36). Не сказал: поститесь, как Отец ваш Небесный постится. Не сказал: будьте нестяжательны, как Отец ваш Небесный нестяжателен. Но что говорит?
– «Будите милосердии, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть», потому что эта добродетель особенно подражает Богу и уподобляет Ему человека. И так всегда должно взирать на эту цель и разумно делать добро: и в цели милостыни есть различие. Иной подаёт милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подаёт милостыню, чтобы спасся его корабль, и Бог спасает его корабль. Иной подаёт её за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Другой подаёт её для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подаёт то, чего он желает, если только это не вредит душе его».
Праведная жизнь просящего
В Евангелии есть слова: «много может усиленная молитва праведного». Из опытов мы знаем, что это действительно так, потому что праведный будет больше желать, чтобы помочь нам, чем себе самому. Он нашего спасения и нашей радости будет искать больше, чем своих собственных. И поэтому мы можем на него положиться: он обязательно вымолит для нас радость и мир. Его праведность и любовь к людям являются залогом того, что он будет услышан и его молитва будет исполнена.
Однако Бог любит равной любовью и праведника, и грешника. Поэтому святой Силуан Афонский говорит, что «Господь слышит молитву и грешника, если грешный смиряет себя». Есть много примеров, когда грешный человек молился – и Бог совершал чудеса по его молитве.
Андрей Ткачев рассказывал такую историю, произошедшую в XX веке во Франции. Насельницы одного из публичных домов были девушками верующими и благодарили Бога за то, что Он их терпит. А у охранника дома росла слепая девочка по имени Эдит. Все девушки, работавшие в этом публичном доме, дорожили Эдит, потому что она напоминала им о семье, которой у них не было. Одна из них как-то сказала: «Я бы всё отдала, только бы эта девушка прозрела». То же повторили и все остальные. Они взяли девочку с собой в монастырь и молились там о ней. Когда девушки шли обратно, девочка прозрела. А была это знаменитая Эдит Пиаф.
Исполнение молитвы ради страдания человека
Человеку может быть настолько больно и плохо, что он обращается к Богу уже не со словами, но с криком. Человек кричит, что не может больше выносить свою боль. И Творец немедленно помогает.
Одна добрая девушка никак не могла оставить привычку раздражаться на маленьких детей. Она молилась об избавлении от раздражения, но ничего не помогало. Однажды её старший четырёхлетний сын толкнул двухлетнюю сестричку, и та упала. Девушка стала наказывать сына, но заметила, что у дочери в результате падения остановилось дыхание. Малышка умирала. Девушка в ужасе бросилась к иконам и стала кричать Богу, чтобы Он не попустил смерти девочки. В это время муж оказывал дочери медицинскую помощь. И девочка пришла в себя.
Священник Артемий Владимиров рассказывает о своей бабушке такую историю. Она жила в блокадном Ленинграде. У неё были дети. Когда последняя еда закончилась и она ничего не смогла принести съестного с работы, то подошла к иконе Святителя Николая и возмущённо вскрикнула: «Святой Николай! И ты спокойно смотришь, как мои дети умирают от голода! Как ты можешь на это смотреть спокойно!» После этих слов девушка выбежала из дома, чтобы броситься в реку и утопиться. На пороге дома она увидела пачку денег. Этой суммы им хватило до самого конца блокады.
Как говорит святой Григорий Богослов, Богу неугодно, чтобы мы страдали. И Он помогает тогда, когда нам кажется, что надежды на помощь уже нет. И всё-таки мы обращаемся к Нему. Это и есть надежда за пределом надежды, и она всегда исполняется. Это как крик к любимому о помощи. Любимый не может не прийти на помощь.
Когда кто-то любящий просит о ком-то любимом
Этот способ не относится к тому, что описано у Иоанна Кассиана Римлянина, но мы отнесем его к способам святоотеческим. Основанием для этого нам служит Евангелие и сама жизнь.
В евангельский период жизни Христа Он исполнил не все молитвы. Не явил фарисеям чудо по их просьбе, не послушал Петра, когда тот просил Его сойти с Крестного пути. Но была в Евангелии такая молитва, которая повторялась в разных ситуациях и исполнялась Христом всегда. Это молитва кого-то любящего о ком-то горячо любимом.
Никогда Бог не отказывал исполнить такую молитву, хотя, бывало, не всегда сразу исполнял её.
Так же происходит и в нашей жизни. Молитва с глубочайшим состраданием о ком-то не может быть отвергнута Всевышним. Молитва с сердечной болью о страдальце и есть высшая сердечная молитва. Образ её – молитва матери. Та молитва, которая всегда исполняется, хотя и не всегда сразу. Если у нас есть друг, который так молится о нас, всё обязательно будет хорошо. Так молятся старцы, мамы о детях и те, кто кого-то любят.
Если мы вполне можем положиться на чью-то любовь, то можем положиться и на его молитву. Он не отойдёт от Бога, пока не выпросит для нас радость.
В романе Э. М. Ремарка «Три товарища» есть такой эпизод. Главный герой со своей невестой в санатории в горах, и у неё начинается приступ туберкулёза. Срочно нужен врач, а все врачи в Берлине за сотни километров. Врачебная помощь должна быть оказана в течение нескольких часов. Тогда главный герой звонит своему другу и говорит: «Мне нужен здесь врач через три часа». Друг отвечает: «Хорошо». Главный герой кладет трубку со словами: «Хотя это и невозможно, но я знал, что врач обязательно будет здесь через три часа». Потому что он знал: друг сделает для него всё. И он во всём положился на друга. Тот действительно привёз врача через три часа.
Это пример того, как любящий нас может выпросить нам у Бога даже то, что абсолютно невозможно.
Бог действительно нас слышит и больше нас хочет, чтобы всё у нас было светло и хорошо.
Святой Силуан Афонский: «И когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы».
Святой Силуан Афонский: «Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь дает скорбь о ком-нибудь и желание молиться о нем, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придет скорбь о ком-либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя, хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога».
Святой Силуан Афонский: «Раньше я думал, что Господь творил чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы».
Значит за вас кто то молится
Мир всем благоразумным, благомыслящим и благорассуждающим о Господе!
Отец Олег Моленко
ОБ ОСТОРОЖНОСТИ В ДЕЛЕ ПОМИНАНИЯ И МОЛЕНИЙ ЗА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
К сожалению, из-за неведения у большинства церковных людей сложилась неправильная практика поминания и молитв о здравии живущих близких людей и о упокоении душ усопших родственников и прочих близких лиц. Отсутствие правильного ведения в этом вопросе не только ведет человека к небогоугодным действиям, не только впустую и напрасно заставляет тратить силы и время на не принимаемые Богом поминовения или молитвы за близких людей, но ставит самого молящегося человека и тех, о ком он молится, в опасное положение или причиняет вред.
Основная ошибка без разбору поминающих кого только хочется состоит в ложном понимании милости и в ложной жалости людей. Начитавшись в духовных трудах о любви и милосердии, поминающие полагают, что из милости можно поминать кого только им угодно. На самом деле это далеко не так.
Итак, нам следует уяснить для себя ту истину, что мы вовсе не должны молиться за всех подряд близких нам людей или родственников, но всегда должны согласовывать нашу о людях молитву с волей Божией.
Для удобства уяснения некоторых важных сторон моления за других людей приведу мое сегодняшнее письмо одной сочувствующей с просьбой помолиться о друзьях её родителей, которые сейчас имеют проблемы в их жизни.
Ты должна понять важную вещь в отношении молитв за других людей. Это очень непростое, а иногда и очень опасное дело.
Все это относится полной мерой и к делу поминания и молитвы за других людей.
Поскольку это дело духовное и касается духовного мира и духов, то оно намного труднее, опаснее и сложнее, чем любое житейское дело.
Для удобства понимания приведу подобия из мирской жизни людей. Например, ты узнала о нужде друзей твоих родителей, что им не хватает 300 000 евро для покупки жилья. Ты по Интернету находишь адрес богатого человека и пишешь ему письмо с просьбой подарить 300 000 евро для семейной пары, являющейся друзьями твоих родителей. Как ты думаешь переведет ли этот богатый человек просимую сумму на указанный тобою счет? Правильно думаешь, что не переведет. Он и 3000 евро не переведет и даже 300 евро тоже. Почему? Исключаем у него жадность и скупость к деньгам. Он добрый человек и занимается благотворительностью. Тем не менее, он справедливо не переведет просимой тобой суммы.
Еще один пример. Допустим, ты владеешь жилищем, которое можно продать за 200 или 300 тысяч долларов. Мы с тобой познакомились через Интернет и вступили в дружескую переписку. Вдруг однажды я пишу тебе письмо с просьбой: «NN, срочно продай свое жилье и перешли все полученные тобой деньги на такой-то счет. У меня проблемы, и мне очень нужна сумма в 300 000 долларов». Стала ли бы ты выполнять мою просьбу? Думаю, что нет. Почему же ты полагаешь, что я должен по первой твоей просьбе тратить несравненно более драгоценный свой духовный капитал за неизвестных мне лиц лишь по той причине, что они друзья твоих родителей. Еще можно понять, когда кто-то просит о своих родителях.
Так вот, пойми и смиренно прими то, что любая просьба в духовном мире стоит несравненно больше и дороже, чем приведенные мной примеры просьб из житейского земного бытия. Духовные дары, силы и результаты нельзя измерить деньгами или земными ценностями. Их нельзя купить за деньги. Чтобы мне хоть с какой-то пользой молиться за другого неизвестного мне человека, мне нужно знать об этом человеке как можно больше. Если он живой, то лучше лично познакомиться, прочувствовать его. Мне нужно расположиться к этому человеку, а ещё лучше – полюбить его. Мне нужно войти в его положение, в его жизнь, понять его и его нужды. Затем мне нужен стимул для моей за него молитвы. Мне нужны Божье благоволение и благословение молиться за него и просить именно конкретно того, что ему нужно и полезно. Бывает же так, что Бог не расположен к какому-то человеку и не принимает никаких молитв за него.
Надеюсь, вы сделаете каждый для себя правильные выводы в отношении ваших просьб ко мне о молитвах за ваших родственников и близких, и внесете существенные поправки в ваши списки поминаемых мною церковно и частно лиц.
Молитва за других людей не принимается Богом и по той причине, если мы молимся о людях не соответственно их статусу, положению и состоянию. Например, если мы за погибающего или ложно верующего родственника молимся как за верного. О заблудшем надо молиться как о заблудшем, прося лишь соответствующего его положению и состоянию. О погибающем надо молиться как о погибающем, прося возможного для него. При этом надо учитывать и выполнять все требования, изложенные мной в приведенном письме.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 5:44
Апостольские постановления
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Апостольские постановления через св. Климента епископа и гражданина римского преданные.
Свт. Иоанн Златоуст
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Вот высочайший верх добродетелей! Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну! Все это предложил Он для того, чтобы ты с полною готовностью мог принять и то, что гораздо выше этих предписаний. Что же выше их, скажешь ты? Не почитать того врагом, кто причиняет тебе обиды, – даже нечто и того высшее, поскольку Господь не сказал: не возненавидь, но – возлюби; не сказал: не обижай, но – и благотвори.
Но если тщательнее рассмотрим слова Спасителя, то увидим, что в них заключается новое предписание, гораздо еще высшее. В самом деле, Он повелевает не только любить врагов, но и молиться за них. Видишь ли, на какие восшел Он степени, и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй их, начавши с первой: первая степень – не начинать обиды; вторая – когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать себя самого злостраданию; пятая – отдавать более, нежели, сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу. Видишь ли, какая высота любомудрия? Но за то блистательна и награда.
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 18-я.
Свт. Григорий Великий (Двоеслов)
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Сорок бесед на Евангелия.
Свт. Тихон Задонский
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить.
1) Хотя бы мы и не знали другой какой причины, по которой любить нам врагов наших, однако одно то, что Христос повелевает нам любить их, побудить к тому должно нас, – что и о всякой Его святой заповеди разуметь должно. Христос хочет и велит нам любить врагов наших. Христос – вечная Истина, волей Небесного Отца нам открывшаяся, Которого Небесный Отец повелевает нам слушать: Его слушайте (Мф. 17:5). Итак, что Христос, Сын Божий, повелевает, того воля Небесного Отца от нас хочет, вечная Божия правда требует, то нам полезно.
Итак, христианская добродетель состоит не в том, чтобы только любящих любить, но всех без своей пользы. Не любить любящих тебя есть грех такой, которым и язычники гнушаются. Ибо таковых любить и природный разум велит; и больший грех творит тот, который любящих не любит, нежели тот, который врагов не любит. Ибо такой и естественного лишился разума, и горший неверного, который, законом естественным наставляем, любящих себя любит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного, – говорит апостол (1 Тим. 5:8). О таком говорится: Кто воздает за добро злом, от дома того не отойдет зло (Притч. 17:13).
Об истинном христианстве.
Собрание сочинений. Том III. Глава 13. О любви к врагам. § 267.
Свт. Феофан Затворник
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
“Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.” Без любви никого нет на свете: любят родителей и родных, любят благодетелей и покровителей. Но чувство любви к родителям, родным, покровителям и благодетелям естественно, и строится само собой в сердце; оттого и цены ей не дает Господь. Настоящая же христианская любовь опробуется отношением к недругам. Не только какая-нибудь легкая и случайная неприятность не должна погашать нашей любви к другим, но даже напасть и гонение, бедствия и лишения, намеренно вражески причиняемые. Мы должны не только благословлять этих людей, но еще благотворить им и молиться за них. Присмотрись, есть ли в тебе такое расположение к недругам твоим, и по тому суди, есть ли в тебе христианская любовь, без которой нет спасения?
Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.
Свт. Николай Сербский
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Заповеди Христа кажутся неисполнимыми тому, кто ни разу не попытался их исполнять. Например, Господь сказал: благотворите ненавидящим вас, а ты с удивлением спрашиваешь: «Разве это возможно? Разве такая заповедь не противна человеческой природе?». Ты никогда не спросил бы, если хотя бы раз в жизни попытался сделать добро человеку, который тебя ненавидит. А если бы попытался, знал бы, что эта заповедь Господа исполнима и согласна с лучшей человеческой природой.
Рассказывал нам один крестьянин: «Между мной и соседом выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли смотреть. Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый Завет, и, когда он прочитал слова Спасителя: благотворите ненавидящим вас, я крикнул ребенку: «Хватит!». Всю ночь не мог я заснуть, все думал и думал, как мне исполнить эту заповедь Божию. Как мне сделать доброе дело для своего соседа? И однажды услышал я из соседского дома громкий плач. Расспросив, я узнал, что налоговые власти угнали у моего соседа весь скот, чтобы продать его за долги. Как молния пронзила меня мысль: вот, дал тебе Господь возможность сделать добро соседу! Я бегом в суд, заплатил налоги за человека, который ненавидел меня больше всех на свете, и вернул его скотину обратно. Когда он об этом узнал, то долго в задумчивости ходил вокруг своего дома. Когда стемнело, он окликнул меня по имени. Я подошел к изгороди.
– Зачем ты звал меня? – спросил я его. Он разрыдался мне в ответ и, не в силах выговорить ни слова, плакал и плакал. И с тех пор мы живем в большей любви, чем родные братья».
Вот какие сладкие и чудесные плоды приносит исполнение заповедей Божиих.
Миссионерские письма.
Прп. Максим Исповедник
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Пресмыкающимся и зверям, руководимым естеством, и в самом деле невозможно не давать отпора, насколько это в их силах, терзающему их. Но созданным по образу Божиему, руководимым разумом, удостоившимся ведения Бога и принявшим закон от Него возможно не отвращаться от приносящих [им] скорби и любить ненавидящих [их]. Поэтому и Господь [говорит]: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и прочее; не как невозможное заповедует Он это, но, очевидно, как возможное, иначе бы Он не наказывал преступившего [эту заповедь]. И Сам Господь являет [ее], показав нам это делами Своими. [Являют ее] и все ученики Его, подвизающиеся в любви к ближнему даже до смерти и горячо молящиеся за убивающих [их]. Однако, поскольку мы одержимы любовью к материи и сластолюбивы, то эти [страсти] мы предпочитаем заповеди, а потому не можем любить ненавидящих [нас]. Более того, мы часто вследствие этих [страстей] отвращаемся и от любящих [нас], будучи по своему душевному расположению хуже пресмыкающихся и зверей. А потому, не в силах следовать по стопам Господа, мы не можем познать [конечную] цель Его, дабы преисполниться силой.
Слово о подвижнической жизни.
Аз же глаголю вам, говорит Господь, любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, молитеся за творящих вам напасть
Для чего заповедал Он сие? – Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, огорчения гнева, памятозлобия и сподобить величайшего стяжанья совершенной любви, которой невозможно иметь тому, кто не всех человеков равно любит, по примеру Бога, всех человеков равно любящего, и хотящего всем спастися, и в познание истины приити (1 Тим. 2, 4).
Главы о любви.
Прп. Никодим Святогорец
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Кому же досаждают лукавые помыслы, благодаря которым они размышляют о том, как им сделать зло и отомстить своим врагам, те должны усмирить страсти яростной части души (от которой рождаются такие помышления) при помощи любви, как говорит преподобный Максим, и молиться Богу о своих врагах, как сказал Господь: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас»; через примирение со своими врагами, если они присутствуют; или, когда они отсутствуют, через сладкое и любовное представление их в уме, лобызание и объятие, согласно преподобному Диадоху.
Руководство к исповеди.
Блаж. Иероним Стридонский
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Многие люди, судя о заповедях Божиих по слабости своей, а не по силам людей святых, думают, что повелеваемое Богом невозможно исполнить, и утверждают, что для добродетели достаточно не иметь ненависти к врагам; кроме того, заповедь о любви к ним будто бы превосходит силы человеческой природы. Потому необходимо знать, что Христос не заповедует невозможное, а только совершенное, – что было осуществлено Давидом в отношении к Саулу и Авессалому (1 Цар. 24; 26; 2 Пар. 18). Также и первомученик Стефан молился за побивающих его камнями врагов (Деян. 7:60). И апостол Павел желал быть проклятым за гонителей своих (Рим. 9:3). Вот этому Иисус и учил; это Он и исполнил, восклицая на кресте: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блаж. Феофилакт Болгарский
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Толкование на Евангелие от Матфея.
См. также Толкование на Мф. 5:43
Евфимий Зигабен
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Еп. Михаил (Лузин)
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Любите врагов ваших. Враг — тот, кто делает нам зло так или иначе. Есть два рода любви к людям: первый — это расположение к человеку, жизнь и действия которого мы одобряем, который нам нравится; второй — расположение и желание добра тем, жизнь и действия которых мы не одобряем, недобрым действиям которых в отношении к нам или другим мы противодействуем. Это последнее чувство и есть любовь, которую мы должны оказывать врагам. Невозможно любить действия человека, который наносит нам обиды, вред, оскорбляет законы божеские и человеческие, но мы можем, отвращаясь от его действий, желать добра ему самому, не платить ему злом за зло помогать ему в нуждах и затруднениях, оказывать ему услугу, желать ему вечных благ (Рим. 12:17—20). Это — любовь ко врагам, свидетельствующая о высокой степени совершенства имеющих сию добродетель. «Достиг (таковой) верха добродетелей, ибо что выше сего?» (Феофилакт; ср.: Златоуст).
Благословляйте проклинающих вас и прочее. Частное развитие общей мысли о любви к врагам, указание, в чем может выражаться эта любовь к различным образом проявляющим свою вражду. Благословлять — собственно значит не только не говорить о враге нашем дурного, но говорить доброе, не умалять его добрых качеств, но хвалить их, поставлять на вид, потом — благословлять, благожелать. Обижать — неправильно преследовать судом; отсюда — обвинять несправедливо, оскорблять, поносить, вредить словом или делом. Очевидно, что с заповедью о любви к врагам совершенно не согласна была бы такая любовь к врагам, с которой соединялось бы соучастие в их действиях; напротив, истинная, любовь требует иногда обличения и укоризн, когда из-за вражеских действий оскорбляется слава Божия или совращаются люди с пути спасения. Потому и Сам Господь, и Его Апостолы нередко обращались к врагам своим с словом грозным, обличительным (Мф. 23:33; Гал. 1:8; Деян. 23:3; 1 Ин. 5:16; 2 Ин. 1:10 и др.). «Видишь ли, на какие возвел Он степени и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй оные, начав с первой: первая степень — не начинать обиды; вторая — когда уже она причинена — не воздавать равным злом обидевшему; третья — не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая — предавать себя самого злостраданию; пятая — отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая — не ненавидеть его; седьмая — даже любить его; восьмая — благодетельствовать ему; девятая — молиться о нем Богу. Видишь ли какая высота любомудрия?» (Златоуст).
Толковое Евангелие.
Архим. Фаддей (Витовницкий)
Ст. 44-47 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Наши намерения запутывают жизнь: мы без устали планируем то одно, то другое, то третье, то четвертое. Мы твердо уверены в том, что ровным счетом ничего не добьемся, если не станем заранее продумывать и просчитывать свои действия. Спору нет, все мы должны трудиться по совести, но при этом избегая ненужной спешки, ибо именно в спешке враг одерживает верх над нами. В суете мы не обращаем ни малейшего внимания на то, что обидели кого-то, на то, что обошли вниманием интересы других людей или помешали им в чем-то – нам некогда, мы заняты исключительно своими планами. И так всю жизнь прегрешаем перед ближним своим… Но, согрешая перед ближним, мы одновременно согрешаем и перед Богом, потому что Господь таинственно почивает во всякой душе. Как мы относимся к ближнему, так относимся и к Богу, и невдомек нам, что сбились мы с доброго пути, с любовью относясь лишь к тем, кто любит нас, а тем, кто нас не любит, отвечаем взаимной ненавистью. Но Спаситель предупреждает всех христиан: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5:44-47).
Все суетные планы и устремления надлежит решительно исторгнуть из сердца; только тогда нам с помощью Божией удастся искренне возлюбить ближнего своего. В противном случае наша земная любовь будет прилепляться то к одному, то к другому и окажется непостоянной и преходящей. Это непостоянство разбивает, разрывает наши души на части, отчего и жизнь свою мы воспринимаем поверхностно, без настоящего, углубленного понимания.
К ближним следует относиться одинаково и ровно, причем с неизменной и искренней любовью. Нельзя делить людей по принципу: «этот мне симпатичен, а тот нет», потому что в этом случае мы подсознательно объявим «несимпатичным» войну, а те в свою очередь будут сражаться против нас. Произойдет это даже в том случае, если внешне мы никак не демонстрируем свои чувства, но позволяем им овладеть нашими мыслями.
Мы должны стать сынами Света, чадами Христовыми, а значит, быть миролюбивыми, добрыми и исполненными любви.
Из книги «Фаддей Витовницкий. Старец и психолог».
Прот. Иоанн Бухарев
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Любите враги ваша. Враг – тот, кто делает нам зло. Любить врага значит иметь расположение к нему, желать добра ему, не платить злом за зло, помогать ему в нуждах и затруднениях, оказывать услугу и желать вечных благ (чит. Рим. 12, 17-20). Это частью и разъясняется далее в стихе. Благословите кленущия вы (проклинающих вас). Благословлять другого значит говорить хорошее о нем, благожелать ему; проклинать другого значит говорить о нем худое, злословить, враждовать против него, желать зла ему. Благословлять врага значит не только не говорить о нем дурного, но говорить доброе, хвалить за добрые в нем качества и желать ему добра. Молитеся за творящих вас напасть (за обижающих вас), – т. е. за тех, кто оскорбляет и поносит вас, вредит вам и словом, и делом. Пожалейте таких, внушают духовные учители: это несчастные, больные люди: они больше вредят себе, чем вам, вам вредят временно, а себе вечно. Вам, напротив, еще они приносят пользу, благодетельствуют, – они облегчают вам наказание за ваши грехи. – Понятно, что с заповедью о любви ко врагам совершенно не согласна такая любовь к ним, по которой мы принимали бы участие в их худых действиях. Напротив, истинная любовь ко врагам требует иногда обличений и укоризн, когда своими действиями они оскорбляют славу Божию, или совращают людей с пути спасения. Сам Господь и Его апостолы нередко обращались к своим врагам с грозным, обличительным словом (Мф. 23 гл. Деян. 23, 3). А также – и свв. мученики, когда их брали и предавали мучениям.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
(Лк. 6:27, 28). В тексте весьма сильное колебание.
Выражение: “благословляйте проклинающих вас” выпущено в Синайском, Ватиканском, Вульгате некоторых других латин. переводах, у Тишенд. и Вестк. Хорта, и имеется в recepta, почти всех курсивных, Иоанна Златоуста, Феодорита, Феофилакта и многих других.
Выражение: “благотворите ненавидящим вас” выпущено в Синайском, Ватиканском, но имеется в recepta, почти во всех курсивных, Вульгате и Сирийском Пешито.
Наконец: “за обижающих вас” выпущено в Синайском, иканском у Тишенд. и Вест. Хорта; но имеется в recepta, почти во всех курсивных, древних лат. и Пешито. (Но все эти слова есть в славянском. Прим. ред.).
Таким образом, в ряде кодексов указанных слов нет; но зато в пользу их подавляющее большинство рукописей и цитат у церковных писателей. Многие экзегеты думают, что слова эти интерполированы из Лк. 6:27, 28. Сравнивая текст Матфея и Луки находим, что, если не обращать внимания на перестановки, он одинаков у того и другого евангелиста. Но другие экзегеты держатся других мнений и говорят, что подозревать здесь интерполяцию нет достаточных оснований. Цан признает текст подлинным, хотя и не высказывается решительно. Смысл понятен. Иоанн Златоуст находит, начиная с 39 стиха, девять степеней, по которым Спаситель возводит нас все выше и выше – “на самый верх добродетели”.
“Первая степень – не начинать обиды; вторая, когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предоставлять себя самого злостраданию; пятая – отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу”. Подобное учение не было чуждо и язычникам. Так, известны буддисткие изречения:
“Побеждай гнев отсутствием гнева,
Побеждай несправедливость добротой,
Побеждай подлого человека даром,
Троицкие листки
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
Христос Спаситель учит нас такой любви, которая обнимает всех людей без различия: А Я говорю вам: любите всякого человека, кто бы он ни был, любите и врагов ваших, тех, кто делает вам зло, будет ли этот человек одной с вами веры или нет; благословляйте проклинающих вас – говорите о них только доброе, желайте им только добра, но мало и этого – сами благотворите ненавидящим вас. Если враг твой попал в какую-то беду, спеши к нему на помощь; если он голоден, накорми его; если жаждет, напои его. Не допускай его до тяжкого греха, где можно – уступи ему, а где совесть твоя не дозволяет уступить, там постарайтесь вразумить его по-братски. и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, за всех тех, кто обижает, поносит вас, вредит вам. Жалейте их: они сами не знают, не понимают, что их учит делать вам зло отец всякого зла – диавол. Молитесь же за них, чтобы Отец Небесный не оставил их во власти диавола. Пожалейте их: это несчастные, больные люди; они больше себе вредят, чем вам. Вам они вредят временно, а себе вечно. Молитесь за них, они лучшие ваши благодетели: кто гонит и обижает вас, тот облегчает вам наказание за грехи ваши. Кто оскорбляет, поносит вас, тот дает вам случай заглянуть в ваше собственное сердце; загляни же каждый туда, и ты увидишь, какие там гады, страсти, живут… Пока не разломил ты хлеба, не видишь его гнилости, а разломи его – и увидишь, что он весь прогнил. Вот так же бывает и с сердцем нашим: пока тебя никто не трогает, ты думаешь, что ты свободен от злобы на ближнего, а скажут тебе слово обидное — посмотри, как закипит эта злоба в твоем сердце.
Троицкие листки. №801-1050.
Митр. Иларион (Алфеев)
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас