зачем типаж героев чудиков нужен в литературе

почему героев в рассказах В. М. Шукшина называют «чудиками»?

Или, например, Василий Князев, по прозвищу Чудик, который
совершает множество на первый взгляд странных и нелепых поступков.
Но все эти поступки герой делает от чистого сердца, считая,
что это на пользу людям.
Помните, как он раскрашивал детскую коляску племянника, думая
этим порадовать сноху?
А радости не было. Был скандал из-за испорченной вещи.

Чудики Шукшина не знают за что борются, не понимают своей чудности,
но продолжают вести борьбу.
Борьба эта порой смешна, но в неумении выразить себя, во внешне
смешном бунте простого человека
Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной
действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей
не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности.
При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей.
Но не смотря на это каждый его «чудик» был для него родным,
да и для читателей тоже.

Номинация чудик является ключе­вой в рассказах писателя.
В Словаре языка Василия Шукшина эта лексе­ма толкуется
традиционно:
«Чудик. Странный, несуразный человек, чу­дак».
Однако, функционируя в тексте художественного произведения,
сло­во становится многозначным, расши­ряет свои границы и
постепенно перерастает в символ.
Слово-понятие чудик вбирает в себя и восприятие несправед­ливости
окружающего мира, и бес­шабашное ухарство, и истинную че­ловечность.

Или, например, Василий Князев, по прозвищу Чудик, который
совершает множество на первый взгляд странных и нелепых поступков.
Но все эти поступки герой делает от чистого сердца, считая,
что это на пользу людям.
Помните, как он раскрашивал детскую коляску племянника, думая
этим порадовать сноху?
А радости не было. Был скандал из-за испорченной вещи.

Чудики Шукшина не знают за что борются, не понимают своей чудности,
но продолжают вести борьбу.
Борьба эта порой смешна, но в неумении выразить себя, во внешне
смешном бунте простого человека
Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной
действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей
не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности.
При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей.
Но не смотря на это каждый его «чудик» был для него родным,
да и для читателей тоже.

Или, например, Василий Князев, по прозвищу Чудик, который
совершает множество на первый взгляд странных и нелепых поступков.
Но все эти поступки герой делает от чистого сердца, считая,
что это на пользу людям.
Помните, как он раскрашивал детскую коляску племянника, думая
этим порадовать сноху?
А радости не было. Был скандал из-за испорченной вещи.

Чудики Шукшина не знают за что борются, не понимают своей чудности,
но продолжают вести борьбу.
Борьба эта порой смешна, но в неумении выразить себя, во внешне
смешном бунте простого человека
Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной
действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей
не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности.
При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей.
Но не смотря на это каждый его «чудик» был для него родным,
да и для читателей тоже.

Номинация чудик является ключевой в рассказах писателя.
В Словаре языка Василия Шукшина эта лексема толкуется
традиционно:
«Чудик. Странный, несуразный человек, чудак».
Однако, функционируя в тексте художественного произведения,
слово становится многозначным, расширяет свои границы и
постепенно перерастает в символ.
Слово-понятие чудик вбирает в себя и восприятие несправедливости
окружающего мира, и бесшабашное ухарство, и истинную человечность.

Источник

Образ чудика в рассказах Шукшина

Чудик — любимый героя Шукшина. Чудик — средоточие лучших черт русского народа. Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудаками. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Творчество Василия Макаровича Шукшина традиционно относят к так называемой «деревенской» прозе. Действительно, место действия его рассказов — деревня, российская глубинка, а его герои — селяне, деревенские жители. Однако писатель не просто рисует нам определённый уклад жизни со своими традициями и обычаями. Перед нами проходит вереница образов, составляющих истинный русский национальный характер, прекрасный и цельный. Главный герой произведения В. М. Шукшина — чудик, чудаковатый простой человек, искренний и добрый. Окружающие чаще всего не понимают его и не принимают всерьёз.

Герой рассказа «Сапожки » — шофёр Сергей Духанин — купил жене в райцентре сапожки. Сама сцена их покупки раскрывает характер героя. Хамство и наглость продавщицы приводят его в растерянность и заставляют задуматься над целесообразностью покупки. Однако практичность проигрывает стремлению героя сделать приятное жене. Простому сельскому жителю свойственны нежность и забота, он философски размышляет: «Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт … Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! ». Испытывая дискомфорт и неуверенность от общения с продавщицей, Сергей всё же делает покупку. Товарищи тоже не поняли героя: «Ты что, офонарел? Это ж зимние. Она тебе велела такие купить? » Но больше всего Сергея страшила встреча с женой. Однако Клавдия нисколько не ругала мужа, а наоборот, переживала, что сапожки оказались ей малы. Взаимопонимание между супругами оказалось ценнее, чем дорогие сапожки. Герой внутренне переживает происходящее, что говорит о чувствительности его натуры: «Сергей, как обычно присев на маленькую кухонную табуретку, перед сном курил папиросу … курил, думал, еще раз переживал сегодняшнюю покупку, постигал её нечаянный, большой, как ему сейчас казалось, смысл. На душе было хорошо». Для героя рассказа очень важны нежность, человеческая теплота, сердечность, взаимопонимание.

Герой другого рассказа Шукшина «Чудик» не нашёл понимания ни у родных, ни у посторонних людей. Такое прозвище герой получил за свой чудаковатый, с точки зрения окружающих, характер, за свою непохожесть на других. Его переживания по поводу потерянной банкноты непонятны другим. Герой настолько искренен и бескорыстен, что не может даже помыслить взять чужое. Душевная теплота чудика не находит понимания и у работницы телеграфа, когда тот сочиняет тёплую телеграмму жене. Приехав к брату и расписав кроватку племянника, чудик наткнулся на сопротивление его жены. Стремление к красоте, желание сделать близким приятное оказываются не нужны родственникам. И только вернувшись домой в деревню и пробежавшись по лугу, герой снова ощущает внутреннюю свободу.

Герой рассказа «Микроскоп» — простой столяр Андрей Ерин. У него семья: жена и двое детей. Они живут скромно, но герой решается купить дорогой микроскоп. Вместе с сыном они долго сидели около него, «исследовали». В этом стремлении познавать окружающий мир у героя проявляются черты учёного. Казалось, что даже его жизнь изменилась. В ней появилась цель, смысл. Но Андрей не находит понимания у жены, для которой важнее материальные ценности. Зоя Ерина в конце концов сдаёт микроскоп в комиссионку. Герой Шукшина простоват и наивен. Окружающие считают его недалёким и непрактичным, человеком «не от мира сего». Но чудик — добрый, искренний, тонко чувствующий людей и окружающий мир человек, соединяющий в себе лучшие черты русского национального характера.

Источник

«Чудик»: колоритная атмосфера произведений Василия Шукшина

Меню статьи:

Василий Шукшин вошел в историю русской литературы своими колоритными, живыми произведениями. Критики называют пример такого творчества – «Чудик» – «рассказом-судьбой». Шукшин интересовался образом, которому и дал имя – Чудик. Писатель в коротких эпизодах описывает целую жизнь. Автор умело помещает в ограниченную литературную форму события прошлого и ожидания будущего.

О проблематике произведения

Автор поднимает в этом произведении свою излюбленную проблему. Она касается отношений горожан и обитателей деревни. Главный герой текста замечает: жители в деревне отличаются от горожан. Сельские жители лучше, чем городские обитатели, потому что они проще и скромнее. Чудик вспоминает о своих односельчанах. Многие из односельчан Чудика получили звание «Герой Советского Союза», а также «Кавалер Славы». Но для героя сельская жизнь дороже городского комфорта и удобств. Чудик отмечает даже разницу в воздухе в деревне и городе:

Деревня, видите ли. Да там один воздух чего стоит.

Критики выделяют и другую проблему, к которой обращается автор. Это проблема семьи и специфики отношений родственников. Прочность семьи зависит от любви, от доверия супругов, от взаимных недовольств. Неурядицы связаны с семьей брата. Чудик отличается детскими взглядами на мир. Персонаж живет, руководствуясь сердцем. Писатель противопоставляет этому герою разумных прагматиков, живущих рациональными интересами.

Характеристика героев текста

Образ Чудика

Внутренний портрет персонажа

Центрального персонажа своего творения писатель именует Чудиком. Писатель говорит, что таким было прозвище, которым наградила мужчину супруга. Автор говорит, что прозвище носит скорее негативный характер, чем положительный. Таким образом, Шукшин определяет своего героя как чудика, странного человека:

Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные…

зачем типаж героев чудиков нужен в литературе. CHudik Vasilij SHukshin proizvedenie.. зачем типаж героев чудиков нужен в литературе фото. зачем типаж героев чудиков нужен в литературе-CHudik Vasilij SHukshin proizvedenie.. картинка зачем типаж героев чудиков нужен в литературе. картинка CHudik Vasilij SHukshin proizvedenie..

Характер персонажа отличается простотой, бесхитростностью, неприспособленностью к жизни. Кроме того, такие люди, как Чудик, – неудобные для своего окружения. Чудик – это тип людей, которые все время попадают в передряги, в ситуации, мешая спокойно жить близким людям. Такие люди приносят вред без специального умысла. В действительности «чудики» желают всем счастья и добра. Шукшин исследует тип инфантильного персонажа, для которого сердце важнее разума.

зачем типаж героев чудиков нужен в литературе. proizvedenie CHudik Vasilij SHukshin. зачем типаж героев чудиков нужен в литературе фото. зачем типаж героев чудиков нужен в литературе-proizvedenie CHudik Vasilij SHukshin. картинка зачем типаж героев чудиков нужен в литературе. картинка proizvedenie CHudik Vasilij SHukshin.

Будучи маленьким мальчиком, герой хотел работать сыщиком или шпионом:
Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом…

Внешность Чудика

Мужчина простой, лишенный злобы взрослый ребенок. Душевные качества героя подчеркиваются его внешностью. Писатель награждает персонажа круглым мясистым лицом, такими же круглыми сине-белыми глазами:

Чудик пытался строго смотреть круглыми иссиня-белыми глазами При этом круглое мясистое лицо его, круглые глаза выражали в высшей степени плевое отношение к дальним дорогам…

Шукшин лишает героя умения шутить. Чудик старается мимикрировать под других людей: уважать горожан, не бояться дальних дорог и т. д. Вопреки детскому портрету Чудика, на самом деле ему уже пошел 39-й год:

Было ему тридцать девять лет от роду…

Отношения героя с людьми

Зрелость не сказалась на Чудике. Герой похож на подростка, потому что хочет производить на окружающих людей впечатление. Персонаж старается быть веселым и остроумным. Однако у мужчины нет способности к остроте:

Он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку…

Герой попадает в неудобные для себя ситуации, в которых чувствует себя дурачком. Мужчина боится людей. Этот страх распространяется даже на собственную супругу. Такое отношение напоминает детский страх перед родителями. Жена понимает, что муж боится ее, поэтому порой поднимает на него руку.

Общество видит простой характер Чудика. Люди стремятся учить мужчину жизни, делать замечания. При этом Чудик отличается угодливостью в отношении людей. Герой пытается помогать окружающим. Но помощь часто оборачивается противоположным эффектом. Чудик видит, что вставная челюсть соседа по самолету упала на пол. Мужчина подает вещь пассажиру, но он злится на Чудика:

Лысый читатель искал свою искусственную челюсть. Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать. – Эта?! – радостно воскликнул он, И подал. У читателя даже лысина побагровела. – Почему обязательно надо руками трогать? – закричал он шепеляво. Чудик растерялся…

Работница телеграфа поучает героя, что не стоит телеграфировать супруге стихами, ведь так «взрослые люди» не делают. Далее Чудик получает замечание от своей снохи. Девушке не понравилось громкое пение мужчины. Жизнь толкает Чудика быть наедине с собой. Герою нравится работать руками: украшать детские коляски, расписывать печь удивительными орнаментами:

зачем типаж героев чудиков нужен в литературе. proizvedenie CHudik Vasilij SHukshin. 1. зачем типаж героев чудиков нужен в литературе фото. зачем типаж героев чудиков нужен в литературе-proizvedenie CHudik Vasilij SHukshin. 1. картинка зачем типаж героев чудиков нужен в литературе. картинка proizvedenie CHudik Vasilij SHukshin. 1.

Он дома так разрисовал печь, что все дивились. Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было кончено; коляску не узнать Представил, как будет приятно изумлена сноха, усмехнулся…

Смысл образа

Писатель не случайно выстраивает образ Чудика именно таким образом. Шукшин намекает, что окружающие люди являются более ненормальными и чудными, чем сам герой. Общество осуждает проявление чувств, называет эмоции «соплями». А ведь чувства – это самое человечное, что есть в людях.

Герой лишен злости. Чудик чувствителен к злобе, которую он видит в людях. Писатель говорит:

Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются. – Да почему же я такой есть-то? – горько шептал он, сидя в сарайчике…

В результате, герой утрачивает смысл своего существования. Но Чудик отказывается от борьбы – мужчина просто уходит.

Образы Дмитрия и Софьи

Дмитрия и Софью автор изображает выходцами из сельской местности. Однако теперь герои примеряются к городской жизни. При этом мужчина грустит по деревне, часто спрашивает родственников о родном крае. Чудик приходится Дмитрию братом. Дмитрий думает о приезде в деревню, чтобы повидать родных. Софья придерживается других жизненных ориентиров. Женщину интересует карьера, она мечтает забыть о прошлом.

По мнению Софьи, Дмитрий – неудачник, как и Чудик. Причину жизненного провала мужчин Софья видит в деревенском происхождении. Сама героиня странно понимает «карьеру». Женщина устроилась на работу в буфет какого-то административного заведения. Софья заботится об образовании и городском воспитании детей: заставляет ходить в музыкальную школу, заниматься фигурным катанием. Дмитрию не нравится позиция Софьи. Мужчина считает, что жена мучит детей этим воспитанием:

– А ведь сама из деревни! – как-то тихо и грустно изумился Дмитрий. А вот… Детей замучила, дура одного на пианинах замучила, другую в фигурное катание записала. Сердце кровью обливается, а – не скажи, сразу ругань. – Ммх. – опять возбудился Чудик…

Софья отличается жестким, злым характером. Писатель намекает, что причина злобы кроется в разрыве с родной землей, в отдалении от природы. Софья злится и раздражается из-за Чудика. Дело в том, что герой украсил дорогую детскую коляску рисунками. Чудик попросту разрисовал вещь краской, которая смывается водой. Первый же дождь испортит коляску:

..стал думать, что бы такое приятное сделать снохе. Тут на глаза ему попалась детская коляска. Эге! – подумал Чудик. – Разрисую-ка я ее…

Софью этот поступок гостя вывел из себя:
Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! – кричала Софья Ивановна. – Завтра же пусть уезжает.

Сам же Чудик так и не понял причин злости снохи. Герою показалось, что Софья просто не разбирается в народном творчестве.

Что касается писателя, то Шукшин не говорит о своих симпатиях к какому-либо персонажу.

Специфика сюжета «Чудика»

По сюжету, повествование строится вокруг путешествия главного героя в город, на Урал. Там живет брат Чудика. Дмитрий не видел Чудика уже двенадцать лет. Поездка носит опасный характер. Чудик сталкивается с трудностями: потеря денег, возвращение за новыми средствами. Кроме того, самолет совершил странную посадку на картофельном поле: посадка была экстренной, но пассажиры остались живы.

Чудик ощущает дискомфорт. Герой кажется себе неудачником, ничтожеством:

Чудик, убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъясняла жена…

Путешествие словно показывает Чудику, что судьба не станет благоволить к нему. Писатель делает акцент на вопросе, который мужчина задает себе во время поездки:

Такой простой на первый взгляд вопрос несет глубокий смысл. Писатель размышляет над смыслом человеческой жизни. Шукшина интересуют отличия людей друг от друга, специфика жизни человека в обществе.

Особенности композиции произведения

Творение Шукшина включает три части. Первая часть строится вокруг желания Чудика навестить Дмитрия. Во второй части описывается дорога, поездка героя: от автобуса до поездки, от поездки до самолета и, наконец, до дома Дмитрия. В третьей части Чудик решает вернуться в родные края. Автор рассказывает о возвращении мужчины домой.

Возвращение домой, в привычную атмосферу, приносит Чудику ощущение радости и счастья. Дома герой – вовсе не чудик, а полезный, нужный человек, который умеет трудиться. Чудик перекрывает дома крышу, занимается стройкой веранды. Кроме того, мужчина выполняет работу киномеханика в деревне. Герой, в отличие от своей снохи, не стыдится деревенского происхождения:

Тут и Чудика задело за живое. – А в чем дело, вообще-то? – громко спросил он, не брата, кого-то еще. – Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Как в черной рамке, так смотришь – выходец из деревни…

До самого конца произведения писатель ничего не говорит о профессии и настоящем имени Чудика. Эти детали автор упоминает после того, как описывает самый инфантильный и простецкий поступок героя. Чудик возвращается домой, бежит босиком под каплями дождя:

Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле – в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко: Тополя-а а, тополя а…

Какое же на самом деле имя Чудика? Мужчину зовут Василием Егоровичем Князевым.

Фольклорные элементы текста

Произведение напоминает сказку. Единственное отличие от сказки состоит в наличии большого количества бытовых подробностей. Шукшин заимствует некоторые сюжетные витки из народного текста под названием «Что мужик ни делает – то хорошо». Муж поменял имущество, но получил убыток. Однако супруга рада, что муж вернулся домой живой и здоровый, пусть и без денег.

Писатель вводит в произведение множество народных элементов. Речь отличается разговорным характером, текст понятен любой категории читателей. Простота характеризует даже обращение главного героя к самому себе: «Васятка». Например, автор упоминает такую фразу:

Приземлились. Все в порядке. Васятка…

Мужчина подошел к порогу своего дома – на этом моменте повествование обрывается. Писатель намекает, что конец произведения идентичный финалу сказки. Шукшин использует прием открытого финала. Все персонажи рассказа отличаются схожими чертами с героями сказки – кроме, разве что, супруги Дмитрия.

О стилистической специфике «Чудика»

Типичная черта произведений Шукшина – наличие диалогов. В этом же рассказе писатель использует мало бесед. Характеры действующих лиц раскрываются не в диалогах, а в описании поступков героев и в монологах. Автор представляет читателям мир рассказа через призму восприятия Чудика. Оценка событий тоже зависит от взгляда главного героя.

Некоторые моменты текста пахнут иронией. Например, ироничный характер носит эпизод, когда Чудик называет свою супругу и сноху «психами»:

Брось, не расстраивайся. Не надо. Никакие они не злые, они – психи. У меня такая же…

При этом герой вовсе не считает своих родных злыми людьми. Автор тонко демонстрирует читателям, что детские черты – это нормально, и взрослый человек порой должен позволять себе быть в меру инфантильным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *