зачем знать свои права детям
Только права, никаких обязанностей: как закон регулирует жизнь ребёнка
Многие спрашивают: «Почему мы говорим о правах ребёнка, но никогда не говорим об обязанностях? Неужели родители и общество должны обеспечить ребёнку нормальную жизнь, образование и всестороннее развитие, а ребёнок в ответ „ничего никому должен“?» Попробуем разобраться вместе.
Ребёнок и законодательство
Ребёнок — это человек, не достигший совершеннолетия, то есть восемнадцати лет. Гражданское право делит несовершеннолетних на три категории.
Этим группам присвоены разные степени дееспособности. Малолетние в возрасте до шести лет недееспособны абсолютно, так как их психика не позволяет им в полном объёме понимать причинно-следственные связи, а значит, и осознавать последствия собственных поступков.
Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет признаются недееспособными с исключениями: они могут самостоятельно совершать небольшие сделки (какие именно, перечислено в пунктах 1–3 части 2 статьи 28 ГК РФ), причём делают это только с одобрения законных представителей, и ответственность за эти сделки несут они же.
При совершении малолетним действий, наносящих вред личности или имуществу, ответственность несут родители или опекуны. Их действия в некоторых случаях могут квалифицировать как противоправное бездействие, например если малолетний ребёнок бродяжничает, употребляет алкоголь, вовлечён в преступные группировки.
Вместе с тем органы опеки (а именно этот государственный орган уполномочен контролировать правовое положение малолетних детей в семье) не могут без согласия родителей применить к ребёнку никаких воздействий. Так, даже если школа угрожает за плохое поведение отправить ребёнка в специализированный интернат, это может случиться, только если родителей ребёнка ограничат в правах. Для этого должны быть существенные основания: ненадлежащее исполнения родителями своих обязанностей (например, они алкоголики, ребёнок живёт на улице и так далее).
7 простых, но важных вопросов о подростках и митингах
С четырнадцати лет наступает уголовная ответственность по ряду преступлений — они перечислены в статье 20 Уголовного кодекса. Это убийство, угон, кража, разбой, изнасилование, умышленное нанесение тяжкого или среднего вреда здоровью и тому подобные тяжкие преступления; кроме того, в списке есть такие деяния, как вандализм и… участие в массовых беспорядках. С шестнадцати лет наступает ответственность за совершение всех видов преступлений (правда, она мягче, чем та, которая наступает с 18 лет) и административная ответственность.
Таким образом, законодательство постепенно готовит ребёнка к полной дееспособности и правовой ответственности за все свои поступки. При этом до 14 лет он считается по сути недееспособным и неделиктоспособным: он не может ни нести ответственность, ни исправлять последствия своих действий, ни в полной мере осознавать их.
Обязанности ребёнка
Вместе с тем у ребёнка, конечно, есть обязанности. Но не перед законом и государством, а перед семьёй и учреждением, в котором он учится. Эти обязанности, как мы понимаем, носят сугубо внутренний характер. Нет внешней инстанции, которая могла бы по закону заставить ребёнка не хамить родителю, не опаздывать на занятия или даже не бить других детей.
Ну да, ребёнка могут поставить на учёт в полицию. Но это не карательная, а профилактическая мера. Членов неблагополучных семей ставят на учёт для профилактики совершения ими правонарушений. Например, если вся семья принимает наркотики, подростка, растущего в ней, скорее всего, поставят на учёт. Кроме того, на него ставят подростков, пойманных на уголовных и административных правонарушениях, если они ещё не достигли возраста ответственности или по неоднократным жалобам учителей. По идее, сотрудник полиции должен раз в месяц посещать подопечных, вести с ним и семьёй профилактические беседы. Если он уже что-то совершил, будут в первую очередь проверять, не повторяется ли история.
Как мы уже сказали, ребёнка 13 лет не могут без согласия родителей (или не ограничив их в правах) отправить в интернат на перевоспитание, даже если он кого-то убил
(Заметьте, мы не говорим — «совершил преступление», так как малолетний неделиктоспособен.) Впрочем, как правило, в таких случаях суд может вынести решение по ограничению родителя в правах.
То есть учёт — это воспитательное, по сути социальное воздействие, а не мера ответственности. Он задуман как помощь родителю в воспитании детей (как на деле осуществляется эта помощь и насколько компетентны органы охраны правопорядка в детской психологии — дело другое). Полиция и опека вступают в игру, когда родитель очевидным образом не справляется с воспитанием ребёнка и общество рискует получить в его лице ещё одного преступника. Но если не наступил возраст ответственности, он по-прежнему не субъект, а объект воздействия.
Нелюбовь, тревога и агрессия: как дети превращаются в трудных подростков
Таким образом, повторим: все обязанности ребёнка ограничены кругом семьи и учреждения, в котором он учится. Они регулируются правилами внутреннего распорядка школы или семейными писаными и неписаными правилами. Меры воздействия на ребёнка, родители которого не ограничены в правах, также носят сугубо внутренний характер. В школьном уставе может быть прописана возможность исключения злостных нарушителей — и это максимум.
Семья располагает только средствами воспитательного воздействия в спектре от недовольно поднятых бровей до лишения дополнительных материальных благ (лишать необходимого, как и применять физические меры воздействия, родитель не имеет права по закону). В разных семьях и разных школах у ребёнка будут абсолютно разные обязанности. А вот права ребёнка одинаковы везде.
Мы защищаем права ребёнка на уровне государства, а обязанности ему вменяем на внутреннем и школьно-семейном уровне
В этом есть глубокий смысл. Ребёнок — это «ещё не родившийся взрослый». Он зреет в семье и в меньшей степени в школе, как цыплёнок в инкубаторе, постепенно приобретая те социальные функции, которыми должен обладать к 14, 16 и 18 годам, когда наступит возраст ответственности. Эти функции он не получает магическим путём вместе с паспортом. Они постепенно созревают в семье.
Чтобы подчиняться законам, ребёнок должен сначала выучить, что хорошо, а что плохо, и научиться следовать этому: вырастить «царя в голове», или, как выражаются психологи, интернализовать (впустить внутрь) простые нормы общежития (не убий, не укради). Тогда мы можем ожидать, что понимание причинно-следственных связей придёт к ребёнку несколько раньше, чем закон признает его дееспособным, и к восемнадцати годам он будет к ним полностью готов.
Если же говорить об ответных обязанностях ребёнка перед родителями, то существует норма, согласно которой человек старше 18 лет обязан содержать недееспособных родителей. Именно это и есть единственное юридическое «ребёнок должен», которое, впрочем, откладывается на потом и далеко не всегда реализуется.
Как определить меру прав и обязанностей ребёнка в семье?
Эту меру каждый родитель определяет сам. Её нижняя черта — там, где нарушаются права ребёнка. Эти вещи закон трактует достаточно чётко, хотя не все ситуации урегулированы конкретными нормами.
Взять, например, право на безопасность. У нас есть закон, по которому ребёнка младше семи лет нельзя оставлять одного в машине, но нет закона, который бы запрещал оставлять его дома до определённого возраста. Вместе с тем, если он младше 14 лет и с ним что-то случится в наше отсутствие, мы, возможно, понесём ответственность за оставление несовершеннолетнего в опасности. Нигде не сказано, с какого возраста ребёнок может находиться на улице один в дневное время. Возможно, это и хорошо. Ведь мы знаем, что настоящая (а не юридическая) способность хотя бы частично нести за себя ответственность наступает у всех детей в разном возрасте и постепенно.
Другой пример — право ребёнка на получение образования. Понятно, что если мы навалили на несовершеннолетнего слишком много обязанностей по дому (доить коров, пасти гусей, смотреть за младшими) и не пускаем его в школу, то мы не выполняем родительские обязанности и должны нести ответственность. То же самое — если мать по религиозным соображениям не разрешает ребёнку обучаться чтению и письму. С другой стороны, невозможно чётко определить, насколько по силам ребёнку та нагрузка, которую мы на него возложили.
Никому не придёт в голову лишить родительских прав «маму-тигрицу», у которой ребёнок учится с шести утра до десяти вечера
Хотя он делает это и в школе, и в музыкалке, и на спортивных занятиях, не имея ни одной свободной минутки. Всё это считается нормой, если только она не будет избивать его за невыученные стихи.
Право получить образование принадлежит ребёнку, а ответственность и обязанность дать его — на родителе. По закону мы «должны дать ребёнку образование», но у нас нет никаких внешних рычагов, чтобы заставить его учиться. В острых случаях, например когда мы имеем дело с трудным поведением или с приёмным подростком, который пришёл в семью в 13 или 15 лет, это внутреннее противоречие особенно заметно.
Забота, опека, гиперопека, разумные риски, наказания и поощрения — все эти вещи существуют отдельно от законодательства, касаясь его только в крайних случаях. Выход один — пытаться вести диалог с ребёнком, держась как можно дальше от тех границ, за которыми заканчивается психология и начинается правоприменение.
Консультация «Как рассказать ребёнку о его правах?»
Алина Долгушина
Консультация «Как рассказать ребёнку о его правах?»
Существует мнение, что детям не нужно разъяснять их права, чтобы не мешать правильному воспитанию. Некоторые родители считают, что в этом случае дети могут стать совсем неуправляемыми. Однако нужно помнить о том, что чувство собственного достоинства гораздо легче разрушить, чем создать. Дети должны знать о своих правах, это способствует становлению личности.
В 1989 году была принята Международная Конвенция о правах ребенка. Она признала права детей наравне с взрослыми. Россия присоединилась к Конвенции и приняла все ее положения. Основные положения Конвенции о правах ребенка: Государство принимает на себя обязательства по охране жизни, здоровья и благополучия детей. Они признаются объектом особой заботы. Права ребенка,продекларированные Конвенцией: право на семью; право на защиту и заботу государства, если у ребенка нет родителей или они не могут выполнять свои обязанности; право на равенство; право на образование; право на свободное выражение своих мыслей; право на собственное мнение; право на имя и на гражданство; право на получение информации; право на защиту от насилия и от жестокого обращения; право на медицинское обслуживание; право на отдых и на досуг; право на дополнительную защиту государства в случае особых потребностей, например, при инвалидности. Забота о выполнении прав ребенка и о наилучшем обеспечении его интересов ложится в первую очередь на родителей или на лиц, их заменяющих.
Так как же рассказать ребёнку о его правах?
Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка.
Часто в поведении родителей появляются моменты,которые мешают общению с детьми и воспитанию в них самоуважения:
Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку;
Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;
Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие;
Готовые решения, навязываемые родителями, показывают, что ребенок не способен справиться с ситуацией сам, демонстрируют неуважение;
Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей;
Критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах; Догадки и интерпретации поведения ребенка заставляют его уходить
от контакта; Постоянные вопросительные предложения не дают почувствовать
самостоятельность, нарушают личное пространство;
Сочувствие на словах, уговоры, применение одинаковых речевых конструкций в разных ситуациях заставляют ребенка почувствовать безразличие родителей. В общении с детьми следует воздержаться от окриков, оскорблений, ругательств, демонстраций власти, пророчеств и угроз. Старая истина, что с людьми нужно обращаться так же, как хочется, чтобы обращались с вами, совершенно справедлива и в общении с детьми.
Хорошей помощью родителям будет опыт человечества, сохраненный в сказках. Ведь они – замечательная иллюстрация нарушения прав человека и последующего восстановления справедливости. Нужно не только читать сказки, но и обсуждать их с ребенком. Чудесные истории помогут удержать внимание малыша, а приключения героев — хороший материал для понимания правильности или неправильности их поступков. Сказки, наглядно демонстрирующие нарушения прав: «Золушка» — нарушено право на досуг и отдых; «Три поросенка» — нарушение права на неприкосновенность жилища; «Красная Шапочка» — нарушено право на неприкосновенность жизни. Список можно продолжить. Вековая мудрость, заключенная в сказках, поможет в ненавязчивой форме объяснить ребенку его основные права.
Еще одно действенное средство воспитания – рисование. Психологи советуют прибегать к этому средству как можно чаще. При помощи детских рисунков можно узнать о проблемах, о настроении, о переживаниях ребенка.
Ролевые игры являются одним из основных видов деятельности дошкольника. При помощи игры дети воспринимают и изучают окружающий мир, учатся общаться, решать возникающие проблемы. Игра имеет большое значение и для правового воспитания детей. В игровой форме ребенку можно рассказать о его правах и обязанностях. Родители должны твердо знать, что они хотят добиться в итоге. Игра – это очень серьезно. Беседы и убеждения влияют на детей меньше, чем игры.
Мы, педагоги, тоже ведём работу в данном направлении. Например, в группе среднего дошкольного возраста «Ласточка» 17 декабря 2018 года было проведено занятие, где воспитанники узнали о «Конвенции о правах ребёнка», посредством игр и беседы вспомнили о своих правах и обязанностях. Дети сами пришли к выводу, что необходимо уважать доброжелательно относиться друг к другу, независимо от расовой принадлежности. Аппликация «Медальончик дружбы» сплотила их ещё больше. Ребята с радостью забрали результаты своего творчества домой.
Нужно четко обозначить круг обязанностей всех членов семьи,
начиная с взрослых и заканчивая малышами. Это поможет вырастить людей, уважающих себя и окружающих. В первый раз заговорив о правах и обязанностях ребенка, важно не прекращать обсуждение темы. Поводов
может быть бесконечно много: каждый поступок ребенка – это почва для воспитательного воздействия.
Консультация «Как рассказать детям о Пасхе в детском саду» Из опыта работы «Как рассказать детям о Пасхе в детском саду?».Пасха — самый главный и очень древний христианский праздник. Православная.
Консультация для родителей «9 Мая. Как рассказать ребенку о дне Великой Победы» Цель: Совершенствование воспитательно-образовательной работы; усиление ее патриотической направленности; формирование основ национального.
Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне» Надо ли это? Может быть, стоит беречь детей от таких тяжелых впечатлений как боль, ужас, трагедия? Но если мы действительно хотим чтобы.
Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» Рано или поздно каждый родитель сталкивается с тем, что не знает, как рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают.
Консультация для воспитателей «Что рассказать детям про улиток» У нас на Кубани часто можно встретить виноградную улитку. Однажды показав детворе на участке несколько виноградных улиток, мне пришлось.
Консультация «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях» Консультация на тему: «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях». Авторы: методист Ависова Надежда Петровна, воспитатель.
Сидим дома. Консультация для родителей «Как и что рассказать ребенку о Великой Отечественной войне?» Сидим дома. Консультация для родителей «Как и что рассказать ребенку о Великой Отечественной войне?» Подготовила6 воспитатель 1 квалификационной.
Классный час-игра для учащихся начальной школы «Калейдоскоп моих прав и обязанностей»
Наталья Литовчик
Классный час-игра для учащихся начальной школы «Калейдоскоп моих прав и обязанностей»
Цель: формирование правовой культуры младших школьников.
Задачи: расширить представления младших школьников об основных правах и обязанностях ребёнка; способствовать формированию норм нравственного поведения и основ правовой культуры; создать условия для воспитания у обучающихся толерантного и уважительного отношения к окружающим людям.
Материалы и оборудование: игровое поле в виде квадрата 3х3, компьютер, экран, подборка детских песен, отображающих права ребенка, презентация классного часа.
Правила игры: класспосредством жеребьевки делится на две команды: «Крестики» и «Нолики». На классной доске (или на экране телевизора) подготовлено игровое поле в виде квадрата 3х3. Всего 9 клеток, каждая из которых имеет своё название.
В городе Права Свидетельство о рождении Сказочные права
Продолжи пословицу – назови право Право или обязанность? Нарушено право на…
Команды выбирают своих капитанов и по жребию приступают к выбору первого квадрата с заданием.
Задание выполняют обе команды (или одновременно, или по очереди). Учитель по итогам конкурса ставит в выбранный квадрат знак «крестик» или «нолик» в зависимости от того, какая команда победила.
Следующий квадрат выбирает выигравшая команда.
Ход занятия
1. Организационный момент
Добрый день, друзья! Сегодня мы с вами поговорим о правах и обязанностях детей, то есть о ваших правах и обязанностях. А чтобы вам было интереснее обсуждать такую серьёзную и сложную тему, наше занятие мы проведем в форме игры «Крестики – нолики».
Информирование учащихся об условиях проведения командной игры «Крестики-нолики».
Разбивка на команды. Игра «Собери картинку». Разбивка на группы (8-10человек): участникам раздаются части разрезанной картинки задача, собрать её, таким образом, образуя команды. (Приложение А)
2. Вступительное слово учителя
С самого первого момента появления на Земле люди задумывались над тем, как организовать свою жизнь так, чтобы не было беспорядка, войн, голода, несправедливости. Тысячи лет люди отстаивали свои права и свободы, договаривались о мирном сосуществовании и правосудии. Так в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, текст которой является первым глобальным определением прав,которыми обладают все люди: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и многое другое.
А вот появлению Декларации о правах ребёнка способствовала инициатива женщин, вставших на защиту прав своих детей, после первой мировой войны в начале 20 века. В 1924 году в Женеве была подписана первая Декларация прав ребенка из 5 пунктов, а после принятия Всеобщей декларации прав человека ООН, в 1959 году была принята и Декларация о правах ребенка.
В последующие годы на заседаниях ООН постоянно рассматривались доклады о серьёзных нарушениях,от которых страдали дети: недоступность детского здравоохранения, ограниченных возможностях получения образования, стали известны данные о детях беженцах, узниках тюрем, жертвах войны. Поэтому в 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. (Приложение Б)
В Беларуси Конвенция ООН о правах ребенка вступила в силу 31 октября 1990 года, а в 1993 году Верховным Советом был принят Закон «О правах ребенка», который состоит из преамбулы и 5 разделов (37 статей).
Таким образом, не только взрослые, но и дети, имеют свои гражданские права и свободы, они должны уметь ими пользоваться, и наряду с правами, ответственно выполнять свои обязанности.
3. Основная часть. Ход игры
Итак, приступаем к игре. У нас две команды, и в качестве разминки предлагаю собрать девиз своей команды из беспорядочно записанных слов. (Слова записаны на карточках, которые наклеиваются участниками команды на общую полоску бумаги и впоследствии прикрепляются для всеобщего обозрения в области нахождения команды (на доску, на стол, на стенку и др.)
Девиз первой команды:
Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.
Относись к людям так к тебе как ты бы чтобы относились хотел
Девиз второй команды:
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Нет прав без прав без обязанностей нет обязанностей
Далее первый ход делает команда, которая первой собрала свой девиз и озвучила его.
Содержание игровых заданий
1. В городе Права
Команды получают план воображаемой местности,на котором отмечены общественные здания: школа, больница, почта, центр внешкольной работы и др. (Приложение В)
После 3-х минут обсуждения, капитаны каждой команды по очереди объясняют, какое право дети могут реализовать в том или
ином общественном месте. (Приложение В)
Победа присуждается команде, допустившей меньшее количество ошибок.
2. Свидетельство о рождении
Одна из статей Конвенции ООН о правах ребенка гласит: «Дети имеют право на имя, гражданство, знать своих родителей и право на их заботу».
Зачем человеку нужно имя? (Чтобы его не перепутали ни с кем другим, чтобы знать свой род, семью, страну, в которой человек родился и живёт)
Что такое Свидетельство о рождении? Зачем оно выдается? (Это первый документ каждого человека, который выдается после его рождения)
Задание для каждой команды заключается в том, чтобы выбрать 5 представителей от команды, которые по очереди назовут свои фамилию, имя, отчество, а также страну и город (деревню, в которых они родились.
3. Сказочные права
Командам по очереди зачитываются описания ситуаций с нарушением прав и свобод сказочных героев. Задача команд отгадать, о ком идёт речь.
1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на возможность свободно передвигаться в лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась Баба Яга, хотела его съесть, нарушая его права на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек).
3. Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
4. Этот герой русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
5. Эта героиня русских сказок очень хитрая и плутоватая. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
6.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, пытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино).
7. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу. Но настойчивость жениха позволила разбудить красавицу, привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица).
8. Она родилась в знатной семье, но старшая сестра жестоко с ней обращалась, нарушала ее права, заставляла ее прислуживать им (т. е. рабство и подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка).
9. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его правпроявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха).
10. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения и жестокое обращение, пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
4. Продолжи пословицу – назови право
Командам по очереди зачитывается начало пословицы. Участникам команды нужно продолжить пословицу и объяснить, какое право отражено в этой пословице. Если у команды нет правильного ответа, право ответа передаётся команде соперников.
Береги платье снову, а честь смолоду. право на защиту чести и достоинства
Грамоте учиться – всегда пригодится. право на образование, право на получение дополнительного образования
Делу – время, а потехе – час. права на отдых и досуг
Правда суда не боится. право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу
Дело мастера боится. право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом
Жить – Родине служить. право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы
Хочешь есть калачи, не сиди на печи. право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом
Как аукнется, так и откликнется. Право на уважение, защиту чести и достоинства
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. право на образование, право на получение дополнительного образования
Яблоко от яблони недалеко падает. Право на семью, заботу о родителях, выполнение своих семейных обязанностей
5. Право или обязанность?
А теперь проверим, различаете ли вы свои права и обязанности. Я буду зачитывать командам утверждения, а они по очереди будут отвечать, что это, право или обязанность.
• Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы. (Право)
• Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача. (Право)
• Получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. (Право)
• Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию. (Обязанность)
• Получение оценки своих знаний. (Право)
• Бережное отношение к имуществу школы. (Обязанность)
• Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. (Обязанность)
• Родители воспитывают своих детей. (Обязанность)
• Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу. (Право)
• Ребёнок заботится о своих родителях. (Обязанность)
• Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность)
Каждый школьник может развивать свои способности и таланты. (Право)
6. Нарушено право на…
Командам по очереди зачитывается название литературного произведения, а они называют, какие права литературных героев были нарушены и что нужно сказать в ответ обидчику. В одной сказке может быть несколько вариантов правильных ответов.
«Красная шапочка» Нарушено право на жизнь. «Не имеешь права лишать меня жизни!»
«Теремок» Медведь нарушил право на жильё. «Не имеешь права посягать на моё жильё!»
«Морозко» Мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на посильный труд. «Не имеешь права подвергать меня пыткам и жестокому обращению!»
«Гуси — лебеди» Право на неприкосновенность. «Не имеешь права лишать меня свободы, жизни!»
«Три поросёнка» Нарушено право на неприкосновенность жилища. «Не имеешь права лишать меня жизни, посягать на моё жильё!»
«Дюймовочка» Нарушено право на защиту от всех форм насилия, право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. «Не имеешь права лишать меня свободы, заставлять меня выходить замуж!»
«Колобок» Нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. «Не имеешь права лишать меня жизни!»
«Маша и Медведь» Нарушено право жизнь, выживание и свободное развитие. «Не имеешь права лишать меня свободы!»
7. Я люблю свою семью
Как вы думаете, зачем люди создают семью?
(Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей)
В хорошей дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга.Недаром в народе говориться: «Не нужен и клад, коли в семье лад».
Семья – это главное в жизни человека.
Что в человеке воспитывает семья? Назовите все качества воспитанного человека, а я их запишу на это огромное семейное сердце.
(Педагог рисует на доске контуры сердца и записывает в него качества воспитанного человека, названные детьми)
И все эти качества человек приобретает благодаря своей семье.
Как называются люди, которые входят в вашу семью? (Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя)
Сейчас будет испытание на смекалку. Проверим, как вы сможете посчитать всех членов большой дружной семьи.
(Командам по очереди задаются задачки на смекалку)
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна (семья)
1. Мы — большущая семья,
Самый младший — это я!
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Даша,
И Наташа тоже наша.
Говорят, что детский дом.
Сколько нас в семье детей? (8)
2. Вот ребята вам задача.
На лесной опушке дача.
А на даче баба с дедом,
Папа с мамой, брат и я.
Велика ль у нас семья,
Если есть еще сестренка
Несмышленая, в пеленках.
И отсутствует один,
Самый старший брат,
3. Собралась к обеду
Вся семья: папа, мама,
И еще сестренка со щенком,
И с котенком маленький Пахом.
А теперь скажите мне, кто может,-
Сколько на столе должно быть ложек? (6)
4. Нам на завтрак баба Мила
Семь яиц вчера сварила.
Съел я ровно два белка,
Три белка с желтками вместе.
Сколько мы яичек съели?
И потом, как оказалось,
Сколько их еще осталось?
(5 съели, 2 осталось)
5. Всего четырнадцать имеет наш Егор
Родных, двоюродных братишек и сестер.
Родных лишь четверо.
Скольких двоюродных сестричек он имеет,
У него, с двумя родными,
Лишь пять братиков всего? (7 двоюродных сестер)
6. Послушай, вот моя семья
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я.
Какая же у нас семья? (6 человек)
5. Золотое правило школьной жизни
Наша школа – это маленькое государство, в котором все его граждане тоже живут по определённым правилам и законам. И записаны все эти правила в Уставе школы. Они очень тесно перекликаются с основными правами и обязанностями ребёнка, отражёнными в Конвенции о правах ребёнка.
Задание командам: изучите основные права и обязанности школьников. (Приложение В) Составьте и запишите три золотых правила школьной жизни, без которых была бы невозможной реализация права ребёнка на образование. Затем капитаны команд по очереди зачитывают составленные их командами правила, объясняют их, и, если команда соперников принимает предложенное правило, его фиксируют на доске в Кодексе жизни класса. Выигрывает команда, чьих правил записано больше. Если счёт равный, капитанам предлагается на скорость продолжить 3 предложения.
1. Нужно знать … (свои права)
2. Нужно уважать… (права других людей)
3. Нельзя забывать … (о своих обязанностях)
По аналогии с игрой «Крокодил», игроки обеих команд только при помощи жестов и мимики пытаются объяснить загаданное команде право. Права записаны на полосках бумаги, которые представители команд вытягивают по очереди и показывают команде соперников. Выигрывает команда, которая отгадала большее количество прав.
Право на высший возможный уровень услуг системы здравоохранения и медицинской помощи
Право свободно выражать свои взгляды и мнения
Право исповедовать любую религию
Право на доступ к информации
Право на достойный уровень жизни
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право на защиту от жестокого обращения
Право на защиту от экономической эксплуатации
Право на общение с обоими родителями
Право на сохранение своей индивидуальности
Право на жизнь, выживание и свободное развитие
4. Подведение итогов. Рефлексия
Итак, наша игра подошла к концу. Поздравляем победителей игры. А команде проигравших пожелаем не терять веры в себя, вооружиться оптимизмом и волей к победе и всем нам достигать новых вершин.
Давайте вспомним и назовем права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.
Продолжи фразу: «Я ребенок. Я имею право.» (Учащиеся по цепочке перечисляют права детей)
Заключительное слово учителя
Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
Желаю вам удачи,хорошего настроения и позвольте закончить наше занятие таким стихотворением:
Ты – ребёнок, ты — человек, ты должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Ты имеешь право, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Ты имеешь право, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Ты имеешь право, чтобы мир на Земле царил везде и всегда.
Ты имеешь право, чтобы в небе большом всегда тишина была.
Всем спасибо за внимание и участие!
1. Конвенция о правах ребёнка
2. Лопатина, А., Скребцова, М. Вершины мудрости.50 уроков о смысле жизни: для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2003. – 416 с.
3. Лопатина, А., Скребцова, М.Беседы и сказки о семье: для детей и взрослых. 32 беседы по семейному воспитанию. / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2005. – 160 с.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Всеобщая_декларация_прав_человека
https://rosuchebnik.ru Викторина «Права литературных героев»
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.
Классный час «Наша дружная семья» для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида Тема: «Наша дружная семья» Цель деятельностная: формирование у учащихся положительного отношения к семье, правила поведения в семье. Цель.
Классный час для учащихся начальной школы «Все профессии нужны, все профессии важны» Цели: познакомить учащихся с некоторыми видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; развивать внимание,.
Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки» Цель: познакомить детей с особенностями народных праздников на примере посиделок, расширить знания учащихся о разнообразии красоты природы.
Классный час для учащихся начальной школы «Не смейте забывать учителей» Беседа в мини-центре «Не смейте забывать учителей» Цель: сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии.