зачем циркуль в первом классе
О циркуле, ответственности и работе над ошибками
Эта статья будет незавершенной, может быть, даже преждевременной. Преждевременной потому, что еще рано делать выводы, поскольку мои дети учатся только в 6-7-ом классах. Однако у меня есть весомый повод задуматься над взаимоотношениями цепочки родитель-ученик-школа и подвести промежуточные итоги. Но об этом поводе я скажу в конце.
Когда девочки начинали учебу, я могла опираться только на собственный опыт. В детстве я была очень ответственным ребенком, о чем моей маме сообщали на каждом родительском собрании, радуя ее материнское сердце. Не зная других вариантов, я наивно ждала того же от собственных детей.
Мильон терзаний
На основании своих представлений об учебе и начитавшись умных статей, я была убеждена, что учеба – личное дело ребенка, домашнее задание – зона его ответственности, и родители не должны чрезмерно вмешиваться в этот процесс. Разумеется, в первое время я контролировала выполнение заданий, сидела рядом, следила, направляла, подсказывала, помогала собирать портфель. Я вешала на стену распорядок дня и памятку по приготовлению уроков, устраивала физкультминутки между письмом и математикой, заполняла дневники.
Ко второму-третьему классу я постепенно ослабляла контроль, передавая ответственность в руки детей. Сначала прекращала собирать портфели, потом просматривала только выполненное задание и расписывалась в дневнике, наконец, совсем перестала контролировать уроки, будучи всегда готова помочь лишь в тех случаях, когда ребенок сам обращался ко мне с вопросом. Казалось бы, все логично: такой подход должен воспитывать в детях чувство ответственности. Но всякий раз, сидя на родительском собрании, я терзалась сомнениями.
К счастью, приступы душевных терзаний одолевали меня нечасто. На какое-то время после собраний я усиливала контроль, а потом возвращалась к привычной, не требующей особого напряжения схеме: «Если что-то не понятно, ребенок сам спросит». Но возникла еще одна проблема.
Свободные от жесткого контроля дети научились халтурить. Если задание казалось сложным или непонятным, они просто оставляли его незаконченным. Из трех-четырех номеров по математике они могли сделать только два, а про остальные «забыть». Красные надписи в тетради их не смущали. Я вообще не уверена, что мои дети просматривали оценки за домашнюю работу (а с каким замиранием сердца я сама, будучи ученицей, раскрывала проверенную учителем тетрадку!) Выполнять «работу над ошибками» они не привыкли: не знаю, по какой причине, но в первых классах этого с них не требовали достаточно жестко. Однажды убедившись, что недоделки сходят с рук, дети стали повторять порочную практику. Это продолжалось до тех пор, пока на очередном собрании я не узнала обо всем и не заставила выполнять пропущенные задания по математике, английскому, истории и биологии за несколько месяцев. Это было жестоко, но, когда меня заведут, я могу быть очень суровой матерью.
Забытый циркуль
В начальных классах мне регулярно приходилось приносить в школу ту или иную забытую детьми вещь. На четвертом году обучения я сказала: «Стоп. Сегодня я сделаю это в последний раз». Звонки из школы прекратились, но красные надписи «Не готова к уроку» мелькают в дневнике до сих пор.
Тройки и двойки
Когда старшая дочка пошла в первый класс, она была великолепно подготовлена, и я, разумеется, ждала от нее пятерок. Успехи ее сестры в детском саду тоже давали повод надеяться на отличную учебу в школе. Но очень скоро стало видно, что ни та, ни другая не блещут высшими баллами, а в 4-5-ом классе среди четвертных отметок местами забрезжили даже тройки. Мне нелегко было примириться с действительностью, и признать, что мои дети, похоже, «середнячки». Я никогда не ругала детей за двойки или тройки, но конечно, всегда ждала (и жду) от них большего. Однажды старшая дочка сказала: «Мама, когда я получаю двойку, ты расстраиваешься, и это хуже, чем если бы ты меня ругала».
Сколько бы мы, родители, ни хвалились неординарным подходом, сколько бы ни выставляли напоказ равнодушное отношение к оценкам, мол, «оценки – это не главное», но, к сожалению, в большинстве случаев они все-таки показывают уровень знаний ученика, и его способность эти знания проявить в достаточно жесткой, стрессовой ситуации. А ведь в жизни таких ситуаций будет все больше и больше: ЕГЭ, сессия, запарка на работе – все это давит на психику не меньше, чем ответ у доски или итоговая контрольная.
Часто приходится слышать: «Он вообще-то умный и сообразительный ученик, все ошибки – от невнимания». Дорогие родители, но ведь внимание – это не рубильник, который забыли повернуть при выполнении данного конкретного задания, но который непременно будет включен в следующий раз. Если от невнимания ребенок «хватает» тройки, значит, каким бы сообразительным он ни был, он, увы, не отличник, а троечник, и это реально тот уровень знаний, который он в состоянии продемонстрировать. Не надо себя обманывать. «Он может учиться лучше». Может, но не хочет. Или все-таки не может?
Работа над ошибками
А теперь о поводе к написанию этой статьи, о котором я обещала рассказать. 1 сентября начнется моя собственная работа над ошибками, над моими родительскими ошибками: мой младший сын пойдет в первый класс. Стоит ли мне пользоваться методом воспитания ответственности, опробованным на старших дочерях, методом, результатами которого я пока не довольна? Быть может, следует пойти по другому пути, по пути тотального контроля, пути, который дает хорошие результаты у ряда знакомых? Говорят, девочки по природе более ответственны, чем мальчики. Честно скажу, я не уверена, что справлюсь. Мне придется превратиться в очень суровую маму.
Я знаю родителей, вкладывающих в детей огромное количество времени и сил. Их дети учатся в «сильных» гимназия и лицеях, занимаются с репетиторами, выполняют тонны дополнительных заданий и радуют родителей отличными отметками. Рядом с такими родителями я чувствую, что недодаю детям своих сил и внимания, лишаю их тех возможностей и перспектив, которые перед ними могли бы открыться. Это сейчас им ничего не нужно, а через несколько лет они поймут, что им не по плечу какой-нибудь престижный вуз и вожделенная специальность.
Но почему сейчас я должна биться ради этих будущих перспектив, напрягая все силы, преодолевая лень и сопротивление самих же детей? Не достигну ли я этим обратного результата, отбив у них всякую охоту к личному росту, если буду загружать их сверх меры? Не погонюсь ли я тем самым не за их потребностями, а за своими родительскими амбициями?
Постепенно я прихожу к выводу, что отдавать ребенку ответственность следует постепенно, проверяя и убеждаясь, что он с этой ответственностью справляется. Моим детям, по-видимому, необходима определенная доля контроля, который не позволит им до конца расслабиться и позволить себе излишнюю беспечность в учебе. Простого вопроса: «Ты сделала уроки?» не достаточно, время от времени я должна просматривать тетради, задавать вопросы по устным предметам и общаться с учителями. Если я чересчур расслабляюсь, то это общение сулит мне непредвиденные и далеко не самые приятные впечатления. Тогда приходится «закручивать гайки» и отбирать часть ответственности обратно.
Я не знаю, к какому результату мы придем.
Эта статья пока останется незавершенной.
История циркуля
Все мы использовали циркуль в школе на уроках геометрии и черчения для рисования окружностей и дуг. Как правило, циркуль изготавливают из металла. Он представляет собой две одинаковые по длине «ножки», на конце одной их них находится игла, а другой – грифель.
Есть также циркули с одной ножкой с иглой на конце, а в качестве второй выступает карандаш. Однако циркуль применяется не только для рисования окружностей, но и для измерения расстояний, например на картах. В таком случае используют циркуль с иглами на концах, без грифеля.
Латинское слово «circulus» означает «окружность, круг». В русский язык слово «циркуль», вероятно, пришло через польский или немецкий языки – от слов «cyrkul» или «Zirkel».
Можно достаточно уверенно сказать, что циркулем, равно как и линейкой, пользовались еще в древности, около трех тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют постройки и изображения в Древнем Вавилоне и Ассирии. Линии и окружности имеют настолько правильные формы, что их вряд ли можно было бы выполнить без этих инструментов.
История циркуля началась еще несколько тысячелетий назад. Легенды и мифы Древней Греции повествуют нам о том, что этот прибор был изобретен Талосом – племянником Дедала. Талос изобрел устройство, позволяющее рисовать абсолютно идеальный круг, соединив два одинаковых по длине стержня. Можно предположить, что Талосу досталась от дяди склонность к изобретательству. Ведь согласно легенде именно Дедал вместе с сыном Икаром взлетели в небо с помощью изобретенных ими крыльев.
В ходе раскопок древнего кургана во Франции археологами был найден циркуль, возраст которого составляет около двух тысяч лет. Чуть меньше возраст бронзовых циркулей, найденных во время археологических раскопок древнегреческого города Помпеи. Их возраст насчитывает около 1900 лет.
За всю историю циркулей, появилось несколько их видов:
Немногие знают, что циркулем широко пользуются не только в картографии и черчении, но и в медицине. Медики применяют циркуль для замера черепа, бедер и других частей тела человека. Для этого они используют толстотные циркули – большой и малый. С помощью, так называемого циркуль-калипера, можно даже измерить толщину подкожно-жирового слоя. Применяют также и циркуль Вебера для исследования дискриминационной чувствительности, то есть с его помощью определяют порог чувствительности человека.
Презентация по технологии на тему «Циркуль как инструмент». 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Циркуль Циркуль как инструмент Выполнил Чмых Тимофей Преподаватель Веселов А. В.
История создания первого циркуля Существует легенда о древнегреческом изобретателе по имени Дедал. Это имя означало «искусный» и было дано ему не зря. Легенда приписывает Дедалу изобретение столярных инструментов, свидетельствует, что он слыл прекрасным архитектором и скульптором. Однажды Дедал, будучи заточенным на острове, сделал себе и сыну Икару крылья из птичьих перьев, скрепив их воском. Перед полетом он строго-настрого запретил Икару подниматься высоко в небо и приближаться к солнцу. Но юноша, взмыв в воздух, забыл о наставлениях отца, так ему понравилось парить свободно, как птица. Солнечный жар растопил воск. Перья разлетелись, а Икар упал в море и погиб. У Дедала в Афинах жил племянник по имени Талое, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг, с помощью которого люди стали изготовлять посуду. Скелет рыбы навел его на мысль сделать первую на свете пилу. Дядя Талоса позавидовал его таланту и, улучив момент, столкнул юношу с городского вала. Но до этого Талое успел одарить людей еще одним изобретением. Он соединил с помощью шарнира два одинаковых по длине стержня — так получился циркуль. Легенда легендой, а циркуль и линейка, наверное, самые старые чертежные инструменты на земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних Вавилонии и Ассирии нарисованы такие ровные прямые линии, такие правильные круги, что без циркуля и линейки их просто невозможно провести. А существовали эти государства около 3 тысяч лет назад.
Историческая справка В древней Руси циркулем пользовались, в том числе и для разметки резных деревянных орнаментов. Такие приспособления были железными и процарапывали окружности на древесине. С развитием архитектуры, кораблестроения циркули начинают применяться все чаще. Кто бы ни изобрел этот инструмент, он может гордиться тем, что его гениальное изобретение сохранилось в веках и, практически без изменений, используется в современном мире
Множество циркулей Какие же циркули бывают? Мы привыкли к простеньким циркулям, в которые вставляются карандаши. Более же удобный циркуль с двумя постоянными ножками. Где одна ножка – иголочка, а вторая – грифельный стержень. Если нужно измерить расстояние, то пользуются циркулями, у которых обе ножки – иголочки. Существует много видов циркулей одни используются в медицине, другие в черчении, в навигации.
Разметочный или делительный Применяют для снятия и перенесения линейных размеров:
Чертежный или круговой Применяют для вычерчивания окружности диаметром до 300 миллиметров.
Чертежный кронциркуль Для вычерчивания окружностей от 2 до 80 миллиметров в диаметре.
Чертежный штангенциркуль Для вычерчивания окружностей диаметром больше 300 миллиметров
Пропорциональный циркуль Для измерения масштабов снимаемого размера
Толстотный циркуль Применяется для измерения поперечных размеров тела человека и для измерения размера черепа.
Циркуль калипер Используется для измерения толщены подкожно жировой складки
Циркуль Вебера Определяет порог кожной чувствительности
Циркуль измерительный Служит для разметки линейных размеров ( состоит из двух сменных иголок)
Кронциркуль Применяется для точных мелких работ
Циркуль резец Для нанесения орнамента из мелких правильных кружочков
Циркуль в космосе Этим словом названо маленькое созвездие южного полушария к западу от «Наугольника» и «Южного треугольника», рядом с α-Центавра. Созвездие Циркуль (Circinus) совершенно не примечательное. Оно новое и введено в обиход французским астрономом Луи Лакайлем в числе прочих других, когда он попытался упорядочить большие массивы звезд вблизи южного полюса. Особой фантазии при этом Лакайль не проявлял, и потому большинство созвездий, введенных им, носят весьма прозаические названия инструментов или навигационных приборов: Наугольник, Телескоп, Микроскоп, Октант, Компас…
Практическое занятие «Ловкий циркуль или любовь к окружностям»
Автор : учитель математики Ходыкина Елена Александровна
Образовательная организация: ГО АОУ «ЦОРиО»
Центр дистанционного образования
Год создания: 2014, г. Липецк
Ловкий циркуль или любовь к окружностям
Исследовать возможные способы создания орнамента с помощью циркуля и линейки.
— пополнение запаса математических знаний, углубляющих основной курс геометрии и умения применять их в нестандартной ситуации;
— формирование творческих математических способностей.
1. Организационный момент
Кто ничего не изучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего не замечает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Мы уже имели дело с геометрическими построениями: проводили прямые,
откладывали отрезки, чертили углы, треугольники и другие фигуры.
При этом мы пользовались масштабной линейкой, циркулем, транспортиром, чертежным треугольником.
Оказывается, что многие построения можно выполнить с помощью только циркуля и линейки без масштабных делений.
В геометрии выделяют те задачи на построение, которые решаются с помощью только этих двух инструментов.
Линейка позволяет провести произвольную прямую, а также построить прямую, проходящую через две данные точки.
С помощью циркуля можно провести окружность произвольного радиуса, а также окружность с центром в данной точке и радиусом, равным данному отрезку.
Позвольте напомнить определение окружности: Что такое окружность?
Окружность – это линия, состоящая из всех точек плоскости, которые находятся на заданном расстоянии от одной точки плоскости, называемой центром окружности.
2. Практическая работа
Обозначь два центра окружностей.
Поставь иглу циркуля в первый центр.
Строй окружности, равномерно увеличивая радиусы.
То же повтори из второго центра.
1. Нарисуй окружность.
2. Не меняя радиуса, переставь циркуль в любую точку на этой окружности и снова нарисуй окружность.
3. Точки их пересечения станут центрами новых окружностей.
4. Внутри основного круга постепенно возникает цветок.
1. Если центры расположить симметрично и из каждого строить окружности разного радиуса, может получиться необычный орнамент.
2. Попробуй перемещать центры окружностей по прямой линии.
3. При этом нужно изменить радиусы так, чтобы окружности пересеклись в одной точке.
Если перемещать центры окружностей по прямой линии и при этом изменять радиусы так, чтобы окружности пересекались в одной точке – получится узор Фонтан.
1. Проведи прямую линию.
2. Разместив на ней центры так, как показано на схеме – удастся плавно соединить окружности.
3. Повтори сколько нужно раз.
Пример, как можно использовать разные принципы построения узоров
Подводя итог, хотелось бы сказать следующее: «Вы вручную сделали то, что сейчас обычно рассчитывается на компьютере. В каком-то смысле вы воскресите древнюю практику. Ваша мотивация – творческое самовыражение и самопознание – сравнима с мотивацией древних ученых, которые считали линии, углы и числа проявлением божественного». По-моему, ваше творчество – это отличная возможность увидеть в себе нечто новое через призму древних знаний.
Геометрия 7-9. Л.С. Атанасян Москва Просвещение 2009
Ловкий циркуль Пайкен Инна-Майя Олевовна Киев «Вэсэлка» 1988
Циркуль — это не только математический инструмент
История циркуля
Все мы использовали циркуль в школе на уроках геометрии и черчения для рисования окружностей и дуг. Как правило, циркуль изготавливают из металла. Он представляет собой две одинаковые по длине «ножки», на конце одной их них находится игла, а другой – грифель.
Есть также циркули с одной ножкой с иглой на конце, а в качестве второй выступает карандаш. Однако циркуль применяется не только для рисования окружностей, но и для измерения расстояний, например на картах. В таком случае используют циркуль с иглами на концах, без грифеля.
Латинское слово «circulus» означает «окружность, круг». В русский язык слово «циркуль», вероятно, пришло через польский или немецкий языки – от слов «cyrkul» или «Zirkel».
Можно достаточно уверенно сказать, что циркулем, равно как и линейкой, пользовались еще в древности, около трех тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют постройки и изображения в Древнем Вавилоне и Ассирии. Линии и окружности имеют настолько правильные формы, что их вряд ли можно было бы выполнить без этих инструментов.
История циркуля началась еще несколько тысячелетий назад. Легенды и мифы Древней Греции повествуют нам о том, что этот прибор был изобретен Талосом – племянником Дедала. Талос изобрел устройство, позволяющее рисовать абсолютно идеальный круг, соединив два одинаковых по длине стержня. Можно предположить, что Талосу досталась от дяди склонность к изобретательству. Ведь согласно легенде именно Дедал вместе с сыном Икаром взлетели в небо с помощью изобретенных ими крыльев.
В ходе раскопок древнего кургана во Франции археологами был найден циркуль, возраст которого составляет около двух тысяч лет. Чуть меньше возраст бронзовых циркулей, найденных во время археологических раскопок древнегреческого города Помпеи. Их возраст насчитывает около 1900 лет.
За всю историю циркулей, появилось несколько их видов:
Немногие знают, что циркулем широко пользуются не только в картографии и черчении, но и в медицине. Медики применяют циркуль для замера черепа, бедер и других частей тела человека. Для этого они используют толстотные циркули – большой и малый. С помощью, так называемого циркуль-калипера, можно даже измерить толщину подкожно-жирового слоя. Применяют также и циркуль Вебера для исследования дискриминационной чувствительности, то есть с его помощью определяют порог чувствительности человека.
Мифы и легенды Древней Греции
О том, как появился циркуль, кратко повествуют легенды Древней Греции. Каждый из нас знает историю Дедала и его сына Икара. Но немногие слышали о том, что у Дедала был еще и племянник Талос, сын его сестры. Талант изобретательства был у них в крови: племянник оставил после своей гибели два стержня, соединенных между собой и способных вычерчивать идеальную окружность. Это и был первый циркуль.
Талос изобрел гончарный круг, когда ему было всего 12 лет. Ему же принадлежит и создание пилы: на это его подвиг скелет рыбы. Если бы не гибель Талоса в молодом возрасте, многие, известные нам инструменты или механизмы, появились бы гораздо раньше. Но историки утверждают, что инструменту не менее 3 тысяч лет. Ассирийцы и вавилоняне использовали циркуль и линейку в архитектуре, изображая ровные линии и правильные круги, на храмах, стенах домов, на посуде и кубках. Конкретного источника, повествующего о том, как появился циркуль, история не называет, но без него нельзя было начертить ровного круга ни три тысячи лет назад, ни сейчас.
Какие циркули существуют сегодня?
Сейчас не все разновидности этого инструмента ассоциируются с построением окружностей, но название все равно осталось – условно их можно причислить к циркулям. Все потому, что рабочая часть всех циркулей, независимо от модификации, представляет собой две подвижные ножки (или губки), расстояние между которыми можно менять при их смыкании или размыкании. А вот форма рабочей части уже определяет функцию инструмента. Более детально о каждом из них Вы узнаете из таблицы.
Название | Описание |
Разметочный циркуль | Простейшее приспособление для измерения длин и перенесения их с чертежа на деталь. Имеет две остроконечные ножки, которые разводятся и смыкаются за счет шарнирного соединения. Также в конструкции может быть предусмотрен винт, с помощью которого можно зафиксировать ножки в нужном положении для более точного перенесения размеров или сравнения параметров нескольких деталей. |
Чертежный циркуль | По строению напоминает разметочный, отличительной деталью является кольцо для карандаша, закрепленное на одной из ножек. Зафиксировав карандаш на одной ножке, а другую воткнув в поверхность, на которой будет выполнен чертеж, нужно выбрать необходимое расстояние между ножками и начертить окружность, перемещая карандаш вокруг оси опорной ножки. |
Кронциркуль для наружных измерений | Состоит из двух загнутых внутрь ножек, между которыми зажимается измеряемая деталь. Даже когда концы циркуля сомкнуты, между ножками остается большое расстояние, что позволяет делать замеры труднодоступных участков заготовок. Если нужны максимально точные данные, то лучше выбрать изделие с фиксирующим винтом. |
Кронциркуль для внутренних измерений | Состоит из двух ножек, разведенных в разные стороны на концах. Такая конструкция оптимально подходит для измерения ширины отверстий, пазов и углублений. Поместив ножки внутрь и разведя их в стороны, пока они не упрутся в стенки, можно получить точные результаты измерений, чего невозможно добиться при использовании линейки. Такой инструмент еще называют нутромером, так как он предназначен только для внутренних измерений. Не путайте его с устройством, которое называют «нутромер индикаторный», так как пользоваться им нужно по-другому и устроен он иначе. |
Штангенциркуль | Состоит из линейки (штанги со шкалой делений), с одного конца которой находится неподвижная губка, а вдоль линейки перемещается подвижная. Зажав между ними деталь, можно получить ее наружный размер. У большинства штангенциркулей есть дополнительные верхние губки, которые предназначены для внутренних измерений. Таким образом, устройство сочетает в себе измерение нутромером и кронциркулем. Можно измерять не только длину и ширину деталей, но толщину металлических листов или проволоки. |
Штангенглубиномер | По виду напоминает штангенциркуль, только предназначен для измерения глубины отверстий, канавок и пазов. Для определения глубины нужно поместить рабочую часть внутрь отверстия до упора, если же необходимо определить высоту уступа, то рабочую часть нужно прислонить к нему и по шкале насечек определить значение. |
Казалось бы, какое простое устройство лежит в основе всех перечисленных инструментов, и сколько различных измерений можно проводить! Причем, используя обычную линейку, не получится добиться такой точности – контактный способ измерений гораздо эффективнее. Именно поэтому до сих пор на производстве и в мастерских циркули являются незаменимыми ручными измерительными инструментами при выполнении заготовок, обработке деталей, контроле соответствия заявленных параметров готовых изделий. Причем, мастеру может понадобиться несколько приспособлений, так как приходится выполнять различные задачи, такие как: измерять нутромером пазы в деревянных заготовках, определять глубину отверстий штангенглубиномером, сопоставлять размеры двух деталей с помощью штангенциркуля и т.д. Поэтому необходимо правильно подобрать инструмент, в зависимости от специфики работ.
Конструкция циркуля может отличаться в зависимости от его назначения. В самом распространенном варианте он состоит из 5 деталей:
Держатель – это центральный элемент циркуля. Он представляет собой штырь с насечками, за который и осуществляется непосредственный захват инструмент во время работы. При прорисовке окружностей вращение циркулем выполняется за счет проворачивания держателя пальцами.
У циркуля 2 штанги, имеющие поворотный узел крепления к держателю. За счет этого возможно их разведение практически до 180 градусов. Увеличивая расстояние между штангами можно повышать радиус прорисовываемой окружности.
На конце штанг имеются наконечники. Один представляет собой иглу, а второй пишущую насадку. Первая может быть не снимаемой или заменяемой. Она менее острая, чем иголка для шитья. Задача иглы выступать точкой отсчета. Она ставится в центр будущей окружности и за счет остроты слегка погружается в поверхность. Это исключает ее сдвиг при проворачивании циркуля. В момент вращения пишущий наконечник чертит на поверхности идеальную окружность, начало которой и конец припадают на одну точку.
Пишущая насадка циркуля может представлять собой механизм крепления под установку грифеля диаметром 2 или 0,5 мм. Инструмент для школьников обычно предусматривает толстый грифель, так как он лучше переносит механическое давление. Тонкая насадка 0,5 мм более точная, она рисует четкую линию, что важно при выполнении чертежей. Также бывают циркули с зажимами, в которые можно вставить карандаш, шариковую ручку, рапидограф.
Конструкция циркуля предусматривает жесткий механизм фиксации положения штанг. Наличие в нем люфта привело бы к несовпадению начала и конца окружности. Нужно отметить, что такое случается при использовании дешевого инструмента, особенно при отсутствии должного опыта пользования циркулем.
Как пользоваться
В основном циркуль используют для рисования правильных окружностей, а также быстрой разметки отрезков одинаковой длины. В отличие от линейки шаблона с внутренними окружностями, он является регулируемым и более компактным.
Чтобы начертить циркулем круг определенного диаметра, необходима линейка. Требуется развести штанги инструмента настолько, чтобы расстояние между иголкой и пишущим грифелем составляло половину диаметра, то есть радиус. Затем иголка прижимается к поверхности в месте центра будущего круга. После этого нужно провернуть циркуль на 360 градусов, чтобы его пишущая насадка прочертила окружность.
В момент черчения необходимо держать инструмент строго за держатель. Давление на штанги не допускается, так как это может повлечь их сдвиг друг от друга. Как следствие правильная окружность не получится.
Также с помощью циркуля можно чертить равные отрезки. Нужно растянуть штанги инструмента так, чтобы расстояние между иголкой и пишущим наконечником было требуемым для переноса. К примеру, их можно установить в начале и конце отрезка, который необходимо скопировать. Чтобы перенести эти показатели, необходимо углубить иголку циркуля на новом месте и оставить на поверхности штрих пишущей насадкой. Далее эти точки соединяются линией, проведенной по линейке. Этот способ переноса расстояния очень точный, так как при его использовании отсутствует округление данных.
Это базовые приемы использования циркуля для черчения. Также существуют более сложные способы его применения. С помощью инструмента осуществляется измерения расстояний по картам, прокладка маршрутов и т.д.
Использование в медицине
С тех давних пор, как появился циркуль, он не претерпел кардинальных изменений, но область его применения значительно расширилась. Медицина – это наука, в которой применяются разные виды этого инструмента. Существует толстотный циркуль: он бывает большой и малый. Служат они для измерения тела и головы человека, его поперечных размеров. С помощью калипера измеряется толщина подкожного жирового отложения. Особенно часто он используется в акушерской практике: измеряется величина таза беременных женщин. Циркуль Вебера – это уже инструмент психофизиологов: им измеряется порог кожной чувствительности человека.
Использование циркуля в геометрии
Над ответом на вопрос о том, для чего нужен циркуль, никто не задумывается долго. Этот предмет знаком даже школьникам младших классов. Главное, для чего нужен циркуль – чертить окружности различных размеров. Школьники постарше уже знают, что циркулем не только чертят окружности, но и решают множество различных геометрических задач.
Например, разделить отрезок на две равные части без чертежных инструментов очень сложно. Использовав циркуль, можно разделить отрезок на две абсолютно одинаковых по длине части. Как видно, для такой операции нужно точки, обозначающие концы отрезка, сделать центрами пересекающихся окружностей. Через точки пересечения этих окружностей по хорде проведем линию. Точка пересечения линии и заданного отрезка разделит этот отрезок ровно пополам.
Вот еще один пример того, для чего нужен циркуль. Допустим, заданы стороны треугольника, который нужно построить на бумаге. «На глаз» невозможно определить правильные углы, который будет иметь такой треугольник.
С помощью циркуля построить фигуру очень легко. Берем отрезок равный одной из сторон треугольника. Из концов отрезка проводим окружности, радиус каждой из которых равен заданной длине стороны треугольника. Места пересечения окружностей и станут углами нужного нам треугольника.
Теперь вы имеете представление о том, для чего нужен циркуль. Картинки, представленные выше, иллюстрируют его использование.
Разновидности циркулей
Существует множество разновидностей циркулей. В зависимости от выполняемых функций меняется рабочая часть инструмента. Ниже рассмотрим основные виды:
Существуют типы инструментов, измененные в зависимости от направлений деятельности, в которых они используются, например: