зачем требуется следить в процессе эксплуатации колесного тормозного диска
Зачем менять диски? ❓Минимальная толщина? ❓Как узнать когда пришло время менять тормозные диски? ❗Чего не стоит делать, ни в коем случае!
Для начала предлагаю подумать – зачем меняются диски тормозов?
Тут реально две причины:
1) Это замена барабанных вариантов, то есть своего рода тюнинг. Напомню, сейчас на многих автомобилях ставят барабанные тормоза на заднюю ось. Для того чтобы улучшить торможение многие владельцы убирают их заменяя более совершенными дисковыми. Причем сделать это достаточно не сложно даже своими руками, но про это будет отдельная статья.2) Непосредственно износ диска, достигается минимальная толщина, при которой уже есть угроза разрушения диска, либо эффективность торможение падает в разы. Машина попросту нормально не тормозит, нормально не работают такие системы как ABS, EBD и ей подобные. Это реально опасно, нужна срочная замена иначе тут и до аварии не далеко.
Минимальная толщина
Если честно то у всех производителей это различный показатель, то есть нет унифицированного значения когда нужно производить замену.
Например, на некоторых моделях Nissan, а также Renault Logan стандартная толщина – 22 мм
Минимальная, рекомендуемая производителем – 20 мм.
Минимальная для вентилируемых вариантов – 17,8 мм
Для невентилируемых — 10,8 мм.
Нужно отметить, что обычно производитель указывает износ по 1 мм по бокам. Дальше уже нужно заменять! Однако из практики знаю – многие затягивают до непозволительно тонких размеров, иногда износ по 3 и более миллиметров по бокам – это неправильно.
Как узнать когда пришло время менять тормозные диски?
Поведения машины вам подскажет. Увеличивается тормозной путь, педаль становится не такой информативной, автомобиль может сильно тянуть в какую-либо сторону, руль будет бить. Все это говорит о критичном износе, стоит задуматься и проверить тормозную систему.
При большом износе, более 50% поверхности, цилиндры в суппортах выдвигаются на максимальную высоту (чересчур далеко) – это может привезти к перекашиванию, заклиниванию и даже к течи суппорта (когда вытечет часть тормозной жидкости). Также тонкий изношенный диск колодки очень быстро разогреют, буквально докрасна – эффективность торможения упадет в разы, при быстром остужении (заехали в лужу), может даже потрескаться, а это очень опасно при движении.
Определить толщину можно и самому. Просто берем инструкцию по эксплуатации своего автомобиля, либо выкачиваем ее в интернете. Затем просто снимаем колесо и смотрим износ. Сделать это можно даже без особых приспособлений, просто посмотрите верхнюю «кромку», она обычно выступает (своего рода максимальная отметка) и дает вам представление об износе. Достаточно просто замерить линейкой глубину, если больше 2 мм, однозначно нужна замена.Если вы хотите точно измерить износ – то нужно взять штангенциркуль и замерить его по бокам. Дальше сравнить с рекомендациями по эксплуатации своего автомобиля. Менять сразу нужно оба (на одной оси), нельзя заменить один, а другой оставить, таким образом, вы разбалансируете машину при торможении.
Чего не стоит делать, ни в коем случае
Понятно, что диски стоят не дешево, цена может колебаться от 1500 до 10000 рублей за одну штуку, все зависит от модели и класса автомобиля.
Некоторые «самоделкины» напаивают (прикручивают) на тормозные колодки дополнительные накладки, таким образом, придают им большую толщину. Цилиндр суппорта не выдвигается на большое расстояние, толкая колодку, эффективно как-бы восстановлена! Но ребята, делать этого не стоит:
Во-первых, нет гарантии, что это самодельная накладка не оторвется.
Во-вторых, диск все равно тонкий, а поэтому он может разрушиться в любой момент.
Основные проблемы тормозных дисков и тормозных колодок
Если сильная вибрация или биение случаются в самом начале использования тормозных дисков, то необходимо быстро обратиться к механику, производившему монтаж, чтобы проверить правильность установки и найти причины биения. Если вовремя не устранить причины вибрации и биения тормозных дисков, то в процессе дальнейшего использования они станут более постоянными и, в конечном счете, приведёт к полной поломке тормозных дисков, что повлечёт за собой преждевременную замену вышедших из строя деталей.
Интенсивные вибрации и биение могут быть вызваны неправильной балансировкой или сильным износом шин, заклинившими тормозными цилиндрами суппорта, изношенными элементами подвески автомобиля или изношенной рабочей поверхностью тормозного диска.
Так же многие автопроизводители стали удешевлять производство и на конвейер поставляются не качественные диски! Называть производителей не буду, многие уже об этом знают и в процессе эксплуатации своих автомобилей так или иначе сталкивались с биением / вибрацией! Лечится заменой дисков на более качественные/ эффективные!
Способ устранения интенсивной вибрации следующий.
Прежде всего, проверьте, что тормозной диск был установлен правильно согласно прилагаемой инструкции, и был проверен механиком с использованием цифрового индикатора радиального и осевого биения. Биение или интенсивная вибрация на низких скоростях всегда связана с окончательно изношенными тормозными дисками. Биение или интенсивная вибрация на высоких скоростях (100 — 160 км/в час) — это то, что называется горячей вибрацией и, обычно связано с перегревом тормозных дисков.
Перегрев тормозного диска может быть вызван применением производителем дисков, некачественных дешёвых заготовок (отливок).
Благодаря новым компонентам, включённым в состав фрикционного материала применяемого при производстве колодок, удалось улучшить тепловую проводимость тормозной колодки и тем самым снизить рабочую температуру поверхности тормозного диска. Данные разработки позволяют снизить возможность возникновения локальных очагов перегрева (появление пятен) и коробления дисков. Присутствие умеренного абразива в материале колодки, позволяет бережно изнашивать поверхность тормозного диска и поддерживать её в рабочем состоянии.
Что заставляет тормоза пылить?
Для тормозных колодок существует две альтернативы асбесту: стальные волокна или арамидные — это дюпоновский Kevlar или Twaron.
Каждое арамидное волокно имеет высокую прочность, в массе они создают высококачественный неметаллический материал с высочайшими техническими характеристиками, прекрасно подходящий для тормозных колодок. В случае если производитель использует арамидные волокна для тормозных колодок и незначительное количество стальных волокон, то такие тормозные колодки выделяют малое количество тормозной пыли.
Тормозная линька (выгорание).
Все колодки содержат некоторое количество органики. Смолы, связывающие фрикционный материал в одно целое — это органические продукты, продукты нефтехимии. При перегревании смолы превращаются в газ, что приводит к «аквапланированию» тормозной колодки на плёнке газа. Это явление и называется «линькой» тормозов. Некоторые колодки «линяют» один, два раза и затем «успокаиваются». Другие же более дешёвые некачественные колодки подвергаются постоянной динамической линьке, причём иногда даже при низких температурах.
Температуры торможения.
Даже в условиях интенсивного дорожного движения температура между колодкой и диском обычно не превышает 370С. В условиях гонок для небольших спортивных автомобилей эти температуры составляют обычно 480 — 650С. В условиях же кубковых гонок и чемпионатов эти температуры поднимаются до 850С, и диски раскаляются до красного или оранжевого свечения.
Всегда выбирайте тормозные колодки в соответствии с вашими потребностями. Никогда не используйте гоночную колодку только потому, что Вы мните себя гонщиком.
Большинство гоночных тормозных колодок нуждаются в предварительном прогреве и не эффективны, пока температура между колодкой и диском не достигнет 150 — 180С.
Гоночные колодки не идеальны для торможения на красный сигнал светофора при движении по городу.
В основной массе обще потребительские колодки не нуждаются в прогреве, и эффективны при низких тормозных температурах. При этом такие тормозные колодки улучшают свои тормозные свойства, чем энергичней Вы ими пользуетесь. Называеться это качество прогрессирующим торможением.
Шум — «Лёгкое посвистывание» / Попискивание (на малой скорости).
Обычно этот шум наблюдается при остановке автомобиля. Опять же, это случается, когда тормозной колодкой мало пользовались или она «садиться» (смотри тормозную линьку).
Чтобы избавиться от шума, дайте машине пробежать несколько сотен километров, чтобы колодки притёрлись, и у них было 100% касание с тормозным диском. Если периодически проблема напоминает о себе, хорошим лекарством от этой болезни станет каждодневная нагрузка на тормоза на спокойном прямолинейном участке дороги, чтобы притереть поверхность колодки к диску.
Скрежет (постоянный, громкий визг при пользовании тормозной колодки).
Обычно это происходит, когда колодки ещё не «сели». Если эта проблема беспокоит в начале работы новых колодок, порекомендуйте клиенту проехать 500 — 800 километров с тем, чтобы колодки полностью «сели». Этот шум характерен также для ситуаций, когда новые тормозные колодки устанавливаются на изношенный тормозной диск, который имеет на своей рабочей поверхности борозды, царапины.
В этом случае понадобится дополнительное время для притирки колодок.
Звук металла по металлу
Поскольку в основной массе тормозные колодки содержат мало металла, эта проблема возникает крайне редко. Прежде всего, необходимо проверить износ колодок. Они снашиваются весьма быстро, если тормозные диски находятся в плохом состоянии или заклинили тормозные цилиндры. На многих колодках устанавливают металлическую скобу, служащую индикатором износа и при достижении критической толщины, скоба соприкасается с тормозным диском и издает скрежущий звук информируя владельца о необходимости замены колодок.
Быстрый износ колодок
Быстрый износ колодок может быть связан с самыми разными причинами — заклинивший тормозной суппорт, неудовлетворительное состояние тормозного диска или неправильно подобранный состав колодки. Если уже были устранены первые две причины, остаётся заменить тормозные колодки с более подходящим составом.
Неровное торможение (занос в лево или в право)
Это явление очень опасно, и требует немедленного устранения. Причина может крыться в усадке тормозной колодки на некачественную поверхность тормозного диска. Возможной причиной может быть загрязнение колодки смазкой. Не рекомендуется использование смазки в непосредственной близости от тормозной колодки, поскольку смазка может серьёзно повредить фрикционный материал, и лишить колодку её рабочих характеристик.
Ватная педаль тормоза
После установки тормозных колодок часто педаль тормоза становиться мягкой «ватной», особенно это характерно для автомашин с неудовлетворительным состоянием тормозного диска. Рекомендуется на безопасном прямолинейном участке дороги несколько раз аккуратно поработать тормозной педалью, чтобы тормозные колодки «сели». Если это не даст результата, то необходимо прокачать тормозную систему. В виду того, что тормозная жидкость гигроскопична ( поглащает воду из воздуха), то старая тормозная жидкость может содержать большой процент воды. Из-за этого температура кипения тормозной жидкости снижается, и тормозная жидкость начинает вскипать. В системе появляются пузырьки воздуха и торможение ухудшается.
Когда менять тормозную жидкость
Состояние тормозной жидкости очень важно при эксплуатации автомобиля. Тип жидкости — DOT3 или DOT4 (на данный момент DOT5.1 ) указывается на крышке расширительного бачка главного тормозного цилиндра, и для «долива» или замены используется одна марка тормозной жидкости. По крайней мере, раз в два года тормозная жидкость подлежит полной замене, в соответствии с рекомендациями автопроизводителей.
Перегрев очень вреден для тормозных дисков, даже не столько перегрев, а перепад температур. Он вызывает местную закалку поверхности, естественно на диске образуются области, которые отличаются по прочности от остальной поверхности, что приводит к изменению геометрии. Такие решения как вентилируемые диски (диск состоит из двух частей, между которыми реализуется воздушное охлаждение), перфорация (отверстия), ступица из авиационного алюминия (для теплоотвода), дополнительные воздуховоды, решают проблему общего нагрева, но «закалить» можно любой металлический диск. Образуются микротрещины (которые также приводят в повышенному износу колодок). Такое случается, например, после интенсивного торможения (с 200км/ч) которое заканчивается в луже. Иногда просто остановка сразу после интенсивного заезда приводит к «закалке». Последствие — биение руля при торможении. Другое дело карбоновые диски, которые не подвержены этим проблемам. Стоимость карбоновых дисков не позволяет использовать их на гражданских автомобилях. Поэтому решение одно: правильная эксплуатация. После интенсивных нагрузок на тормозную систему достаточно спокойно проехать пару километров для того, что бы диски постепенно остыли.
Если нет необходимости заканчивать торможение в луже, то лучше не стоит этого делать.
Правильно подобранные диски и колодки, позволят владельцу получить гораздо больший контроль над автомобилем прошедшим доработку.
Диагностика тормозной системы. 20 признаков ее износа.
Диагностика тормозной системы
Компоненты тормозной системы подвержены значительным нагрузкам, даже при обычных условиях вождения. Со временем они будут естественным образом изнашиваться, что приведёт к менее интенсивному замедлению и остановке ТС.
Грязь, стиль вождения и другие факторы могут ускорить этот процесс. Поэтому важно, чтобы вы смогли вовремя, при первой же возможности, обнаружить любые признаки износа.
Для оценки технического состояния тормозных систем автомобиля нормативными документами установлен перечень диагностических параметров в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 и ГОСТ 26048-83.
На фото: 8.1. показана диаграмма торможения.
Требования к тормозным системам установлены ГОСТ Р 41.13-2007, ГОСТ Р 41.13-Н-99. Требования к тормозному управлению автотранспортных средств, находящиеся в эксплуатации, установлены разделом 1 Приложения 8 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011, а в разделе 4.1 ГОСТ 33997-2016 и в разделе 1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (Приложение к «Основным приложениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.»).
Рабочая тормозная система проверяется по показателям эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении и устойчивости транспортного средства при торможении. Запасная, стояночная и вспомогательные тормозные системы проверяются по показателям эффективности.1.
1. Тормозные колодки/Диски — Нормальный износ.
ПРИЧИНА:
Равномерный износ колодок и дисков
СЛЕДСТВИЯ:
Чрезмерный ход педали тормоза/зажигание индикатора износа
УСТРАНЕНИЕ:
Замена колодок при толщине фрикционного материала 3 мм. Для оценки состояния дисков, обратитесь к руководству от автопроизводителя.
2. Чрезмерный износ — Угрожающий.
ПРИЧИНА:
Отсутствие обслуживания или заклинивание компонентов, неравномерный или чрезмерный износ фрикционного материала.
СЛЕДСТВИЯ:
Большой ход, шумная работа
УСТРАНЕНИЕ:
Проверить заклинивший компонентов суппорта, очистка и замена
3. Износ до металла.
ПРИЧИНА:
Поршень рабочего цилиндра или направляющие суппорта подклинивают, недостаток обслуживания.
СЛЕДСТВИЯ:
Плохое торможение, очень шумная работа.
УСТРАНЕНИЕ:
Разработайте или установите новый суппорт, установите новые колодки и диски.
4. Плохое торможение с новыми колодками.
ПРИЧИНА:
Новые колодки установлены на изношенный диск.
СЛЕДСТВИЯ:
Неэффективное торможение и/или увод.
УСТРАНЕНИЕ:
Установите новые тормозные колодки и диски.
5. Неравномерно изношенный тормозной диск.
ПРИЧИНА:
Неравномерно изношенные колодки, грязь или предметы между колодкой и диском, заклинивший суппорт.
СЛЕДСТВИЯ:
Плохое торможение, шумная работа, возможно, увод при торможении.
УСТРАНЕНИЕ:
Установите новые колодки и диски.
При исследовании тормозных дисков проводится осмотр рабочих поверхностей с обеих сторон. Определяется наличие или отсутствие термических трещин, цветом побежалости, глубокого износа. При наличии трещин фиксируется их наличие, длина, места расположения, направление. При наличии цветов побежалости, образующихся в результате высокотемпературного нагрева рабочей поверхности диска, определяются цвета и их расположение. Исследование цветов побежалости позволяет определить температуру нагрева деталей.
Светло-жёлтый — 220 ℃
Жёлтый — 230 ℃
Темно-жёлтый — 240 ℃
Коричневый — 255 ℃
Коричнево-красный — 265 ℃
Фиолетовый — 285 ℃
Темно-синий — 295-310 ℃
Светло-синий (голубой) — 315-325 ℃
Серый — 330 ℃
Технические документации не устанавливают нормы на звуки, возникающие при работе тормозных систем, и звуки в компонентах тормозного управления при движении автомобиля по неровностям дороги. Возникновение звуков при таких условиях не даёт оснований для вывода о наличии неисправности или дефекта. Если тормозные системы выполняют свои функции, обеспечивают выполнения установленных требований, чем по себе звук не может классифицироваться как неисправности или дефекта.
Скрип по торможении может быть следствием частичного отслаивания фрикционной накладки от стального каркаса. При частичном разрушении клеевого соединения фрикционной накладки с каркасом дальнейшая работа тормозной колодки недопустима, так как создаётся реальная опасность полного разрушения соединения и отказа тормозного механизма. Если проверка соединения фрикционных накладок показала, что соединение не имеет повреждения, то скрип при торможении не может рассматриваться как неисправность тормозного механизма.
На тыльную сторону каркаса тормозной колодки дискового тормозного механизма наносятся специальные полимерные материалы, демпфирующие вибрационные процессы и устраняющий скрип. 1.
Узнать о тормозной системе Delphi Technologies больше:
Тормозим с умом. Медь вне закона.
6. Сломан/Повреждён штуцер прокачки.
ПРИЧИНА:
Перетяжка или коррозия.
СЛЕДСТВИЯ:
Невозможность прокачать рабочий цилиндр или неисправность тормоза.
УСТРАНЕНИЕ:
Извлеките и замените штуцер прокачки или цилиндр целиком.
7. Чрезмерный износ — Угрожающий.
ПРИЧИНА:
Нерегулярное обслуживание.
СЛЕДСТВИЯ:
Чрезмерный ход педали тормоза, шум при работе.
УСТРАНЕНИЕ:
Установите новые колодки, проверьте барабаны и остальные детали на предмет повреждений.
8. Загрязнение фрикционных накладок.
ПРИЧИНА:
Передняя ось: утечка цилиндра или растрескивание пыльника ШРУС.
Задняя ось: течь рабочего цилиндра или манжеты подшипника ступицы.
СЛЕДСТВИЯ:
Неравномерное торможение или прихватывание.
УСТРАНЕНИЕ:
Установите новый пыльник ШРУС, рабочий цилиндр, манжету подшипника, колодки.
Очистить рабочие поверхности.
9. Отклеивание фрикционных накладок.
ПРИЧИНА:
Воздействие воды или течь рабочего цилиндра.
СЛЕДСТВИЯ:
Не растормаживание в результате отделения фрикционной накладки.
УСТРАНЕНИЕ:
Замена повреждённых компонентов, очистка поверхностей и установка новых колодок.
10. Заклинивание троса ручного тормоза.
ПРИЧИНА:
Попадание воды в результате повреждения внешней оболочки.
СЛЕДСТВИЯ:
Перегрев тормозов и быстрый износ колодок.
УСТРАНЕНИЕ:
Установите новый трос и колодки. Разблокируйте подклинивающие тяги.
11. Катастрофически изношенный диск.
ПРИЧИНА:
Колодки или диски служили слишком долго до замены.
СЛЕДСТВИЯ:
Неисправность тормозов.
УСТРАНЕНИЕ:
Установите новые колодки и диски.
ПРИЧИНА:
Боковая нагрузка из-за частичного заклинивания суппорта. Частичного заклинивания суппорта.
СЛЕДСТВИЯ:
Серьёзный увод при торможении и шум.
УСТРАНЕНИЕ:
Разработайте или установите новый суппорт и его направляющие. Установите новый диски и колодки.
13. Коррозия ступицы.
ПРИЧИНА:
Наросты коррозии на лицевой части фланца ступицы, как результат превышение биения нового диска.
СЛЕДСТВИЯ:
Вибрация при торможении.
УСТРАНЕНИЕ:
Очистить поверхности прилегания. Установите новые диски и колодки.
ПРИЧИНА:
Биение не было измерено или достигнуто при установке нового диска.
СЛЕДСТВИЯ:
Биение педали при торможении после 3000-5000 км пробега.
УСТРАНЕНИЕ:
Убедитесь, что фланец ступицы чистый и не повреждённый, установите новые диски и колодки, обеспечьте биение не выше допустимого.
15.Сильная коррозия диска/Суппорта.
ПРИЧИНА:
Коррозия от воды и соли после долгого простоя.
СЛЕДСТВИЯ:
Шум, неэффективное торможение, возможно заклинивание компонентов суппорта.
УСТРАНЕНИЕ:
Установите новые колодки, диски очистите и смажьте детали суппорта.
16. Загрязнённый главный цилиндр.
ПРИЧИНА:
Крышка главного цилиндра не была очищена при снятии.
СЛЕДСТВИЯ:
Грязь/подтекание жидкости преждевременный выход из строя уплотнений.
УСТРАНЕНИЕ:
Полностью очистите крышку и бачок перед снятием крышки.
17.Неверный тип жидкости.
ПРИЧИНА:
Использована гидравлическая жидкость взамен тормозной жидкости.
СЛЕДСТВИЯ:
Возможно заклинивание тормозов или последующий выход их из стоя.
УСТРАНЕНИЕ:
Промыть гидросистему, установить новые резиновые компоненты. установить новые резиновые компоненты.
18.Коррозия тормозных трубок.
ПРИЧИНА:
Дорожная соль проникает под защитное покрытие.
СЛЕДСТВИЯ:
Трубки и соединения коррозируют и могут стать причиной неисправности тормозов.
УСТРАНЕНИЕ:
Установите новые трубки и шланги, если необходимо.
19. Растрескивание тормозных шлангов.
ПРИЧИНА:
Старение резины шлангов или загрязнение. Усталость по причине некорректной установки.
СЛЕДСТВИЯ:
Разрыв шлангов и в дальнейшем потеря тормозов.
УСТРАНЕНИЕ:
Установить новые шланги без скручивания и перегибов.
20.Перегиб и протирание.
ПРИЧИНА:
Неправильная установка и прокладка.
СЛЕДСТВИЯ:
Возможен преждевременный выход из строя.
УСТРАНЕНИЕ:
Установите новый шланг и проложите его правильно.
Гибкие тормозные шланги, передающие давление жидкости тормозным механизмам, должны крепиться к элементам конструкции транспортного средства только своими штуцерами. НЕ допускается касание шлангами каких-либо элементов конструкции транспортного средства, за исключением промежуточных креплений, предусмотренных конструкцией.
При вывешенных колёсах и при повороте управляемых колёс на максимально возможный угол проверяется, достаточна ли длина тормозных шлангов, не образуется ли натяжение тормозных шлангов, не возникают ли нештатные контакты шлангов с деталями подвески и другими частями автомобиля. Эта же проверка проводится и в отношении транспортного средства, стоящего на опорной поверхности.1.
Литература:
1. Дроздовский В.Б., Лосавио С.К., Хрулев А.Э. Экспертиза технического состояния и причины неисправностей автомобильной техники: М: ООО «Издательство АБС», 2019.
🙂 А Вы какие знаете причины износа тормозной системы? Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом.
Спасибо