зачем знать историю родного края
Консультация «Почему нужно знать историю своего края»
«Почему нужно знать историю своего края»
В жизни общества в настоящее время происходят глубочайшие изменения.Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Только зная историю своей страны, народа, семьи ребенок вырастает развитым человеком, которому не чужд патриотизм. Воспитание любви к Родине, гуманности, теплого отношения к близким, является одним из самых важнейших направлений в жизни подрастающего поколения.
Закрепляйте знания детей о кубанском историческом жилище, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира. Побеседуйте на эти темы с детьми, расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из уст родителей и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах. Всем детям интересно узнать, что было, происходило, когда их самих еще не было. В каждой семье наверняка есть альбомы со старыми фотографиями, напоминайте родителям, что бы они рассматривали эти фотографии с детьми, находили родственные сходства. Во время праздников чтобы они привлекали детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на Рождество, для членов семьи, родственников; пойте вместе песни, разучивайте пословицы, повторяйте выученное в группе. Предложите сделать семьям генеалогическое дерево совместно с детьми, или создать книжечку своими руками о традициях семьи, думаю каждому ребенку это будет очень интересно.
Так быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим детям, внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Важно не забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.
На основе народного творчества воспитывать патриотические чувства к родной земле – к кубанскому краю, родному языку, к кубанской культуре и истории нашего края.Проводя духовно-нравственное воспитание детей необходимо:
Формировать представления о родной стране, родном городе, уважение к государственной символике (Гимну, флагу, гербу, воспитываем чувства гордости за успехи людей, интерес к жизни разных народов, их культуре и истории;
Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;
Воспитывать стремление к любви, добру, терпимости, мужеству, проявляющимся в различных жизненных ситуациях;
Формировать у них желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (желание жить по совести);
Прививать детям чувство собственного достоинства, веры в свои возможности.
Знакомство с народным искусством кубанского казачества. Наш коллектив решил изучать вместе с детьми культуру, быт, традиции кубанцев, потому что Кубань – наша Родина, и мы должны знать её.
В нашем детском саду в каждой возрастной группе есть уголки, посвященные кубанским ремёслам, быту, традициям кубанцев. Кроме этого, входя в детский сад, вы сразу поймёте, что мы любим и чтим свой Краснодарский край. В каждой группе расположены предметы быта кубанцев, символы Кубани, карты Краснодарского края, куклы в кубанских нарядах, альбомы с фотографиями г-к Анапа и нашей станицы. Благодаря и вашим усилиям в нашем детском саду был создан мини музей «Кубанское подворье», где есть возможность окунуться детям в жизнь и быт казаков.
Большую работу по привитию любви к Кубани проводят воспитатели, и наш музыкальный руководитель. Они разучивают с детьми казачьи песни и пляски, знакомят их с музыкальным фольклором Кубани. У нас регулярно проходят утренники, праздники, развлечения, на которых звучат казачьи песни, разучиваются казачьи народные игры, дети читают стихи о Родной Кубани, о красоте её природы, о любви к ней. Народные праздники и кубанские традиции занимают большое место в приобщении детей к народной культуре. В своей работе с детьми начиная с самого раннего возраста, мы широко используем все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы). Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди Кубани и нашей родной станицы Гостагаевской – все это мы стараемся передать своим воспитанникам, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Воспитание дошкольников идет по разным линиям, начиная с самообслуживания и кончая зрелостью мышления. Что будет брать верх – хорошее или плохое, во многом определяется ориентирами, теми образцами, идеалами, на которые равняется дошкольник. А какой образец выберет ребёнок, кому он подражает в огромном мире зависит от нас, взрослых; и от того, каковы мы сами, каковы наши интересы, цели нашей жизни, и от того, каков уклад вашей семьи и взаимоотношений в ней, как вы относитесь к своим детям, и от того, наконец, как вы управляете развитием и духовным ростом; какие желания и интересы у них формируем, какие стороны их личности развиваем, как и в какой мере участвуем в жизни детей. Все это в наших руках, мы их настоящее, а они наше будущее!
Консультация «Что нужно знать родителям о профилактике сколиоза у детей» Позвоночник человека представляет собой некую ось, на которой держится всё тело. Он внутри себя содержит спинной мозг – своеобразный центр.
Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух» Самый простой способ привить детям дошкольного возраста любовь к чтению-это чтение родителями книг,это должно стать хорошей и полезной.
Консультация для воспитателей «Что нужно знать родителям о коронавирусе» Уважаемые коллеги! Обычно простудные сезоны достаточно тяжелы для родителей — дети приносят из детских садов и школ весь ассортимент инфекций.
Консультация для воспитателей «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты» по методическому пособию «Играем, читаем, пишем» Астафьева Е. О.» Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию.
НОД по экологии «Почему воду нужно беречь?» Задачи: 1. Познакомить детей с процессом очистки воды в промышленных масштабах. 2. Научить детей изготавливать простейший фильтр для воды.
Правила дорожного движения нужно знать! (фотоотчёт) Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет конкурса » Светофорчик», который проходит в нашем районе, с помощью.
Презентация по кубановедению для учащихся начальных классов «Путешествие в историю Краснодарского края» цель-Погружение учащихся в мир русской культуры через краеведческий материал задачи: 1. Формировать положительную мотивацию учения в процессе.
Реализация проекта «Почему нужно беречь голос?» 15 по 31 ноября 2014 г. в нашем ДОУ проходил конкурс методических разработок по организации проектной деятельности с детьми » Мир вокруг.
Зачем нам краеведение?
Зачем нам краеведение?
Валентина, учитель русского языка и литературы на пенсии:
– Думаю, что изучение краеведческого материала — это и есть так называемое родиноведение, необходимая и значимая часть образования. Оно позволяет создать целостную картину мира, детально рассмотреть все составляющие природы и жизнедеятельности человека, их взаимодействие на конкретной территории. География, биология, литература — всё тут близко, всё рядом.
Сергей, участник социальных и волонтёрских проектов:
– Затем, чтобы понимать, кто мы и откуда, что нам ближе, что нас окружает. Краеведением можно и нужно заниматься со своим ребёнком с возраста, когда он ещё совершенно открыт миру, чуть ли не с пелёнок. Когда маленький человечек идёт на прогулку с родителями, он воспринимает и принимает мир таким, каким его видят взрослые. Значит, мы должны быть хорошо подкованы — хотя бы в знании того, в каком пространстве живем.
Сергей, отец пятиклассника Матвея:
– Я считаю, что детям такой предмет нужен. Он должен включать в себя историю края, его географию, экономику, социологию, демографию. Нужно знать, что за люди здесь живут, какими ресурсами богат регион и так далее. Ребёнок должен знать, что наш край — второй по величине субъект Федерации, имеющий массу полезных ископаемых, промышленных и научных баз, здесь работают несколько ГЭС. Это правильно, и лично мне приятно, когда гости города могут спросить любого — ребёнка, взрослого — о достопримечательностях или истории наших мест и получить развёрнутый и правильный ответ.
Андрей Деганов, пресс–атташе МФК «Норильский никель»:
– В юности я не придавал этому предмету особого значения. И только спустя годы стал понимать, насколько важно знать историю своего региона, ведь с ощущения родного края приходит и настоящая любовь к Родине, человек начинает не только более бережно относиться к природе, но и ценить культуру и традиции других народов. Сейчас я вижу, что в Норильске можно не только жить и работать, но и отдыхать — стоит отъехать подальше от города, и вы увидите, как богата и уникальна наша природа. Не менее уникальна история самого Норильска, комбината — и с ними нас тоже знакомит краеведение.
Станислав Кривенко, участник «Школы краеведа»:
– Сегодня эта тема особенно актуальна, но работа над ней требует большого такта и терпения — нашим детям очень мало известно о Таймыре — об истории освоения полуострова, о коренном населении, его культуре, быте и традициях, о природе. Только старшее поколение может передать им любовь к родным местам, знание того, чем знаменит наш край, в чем его красота, каким трудом заняты люди. Обращение к отеческому наследию воспитывает гордость за землю, на которой живёшь. Именно акцент на изучении истории народа поможет подросткам с уважением и интересом относиться к современному обществу.
– Мне интересна история нашего региона, но сейчас есть интернет, где можно найти ответ на все вопросы. У меня друг — эвенк, и он часто рассказывает о народах Севера, их обычаях, традициях, жизни в тундре. Мне всё это очень нравится, а вот у детей, наверное, есть масса других дел, им, помимо освоения школьной программы, нужно ещё научиться многим прикладным навыкам. Например, основам оказания первой медицинской помощи. Это точно не окажется лишним в жизни. А краеведение подождёт.
Елена, мама двоих студентов:
– Мой опыт показывает, что в школе краеведение не нужно. Нет чётких требований по ведению этого факультатива. Информации педагоги находят немного, её подача — сухая и пресная. Дети воспринимают этот предмет как повинность, им совершенно не интересно то, о чём им рассказывают. Да и применить эти знания им некуда. Детям нужны сведения прикладного характера. Не помешала бы психология отношений или уроки этикета, или даже самообороны. А с учётом того, что минимум 40–50% наших выпускников уезжают учиться на материк, выходит, что время, потраченное на краеведение, потеряно зря.
Говорит эксперт
Зачем мы занимаемся краеведением? Есть строчка в песне Сергея Наумова, которая хорошо объясняет это: «Мы не стираем с карты белых пятен, зато сдираем чёрные с души».
модератор конференции исследователей территории, член Клуба исследователей Таймыра:
– Большинство слушателей и докладчиков на КИТе — участники проекта «Школа краеведа», которая работает уже не первый сезон благодаря поддержке Фонда президентских грантов. Летом мы ходим на экскурсии в интересные с точки зрения норильской истории места, а зимой ищем информацию об увиденном в архивах и музеях. Тем, что удалось найти, мы делимся друг с другом — в том числе на ежегодной конференции исследователей территории.
Думаю, нет такого человека, которому совсем было бы неинтересно место, где он живёт. А чем больше мы его узнаём, тем больше проникаемся какими–либо чувствами — уважением, сопереживанием, любовью — к своему городу. Это такая прививка от равнодушия. Ведь чем ближе ты знаешь человека, тем больше тебя беспокоит его судьба, правда? Так и тут.
Необходимое для краеведа качество — непоседливость. Я в детстве любил бродить с мальчишками по окраинам города. Росли мы в украинской Макеевке, и там при металлургическом заводе была свалка, куда привозили металлолом, в том числе с Харьковского велосипедного завода. И мы при известной сноровке могли прибежать туда пешком, а уехать на собственноручно собранном велосипеде.
В Норильск я приезжал дважды. Сначала меня, полуторагодовалого, привезли сюда родители, мы прожили тут два года. Второй раз я приехал уже сам — после армии, чтобы подзаработать денег на свадьбу, а остался на всю жизнь. Я истоптал тут все окрестности — и близкие, и дальние. Поначалу ходил один, когда дети появились, мы с ними каждое воскресенье отправлялись в поход: я брал дочь, племянника, их друзей, шли на Медвежку, на Долгое.
Благодаря непоседливости я познакомился и с руководителями Клуба исследователей Таймыра, нашёл единомышленников, отдался этому делу полностью: «Школа краеведа», КИТ, походы на лыжах, сплавы на байдарках, поездки на квадроциклах.
Для меня краеведение — это в первую очередь возможность утолить собственное любопытство, а затем поделиться с окружающими. Я на работе спрашиваю: «А вы знаете, где был посёлок Через»? И никто не знает. А бывает и по–другому. Спросил коллег: «Где находился посёлок Средний?». И один из них говорит: «Конечно, знаю, когда я был пионером, нас там катали на катере по заливу». Средний стоял на речке Наледной, туда приходил маленький катерок с Норилки. Эти воспоминания — уже повод для изучения.
Краеведение — это и движение, и романтика, и чувство единения. Конечно, в основном занимается всем один и тот же костяк, компания, где все знакомы. Так, в прошлом году я брал с собой на воскресные выходы «Школы краеведов» по 15 активистов. Родных и знакомых подтянули и другие участники. В результате собирались компании по сто человек, где младшему — пять лет, а старшему — 72 года. Зачем мы всё это делаем? Есть такая строчка в старой песне Сергея Наумова: «Мы не стираем с карты белых пятен, зато сдираем чёрные с души».
Опыт работы «Ознакомление с историей родного села как средство патриотического воспитания»
Мария Гринчук
Опыт работы «Ознакомление с историей родного села как средство патриотического воспитания»
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, селу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.
Дошкольные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех кого зовут соотечественниками.
Ребенку нужно донести, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин.
Затем нужно подводить к пониманию того, что село – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Мы живем в селе Нижний Карачан. Оно со своим историческим прошлым, богатой и прекрасной природой – обширными полями, реками.
Карачан богат так же и прекрасной природой – обширными полями, лугами и лесами. (Слайд №4).
Поэтому важно с детства воспитывать в детях чувство толерантного отношения друг к другу. Безусловно, чувство толерантности формируется под влиянием родителей и педагогов.
Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями села мы проводим в определенной последовательности с постепенным усложнением, начиная с истории села, постепенно переходя к изменениям современного села. (Слайд № 5,6,7)
Во время целевых прогулок обращаем внимание детей на все новое – построили спортивную площадку около школы, посадили клумбу, установили световой фонтан в центре села и разбили около его клумбы, покрасили магазины и повесили новые вывески, построили церковь, проложили тротуары и т. п.
Проводим занятия,дидактические игры, целевые прогулки с целью знакомства детей с трудом взрослых – в сельскую библиотеку, аптеку, парикмахерскую, на почту, в магазины и др. (Слайд № 14,15)
Этим самым подводим детей к пониманию того, что эти службы необходимы для удобства людей, и чем лучше выполняет свою работу человек, тем удобнее жить остальным людям. (Слайд № 16)
Устраиваем праздники и развлечения, где дети продолжают знакомиться с русским, хемшилским и таджикским народом и их традициями.
Проводим такие праздники: «А ну-ка мамы», «Масленица» в которых принимают участие и воспитанники, и педагоги, и родители. (Слайд № 17)
Продолжаем вести работу по знакомству детей с правилами дорожного движения, которые закреплялись в повседневной жизни, через дидактические и сюжетно-ролевые игры. (Слайд №18)
Во время тематической недели, посвященной «Дню победы», мы проводим экскурсии к памятнику-обелиску «Ветеранам ВОВ», изготавливаем открытки для ветеранов, проводим занятия и утренники. (Слайд №19)
На 9 Мая мы, совместно с учениками школы, возлагаем цветы к памятнику и участвуем в шествии «Бессмертный полк». (Слайд № 20)
С детьми ведем работу по экологическому воспитанию: знакомим детей с животными и растениями родного края, через занятия, экскурсии,подвижные и дидактические игры: «Найди животное», «Опиши животное», «Третий лишний», «Собери картинку» «и т. д. (Слайд № 21)
Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников играют мини-музей. В нашей школе с помощью родителей и учеников был создан музей «Русская изба». И мы постарались приобщить детей к истокам русской культуры и познакомить их с предметами быта наших предков
Мы с нашими воспитанники посетили школьный музей «Русская изба».
Старшеклассники, одетые в русские народные костюмы, провели экскурсию по крестьянской избе, где познакомили детей с жизнью, бытом и традициями наших предков.
Формирование нравственно-патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей.
Взаимодействие с родителями по данной теме способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Главное, мы стараемся вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.
Для организации сотрудничества использую разнообразные формы работы: круглые столы, беседы, консультации, анкетирование, выпуск стенгазет и т. д.Мы с детьми каждый год оформляем стенгазеты: «Моя семья» и «Моя любимая мама» (Слайд №23)
Таким образом, накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем селе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало нравственно-патриотических чувств, которые рождаются в познании, а формируются в процессе целенаправленного воспитания. (Слайд №24)
Как помочь детям осознать необходимость изучения истории своей страны?
В помощь родителям для развития мотивации у детей на осознание необходимости изучения истории своей страны. Это важно для будущего России.
История нечто большее, чем то, что мы читаем в учебниках. Довольно часто сталкиваемся с незнанием молодежью своего края, страны. Становиться не по себе, когда молодые люди не знают историю своего села, города, не могут сказать о людях, именем которых названа улица их проживания, важнейших событий Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., освоения космоса и т.д.
Они считают, что это знать не обязательно, так как всю информацию они могут получить по Интернету. Такая «практичность» вызывает огромную тревогу, так как человек без знаний своей истории, своих истоков, похож на растение «перекати поле», которое перемещается по воле ветров. Такому человеку не важно, где он живет, а значит, он будет равнодушен к обществу и его проблемам. Этот человек непредсказуем в своем поведении. Ожидать от него деловой активности для общества не приходится.
Вот почему важно знакомить человека с историей своего края, страны с детства. Ребенок должен понимать, что знание исторических мест может быть так же круто, как, например, его достижения в других областях деятельности. Родители должны осознать необходимость важности знаний детьми исторических событий для жизни. Ребенок не всегда может это осознать, но он может все это проверить на практике в реальной жизни. Для этого важно в ребенке зажечь страсть к историческим местам, чтобы показать, что история сама по себе, это здорово.
Вот несколько способов, чтобы заставить их думать об истории, которая будет убеждать их в мыслях о том, знание исторических мест это круто.
Что нужно делать?
1. Исследовать историю семьи.
Вы можете с детьми исследовать места, которые важны для семьи, такие, как, где их родители или бабушки и дедушки пошли в школу, получили образование, профессию. Можете посетить эти исторические места. Можно совместно с детьми рассматривать старые фотографии, составить генеалогическое древо семьи.
2. Попросите их общаться со своими соседями, которые жили на их улице долгое время.
Они даже могут поделиться старыми фотографиями, когда они впервые приехали в эти места.
3. Важно знать историю населенного пункта проживания, той роли, которую он играл раньше и в настоящее время.
Эта информация доступна в местной прессе. Что было на этом месте раньше, что и как изменилось. Как соседствует старое с новым? Какую роль играет населенный пункт в жизни региона сейчас?
4. Посетите исторический сайт о своей местности в Интернете, местный исторический музей, чтобы больше узнать об этом.
Таким образом, через родителей каждый ребенок, видя масштабы происходящего, будет осознавать важность своего соучастия в происходящих событиях. Можете сделать карту местности проживания и сравнить её со старыми географическими картами, чтобы было наглядное представление в масштабах региона, страны.
5. Проводить исторические пешеходные экскурсии в вашем родном городе.
Вы можете начать с исторических мест города. Нарисуйте карту, где эти места и разработайте маршрут своей собственной пешеходной экскурсии. Это очень эффективный способ для детей, чтобы начать думать о том, что здания являются историческими, говорят о тех событиях, с которыми они связаны. Благодаря этим рассказам молодежь больше будет ценить историю всего того, что их окружает.
Это важная задача, без которой немыслимо представить процветающее будущее страны.