зачем ты это сделал что пострелял
Что ты делаешь, и зачем ты это делаешь?
Вы когда нибудь задумывались? Задавались вопросом? Что вы делаете?
Вот, например, сейчас? Какое действие? Чтение этого текста? Хорошо. Но только ли это перебор букв глазами? Это и понимание его. Обдумывание его. Сопоставление того, что написано здесь, своему опыту. Но что ещё? Всегда есть что-то ещё.
Ведь если не задуматься о том, что ты делаешь, действие приобретает либо поверхностную форму, когда, например, вы просто читаете, не вникая. Либо смазанную, хаотичную форму, когда вам сложно определиться, читаете ли вы текст, или обдумываете свои дела, или ждёте скажем автобус на остановке, а текст этот помогает вам скоротать время ожидания.
Знать или даже узнать, что ты делаешь — это осознать то действие, которое ты совершаешь сейчас. Это осознание, оно, наполняет ваше действие светом, и вы начинаете замечать всё новые и новые грани этого действия. И если сначала вы просто читали этот текст, то теперь вдруг, например, решили, обратили внимание на то, что можно не просто его прочесть, а увидеть написанное, скажем, моими глазами. То, как вижу это я, когда вам пишу этот текст. Не просто понять, что я имею ввиду, складывая слова в смыслы — а настроиться, понять это так, как это понимаю я.
Ведь это всё ещё чтение текста, на как действие это уже что-то более сложное.
Любое действие в этом плане бесконечно, осознание любого действия позволяет найти в нём бесконечные возможности для развития этого действия.
Нужно знать, что ты делаешь — именно в этом контексте. Осознание действия делает его, это действие, чем-то гораздо большим, чем действия обычного человека.
Например, ситуация. Есть работа. Скажем, простая. Нужно коробки перенести из машины в гараж.
Обычно человек просто носит коробки — это простое действие.
Но можно в этот момент можно выслеживать себя, например, наблюдать, отвлекаются ли мысли при ношении этих коробок на что-то другое, что может привести, к примеру, либо к невнимательности и даже падению с этими коробками, или же к неправильному порядку складирования этих коробок в гараж. Ведь можно просто скидать всё с машины в угол, как попало, а можно аккуратно составить. Можно составлять сходу правильно, а можно сначала их поднести, а потом расставить. Вариантов действия всегда много. И чем больше человек владеет этим действием — тем в большем смысле он знает, что он делает.
И если человек делает это впервые, он сделает это, скорее всего, криво и поверхностно. Если же человек уже имеет опыт — он сделает это гораздо сложнее.
Знать, что ты делаешь — это призыв к осознанному отношению к действию. К любому действию.
Обычно человек почти не обращает на действие внимание. Он просто берёт и делает, у него есть задача, надо разгрузить машину в гараж.
Здесь же задача другая, и, к примеру, разгружая машину в гараж, нужно осознавать и развивать своё действие.
Что означает знать, зачем ты это делаешь?
Это зачем — тоже очень интересная вещь. К примеру, можете ли вы сказать, а зачем вы вот это сейчас читаете? Какова была ваша цель перед прочтением? В отношении вашего действия чтения этого текста?
Здесь нужно подчеркнуть, что, кроме зачем, есть ещё и почему.
К примеру, вы можете читать это, потому что вам нравится эзотерика, или вам нравится читать именно мои тексты, или вам просто нечего делать на остановке в ожидании автобуса, или на работе, ожидая какой либо работы. Это примеры ответа на вопрос почему. Почему — это не зачем.
Зачем — это, например, когда у вас есть заранее поставленный запрос.
Например, у вас есть вопрос, ответ на который вы ищите. Что-то не можете понять или даже решить. И тут вы видите этот текст, и решаете, вот, здесь вроде толково написано, по тому вопросу, который мне сейчас нужно решить, если я прочту этот текст, познакомлюсь с мнением автора на этот счёт, я для себя решу, пойму, разрешу то, что меня беспокоит, тем самым продвинувшись к моей цели. Постановка вопроса зачем всегда находится в русле сознательной цели, к которой ты стремишься. Когда этот вопрос поставлен осознанно, перед действием, ответ на него получен — это действие, даже если оно вне контекста, который вас вёл к вашей цели, всё равно приближает вас к ней.
Если вопрос зачем поставлен перед действием не был. Вы не знаете, зачем вы делаете это действие, и вы делаете его, потому что вам нечего делать, потому что вам скучно, потому что вам интересно, потому что вы любите читать такое, и т.д., и т.п.
Знать зачем — значит, иметь свою цель и стратегически оценивать все без исключения действия на предмет того, продвигают ли, могут ли они продвинуть вас, к вашей цели. Если могут, то как? Если не могут, то как можно изменить, дополнить, развить это действие, особенно если оно необходимо, если вы в него уже вовлечены, и выйти из него не можете, как сделать его это действие так, чтобы оно всё-таки сыграло, пусть небольшую, но роль в контексте вашей цели.
Именно в этом смысле, в этом осознании, в этом свете и стоит понимать необходимость, знать, что ты делаешь, и зачем ты это делаешь. Можно, не заморачиваясь этим всем, всё же действовать эффективно и полуосознанно. Не обязательно для успеха обращать внимание на осознание того, что ты делаешь, и зачем ты это делаешь. Но можно и, не осознавая, что ты делаешь, вместо конкретного дела страдать фигнёй, делать, не пойми что, черти что, когда ты не знаешь, что ты делаешь, действие может выйти каким угодно. Можно, не осознавая зачем, постоянно делать всё просто так или даже вопреки своим сознательным устремлениям, в ущерб себе.
Осознание того, что ты делаешь и зачем ты это делаешь — это стремление навести порядок в своих делах и в своих целях. Никто не говорит, что его там совсем нет, хотя, не редко бывает и настолько всё плохо. Этот текст, который вы прочли, он о том, что этого порядка, этого осознания в том, что вы делаете, в том, зачем вы это делаете — всегда неплохо было бы иметь побольше…
Зачем ты это сделал что пострелял
В гостях у ведущей Марии Романовой итало-российский дизайнер Илья Потемин.
О чём мечтают изобретатели? Что может увести дизайнера от успешной жизни во Франции к станкам в Италии? Что скрывают аббревиатуры ISP, Alis, и как они родились? При чём тут Туполев, Жуковский и Бранкузи? Чем можно пожертвовать ради достижения своей мечты? Что будет делать Илья Потемин ближайшие 9 лет, и что потом.
Ответы на эти и другие вопросы, в новом выпуске программы.
В гостях у ведущей Марии Романовой итало-российский дизайнер Илья Потемин.
О чём мечтают изобретатели? Что может увести дизайнера от успешной жизни во Франции к станкам в Италии? Что скрывают аббревиатуры ISP, Alis, и как они родились? При чём тут Туполев, Жуковский и Бранкузи? Чем можно пожертвовать ради достижения своей мечты? Что будет делать Илья Потемин ближайшие 9 лет, и что потом.
Ответы на эти и другие вопросы, в новом выпуске программы.
Итак, почему бюро VOX Architects имеет такое название? Зачем выставке MosBuild пещера эпохи Мегалита? О чем прямо с утра думает Воскобойников? Как задумано и устроено пространство Roca Space, где снималась эта беседа. Ответы на эти и другие вопросы, в новом выпуске программы.
Итак, почему бюро VOX Architects имеет такое название? Зачем выставке MosBuild пещера эпохи Мегалита? О чем прямо с утра думает Воскобойников? Как задумано и устроено пространство Roca Space, где снималась эта беседа. Ответы на эти и другие вопросы, в новом выпуске программы.
В гостях у ведущей Марии Романовой директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Елизавета Лихачева. Выпуск затрагивает сразу несколько актуальных тем уходящего года не только для архитектурного сообщества, но и для многих людей, интересующихся искусством, историей, обществоведением, культурой в самом широком смысле. Елизавета Лихачева – личность яркая и незаурядная. У нее свой взгляд исследователя и аналитика на исторические имена, процессы и события. Блестящая интуиция позволила ей считывать, предвосхищать и самостоятельно развивать вопросы ведущей. Вас ждет увлекательный экскурс в историю города, в его настоящее и будущее. В программе: об архитекторах Жилярди, Баженове и Казакове, Ле Корбюзье и Сантьяго Калатраве; о Сталине, Хрущеве и Лужкове; о комфортной среде и плитке, чиновниках и электорате, об эволюции и культуре; волшебной химии в отношениях и о коммуникациях в обществе; об обслуживании или созидании; о сносе киноцентра «Соловей» и современных проектах. И, конечно, личное мнение Елизаветы о судьбе Бадаевского. Ноту оптимизма в беседу вносит тема новых поколений.
Очередной выпуск программы в этот раз записан на новой площадке, в пространстве Roca Space.
В гостях у ведущей Марии Романовой директор Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Елизавета Лихачева. Выпуск затрагивает сразу несколько актуальных тем уходящего года не только для архитектурного сообщества, но и для многих людей, интересующихся искусством, историей, обществоведением, культурой в самом широком смысле. Елизавета Лихачева – личность яркая и незаурядная. У нее свой взгляд исследователя и аналитика на исторические имена, процессы и события. Блестящая интуиция позволила ей считывать, предвосхищать и самостоятельно развивать вопросы ведущей. Вас ждет увлекательный экскурс в историю города, в его настоящее и будущее. В программе: об архитекторах Жилярди, Баженове и Казакове, Ле Корбюзье и Сантьяго Калатраве; о Сталине, Хрущеве и Лужкове; о комфортной среде и плитке, чиновниках и электорате, об эволюции и культуре; волшебной химии в отношениях и о коммуникациях в обществе; об обслуживании или созидании; о сносе киноцентра «Соловей» и современных проектах. И, конечно, личное мнение Елизаветы о судьбе Бадаевского. Ноту оптимизма в беседу вносит тема новых поколений.
Очередной выпуск программы в этот раз записан на новой площадке, в пространстве Roca Space.
06.11.19 — ЗАЧЕМ ТЫ ЭТО СДЕЛАЛ? – 8
Гость программы: архитектор Андрей Чернихов. Почему Чернихов уводит нас в прошлое, причем тут Гагарин и Союз-Аполлон, зачем архитекторам ходить в театр? Это беседа о нас настоящих, которые и определяют будущее. Какие мы сегодня, какие ценности транслируем, на что опираемся, таким и будет наше будущее. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.
Партнеры программы: ARCH-SKIN
20.05.19 — ЗАЧЕМ ТЫ ЭТО СДЕЛАЛ?-5
Гость программы: Анна Медлева, архитектор, автор и куратор проекта «100х100 ART».
Много смыслов и акцентов прозвучало в этой беседе. А если коротко, основная тема разговора — что можно сделать с белой тарелкой к 100-летию Революции и зачем.
Благодарим фотостудию «Кристалл» за помощь в организации съемок.
Партнеры программы: ARCH-SKIN
29.03.19 — ЗАЧЕМ ТЫ ЭТО СДЕЛАЛ?-4
Гость программы: народный архитектор Андрей Боков, Президент Московского отделения Международной академии архитектуры (МААМ)
Прослушав запись, Маша назвала эту программу своим же вопросом к Академику : «Что было, что есть, что будет, чем сердце успокоится».
Благодарим фотостудию «Кристалл» за помощь в организации съемок.
Партнеры программы: ARCH-SKIN
01.03.19 — ЗАЧЕМ ТЫ ЭТО СДЕЛАЛ?-3
Гость программы: архитектор Юлий Борисов, руководитель архитектурного бюро UNK project.
Где прячется Душа здания? Что скрывается за строгим фасадом? Что такое эффектная архитектура? Зачем бизнес-центру очки?
Благодарим фотостудию «Кристалл» за помощь в организации съемок.
Партнеры программы: ARCH-SKIN
07.12.18 — ЗАЧЕМ ТЫ ЭТО СДЕЛАЛ?-2
Мария выбрала форму откровенного и позитивного разговора, в котором не будет споров, провокаций, агрессии.
Ответы на вопросы ведущей — дело добровольное. Гостю студии решать, раскрываться до конца или нет.
Программа будет любопытна не только профессиональному сообществу. На свои вопросы получат ответы люди, интересующиеся тем, чем занимаются профессионалы, и что они хотят сказать своим творчеством.
52. Техника «Зачем я это делаю»
Одна из довольно полезных практик – определение цели поведения (намерения) и поиск других вариантов достижения этой цели. Это позволяет стать более гибким и заодно разобраться в себе. Но для начала немного вспомним о том, что такое намерение.
Кратко о намерении
За каждым поведением стоит позитивное намерение.
Критерии позитивного намерения
Как выяснить намерение
Выяснить намерение, стоящее за каким-то поведением, можно задавая вопросы:
— Зачем тебе это нужно?
— Что тебе это даст?
— Что ты от этого получишь?
— Для чего ты это делаешь?
— Какой в этом смысл?
Инструментальные и терминальные ценности
Ценности можно разделить на ценности-цели (терминальные, конечные) и ценности-средства (инструментальные). Инструментальные ценности служат для достижения терминальной ценности (имеют смысл), а терминальные ценности важны сами по себе.
Признаки терминальной ценности
Человек не может найти ответа на вопросы:
— Зачем тебе это нужно?
— Что это для тебя обозначает?
и т.п.
Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность «важна сама по себе».
По шагам
1. Контекст и поведение
Выберите какое-то поведение, с которым вы хотите поработать. Это может быть что-то в формулировке «я делаю», так и «я не делаю»: «я не занимаюсь спортом», «я сижу за компьютером до полуночи», «я много сижу в соцсетях» и т.п.
Более полезно брать варианты поведения, которые вас не совсем устраивают. Но и поработать с вполне приемлемыми вариантами тоже может быть вполне полезно.
2. Определите терминальную ценность
Выясните терминальную ценность, которую удовлетворяете таким способом. Для этого задавайте вопросы:
— Зачем мне это нужно?
— Что мне это даёт?
— Что я от этого получаю?
— Для чего я это делаю?
— Какой в этом смысл?
до тех пор, пока не найдёте ценность, которая важна сама по себе.
3. Найдите ещё три способа удовлетворения этой ценности
А теперь творческий процесс: найдите ещё несколько способов, как можно эту самую терминальную ценность удовлетворить. Не менее трёх вариантов.
Сделать это удобно так:
b) Представьте со стороны (диссоциированно), как это будет выглядеть и слышаться. Нравиться ли вам то, что вы видите и слышите? Достигаете ли вы своего намерения? Если нет, то вернитесь на шаг а).
c) Шагните в картинку и проживите эту ситуацию изнутри (ассоциируйтесь). Утраивает ли вас то, как это чувствуется внутри? Если нет, то на шаг а).
d) Экологическая проверка: не повредит ли вам этот новый вариант поведения? Если может повредить – на шаг а).
4. Встраивание
Несколько раз мысленно проиграйте ситуацию (которую выбрали в пункте 1), используя новые варианты поведения.
Демонстрация
Родителей и детей через чаты запугивают расстрелами в школах. Поддаваться панике нельзя, как и передавать фейки
Президент МКТА Линдер предложил приравнять фейки о расстрелах в школе к угрозе терактом
По всей стране детей и их родителей запугивают сообщениями о готовящихся школьных расстрелах. В общих чатах в соцсетях распространяют слухи о стрелке, якобы планирующем нападение, даже пересылают фото юноши в балаклаве. Полиция проверяет поступающие тревожные сигналы, в части школ и колледжей усилили охрану. Россиян просят не поддаваться панике и проверять информацию. А за намеренные вбросы таких фейков могут наказать по закону.
Везде отмечается примерно одна схема: кто-то из участников чата присылает сообщение или аудиозапись, в которой рассказывает, что узнал о грядущей расправе в учебном заведении. Поднимается паника, и сообщение начинает распространяться. Некоторые родители даже решили не водить своих детей в школы и детские сады, а студенты колледжей сами решили пропустить занятия.
Во всех регионах на эти сообщения оперативно отреагировала полиция. Силовики начали проверять школы и детские сады. Некоторые учебные заведения, по данным региональных СМИ, перевели часть учеников на дистанционку, а охрану усилили, в том числе с привлечением правоохранителей.
Фейк — угроза терактом?
Многие пользователи Сети готовы выразить свое недовольство теми людьми, кто распространяет непроверенную информацию и сеет панику, и этим ограничиться. Однако, по мнению специалистов, спускать такие вещи с рук нельзя — правоохранители должны разобраться, кто и зачем запустил эту вереницу дезинформации, заявил «360» президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер.
«Фактически любой такой вброс является проявлением террористической активности по запугиванию населения. В соответствии с действующим законодательством это не обычное хулиганство, а террористическая активность. То, что люди могут этого не понимать или делать это ненамеренно, — это уже второй вопрос», — убежден он.
Общество вынуждено реагировать на подобные фейки абсолютно серьезно, затрачивая силы, средства, нервы на ненужные переживания. Так что люди, которые организуют такие вбросы, должны отвечать по действующему законодательству максимально строго
Ситуация может оказаться значительно серьезнее, чем глупая шутка подростков, желающих таким образом выделиться, считает Линдер. По его словам, в случаях таких массовых фейков на тему потенциального теракта нельзя исключать, что это часть непрекращающейся гибридной войны. И тщательные расследования в таких вопросах просто необходимы.
«За каждым хулиганом может стоять компетентный сотрудник иностранной спецслужбы, который выполняет работу по дестабилизации российского общества. Многие наши сограждане этого не понимают и принимают за обычное хулиганство, а расследования в их глазах осуществляются в духе 1937 года. Этот шаблон недопонимания чреват», — подчеркнул он.
Адвокат Игорь Бушманов подчеркнул, что в УК РФ предусмотрена ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, а максимальная предусмотренная ответственность — 10 лет тюрьмы.
«Такие действия, безусловно, несут общественно опасный характер, потому что они создают паническую обстановку, создают угрозу здоровью детей и их родителей. Нужно провести пару-тройку показательных процессов, чтобы другим было неповадно», — заявил он «360».
В опасности подобных фейков сомневаться не приходится: одно из самых серьезных последствий заключается в том, что силы правоохранителей рассеиваются, так что, когда случится настоящая беда, средств и времени для реагирования может не хватить.
Борьба с фейками
Иосиф Линдер уверен, что обыватель не сможет отличить фейк от реального предупреждения об угрозе в такой ситуации, а потому сообщить в полицию все же нужно. При этом обязательно упомянуть, откуда поступила информация, и ни в коем случае не распространять ее дальше, подчеркнул Бушматов. При этом родителя за сообщение в полицию не накажут: ответственность предусмотрена за намеренное распространение заведомо ложной информации.
Кроме того, стоит предупредить и учебное заведение, в которое ходит ребенок.
В каждой школе, колледже, институте есть должность заместителя директора по безопасности, он тут же должен информировать органы. Нельзя замалчивать подобные вещи и думать, что это детское баловство. Это печально заканчивается
Также эксперты советуют не поднимать панику и не поддаваться на провокацию. Можно оставить детей дома, но также стоит и адекватно оценить ситуацию. Сейчас в России внимание к вопросам безопасности в учебных заведений повышено.
Психолог Лариса Суркова добавила, что общие родительские чаты — это место порождения тревожности, так что к любой информации оттуда стоит относиться со здоровой долей скептицизма.
«Но это та ситуация, где, как говорится, лучше перебдеть. Если такая информация поступает, имеет смысл прежде всего передать информацию в администрацию школы. Если 200 родителей начнут названивать в полицию, вопрос, станет ли от этого результативнее ее работа. А администрация школы должна заниматься этим вопросом», — заключила Суркова.
Газлайтинг: как распознать психологические манипуляции и противостоять им
Типичные фразы газлайтеров: «Я такого не говорил», «Ты что-то путаешь», «Это всего лишь шутка», «Ты слишком чувствителен». Если вы часто слышите подобное в свой адрес, советуем насторожиться. Газлайтинг может принимать разные масштабы, а главное — он встречается значительно чаще, чем кажется.
Что такое газлайтинг
Газлайтинг — форма психологического насилия, при которой манипулятор отрицает произошедшие факты, пытаясь заставить жертву сомневаться в собственных воспоминаниях и изменяя ее восприятие реальности.
Газлайтер систематически обесценивает слова, переживания, поступки и успехи другого человека [1]. В конце концов его жертва начинает чувствовать себя беспомощной и неуверенной в себе. Человек все чаще задумывается о своей эмоциональной стабильности и адекватности, тогда как газлайтер получает практически полный контроль в отношениях [2]. Такая тактика манипуляции встречается повсеместно — в паре, в семье, на работе, в кругу друзей. При этом газлайтинг может быть преднамеренным или нет.
Термин стали использовать в середине XX века. Своим появлением он обязан фильму «Газовый свет» Джорджа Кьюкора 1944 года. По сюжету, коварный супруг манипулирует сознанием молодой жены, вынуждая ее считать себя душевнобольной. Сначала он убеждает возлюбленную в отсутствии у нее таланта к пению, уговаривает ее оставить карьеру и вернуться в родной город. А затем начинает подстраивать странные происшествия, убеждая девушку в том, что вокруг не происходит ничего необычного. Как выясняется, все это герой делает для того, чтобы завладеть наследством супруги.
Признаки газлайтинга
Вычислить газлайтинг можно по ряду характерных признаков. Для этого нужно, прежде всего, внимательно прислушиваться к собственным ощущениям. Вот список «симптомов», которые могут сигнализировать о том, что вы вступили в отношения с манипулятором:
1. Отрицание
На этом этапе проявляются первые признаки газлайтинга. Жертва замечает необычные изменения в поведении газлайтера, но не придает этому большого значения. Например, он может сказать что-то оскорбительное в ваш адрес или отрицать ранее совершенные поступки. Вы удивлены этому, но по-прежнему уверены в своей точке зрения.
2. Защита
Человек начинает сомневаться в себе и своем восприятии действительности. Он все чаще подвергается критике со стороны манипулятора и чувствует себя измотанным, но продолжает защищаться. Вы отчаянно спорите с газлайтером и все время ищите доказательства, которые помогут убедить его в вашей правоте и добиться его одобрения.
3. Депрессия
У жертвы не остается сил для борьбы и споров — она теряет свое «я». Человек начинает верить словам газлайтера и соглашается со всеми обвинениями, чтобы получить его расположение. Он чувствует себя беспомощным, разбитым, неорганизованным. На третьей стадии может развиться клиническая депрессия и тревожные расстройства.
Тактики газлайтинга
Чтобы ввести жертву в заблуждение и повлиять на ее восприятие реальности, газлайтер использует множество тактик. Речь идет о методичном «промывании мозгов». В результате спустя какое-то время жертва становится эмоционально зависима от агрессора — его настроения, мнения, поведения.
Вот шесть наиболее распространенных стратегий газлайтинга. Понаблюдайте за собой и близким окружением. Возможно, вы сможете узнать себя или кого-то из ваших знакомых в роли жертвы или манипулятора.
1. Отрицание фактов
Газлайтеры любят заниматься «переписыванием истории». Чтобы заставить человека усомниться в собственной памяти, они искажают факты и изменяют детали событий. Манипулятор может категорически отрицать, что говорил или делал что-либо, даже если доказательства говорят об обратном.
Вместо этого он станет обвинять жертву во лжи: «Зачем ты сочиняешь? Такого никогда не было!» Газлайтеры бывают настолько убедительны, что люди действительно начинают верить в их версию событий. Ситуация усугубляется, если жертвой становится человек рассеянный и забывчивый.
2. Злые шутки
В роли газлайтера обычно выступает человек из близкого окружения. Именно такие люди оказывают на нас наибольшее влияние. Они знают о наших уязвимых местах, слабостях и переживаниях, а значит, при желании могут легко использовать эти знания во вред.
Например, газлайтеры часто отпускают в адрес жертвы едкие и грубые шутки, делают неуместные замечания или дают обидные прозвища. Все это маскируется под дружеское подтрунивание, тогда как на самом деле задача манипулятора — ранить и унизить.
3. Обесценивание эмоций
Газлайтеры часто обесценивают и игнорируют чувства других людей. Если вы обиделись на его шутку, будьте готовы услышать: «Ты слишком чувствительна! Не раздувай из мухи слона». Если вы скажете, что вам плохо, он ответит: «Ты все придумала, тебе кажется. Лучше займись чем-нибудь полезным».
Манипулятор смещает фокус на собственные переживания и нужды, игнорируя душевное состояние жертвы. Со временем человек начинает считать, что все его эмоции и реакции неправильны, и перестает доверять своим чувствам. В результате газлайтер получает еще большую власть.
4. Подчеркивание неадекватности восприятия
Время от времени каждому человеку требуется «сверять часы» с другими людьми. Мы ищем доказательства точности нашего восприятия реальности и адекватности высказываний. Газлайтер, наоборот, старается убедить жертву в том, что ее реакция на происходящие события ненормальна.
Он может говорить: «В последнее время ты очень странный», «Ты неадекватно реагируешь», «С тобой точно все в порядке?», «Тебе явно нужна помощь». Все это приводит к появлению у жертвы сомнений, чувства вины и беспомощности. Именно такого эффекта и добивается манипулятор.
5. Перекладывание ответственности
Газлайтер ни при каких условиях не признает факт манипулирования. Вместо этого он будет искать виноватых вокруг себя и всегда придумает объяснение своим поступкам — его спровоцировали, вынудили или подставили. Типичный пример реакции: «Я не хотел ничего плохого. Ты сама меня вывела».
При таком способе психологического насилия манипулятор часто проецирует свои недостатки на других. Он обвиняет жертву в поведении, которое свойственно ему самому. Как следствие — человек начинает оправдываться и переключает внимание с газлайтера на себя.
6. Агрессия и враждебность
Газлайтер всегда находится в наступлении. Его любимый способ защиты — нападение. Например, если заподозрить такого человека в измене, он обвинит вас в патологической ревности, низкой самооценке и неуверенности в себе. А если предъявить ему доказательства — станет агрессивным.
Кроме того, газлайтер стремится принизить успехи и достижения своей жертвы. Фразы-маркеры: «В твои годы я уже давно это умел», «Ничего особенного», «Все так могут», «А ты попробуй сделать быстрее/качественнее». Его задача — заставить жертву чувствовать себя неполноценной.
Примеры газлайтинга
Идентифицировать газлайтеров не всегда просто: они не оставляют синяков и часто маскируют манипуляции под безобидный юмор, конструктивную критику или заботу. Разобраться с этим явлением проще всего на конкретных примерах.
Газлайтинг в паре
Пример: женщина уверена, что муж ей изменяет. Она замечает на его рубашке длинный волос, на шее — следы от помады. Мужчина все чаще задерживается на работе и не берет трубку. При этом на ее подозрения он говорит: «У тебя паранойя! Вместо того чтобы накормить меня ужином, ты задаешь глупые вопросы. Обратись к психологу и не отвлекай меня от работы!»
Итог: спустя некоторое время женщина теряет способность точно оценивать происходящее. Она начинает сомневаться в своих выводах, винит себя за излишнюю подозрительность и в конце концов извиняется перед мужем за беспочвенные обвинения.
Газлайтинг в отношении детей
Пример: мальчик получает пятерку по химии — предмету, который дается ему с большим трудом. После школы он спешит домой, чтобы порадовать родителей. Он с гордостью показывает дневник отцу, а в ответ слышит: «Ну и что? Чему ты так радуешься? Тоже мне великое достижение! У меня в твои годы вообще были одни пятерки. А ты недостаточно стараешься».
Итог: по мнению отца, так он стимулирует интерес сына к учебе и мотивирует его стремиться к высоким результатам. На самом же деле ребенок перестает доверять собственным эмоциям, убеждается в своей несостоятельности и вырастает неуверенным в себе.
Газлайтинг в дружеской компании
Пример: одна подруга регулярно критикует другую по поводу ее внешности, хобби, интересов и вкусов. «Я говорю тебе обо всем этом только потому, что люблю тебя», — объясняет девушка. Кроме того, ей нравится отпускать в адрес подруги колкие шутки и рассказывать ей о том, что говорят про нее за спиной. Чаще всего это обидные вещи. Но иногда от нее можно услышать комплимент.
Итог: самооценка девушки падает, но она продолжает общаться с токсичной подругой, поскольку та создает видимость заботы. Кроме того, газлайтер хочет изолировать неуверенную в себе девушку от других людей, чтобы получить над ней больший контроль. А ее редкие комплименты — способ сбить с толку и удержать на крючке.
Газлайтинг на рабочем месте
Пример: новый сотрудник получает задание от руководителя. Он записывает все, что необходимо сделать, и берется за работу. Когда поручение выполнено, начальник при всех делает выговор подчиненному. Он утверждает, что просил о другом. Сотрудник показывает записи, но руководитель возмущенно отвечает: «Ты издеваешься? Как я мог дать тебе такое поручение! У тебя все в порядке?»
Итог: после нескольких замечаний работник начинает верить, что неправильно понимает слова руководства. Он запутывается, на совещаниях чувствует себя неуверенно, испытывает чувство вины и постоянно находится в состоянии стресса. В результате его производительность падает [3].
Кроме того, специалисты выделяют следующие виды манипуляции.
Чем опасен газлайтинг
Человек, ставший жертвой газлайтинга, перестает доверять своим ощущениям. Со временем из-за действий манипулятора он может всерьез начать думать, что страдает расстройством психики. Кроме того, систематический газлайтинг нередко приводит к настоящим психологическим и эмоциональным проблемам. В их числе — повышенная тревожность, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, формирование созависимости. Все это затрудняет выход жертвы из-под влияния манипулятора.
«Обычно у жертв газлайтинга очень сильно снижается самооценка. Сложно быть хорошего мнения о себе, когда вам постоянно доказывают, что такого не было или нельзя чувствовать, то, что вы чувствуете — это все “глупости” и “выдумки”. Сразу начинаешь ощущать себя каким-то не таким», — объясняет врач-психиатр, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter Анастасия Афанасьева.
Некоторые специалисты предполагают, что газлайтинг способен вызвать шизофрению. «Психоз потенциально может случиться, но вряд ли газлайтинг будет для этого основным провоцирующим фактором. Скорее всего, у человека уже имелась генетическая предрасположенность. А вот перестать понимать и различать свои эмоции, утратить доверие к собственной памяти, начать обесценивать то, что с вами происходит, — это прямые последствия газлайтинга», — добавляет Анастасия Афанасьева.
Яркий пример разрушительного влияния газлайтинга на человека — техника Zersetzung. Ее название можно перевести с немецкого как «биодеградация» или «разложение». В 70–80-е годы этот метод активно использовали сотрудники спецслужб ГДР для борьбы с «внутренним врагом».
Они проникали в дома диссидентов и вносили незначительные изменения в интерьер: перевешивали полотенца, перекладывали бумаги, открывали окна, заменяли посуду или засыпали в чайник другой сорт чая. По ночам людей беспокоили странные звонки, их автомобили переставляли в другие места, а прохожие на улицах часто называли их другими именами.
Делалось все, чтобы подорвать веру человека в собственную адекватность. Деморализованные жертвы замыкались в себе, переставали выходить из дома, медленно сходили с ума. В результате они не только прекращали политическую деятельность, но иногда и сводили счеты с жизнью.
Как бороться с газлайтингом
Психологическое давление может длиться годами, прежде чем жертва поймет, что происходит. При этом отношения с газлайтером чаще всего характеризуются как зависимые или созависимые, а значит, выходить из них особенно тяжело. Вот несколько полезных советов, которые позволят противостоять манипулятивным техникам.
Доверяйте своим чувствам
Чаще прислушивайтесь к своим ощущениям. Если вы расстроены, значит, так и есть. Никто не должен убеждать вас в обратном. Помните, что вы знаете себя гораздо лучше других, а ваши суждения о себе намного точнее, чем мнение газлайтера. Во время споров не пытайтесь переубедить манипулятора — это бессмысленно. Будьте непоколебимы: придерживайтесь собственной версии событий и фактов. Так вы сможете справиться с неуверенностью, даже если газлайтер усилит давление. Главное при общении с ним — уверенный тон и решительный настрой. А вот показывать агрессору сомнения и страхи нельзя.
«Чтобы не стать жертвой газлайтинга, важно четко осознавать свои физические и эмоциональные границы. То есть необходимо понимать, что лично для вас приемлемо, а что — нет. Если человек хорошо разбирается в своих эмоциях, знает, какие у него жизненные ценности и к чему он стремится, то обесценить его слова и подвергнуть сомнению его восприятие реальности будет крайне сложно», — объясняет Анастасия Афанасьева.
Заручитесь поддержкой друзей
Попросите людей, которым вы доверяете, взглянуть на ситуацию со стороны. Действительно ли у вас есть такие проблемы, о которых постоянно говорит газлайтер? Замечают ли они ваши «странности»? Кроме того, специалисты советуют фиксировать события: вести личный дневник, делать фотографии, записывать разговоры на диктофон. Во-первых, так у вас под рукой всегда будут доказательства, которые можно предъявить в нужный момент. Во-вторых, это позволит вам перепроверить собственные слова и воспоминания. Если вы убеждены в своей правоте, установить контроль над вами газлайтер не сможет.
«Задача здесь — не найти “правильное” решение, а получить разнообразие мнений. Возможно, вы увидите, что реальность не так однозначна, как вам ее представляют. Кроме того, иногда полезно сесть и написать рассказ от третьего лица, как бы наблюдая за собой со стороны. Это упражнение поможет яснее понять, действительно ли что-то не так с вами или с другим человеком», — советует Анастасия Афанасьева.
Не позволяйте себя обвинять
Когда в следующий раз газлайтер начнет искажать факты и пытаться заставить вас сомневаться в собственной адекватности, прямо сообщите ему о том, что вы не готовы мириться с его поведением. Дайте манипулятору понять, что вы разгадали его тактику. Четко обозначьте свои границы и спокойно объясните, что его слова обижают вас и в дальнейшем вы не станете это терпеть. Если ничего не помогает и манипулятор продолжает использовать газлайтинг в отношении вас, будьте готовы минимизировать или полностью прекратить общение с ним. Шансы, что агрессор изменит свое поведение, сводятся к нулю.
Обратитесь за помощью
Часто жертва поддается на манипуляции только потому, что ей важно оставаться в отношениях с манипулятором, а не разрывать их. Например, когда речь идет о газлайтинге в паре или между членами семьи. В этом случае нужно пересмотреть тактику своего поведения и начать следовать новым правилам. Лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Чем дольше человек подвергается воздействию газлайтинга, тем разрушительнее будут последствия. Психолог поможет справиться с тревогой и страхами, разобраться в ваших сомнениях и выйти из ситуации с наименьшими потерями.
Комментарий психолога
Анастасия Афанасьева, врач-психиатр, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter, лектор Института организационной психологии
Жертвой газлайтинга может стать любой — все зависит от влиятельности и убедительности человека или группы лиц, которые используют подобные манипуляции. Но существуют определенные характеристики и черты личности, при которых люди с большей вероятностью поддаются газлайтингу.
Во-первых, юный возраст и низкий уровень образования. Дети еще не обладают абстрактным мышлением. Им сложно разобраться в своих эмоциях и в причинно-следственных связях, поэтому они верят взрослым на слово. Как родитель сказал — так и есть на самом деле. Ведь сравнивать им еще не с чем. То же касается и уровня образования.
Во-вторых, внушаемость. Если человек верит другим людям больше, чем себе, если мнение окружающих и их реакция для него важнее собственной оценки, то риск подвергнуться газлайтингу больше. Чтобы устоять перед подобными манипуляциями, необходимо хорошо понимать свою личность и иметь прочную внутреннюю опору на важные лично для вас вещи.
В-третьих, низкая самооценка. Если все вокруг такие умные, прекрасные эксперты, а я такой глупый и несуразный — конечно, я буду верить им, а не себе.
В-четвертых, склонность к созависимости. Чрезмерная реакция на эмоции и действия других людей (особенно тех, кто близок и дорог), плохое понимание своих интересов и ценностей с опорой на интересы и ценности партнера — это прямая дорога к газлайтингу.
В-пятых, неумение говорить «нет» и отстаивать личные границы. Если человек способен дать отпор и прекратить неуважительное поведение в свой адрес, вряд ли его будет легко подвергнуть газлайтингу.
Последний и, наверное, самый важный пункт — это опыт насилия в раннем детстве. Как показывает практика, обычно именно он и ведет к формированию всех вышеперечисленных черт личности.
Алена Голзицкая, системный семейный психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter, научный сотрудник Психологического института РАО
Родиться газлайтером нельзя. Но можно родиться с предрасположенностью к определенному поведению. Из-за типа нервной системы или физиологических особенностей организма человек, например, может быть менее чувствителен к чужому страданию. Абьюзивное поведение формируется тогда, когда ребенок наблюдает, как значимый взрослый использует подобные манипулятивные приемы при взаимодействии с ним или с другими людьми.
Некоторые родители любят говорить: «Ты придумываешь — не было такого», «Я этого не говорил и не мог сказать», «Тебе приснилось», «Что ты ноешь — ничего ужасного не случилось». Если вы слышали подобные фразы в свой адрес и при этом начинали сомневаться в своих воспоминаниях или чувствах — вы сталкивались с проявлениями газлайтинга.
Люди, склонные к абьюзивному поведению, редко задумываются о том, как это влияет на окружающих. Они стремятся извлекать собственную выгоду из происходящего. А сомнения в том, правильно ли они себя ведут, как правило, их не посещают — это обусловлено защитными механизмами их психики. Поэтому обычно газлайтинг замечает тот, в отношении кого он осуществляется.
Если вы хотите сохранить отношения, попробуйте сказать своему партнеру, что чувствуете себя дискомфортно, когда он с вами так поступает. Сделайте акцент на своих переживаниях и попросите его обратить на это внимание. Вероятнее всего, партнеру понадобится профессиональная психотерапевтическая помощь в избавлении от паттерна газлайтинга. Но если сделать отношения более комфортными — ваше обоюдное желание, то, скорее всего, он пойдет на такой шаг.