защищен значит вооружен поговорка
Предупреждён – значит, вооружён
«Praemonitus, praemunitus» (лат. «Предупреждён – значит, вооружён») – пословица, смысл которой состоит в том, что, будучи предупреждённым о близкой опасности, человек к ней подготовлен и должен с нею справиться.
Применительно к государству, и в частности к его вооруженным силам, основную функцию в процессе своевременного предоставления требуемой достоверной информации выполняет система разведки. Чем совершеннее система, тем эффективнее она работает, а значит, военное руководство всегда обладает необходимыми знаниями об обстановке, складывающейся вокруг государства, и готово к соответствующим действиям.
Сегодня белорусские вооруженные силы способны своевременно отреагировать на все вызовы и угрозы военной безопасности государства благодаря созданной комплексной системе разведки.
Решение этих задач с успехом обеспечивают соответствующие станции и комплексы белорусского производства: разностно-дальномерный комплекс местоопределения воздушных объектов «Маркер», мобильная станция радиотехнической разведки «Кираса-У», станция пеленгования и технического анализа сигналов источников радиоизлучений «Гриф», мобильный комплекс радиомониторинга и пеленгования УКВ-диапазона «Вектор-М» и другие.
Комплекс «Маркер». |
Источник: www.belvpo.com |
Комплекс «Маркер» предназначен для местоопределения воздушных объектов гражданского и военного назначения по сигналам их бортовых транспондеров IFF/SIF (Identification Friend or Foe /Selection Identification Feature) разностно-дальномерным методом.
Станция «Кираса-У». |
Источник: www.belvpo.com |
Станция «Кираса-У» предназначена для поиска, обнаружения, пеленгования, измерения параметров сигналов, определения типа и экземпляра радиотехнических средств воздушного базирования.
Станция «Гриф». |
Источник: www.belvpo.com |
Станция «Гриф» обеспечивает автоматический поиск, обнаружение, определение пеленга и координат источников радиоизлучений (при работе в сопряженной паре), проведение технического анализа излучений средств УКВ наземной и авиационной радиосвязи.
Мобильный комплекс радиомониторинга и пеленгования УКВ-диапазона «Вектор-М». |
Источник: www.belvpo.com |
Мобильный комплекс радиомониторинга и пеленгования УКВ-диапазона «Вектор-М» предназначен для панорамного спектрального анализа диапазона; поиска и обнаружения радиосигналов, оценки их параметров, сравнения с базой данных; отображения результатов работы на электронной карте местности.
Помимо средств добывания «превентивной» информации, система разведки имеет на вооружении станции и комплексы, предназначенные для ведения радиолокационной разведки воздушного противника, обработки и выдачи соответствующей информации на пункты управления боевыми средствами авиации, зенитно-ракетных войск и радиоэлектронной борьбы. Речь идет о радиолокационных станциях и комплексах радиотехнических войск противовоздушной обороны.
В настоящее время белорусские ВВС и войска ПВО обладают современными средствами контроля воздушного пространства, способными обнаруживать воздушного противника на всех высотах – от сверхмалых до стратосферы. Все это позволяет гарантировано наводить истребительную авиацию и зенитные управляемые ракеты на все виды целей.
Среди наиболее перспективных образцов выделяются радиолокационные станции нового поколения российского производства «Противник-Г» и станции белорусского производства – «Восток-Д», «Роса-РБ».
Многофункциональная радиолокационная станция «Противник-Г». |
Источник: www.belvpo.com |
Мобильная, компактная, надежная и многофункциональная радиолокационная станция «Противник-Г» может сопровождать до 200 целей на высотах до 150 километров и около 450 километров по дальности, обладает расширенной зоной обнаружения аэродинамических и баллистических целей.
Радиолокационная станция «Восток-Д». |
Источник: www.belvpo.com |
Радиолокационная станция «Восток-Д» характеризуется повышенной помехоустойчивостью, надежностью и мобильностью.
Комплекс «Роса-РБ». |
Источник: www.belvpo.com |
«Роса-РБ» обеспечивает эффективное обнаружение воздушных объектов на предельно малых высотах с малой эффективной отражающей поверхностью, может работать в автоматическом режиме без участия оператора, обладает высокой радиолокационной скрытностью и помехозащищенностью, способна функционировать без выключения на перерыв не меньше месяца.
Конечно же, радио-, радиотехническая и радиолокационная разведка это всего лишь часть всей комплексной системы, но с уверенностью можно утверждать, что они являются одними из основных ее составляющих.
В целом, созданная в Беларуси система разведки позволяет эффективно решать возложенные на нее задачи, а также управлять ее силами и средствами в реальном масштабе времени, обеспечивая при этом высокую живучесть в условиях огневого и радиоэлектронного воздействия противника – проверено в ходе учений и тренировок.
Предупрежден значит вооружен (Praemonitus, praemunitus)
(значение) — тот кто предупрежден, имеет возможность быть готовым к неприятностям, сложностям (древнее латинское выражение).
Эта фраза на латыни: «Praemonitus, praemunitus» (прэмонитус, прэмунитус) — «предупреждён, вооружён».
Применяется и в форме «Осведомлен значит вооружен».
Выражение применяется и в английском языке — forewarned is forearmed (Предупрежден значит вооружен, анг.). Оно указано в Американском словаре «American Heritage Dictionary of Idioms» Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 г. Отмечается, что в английском языке выражение применяется с начала 16 века.
✍ Примеры
Талеб Нассим Николас
«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» (2012 г.):
«Вспомните тихоокеанское цунами 2004 года. Если бы его ждали, оно бы не нанесло такого ущерба. Затронутые им области были бы эвакуированы, была бы задействована система раннего оповещения. Предупрежден – значит вооружен.»
В английском языке:
The History of New Hampshire (published by John Farmer in 1831), ‘A letter from Capt. Francis Hooke, advising of danger from the Indians’, 1685:
«A word to the wise is enough. The old proverb is, forewarned, forearmed.»
The Light of Nature Pursued (by Abraham Tucker), 1768:
«Knowing that forewarned is forearmed.»
С близким значением
Кабы знал, где упасть, так бы соломки подостлал («Кабы – Если б», книга «Пословицы русского народа» (1853 г.) В.И. Даля )
Новое в блогах
Praemonitus praemunitus:«Кто предупрежден, тот вооружен»
В 2012 году почти полмиллиона граждан России попали под запрет на выезд за границу. За первые три месяца текущего года эта цифра превысила 140 тыс. человек. По мнению аналитика и публициста Александра Подрабинека, российские власти уже приступили к возведению вокруг страны нового «железного занавеса».
В переводе с латыни это означает «Кто предупрежден, тот вооружен». Это очень полезное наставление в отношениях с государством вообще и с нашим в частности. Понять на ранних стадиях, что задумывает власть, очень полезно. Кто-то может принять контрмеры, кто-то – спастись. Предупреждений на самом деле много – нужно только правильно их понять и по достоинству оценить.
Однако в последние дни ситуация с атакой на НКО заметно изменилась. Оказалось, что власть руками прокуратуры, Минюста и прочих надзорных инстанций выбрала себе в мишени не только последовательных критиков, но и вполне лояльные ей общественные организации. Это означает, что изначальные мотивы атаки были поняты нами неправильно. Какой смысл пытаться поставить под свой контроль тех, кто и так либо исправно под ним находится, либо не вступает с властью в принципиальные противоречия, не пересекаясь с ней в спорных вопросах? Какой был смысл клеить ярлык «иностранного агента» Муравьевскому орнитологическому парку в пойме Амура или подмосковной организации «Помощь больным муковисцидозом»? Чем провинилась перед властями Московская школа политических исследований, в руководство которой входят в числе прочих глава Россотрудничества единоросс Константин Косачев и омбудсмен Владимир Лукин? Уж точно не отсутствием лояльности!
Мотивы кампании против НКО оказались существенно шире, чем предполагалось вначале
Меры Кремля по изоляции России от остального мира – особенно меры законодательного характера – вводятся постепенно, почти незаметно. Сначала власть создает правовые прецеденты, по которым она не ожидает общественного возмущения. Так, сейчас законодательно ограничиваются права чиновников иметь банковские счета за границей (за этим, возможно, последует законодательный запрет и на зарубежную недвижимость). К большому сожалению, наше общество с воодушевлением встречает эти запреты, не понимая, что это только первый шаг на долгом пути. Вслед за этим будет гораздо легче ограничить в тех же правах и остальных граждан со ссылкой на конституционный принцип равенства граждан перед законом.
То же самое происходит со свободой передвижения. При равнодушном молчании и даже одобрении общества власть ограничивает право на выезд за границу для некоторых категорий граждан. Люди, попавшие под эти ограничения, в целом воспринимаются обществом с осуждением, что позволяет власти апробировать ограничительные меры, не опасаясь общественного негодования.
В соответствии со ст. 15 Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» человек не имеет права выезжать за границу в случае неисполнения обязательств, наложенных судом. Суд может запретить выезд за неоплаченный налог или банковский кредит, непогашенный иск, алименты или даже задолженность по квартплате. С недавнего времени суды начали практиковать запрет на выезд за долги, сделанные за границей, – по медицинской страховке, за парковку и аренду автомобилей, штрафы за нарушение правил дорожного движения, за поставленные товары и оказанные услуги.
Можно понять, когда какое-либо государство закрывает должникам из другой страны въезд, но почему запрещается выезд? Каким правовым образом свобода передвижения увязывается с обязанностью по исполнению финансовых обязательств? Почему бы тогда не ограничить должников и в других правах, которые могут оказаться для них важными, – например, в правах на свободу слова, свободу совести или свободу уличных шествий и собраний? У государства есть нормальные, предусмотренные законом способы взыскания долгов – от производства по исполнительным листам до ареста и конфискации имущества. В этих случаях должник теряет то, что он должен отдать, – имущество или деньги. Но почему он должен отдавать свои свободы, никак с имуществом не связанные, с правовой точки зрения необъяснимо.
В советское время для выезда за границу требовалось получить разрешение комиссии райкома КПСС
Все это вполне укладывается в общую невеселую картину, если вспомнить, например, что за нарушения правил проведения уличных шествий и митингов или за невыполнение законодательства о деятельности НКО суды теперь вправе налагать немыслимые штрафы, несоразмерные средним доходам российских граждан. Законодательство, закрывающее российскую границу, меняется постепенно. Власть создает правовые и политические предпосылки для восстановления «железного занавеса». Едва ли она восстановит его в полном объеме, как во времена СССР, да и вряд ли ей это нужно, но осторожная работа по созданию отлаженно работающего «железного жалюзи» уже заметна.
Столь энергично добиваться отмены поправки Джексона-Вэника можно было только имея в виду ее возможное действие в будущем
Неслучайно в прошлом году Кремль проявил невероятную настойчивость, добиваясь отмены Конгрессом США действия поправки Джексона–Вэника в отношении России. Эта поправка, начавшая действовать в 1975 году, увязывала режим наибольшего благоприятствования в торговле со свободой эмиграции из стран с нерыночной экономикой – торговых партнеров США. Поправка в отношении России давным-давно не действовала и никакого практического значения не имела, хотя формально и сохранялась. Столь энергично добиваться ее отмены можно было только имея в виду ее возможное действие в будущем. К сожалению, Кремлю удалось добиться отмены для России поправки Джексона–Вэника, хотя ценой за это стало принятие «закона Магнитского». По поводу последнего и в России, и в США было сломано немало копий, но антикоррупционные санкции против криминальных российских чиновников уже начали действовать. Возможно, аналогичные законы будут приняты и в Европе. Хочется надеяться, что нам не придется когда-нибудь пожалеть, что за «законы Магнитского» пришлось заплатить отказом от поправки Джексона–Вэника.
Попытки свести в общую картину отдельные детали политической жизни всегда могут столкнуться с обвинениями в конспирологии. Это неизбежно. Будущее не очевидно и зависит от колоссального количества причин. Все вышеописанное можно рассматривать как одну из вероятных версий развития событий. С другой стороны, недооценивать детали тоже было бы неразумно. По поводу конспирологии есть хороший анекдот.
Хорошо бы нам не уподобиться стаду, которое ведут на убой.
Предупреждён — не значит вооружён
Латинская поговорка гласит: «Предупреждён — значит вооружён» (Praemonitus praemunitus). Смысл этих слов предельно прост: бдительность никогда не бывает напрасной. Немецкие подводники уделяли бдительности особое внимание, руководствуясь правилом «Кто первый замечает, тот и побеждает», так как постоянное и внимательное наблюдение обеспечивает безопасность подводной лодки и её успех в бою. Тех, кто пренебрегал этим правилом, ждала печальная участь. Противник беспечности не прощал и жестоко наказывал за неё. Одним из таких примеров стал случай, произошедший 6 октября 1944 года в Яванском море, где сошлись две подводные лодки — немецкая и голландская.
Нидерландская «рыба-меч» из Великобритании
13 октября 1942 года на верфи «Джон Браун энд Компании» (John Brown & Company) в Клайдбанке (Шотландия) была заложена очередная британская субмарина T-класса, которая получила название «Талент» (HMS Talent). Однако ещё до её спуска на воду было принято решение передать её голландским союзникам, и 23 ноября 1943 года лодку у верфи принял голландский экипаж. Новый подводный корабль был назван «Звардвис» (нидерл. Zwaardvisch — «рыба-меч»), а его первым командиром стал лейтенант тер зее 1-го класса Хендрикус Абрахам Валдемар Госсенс (Hendrikus Abraham Waldemar Goossens). Он был опытным подводником и успел совершить на своей предыдущей лодке О 14 несколько походов в Норвежском море — правда, без каких-либо успехов.
Испытания новой лодки и тренировки её экипажа длились до конца февраля 1944 года. После этого «Звардвис» совершила два недолгих похода в Норвежское море для препятствования переходам немецких подлодок во Францию и линкора «Тирпиц» в Германию. После завершения этих походов субмарина прошла плановый ремонт и начала подготовку к переходу на Дальний Восток. 16 мая 1944 года «Звардвис» покинула базу подлодок в Холи-Лох (Шотландия) и после двух с половиной месяцев перехода 29 июля пришла на базу Тринкомале на острове Цейлон, предварительно побывав на Мальте, в Порт-Саиде, Адене и Коломбо.
26 сентября Госсенс снова вывел свою лодку в море. На этот раз он получил приказ действовать в Яванском море. 4 октября «Звардвис» обстреляла и потопила небольшой японский танкер, который был оценён Госсенсом в 500–700 тонн. За всю свою карьеру командир «Звардвис» ещё не добивался успеха в применении торпед, даже когда командовал предыдущей лодкой. Впрочем, судьба уже готовила ему такой шанс.
Подводный крейсер U 168
9 марта 1943 года U 168 вышла из Киля, чтобы совершить переход во Францию, но по пути была привлечена к охоте на конвои. За это время U 168 поочерёдно входила в состав пяти «волчьих стай», принимая участие в попытках атаковать семь союзнических конвоев, включая и ONS-5, битва с которым считается окончанием успешных действий немецких подлодок в северной Атлантике.
В ночь с 11 на 12 апреля, во время атаки конвоя HX-232, Пих выпустил шесть торпед и записал на свой счёт одно потопленное судно в 5000 брт. По мнению британского исследователя Кеннета Уинна, он может претендовать на повреждение британского судна «Фресно Сити» (Fresno City), которое было позже добито другой лодкой. Немецкий историк Юрген Ровер выдвинул на эту победу другого кандидата — U 563 капитан-лейтенанта Гётца фон Хартманна (Götz von Hartmann), которая атаковала конвой чуть позже, чем U 168.
Пих завершил свой поход 18 мая, приведя свою повреждённую глубинными бомбами субмарину в Лориан. U 168, пробывшая в море 71 сутки, нуждалась в ремонте и была поставлена в док. Пока она там находилась, произошло событие, которое повлияло на её дальнейшую судьбу.
После кризиса подводной войны в Северной Атлантике, наступившего в мае 1943 года, адмирал Дёниц решил согласиться на неоднократные предложения японцев предоставить для немецких подлодок базы в Малайзии. Это решение соответствовало его стратегии нанесения ударов по слабозащищённым районам судоходства противника. К тому времени Индийский океан оставался единственной областью, где судоходство ещё находилось в состоянии, близком к мирному времени, и система конвоев не была введена повсеместно.
Была проведена необходимая подготовка для того, чтобы усилить немецкие подводные крейсера, всё ещё действовавшие по обе стороны мыса Доброй Надежды, и послать новую группу подлодок IX серии для нападения на судоходство в Аравийском море. Операцию планировалось провести до конца сентября 1943 года после окончания периода летнего муссона, поэтому данная группа «девяток» получила название «Муссон». Лодки группы должны были выйти из Франции не позднее июля и после завершения операции прийти в Пинанг, где они базировались с согласия японцев.
U 168 вышла в море 3 июля, став одной из 11 подлодок группы «Муссон». Согласно плану, группа должна была заправиться в море с одной «дойной коровы» к югу от Азорских островов, но подводный танкер U 487 в точку рандеву не пришёл. 13 июля он был потоплен американской авиацией — впрочем, как и пять лодок из группы, которые также были потоплены по дороге к месту встречи.
Чтобы выйти из сложившейся ситуации, штаб подводных сил приказал одной из лодок передать топливо двум другим, а самой вернуться во Францию. Три оставшиеся лодки, включая и U 168, получили приказ заправиться с U 155, которая в группу не входила. Таким образом, группа «Муссон» сократилась до пяти лодок, но все они прошли мыс Доброй Надежды и вошли в Индийский океан, где обеспечить их топливом должны были находившиеся там немецкие танкеры.
Добравшись до места, лодки группы «Муссон» начали индивидуальные действия. U 168 заняла позицию в районе Бомбея, где 2 октября Пих отправил на дно британское судно «Хайчинг» (Haiching) и потопила артиллерией шесть небольших рыбацких парусников. 11 ноября U 168 пришла в Пинанг, завершив свой второй поход, который длился 132 дня.
Людден успел заправиться с танкера «Браке» (Brake), прежде чем последний был потоплен 12 марта кораблями союзников, знавшими о его местонахождении благодаря знанию кодов «Энигмы». Пришедшие на дозаправку U 532 и U 168 не успели этого сделать и были вынуждены принять на борт экипаж потопленного танкера. В итоге U 532, U 183 и U 168 пришлось остаться в Малайзии, так как для перехода в Европу у них не было достаточно топлива. Стоит отметить, что в этом походе Пих сумел отличиться, потопив спасательное судно британского флота, греческое торговое судно и торпедировав норвежский танкер, который не смог добить из-за полного расхода боезапаса. 24 марта он привёл свою лодку в Батавию (ныне Джакарта, столица Индонезии).
После этих событий U 168 не выходила в море шесть месяцев, пока решались проблемы по обеспечению немецких подлодок торпедами и топливом. За это время из Европы в Малайзию пришли ещё 13 субмарин. В сентябре 1944 года лодки группы «Муссон» вошли в новую 33-я подводную флотилию, созданную специально для дальневосточных субмарин.
5 октября Пих покинул Батавию, чтобы совершить переход в Сурабаю. Согласно полученному заданию, затем он должен был идти к западному побережью Австралии для действий против вражеского судоходства в тех районах. Однако, как оказалось, судьба готовила U 168 иную участь.
Атака «Меч-рыбы»
Рано утром 6 октября «Звардвис» находилась на позиции в Яванском море между островами Каримунджава и островом Бавена. О том, что произошло далее, известно из отчёта командира голландской подлодки о проведённой атаке:
«06:41 — замечена субмарина, пеленг 304°, дистанция 5900 ярдов. Субмарина опознана как вражеская, держит курс 115°, скорость 13–15 узлов. Начали предзалповое маневрирование, скорость цели определена в 14 узлов.
Приблизились в подводном положении к месту потопления. На поверхности замечено 6 европейцев. Командир решил пленить всех, но выждал 10 минут, чтобы убедиться в отсутствии вражеской авиации.
07:03 — Всплыли и приблизились снова. На этот раз на воде замечено не 6, а более 20 человек. В итоге на борт принято 27. Держать их всех на лодке до конца похода невозможно. Оставили трёх офицеров как военнопленных, остальных передали на оказавшееся неподалёку рыбачье судно».
Стоит отметить, что в итоге «Звардвис» забрала ещё двух немцев: раненого немецкого матроса и лодочного доктора для ухода за ним. Поэтому общее количество немцев на её борту было пять, а 22 остались у рыбаков.
Тем временем между Берлином и Токио происходил активный обмен сообщениями. Штаб подводных сил был обеспокоен невыходом U 168 на связь, но вскоре пришли подробности её исчезновения, которые были зафиксированы записью в журнале боевых действий командующего подводными силами от 11 октября:
«Были получены следующие дополнительные детали гибели U 168:
В 08:00 6 октября (токийское время) торпедирована голландской субмариной «Звардвис» в 10 милях к востоку от Манделика. Торпедное попадание в район жилого отсека старшин. Быстро затонула. Подлодка легла на дно на 45-метровой глубине. Все выжившие были сначала взяты на борт вражеской субмариной. После этого 10 старшин и 12 человек рядовых были высажены на рыбацкую лодку.
Взяты в плен: командир, первый вахтофицер, доктор, инженер-механик и старшина, который был серьёзно ранен».
Подробности гибели U 168 с немецкой стороны сохранились благодаря рапорту допроса четырёх немецких подводников, включая и командира лодки Гельмута Пиха, которые были доставлены «Звардвис» в Фримантл. Этот интересный документ раскрывает причины потери Пихом своей лодки (перевод. Е. Скибинского):
«U 168 следовала из Батавии в Сурабаю, предположительно, для действий у западного побережья Австралии. Несмотря на то, что голландская субмарина выполняла предзалповое маневрирование в течение 11 минут, командир U 168 признал, что он не принимал никаких мер предосторожности. Невозможно установить, была ли причиной неисправность немецкого шумопеленгатора (по показаниям инженер-механика, прибор не действовал на скоростях свыше 12 узлов), или же причиной была халатность и невнимание. Командир голландской субмарины сообщил им, что он произвёл 6-торпедный залп. Одна торпеда попала в носовой торпедный отсек и взорвалась, вторая пробила прочный корпус в районе центрального поста (далее ЦП — прим. автора), но не взорвалась. Находившийся в это время на палубе матрос заявил позже, что он слышал чей-то предупредительный крик за несколько секунд до попадания торпед. Старший механик пил кофе в ЦП. U 168 погружалась носом из-за затопления носовых отсеков, поэтому инженер-механик тотчас же отдал приказ задраить водонепроницаемые двери.
U 168 медленно погружалась и коснулась дна на глубине около 120 футов. На этой глубине давление воздуха в ЦП поднялось достаточно для открытия рубочного люка. Старший механик открыл люк и вместе с командиром, доктором и несколькими матросами всплыл на поверхность в воздушном пузыре. Ещё один офицер и матрос в момент взрыва были наверху и тоже спаслись. Голландская субмарина вскоре всплыла и приняла на борт 27 офицеров и матросов. Через час 22 нижних чина были пересажены на местный парусник, который, вероятно, высадил их где-то на занятой японцами территории. Большинство погибших матросов находилось в носовом торпедном отсеке, на палубе или по пути на палубу через рубочный люк».
Исходя из этого можно сделать вывод, что вина за гибель лодки и половины её экипажа лежит на Гельмуте Пихе, который позабыл о бдительности. Причиной такого отношения к мерам безопасности может являться не лучшее состояние командира U 168.
Как известно, Пих и командир U 183 корветтен-капитан Генрих Шефер (Heinrich Schäfer) находились в не самой лучшей моральной и физической форме после длительного перехода из Франции в Малайзию. В результате Шефер был снят с U 183 и был переведён на транспортную субмарину UIТ 23. Спустя месяц после этого назначения Шефер попал в госпиталь с сыпным тифом, где у него случился приступ аппендицита. После операции офицер скончался, так как его ослабленный организм не вынес такого испытания. Можно предположить, что и Пих так и не смог набрать форму за полгода, проведённого в Малайзии перед последним походом, и его не стоило выпускать в море.
Предупреждён — не значит вооружён
К 1944 году Яванское море и Малаккский пролив утратили для немцев свою относительную безопасность из-за возросшей активности субмарин союзников. Поэтому обстоятельства потери U 168 изрядно взволновали штаб подводных сил, который уже знал о гибели при подобных обстоятельствах лодки U 859. 23 сентября 1944 года этот подводный крейсер был потоплен английской субмариной «Тренчант» (HMS Trenchant) на походе к Пинангу. Уцелевшая часть экипажа смогла подняться с 50-метровой глубины, после чего 12 подводников были взяты в плен англичанами, а ещё восьмерых подобрала японская подлодка. Поэтому 13 октября штаб приказал группе «Муссон» чётко следовать следующей инструкции по безопасности (перевод Е. Скибинского):
«Кому: Пинанг, а также всем лодкам на Дальнем Востоке:
Необходимо делать всё возможное, чтобы обезопасить переходы лодок между базами. Это включает в себя:
1) Перед каждым выходом узнавать от японцев наиболее точные детали касательно позиций неприятельских субмарин, их обычных действий и методов атаки. Информировать об этом лодки на подходе к базе по радио, особенно те, которые находятся в этом районе впервые.
2) Избегать прибрежных и судоходных районов, держаться подальше в море, идти в порт кратчайшим путём. Не использовать фиксированных точек рандеву с эскортом.
3) Районы, опасные для немецких подлодок, нужно проходить в подводном положении. Договориться об этом с японцами.
4) Если лодке необходимо идти в надводном положении, всемерно использовать полные и переменные хода, а также зигзаг. Всегда держать включённой станцию радиотехнической разведки, а при плохой видимости и сам радар.
5) Выяснить, является ли переход с японским эскортом более опасным, чем без оного. Действовать соответственно результатам.
6) Добиваться выполнения японцами необходимых нам действий».
Стоит отметить, что приказ об усилении бдительности был своевременным, но не принёс желаемого результата. Вскоре 33-я флотилия лишилась в Яванском море ещё двух лодок: U 532 в ноябре 1944 года и U 183 в апреле 1945 года. Обе стали мишенями торпед американских субмарин. В итоге за свою историю группа «Муссон» потеряла от действий субмарин союзников четыре подлодки (без учёта транспортной лодки UIT 23, потопленной британской субмариной в феврале 1944 года). Принцип «предупреждён — значит, вооружён» не помог немецким подводникам на Дальнем Востоке избежать этой опасности…
Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
Подводные лодки · Подводная война · Битва за Атлантику · Войсковая разведка Красной Армии