зачем ребенку знания об искусстве
Зачем ребенку знания об искусстве
Зачем взрослому изучать искусство — более-менее понятно. Хочется держать нос по ветру, удивлять друзей и знакомых эрудицией и отвлекаться от рутины. Но зачем искусство ребенку? Объясняет искусствовед, основательница Школы популярного искусства @op_pop_art и дважды мама Анастасия Постригай.
Изучая искусство, ребенок прокачивает сразу несколько навыков
Во-первых, это речь. Быстрее всего дети запоминают слова из контекста: например, если вы каждый пользуетесь лифтом, ребенок быстро запомнит это слово. Но контекст всегда ограничен, а любому родителю хочется, чтобы словарный запас его малыша был богатым. Поэтому так важно рассматривать с маленькими детьми картины и рассказывать, что на них происходит.
Во-вторых, счет, цвета и форма. С одной стороны, вы просто показываете ребенку картину с яблоками, а с другой — учите его эти яблоки считать. А если кроме яблок есть еще и слива, то заодно показываете различия между цветами. Важно выбирать реалистичные картины, где яблоки похожи на яблоки.
В-третьих, творческие навыки. Все дети любят рисовать, раскрашивать, лепить, клеить и т.д. Можно совмещать это с изучением искусства. Например, рассмотреть фреску «Сотворение Адама» Микеланджело, а потом повторить ее в домашних условиях. В уменьшенном формате, конечно!
Ребенок учится думать самостоятельно, а не целиться в готовый шаблон.
Через погружение в искусство ребенок учится принимать нестандартные решения
Там, где все идут проверенным путем, он протаптывает свою дорожку. Там, где остальные теряются и ждут чужой помощи, он решает задачу по-своему. Как образ такого смелого человека связан с детским погружением в искусство? Напрямую. В искусстве нет правильных или неправильных ответов (если, конечно, вы не решили сделать из малыша знатока всех стилей и направлений). Прежде всего оно обращается к нашим эмоциям и фантазиям, поэтому и разговор с ребенок вокруг картин строится на вопросах «что или кого ты видишь?», «что здесь происходит?», «как ты думаешь, каково героям сейчас?», «кто тебе нравится?» и т.д. Так ребенок учится думать самостоятельно, а не целиться в готовый шаблон.
Вместе с задачками разбирали картины Матисса и даже подражали ему.
С искусством сложные предметы даются легче
В одной школе в американском штате Вермонт провели эксперимент: начали учить детей математике через живопись. До этого школа была едва ли не худшей в штате, ученики проваливались на экзаменах и качество образования было ужасным. Но стоило совместить неподатливую математику с погружением в искусство — ситуация начала меняться. Атмосфера на уроках была нестандартной: вместе с задачками разбирали картины Матисса и даже подражали ему. А еще официально разрешили подглядывать: в середине урока учитель предлагал пройтись по классу и посмотреть в тетради одноклассников. Дети расслабились, учителя вдохновились — прекрасное доказательство, что искусство может смягчить «гранит науки», который нам всем приходиться грызть.
Искусство может смягчить «гранит науки», который нам всем приходиться грызть.
Искусство прокачивает эмоциональный интеллект
Многие считают искусство тайным, недоступным большинству языком, но тайны здесь нет никакой. Искусство — это язык чувств, а дети познают мир через чувства в том числе. Когда вы показываете малышу картину — он видит историю, героем которой он тоже может быть. Он учится сопереживать и ставить себя на чужое место. А еще с помощью живописи ребенок учится говорить о своих чувствах, находить для них нужные слова. Это очень важно для жизни в мире, где умение распознавать и анализировать свои и чужие эмоции ценится не меньше острого ума.
Когда вы показываете малышу картину — он видит историю, героем которой он тоже может быть.
В будущем ребенок будет лучше ориентироваться в современной культуре
Вокруг искусства как области знаний много мифов. Например, многие считают, что искусство никогда не покидает пределы музеев. Но между тем оно повсюду — от принта на вашей футболке до клипов Бейонсе и Мадонны. Если ребенка с детства будут сопровождать картины, скульптуры, истории о художниках, ему будет легче расшифровывать современные культурные образы и находить связи. Понимать искусство значит быть частью цивилизованного мира — разве можно не желать этого для своего ребенка?
Искусствоведение для детей — зачем ребенку искусство?
Современные мамы и папы хорошо разбираются в кружках и секциях. Они знают, что музыка нужна для хорошего слуха и чувства ритма, танцы для детей развивают гибкость, ловкость, улучшают вестибулярный аппарат, а в театральной школе ребенка избавят от блоков и зажимов и научат не бояться публичных выступлений. Но что даст ребенку искусствоведение для детей и так ли оно нужно в детском возрасте?
5 причин изучать искусство с детьми
Существует мнение, что искусство — это для избранных, но на самом деле оно доступно всем. Более того, о важности искусствоведения для малышей в один голос заявляют педагоги и психологи.
Познание мира и себя в нем
Искусство пробуждает в душе высокие чувства, благородство, стремление к познанию, самосовершенствованию. Малыши, которые не только посещают художественную школу для детей, но и изучают искусство, оценивают мир с позиции прекрасного. Они учатся беречь красоту, природу, гуманнее и бережнее относятся к чувствам другого человека. Они ощущают себя частью большого мира и стремятся сохранить и улучшить этот мир.
Развитие вкуса и чувства эстетики
Знакомство с великими произведениями из мира музыки, живописи, литературы настраивает ребенка на новую волну, прививает ему хороший вкус во всем. Его не будет удовлетворять низкосортная творческая продукция, и сам он будет стремиться все делать качественно и хорошо.
Улучшение эмоционального интеллекта
Что ты чувствуешь, когда смотришь на картину? Какие эмоции вызывает у тебя эта мелодия? — такие вопросы полезны для развития эмоционального интеллекта ребенка и его умения понимать себя. Через образы и звуки маленькому человеку легче почувствовать свое внутреннее состояние, ведь язык образов и эмоций — это язык, на котором дети говорят с рождения.
Можно предложить юному искусствоведу поразмышлять, в каком состоянии был художник или композитор, когда писал свой шедевр. Это учит оценивать эмоциональный фон другого человека через внешние проявления.
Развитие полезных навыков
Изучая искусство, ребенок стимулирует речевое развитие, знакомится с новыми понятиями и словами, узнает новые явления. Он учится анализировать и сопоставлять, развивает творческое видение, интеллект. Искусство учит ребенка выделять самое важное, правильно составлять композиции. Позже таким детям легче будет представить публике свои идеи, правильно выстроить выступление, выставку, коммуникации с аудиторией.
Успехи в учебе
Интересный эксперимент провели в одной из школ штата Вермонт в США. Успеваемость среди учеников школы была одной из самых худших в штате. Особенно не давалась детям математика. Руководство приняло необычное решение: совместить уроки искусствоведения с математикой. Ученики изучали картины, на примере произведений искусства осваивали математические понятия. Такие уроки принесли свои плоды, и успеваемость повысилась. В этом нет ничего удивительного, ведь точные науки тесно связаны с искусством понятиями и алгоритмами. Изучая одно, ребенок одновременно осваивает и другое. Получается комплексное развитие.
Хотите, чтобы искусство стало элементом всестороннего развития ребенка? Добро пожаловать в Центр детского развития «Имена Продакшн» на занятия искусствоведением для детей! Наши педагоги познакомят вашего ребенка с мировыми шедеврами художников и скульпторов и привьют детям любовь к искусству, творчеству, родной истории.
Консультация «Роль искусства в жизни ребенка»
Елена Казакова
Консультация «Роль искусства в жизни ребенка»
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начала. С помощью искусства детей учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление их с искусством позволяет закладывать первоначальную основу формирования у детей ценностных ориентаций, например, умение высказывать личностные отношения к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметом, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.
«Только через искусство человек может не узнать, не изучить, а пережить чувствами чужой опыт»- говорит известный художник и педагог Б. М. Неменский.
Благодаря восприятию произведений изобразительного искусства, народного творчества меняется установка на конечный результат деятельности, обогащается словарный запас, проявляется внимание к материалу, его особенностям.
Люди редко, а пожалую и никогда, не обходятся в своей жизни без искусства вообще. Конечно, в способности оказывать воздействие на душу человека, на его чувства, а не только на сознание и заключено самое важное свойство искусства. Ни одному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей в такой же мере, в какой это доступно искусству.
Воспитательная роль искусства проявляется ещё в детском саду и мы к этому так привыкли, что даже перестали замечать это. А ведь любовь к Родине, к своему народу, любовь к добру, к злу, к прекрасному, к безобразному и т. д. возникают в сознании совсем ещё маленьких детей под влиянием первых услышанных ими сказок или песен, первых увиденных рисунков т. е. под влиянием искусства.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Воспитательную силу показывают средства, которыми можно ввести предметы искусства в круг ежедневных впечатлений ребёнка. Эти предметы, назначенные для того, чтобы пробуждать эстетическое чувство в высшем смысле этого слова должны соответствовать детскому возрасту. Красоты тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть красоты простые, понятные близкими детскому сердцу. Картины должны изображать такие эпизоды, в которых проявлялось бы чувство, доступное детям; в противном случае искусство останется для детей чуждым элементом и не получит воспитательного влияние. Однако правильный отбор произведений искусства сам по себе ещё не имеет воспитательного эффекта.
Чтобы привить дошкольникам интерес к искусству, научить понимать содержание произведений в единстве с её выразительными средствами, развивать умение чувствовать настроение произведения, воспитатель применяет различные методы и приёмы, обусловленные особенностями детей их жизненным опытом, а также опытом восприятия изобразительного искусства.
Важно, чтобы дошкольники имели запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отраженных в произведении искусства.
Художественные произведения должны оказать эстетическое воздействие на детей и должны быть выполнены средствами доступными их восприятию.
Глаз, воспитанный на наблюдении многообразии форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведения искусства. Воспитывать глаз эстетически – значить, сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, проникаться восторгом и радостью перед гармонией природы.
Для эстетического развития ребёнка в процессе наблюдения необходимо развивать эстетическое восприятие, учить детей видеть эстетическое свойство и признаки предметов, разнообразие и красоту форм, сочетание различных цветов и оттенков. Необходимо постоянно развивать у детей способность понимать, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества.
Роль игры в жизни ребенка Игра является основным видом деятельности ребёнка. Значительную часть времени дошкольники проводят в играх. Подвижная игра влияет на всестороннее.
«Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка». Родительское собрание Родительское собрание «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка» Цель: обсуждение мнения родителей, воспитателей на роль семьи в.
Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка пятого года жизни» Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные,.
Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребенка» Консультация для родителей ранней группы «Роль игрушки в жизни ребенка» Родительской любви присуще стремление сделать ребенка счастливым,.
Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка» Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве? Детство – это не только.
Консультация для родителей «Роль папы в жизни ребенка» Роль ПАПЫ в жизни ребенка Роль отца в воспитании ребёнка не менее важна, чем роль любящей матери. Для девочки отец первый мужчина, с которым.
Консультация «Роль легоконструирования в жизни ребенка» Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Нашим ребятам исполнилось 5 лет, они перешли в старшую.
Роль книги в жизни ребенка Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Общеизвестно воздействие ее на умственное и эстетическое развитие ребенка.
Конспект урока «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Мозаика» Тема «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» Мозаика. Выполнение мозаики по собственному эскизу (аппликация) Использование.
Роль искусства в развитии ребенка
Юлия Чаплыгина
Роль искусства в развитии ребенка
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. При этом искусство как таковое не свойственно другим представителям животного мира, самовыражаться творчески – это прерогатива людей.
В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.
Говоря об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для нормального развития ребенка. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.
Благодаря творчеству, дети с ограниченными способностями, вырастая, становятся полноценными членами общества – многие их недостатки благодаря искусству компенсируются, вплоть до полного выздоровления. Для многих детей (а впоследствии взрослых) с тяжелыми органическими нарушениями творчество становится практически единственной возможностью познания окружающего мира и единственной возможностью диалога.
Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого дошкольника, даёт возможность проявить себя, реализовать свою активность без давления со стороны взрослого.
Для детей время течет медленнее, а все без исключения события и переживания являются чрезвычайно важными. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы внешние проявления его интеллекта и психики (мысли, эмоции) были направлены «в мирное русло». Другими словами, чтобы ребенок не оставался наедине со своими переживаниями, а научился выражать их в каком-либо творчестве.
По мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения.
Приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.
В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.
Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.
Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые специалисты говорят даже о пренатальном периоде.
Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей педагогов и родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.
Приложение: дети рисуют картины известных художников
Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…» А. Эйнштейн «Познание начинается с удивления» Аристотель Малыш – природный исследователь.
Роль детского сада в развитии речи ребенка Роль детского сада в развитии речи ребенка Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а также способность владеть речью.
Консультация «Роль искусства в жизни ребенка» Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и.
Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка» Семья — это ближайшее окружение ребенка, и ее влияние оказывает огромную роль в развитии личности ребенка. К сожалению, современная семья.
Роль декоративно-прикладного искусства в познавательно-речевом развитии детей. Коллективная поделка «Зимняя сказка» «Зимняя сказка» «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие.
Роль игры в развитии математических способностей ребенка «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.
Роль окружающей среды в развитии ребенка Что оказывается первым фактором развития эстетических чувств ребенка? Конечно, улыбка матери, ее ласка, ее нежный голос, сильные руки отца.
Роль режима дня в развитии ребенка Очень важно, чтобы с первых дней жизни у ребенка формировались привычки, способствующие правильному развитию. Они формируются при условии.
Роль искусства в развитии детей
«Искусство создает хороших людей,
формирует человеческую душу»
— П.И. Чайковский
Наряду с развивающими методиками, такими как методика Глена Домана, Марии Монтессори, воспитание по методу Макото Шичиды, использование элементов ТРИЗ-педагогики, стало модным приобщение детей к истории искусства, изучению живописи, раннее знакомство с музыкой. Востребованность и популярность таких методов у родителей объясняется тем, что современное общество предъявляет все больше требований к человеку как к личности. Быть образованным уже недостаточно. Важно уметь мыслить творчески и решать нестандартные задачи легко и непринужденно. Быть разносторонней личностью, имеющей широкий кругозор и собственное мнение.
По мере взросления ребенок все больше проявляет активность в процессе познания. Его мысли, чувства становятся более осознанными. Они оказывают влияние на формирование отношения подрастающего человека к окружающей действительности, событиям жизни. Происходит активное развитие процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Происходит интеллектуальный рост. Важной составляющей роста и развития является эффективная работа мозга, которая обеспечивается тесным взаимодействием правого и левого полушария.
Американский нейропсихолог Р. Сперри в своих работах отмечал, что каждое полушарие отвечает за особый специфический способ познания мира и в большинстве случаев действует как самостоятельный мозг. Таким образом, для эффективного функционирования головного мозга, необходимо активное взаимодействие полушарий. Левое и правое полушарие должны быть хорошо развиты в одинаковой мере и работать слаженно.
Положительное влияние искусства на развитие детей
В процессе развития ребенка, как правило, родителями, воспитателями и педагогами много внимания уделяется письму, счету, развитию логики, изучению языков, чтению. За все это отвечает левое полушарие. Для развития правого полушария, следует заниматься музыкой, танцами, живописью и другими видами искусства.
Искусство как форма отражения и освоения действительности, форма чувственного познания, как элемент культуры, оказывает влияние на развитие личности, помогает проявляться и развиваться творческим способностям человека.
Как сделать искусство частью жизни ребенка?
Заключение
Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.
Гармоничного развития Вам и Вашим детям!
Интересно, а какие виды искусства и каким образом включены в жизнь вашего ребенка? Поделитесь в комментариях!
Автор: Алла Нагинайло, психолог