зачем страховать груз при перевозке
Как застраховать груз при перевозке?
Автомобильные перевозки – самый опасный способ транспортировки грузов. За 2017 год ГИБДД зарегистрировала около 11 тысяч ДТП с участием грузового транспорта – это 30 происшествий каждый день.
Дело не всегда в профессионализме водителей: нередко причиной становится, к примеру, плачевное состояние дорог. Да и грузы, которые перевозят по воздуху, воде или железной дороге, также подвергаются опасности, хотя и реже.
В этой статье мы рассмотрим, как застраховать груз при перевозке.
Зачем страховать груз при перевозке?
В некоторых странах страховка груза – обязательное условие транспортировки. Россия в число этих стран не входит. Так насколько же необходимо застраховать груз при перевозке?
В наши дни некоторые транспортные компании отказываются работать с поставщиками, которые не страхуют грузы. Их позицию можно понять: ни к чему брать на себя ответственность за сохранность груза.
Не стоит также забывать и о том, что в российском законодательстве предусмотрены ситуации, в которых перевозчик не отвечает за порчу или пропажу груза. Подробнее об этом мы рассказывали в статье об ответственности транспортной компании за груз.
По сути есть две причины не застраховать груз при перевозке. Первая – желание сэкономить время и деньги в надежде, что «все обойдется». Вторая (и, пожалуй, единственная «позволительная») причина не страховать груз при перевозке – тип самого груза. К примеру, щебень – одновременно надежный и не слишком ценный материал, и испортить его при перевозке сложно.
Как выбрать страховую компанию и заключить договор?
Если вы уже выбрали транспортную компанию, иногда на этом поиски могут закончиться. Крупные перевозчики нередко сотрудничают со страховщиками, с которыми им комфортно работать.
Выбирая страховую компанию самостоятельно, обратите внимание на следующие критерии:
Кроме того, в договоре обычно указываются экстренные ситуации, в которых страховая компания снимает с себя ответственность. В частности, это могут быть военные действия, природные катаклизмы или умышленные нарушения со стороны страхователя.
Денежные вопросы
В денежных вопросах, связанных со страхованием грузов, важно разграничивать четыре понятия: страховая сумма, страховая премия, страховой тариф, и франшиза.
Страховая сумма – это деньги, которые компания получит, если наступит страховой случай – то есть если с грузом что-то случится. В договоре страховую сумму можно указать в денежном выражении или в процентах от стоимости груза.
Страховая премия – деньги, которые страхователь должен выплатить страховой компании. Обычно она составляет определенный процент от страховой суммы – этот процент и называется страховым тарифом. Он зависит от степени риска, которую страховщики рассчитывают с учетом целого ряда факторов. Чаще всего это:
Франшиза бывает условной и безусловной. В первом случае страховщик обязуется выплатить компенсацию полностью (если ущерб превысил размер франшизы), во втором – разницу между компенсацией и размером франшизы. Например, если ущерб составил 50 тысяч рублей, а в договоре указана безусловная франшиза в размере 10 тысяч рублей, страхователь получит компенсацию в 40 тысяч рублей.
Чем отличается страхование груза от страхования ответственности перевозчика?
Даже опытный логист может спутать два похожих понятия: страхование груза и страхование ответственности перевозчика. Непонимание может возникнуть из-за того, что некоторые транспортные компании сами страхуют ответственность перед клиентами. В чем же различие?
При страховании ответственности перевозчика (или экспедитора) поставщик может получить компенсацию только в том случае, если инцидент при перевозке произошел именно по вине транспортной компании. Например, если водитель сделал незапланированную остановку в пути, и на этой остановке его ограбили.
Однако страхование ответственности не поможет, если в дороге груз испортился или пострадал из-за того, что его перевозили в неподходящем транспорте. В этом случае вина за произошедшее лежит на грузополучателе, который не учел особенностей груза, выбирая транспортную компанию.
Поэтому застраховать груз при перевозке выгоднее и для грузоотправителя, и для перевозчика или экспедитора, так как в этом случае, если произойдет непредвиденное, не придется выяснять, кто прав и кто виноват.
Итак, чтобы застраховать груз при перевозке, нужно обратить внимание на следующие моменты:
Страхование ответственности перевозчика и страхование груза: в чём различия?
«Первое рассчитано на перевозчиков, второе – на клиентов», – скажут многие. И будут частично правы. Но всё не так просто, как кажется.
Что такое страхование груза и страхование ответственности перевозчика, и чем они похожи?
Сам груз она сберечь не сможет – с этим лучше справится надёжные упаковка и крепления. Задача страхования же – сохранить деньги и время клиента. То есть если с грузом что-то случится, то клиент может рассчитывать на денежные выплаты, которые покроют его материальный ущерб.
Страхование ответственности перевозчика грузов – это возможность транспортной компании защитить себя и интересы своих заказчиков в случае, если в пути произойдет непредвиденная ситуация.
При оформлении страхования гражданской ответственности сам перевозчик получает возможность избежать убытков, а клиент – сохранить свои деньги и время. Поэтому, например, в случае аварии или кражи груза, заказчик также может рассчитывать на компенсацию.
Какие отличия есть у страхования груза и страхования ответственности?
Несмотря на то, что они на первый взгляд очень похожи, у них есть некоторые различия в механике работы.
Когда выгоднее страховать груз, а когда пользоваться страхованием ответственности?
На самом деле обе возможности отлично дополняют друг друга.
Важно страховать грузы, если они относятся к хрупким (и дополнительно упаковывать, конечно), редким и ценным (даже если это тяжелое массивное оборудование, и кажется, что с ним ничего не случится), горючим и взрывчатым веществам, грузам, требующим определенного температурного режима при перевозке.
Страхование грузов защищает его в самых разных ситуациях – во время пожаров, взрывов, затоплений, аварий, стихийных бедствий, погрузки/разгрузки на складе, а также от противоправных действий третьих лиц и потери.
Стоимость страхования груза всегда рассчитывается индивидуально. Каждая транспортная компания совместно со страховой, с которой у неё заключён договор, предлагает свои условия работы.
ГК SAMCOM сотрудничает с ведущими страховым компаниями России и Казахстана. Своим клиентам мы предлагаем застраховать груз в Ингосстрахе, Альфе-Страховании, Nomad Insure. Договор страхования гражданской ответственности перевозчика у нас заключён с РЕСО-Гарантия.
Узнать о преимуществах страхования груза и страхования ответственности можно у специалистов нашей компании. Это можно сделать, позвонив по телефону – 8 (800) 200-36-99.
Как застраховать груз при перевозке: инструкция для отправителей
При отправлении груза всегда есть риск его утраты или повреждения. Рассказываем, как застраховать груз при перевозке, чтобы избежать финансовых потерь.
Перевозчик гарантирует сохранность груза в случае непредвиденной ситуации только, если такая гарантия закреплена в договоре. В ином случае Отправитель может потерпеть убытки, если по дороге случится авария или другое ЧП. Поможет ли страховка груза обезопасить от финансовых потерь?
Зачем страховать грузы
Оформляя договор, грузоотправители сталкиваются с услугой «обязательного страхования». Ошибочно думать, что эта выплата гарантирует безопасность. Если случится авария, деньги пойдут на восстановление дороги, сбитых светофоров, поврежденных автомобилей и т. д. Такая страховка защищает не клиента, а других людей и государственное имущество.
В пути может случится всякое: груз может быть украден или испорчен. В России страховой полис для грузоперевозок не обязателен, но в некоторых случаях лучше добровольно его оформить, чтобы сохранить имущество. Особенно, если речь идет об особо ценных вещах.
Страховкой можно покрыть весь товар или его часть. От чего страховать:
Если во время перевозки повредится крупногабаритный или ценный груз, собственнику, не имеющему страховки, придется самостоятельно возмещать убытки.
Виды страхования грузов
Характер груза не имеет значения. Полис оформляется на любой товар, важен только выбранный транспорт.
Страхование авиаперевозок – наименее востребованная услуга. Авиаперевозки считаются безопасными и быстрыми. Крупные партии товара доставляют отдельные самолеты. Риск повреждения груза минимален, но стоит обратить внимание на возможность хищения.
Страхование морских грузов — специфический процесс. Регулируется ГК РФ и Кодексом торгового мореплавания. Объектами договора страхования могут быть как сами грузы, так и прибыль, ожидаемая от их реализации.
Размеры покрытия страхования морских грузов в России и за рубежом разрабатываются согласно рекомендациям Института лондонских страховщиков. В зависимости от тарифа страховка может защищать от:
Страхование грузов при автоперевозках — востребованная услуга, которая позволяет обезопасить себя от расходов, связанных с чрезвычайными ситуациями при транспортировке товаров. Вы можете оформить страховой полис от вполне реальных рисков:
При наступлении страхового случая Грузоотправитель гарантированно получит компенсацию в размере реально нанесенного организации ущерба.
Страхование грузов при ж/д перевозках принципиально ничем не отличается от страхования автомобильных грузоперевозок. Важно помнить, что страховать нужно именно имущество, а не гражданскую ответственность за возможное причинение вреда в результате транспортировки груза.
Как застраховать груз
Страхование товара — распространенная и простая в оформлении услуга. Весь алгоритм можно расписать в пять шагов. Как застраховать груз при перевозке:
1. Выбрать страховщика
Агентств множество, достойные внимания определяют по:
2. Определиться с тарифом
На цену услуги влияют:
3. Собрать документы
Нужны бумаги, подтверждающие личность отправителя и описывающие характеристики товара. Полный перечень озвучит страховщик.
4. Изучить условия соглашения
5. Подписать бумаги
Условия страхования
В каждом агентстве собственный кодекс. Риски, порядок возмещения убытков и страховые случаи отличаются в разных организациях. Одно из важнейших положений, на которое клиенту нужно обратить внимание, — нестраховые случаи грузоперевозок. В большинстве агентств ими считаются:
В индивидуальном порядке оговаривают косвенные убытки, например, потерю ценности вещей из-за инфляции. Соглашение внимательно вычитывается, так как ошибка может стать причиной для отказа в выплате.
Ошибки при оформлении страховки
Как не остаться без компенсации при наступлении страхового случая? Наиболее частые ошибки страхования груза:
Страховщику выгодно, чтобы груз остался невредимым. Также менеджеры стараются предлагать маловероятные виды происшествий. Чтобы остаться в плюсе, клиенту нужно быть внимательным и скрупулезным. Необходимо учесть все страховые случаи грузоперевозки.
Специалисты логистической компании «ТЭК ОПЕРАТОР» помогают Клиентам в оформлении правильного полиса страхования грузов. Мы делаем все, чтобы отправление было доставлено целым и невредимым, а наши партнеры не понесли убытков.
Страхование грузов и ответственности в автомобильных перевозках: основные положения 12:00, 17 августа 2021 Версия для печати
Рассказываем, как страхуют грузы и ответственность перевозчиков и для чего это делается.
Существует два вида страхования, распространенных в грузовых автомобильных перевозках — страхование грузов и страхование ответственности перевозчика или экспедитора.
Страхование грузов
Тут всё просто: страхуется партия груза или несколько партий, перевозимых в рамках определённого договором страхования периода. Если в процессе транспортировки с грузом что-то случится, страховая компенсирует его стоимость владельцу.
Российские страховщики чаще всего используют принципы международной практики и предлагают три набора условий:
Обычно в риски, о которых идёт речь во втором и третьем варианте, входят пожары, ураганы, стихийные бедствия, крушения и столкновения ТС, пропажа груза без вести, несчастные случаи при погрузке и выгрузке. Противоправные действия (кражи груза, хищения) при страховании как правило не учитываются, такие случаи можно добавить в договор дополнительно — разумеется, при этом стоимость страховки вырастет.
Ни одна страховая компания не компенсирует вам стоимость груза, потерянного из-за ряда условий. Это естественная убыль и нормативный износ, деформация груза под собственным весом, производственные дефекты, грубая небрежность и умышленное нарушение правил погрузки.
Есть ряд рисков, которые страховщики не включают в стандартные договоры, но могут добавить их при необходимости. Это риски, связанные с утратой груза или в результате боевых действий, террористической угрозы, последствий забастовок, поломок рефрижераторов (актуально для скоропорта).
Страхование ответственности перевозчика
Это страхование позволяет возместить убытки, которые перевозчик может понести, если не выполнит взятые на себя обязательства. Безусловно, главное обязательство перевозчика — доставка груза в целости и сохранности в согласованные сроки. Если по вине перевозчика груз будет повреждён, утерян, или доставлен несвоевременно — грузовладелец потребует возместить ущерб, и эти деньги перевозчику выплатит страховая.
Ответственность у перевозчика может возникнуть не только перед клиентом, но и перед третьими лицами — например, жертвами ДТП или госструктурами, которые выставят счёт за вред, причинённый окружающей среде. Такую ответственность тоже можно застраховать.
Кто страхует груз — грузовладелец или перевозчик?
Застраховать груз может и грузовладелец, и грузополучатель, и перевозчик, и экспедитор. Последние часто закладывают стоимость страховки в тариф на перевозки и могут зарабатывать таким образом, повышая тариф несоразмерно.
Грузы также могут застраховать несколько сторон одновременно. Одна сторона может застраховать грузы в нескольких страховых компаниях одновременно. Размер компенсации в таком случае не изменится, но выплачивать её будут все компании пропорционально полученным страховым премиям.
Зачем нужно страховать грузы?
Казалось бы, ответ очевиден — чтобы обезопасить себя и получить компенсацию в случае непредвиденного чрезвычайного происшествия. Но есть и другие поводы.
Страхуют ли грузы и ответственность российские перевозчики?
Не так часто, как на Западе. По данным trans.ru, в Европе страхуется около 85% грузов, а в России — не более 40%. Более того, статистика показывает, что в первом квартале 2021 года грузов застраховали меньше, чем в первом квартале 2020-го (727 тысяч договоров страхования против 924 тысяч).
Эксперты объясняют непопулярность страхования особенностями российского законодательства, согласно которому за груз отвечает транспортная компания, а потому и страхует грузы как правило тот, кто их перевозит. Автомобильные перевозки, как утверждают участники рынка транспортных услуг, не самый рентабельный бизнеc: транспортные расходы велики и некоторые предприниматели просто не могут (или не хотят) тратить деньги на страхование.
Другая причина настороженного отношения к страхованию также связана с законодательством. До недавнего времени закон не предусматривал возможности страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов. Несмотря на это, страховые компании продавали полисы. Добросовестные страховщики исполняли свои обязательства перед клиентами, а недобросовестные могли отказать им, сославшись на незаконность заключенного договора.
Эта правовой пробел был устранён в марте 2020 года. Времени с тех пор прошло совсем немного: возможно, транспортные компании еще не успели изменить своё отношение к страхованию ответственности.
Особенности страхования при внутрироссийских автомобильных грузоперевозках
Говоря о сфере автомобильных грузоперевозок, можно выделить несколько видов страхования:
Страхование автогражданской ответственности
А вот с другими видами страхования все гораздо интереснее. Во-первых, они являются добровольными, а во-вторых, в их применении полно нюансов.
Например, довольно часто вообще путают разные виды страхования и считают, что страхование груза и страхование ответственности экспедитора /перевозчика если и не суть одно и то же, то уж точно то, что с легкостью заменяет друг друга. Хотя это, естественно, не так.
В чем отличие страхования груза от страхования ответственности экспедитора/перевозчика? И почему они не исключают друг друга?
Страхование груза — это именно страхование груза. Конкретной партии или нескольких однотипных, перевозимых в течение какого-то определенного периода. То есть, говоря общими словами и не вдаваясь пока в подробности, если при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах, хранении на складе с грузом что-то случится (он испортится, окажется поврежденным, утерянным или украденным), то страховая компания возместит владельцу его стоимость.
Страхование же ответственности экспедитора/перевозчика покрывает те убытки, которые тот может понести, если не выполнит взятые на себя профессиональные обязательства. Да, в число таких обязательств в первую очередь входит доставка груза в целости и сохранности из рук отправителя в руки получателя. Но не только. Экспедитор/перевозчик может также застраховать свою ответственность за:
Хотя справедливости ради стоит сказать, что основной страховой риск — это все-таки мошеннические действия, кража, потеря, повреждение, порча и пр. из того, что связано с полной или частичной утратой груза.
Наверное, именно поэтому многие компании, намеревающиеся перевезти груз, прежде чем выбрать экспедитора или перевозчика, интересуются: застраховал ли тот свою ответственность. И если застраховал, то облегченно вздыхают и с уверенностью подписывают договор: мол, бояться в таком случае нечего — гарантия в случае чего имеется! А страховать в таких условиях еще и груз — уж точно просто пустая трата денег.
Однако проблема в том, что данная страховка сработает только тогда, когда в происшествии с грузом виновным будет признан экспедитор/перевозчик. В противном случае ответственность транспортно-экспедиционной компании ни при чем и стребовать с нее что-либо не получится. Впрочем, не факт, что транспортно-экспедиционная компания сможет покрыть убытки даже будучи виновной и имея страховой полис. Вдруг страховщик найдет для себя «лазейку» в виде нарушения какого-то пункта страхового договора, а своих собственных средств у экспедитора/перевозчика для единовременной полной выплаты не хватит и эти выплаты растянутся на долгие месяцы и годы.
Страхование груза, конечно, тоже не обещает стопроцентную гарантию, но все равно существенно ускоряет и облегчает процесс возмещения ущерба и расширяет «ассортимент» страховых рисков, связанных конкретно с сохранностью груза.
…Тем не менее, страхование грузов во внутрироссийских автомобильных перевозках все равно мало распространено. И этому есть еще одно объяснение.
Почему в России не принято страховать грузы?
Если говорить о статистике страхуемых грузов, то точных данных тут нет. Специалисты ссылаются на разные цифры, однако все как один утверждают: страховать грузы отечественные грузовладельцы не любят. Если в Европе порядка 85 процентов грузов имеют страховой полис, то у нас только около 40. Да и то большая их часть приходится на те грузы, которые участвуют в экспортно-импортных операциях: лишь приблизительно пятая часть касается внутреннего грузооборота.
Однако в международной практике действует другой принцип: ответственность экспедитора/перевозчика ограничена условными расчетными единицами за каждый килограмм утраченного груза. Так, например, при CMR-страховании перевозчик за каждый килограмм поврежденного, потерянного (и пр.) груза выплачивает по 8,33 SDR. (SDR, или СПЗ (специальные права заимствования), — искусственное платежное средство, представляющее из себя процентное соотношение нескольких валют — доллара США, евро, иены, фунта стерлингов и юаня).
Подобное правило, кстати, предусмотрено и для российских экспедиторов, осуществляющих организацию международных перевозок: их ответственность определяется следующим образом — не более двух расчетных единиц за каждый килограмм веса утраченного груза.
В общем, международная практика такова, что экспедитор/перевозчик, не уберегший груз, в большинстве случаев покрывает не полную его стоимость, а лишь какую-то часть. И именно этот факт (возможная потеря в деньгах в виде неполного возмещения убытков) побуждает грузовладельцев прибегать к услугам страховых компаний. При внутрироссийских же грузоперевозках ответственность экспедитора, виновного в утрате груза, не ограничена никакими расчетными единицами, а потому у грузовладельцев нет стимула для страхования. Ибо к чему тратить деньги на страховой полис, если по законодательству им положено не частичное, а полное возмещение убытков.
Кстати, если говорить о российском законодательстве, то в нем долгое время был один нюанс. И касался он страхования той самой ответственности транспортно-экспедиционной компании, на которую так рассчитывают отечественные владельцы грузов.
А именно: такой договор страхования до недавнего времени могли признать незаконным. Почему?
В 932-й статье Гражданского Кодекса Российской Федерации («Страхование ответственности по договору») значится вот такая фраза: «Страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом». А какого бы то ни было упоминания о праве перевозчика и экспедитора страховать свою ответственность до марта 2020-го года в законах не было. Не предусматривалась такая мера российским законодательством!
А потому выходило странное дело: страховщики охотно страховали ответственность транспортных и транспортно-экспедиционных компаний, однако при наступлении страхового случая (и нежелании платить) вполне могли отказать в компенсации, сославшись на то, что страховой договор, дескать, противоречит букве закона.
Правда, было одно дело ( Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.04.2010 г. №16996/09 ), которое, казалось бы, еще тогда должно было расставить все точки над i. Во время грузоперевозки похитили груз. Страховщик, заключивший с транспортно-экспедиционной компанией договор страхования ответственности, отказался выплачивать компенсацию, указав на незаконность этого договора. Дело дошло до суда.
Сначала арбитражный суд Нижегородской области вынес решение в пользу транспортно-экспедиционной компании, признав договор действительным, а хищение груза — подпадающим под признаки страхового случая. Однако страховщик подал апелляцию, и Первый арбитражный апелляционный суд отменил первоначальный вердикт: констатировал ничтожность договора, сославшись на ту самую 932-ю статью Гражданского Кодекса РФ и на то, что законом такое страхование ответственности не предусмотрено.
Затем дошла очередь до Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа, который отменил решение апелляционного суда и признал правоту транспортно-экспедиционной компании.
Страховщик не остановился и подал заявление в Высший Арбитражный Суд РФ. Однако, и это самое интересное, Высший Арбитражный Суд оставил предыдущее решение в силе. То есть постановил, что договор страхования ответственности транспортно-экспедиционной компании не противоречит закону, оснований для признания его недействительным нет, а потому страховщик должен выполнить взятые на себя обязательства и выплатить полагающуюся компенсацию.
Но главное — это то, что Президиум Высшего Арбитражного Суда отдельно отметил: содержащееся в его постановлении «толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел».
В общем, казалось бы, вот оно — разрешение всех противоречий! Страхование ответственности транспортно-экспедиционной компании соответствует закону!
Однако несмотря на такую рекомендацию суда высшей инстанции, недоразумения, мягко говоря, все равно продолжались. В марте 2017-го года один из представителей российского рынка грузовых автомобильных перевозок обратился в Государственную Думу с просьбой окончательно решить на законодательном уровне проблему страхования экспедиторской ответственности.
Однако такой законопроект на рассмотрение нижней палаты парламента поступил только через два года — в апреле 2019-го года. Приняли его в трех чтениях в марте 2020-го года, и тогда же он стал законом, легализовав, наконец-то, страхование ответственности экспедитора и перевозчика.
Так, документ дополнил закон о транспортно-экспедиционной деятельности и Устав автомобильного транспорта буквально следующим положением: «Экспедитор (перевозчик) в соответствии со ст. 932 Гражданского кодекса РФ вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции (договора перевозки груза)».
Теперь, по сути, недобросовестные страховщики уже не могут сослаться на 932-ю статью Кодекса, пытаясь признать заключенный ими договор недействительным.
…Это что касается отечественных особенностей страхования. А что же, собственно, представляют собой страхование груза и страхование ответственности экспедитора/перевозчика?
Страхование груза
Хотя, конечно, далеко не все происшествия с грузом покрываются страховым полисом. Возместят страхователю ущерб или нет, зависит от того, что именно случилось с грузом, по какой причине он (или его часть) был утрачен и входила ли эта конкретная причина в число страховых рисков.
Оговорки Института лондонских страховщиков
Условие B («С ответственностью за полную гибель и повреждения») и условие C («Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения») построены по принципу включения: то есть груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. В их число входят:
Что отдельно стоит отметить: среди перечисленных рисков нет риска противоправных действий третьих лиц (кража со взломом, грабеж, разбой и т.п.). Его включение в страховой полис по условиям B и C оговаривается отдельно и, естественно, предполагает увеличение размера страховых премий.
Казалось бы, условия B и C похожи между собой, однако между ними есть существенная разница: оговорка C предполагает возмещение убытков только в случае полной гибели всего или части груза, за повреждения груза компенсации не выплачиваются (единственное исключение — крушение или столкновение транспортного средства).
Кроме того, есть риски, которые изначально не предусмотрены в страховом договоре (неважно, по какому из трех условий он заключен), однако могут быть добавлены по желанию страхователя (естественно, за дополнительную плату). Это:
Порядок страхования груза
Что касается порядка страхования, то застраховать груз может и поставщик (отправитель), и покупатель (получатель), и перевозчик, и экспедитор. (К слову, если это сделает перевозчик или экспедитор, то, скорее всего, он включит стоимость страхового полиса в счет за свои услуги.) Мало того, один и тот же груз может быть застрахован несколько раз:
Плюс, нередки случаи, когда один и тот же груз страхуется одним и тем же страхователем в разных страховых компаниях, однако в каждой из них на полную стоимость ( двойное страхование ).
Правда, стоит отметить, что российским законодательством сделана попытка избежать неоднократного страхования груза: 4-я статья Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» запрещает экспедитору заключать договор страхования груза от имени клиента, только если такая услуга прямо не предусмотрена в заключенном договоре транспортной экспедиции.
Однако в любом случае, вне зависимости от того, кто являлся страхователем и сколько страховых полисов имеет груз, выгодоприобретателем (то есть тем, кто получит компенсацию за ущерб) будет одно лицо. Это может быть как грузополучатель/грузоотправитель, так и экспедитор или перевозчик. Все зависит от того, как составлен договор страхования, а также какие условия значатся в договорах поставки и перевозки.
Если задействовано несколько страховщиков, то положенные компенсации будут разделены между ними пропорционально полученным страховым премиям.
Полис страхования груза также бывает разным: рейсовым и генеральным. Рейсовый предполагает страхование конкретной партии груза на срок конкретной перевозки, генеральный — страхование разных партий однородного груза на какой-то определенный период (например, на год). Естественно, последний необходим тем, кто регулярно и довольно часто возит одни и те же грузы: не будешь же каждый раз обращаться в страховую?! Использование же первого целесообразно для тех, кто возит грузы от случая к случаю: им, естественно, выгоднее платить за одну перевозку, чем переплачивать за тот срок, когда поставки вообще не осуществляются.
Страхование ответственности экспедитора и перевозчика
По сути, страхование ответственности экспедитора мало чем отличается от страхования ответственности перевозчика. По крайней мере, в их основу положен один и тот же принцип: экспедитор и перевозчик, страхуя свою ответственность, стремятся тем самым покрыть возможные претензии клиента, который понесет убытки именно по их вине, и тем самым избежать банкротства и прочих неприятных последствий.
Однако перечень обычных страховых рисков для экспедитора и для перевозчика все-таки несколько отличается. Не то чтобы выбор этих рисков был жестко регламентирован — скорее, перевозчик с экспедитором выбирают именно те, которые наиболее актуальны именно для их деятельности. Так, экспедитор, как правило, страхует ответственность за груз, косвенные убытки, связанные с его повреждением или утратой, расходы по расследованию обстоятельств произошедшего, по устранению последствий аварии, уменьшению убытков и пр., а также за ошибочные действия и упущения своих сотрудников.
Перевозчик же добавляет к этому:
Однако в любом случае выгодоприобретателем (то есть тем, кто получит страховые выплаты) будет не страхователь, а тот, кто понес убытки из-за деятельности экспедитора или перевозчика.
Но это не значит, что клиент, привлекший к организации перевозки экспедиторскую, не имеющую свой транспорт компанию, сможет получить возмещение убытков и от экспедитора, и от перевозчика. Так как он заключал договор непосредственно с экспедитором, то и предъявить претензию сможет только ему. Страховая экспедитора (если, конечно, случившееся будет признано страховым случаем) возместит ущерб, а потом (при условии, что в повреждении груза виноват перевозчик) подаст регрессный иск перевозчику или его страховщику.
Кстати, в договоре о страховании ответственности экспедитора зачастую предусмотрен специальный пункт: страховая выплачивает компенсации только в том случае, если экспедитор привлекает перевозчиков, застраховавших свою ответственность.
Лимит ответственности
Еще одна важная отличительная особенность страхования ответственности экспедитора/перевозчика в том, что выплаты по этому полису ограничены лимитом ответственности — максимальной суммой, которую страховщик выплачивает по одному страховому случаю. Размеры этой суммы нигде и никем не устанавливаются и зависят исключительно от воли и возможностей страхователя: это может быть и 20 000 долларов США (обычно в этих пределах устанавливают свою ответственность транспортно-экспедиционные компании, занимающиеся только внутрироссийскими перевозками ), и 200 000 долларов (с этого лимита, как правило, начинаются международные перевозки), и больше.
То есть: очень даже может случиться так, что страховые выплаты не покроют весь ущерб, а потому тем, кто не страхует, например, свои грузы (особенно если они ценные), следует, опять-таки, задуматься: стоит ли целиком полагаться на полис ответственности экспедитора/перевозчика.
Стоимость страхового полиса
Стоимость страхового полиса зависит от срока, лимита ответственности, номенклатуры перевозимых грузов и статистики убытков. Для перевозчиков также от количества транспортных средств в автопарке и типов подвижного состава.
Что еще интересно, страхование ответственности экспедитора/перевозчика развито лучше, нежели страхование груза, однако в любом случае низкая страховая культура и огрехи в законодательстве тормозят развитие страховых услуг на внутреннем рынке.