зачем регистрироваться на рейс если места уже выбраны
Online-регистрация на рейс
Один из лайфхаков для комфортной командировки — быстрая онлайн-регистрация на рейс. Даже если вы так никогда не делали, попробуйте. Здесь одни плюсы:
Сроки регистрации
Онлайн-регистрация обычно открывается за 24 часа до вылета и закрывается одновременно с окончанием регистрации в аэропорту — за 40 минут до рейса.
Дополнительно уточните время на сайте авиакомпании, потому что каждый перевозчик устанавливает свои правила. Например, S7 начинает регистрировать онлайн за 30 часов и заканчивает за 50 минут до вылета. А на сайте Emirates можно зарегистрироваться за сутки, крайний срок — за 90 минут до вылета.
Правила регистрации
Зарегистрироваться онлайн можно только на официальном сайте авиакомпании.
После покупки билетов авиакомпания обычно присылает на почту ссылку для регистрации. Если письмо не пришло, зайдите на сайт авиакомпании, найдите свой рейс и сразу переходите к онлайн-регистрации.
На сайте нужно будет ввести персональные данные пассажира и выбрать места в самолёте. После регистрации на электронную почту придёт посадочный талон — он пригодится для прохождения досмотра и при посадке в самолёт.
Дальше всё зависит от вашего багажа и условий аэропорта:
Только оффлайн
Если вы отправляете в полёт детей 5-12 лет без взрослых или пользуетесь специальными услугами (перевозка животных, медицинское сопровождение и т.д), зарегистрироваться можно только лично на стойке регистрации.
Похожие статьи
Авиабилеты для детей
Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.
Как справиться с боязнью полётов
Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.
Выбор места в самолёте
Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.
Правила онлайн-регистрации
Правила онлайн-регистрации:
Онлайн-регистрация начинается за 24 часа и заканчивается за 45 минут до вылета рейса и доступна при вылете из следующих городов:
1 В аэропортах Бангкока и Эйлата онлайн-регистрация закрывается за 4 часа 10 минут до вылета.
2 В аэропорту Энфиды онлайн-регистрация закрывается за 5 часов 10 минут до вылета.
3 Посадочные талоны, полученные по итогам онлайн-регистрации, должны быть переоформлены на стойке регистрации в аэропорту.
4 Для получения посадочных талонов необходимо обратиться на стойку регистрации в аэропорту.
Если вы путешествуете с багажом, превышающим параметры ручной клади, вам необходимо сдать багаж на выделенной стойке регистрации DROP OFF либо на стойке регистрации вашего рейса до окончания времени регистрации.
В случае, если ваш багаж по весу или габаритам превышает нормы бесплатного провоза багажа, вам необходимо оплатить сверхнормативный багаж по тарифам, установленным авиакомпанией.
Ознакомьтесь с правилами провоза багажа и обратите внимание на перечень предметов и веществ, ограниченных /запрещенных к перевозке.
Воспользоваться услугой онлайн-регистрации для рейсов авиакомпании «Россия» с нумерацией FV5501-5999 можно в случаях, если:
Вам не требуются специальные услуги, такие как сопровождение ребенка без родителей, сопровождение тяжелобольных людей на носилках и т.д.;
Вы не имеете дополнительных мест в салоне самолёта, в том числе и для багажа.
Как зарегистрироваться на рейс онлайн:
1. На официальном сайте авиакомпании «Россия» перейдите на страницу услуги онлайн-регистрации (кнопка «Онлайн-регистрация») или воспользуйтесь прямым адресом услуги wci.rossiya-airlines.com.
2. Заполните поля в соответствии с маршрут-квитанцией:
3. Ознакомьтесь и подтвердите согласие с правилами онлайн-регистрации, политикой конфиденциальности, правилами и условиями предоставления услуги и с перечнем основных опасных веществ и предметов, запрещенных к провозу на борту ВС.
4. Для идентификации пассажира нажмите кнопку «Поиск».
При успешной идентификации на странице будет отражена информация по рейсу, информация о пассажире и статус онлайн-регистрации.
В поле «Для регистрации выбран пассажир» отображается пассажир, чья фамилия указывалась при аутентификации;
При условии наличия компаньона(-ов), вы можете добавить его (их) для совместного прохождения онлайн-регистрации, нажав на кнопку «Добавить пассажира» и введя фамилию и номер билета.
5. Выберите фамилию регистрируемого пассажира (-ов) и нажмите кнопку «Перейти к онлайн-регистрации».
6. Нажмите кнопку «Выбрать место» для выбора мест на схеме салона самолета.
При выборе места, ориентируйтесь на следующие обозначения:
Места, оснащенные люльками, предоставляются пассажирам с младенцами возрастом не более 1 года и весом не более 11 кг. Количество мест с креплениями для люлек на борту ограничено. Длина люльки: 75 см.
Согласно правилам безопасности полётов, пассажиру с младенцем до 2-х лет мы можем предложить ограниченное количество мест для выбора в салоне воздушного судна – крайние места у прохода, за исключением некоторых блоков кресел.
* на предварительно приобретённые места категории «Space+» у аварийных выходов необходимо зарегистрироваться на рейс и получить посадочный талон на стойке регистрации в аэропорту.
7. Выберите дополнительные услуги. Страховой полис по умолчанию включен в ваш заказ.
При необходимости пассажир может нажать на кнопку «ВЫБРАНО» для удаления услуги из заказа, после нажатия кнопка изменится на кнопку «ВЫБРАТЬ». При повторном нажатии на кнопку «ВЫБРАТЬ» открывается новое окно, в котором можно произвести выборку услуги «Страхование» для каждого пассажира.
Возможность приобрести блюда платного питания услуги «Стандартные комбо-наборы» предоставляется пассажирам при наличии оформленного авиабилета в период от 24 часов до 18 часов до вылета рейсов с нумерацией FV 5501-5999 продолжительностью до 5 часов, включая также рейсы, вылетающие в Дубай, Шарджу, Рас-эль-Хайма, Монастир и Калининград из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова, Самары, Казани, Перми и Уфы.
Из аэропортов, где отсутствует онлайн-регистрация (Прага, Дубай, Шарджа, Римини, Барселона), питание можно приобрести в сервисе предварительного бронирования услуг в период от 7 суток до 18 часов до вылета рейсов.
Один пассажир может приобрести до трех блюд. Имеются ограничения по количеству блюд, доступному для продажи на каждый рейс. Такие ограничения зависят от типа воздушного судна и продолжительности рейса и устанавливаются автоматически. Ознакомьтесь с условиями предоставления и отказа от услуги.
Приобретите заранее онлайн дополнительные килограммы для вашего багажа, если он превышает норму, предусмотренную вашим билетом, воспользовавшись услугой «Сверхнормативный багаж». Доступные опции дополнительного веса багажа: 3 кг, 6 кг, 10 кг
Добирайтесь с комфортом в центр Москвы (или обратно), воспользовавшись услугой «АЭРОЭКСПРЕСС».
Услуга доступна для всех пассажиров, вылетающих и прилетающих из/в аэропорт «Шереметьево» г. Москва. Стоимость билета в одну сторону в вагоне Стандартного класса составляет 399 рублей, в вагоне Бизнес класса – 800 рублей. Стоимость билета по тарифу «Туда-обратно» составляет 750 рублей. Подробную информацию о правилах проезда вы можете узнать здесь.
Пассажирам, вылетающим из аэропорта Шереметьево, доступна услуга «Поздравление на борту». Предложение включает в себя индивидуальное устное поздравление от экипажа и памятный подарок.
8. После выбора места и дополнительных услуг нажмите кнопку «Перейти к оплате».
При условии выбора платного места и/или платной услуги необходимо ввести номер мобильного телефона и e-mail, после чего перейти на страницу оплаты и совершить платеж.
Статус пассажира изменится на «Зарегистрирован», за пассажиром будет закреплено выбранное место, сформируется посадочный талон и квитанция об оплате.
9. Посадочный талон и квитанция формируются в формате PDF. Воспользуйтесь кнопками:
«ПОСАДОЧНЫЙ ТАЛОН» – для незамедлительного просмотра и распечатки талона;
«КВИТАНЦИЯ» – для незамедлительного просмотра и распечатки квитанции (для платных мест)
«QR КОД» – для незамедлительного просмотра и распечатки QR кода.
10. Онлайн-регистрация окончена.
Наличие бумажного посадочного талона обязательно для прохождения к выходу на посадку. В случае, если Вы не смогли распечатать посадочный талон дома, Вы можете распечатать посадочный талон в киосках самостоятельной регистрации в аэропорту, либо на стойке регистрации пассажиров в аэропорту.
Как отменить регистрацию:
1. Для того, чтобы отменить регистрацию при условии выбранного ранее бесплатного места, необходимо пройти идентификацию пассажира.
2. Далее вы можете приступить к отмене регистрации, нажав кнопку «ОТМЕНИТЬ РЕГИСТРАЦИЮ»
3. В открывшемся окне необходимо подтвердить Ваше намерение отменить онлайн-регистрацию.
4. Отмена онлайн-регистрации окончена.
5. Отмена онлайн-регистрации в случае приобретения платных мест с дополнительным комфортом не производится. Возврат денежных средств за приобретенную услугу происходит в претензионном порядке согласно Условиям предоставления и возврата Услуги
Авиакомпания в целях обеспечения безопасности полетов оставляет за собой право изменять выбранные Вами места без предварительного уведомления, а также отказывать в перелете, если:
До окончания наземной регистрации (за 40 минут до вылета) вы не успели пройти все предполетные процедуры, регламентируемые аэропортом отбытия.
Вы прибыли к выходу на посадку после окончания времени на посадку.
Защита прав потребителей в городе Ростове-на-Дону
Если вы летите лоукостером
Мы привыкли, что регистрация в аэропорту у стойки является неотъемлемым атрибутом полёта, и не ожидаем каких-то сложностей на этом этапе. Однако с появлением лоукостеров и регистрации онлайн правила игры несколько изменились.
Бюджетные перевозчики могут взимать дополнительную плату за те услуги, которые мы привыкли получать бесплатно при полёте с обычными авиакомпаниями. Например, Air Baltic и Estonian Air позволяют пройти бесплатную регистрацию на рейс непосредственно в аэропорту, если пассажир летит из России. Здесь такое требование к перевозчику закреплено на законодательном уровне.
Если вылет осуществляется не из России, то бесплатно можно зарегистрироваться только через сайт авиакомпании. Но тут есть технические ограничения. Например, могут возникнуть сложности при регистрации через сайт пассажиров, летящих с младенцами. В этом случае нужно звонить в службу поддержки авиакомпании и уточнять, в чём проблема. При объективной невозможности пройти регистрацию онлайн лоукостер предложит зарегистрироваться на рейс непосредственно перед полётом и не возьмёт денег за эту услугу. Во всех остальных случаях нужно будет заплатить около 10 евро за каждого пассажира.
Нормы провоза багажа и перевес
Наверняка многие испытывали неприятное волнение перед взвешиванием багажа, особенно на обратном пути из отпуска, когда все чемоданы заполнены разными национальными вкусностями и подарками. И учитывая, что килограмм перевеса может обойтись в кругленькую сумму (десятки и сотни евро за перевес и дополнительные багажные места — это не миф!), то стоит заранее зайти на сайт авиакомпании и узнать, какие нормы провоза багажа и ручной клади действуют у вашего перевозчика.
Обычно норма провоза бесплатного багажа на одно место — до 32 килограммов в бизнес-классе и до 20–23 килограммов в экономе. Размеры багажа по сумме трёх измерений не должны превышать 158 сантиметров. Нужно учесть, что эти правила не распространяются на лоукостеров, которые требуют оплачивать каждое багажное место дополнительно, а также на ряд азиатских и американских направлений: там гуманно разрешают сдавать в багаж по два чемодана каждому пассажиру экономического класса.
Как правило, велосипеды, лыжи, горнолыжное, рыболовное, хоккейное снаряжение и оборудование для гольфа расцениваются авиакомпанией как одно место багажа и входят в бесплатную норму провоза. Например, при перелёте вдвоём можно бесплатно сдать в багаж один чемодан и одни лыжи/велосипед. О провозе такого негабаритного груза нужно заранее сообщать авиакомпании (можно через агентство, где приобретался билет), чтобы быть уверенным, что багаж примут к регистрации. Следует иметь в виду, что правила некоторых перевозчиков (к нашей радости, их не так много!) не предусматривают бесплатного провоза подобных грузов. Стоит уточнить этот вопрос перед полётом, чтобы требование оплатить багаж не стало неприятной неожиданностью.
Если вы летите с ребёнком до двух лет (без предоставления отдельного места), то ему независимо от класса обслуживания полагается одно багажное место весом не более 10 килограммов (сумма трёх измерений — не более 115 см). Для детей от 2 до 12 лет норма бесплатного провоза багажа такая же, как для взрослого пассажира.
Норма ручной клади — это обычно сумка или чемодан весом до 10 килограммов, ограниченные размерами 55 х 40 х 20 сантиметров. Но у каждой авиакомпании могут быть свои правила: например, у «Трансаэро» — пять килограммов, у Lufthansa — восемь килограммов, а у «Аэрофлота» — десять килограммов. Обычно в экономическом классе пассажир может взять с собой в салон только один предмет ручной клади, в первом и бизнес-классе разрешается провозить два места ручной клади на человека.
Не предъявляются для взвешивания личные вещи, необходимые во время полёта: детское и диетическое питание, личные документы, ноутбук, фотоаппарат, пресса, трость, кейс, видеокамера, тёплая одежда. Их провозят бесплатно.
Сверхнормативный багаж оплачивается на специальной стойке в аэропорту. Сколько конкретно нужно платить, подскажут при прохождении регистрации после того, как взвесят чемодан. Обычно на один-два килограмма перевеса сотрудники авиакомпаний закрывают глаза. Некоторые перевозчики позволяют оплачивать перевес накопленными милями, другие — оформлять перевес заранее через сайт.
Чтобы избежать перевеса, стоит узнать о нормах провоза багажа заранее, взвесить багаж до обёртывания защитной плёнкой и регистрации на любой свободной стойке, взять с собой на всякий случай несколько лёгких сумок, которые могут вас спасти в том случае, если нужно срочно облегчить сдаваемый багаж на два-четыре килограмма. При обнаруженном перевесе (больше 1–1,5 килограмма) нужно надеть на себя верхнюю одежду из чемодана и взять с собой в салон все тяжёлые предметы, которые не подлежат взвешиванию, — фотоаппарат, камеру, ноутбук, зонтик.
Печатать ли электронные билеты
Как правило, в большинстве случаев на регистрации не требуют предъявлять распечатанную маршрутную квитанцию. Тем не менее, мы рекомендуем распечатать и взять с собой этот документ. Она может понадобиться, например, для прохода в здание аэропорта (особенно это актуально при чрезвычайных ситуациях, когда впускают только пассажиров).
Обязательно иметь при себе маршрутную квитанцию на английском языке при полёте за рубеж, для прохождения паспортного контроля в аэропортах. В этом случае квитанция подтверждает, что у вас есть обратный билет или вы следуете далее по маршруту (а не являетесь потенциальным мигрантом!).
Подобная бумага необходима и при транзитном перелёте через Китай в третью страну, чтобы пограничники пропустили без визы. Для того чтобы воспользоваться 24 часовым или 72 часовым безвизовым транзитом, нужно предоставить пограничникам посадочный талон или маршрутную квитанцию на английском языке.
По опыту наших клиентов, мы знаем, что зайти в аэропорт Даболим (Гоа) можно только с распечатанной маршрутной квитанцией. Если её нет, то вас на неопределённое время могут задержать на входе, пока сотрудники аэропорта найдут ваше имя в списках, заблаговременно предоставленных авиакомпанией. И те, кто приехал в аэропорт впритык, могут потерять драгоценные минуты на эти поиски и рискуют опоздать на свой рейс.
Зачем при регистрации нужна кредитка
Ещё одним подводным камнем может стать банковская карта, с помощью которой производилась покупка авиабилета. При регистрации на международные рейсы могут попросить предъявить банковскую карту, которой был оплачен авиабилет. Если летит группа человек, а заказ был один, на регистрацию лучше приходить всем вместе, в том числе и владельцу карты. Если кто-то для вас приобретал билет, то на стойку в аэропорту тоже лучше прийти вместе. В этом случае могут возникнуть сложности при обратном перелёте по тому же билету.
Авиакомпании проводят такие проверки не из вредности: таким способом они выявляют мошеннические операции, когда покупка совершается по краденой карте. В нашей практике был случай, когда пассажир не смог вылететь из Кейптауна, так как его билет был оплачен другим человеком в Москве. В ЮАР достаточно высокий процент мошеннических операций по краденым картам и там такая проверка закреплена даже на законодательном уровне.
Если не хватило места в самолёте
Бывают случаи, когда количество билетов, проданных авиакомпанией, превышает реальное количество мест на борту. Авиакомпания закладывает минимальный процент на то, что некоторые пассажиры не приедут в аэропорт, опоздают или поменяют дату своего полёта на другую. В большинстве случаев расчёты авиакомпании верны. Но иногда, к сожалению, пассажирам, которые пришли на регистрацию последними, не хватает мест, и сотрудники аэропорта вынуждены отказать в перевозке.
В такой ситуации вы можете либо оформить полный вынужденный возврат авиабилета (советуем поставить специальную отметку на распечатанной маршрутной квитанции у представителя авиакомпании, чтобы билет был принят к возврату без штрафов), либо отправиться с той же авиакомпанией следующим рейсом. Если вы выбираете второй вариант, то в случае длительного ожидания (днём более восьми часов, ночью более шести часов) вы можете потребовать у авиакомпании размещение в гостинице и предоставление питания.
Если перевозчик отказывается предоставлять эти услуги, сохраните все чеки, поставьте отметку о том, что вы не были посажены на рейс по вине авиакомпании и, вернувшись домой, идите с исковым заявлением в суд. Это правило действует и при отмене или задержке рейса.
Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, лучше на всякий случай подстраховаться и пройти онлайн-регистрацию на рейс через сайт авиакомпании. Таким образом вы бронируете себе место в салоне самолёта и снимаете с себя эту головную боль.
Имейте в виду, что онлайн-регистрацию на рейс не могут пройти дети без сопровождения и люди с ограниченными возможностями, а также пассажиры, перевозящие хрупкий багаж (например, музыкальные инструменты) или животных в салоне самолёта. Если онлайн-регистрации на рейс нет, то лучше приехать в аэропорт заранее, чтобы не оказаться в числе последних пассажиров.
Если вдруг на регистрации сотрудники аэропорта ведут себя странно — например, просят вас подождать, отойти в сторонку, но в тоже время регистрируют других пассажиров, — то лучшим решением будет занять активную позицию. Советуем подойти к стойке регистрации и выяснить, в чём причина задержки и какие возникли сложности. Не стоит дожидаться окончания регистрации, когда искать решения уже будет поздно.
Очень рекомендуем иметь при себе номер телефона агентства, которое оформляло билет, и номер телефона авиакомпании, осуществляющей перевозку. Даже если что-то вдруг пойдёт не так, специалисты помогут найти выход из создавшейся ситуации.
Запрет на выезд из-за долгов
Если у пассажира имеются неоплаченные задолженности или штрафы, при пересечении границы могут возникнуть трудности. Ограничения на выезд могут налагаться, если пассажиром не были исполнены указания по уплате налогов в срок, а также при неисполнении решений суда. Снимается ограничение только при полном погашении долга и в случае исполнения предписаний суда. Ограничений по сумме долга, при котором может быть ограничен выезд, нет.
Пассажирам, выплачивающим алименты, следует быть наиболее внимательными к своим задолженностям. Для судебных приставов именно эта область является наиболее важной.
Проверить наличие задолженностей перед путешествием пассажир может насайте Федеральной службы судебных приставов в разделе «Банк данных исполнительных производств».
Как пройти контроль в аэропорту, чтобы не остаться дома
Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.
Если человек летит по России, ему достаточно сдать багаж, зарегистрироваться на рейс и пройти предполетный досмотр. Для международных рейсов список больше: дополнительно нужно пройти таможенный и пограничный контроль, а при необходимости — ветеринарный и фитосанитарный.
Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.
Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.
О чем расскажем
Контроль при входе в аэропорт
Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.
Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.
Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.
Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.
Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.
Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.
Как победить выгорание
Ветеринарный контроль
Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.
Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.
Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:
Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.
Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, подходит ли питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.
Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.
Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.
Важно знать, разрешает ли страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.
Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если что-то пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.
Фитосанитарный контроль
Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.
Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.
Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.
В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.
Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.
Регистрация на рейс
Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.
Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.
Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.
Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.
По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. Такая же будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.
Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.
Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.
Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С ним же пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет из-за них не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.
Таможенный контроль
Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.
Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.
Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.
Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.
Через зеленый проходят пассажиры, которые как бы заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.
Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.
Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны, Т—Ж уже писал в отдельной статье.
Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.
Ограничения. ФТС запрещает вывозить из России:
Ответственность. Если попытаться скрыть вещи, которые нужно декларировать, то их конфискуют, а таможенники выпишут штраф в размере от половины до тройной стоимости этих товаров.
Если не указать вещи из списка обязательных, то их тоже конфискуют. Штраф — от половины до двойной стоимости товаров.
За недекларирование наличных выпишут штраф от половины до двойного размера незадекларированной суммы.
Пограничный контроль
Зачем: чтобы контролировать выезд граждан России за рубеж.
Как проходит. Выехать можно по действующему заграничному, дипломатическому и служебному паспорту. Пограничник попросит предъявить один из этих документов и посадочный талон на рейс. Затем таможенник сверит пассажира по фотографии в паспорте, проверит документ и поставит в него оттиск штампа.
В аэропорту пограничный контроль проходят в специальных кабинах — в них пускают по одному человеку. На расстоянии 1,5 метра до кабин есть цветная линия — через нее нельзя переступать, пока пограничник не отпустит впереди стоящего человека. Такие строгие правила ввели, чтобы люди не могли бесконтрольно проходить через кабину, де-юре — через государственную границу. Исключения делают только для тех пассажиров, которые сопровождают людей с инвалидностью или летят с несовершеннолетними детьми.
Если ребенок до 18 лет едет с родителями, пограничники не спрашивают свидетельство о рождении. Но я рекомендую на всякий случай взять его с собой. Если ребенок едет с другим человеком, понадобится нотариально оформленное согласие от родителей. В документе важно указать сроки выезда и названия стран.
Ограничения. Пограничная служба не выпустит пассажира, если он числится в базе людей, которым ограничили выезд. К ним относят:
Перед вылетом советую проверить себя в базе должников на сайте судебных приставов. Если есть долг, его придется оплатить. После этого фамилию должника удалят из базы пограничников, но на это потребуется время — от нескольких дней до месяца и более. Все будет зависеть от того, как быстро приставы отправят в пограничную службу документы о снятии ограничения на выезд. На границе сотрудники службы смотрят только на базу — даже если у пассажира будет справка от приставов или решение суда о снятии ограничений, его все равно не выпустят.
Если пассажиру отказали в выезде, советую поступить так:
Если вы пришли попрощаться с родственниками и дошли с ними до паспортного контроля, вам выпишут штраф от 300 до 1000 Р или вынесут предупреждение. Провожать вылетающих можно только до территории пограничных кабин.
Предполетный досмотр
Кто проводит: сотрудники службы авиационной безопасности. Он схож с тем контролем, который пассажиры проходят при входе в аэропорт, однако требования к предполетному досмотру более жесткие во всех международных аэропортах мира.
Затем человек проходит к интроскопам и кладет все вещи в специальные лотки. Просветить придется абсолютно все, даже детские коляски. Для них предназначен более крупный интроскоп.
Пассажиры обязаны снять обувь с подошвой более 1 см и каблуком более 2,5 см и ремень шириной более 4 см. Вместо обуви в аэропорту должны предложить бесплатные бахилы.
Люди проходят через металлоискатель по одному. Исключение делают только для маленьких детей — родители берут их с собой. Если у вас есть кардиостимулятор или титановые пластины, следует сообщить об этом инспектору и предъявить справку — тогда досмотр проведут ручным способом.
После досмотра пассажир забирает свои вещи и проходит в чистую зону. Если у него нашли запрещенные вещи, их придется выкинуть, сдать в багаж или отнести в камеру хранения. Советую заранее проверять ручную кладь на наличие запрещенных предметов вроде перочинных ножиков, маникюрных наборов или солнцезащитного спрея-аэрозоля.
Багаж перед полетом досматривают при помощи высокоскоростных рентгенотелевизионных интроскопов. Если сотрудник аэропорта заподозрит неладное, багажу присвоят статус потенциально опасного и отнесут в комнату для ручного досмотра.
После этого пассажира по громкоговорящей связи вызовут для досмотра багажа в его присутствии. Если он не появится в течение 10 минут, чемодан проверят без него: правила проведения предполетного и послеполетного досмотра это разрешают. Затем сотрудники САБ составят акт, а копию положат в багаж пассажира.
Тонкости. Перед посадкой в самолет сотрудники иногда еще раз проверяют визу или другие документы вместе с посадочным талоном. Это делают, чтобы поймать нарушителей: например, тех, кто хочет незаконно выехать в визовую страну и для этого покупает два билета на разные направления. Такие пассажиры проходят все виды контроля и как будто отправляются в Молдову, куда не нужна виза, а на самом деле уже прошли регистрацию на рейс онлайн и пытаются улететь в одну из европейских стран.
Из-за пандемии перед посадкой в самолет иногда требуют предъявить отрицательный ПЦР-тест на коронавирус — тут все зависит от требований страны назначения.
Ответственность. Избегать досмотра нет смысла. Пассажира просто не пустят на борт без штампа о том, что он его прошел.