зачем учиться играть в шахматы
Необычная практика: как шахматы становятся универсальным образовательным инструментом
Эта игра развивает стратегическое мышление, повышает успеваемость детей, а для некоторых буквально становится путёвкой в жизнь.
Из этой статьи вы узнаете:
«Умные ученики не всегда играют в шахматы, но те, кто играет, всегда становятся умными», — утверждает Салом Томас-Эль, американский педагог, директор школы в штате Делавэр и тренер по шахматам. Уже более 30 лет он использует эту настольную игру в своей учительской практике. За прошедшие годы его ученики выиграли около десятка национальных соревнований, но победы на турнирах — отнюдь не главная задача Томаса-Эля.
«Не каждый в итоге станет конкурентоспособным шахматистом, но мы даём возможность развить настойчивость, выносливость, повысить чувство собственного достоинства, стать эффективнее», — говорит педагог. По его мнению, игра в шахматы развивает все эти качества. Причём даже у детей, которым обучение даётся не так-то просто.
Редакция Skillbox Media
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
Зачем школе из плохого района шахматы
В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.
Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.
«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.
В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.
Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.
«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.
Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.
В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.
«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».
Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.
Кого и чему ещё учат с помощью шахмат
В отчете Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.
При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.
Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили сертификаты первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».
Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.
Шахматы для школьников
Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.
А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.
Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.
«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.
Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.
Шахматы для дошкольников
Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.
«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.
В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам. Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.
К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.
«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.
Больше чем игра: чему учат шахматы
Вероника Никитенко
Шахматы не просто развивают логическое мышление. Они учат работать над своим эмоциональным состоянием, признавать ошибки, думать наперед, брать ответственность на себя, общаться невербально и не только. Илья Левитов, основатель проекта LevitovChess, в прошлом председатель Российской Шахматной Федерации, рассказал о том, как шахматы способствуют саморазвитию, и дал рекомендации тем, кто хочет научиться играть.
Илья Левитов
Основатель проекта LevitovChess, в прошлом председатель Российской Шахматной Федерации.
Зачем учиться шахматам, если не хочешь быть профессионалом
Ты вроде выиграл, но ощущения не такие приятные, чем от такой цельной картины, которую ты можешь получить.
Развивается такое умение, как стрессоустойчивость, причем длительная. Ты на протяжении нескольких часов должен сохранять хладнокровие, потому что в шахматах редко все идет по твоему плану. У соперника может быть план удачнее, чем твой. Он может придумать что-то новое, чего ты не видел, не ожидал.
Мой товарищ, один из сильнейших шахматистов 90-х и 2000-х, Борис Гельфанд, играл с Сергеем Карякиным в полуфинале Кубка мира. Борис Абрамович заготовил очень интересную идею в дебюте, и предугадал развитие партии, но не хотел показывать, что все знает. Борис хорошо знал эту позицию. Он начал задумываться, обхватил голову руками, качал головой, показывая, что эта позиция ему непонятна, и он не знает, что делать. И Сергей, видимо, ему поверил. А Борис шел на ту позицию, которую он знал. И ему удалось эту мизансцену отыграть очень хорошо. И в итоге он выиграл партию.
Еще один пример. Один шахматист, играя с Михаилом Ботвинником, прославленным чемпионом 50–60-х гг., патриархом советских шахмат, делился в одном из интервью воспоминаниями о партии с Ботвинником. Михаил Моисеевич вышел в очках, в костюме, уверенной походкой подошел к столу, пожал руку, сел, поправил очки, написал на бланке соперников, кто играет. И уже в этот момент сопернику захотелось сдаться, еще до начала игры. Такое сильное впечатление на людей оказывает уверенность в себе.
В шахматах трудно на свалить вину. Мы ведь в жизни привыкли переводить стрелки: мама неправильно воспитала, учителя плохие были. А здесь ты играл партию, ответственность только на тебе. Ты должен принять поражение. Я видел много шахматистов, которые бросаются фигурами, стаканами, даже бьются головой об стену. Умение преодолевать эти эмоции — отличный жизненный навык.
Шахматы — это большая работа над собой. Ты постоянно интеллектуально и эмоционально пытаешься себя улучшить. Это некое стремление к совершенству, характерное для шахматистов
Кто-то начинает спортом заниматься, йогой, в бассейн, читает больше книг. Кто-то избавляется от вредных привычек. Каждый ищет свои пути для улучшения. И очень интересно наблюдать за шахматистами, которые действительно растут, и пытаться понять, за счет чего они растут.
Спорт, наука или искусство
Шахматы — это спорт, потому что в течение 6 часов решать задачи крайне сложно. Плюс в этой игре очень высокий уровень адреналина и порой зашкаливает, ты находишься в стрессовой ситуации. Эмоциональный фон очень высокий, но при этом ты не можешь двигаться. В футболе у тебя эмоции выходят через движение. А здесь они никуда не выходят. Это так называемая гиподинамическая нагрузка, когда много всего происходит внутри, а движения ограничены и физически ничего не проявляется.
Игрока раздирает множество сомнений, идей, планов одновременно. Это совмещается с необходимостью точно считать варианты, ничего не упускать из виду. И при этом нужно еще творить. И находиться в состоянии, в котором может осенить какая-то идея, чтобы ты увидел необычное.
Поначалу шахматы — это скорее наука. Надо знать, как расставить фигуры, но со временем игра превращается в творчество, совмещенное с четким счетом, со своего рода математикой. Когда мало времени остается, это превращается в спорт, потому что ты должен всю свою концентрацию, напряжение, все эмоции выдать за ограниченный промежуток времени. Сочетание несочетаемого.
Где и как учиться шахматам
Методик обучения шахматам очень много. Каких-то общепринятых стандартов на данный момент не существует. Мы на канале запустили шахматную академию, где известные гроссмейстеры и тренеры последовательно вводят тебя в игру. Но смотреть ролики — недостаточно. Конечно, оптимальный вариант — просто взять тренера.
В шахматы можно учиться играть, только играя. Для того, чтобы становиться лучше, нужно анализировать свои ошибки, и это должно стать навыком. Вне зависимости от того, выиграл ты, проиграл или ничья, вы ее анализируете. Сейчас это достаточно просто сделать, потому что очень мощные компьютеры, которые сразу показывают тебе, где ты ошибся. И ты начинаешь понимать, что надо улучшить.
Для начинающих есть замечательная книга «Путешествие в шахматное королевство» Бейлина и Авербаха. Это советская классика, написанная отличным языком. Она абсолютно не потеряла своей уникальности. По этому учебнику учились все русскоязычные топ-шахматисты, начиная где-то с 70-х гг.
Есть еще такие традиционные заблуждения, что надо с самого начала изучать дебют — как развивать фигуры. Я считаю, что это неправильный подход, потому что это похоже на научную работу. Начинать надо с малого количества фигур, с эндшпиля, с конца игры, чтобы понимать, как ходит король, пешка, какие есть свойства этих фигур, как вообще взаимодействуют фигуры.
Шахматы — это все-таки игра, где нужно понимать и чувствовать, как взаимодействуют и твои фигуры, и фигуры противника. Чувствовать некую гармонию игры. Это возможно, только играя и анализируя. Поэтому мой совет — это книга Авербаха и Бейлина, посмотреть наши лекции, играть и найти того, с кем ты будешь анализировать свои партии.
Самое главное — это поначалу не играть с быстрыми контролями. То есть выделять не 5–10 минут на партию — вдумчиво играть 2–3 часа и анализировать. Это можно делать и на : chess.com, lichess и chess24. Играйте с людьми, которые чуть выше вас рейтингом. Да, вы будете больше проигрывать, но в каждой партии станете чему-то учиться.
Зачем изучать шахматы?
Недавно шахматист задал мне простой вопрос: «У меня нет шахматного таланта, нужно ли мне тратить время на чтение шахматных книг или изучение партий?»
Я уверен, что в какой-то момент (обычно после разочаровывающей партии или турнира) многие люди задают себе этот вопрос. Чтобы ответить на него, нужно разделить вопрос на две части.
Начнем с вопроса о шахматном таланте. Я твердо верю, основываясь на многолетнем личном опыте, что определить наличие шахматного таланта намного легче, чем его отсутствие. Мне было достаточно поговорить о шахматах пять минут с 13-14-летними Крамником, Иванчуком и Гельфандом, чтобы у меня не осталось сомнений в их ярком будущем.
Вот, что я сам могу рассказать по этому поводу.
В 1983 году мне было 14 лет, и я участвовал в детском командном турнире в Ашхабаде (Туркменистан). В одной партии, которую я играл черными, мой противник пожертвовал четыре пешки и заманил моего короля на e5 при полной доске фигур. Хуже того, я попал в сильный цейтнот, и мой флаг мог упасть в любую секунду! Я не сомневался, что либо проиграю по времени, либо получу мат! Когда противник предложил ничью, я не мог поверить своим ушам и немедленно согласился. Сразу после рукопожатия он сообщил, что мой король, расположенный на e5, мог ретироваться по маршруту Крe5-d6-c7-b8 и невероятным образом белые не могли этому помешать!
Оказалось, что он был абсолютно прав! Что самое обидное, на следующий день в местной газете сообщалось, что юный Гриша Серпер из Узбекистана согласился на ничью, хотя у него было пять лишних пешек (да, они добавили мне еще одну пешку ради пущего эффекта). Лариса Пинчук, тренер нашей команды, была очень умна и хорошо меня знала, поэтому она сообщила мне, что сказал известный советский тренер Владимир Зак в тот момент, когда я согласился на ничью.
Он показал на меня пальцем и сказал: «Этот мальчик никогда не станет шахматистом». Услышав это, я пришел в ярость! Я не мог поверить, что кто-то берется судить о способностях ребенка на основании одного неверного решения в цейтноте. Я поклялся, что сделаю все возможное, чтобы доказать, что этот старикашка был неправ! Это мотивировало меня и помогло моей шахматной карьере, хотя могло выйти совершенно иначе.
Вот что пишет МГ Ермолинский о тренере своего детства в блестящей книге «Путь к шахматному совершенствованию«:
Во-первых, такая работа сделает вас сильнее. Даже если вы не собираетесь становиться гроссмейстером или мастером, выигрыш у одноклубника, который постоянно вас обыгрывает, сделает вас счастливее!
Когда мы только начинаем изучать шахматы, нас радуют только самые простые шахматные ситуации, такие как эта:
То, как белые ладьи отнимают линию за линией у черного короля, и он получает мат, нравится начинающим. Дело в том, что они пока не понимают более сложных вещей. Чем больше вы изучаете шахматы, тем больше вам открывается их красота. Потом вы узнаете о «бессмертной» или «вечнозеленой» партиях.
С увеличением силы игры вы начинаете воспринимать более сложные концепции:
В какой-то момент вам открывается, что красота шахмат связана не только с яркими жертвами:
Но вам нужно дорасти до рейтинга не менее 1600 ФИДЕ, чтобы понять, почему Спасский пожертвовал коня в этой партии:
Или почему Таль в разгар атаки «тратил время» на продвижение пешки h2:
Наконец, вы сможете называть себя настоящим ценителем шахмат, когда научитесь видеть невероятную красоту эндшпильных идей:
Ясно, что, чем сильнее вы становитесь, тем больше оттенков красоты шахмат вы способны различать!
Выводы очевидны: даже если вас не заботит ваш рейтинг и турнирные успехи, чтение шахматных книг и изучение партий великих игроков увеличивает ваши шахматные знания и помогает вам получать от шахмат еще большее удовольствие!
Зачем играть в шахматы? Психологи назвали 10 причин
Шахматы — одна из самых популярных интеллектуальных и стратегических игр, которой увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты. Вот только современный мир электроники ежедневно вносит свои коррективы, переманивая детей и подростков на свою сторону. А ведь ни один гаджет не принесет столько пользы, как шахматная партия. Психологи уверяют: шахматы полезны для людей всех возрастов. Это некий симулятор навыков, который готовит детей к взрослой жизни, а пожилым людям помогает дольше оставаться при ясном уме и потрясающей памяти. Ну, так что сыграем?
Шахматы как способ сблизиться с родными людьми и хорошо повеселиться
Шахматная партия — отличная идея для времяпрепровождения с родителями, детьми и друзьями. Наконец-то вы сможете отложить электронные гаджеты и провести время вместе. Но даже если ваши близкие далеко и вы не можете с ними встретиться из-за самоизоляции или карантина выходного дня, это не повод отказываться от увлекательного досуга. Включайте видеосвязь и играйте в шахматы в удаленном режиме. Будет не менее интересно!
По мнению психологов, настольные игры — хороший способ сблизиться со своими детьми или родителями, лучше понять их чувства и вместе помолчать. Совместное дело объединяет. При этом вы не сможете обсуждать проблемы или старые обиды. Полная концентрация на игровом процессе и буря эмоций. Прекрасная идея, чтобы помириться и наладить отношения после недопониманий и ссор. А еще шахматы — это очень весело и азартно. Лучший способ отгородиться от внешних проблем, отдохнуть телом и душой в компании приятного вам человека.
Набор настольных игр — замечательный подарок к Новому году и Рождеству, на день рождения, новоселье и юбилей. Если не знаете, что подарить человеку, смело выбирайте настольные игры. Они будут полезны детям, взрослым и людям пожилого возраста. Каждый захочет сыграть шахматную партию, тем более что в этой игре кроется большая польза.
Как игра в шахматы учит жизни и помогает стать мудрым человеком
№1. Шахматы учат побеждать и проигрывать. Иногда вы преподаете урок, а иногда получаете его сами. Трудно пережить поражение, особенно если вы лидер по натуре. Игра в шахматы — лучший способ научиться принимать проигрыш достойно. То есть не опускать руки и переставать верить в свои силы, а возвращаться более сильным игроком. После неудачи становиться сильнее и мудрее — важная черта для каждого человека. Учитесь после поражения возвращаться с гордо поднятой головой и изящно побеждать в следующем сражении.
№2. Игра в шахматы помогает детям осознать последствия своих действий. Интеллектуальная игра наглядно показывает суть причинно-следственных действий. Каждый поступок может привести как к положительным, так и негативным результатам. Тщательно продумывая каждый свой ход, в конце пути ребенок получает вознаграждение — победу. Необдуманные и поспешные действия ведут к проигрышу и разочарованию.
№3. Шахматы помогают сосредоточиться. Игра требует полной концентрации. Профессиональный игрок может выполнить 20 удачных ходов, а затем отвлечься и сделать ошибку, которая приведет к проигрышу. Навык полностью сосредотачиваться на конкретной задаче — полезен в повседневной жизни. Во время учебы в школе и университете, а также на работе, где установлены жесткие дедлайны. Отличный выбор — инкрустированные турнирные шахматы из натурального дерева.
№4. Шахматная партия развивает творческие способности. Говорят, что личность человека раскрывается в шахматной игре. Пассивные и застенчивые люди с низкой самооценкой играют сдержанно, а общительные и уверенные в себе выступают в роли смелого нападающего. Шахматы — думающая игра, которая основывается не только на стратегии, но и творческих навыках. Вы можете придумывать планы и тактики, чтобы одержать победу.
№5. Играя в шахматы, дети учатся решать проблемы. В каждой партии вы сталкиваетесь с различными проблемами, которые нужно решить, чтобы стать победителем. Шахматы помогают думать наперед, быть на шаг впереди противника, взвешивать все плюсы и минусы принятого решения. Этот навык помогает и в повседневной жизни, когда вы делает выбор, чтобы достичь лучшего результата.
№6. Шахматные партии — залог здорового мозга. Игра тренирует оба полушария мозга. Активно развивается логическое мышление и память. Шахматные батлы полезны людям разного возраста. Упражнения для мозга помогают оставаться в здравом уме и не страдать от забывчивости.
№8. Шахматы вырабатывают терпение. Игра включает около 40 ходов, прежде чем в ней определится победитель. Каждый из этих ходов тщательно продумывается, планируется и только потом выполняется. Не редко противник долго думает над своим ходом и вам нужно проявить терпение, чтобы дождаться его действий. Некоторые шахматные партии длятся несколько часов. Только представьте какое терпение у профессиональных шахматистов.
№9. Игра учит угадывать ходы соперника. Вы учитесь видеть с точки зрения другого человека. То есть вы принимаете его позицию и мировоззрение, и учитесь думать, как он, предполагая какие действия он собирается выполнять. Невероятно полезное качество в жизни, которое помогает избегать конфликтов и укрепить связь с близкими людьми. Ведь когда вы научитесь понимать человека, сидящего напротив вас, то сможете с ним договориться.
№10. Шахматы помогают при панических атаках. Когда у человека начинается паническая атака, ему нужно отвлечься от неприятных ощущений. Причем это должно быть успокаивающее занятие, которое полностью поглотит его внимание и разум. Шахматы обеспечивают большую вовлеченность игроков, а потому помогают расслабиться и избавиться от панических атак.
Шахматы магнитные дорожные 13х13см, пластик, металл, A001