зачем султану сулейману вырезали сердце
Загадка исчезнования сердца Сулеймана — правителя Османской империи
Группа венгерских исследований недавно задалась вопросом, где же спрятано сердце одного из самых великих султанов Османской Турции. Но почем этот исторический вопрос пробрел такую актуальность?
Французский государственный деятель, кардинал Ришелье, описал события, которые произошли несколько веков назад у стен венгерского замка Сзигет, как «битва, которая спасла мир». В сентябре 1566 года при осаде турки понесли значительные потери. Именно здесь погиб султан Сулейман, правитель Османской империи.
После чего турки не осаждали Вену в течение 120 лет.
Поскольку это событие со временем приобрело и политическое значение, ученые занялись поисками информации о том, где было упокоено сердце Султана Великолепного.
Где погиб правитель Османской империи?
«Когда венгры обороняли территорию Сзигетвар, они считали его венгерским замком. Но, конечно, это было не так», — комментрует профессор Норберт Пап Университета Печ, Венгрия.- «На самом деле он был построен турками, а старый венгерский разрушен при осаде 1566 года».
Каждый раз история осады Венгрии армией Сулейманом описывается по-разному. Существует масса легенд по поводу того, как же на самом деле произошло это ключевое в истории османов событие. Но восстановить основную событийную линию несложно. Правитель Османской империи прибыл на место сражения в начале августа 1566 года с стотысячных войском.
Замок Сзигетвар являлся основным препятствием на пути к Вене, которую он страстно желал захватить. Таким образом открыв возможности для дальнейшего продвижения в Западную Европу. Воздух дрожал в такт боя барабанов, знаменующих начало войны. Войско отправилось с красивого города Эдирне. На заставе в замке в тот момент находился гарнизон всего из 2300 человек во главе с командиром Миклоша Зрини, который погиб при пожаре на месте сражения.
Некоторые источники повествуют о том, что Сулейман умер в собственном шатре во время пира в честь обеды. На тот момент ему было 72 года и он вел войну с венграми уже в течение 40 лет. Его тело было перевезено в Константинополь, но сердце оставлено здесь, в гробе, который в последствии был спущен в землю в местной католической церкви Девы Марии. Об этом гласит надпись на храме, расположенном к востоку от города. Хотя некоторые утверждают, что все это домыслы. Поскольку мемориальная доска была установлена там в 1916 году местным священником по политическим причинам.
В то время Венгрия, или Австро-Венгерская империя, была союзником Османской Турции. Две древних империи сплотили свои силы в Первой Мировой Войне и нуждались в символе вечной дружбы. Теперь венгеры задались вопросом, а где же на самом деле упокоено сердце Сулеймана Великолепного?
В настоящее время отношения Венгрии и Турции переживают период возрождения.
Источники Османской империи о гибели Сулеймана
Премьер-министры обеих стран хорошо ладят и ведут частые переговоры по разным вопросам. Число турецких туристов, посетивших Венгрию в прошлом году, подскочило до 45%. В планах государств возведение пятизвездочного отеля, восстановление замка и памятников Османской империи. Но все упирается в местонахождение места, где сделал последний вдох легендарный Сулейман.
Было найдено несколько старинных карт. Одна из них 1689 года содержит информацию о предполагаемом месте захоронения. Другие архивные документы Вены были подготовлены войсками Габсбургов, которые отвоевали город в 1680-е годы. Более подробные данные содержаться в хранилищах Ватикана, Венеции, Будапешта и в Стамбуле. Группа венгерских ученых, занимающаяся исследованием этого вопроса, обещала опубликовать результаты к концу сентября этого года.
Рядом с замком возобновлены раскопки. «Они проводятся не только с целью поиска сердца Султана Сулеймана, но детального восстановления событий того времени и географических данных за последние 400 лет», — заявил профессор Пап, руководитель проекта.
Немецкие католики были переселены сюда в XVIII веке. «Даже ландшафт с тех пор значительно изменился», — заметил он. То что сейчас называют ручьем Алмаси когда-то представляло собой бурную реку. Сзигет в переводе с венгерского языка означает «остров», поднимающийся из болота разлившейся реки.
Здесь разбит парк, чисто символически его называют «турецким кладбищем». Считается, что именно в нем было похоронено сердце великого правителя Османской империи. Где-то в Вене, в сухой венгерской земле, бьется сердце Сулеймана Великолепного.
10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Братоубийство
Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.
2. Клетки для шехзаде
Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( «клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.
3. Дворец как тихий ад
Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.
Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».
Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: » Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один «.
4. Садовник с обязанностями палача
Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.
Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.
Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.
6. Козлы отпущения
Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.
7. Гарем
Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.
Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.
Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.
8. Кровная дань
Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.
К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.
9. Рабство как традиция
Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.
Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.
Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.
10. Массовые убийства
При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.
Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть «двойными агентами» Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.
По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ученые выяснили, где хранятся внутренности Сулеймана I Великолепного
Археологи заявили, что обнаружили возможную могилу Сулеймана I Великолепного — по их мнению, она находится на территории современной Венгрии. О находке говорится в сообщении Печского университета.
Великолепный и Справедливый
Сулеймана I (1494–1566), десятого султана Османской империи, в Турции называют Законодателем и Справедливым, а в Европе — Великолепным. Современники отзывались о нем как о величайшем реформаторе и полководце, значительно расширившем территорию своего государства. За свое 46-летнее правление султан присоединил к Османской империи значительную часть Балкан, Северной Африки и Ближнего Востока.
Жена Сулеймана «Великолепного» Роксолана, урожденная Анастасия Лисовская
Оттоманской империи в то время принадлежало и Крымское ханство, что делало отношения Московского государства со страной Сулеймана весьма напряженными. Так, оттоманы даже принимали участие в похождениях Крымского ханства на Москву, Тулу и Астрахань.
А казанские и сибирские ханы в разное время признавали вассальную зависимость от османского султана.
Во внутренней политике Сулейман показал себя как ярый борец со взяточничеством и покровитель науки и искусства. «Он завоевал расположение народа добрыми делами, отпускал насильно вывезенных ремесленников, строил школы, но был безжалостный тиран: ни родство, ни заслуги не спасали от его подозрительности и жестокости», — писал о султане немецкий историк Георг Вебер.
Позднее кардинал Ришелье назвал Сигетварское сражение «битвой, которая спасла цивилизацию».
Смерть Сулеймана в итоге задержала нападение Османской империи на Вену. Без нее неизвестно, как сильно могла бы продвинуться турецкая армия.
Тело — отдельно, внутренности — отдельно
Тело Сулеймана было отправлено в Константинополь и погребено в тюрбе (османская усыпальница знати) на кладбище мечети Сулеймание, рядом с мавзолеем любимой женщины султана Роксоланы. Современники писали, что Роксолана — урожденная Анастасия Гавриловна Лисовская, дочь православного священника из Рогатина (ныне Ивано-Франковская область, Украина), прошедшая путь от наложницы до супруги Великолепного, — умела колдовать и попросту приворожила правителя Османской империи.
Традиционно султанские фаворитки после рождения ребенка отправлялись воспитывать ребенка в отдаленную провинцию. Кроме того, в Османской империи существовало правило, согласно которому одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына.
Роксолана нарушила оба завета: она родила Сулейману пять сыновей и одну дочь и даже не думала покидать столицу.
Среди историков распространено мнение, что в Константинополь (официально переименованный в Стамбул в 1930 году) тело султана отправилось без сердца и внутренних органов — последние были захоронены на месте, где стоял шатер политического лидера. Селим II (известный как Селим Блондин и Селим Пьяница), одиннадцатый султан Османской империи и сын Сулеймана и Роксоланы, приказал воздвигнуть на этом месте гробницу. Спустя недолгое время гробница была разрушена.
Не на сто процентов
Историк Норберт Пап из Печского университета считает, что во время археологических раскопок в районе деревни Жибот (современная Венгрия) под его руководством исследователи обнаружили возможные остатки гробницы Сулеймана. По мнению историка, рядом с предполагаемой могилой султана находятся руины небольшой мечети и текке — обители приверженцев суфизма. Кроме того, археологи нашли остатки декоративных элементов, напоминающих украшения усыпальницы султана в Стамбуле.
«Сейчас все говорит о том, что мы нашли гробницу Сулеймана, — рассказывает Норберг Пап. — Однако, чтобы убедиться в этом на сто процентов, необходимо раскопать и изучить другие объекты, расположенные вокруг этого места».
Раскопки, которые окончательно подтвердят или опровергнут теорию Норберта Папа, состоятся весной 2016 года. Также археологи планируют исследовать место, где состоялась Сигетварская битва.
Образ Сулеймана I Великолепного не теряет популярности по сей день.
Например, в культовой компьютерной игре Assassin’s Creed султан выступает в роли союзника главного героя, а в стратегии Civilization V исторический персонаж является главой Османской империи (по сюжету игрок создает и развивает свою цивилизацию с древних времен до ближайшего будущего). Кроме того, недавно на экраны вышел сериал «Великолепный век», который рассказывает о самых заметных событиях правления султана и его взаимоотношениях с Роксоланой.
5 грубых исторических ошибок «Великолепного века»
Создатели популярного телесериала «Великолепный век», повествующего о временах правления Сулеймана I Великолепного, старались, по возможности, придерживаться исторических фактов. И все же, в угоду сценарию, исказили некоторые из них.
Вот наиболее нелепые исторические ошибки, которые допустили сценаристы:
Верность Сулеймана
В сериале «Великолепный век» султан Сулейман, хотя и любит Хюррем, не отказывает в себе в интрижках с другими обитательницами гарема. В реальной жизни, скорее всего, ничего подобного не было.
В молодости у Сулеймана действительно было несколько наложниц (Фюлане, Гюльфем, Махидевран), подаривших ему сыновей. Однако после того, как султан встретил Хюррем, другие женщины его больше не интересовали.
Возможно, султан был однолюбом, но, скорее всего, на гаремные развлечения у него просто не оставалось времени — большую часть жизни правитель османов проводил в военных походах.
Облачение наложниц
Хотя вход в гарем посторонним был строго запрещен, сохранились воспоминания европейской путешественницы, леди Мэри Монтегю, которой удалось увидеть, как живут жены и наложницы султана.
Леди Монтегю рассказывала, что женщины гарема одеваются в широкие шаровары и легкие блузы, поверх которых накидывают кафтан или расшитые свободные халаты.
Конечно, никаких приталенных платьев с широкими юбками и глубокими декольте, показанных в сериале, наложницы не носили.
Хатидже и Ибрагим
В сериале «Великолепный век» пара Хатидже-султан, сестры Сулеймана Великолепного, и Ибрагима-паши, великого визиря Османской империи, одна из самых ярких. В реальной жизни Хатидже и Ибрагим женаты не были.
Супруга Ибрагима-паши не известна до сих пор. Выдвигались версии, что ею могла быть одна из сестер султана (не Хатидже) или внучка санджакбея Боснии Михалоглу Искендер-паши. Имя настоящего мужа Хатидже-султан также затерялось в веках.
У Ибрагима-паши был сын, у Хатидже — двое дочерей, которые трансформировались в троих совместных детей пары в сериале.
Точно известно лишь то, что свадьба Ибрагима действительно была очень пышной, и на ней присутствовал сам султан Сулейман.
Изабелла Кастильская
Изабелла I Кастильская (или Изабелла Католичка) была вполне реальным историческим персонажем. Королева правила Кастилией и Леоном. Ее муж, Фердинанд II Арагонский, носил корону Арагона. Оба королевства имели статус суверенных, а супруги считались соправителями.
Королевская чета сделала для Испании немало: они начали процесс объединения государства, отправили экспедицию Христофора Колумба, отвоевали Гранаду, последний оплот арабов на Иберийском полуострове. Благодаря уму, энергичности и твердому характеру, Изабелла вошла в историю как легендарная правительница.
Вопреки сюжету сериала, правительница Кастилии никогда не была в плену у османов и, тем более, не попадала в гарем султана Сулеймана. Вероятнее всего, она никогда не покидала пределы Испании. К тому же, Изабелла была на 43 года старше Сулеймана, поэтому вряд ли годилась ему в возлюбленные.
Судьба Рустема-паши
По сценарию сериала жизнь Рустема-паша оборвал Атмаджи, защитник шахзаде Мустафы, которого впустила во дворец супруга Рустема, дочь султана Михримах. Историки склоняются к версии, что на самом деле великий визирь ушел из жизни по естественным причинам.
Кроме того, реальная Михримах-султан если и не любила, то уж точно уважала супруга и вовсе не испытывала к нему отвращение, как в показано «Великолепном веке». Эта пара имела политическое влияние, вместе они занимались благотворительностью, стали родителями. После Рустема-паши Михримах так и не вышла замуж повторно, оставаясь до конца дней верной супругу.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Мифы и реальность в сериале «Великолепный век». Интересные факты о Хюррем Султан
Сериал «Великолепный век» был создан на основе реальных событий, но не всё, что показано в нём, соответствует действительности.
Вот 9 эпизодов сериала, которые не совпадают с реальной историей:
1.Ибрагим-паша изначально купил рабыню Александру для себя, но она оказалась строптивой и не подпускала его к себе, после чего паша разозлился и решил отдать ее в султанский гарем, надеясь, что она станет покладистой и попросится обратно. Но девушка там почувствовала себя как рыба в воде и стала любимой наложницей падишаха. Из-за этого Ибрагим разозлился на нее и постоянно вставлял ей палки в колеса.
4.Принцесса Изабелла, которая в сериале показана, как молодая и красивая женщина, на самом деле была уже в годах во время правления Султана Сулеймана и годилась ему в бабушки. Этот эпизод придуман сценаристами.
5.После того, как Сулейман познакомился с Александрой и влюбился в нее, он распустил свой гарем, в сериале все совсем не так.
6.Титул Хасеки-Султан был создан Сулейманом специально для любимой Хюррем, а в сериале Махидевран называет себя Хасеки-Султан.
8.Некоторые историки утверждают, что свадьба Сулеймана и Хюррем происходила уже после смерти Валиде-Султан, а в сериале это событие показано при ее жизни.
9.На самом деле в гаремах было правило: наложница, родившая сына султану, больше не должна была входить в покои повелителя, то есть каждая женщина, бывшая с падишахом, имела право родить только одного мальчика, если же рождалась девочка, в этом случае наложница имела шанс еще раз попасть к султану в покои. Но на самом деле Хюррем родила Сулейману 5 сыновей (один из которых умер в младенчестве) и одну дочь, чем нарушила традиции гарема.
Сериал, честно говоря, рассчитан на женскую аудиторию. Но я его посмотрел с удовольствием, неожиданно затянул, да и вообще интересно было к этой культуре приобщиться, все эти султаны, паши, визири, янычары, гаремы. Я даже потом в целях расширения кругозора ознакомился с историей османской империи, хотя раньше никогда вообще не интересовался средневековыми исламскими государствами.
Всегда думала, что этот сериал для бабушек/женщин очень возрасте. А оно вона как.
Я бы не стала все эти факты на веру принимать. Про заговор со стороны Мустафы неправда, историки во мнениях расходятся. Вообще он был молодцом и очень любим народом. И уж лучше бы он сел на трон, чем его придурок брат, который просрал империю
Ох уж эти «на основе реальных событий». Лично я когда слышу эту фразу, ожидаю увидеть кучу говна, которую её создатели считают фильмом. Чаще всего ожидания оправдываются.
Войны Сулеймана Великолепного
Султан Селим I, подчинивший себе в 1516–1517 годах мамлюкский Египет и распространивший свою власть на Священный город, вступив в союзнические отношения с мусульманскими правителями Триполи, Туниса и Алжира, умер в 1520. Ему наследовал его двадцатичетырехлетний сын, который носил имя мудрейшего из библейских царей — Соломона. Соломон, или Сулейман, известен на западе как «Великолепный», но в турецкой и мусульманской традиции его прославляют под еще более почетным именем — ал-Кануни, «Законодатель», которое напрямую связывает его с императором Юстинианом. Этим подчеркивалось, что Османская империя — законная преемница Римской.
Дата рождения Сулеймана указывается в различных источниках по-разному. В основном называются две даты: либо 6 ноября 1494 года, либо 27 апреля 1495 года. На табличке у захоронения указана вторая дата. Он родился в Трабзоне, его отцом был шехзаде Селим. Мать Сулеймана, Айше Хафса, по одной из версий являлась дочерью крымского хана Менгли I Гирея. До 1512 был бейлербеем в Каффе. На момент смерти отца, султана Селима I Сулейман был наместником в Манисе (Магнесия).
Годы правления Султана Сулеймана – это период, когда Османская Империя была господствующей силой как в политической, военной и экономических сферах, так и достигла пика в развитии искусств, литературы и архитектуры.
Потребность поощрять янычар, а также держать их при деле стала по меньшей мере одной из причин агрессивной политики Сулеймана в первое десятилетие его правления. Он развернул кампанию на Балканах, которая в 1521 году завершилась взятием Белграда. Одновременно турки мобилизовали свой военный флот и в 1522 году захватили остров Родос. Император Карл V предоставил рыцарям ордена Святого Иоанна, — обладавшим внушительными морскими силами, но тем не менее вынужденным покинуть остров, служивший для них главной базой более двух столетий, — остров Мальта. В 1526–1533 годах султан воспользовался разногласиями между европейцами и начал ожесточенную военную кампанию на территории между Балканскими горами и Дунаем; кульминацией ее стала осада Вены в сентябре-октябре 1529 года. В это же время пират Хайр ад-Дин со своей базы в Тунисе наводил страх на жителей Сицилии и юга Италии.
Главной целью этого мощного наступления был Карл V, известный как непримиримый враг ислама. Он был верным последователем «католических королей» в своем желании «продолжить завоевание Африки и бить неверных во имя веры». Сам же император не считал себя бескомпромиссным противником мусульман. Со временем он даже научился признавать их и относиться к ним терпимо, исходя из простого политического принципа: враг твоего врага — твой потенциальный друг. Он начал переговоры с персидским шахом Тахмаспом, что привело к решению атаковать Сулеймана с двух сторон и зажать его в тиски. «Великий турок» — так называли султана на Западе — ответил нападением на персов и заключением против них союза с правителями Мавераннахра, наследниками Тимура, которые были того же этнического происхождения, что и турки, и тоже были мусульманами-суннитами.
Широкомасштабное наступление Габсбургов вынудило Сулеймана принять еще более дерзкие меры: он вступил в переговоры с королем Франции Франциском I, который в своем стремлении отомстить за поражение в битве при Павии и ослабить позиции императора заключил союз с Папой Климентом VII, вступив в «Коньякскую Лигу».
Однако приходилось считаться и с возобновившимися с новой силой (на самом же деле никогда не утихавшими) апокалиптическими страхами. В 1527 году Папа Климент VII отдал приказ арестовать «пророка» Брандано, который утверждал, что в 1530 году турки возьмут в плен Папу, императора и короля Франции и что только тогда Бог спасет христианский мир. Это пророчество выглядело как проклятие в адрес всех христианских правителей, однако вероятно, что «пророк» хотел осудить прежде всего союз Климента VII и Франциска I, направленный против Карла V, который казался оплотом христианского мира в его противостоянии мусульманам. Похоже, что, желая умерить мрачные предчувствия тех, кто приписывал все новые политические и военные успехи турок политическому цинизму Папы, Климент VII начал с уважением прислушиваться к еврейским «пророкам» Давиду Реубени и Соломону Молхо, выдвигавшими идею совместного иудейско-христианского союза против Османской империи. Такое предложение — смелое для периода, когда кругом было так много conversos (евреев, под давлением испанской инквизиции публично отрекшихся от иудаизма и принявших христианство) — имело антииспанский оттенок и должно было нравиться Папе из рода Медичи — по крайней мере, до Камбрейского договора 1529 года. Война против неверных, без участия испанцев, могла стать благородным предприятием и интересной стратегической и политической целью. Проблема, как всегда, была в том, чтобы реализовать эти планы.
Тем не менее, средиземноморский крестоносный фронт продолжал формироваться, и те маневры, которые предпринимал папский двор, имели огромное значение. Венецианцы и германцы, и те и другие — традиционные враги Блистательной Порты, были вовлечены в военные действия на Балканах и в районе Адриатического и Эгейского морей. Венецианская республика, однако, по-прежнему занимала двусмысленную позицию. С 1523 года венецианским дожем был Андреа Гритти, проведший в Стамбуле несколько полных приключений лет и оставшийся личным другом Сулеймана. Во время своего правления он демонстрировал в его адрес уважение и восхищение.
Тем временем средиземноморский фронт был предметом беспокойства Испании и ордена Святого Иоанна. Все побережье от Гибралтара до Мессинского пролива Сицилии было под угрозой, связь была небезопасна, непрерывные нападения пиратов приводили к потере людей и грузов. После битвы при Мохаче 1526 года начинаются долгие войны между Австрией и Турцией, а полем битвы почти всё время остается Венгрия. В 1527—1528 годах турки завоевали Боснию, Герцеговину и Славонию, в 1528 году вассалом Сулеймана признал себя правитель Трансильвании — Янош I Запольяи, претендент на венгерский трон.
В роковом 1529 году, когда османские войска осаждали Вену, греческий вероотступник, родом, вероятно, с Лесбоса, Хайр ад-Дин (позднее известный на Западе как «Барбаросса»), который уже господствовал над побережьем Марокко, занял Алжирскую крепость от имени султана.
Осада Вены и алжирская проблема побудили Папу и императора поскорее прекратить военные действия друг против друга, а Франциска I — присоединиться к ним, хотя и с крайней неохотой. В 1583 году Папа обратился к императору, итальянским государствам и Венгрии с просьбой организовать новый крестовый поход. Тем временем рыцарям-госпитальерам, изгнанным с Родоса, удалось обосноваться в Триполи. Испанцы, воспользовавшиеся затишьем в боевых действиях и осадившие Алжирскую крепость, пытались выторговать у султана мир в Венгрии в обмен на отвод своих войск от крепости. Однако Хайр ад-Дин, к этому времени назначенный великим адмиралом султанского флота, опустошив итальянское побережье до самого устья Тибра, сумел затем захватить Тунис и изгнать эмира, пользовавшегося испанской протекцией. Так мусульманская база возникла в непосредственной близости от сицилийского побережья, и христианским судам стало почти невозможно проходить через Тунисский пролив.
Таким образом, на Средиземном море теперь господствовали мусульмане, которые, кроме всего прочего, имели поддержку в виде тайного союза с королем Франции. Из этических соображений Франциск не мог осудить идеалы крестовых походов и сами походы, но был убежден в том, что всякий враг его врага Карла V должен быть его другом.
Могущество Сулеймана было так велико, что он с успехом вёл наступательную войну против коалиции самых сильных стран христианской Европы. В 1533 году Сулейман развязал грандиозную войну с иранским Сефевидским государством) (1533-55 гг.), которым правил шах Тахмасп I. В 1538 году турки предприняли большой морской поход в Южную Аравию и Индию. Турки эпизодически принимали участие в походах крымцев на Московское царство (в 1541 году — на Москву, в 1552 и 1555 годах — на Тулу, в 1556 году — на Астрахань).
В 1535 году император приготовился со всеми своими силами напасть на Тунис, решив придать этой кампании характер крестового похода. Он доверился «Спасительному распятию», совершил паломничество в монастырь Монсеррат к Мадонне — святой покровительнице каталонских моряков и заручился поддержкой Папы Павла III, рыцарей-госпитальеров и португальцев. Флот императора (74 галеры и 330 кораблей) 16 июня подошел к берегам Туниса. Менее чем через месяц была взята крепость Лa-Гулетт, захвачена большая часть турецко-берберского флота и освобождены более 20 000 пленников-христиан. Наконец 21 июля и сам город Тунис был взят и разграблен. Утверждают, что Карл V отпраздновал затем свою победу в Риме и привез замки и засовы от ворот разграбленного города. Пока Хайр ад-Дин укрывался в Алжире, испанцы снова передали Тунис губернатору-мусульманину (их подданному), таким образом сохраняя непосредственную власть над Ла-Гулетт.
Успех императорских армий на побережье Северной Африки сблизил двух главных врагов Карла V — Сулеймана и Франциска I. Последовал ряд договоров (капитуляции, ратифицированные в 1569 году), которые дали французскому королю разрешение выступать на османских территориях, прежде всего в Святой земле, в качестве защитника христианских общин. Дипломатические связи повлекли за собой взаимные военные обязательства; некоторые из них сохранялись в тайне. Однако совместные усилия турок и французов по вовлечению в свой тайный союз Венеции были безуспешны; политика дожа Гритти, благоприятная для его старого друга в Стамбуле, потерпела крах, и в Венеции восторжествовала сильная «партия войны», которая была настолько воодушевлена удачей армии императора, что настояла на возобновлении военных действий на море. В качестве возмездия за смену Венецией курса турки перекрыли пролив Отранто и осадили остров Корфу.
26–27 сентября 1538 года в Ионическом море рядом с Превезой, при входе в залив Арты, Хайр ад-Дин разбил папско-венецианско-императорскую морскую армаду — 95 судов, почти 60 000 человек, более 2500 пушек. Иногда утверждается, что поражение было отчасти обусловлено недостатком энтузиазма со стороны командующего объединенным флотом — генуэзца Андреа Дориа, которого не вдохновляла идея победы христиан, так как она пошла бы на пользу в основном Венеции. На самом же деле поражение при Превезе стало сигналом к концу венецианского господства над Мореей. Старый дож, которому было суждено умереть еще до окончания года, получил горькое удовольствие от того, что смог упрекнуть своих противников за их неразумную воинственность.
Четвертая жена Сулеймана Хюррем-султан
Христианский союз распался, не оставив следов. Через несколько лет Венецианская республика подписала с Блистательной Портой сепаратный мирный договор, по которому должна была выплатить непомерную компенсацию и уступить последние венецианские форты в Греции, как, например, Навплион и Монемвасия. В 1541 году император попытался взять реванш, осадив Алжир, оплот Хайр ад-Дина, но опять потерпел фиаско, отчасти из-за сильной бури. Султанский пират-адмирал ответил серией жестоких набегов, повергших в ужас обитателей Европы от Прованса до побережья Ионического моря. Это была его лебединая песня: вскоре, в 1546 году, он умер.
Турецкий флот располагал и другими выдающимися адмиралами, большинство из которых были вероотступниками, бывшими христианами. Стоит вспомнить хотя бы хорвата Пиале-пашу или калабрийца Луку (или Джованни) Галиени, родившегося в 1520 году и в шестнадцатилетнем возрасте похищенного берберами; он стал Улудж Али рейсом, в Италии известным под прозвищем «Очки». Со смертью Хайр ад-Дина, однако, прекратился страх перед турецким флотом. Карл V воспользовался ситуацией и в 1550 году напал на ал-Махдию в Тунисе, военную базу преемника Барбароссы Тургута Али, на Западе известного как Драгут. Восьмого сентября, в день Рождества Богородицы, город был захвачен, но Драгуту удалось бежать.
К этому времени угроза со стороны турецких и берберских пиратов начала всерьез беспокоить представителей церкви, которые собрались на Триентский собор. Папа Юлий III без колебаний пригрозил наследнику Франциска I Генриху II объявить против него крестовый поход, если он и впредь будет поддерживать турок и протестантов.
Тем временем на североафриканском побережье христиане продолжали терпеть неудачи. В августе 1551 года рыцари-госпитальеры были вынуждены бесславно покинуть город Триполи, который султан передал Драгуту. Христиане начали уставать и терять уверенность: Папа Павел IV, которого страшило могущество Габсбургов, даже сделал вид, что заключил устное соглашение о перемирии с Блистательной Портой. Он распустил слух о том, что получил тайное предложение вступить в союз с турками против Испании. К этому времени пиратская война на Средиземном море стала повсеместной и обоюдной. Однако даже «осторожный король» (el rey prudente) Филипп II, который взошел на испанский престол после Карла V, явно придерживался мнения, что, в конечном счете, турки далеко и что еретики и бунтари, живущие на Пиренейском полуострове, куда опаснее. Сражения в районе Средиземноморья перемежались с битвами на Балканах иногда между двумя театрами войны возникало взаимодействие. В 1560 и 1565 годах христианский флот потерпел позорные поражения близ с порта Джерба, в то время как османы делали безуспешные попытки захватить Мальту, героически защищаемую рыцарями-иоаннитами. Вместо нее османы захватили остров Хиос и крепость Сигет в Венгрии.
1 мая 1566 года Сулейман I выступил в последний — тринадцатый военный поход. Войско султана 7 августа приступило к осаде Сигетвара в Восточной Венгрии. Сулейман I Великолепный скончался ночью 5 сентября в своём шатре во время осады крепости, от дизентерии. Запад испытал облегчение, к которому примешивалась радость. Но ликование отчасти окрашивалось и скорбью. Сулейман сделался видной фигурой XVI столетия, политиком и правителем, восхищавшим как Запад, так и Восток. На Западе он был постоянным предметом обсуждения; пышности и богатству его приемов и его величию широко подражали, им восторгались, неоднократно создавали его портреты. Тициан писал портрет Сулеймана, по крайней мере, три раза, основываясь на доступных ему изображениях султана и самостоятельно трактуя увиденное. Паоло Джовио восхвалял Сулеймана за его благочестие и великодушие. В основном благодаря Сулейману и его репутации — в создании которой участвовали Монтень, Воден и Шаррон, — на Западе распространилась смутная идея о справедливости и порядке, царящих в турецкой империи, о ее несокрушимой мощи. Но одновременно ходили слухи о жестокости турок на войне и об их варварских обычаях. Многие из тех, кто посещал Турцию в XVI веке, лестно отзывались о Великом турке, правление которого было ознаменовано внутренним спокойствием и справедливостью. «Турецкий мир», установленный им в своей империи, вызывал уважение явно из-за того, что походил на «римский мир» (pax romana), но многие в то же время указывали на тираничные и жестокие методы правления Сулеймана.
Ни родственные связи, ни былые заслуги не могли спасти людей, которых монарх заподозрил в неверности. К изменникам он проявлял особую жестокость. Он боролся со взяточничеством и сурово наказывал чиновников за злоупотребления. Безжалостный к врагам, он оплакивал молодого короля Венгрии, погибшего в сражении с его же войсками. Он был вне себя от горя, когда умер его маленький сын, однако спустя годы по его же приказу был убит другой его сын. Сулейман I покровительствовал поэтам (Бакы и др.), художникам, архитекторам, сам писал стихи, под псевдонимом Мухибби, считался умелым кузнецом и лично принимал участие в отливе пушек, а также увлекался ювелирным делом. Грандиозные постройки, созданные в его правление — мосты, дворцы, мечети (самая знаменитая — мечеть «Сулеймание», вторая по величине в Стамбуле) стали образцом османского стиля на столетия вперед. Султан Сулейман был великим правителем, при нем империя достигла своего расцвета, а после его смерти Османская империя постепенно стала катиться к своему упадку.
С усыпальницы Роксоланы в Турции убрали надпись о российском происхождении
Власти Турции по просьбе посольства Украины изменили надпись на табличке возле усыпальницы Рокcоланы. Об этом сообщается на странице дипмиссии в Twitter.
«Постепенно восстанавливаем историческую правду: по обращению посольства турецкая сторона изъяла текст надписи о якобы российском происхождении жены султана Сулеймана Первого Роксоланы около ее усыпальницы в мечети Сулеймание», — говорится в сообщении.
Роксолана (Хюррем Хасеки-султан) — наложница, а затем супруга султана Сулеймана, мать султана Селима II. Ее настоящее имя доподлинно неизвестно, в некоторых источниках ее называют Анастасией или Александрой Гавриловной Лисовской.
Некоторые историки считают, что она родилась в Рогатине (ныне Ивано-Франковская область), другие называют местом ее рождения Чемеровцы (ныне Хмельницкая область). В ряде источников о ней говорится как о «девушке с Руси».
Запретная любовь в Сарае
Историям о безумных оргиях в турецком гареме мы обязаны не столько азиатскому распутству, сколько сексуальному голоду европейцев, измученных пуританской моралью.
Дьюла Торнаи (1861–1928гг). «В гареме» (1901г)
«Что такое Дон Жуан и его mille e tre по сравнению с султаном? Второразрядный искатель приключений, обманутый обманщик, чьи скудные желания — капризы нищего — исчерпываются горсткой возлюбленных… Что за жалкая участь — шататься при луне с гитарой за спиной и томиться ожиданием в обществе полусонного Лепорелло! А султан?! Он срывает лишь самые чистые лилии, самые безупречные розы в саду красоты, останавливает взгляд лишь на совершеннейших формах, не запятнанных взглядом ни единого смертного…». Теофиль Готье (1811–1872гг), «Путешествие на Восток»
О чем мечтать в гареме
Вообще, слово «гарем» (haram) — не турецкое, а арабское. И обозначает оно всё, что запретно, тайно или недоступно, в частности часть дома, где жили жены и наложницы хозяина. По-турецки гарем назывался «сараем» (saray), то есть большим домом или дворцом. Отсюда и французское «сераль», как любили называть покои султана в Европе в XVIII–XIX веках, рисуя в своем воображении сладострастный образ огромного публичного дома. Однако это были всего лишь праздные домыслы, хотя число султанских рабынь действительно не может не впечатлить. Так, при Мехмеде III (1568–1603гг) их было около пяти сотен. Пополнялся сераль пленницами, захваченными в военных походах, купленными на невольничьих рынках или подаренными султану его приближенными. Обычно брали черкешенок, которыми тогда называли всех жительниц Северного Кавказа. В особой цене были славянки. Но в принципе в гареме мог оказаться кто угодно. Например, там провела большую часть своей жизни француженка Эме де Ривери (1763-?гг), кузина Жозефины Богарне (1763–1814гг), будущей жены Наполеона (1769–1821гг). В 1784 году по пути из Франции на Мартинику она была захвачена в плен алжирскими пиратами и продана на невольничьем рынке. Судьба была к ней благосклонна — позже она стала матерью султана Махмуда II (1785–1839гг).
Обычно возраст молодых рабынь составлял 12–14 лет. Их отбирали не только по красоте и здоровью, но и по уму: «дурочек» не брали, ведь султану был нужна не просто женщина, но и собеседница. Поступившие в гарем проходили двухгодичное обучение под руководством кальф (от турецкого kalfa — «начальник») — старых опытных рабынь, помнящих ещё дедов царствующих султанов. Девушкам преподавали Коран (все попавшие в гарем принимали ислам), танцы, игру на музыкальных инструментах, изящную словесность (многие одалиски писали хорошие стихи), каллиграфию, искусство беседы и рукоделие. Особо стоит сказать о придворном этикете: каждая рабыня должна была знать, как наливать своему господину розовую воду, как подносить ему туфли, подавать кофе или сладости, набивать трубку или надевать халат.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867гг). «Большая одалиска» (1814г). Одалисками (от турецкого odaliq — «служанка») в XVIII–XIX веках на Западе называли всех наложниц гарема, без различия их статуса
Через два года девушку ждал экзамен, который принимала сама валиде-султан — мать царствующего султана, первый человек в гареме. Не сдавшие отправлялись на кухню и в дворницкие, сдавшие — становились джарийе, потенциальными наложницами султана. Мы говорим потенциальными, потому что далеко не каждой выпадало счастье разделить с султаном ложе. Многим суждено было прожить свой век в тоске и ревности. Правда, если одалиска в течение девяти лет так и не познала султана, её старались при первой возможности выдать замуж за какого-нибудь чиновника, обеспечив хорошим приданым и вернув свободу. Вообще, к гаремным рабыням отношение было вполне заботливым и внимательным. Даже самой последней джарийе из султанской казны всегда выдавалось денежное содержание на косметику, наряды и сладости, а на праздники делались дорогие подарки.
Те, кто не впал в депрессию, тоскуя о родном доме, мечтали стать гёзде (gözde — любимая, пользующаяся благосклонностью), то есть теми, с кем султан провел хотя бы несколько ночей. Но даже если это была всего одна ночь, статус одалиски резко повышался, ей полагалось повышенное содержание, более комфортабельные покои и несколько черных рабынь. Численность гёзде обычно не превышала сотни. Такое счастье могло выпасть одалиске в любой момент: султан мог положить на нее глаз в самом начале, когда ему представляли сдавших экзамен джарийе, или во время прогулки, или на торжестве, где прислуживала будущая счастливица. Тогда султан посылал своей избраннице подарок и букет цветов — это означало, что он ожидает её сегодня ночью. Понравившись султану, гёзде получала шанс стать икбал (ikbal — счастливая), то есть фавориткой. Их было относительно немного: у Махмуда I (1696–1754гг) их было пятнадцать, а Селима II (1524–1574гг) — девять. Можно представить, насколько отличался уровень жизни фавориток-икбал от других рабынь. Если же гёзде или икбал беременели и приносили султану сына или дочь, они становились кадинами (kadin — женщина, мать), небожительницами гарема, ну, а самым счастливым выпадала честь стать султанскими женами — кадин-эфенди.
Жен у султана было четыре, больше не позволяли законы шариата (количество рабынь не ограничивалось). Но с точки зрения мусульманского права, статус кадин-эфенди отличался от статуса замужних женщин, обладавших личной свободой.
Замужняя женщина в Турецкой империи, — писал Жерар де Нерваль, путешествовавший по Востоку в 1840-е годы, — имеет те же права, что и у нас и даже может запретить своему мужу завести себе вторую жену, сделав это непременным условием брачного контракта.
Даже и не думайте, что эти красавицы готовы петь и плясать, дабы развлечь своего господина — честной женщине, по их мнению, не пристало обладать подобными талантами. Турчанка вполне могла сама инициировать развод, для чего ей было достаточно лишь представить в суд свидетельства плохого с ней обращения.
Леконт дю Нуи (1842–1923гг). «Счастливая» («Белая рабыня», 1888г).
Вино одалискам было строго запрещено, в отличие от гашиша.
И если по европейским средневековым представлениям при соитии рядом с любовным ложем всегда должны были крутиться бесы, дабы распалить воображение партнеров и тем самым ввести их в грех мысленного блуда, то в исламе любящие находились под благословением Всевышнего. Если на Руси перед тем, как познать женщину, снимали нательный крест, то на Востоке произносили басмалу: «Бисмиллахир-рахманир-рахим» («Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и лишь для верующих в День Суда»). Тем, кто придерживался этого обычая, Мухаммед обещал, что:
ангелы, записывающие наши деяния, беспрерывно будут записывать им благие деяния до тех пор, пока они не совершат обязательное купание (посткоитальное омовение). И если вследствие этого сближения произойдет зачатие и родится ребенок, то им запишется столько же добрых дел, сколько раз будет дышать этот ребенок и последний из числа его потомков.
Именно это полноправие секса европейцы интерпретировали как разрешение интимной распущенности. На самом деле это было не так. Напротив, в гаремах никогда не было и не могло быть тех оргий, в которые погрузилась европейская аристократическая богема в XVIII веке, уверенная, что в этом она подражает султанам Турции. Последние же никогда не сомневались в том, что хуже, чем отказаться от дара Аллаха, может быть только одно — осквернить этот дар. Поэтому в стамбульском гареме соблюдались все ограничения, налагаемые Кораном на сексуальную сферу. Это касалось анальной, групповой или однополой любви вместе с остальными формами сексуальных извращений. Не разрешалось даже смотреть на половые органы партнера во время соития (в остальное время это было можно), и султаны аккуратно укрывали свое достоинство парчовым покрывалом (иначе, по поверию, зачатый ребенок мог родиться слепым). Именно из-за запрета на разглядывание гениталий в гаремах не изучалась Камасутра, вернее тот её раздел, который посвящен сексуальным позам (техническими приемами любви одалиски владели в совершенстве).
Сложнее обстояло дело с оральным сексом. Среди придворных философов и теологов в разные времена не было единства — считать ли мужскую жидкость грязной, как кровь и моча, или чистой, как слюна или молоко матери. Те султаны, которые придерживались первой точки зрения, были вынуждены не доводить оральные ласки до семяизвержения. Некоторые даже боялись смотреть на свое семя, полагая, что от этого может помутиться рассудок.
Помимо уже упомянутых запретов, в османском гареме было запрещено подходить к женщине в период месячных, во время хаджа и в светлое время месяца Рамадан. Нежелательным считалось и сближение в три ночи месяца по лунному календарю: первую, пятнадцатую и последнюю, иначе ребенок мог родиться слабоумным. Это же могло произойти в случае, если после «первого акта соития не совершить омовения и не испустить мочу» (аль-Газали).
Наконец, нельзя не сказать и о галантности гаремного секса. Считалось недостойным султана оставить женщину неудовлетворенной или начать соитие без ласк. В течение всего процесса женщина должна была чувствовать, что она любима и защищена. Не даром исламские философы говорили, что «секс — это милосердие». Большую часть ночей султан должен был проводить со своими женами, а не с икбал, причем каждой из кадин-эфенди он должен был оказать одинаковую долю внимания, никого не обижая. А если у властителя половины мира в силу возраста или плохого самочувствия не было сил на любовные утехи, он должен был воспользоваться имитатором своего мужского достоинства.
Интимный механизм политики
Жан-Леон Жером (1824–1904гг). «Бассейн в гареме» (1876г). Лесбийская любовь в гареме была довольно обычным делом, хотя, случалось, за нее и казнили
Одалисок обычно заставляли предохраняться от беременности, используя гомеопатические мази и отвары. Но, конечно, такая защита была недостаточно эффективной. Поэтому в задней половине дворца Топкапы всегда раздавался щебет детских голосов. С дочками было все просто. Они получали хорошее образование и выдавались замуж за высших чиновников. А вот мальчики — шах-заде — были не только источником материнской радости. Дело в том, что каждому шах-заде, не важно, был ли он рожден от жены или наложницы, принадлежало право претендовать на престол. Формально царствующему султану наследовал старший мужчина в семье. Но на деле были возможны разные варианты. Поэтому в гареме всегда шла скрытая, но беспощадная борьба между матерями (и их союзницами), грезящими, что они когда-нибудь смогут получить титул валиде-султан.
Вообще, участь шах-заде была незавидна. С восьми лет каждого из них помещали в отдельную комнату, называемую кафес — «клеткой». С этого момента они могли общаться только со слугами и учителями. Родителей им доводилось видеть лишь в самых исключительных случаях — на больших торжествах. Они получали хорошее образование в так называемой «Школе принцев», где их учили письму, чтению и толкованию Корана, математике, истории, географии, а в XIX веке ещё французскому языку, танцам и музыке. После завершения курса наук и наступления совершеннолетия шах-заде меняли прислугу: теперь рабы, обслуживающие и охраняющие их, заменялись на глухонемых. Такими же были и одалиски, скрашивающие их ночи. Но они не только не могли слышать и говорить, у них были удалены яичники и матка, дабы не допускать появления в гареме незаконнорожденных детей.
Но в серале имелась и третья сила, принимавшая самое непосредственное участие в государственных делах, — евнухи, гарем-агалары. В их задачу входила охрана гарема и руководство внутренними службами. Старший евнух — кызлар-ага — по государственной значимости стоял вровень, а зачастую и выше великого визиря. Он был единственным, кто мог обращаться к султану в любое время дня и ночи. Также он был начальником корпуса алебардщиков. И это понятно: раб, привезенный мальчиком из далекой Африки, своим положением обязанный только султану, не имеющий родственников вне гарема и лишенный возможности продолжить свой род, разве это не лучшая кандидатура на роль доверенного лица султана? В стамбульском гареме служили в основном гарем-агалары из Абиссинии (Эфиопии) и Судана. Дело в том, что они лучше переносили процедуру кастрации: белые мальчики часто умирали после нее. Евнухи делились на три категории. Сандалы, у которых было отрезано все — и пенис, и яички. Спадоны, у которых были удалены только яички методом выдергивания. И тлибии, у которых яички были отбиты. Спадоны и тлибии ещё долгое время после операции сохраняли способность получать сексуальное удовольствие. Более того, из рассказов рабынь, покинувших сераль, известно, что некоторые гаремные красавицы только им ведомыми способами могли удовлетворить даже сандала. Однако если подобная связь раскрывалась, и евнуха, и одалиску ждало серьезное наказание: гарем-агалару — палки и изгнание, одалиске — мешок с ядром и дно Босфора.
Антон Хикель (1745–1798гг). «Роксолана и султан» (1780г).
Музицирование и танцы были главными развлечениями обитательниц гарема
Однако в большинстве случаев первую роль в гаремных интригах играли не жены, а матери султанов. Как, например, гречанка Кёсем-султан, мать Мурада IV (1612–1640гг) и Ибрагима I (1615–1648гг), или привезенная из России Турхан-султан, мать Мехмеда IV (1642–1693гг). В малолетство последнего между Кёсем-султан и Турхан-султан разыгралась нешуточная борьба за власть в гареме, из которой русская вышла победительницей. В последствии она отменила указ Мехмеда II о необходимости убийства султанских братьев. Но, в целом, женское правление сказалось на Турции не лучшим образом. Интриги, подкупы и тайные убийства заметно ослабили османскую государственную систему: с 1579 по 1656 годы в Османской империи сменилось 66 визирей. И только после того, как пост великого визиря перешел в руки рода Кёпрюлю (середина XVII века), в Блистательной Порте установился порядок.
После этого Турецкая империя просуществовала ещё 252 года. Будут сменяться султаны и визири, валиде-султанши и кадин-эфенди, но строй гаремной жизни почти не изменится. В 1918 году в стране началась революция, была провозглашена республика, а многоженство запрещено. Последний султан Мехмед VI (1861–1926гг) в 1922 году, бросив гарем, покинул страну на английском корабле. Судьба большинства последних обитателей сераля сложилась драматично: не приспособленные к жизни во внешнем мире, они окончили свои годы в бедности и печали.