зачем убирают катализатор в автомобиле и ставят пламегаситель
4. Не пинайся. Часть 1/5. Катализаторы. Пламягасители. Срок службы. Вонь.
Стоит ли удалять катализаторы или поставить свежие? Почему я установил пламягасители и удалил только 4 катализатора из 6? Как изменился звук? Сегодня я постараюсь рассказать вам все плюсы и минусы👌🏻 И параллельно начинаю войну с пинками машины на холостых😑
Для начала, чтобы у всех было четкое понимание что такое катализатор, разберёмся в принципе его действия.
Катализатор.
Катализатор или как правильно называется «каталитический нейтрализатор» часть выхлопной системы, которая снижает выбросы вредных веществ в окружающую среду. Изготавливают его из драгоценных металлов в виде сотовой конструкции. Отработанные вредные газы, поступая в катализатор, вступают в химическую реакцию с данными сотами, и на выходе преобразуются в обычный углекислый газ, азот и воду.
Это основной принцип действия. Ничего сложного. Но к сожалению катализатор вещь невечная и имеет свойство забиваться, оплавляться, разрушаться. И последствия могут быть череваты. Хорошо если у вас всего лишь забились соты или начали оплавляться. В таком случае двигатель начинает терять мощность (в минимальном количестве, но всё же), повышается расход топлива, и температура. Тут самое главное вовремя обратить внимание на данные признаки, и заняться решением вопроса. В целом думаю большинство людей просто ориентируются на пробег машины. Моё мнение, что замена катализатора должна проходить в районе 100-120 тысяч пробега. Дальше уже на свой страх и риск. Чрезмерное затягивание решения вопроса может привести к разрушению катализатора и его частицы могут попасть в двигатель. И что хорошего из этого выйдет? Думаю последствия и так ясны🤦🏼♂️
В моём случае при покупке машины я был сильно удивлён. 200к пробега и при вопросе бывшему владельцу удалены ли катализаторы, я получил ответ НЕТ😱 Зато была установлена прошивка Евро-2. Честно говоря в моей голове до сих пор недоумение для чего была сделана прошивка, без удаления катов. Но о прошивке я расскажу в отдельном посте.
Пламягасители.
Ну а дальше встаёт вопрос, что делать с катализаторами? На самом деле вроде бы всё очевидно, но в интернете постоянно натыкаюсь, что у людей есть какие то сомнения: удалять катализаторы или заменить на новые либо б/у.
В двух словах плюсы и минусы. Обсуждать нечего. Каждый просто должен выбрать по своим критериям.
Первый вариант — замена на новые катализаторы, либо б/у в хорошем состоянии.
Сразу большой минус — цена. Стоимость новых катализаторов на один коллектор в районе 70 000₽. У нас их два. Ну и плюсы — это сохранившийся евростандарт по вредным выбросам, выхлопные газы все также не будут вонять и вы будете примерным владельцем, который правильно обслуживает катализаторы.
Второй вариант — удаление катализаторов. В принципе я думаю 99% поступают именно так. Плюсы — цена и минимальная прибавка мощности (т.к. машине легче, простите, просраться). Минусы — главное это появление запаха выхлопных газов. И при некачественной работе есть возможность прожечь глушитель💥.
Деньгам цену знаю, поэтому иду по второму пути. Удаляю катализаторы. Здесь есть 3 разносторонних варианта:
— вместо катов ничего не устанавливаем (к сожалению, есть такие люди, кто так делает). Но вы 100% убьете себе глушитель, так как раскалённые газы не будут успевать охладиться;
— вместо катов ввариваем перегородки, начиняем вокруг металлической сеткой и делаем условно хендмейд пламягаситель;
— и третий вариант, вместо катов устанавливаем пламягаситель.
На третьем варианте хотел бы остановиться. Есть теория от уважаемых людей, что в России нет качественных пламягасителей. И установив их они в скором времени разрушаться, и остатки могут попасть в движок. Честно говоря у меня сомнения по этому поводу. Конструкция пламягасителей говорит о том, что там толком нечему разрушаться🤷🏼♂️. Единственное на что можно грешить, так это на сварной шов. За его качество должны отвечать. Что я и сделал. Обратился к ребятам из RaceBox. Они мне установили пламягасители MgRace, дали 2 года гарантии на них и пожизненную гарантию на сварной шов😂. Каюсь, что я инженер, а в сварке не разбираюсь… Аргон, не аргон. Но пацаны дали слово😏😅 И вот результат:
В каждом коллекторе установлены по два катализатора. Итого их 4. А вы в курсе, что на фоне всех Е70 выделяются 3.0si? Поправьте, если я не прав. Но только у них стоят ещё 2 дополнительных катализатора🙂
Про пламягаситель, масложор, удаление катализатора!
Всем привет. Очень много последнее время читаю про так называемые «пламягасители», удаление катализаторов, масложор. Плюс мне в личку очень много пишут на данные темы и я веду долгие диалоги которые утомляют. Распишу свои мысли по данным темам в этом БЖ.
Это мои размышления, не заставляю Вас в это верить так сказать, но прислушаться можно! Тем более что у меня есть опыт в этой сфере ( без малого 10 лет работы в сфере тюнинга) многое испытано лично на своих авто и имею НЕ купленный диплом! (Тех. обслуживание и ремонт автомобильного транспорта).
…
И так приступим. «пламягаситель», почему я пишу это в скобках всегда, да потому что это вымышленное название Менеджерами которые их продают. Вваривают его в корпус катализатора после удаления последнего только для того чтобы корпус не звенел! Т.е после выбивания катализатора стенки его корпуса начинают резонировать и издавать неприятный звук. Да, кто то додумался и вварил эту штуку избавившись от данного недуга. ( Помню лет так 5 назад вместо «пламягасителей» люди вваривали трубы, это было начало!) Но кроме этого плюса вы прибавляете своему двигателю больше проблем, а избавиться от звона можно и другими способами.
И так о минусе вваривания в штатный корпус данного бочонка под названием «пламягаситель». Дело в том что выхлопные газы это волны газов которые выходят из каждого цилиндра после «рабочего хода» в момент «выпуска». Представим что рабочий ход завершил первый цилиндр и в момент выпуска волна отработавших газов толкаемая поршнем выходит из цилинда. Роль выпускного коллектора как можно дальше и быстрее отвести эту волну от цилиндра. Это потом уже идут резонатор и глушитель чтобы выровнять поток (резонатор) и приглушить звук (глушитель).
Вспомним еще схему работы цилиндров ДВС 1-3-4-2, т.е. выходя из цилиндров волны газов как бы дополняют друг друга для ускорения потока тем самым продувая цилиндры чтобы в них зашла свежая «рабочая смесь» А если останется старая, т.е. продукты горения от прошлого «процесса рабочего хода» то мощность упадет. Все же наверное возились когда то с отцовской классикой, вспомните как там вылит из чугунины коллектор 1с 4 цилиндром, 2 с 3. ( по такому принципу соединяются трубы на выпускном тюнинг коллекторе-«пауке» со схемой 4-2-1) Это сейчас экологи душат двигатели нормами, поэтому о правильном выпускном коллекторе (пауке) забыли. ( хотя есть двигатели skyactive у мазда, там установлен заводской паук).
Ладно, сильно отвлекся! Вкратце: волны вышедшие из цилиндра ударяются о «пламягаситель» и завихряются (отражаются обратно) перед ним нарушая газодинамику выхлопных газов. Не о какой продувке цилиндров не может быть и речи. Тут все логично если вы поняли все написанное мной выше. Получается что даже штатный катализатор не так пагубно воздействует на газодинамику выхлопных газов, потому что соты имеют меньшую площадь отражающую волны. Все это влияет на мощность и не мало важно еще и на экономичность двигателя. Вот интересная статья, наткнулся чуть позже написав текст. ( systemsauto.ru/output/exhaust_manifold.html ). И никакая воронкообразноя стенка на «пламягасителе» не ускорит поток (новая мода которую впаривают незнающим людям), а опять же наооборот отразит волны/импульс выхлопных газов обратно! Вот оно вам надо! В общем «пламягаситель» зло, категорически противник данной доработки.
Плюс ко всему «пламягаситель» является препятствием для выхлопных газов, и из-за этого начинается перегрев, перегрев именно в самой нежелательной зоне-этот короткий тракт выпускных окон ГБЦ и начало коллектора. Плюсом перегревается и поршневая группа потому-что горячая часть выхлопных газов не успевает выходить. А потом спрашивается: «откуда жор масла?» ( не доказано, чисто теория перегрева! Которая вполне имеет место быть)
Минусом к долгой эксплуатации приплюсуем то что «пламягаситель» имеет набивку внутри корпуса, которая со временем эксплуатация выгорает или просто напросто выдувается. И этот самый корпус опять же может зазвенеть.
* совсем поздно наткнулся на статью от Alex-Calisto, человек который завоевал доверие и пишет грамотные статьи www.drive2.ru/l/456427068972859915/
…
ниже видео, также рекомендую к просмотру
Вторая тема по установке на не снятом выпускном коллекторе-это вваривание того самого «пламягасителя» после выбивания катализатора. Да, есть на столько ленивые или пытающие сэкономить время слесаря что вваривают прям не снимая (читал ни раз уже на Drive2). Ну люди, ну как так-то! как можно доверить свой авто таким слесарям! Вы видели процесс сварки! Искры во время сварочного процесса летят в стороны в радиусе 1метра, и это нормальный процесс сварки. А представьте опять же открытые клапаны ГБЦ, плюс выпускной коллектор сам направит эти окалины в цилиндр! Представьте что они там натворят при запуске ДВС. В общем😱 нельзя так!
…
Многие ведуться еще на рекламное предложение по бесплатному удалению катализатора! Да, многие сервисы это предоставляют лишь бы вы потом оставили у них выбитый катализатор. Ребята, в катализаторе находятся драг.металлы и его потом сдают и получают не хило так денег. Все зависит от количества драг.металла (делают анализ спец прибором) оставшегося в катализаторе. Но поверьте, работа окупается на ура.
А ведь вы сами можете это сделать- сдать свой катализатор. И денег вам хватит на нормальную «вставку замены катализатора» + работу. А не на эту пародию пламягасителя. И двигатель ваш вам скажет только спасибо, а не будет захлебываться собственными отработавшими газами!
…
Про масложор. Если вы удалили во время катализатор и пыльца не успела навредить цилиндрам и поршням, то возможно расхода масла вы не заметите. Заметите расход масла только если вы очень активно выкручиваете двигатель, после 4000-4500об/мин и при длительной езде. (выводы сделаны на основе статистики и общения с участниками Drive2). Получается если вы обычный водитель, особо не любите повышенные обороты, то даже не переживайте за масло. Любителям же погонять подготовьтесь что на высоких оборотах масло расходуется, но не критично!
Но если пыльца от катализатора попала в цилиндры и натворила там «бед» то все зависит от текущего состояния ШПГ. У некоторых очень большой расход масла который со временем выравнивается (становится меньше, но не проходит). В общем тут кто как «попал» увы ничего не поделаешь.
Про то как пыльца может попасть в цилиндры: при резком сбросе газе это раз.
Второе, это когда двигатель заглушен, открыты выпускные клапаны и начинаем запуск ДВС, получается что поршни в 2х цилиндрах двигаются вниз, в этот момент возможно попадание воздуха из выпуска.
Сам лично удалил катализатор на своем авто спустя пол года после покупки (около 14,5тыщ.км был пробег). И проехал так до 85тыщ.км, причем стиль вождения агрессивный, двигатель не редко был в районе 6000-7000об/мин.Масложора Не было! Масло менялось через 7500тыщ.км от замены до замены не доливал. ( было только замечено что после 5тыщ масло начинало уходить на угар (примерно на 2 мм по щупу, а до 5тыщ нисколько не уходило).
Есть еше теория что масло может сильно расходоваться через вентиляцию картерных газов. Но не доказано! У некоторых весь впуск замаслянный, у некоторых сухой, но масложор есть. Опять же мое мнение что если цилинры и поршни в отличном состоянии то через картерные газы масло не будет уходить, а если повреждены, то конечно будет. ( сизый дымок из трубки картерных газов как раз говорит об износе или повреждении цилидро-поршневой группы).
…
Ну что осталось рассказать, не много про вставку замены штатного катализатора. На рынке уже много производителей сего девайса. Остановлю опять же внимание на производителе STT Performance. Нет это не реклама, хоть я и продаю данный товар, но поверьте могу достать и других производителей, но не берусь потому что не зарекомендовали они себя с лучшей стороны. И расскажу про плюсы Stt : как уже из выше изложенного текста выяснилось что тем длиннее первичные трубы тем лучше, именно на это сделали акцент инженеры stt и какая никакая равнодлинность присутствует по цилиндрам. Опять же, когда я выложил Бж у себя про обзор данной вставки, все написали что типо брат говностингера, нет отличия. Вот вам и отличие, сравните фото деталей от этих производителей. Плюс плавность гибов! А как мы знаем что импульс отражается посмотрите на гибы и их соединение с фланцем ГБЦ, здесь преимущество за STT!
…
Ну в общем наверное это все что я хотел сказать, правда накипело уже. И не могу я видеть когда врезают эти «пламягасители». Это обычный маленький глушитель. И да, повторюсь, его тоже выдувает со временем (наполнитель внутри) и он также начинает звенеть. Кто хочет избавиться от звона уже резонатора и глушителя которые могут появится после удаления катализатора, то можно врезать перед штатным резонатором стронгер (это как раз правильное название пламягасителя).
А владельцам авто с 2015 года еще проще, у них под днищем 2й катализатор (дожигатель прозвали). Вот его оставьте.
Еще интересная ссылки советую к прочтению (www.autoopt.ru/articles/products/11295040/)
(4inim.ru/archives/3920)
…
Надеюсь не зря я потратил свои силы и напечатал данный Бж. Кому понравилось, кто согласен с моим мнением лайк и репост, пускай больше людей узнают о злом маркетинге «пламягасителей»
_Самый лучший отзыв с видеороликом (установка, замеры температуры, звук выхлопа)
смотрим видео ниже или переходим и читаем Жми
…
Интересный Бж с сравнением «пламягаситель» против выбитого катализатора: Жми
Ниже приведу примеры с установленными у людей вставками:
Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалять
Я ехал по трассе, и у машины пропала тяга. Хорошо, что это не случилось при обгоне.
Я добрался до ближайшего автосервиса и удалил катализатор. Потом заплатил за работу и оставил все, что от этого катализатора осталось, ребятам из автосервиса. Тогда я еще не знал, что эта деталь содержит драгоценные металлы и за все, что от него осталось, дают хорошие деньги. В следующий раз буду умнее: проезжу на машине до 100 000 км, потом удалю, а катализатор оставлю себе или расплачусь им за работу.
Я попытался разобраться, насколько катализатор лишняя деталь в автомобиле и можно ли его удалять. Из этой статьи вы узнаете, как работает катализатор, какие типы катализаторов бывают, из-за чего они выходят из строя и какие есть признаки неисправного катализатора.
Что такое катализатор и зачем он нужен
Технически это огнеупорный керамический или металлический цилиндр с сотами, через которые проходят отработавшие газы, в составе которых есть вредные вещества: углеводород, оксид азота, окись углерода. На стенках этих сот есть микрослой веществ-катализаторов: это может быть платина, палладий или родий. Они ускоряют химические процессы, и выхлопные газы после окислительно-восстановительных реакций с этими металлами становятся менее токсичными.
В основном катализаторы ставят в выхлопной системе автомобилей с бензиновыми двигателями. Их может быть несколько: например, если из двигателя идет две отдельные выхлопные трубы, ставят по одному на каждую. Бывает, что катализаторы ставят последовательно на одной выхлопной трубе.
Еще катализатор снижает температуру газов. Например, на входе в катализатор температура газов около +390 °C, а на выходе — уже +260 °C. Примерно в таком температурном режиме и проходят химические реакции, поэтому какое-то время после запуска двигателя катализатор не работает.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Виды катализаторов и их заменители
Обычно такую замену делают на гарантийных машинах, если по каким-то причинам он вышел из строя или его украли. Срок службы оригинального катализатора обычно не меньше гарантийного срока автомобиля.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
При выборе универсального катализатора важно правильно определить его объем, который не должен быть меньше оригинального. Корпус катализатора не всегда круглой формы, у него разная длина и ширина. Отработавший катализатор вырезают из корпуса болгаркой, а новый вваривают на его место. Лучше, чтобы эти работы проводил опытный сварщик, который сделает качественный сварной шов.
Установка универсального катализатора — это компромисс для тех, кто не хочет или не может купить оригинальный катализатор, но заботится об экологии или хотя бы хочет пройти техосмотр.
Пламегаситель в английских руководствах по ремонту выхлопных систем — это «предварительный глушитель». Он смешивает потоки отработавших газов из разных цилиндров, снижает их температуру, а также сводит уровень шума и вибрацию до приемлемого уровня. Его устанавливают вместо катализатора, но он никак не влияет на токсичность отработавших газов.
Между корпусом и трубой пламегасителя проложен огнеупорный наполнитель. Обычно это базальт, синтетическое волокно или минеральная вата. Корпус пламегасителей может быть однослойным или двухслойным. Двухслойные также называют реактивными. Они более долговечны и хорошо гасят колебания звуковой волны. Внутренний слой должен выдерживать воздействие высоких температур, а внешний — коррозии.
Для каждого автомобиля нужно рассчитать оптимальный объем пламегасителя. Если объема пламегасителя будет недостаточно, то звук на выходе будет неприятным, дребезжащим. Те элементы глушителя, которые находятся после пламегасителя, подвергаются повышенному износу и быстрее выходят из строя.
Можно ли удалить катализатор
Катализатор по умолчанию рассчитан на весь срок службы автомобиля. Но качество топлива и тяжелые условия эксплуатации разрушают его значительно раньше: например, при пробеге 100 000 км.
Нет универсального или регламентированного срока удаления катализатора — каждый случай индивидуален. Неисправный катализатор доставляет множество проблем: от назойливой лампочки Check engine до попадания керамической пыли в цилиндры двигателя. Поэтому у большинства автомобилей старше десяти лет катализатор уже удален.
Есть такие выхлопные системы, при которых катализатор расположен очень близко к двигателю. В случае когда он начинает разрушаться, дисперсионная пыль от него летит в сторону двигателя. Она очень мелкая и твердая, ее можно сравнить с мелким песком. Она царапает цилиндры двигателя при работе поршней. Из-за этих царапин двигатель начинает потреблять масло или его расход увеличивается — это в случае, если двигатель потребляет его с первых дней эксплуатации автомобиля.
Рано или поздно это приводит к капитальному ремонту двигателя. Некоторые автовладельцы хотят избежать таких неприятных последствий и удаляют катализатор еще до того, как он начнет разрушаться.
Можно обойтись без обманки. Для этого нужно перепрошить электронный блок управления и настроить его так, чтобы лямбда-зонд воспринимал новые «вредные» показания датчиков как норму. В объявлениях эту процедуру называют перепрошивкой под Евро-2 и обещают, что машина будет ехать бодрее, двигатель будет выдавать на 20—30 лошадиных сил больше.
Установка обманок, пламегасителей вместо нового оригинального катализатора может привести к неожиданным последствиям: ошибкам двигателя, неприятному запаху выхлопных газов или излишнему расходу топлива и масла.
Из-за того что количество вредных выбросов при таком ремонте не соответствует заявленным нормам, автомобиль может не пройти техосмотр. По российскому законодательству катализатор — компонент транспортного средства, поэтому автовладелец удаляет его на свой страх и риск. Если по каким-то причинам нужно заменить оригинальный катализатор, то установка универсального — оптимальное решение.
Не советую удалять катализатор на гарантийных автомобилях на пробеге до 100 000 км без необходимости. Двигатель автомобиля, скорее всего, снимут с гарантии из-за вмешательства в выхлопную систему. На гарантийных авто проблема с катализаторами возникает редко, менее 1% случаев от общего объема продаж.
Почему катализаторы воруют
От краж катализатора часто страдают автомобили каршеринга и такси. Но были случаи, когда оригинальный катализатор вырезали на улице, когда автомобиль припаркован на ночь во дворе. Достаточно поднять машину домкратом и вырезать часть глушителя болгаркой.
В автомобилях с высоким клиренсом можно добраться до катализатора даже без домкрата. Кража катализатора занимает около минуты. Но если сигнализация оборудована датчиком наклона, то она сообщит, что автомобиль пытаются приподнять.
Обычно за удаление катализатора, установку пламегасителя, обманки или перепрошивки электронного блока управления автосервисы не берут никакой оплаты, а просто оставляют отработавший катализатор себе.
Но немало и тех, кто просто забирает молча, без всяких скидок и выплат, как лом черного металла. А потом сдают его, ведь оригинальный катализатор содержит драгоценные металлы, которые стоят дороже золота.
В среднем драгметаллы — это 0,08—0,17% от общей массы катализатора. Со временем он вырабатывает свой ресурс и драгметаллов становится меньше. Точное количество платины, палладия и родия в конкретном катализаторе определяют анализатором драгоценных металлов.
Из-за чего катализатор выходит из строя
Износ напыления из драгоценных металлов. Драгоценные металлы на стенках ячеек катализатора выгорают — это естественный процесс. Поэтому при приеме катализатора на переработку проводят его химический анализ. Может оказаться так, что в катализаторе совсем не осталось драгметаллов. Когда это происходит, выхлопные газы перестают очищаться, кислородные датчики это фиксируют, и на панели приборов возникает ошибка.
Некачественное топливо. Иногда, чтобы увеличить октановое число топлива, недобросовестные владельцы заправок добавляют в него присадки, которые содержат свинец. Это увеличивает нагрузку на катализатор, соты забиваются продуктами горения топлива, и он раньше выходит из строя. Для дизельных двигателей повышенный износ сажевого фильтра происходит зимой, когда в топливо добавляют антигель.
Неисправности зажигания. Если свечи дают искру с перебоями, то несгоревшие остатки топливно-воздушной смеси сгорают в катализаторе, что уменьшает срок его службы. Соты катализатора при этом оплавляются, и его пропускная способность уменьшается.
Неисправности двигателя. Если в цилиндрах двигателя есть царапины или задиры, то смесь, которая получается при работе двигателя внутреннего сгорания, перестает быть двухкомпонентной — то есть теперь состоит не только из воздуха и топлива. В ней есть еще и моторное масло. Это неизбежно засоряет катализатор, и он вскоре выходит из строя. Часто в проблемах с двигателем обвиняют разрушившийся катализатор. Но в этом случае скорее двигатель провоцирует проблемы с катализатором.
Как обнаружить проблему
Катализатор редко разрушается внезапно, в один момент. Обычно этому предшествуют типичные симптомы работы двигателя, выхлопной системы и посторонние звуки. Если внимательно анализировать все изменения, можно вовремя вмешаться и исправить ситуацию.
Лампочка «чек энджин» на панели приборов загорается по разным причинам. Если считать код специальным сканером, то он покажет, где конкретно возникла проблема. Ошибка воздушных датчиков катализатора говорит о том, что с катализатором что-то не так.
Снижение мощности двигателя. По ощущениям за рулем это похоже на прицеп или машину на буксире. Автомобиль трогается с места, ускоряется, но ему как будто что-то мешает — ускорение недостаточно энергичное. Иногда двигатель машины при этом вибрирует, а сама машина дергается.
Посторонние звуки под днищем. Если катализатор уже начал разрушаться, то его частички при высоких оборотах двигателя или при запуске бьются о корпус выхлопной системы. При этом водитель слышит посторонние звуки под днищем автомобиля. Они похожи на звенящий звук в пустой металлической банке.
Нестабильный напор газов из глушителя. Для такой проверки нужно поднести руку к выхлопной трубе и почувствовать такт выхода газов. При нормальной работе газы выходят через равные промежутки времени, похожие на биение сердца. Если поток газов ровный и слабый, значит, катализатор, скорее всего, неисправен.
Запах выхлопных газов. Если катализатор не очищает выхлопные газы от токсичных выбросов, то это можно почувствовать без специальных замеров уровня углекислого газа. Рядом с машиной, особенно в момент ее прогрева, будет неприятно пахнуть продуктами сгорания топливно-воздушной смеси. Иногда запах проникает в салон автомобиля, когда двигатель работает на холостых оборотах.
Задиры на цилиндрах. Если катализатор уже начал разрушаться и его частицы попали в камеру сгорания топливно-воздушной смеси, то на цилиндрах образуются задиры и царапины. Проверку их состояния можно провести в автосервисе специальным устройством — эндоскопом. Если с цилиндрами все в порядке и нет других признаков, то удалять катализатор не нужно.
Диагностика датчиков. С помощью автосканера, например ELM 327, можно подключиться к электронному блоку управления автомобилем. В приложениях для смартфона нужно выбрать показания кислородных датчиков катализатора и сравнить их фактические значения с эталонными.
Проверять датчики нужно на прогретом, работающем на холостых оборотах двигателе. Отклонения от нормы будут означать, что катализатор неисправен. Хотя бывает и так, что дело во втором кислородном датчике — они со временем прогорают и перестают работать, так что нелишним будет совместить этот способ с проверкой эндоскопом.