зачем учить коми язык

Министерство образования Коми заставит родителей школьников сделать выбор: что важнее – изучение коми или русского языка


зачем учить коми язык. komi kyv2. зачем учить коми язык фото. зачем учить коми язык-komi kyv2. картинка зачем учить коми язык. картинка komi kyv2.

26 октября Минобрнауки Коми, ссылаясь на исполнение поручений президента России Владимира Путина, издал приказ № 366. По сообщению ведомства, он утверждает план исполнения поручений руководителя страны о принятии мер по повышению уровня и качества освоения обучающимися по основным общеобразовательным программам родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей).

О всех плюсах нововведения на круглом столе по приглашению общественной организации «Коми войтыр» 31 октября рассказала зампред правительства региона – министр образования, науки и молодежной политики Коми Наталья Михальченкова, сообщает «Комиинформ».

ПЛЮСЫ

Во исполнение поручений президента, во всех школах России в образовательную программу вводится новый предмет – «Родной язык и литература». Выбор языка в качестве родного остается за родителями школьников. В Коми появится две обязательных для изучения предметные области: родной язык и литература (коми) и родной язык и литература (русский).

Все дети республики, независимо от выбора, сделанного их родителями, будут изучать с письменного согласия родной язык (коми или русский).

Для детей, которые уже изучают коми язык как родной, ничего не изменится. Будут собраны соответствующие заявления с родителей.

Для детей, которые с согласия родителей будут изучать в качестве родного языка русский, сохранится изучение коми языка и культуры в качестве вариативной части учебных планов предусматривающих национально-региональный и этнокультурный компонент.

Пример:

Класс состоит из двадцати детей. Десять из них учат коми как родной, десять – русский как родной. У всех двадцати в расписании будет как и прежде русский язык и литература и отдельная дисциплина родной язык. Только десять детей пойдут на занятие по родному языку коми, а другие десять – по родному русскому языку.

Программу русского языка и литературы как родного подготовят на федеральном уровне. Программа коми языка и литературы, избранная ранее в качестве изучения как родного действует как и прежде. Преподавание коми языка пересмотрят на региональном уровне: изучение коми языка станет более интересным, погружение будет происходить через историю, краеведение, национальную культуру. В соответствии с примерными программами, Каждая школа индивидуально будет выбирать, каким способом преподавать их, и предложит родителям выбор учебных предметов этнокультурной направленности.

Педагоги, которые преподают коми язык, не потеряют нагрузку и, следовательно, их зарплаты не станут меньше. Тех учителей, которым не будет хватать квалификации для преподавания языка как родного (будь то русский или коми), направят на программы профессиональной переподготовки и развития.

Финансирование на все эти нужды по-прежнему будет поступать из регионального бюджета в виде субвенции на реализацию образовательных программ.

Остается изучить обоснованную дополнительную потребность, разработать и скорректировать программы в зависимости от добровольного выбора родителями предметной области «родной язык» и организовать обучение.


НЕ ТОЛЬКО ПЛЮСЫ

Новость об описанных выше нововведениях негативно восприняли широкие круги общественности коренного населения. Как уже сообщалось в УН.РФ, открытое письмо главе российского государства опубликовано в группе «КОМИ ВСЕЛЕННАЯ» в социальной сети «ВКонтакте».

В письме, в частности, говорится:

«Мы, граждане Республики Коми и представители народа коми, считаем, что

1. изучение государственного языка коми, являющегося залогом существования Республики Коми, не может быть основано на принципе добровольности (как и русского языка как государственного языка Российской Федерации) и отдано только на откуп родителей, как законных представителей обучающихся (во многих случаях без учета мнения самих обучающихся);

3. данную задачу надо решать очень аккуратно, системно и комплексно, а не популистскими и единовременными мерами;

4. принятие данного решения угрожает не только полноценному развитию коми языка, народа и его культуры, но и гармоничному, добрососедскому сосуществованию народов в Республике Коми, чем всегда славилась наша республика.

Мы считаем своим долгом перед историей, перед будущими поколениями выразить свое категорическое несогласие с нынешней ситуацией и требуем:

1. отменить Приказ №366-п от 26 октября 2017 г. «Об утверждении плана мероприятий по исполнению образовательными организациями Республики Коми пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 20 июля 2017 г. от 28 августа 2017 г. № Пр-1710»;

2. сохранить преподавание коми языка как обязательного во всех образовательных организациях на всей территории Республики Коми, включая детские дошкольные учреждения;

3. обеспечить условия полноценного и качественного, основывающегося на современных методиках и требованиях, преподавания коми языка в образовательных организациях Республики Коми.

Мы несем ответственность перед своим народом, страной, мировым сообществом, перед нашими детьми и детьми наших детей за свой язык, язык народа коми – государственный язык Республики Коми – как основы нашего народа и нас самих!»

Как сообщается в группе «КОМИ ВСЕЛЕННАЯ», сейчас идёт сбор подписей под этим письмом, прорабатывается возможность электронного сбора подписей. Также в «ВКонтакте» создана группа «В ПОДДЕРЖКУ КОМИ ЯЗЫКА».

После появления информации о приказе № 366 Министерства образования РК, в соцсетях появилось много негативных комментариев, касающихся нововведений. В некоторых говорится, что в Коми назревает национальный конфликт. Приведём некоторые цитаты:

Альбина Селиванова : «Коми язык надо преподавать во всех школах. Иначе коми язык совсем исчезнет, не будет и Республики Коми. К этому стремится нынешняя власть. России нужны были наши недра, леса, золото, бокситы, сёмга. О коми народе в Москве не думают».

Настя Васильева: «Конечно, в преподавании нужны правильные методики. В последнее время идет активная работа по улучшению качества учебников. Есть уже разработки новых учебников для 3, 4, 6 и 7 классов. Но министерство образования не дает денег ни на апробацию, ни на публикацию».

Дмитрий Дымов: « Земляки, только все вместе и как одна большая семья, мы победим!»

Вера Терентьева: «Вужнымöс тай кöсйöны керавны, медым эг кылöй, эг аддзöй, эгö сёрнитöй, рöднымöс эгö тöдöй. Сійöн и заводитöны школаын чужан кыв быродны велöдöмсянь. Абу кыв – абу и йöз. «Уна тöтысь-кужысь» шаня думыштöмаöсь. Но öд ми абу кывтöм пемöсъяс!»

Роман Костровский: «Ме дзик роч, но ме весиг понимайта, мый понда ми должен велöдны коми кыв. Ме тöждыся коми кыв велöдöм понда!»

Минобрнауки России поручили проконтролировать исполнение поручений президента о соблюдении прав граждан на добровольное изучение родных языков народов республик страны. Затем на Республиканском родительском собрании 26 сентября заместитель председателя правительства – министр образования, науки и молодежной политики Коми Наталья Михальченкова сказала, что поручение президента в школах Коми будет исполнено. Но напомнила, что законом «О государственных языках Республики Коми» установлено, что в общеобразовательных организациях коми язык обязателен для включения в учебные планы.

Затем этот вопрос неоднократно поднимали на VI съезде финно-угорских народов России, состоявшемся в конце сентября в Сыктывкаре. Обсуждалось изучение коми языка в частности и всех финно-угорских языков в целом и на отдельном круглом столе и на встрече членов Общественной палаты Коми.

ДРУГИЕ НОВОСТИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Комментарии

И коми войтыру тоже плевать. Потому как прикормлены.

Источник

Обучение детей коми языку как средство приобщения к культуре коми народа

зачем учить коми язык. 8e270a2e30bdc10033085b43652e6088. зачем учить коми язык фото. зачем учить коми язык-8e270a2e30bdc10033085b43652e6088. картинка зачем учить коми язык. картинка 8e270a2e30bdc10033085b43652e6088. Попова Юлия Ильинична
Обучение детей коми языку как средство приобщения к культуре коми народа

«Давайте детям больше и больше созерцания

общего, человеческого, мирового.

Но преимущественно старайтесь знакомить

с этим через родные и национальные явления»

Через язык ребёнку передаются культурные, моральные, религиозные, другие общественные представления. В речевом общении происходит овладение социальной идентичностью и внутри ее – индивидуальной идентичностью. Чем больше языков изучит подрастающий человек, тем больше форм описания действительности, типов суждений о ней, структур мышления он усвоит, тем шире будет спектр его собственных возможностей.

Значимость национальных культур, родных языков, традиций воспитания подрастающих поколений в духе уважения и любви к ближнему особенно велика. Именно в этих традициях и содержится, по существу, общечеловеческий опыт добрососедства и взаимодействия, терпимости и межнационального согласия. Надо только научиться использовать этот поистине бесценный источник духовности и опыта на пользу Человеку Обществу в современных условиях, когда все больший размах приобретает унификация и потеря национальной сущности культуры. По сути дела, только в национальной культуре проявляется истинная духовность, нравственность и общечеловеческие принципы добра, справедливости справедливости и любви к человеку.

Обучение коми языку русскоязычных детей, живущих в Коми Республике необходимо, так как появляется интерес, уважение к традициям коми народа, углубляются знания о республике, в которой они живут.

В требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, «должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс».

Таким образом, этнокультурное содержание становится значимым в проектирование образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому задачи по приобщению к культуре, традициям, фольклору, языку и искусству своего народавключены во все образовательные области развития ребенка:

образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает ознакомление с особенностями культуры коми народа (национальными праздниками, традициями и обычаями); формирование представлений об этнической принадлежности, воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей; развитие чувства гордости за достижения уроженцев Республики Коми, которые внесли вклад в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков-героев, а также предусматривает ознакомление с коми пословицами и поговорками о жизни, труде, быте, моральных представлениях коми народа;

образовательная область «Познавательное развитие» направлена на знакомство с населенным пунктом, в котором находится детский сад и проживает ребенок, с улицами родного города (поселка, села); с городом Сыктывкар – столицей Республики Коми, с другими городами и районами, расположенными на территории республики; с гербом, гимном, флагом Республики Коми; с картой Республики Коми; с климатом, географическим положением, природой нашего края (явлениями неживой природы, растительным и животным миром); с реками, озерами, заповедниками; с видами природных месторождений, чем богата Республика Коми; с видами производства, где работают родители и окружающие ребенка взрослые; с продуктами труда, которые производятся в родной республике;

образовательная область «Речевое развитие» предполагает обучение коми языку в разных вариантах в зависимости от местоположения детского сада.

Коми языковой материал интегрируется в содержание всех образовательных областей согласно ФГОС ДО.

Поэтому важно создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования, способствующей сохранению и развитию коми языка и культуры. В современных условиях модернизации системы образования эта задача решена через дополнительные образовательные программы по обучению детей коми языку.

Система дополнительного образования обеспечивает развитие интересов и способностей детей на основе свободного выбора деятельности, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов. При этом они обладают высокой степенью свободы, вариативностью и пластичностью, и максимально открыты для формирования этнокультурной воспитанности обучающихся на основе национальных традиций.

Большое значение придаётся соблюдению дидактических принципов, доступность прилагаемого материала, взаимосвязь и последовательность в планировании, дифференцированный подход к детям, наглядность материала. Определены задачи и содержание приобщения дошкольников к важным сферам жизни – социальному, предметному, природному миру.

Ввиду особенностей детской психики, лёгкого восприятия и усвоения языкового материала рекомендуется начинать изучать коми язык в дошкольном возрасте, поскольку у дошкольников формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала второго языка. Обучение коми языку имеет коммуникативно-культурологическую направленность и проводится с 4-х лет. В этом возрасте ребенок еще не имеет предубеждений и суеверий, он вступает в общение с взрослым, которому доверяет, с которым он оказывается рядом. Для более эффективного обучения коми языку используются технологии языкового погружения, то есть вступление в общение происходит естественным путем.

Детский возраст (от 4 до 7) наиболее благоприятен для изучения языка. В это время дети отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.

Возрастные особенности детей

Средняя группа

Усиливается речевая активность детей.

Речь приобретает правильное фонетическое звучание, интонационную выразительность, становится грамматически более правильной, что позволяет легко общаться между собой и с взрослыми.

Складывается стойкая потребность в общении с взрослым.

Игры приобретают совместный характер. Ребенок переживает радость от игр, от общения с товарищами.

Усложнение деятельности, обогащение детского опыта влияет на развитие всех психических процессов и качеств личности ребенка.

Любознательность становится устойчивым качеством ребенка этого возраста.

Это возраст фактического складывания психологических механизмов личности, характеризующийся освоением новых знаний, появлением новых качеств, интересов и потребностей.

У детей появляется огромная потребность в общении с людьми в различных ее формах.

На первый план выступает личностный тип общения, в основе которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям, его эмоциональному состоянию.

Дети этого возраста приветливы, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их.

На поведение 6-летнего ребенка оказывает влияние мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослым, мотивы самолюбия, самоутверждения.

Активно развивается самооценка, на которую оказывает влияние оценка взрослых.

Расширяется круг взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Ребенком усвоены нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении и доброжелательности.

Отношения между детьми определяются совместной деятельностью.

Большое место в совместной деятельности продолжает занимать личное общение (стремление услышать и понять обращения, способность замечать настроение, понять огорченного сверстника, взрослого).

Навыки общения со сверстником позволяют адекватно действовать в любой коллективной деятельности (слушать товарища, помогать ему при затруднениях, согласовывать действия, соотносить свои действия с действиями партнера, совместно планировать, предвидеть свой результат и результат партнера). Эти навыки помогут ребенку в учебной деятельности.

Обучение коми языку русскоязычных детей в системе дошкольного воспитания обладает большими потенциальными возможностями. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста, у которого отмечается быстрое усвоение языков в данном возрасте.

Раннее обучение коми языку отвечает потребностям, идущим от взрослых, ответственных за образование подрастающего поколения.

Раннее обучение языку играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных особенностей ребенка, но и дает возможность приобщения к национальному языку и культуре, с целью воспитания у них уважения к носителям любой другой культуры.

Большое внимание уделяется:

Формированию элементарных навыков речевой деятельности в разных еёвидах: аудирование (восприятие звучащей коми речи на слух и её понимание) и говорение на коми языке в семейно-бытовой и игровой

Овладению звуковой стороной коми языка – формированию произносительных навыков (в частности, специфических коми звуков);

Овладению определенным лексическим запасом (отдельными словами в составе словосочетаний, коротких фраз, речевых клише, необходимых для общения на коми языке.

Основной целью обучения коми языку является развитие языковых способностей, развитие элементарной устной разговорной речи, ознакомление с коми языком как средством общения и знакомства с культурой коми народа. В ходе усвоения коми языка в детском саду дети проходят подготовку к дальнейшему изучению коми языка в школе.

Требования к развитию устной речи детей:

1.Развивать фонематический слух: дети должны уметь различать на слух, из каких последовательно расположенных звуков состоит слово, и уметь произносить эти звуки, как в отдельности, так и в составе слога и слова.

2. Научить правильному произношению коми слов, правильной интонации вопроса и ответа, побуждения и просьбы и добиться усвоения лексического значения новых слов.

3. Развивать элементарные представления разговорной речи (диалогической) на занятиях и в повседневной жизни.

4. Формировать первоначальные умения и навыки монологической (повествовательной) речи, то есть умение слушать и понимать маленькие связные рассказы воспитателя и пересказывать их, составлять связный рассказ на знакомые темы, по сюжетным картинам, по диафильму и т. д.

5. Добиваться осознания детьми основных, наиболее употребительных явлений грамматического строя коми языка, умения строить предложения разных типов по аналогии с ранее усвоенными речевыми образцами.

Задачи обучения коми языку на основе русского направлены на общее развитие детей, расширение у них представлений о мире, совершенствование разнообразных способностей, связанных с речевым и общеинтеллектуальным ростом, а также воспитание дружеских чувств по отношению к коми народу, его культуре.

В плане практического овладения коми языком, задачи направлены на формирование артикуляционного аппарата ребенка и навыков общения на коми языке в ситуациях, характерных для повседневной жизни и деятельности дошкольников.

Обучение дошкольников коми языку, предназначенное для воспитанников, для которых коми язык не является родным, обеспечено дополнительной образовательной программой на основе программы «Парма».

Программа «Парма» в своем содержании достаточно глубоко отражает и духовно-нравственную составляющую дошкольного образования. Воспитание толерантности в условиях поликультурного состава населения Республики Коми, воспитание гражданина своей малой Родины, приобщение детей дошкольного возраста к позиции гражданина России, все это находит свое отражение в содержании программы «Парма».

Через приобщение детей к истории, традициям, быту, языку коми народа, через осознание детьми сопричастности к своей земле, своему народу закладываются основы нравственных ценностей общечеловеческой культуры.

Исходя из основной цели раннего обучения коми языку в раздел «Обучение коми языку (государственному)» в программе «Парма» включены задачи, направленные на развитие дошкольника как субъекта детской деятельности и на практическое овладение коми языком: формирование артикуляционного аппарата ребёнка и навыков общения на языке в ситуациях, характерных для повседневной жизни и деятельности дошкольников (умение понимать и выражать свои мысли и чувства, предавать и принимать информацию, выбирать в каждой определённой ситуации подходящую речевую конструкцию).

Методика обучения детей коми языку строится с учетом возрастных особенностей детей. В зависимости от этого формируются возрастные подгруппы по изучению коми языка. По каждой группе описывается вся лексика, все конструкции, которые подлежат обязательному усвоению в данном возрасте. Они служат основой для проверки речевого развития в конце учебного года. Подбирается интересная тематика для детей, которая близка по содержанию к их повседневной жизни. Темы усложняются со второго года обучения. В каждой новой теме изученный материал повторяется, закрепляется, активизируется, переносится в новые контексты, на новые ситуации. Это обеспечивает гибкость приобретаемых способов выражения на коми языке.

Благодаря постоянной смене видов деятельности и игровым моментам в ходе занятия, усвоение языкового материала проходит легко. Среди многих видов деятельности, которые осваиваются ребенком в дошкольном возрасте, основными является игра. Игра является основным компонентом воспитания и развития культуры дошкольника. В игре ребенок отражает все свои знания, полученные от взрослых, собственного опыта.

Начиная со средней группы, овладение русскоязычными детьми коми языком идёт через организацию занятий 2 раза в неделю с закреплением языкового и речевого материала в повседневной жизни (при приёме пищи, одевании, на прогулке и т. д., во время разных видов детской деятельности (игры, труда, рисования, лепки, пения и т. д.).

Отдельные приемы обучения коми языку:

Устраиваются презентации детьми поделок, показы слайд-шоу, выставки, на которых каждый рассказывает о том, что сделал, что принес из дома, что подготовил в группе или вместе с родителями, демонстрируя одновременно способность описывать и рассказывать на коми языке. В режимные моменты используются рутинные формулы и рифмовки, и тогда дети быстро собираются, реагируют на коми язык. Одинаковые рифмовки используются в течение месяца, а затем заменяются новыми. В группе создана обстановка для изучения коми языка и культуры. Например, в группе звучит национальная музыка, детей встречают национальные персонажи, игрушки, герои фольклора, сказок.

Воспитанники приобретают навыки:

самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на коми языке в рамках тематики.

У воспитанников формируются представления:

о культуре и быте народа коми.

У воспитанников развиваются умения:

умения слушать собеседника;

реагировать на его вопросы;

начинать, поддерживать и завершать разговор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *