значит вы точны как кремлевские часы
5 секретов кремлевских курантов (7 фото)
Куранты на Спасской башне Кремля знакомы каждому россиянину с детства. Ведь именно они дают начало каждому Новому году. Рассказываем о главных тайнах главных часов страны
1. Классика каждые три часа
2. Это пятые куранты Спасской башни
Первые куранты на Спасской башне (тогда ее называли Фроловской) появились сразу после ее постройки в 1491 году. Данные о внешнем виде не сохранились, известно лишь, что когда они пришли в негодность, их продали Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей в качестве лома (в начале XVII века за 1 рубль можно было купить стадо овец).
Четвертые куранты установили уже при Екатерине II в 1770 году: это были английские часы, установкой которых занимался немецкий часовой мастер Фаций. Часовщик оказался с юмором и настроил на курантах мелодию «Ах, мой милый Августин», которая звучала около года, пока ее не распорядились убрать. Часы работали исправно несколько десятилетий, не особо пострадав даже при наступлении Наполеона на Москву. Аварийным их состояние было признано лишь к середине 19 века.
Современные куранты появились в 1852 году благодаря часовщикам датского происхождения Ивану и Николаю Бутенопам. Они установили новые черные циферблаты на всех сторонах башни, заменили старые механизмы и подобрали по тонам 35 новых колоколов с кремлевских башен.
Почему кремлёвский циферблат включал 17 чисел вместо 12?
К аждый гражданин России, стран бывшего Советского Союза и не только прекрасно знает Спасскую башню с часами, которую регулярно мы видим в новогоднюю ночь по телевизору. Ничего странного или удивительного на циферблате нет. Но так было далеко не всегда. В далёкие времена на них не было вообще стрелок. Кроме того, вместо традиционных двенадцати чисел здесь насчитывалось целых семнадцать. Естественно, возникает логический вопрос: откуда такой странный вид и как по ним вообще можно было определить время.
1. Внешний вид старинных часов.
В России, до прихода на трон Петра I, использовалась совершенно другая система исчисления — кириллическая. В ней все числа записывались не так, как мы привыкли, а буквами. Можно было увидеть и глаголицу, но принцип аналогичный. Что же касается наших часов с башни, то здесь числа писались в два ряда: один ряд — кириллические символы, второй — арабские.
Их создателем в 1624 г. стал Христофор Галовей, инженер из Англии. Уже в 1628 г. после пожара их пришлось реконструировать. Восстановление часов проводилось и позже, причём причина была та же, что и в случае с первой реконструкцией.
Как и все такие механизмы в России, кремлёвские часы жители других стран называли именно «русскими». То, какой внешний вид они имели, и в то время у многих вызывало удивление, недоумение. Что касается Галовея, то он пояснял такое решение с юмором.
Он говорил, что русские вообще особенные, поступающие не традиционно, как принято во всём мире, поэтому и всё, что они производят, должно быть совершенно иначе сделано. Циферблат в механизме был окрашен лазоревой краской. Это являлось символом неба. Сверху была роспись золотом и серебром в виде солнца, звёздочек, луны.
Привычных для нас стрелок не наблюдалось. Их заменяла неподвижная одна стрелка в верхней части циферблата. Она имитировала солнечный луч. Самое интересное, что в этом случае движущимся был именно циферблат. Он выполнял вращение вокруг этой одинокой часовой стрелки.
Первый вариант часов отличался необычным разделением на два разных по размеру сегмента и 17 вместо 12-ти, как мы привыкли, секторов. У каждого из секторов была собственная буква и число, которое соответствовало ей. Между этими числами были «получасия» — точки.
Фроловские часы (когда-то башня называлась не Спасской, а Фроловской) того времени можно увидеть сейчас на зарисовке посла Австрии Мейерберга, сделанной в 1661 г. Спустя сорок лет после этого, после очередного пожара часы были уничтожены и не восстановлены.
2. Почему именно семнадцать чисел.
Пришло время поговорить об «изюминке» этих старинных часов, которая и отвечала за их уникальность, делала механизм именно «русским». Почему не 12, а 17 секторов. На самом деле выбор именно такого их количества был неслучайным.
В России тогда время считалось по ночным и дневным часам. На московской широте продолжительность наиболее короткой ночи была 7 часов, а самого большого дня — 17. Именно это основоположник и отобразил на циферблате.
Принцип работы был простой. После восхода Солнца часовщики ставили циферблат в такое положение, чтобы стрелка была направлена на 17. Спустя час стрелка была на «1», а значит, это был «первый час дня». Сопровождалось действие ударом колокола.
22 июня (самый длинный день) циферблат самостоятельно передвигался до сектора 17, после чего наступала ночь. Окончание ее приходилось на сектор с числом 7. Часовщики снова устанавливали вручную часы на число 17, как только появлялись первые солнечные лучи.
На смену сгоревшим старинным часам пришли привычные всем — классические
Чтобы можно было учесть все изменения в длительности ночи и дня на протяжении года, каждые две недели в часовые показания вносилась поправка в один час. Существует мнение, что в целях напоминания один раз в четырнадцать дней звучал специальный колокольный звон.
На смену бесследно исчезнувшим в огне часам в 1704 г. пришло уже классическое устройство со стандартным внешним видом и двенадцатью секторами. Эти часы в Амстердаме заказал Петр I. Таким образом, произошло упразднение «русского» разделения счёта времени — ночного и дневного.
На Кремлевских курантах во времена Ивана Грозного был 17 часовой циферблат
К Спасской башне, ранее именовавшейся Фроловской, испокон веков на Руси было отношение особое. Ее парадные проездные ворота горожане считали святыми. Неслучайно именно на ней были установлены главные часы государства.
На сегодняшний день историки так и не пришли к единому мнению, когда точно появились на Спасской башне часы. Вероятнее всего, это произошло сразу после того, как башня была отстроена по приказу Ивана III – в 90-х годах XV века. Первое же письменное упоминание о главных часах государства датируется 1585 годом – современники указывали, что в Кремле работали часовщики.
По данным историков, в то время на часах использовали старорусский (византийский) способ подсчета времени. Сутки на Руси в старые времена делили на «денные» часы и «нощные», причем, поскольку длительность светового дня в течение года менялась, это учитывалось при подсчете времени.
Внешний вид таких часов для современного человека непонятен и непривычен: одна неподвижная стрелка располагалась не на самом циферблате, а чуть выше.
Таких букв было всего 17 – именно столько часов, по наблюдениям наших предков, длился самый продолжительный световой день в году.
Сохранившееся изображение старого 17-часового циферблата Фроловской (Спасской) башни.
Любопытен сам механизм часов, состоявший из зубчатых колес, рычагов, канатов и валов. Часовщики, служившие при Спасских курантах, внимательно следили за работой механизма и регулярно корректировали ход часов. С наступлением рассвета, а также при заходе солнца они вручную поворачивали циферблат таким образом, чтобы стрелка, изображавшая солнечный луч, указывала на первую букву («А»). Чтобы было легче ориентироваться, им выдавали специальные таблицы с указанием того, сколько световых часов будет в тот или иной день. Таким образом, эти смотрители за курантами были не только ремонтниками-часовщиками – они по сути и отвечали за ход московского времени.
Увы, по причине частых пожаров Спасские часы, как бы бережно к ним ни относились, периодически приходили в негодность и ломались. Особенно сильно пострадал механизм курантов при пожаре 1624 года – настолько, что восстанавливать их уже не стали и продали на лом ярославскому монастырю.
На смену самым первым часам в 1625 году пришли новые – крупнее по размеру (диаметром около пяти метров), с красивым боем. Их поручили изготовить английскому механику по имени Христофор Галовей, а помогали ему русские кузнецы-часовщики.
На дубовом циферблате новых часов был отображен так же старорусский вариант подсчета времени. Внутренний круг был лазурно-голубого цвета, изображая небосвод. На нем были нарисованы золотистые и серебристые звезды, а также Луна и Солнце. Буквы же на циферблате были медными, с золотым покрытием.
Кремлевские куранты тех лет (современная реконструкция).
Вверху на башенной стене был еще один круг, на котором располагался текст молитвы, а также знаки зодиака. Кстати, их фрагменты до сих пор сохранились под современными часами.
Для установки новых часов пришлось надстраивать башню, увеличив ее на четыре яруса. У нее появилась красивая арочная окантовка из кирпича с резными украшениями. Циферблат разместили в верхней шатровой части, на уровне 7–9 ярусов, а мелкие колокола для перезвона – на 10-м. Через определенные периоды они отзванивали мелодию. Именно эти часы считают прообразом современных курантов.
Для обслуживания новых часов Кремль содержал штат специалистов-часовщиков, причем, большинство из них были иностранцами.
До перехода на современное суточное время Кремлевские куранты выглядели именно так. Реконструкция по изображениям А.Мейерберга (музей в г. Александрове Владмирской обл.)
От Екатерининских времен до наших дней
И снова в судьбу часов на Спасской вмешался пожар. В 1737 году он повредил не только их, но и деревянные детали кремлевской башни, в том числе и вал курантов. Колокольная музыка главных российских часов перестала звучать на Красной площади, а после переноса Петром столицы из Москвы в Петербург отношение к курантам уже не было таким бережным – они оказались никому не нужны. Часы постоянно ломались, а чинили их плохо.
Когда на престол взошла Екатерина, она решила дать часам вторую жизнь. Но оказалось, что к этому времени они были в настолько плохом состоянии, что восстанавливать их просто не имело смысла. Тогда государыня приказала заменить Петровские часы на другие – «английские» (именно так про них писали современники), которые удалось отыскать в Грановитой палате. Их устанавливали отечественный мастер Иван Полянский и немецкий инженер-часовщик Фатц.
В 1770 году куранты прозвонили свою первую мелодию, и это был «Ах, мой милый Августин». Почему выбрали именно ее? Да просто эта песенка очень нравилась иностранцу Фатцу. Мелодия про Августина регулярно звучала в Москве почти год, и никого из русской знати это не смущало.
В середине XIX века, в результате тщательного обследования курантов, оказалось, что они находятся в «полном расстройстве». Часы претерпели серьезный ремонт, занималась им компания «Братья Бутеноп».
Мастера заменили шестерни и колеса (на этот раз использовались специальные сплавы, устойчивые к резким перепадам температуры), у курантов появился новый маятник и более современный ход. Были также изготовлены другие циферблаты (6 м в диаметре) для каждой из четырех сторон башни – черные с позолоченной окантовкой и медными цифрами с минутными делениями. Стрелки часов также покрыли позолотой.
Что касается музыкальной части курантов, то к уже имевшимся колоколам прибавились дополнительные, которые пришлось снять с других кремлевских башен. Всего колоколов получилось 48. Музыкальный механизм полностью переделали.
Лишь через год Ленин велел восстановить часы. У Кремлевских курантов появился новый маятник, механизм вращения стрелок снова заработал. С помощью музыканта Михаила Черемных (более известного в советские годы как художник-график) удалось разобраться в колокольном строе…
В прошлом веке куранты претерпели две серьезные реставрации – в 1974 году и 1999-м. В наше время куранты занимают с 8 по 10 ярусы шатровой части башни. Внешне циферблат представляет собой именно тот вариант, который изготовили в XIX веке братья Бутеноп.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Куранты московского кремля (Москва)
Курантами московского кремля называют старинные часы, установленные на Спасской башне Московского кремля.
🚇 м. Охотный ряд, Площадь революции.
Куранты были установлены в 1851 – 1852 годах. Слово «Куранты» пришло к нам из французского языка, где Courant (курант) означает – текущий.
Механизм кремлевских курантов уникален. Вес часов около 25 тонн. Диаметр циферблата (их четыре) 6,12 метра. Высота каждой цифры на циферблате 72 см. Механизм приводится в действие тремя гирями, каждая из которых весом от 10 до 14 пудов (1 пуд = 16 кг.). Длина часовой стрелки – 2,97 метров, а минутной – 3,28 метров.
Кремлевские куранты 
История часов на Спасской башне
Первые часы появились на Спасской башне между 1491 и 1585. В 1624—1625 Головей установил новые часы-куранты. Детали механизма для курантов были выполнены кузнецами и часовщиками из Великого Устюга Жданом, его сыном Шумилом и внуком Алексеем.
В пожаре 1626 часы сгорели, и в 1628 Головей построил вторые часы для Спасской башни. В 1654 новый пожар уничтожил и часы, и колокола, которые, падая, разрушили два свода башни.
К 1668 Спасская башня была восстановлена и на ней установлены третьи часы.
В начале 18 века Петр I решил поместить на Спасской башне новые голландские часы. В 1706 году часы были установлены, но в связи с перенесением столицы в Петербург часы постепенно пришли в негодность, а в 1737 году при очередном пожаре сгорели.
В 1763 году в Грановитой палате были обнаружены английские курантовые часы. Часовой мастер Фатц (Фац) (специально вызванный из Германии) установил эти часы на Спасской башне к 1770 году.
В 1851—1852 годах часовые мастера братья Бутеноп установили новые часы, использовав старые детали. Часы играли гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Д.С. Бортнянского и «Преображенский марш» в 3, 6 и 9 часов утра. Повреждённые артиллерийским снарядом в 1917 куранты в 1918—19 были восстановлены кремлёвским слесарем Н.В. Беренсом. Художник М.М. Черемных заменил прежние мелодии на «Интернационал», начало которого куранты играли в полдень, и революционную песню «Вы жертвою пали», звучавшую в полночь.
Сейчас механизм часов полностью электрифицирован и соединён специальным подземным кабелем с контрольными часами Московского астрономического института имени П.К. Штернберга. Часы показывают абсолютно точное московское время.
В 1996 на Спасской башне в дополнение к колоколам были установлены металлические била, которые в 12-00 и в 00-00 вызванивают гимн Российской Федерации, а каждую четвёртую часть суток мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И. Глинки.
В литературе
«Понедельник начинается в субботу» (1965 г.), ист. 2 гл. 3:
«Я был ошеломлён и не заметил, как в руке у меня очутился стакан. Пробки грянули в щиты Джян бен Джяна, шипя полилось ледяное шампанское. Разряды смолкли, джинн перестал скулить и начал принюхиваться. В ту же секунду кремлёвские часы принялись бить двенадцать.»










