зачем пророку мухаммаду много жен
Причины многоженства Пророка Мухаммада (мир ему)
В первый раз Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) женился в возрасте двадцати пяти лет на сорокалетней вдове Хадидже (радыяллаху анха), имеющей детей от первого брака. Они прожили счастливо двадцать пять лет, и он, отдав этой женщине самые лучшие годы своей жизни, не женился во время брака с ней на других женщинах.
После Хадиджи (радыяллаху анха) его женой стала одинокая пятидесятилетняя вдова Савда (радыяллаху анха). Кроме Айши и Марии (радыяллаху анхума), все жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) были либо вдовами, либо разведенными женщинами. Как уже было сказано, до пятидесятитрехлетнего возраста у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) была только одна жена. Его многоженство приходится на последний, мединский период его жизни. И на это были весьма серьезные социальные, политические, нравственные и религиозные причины.
Следует сказать, что многоженство не было введено Пророком (салляллаху алейхи ва саллям). Оно существовало в разных частях мира еще до прихода Ислама, в том числе и на Аравийском полуострове. Ислам, с одной стороны, предоставляет женщине много прав, а с другой стороны, рекомендует жениться на более чем одной женщине, если есть такая необходимость. А в некоторых ситуациях ставит многоженство условием соблюдения справедливости.
Когда был ниспослан аят, ограничивающий количество жен четырьмя, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был женат на девяти женщинах. Те, кто были женаты на более чем четырех женщинах, были вынуждены выбирать и оставить лишь четырех.
Жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), матери правоверных, в случае развода уже не могли выходить замуж ни за кого другого и обречены были до конца своих дней оставаться незамужними. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предложил каждой из них развод, ни одна не дала согласия на него. По этой причине Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) было позволено оставить их всех своими женами.
Религиозные исламские знания интересовали женщин не меньше, чем мужчин. Половину последователей Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) составляли женщины. Им также было необходимо знать предписания Ислама, касающиеся семейной жизни. И жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) сыграли неотъемлемую роль в образовании и воспитании мусульманских женщин. А в тех вопросах, которые касались именно женщин, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сделал своих жен источником знаний для них.
И даже когда женщины приходили с вопросами к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), он перепоручал их своим женам. Хотя не всегда и не во всем одна женщина могла нести такую ответственность. Во многих вопросах, для их лучшего объяснения, было необходимо учесть разные точки зрения. Поэтому, чтобы в точности передать и донести все то, о чем говорил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), помощь его жен была необходима. Айша (радыяллаху анха), обладавшая острым умом и хорошей памятью, как никто другой, понимала суть многих вопросов шариата, в особенности, касающихся женщин. И уже после смерти Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), на протяжении многих лет она давала мусульманским женщинам руководство и внесла неоценимый вклад в разработку основ шариата. Пророк (саллаялаху алейхи ва саллям) именно все это имел в виду, когда сказал: «Обучайтесь вашей религии у Айши!» Другой мудростью женитьбы на Айше (радыйаллаху анха) являлось то, что она была дочерью Абу Бакра (радыяллаху анху), который находясь с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) «вдвоем» в пещере Севр, скрепил себя с ним. То, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) очень любил Айшу (радыяллаху анха) объясняется тем, что она легко, но с невероятной глубиной, воспринимала то, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рассказывал ей о религии. Хотя Зайнаб и Сафийя были намного красивее Айши (радыяллаху анхунна), первыми, от чьего имени передавались хадисы, дошедшие до нас, в большинстве случаев были именно от его любимой жены.
Каждая из жен Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) имела свою историю и отдельную причину, по которой он женился на ней.
На некоторых он женился, желая вознаградить за то, что они претерпели во имя Ислама. Поэтому он женился на Умму Саляме, Умму Хабибе и Савде (радыяллаху анхунна). Эти женщины ради Ислама переселились в Эфиопию и овдовели, потеряв своих мужей. Другой причиной, по которой Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) женился, было желание привлечь соплеменников этих женщин к Исламу, погасив огонь вражды. Так он женился на Сафийе и Джувайрийе (радыяллаху анхума).
На Айше и Хавсе (радыяллаху анхума) Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) женился из уважения к их родителям, желая установить с ними родственные отношения.
Исходя из того, что лучшие годы своей жизни Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) прожил только с одной женщиной и не брал других жен, не следует полагать, что его последующее многоженство имело какие-то корыстные цели.
А понять то, какие высокие цели стояли за всеми этими браками, смогут лишь те, кто обладает пониманием веры, проницательностью и искренностью.
И если бы Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), став многоженцем, желал удовлетворить лишь желания плоти, как считают недоброжелатели, тогда ему не следовало бы посвящать лучшие годы своей жизни вдове, имеющей детей, которая, к тому же, была старше его на пятнадцать лет.
Те ограниченные люди, которые видят в женитьбе лишь удовлетворение желаний плоти, не способны постичь истинных мотивов этих поступков. Умы и сердца, занятые своими страстями и желаниями, делая столь несправедливые и оскорбительные выводы, разоблачают лишь собственную темноту и пошлость.
ПОЧЕМУ У ПРОРОКА МУХАММАДА (МИР ЕМУ) БЫЛО НЕСКОЛЬКО ЖЕН?
Когда речь заходит о пророке Мухаммаде, зачастую поднимают вопрос, почему у него было столько жен. На самом деле наличие у пророка нескольких жен имело особое значение, и оно оказало существенное влияние не только на распространение ислама, но и на всемирную историю в целом. Рассмотрение данного вопроса требует объективного подхода. Именно так мы постараемся рассмотреть его в данной статье.
Целью, которой руководствовался пророк Мухаммад, было выполнение его миссии Божьего посланника, а также приведение общества к законам, основанным на Божьих – а не его – велениях. Он сделал все, что было в его силах, для достижения данной цели: налаживал связи с различными народами Аравии, поддерживал отношения с их руководителями, заключал мирные договоры со своими заклятыми врагами. И его женитьбы были одним из способов налаживания отношений с различными влиятельными народами.
Если рассматривать его браки с этой позиции, то причины заключения им браков станут ясны. Было бы глупо и неверно списывать их на низменные мотивы. Против таких мотивов говорит, в частности, тот факт, что из одиннадцати его жен десять были либо вдовами, либо разведенными, причем большинство были вдовами. Чтобы понять истинные причины заключения такого количества браков, рассмотрим их по отдельности:
1) Свой первый брак Мухаммад заключил с вдовой Хадиджей, которая ранее была дважды замужем. На момент заключения брака ему было 25 лет, а ей – 40. Она в итоге стала первой женщиной, принявшей ислам, и была настоящей опорой для пророка. Он продолжал помнить о ней даже после ее смерти как самую любимую свою жену. Он был верен ей в течение 25 лет. Все это время она была его единственной женой. Она умерла, когда ей было 65, а пророку – 50.
Если б пророк руководствовался похотью, в которой его неправомерно обвиняют критики, то он мог бы уже тогда жениться сразу на нескольких молодых и красивых девушках. В те времена это было нормой. Если б пророк руководствовался низменными мотивами, то зачем же ему было в течение 25 лет оставаться верным одной-единственной жене, которая была на 15 лет старше его? Одного этого факта достаточно для опровержения обвинений в адрес пророка по этому вопросу. Но мы, тем не менее, рассмотрим все его браки, которые, как мы увидим, говорят сами за себя.
2) После смерти Хадиджи пророк женился на другой вдове – Сауде. Ей было на тот момент 65 лет. В свое время она со своим мужем Сакраном переселилась в Эфиопию, спасаясь от гонений со стороны мекканских язычников. Во время возвращения супругов в Мекку Сакран умер. Видя тяжелое положение, в котором оказалась Сауда, пророк женился на ней.
3) Следующий брак пророка был на Аише, дочери его верного друга Абу Бакра. Причем до этого, когда ей было 5 лет, она была помолвлена с Джабиром ибн Мутимом. В то время детские браки были нормой. Из всех жен пророка Аиша – единственная девственница, и лишь она одна из всех жен появилась на свет в семье мусульман.
Одной из целей пророка в этом браке было укрепление братских уз с Абу Бакром, который был его главным защитником от притеснений со стороны язычников Мекки. Во-вторых, Аиша родилась в семье, славящейся честью и умом. Пророк понимал, что она может принести огромную пользу мусульманам, передавая знания о его жизни, особенно той, что касается семьи, дома и личных отношений, которые не видны посторонним. Пророк сам советовал людям учиться половине религиозных знаний у Аиши. И можно лишь поражаться дальновидностью пророка, ведь в течение 45 лет после его смерти Аиша была одним из главных источников пророческих знаний и мудрости для мусульман.
4) Пророк также женился на Хафсе. Она была дочерью Умара, второго его близкого сподвижника. Ее муж Хунейс погиб в битве при Бадре. Пророк считал этот брак долгом перед Умаром, который принес огромную пользу мусульманам, защищая их в Мекке от врагов.
5) Зейнаб, дочь Хузеймы, – еще одна вдова, на которой женился пророк. Прежде она была замужем за Убайдой (сыном Хариса), который погиб в битве при Бадре. Ее называли «матерью обездоленных». Зейнаб было 60, когда пророк женился на ней. Она умерла через два-три месяца после заключения брака.
6) Умм Саляма тоже была вдовой. Ее прежний муж – Абу Саляма – погиб в битве при Ухуде, оставив четырех сирот. Умм Саляма была беременна на момент смерти мужа и не знала, что теперь ей делать. Случившееся с супругом повергло ее в шок. Она крайне нуждалась в поддержке. После того как она родила ребенка, Умар предложил пророку взять ее в жены. Пророк дал свое согласие, и брак был заключен. Разве могли быть у пророка иные причины, кроме любви, милосердия и сострадания, когда он в 54-летнем возрасте брал в жены вдову с четырьмя сиротами?
Был и еще один важный фактор: Умм Саляма происходила из рода Махзума. В этот род входили Абу Джахль и Халид ибн Валид, которые на тот момент были одними из главных врагов ислама. Хотя этот брак не произвел изменений в поведении Абу Джахля, но зато Халид принял ислам и стал блестящим полководцем. Как мы уже говорили, одной из благородных целей заключения пророком браков было сближение различных кланов Аравии с исламом.
7) Зейнаб, дочь Джахша, прежде была замужем за Зейдом – рабом, которого освободил пророк. Она приходилась пророку двоюродной сестрой. Зейд развелся с ней. На момент заключения брака с пророком ей было 38 лет. Брак пророка с Зейнаб преследовал цель показать недействительность старого арабского обычая приравнивания усыновленных к родным детям. Поскольку Мухаммада считали приемным отцом Зейда, брак с его прежней женой показывал, что называть пророка отцом Зейда неправильно. Данный брак был санкционирован Богом, как о том говорится в Коране:
Когда же Зейд завершил свой союз с ней, Мы женили тебя на ней… (Коран, 33:37)
8) Умм Хабиба была еще одной вдовой, на которой женился пророк. Она приходилась дочерью Абу Суфьяну, который долгое время жестко противостоял исламу. Поначалу Умм Хабиба была замужем за Убайдуллой. Он был мусульманином, но, когда супруги, спасаясь от гонений язычников, переселились в Эфиопию, Убайдулла принял христианство и впоследствии умер. Получалось, что отец Умм Хабибы был врагом ислама, а муж ее тоже покинул ислам. Понимая, каким бременем все это легло на Умм Хабибу, пророк направил делегацию к эфиопскому царю с целью заключения брака с Умм Хабибой. На момент вступления в новый брак ей было 36-37 лет. Как и в случае со многими другими браками пророка, его женитьба на Умм Хабибе привела родственников невесты к исламу. Этими родственниками был известный курайшитский род Абдушамса.
9) Пророк также женился на вдове по имени Джувайрия. Ее отец и муж были врагами ислама: отец, подстрекаемый мекканскими язычниками, планировал нападение на Медину, из-за чего мусульманская армия выступила против его клана. Этот поход привел к поражению клана, а также к смерти мужа Джувайрии. Результатом похода также явилось взятие в плен многих ее соплеменников, среди которых была и она сама. Отец Джувайрии предложил выкуп за свою дочь. Но она попросила остаться на службе у пророка, и по ее просьбе он женился на ней. Данный брак привел к освобождению всех пленных, ведь они были ее родственниками. В очередной раз брак пророка привел к установлению мира и дружеских отношений между различными кланами.
10) Сафия тоже была вдовой. Ее второй муж погиб в битве при Хайбаре. Ее отец был руководителем известного иудейского рода назиритов и был убит в том же сражении.
Сафия оказалась пленницей. Но ее в итоге освободили, и пророк женился на ней. Некоторые жаловались, что она с сочувствием относится к иудеям. В ответ она говорила, что они – ее родственники. Пророк поддержал ее позицию. Он сказал, чтобы она отвечала на такие высказывания следующим образом:
– Мой отец – Аарон, а дядя – Моисей.
Данный брак привел к более близким отношениям между мусульманами и мединскими иудеями.
11) Последний брак пророк заключил с разведенной Маймуной. До этого она дважды была замужем. Когда пророк женился на ней, она была уже весьма пожилой, пророку же было 57. Данный брак был предложен Аббасом, дядей пророка. Он надеялся, что это приведет род Маймуны к исламу. Так и случилось. После заключения данного брака ее родственники массово принимали ислам.
Как видим, браки пророка были обусловлены отнюдь не его прихотями и страстью. Их спланировал Бог. После заключительного брака с Маймуной Бог велел пророку больше не заключать браки (Коран, 33:52), поскольку цели его браков были к тому моменту уже достигнуты, и пророческая миссия была близка к своему завершению.
Все это не означает, что пророк руководствовался лишь холодным расчетом. Пророк любил красоту и женщин и без ложной скромности признавал это. Он говорил:
Приятные ароматы и женщины привлекательны мне, но отрада моих глаз – в молитве.
Я полностью контролирую себя.
Рассматривая различные стороны его жизни, мы во всем обнаруживаем умеренность – в еде, питье, времяпровождении с женами и т. д. Никогда пророк не увлекался чем-то чрезмерно. Попытка западных авторов очернить пророка, представив его движущим мотивом похоть, крайне далека от истины и фактов. И это видно из приведенного выше анализа. У его браков были социальные причины, а также куда более высокая цель, чем банальная любвеобильность.
Здесь уместно привести цитату Карен Армстронг, западной исследовательницы и автора книги «Мухаммад: пророк нашего времени»:
Коранический принцип полигамии был частью общественных законов. Его цель – отнюдь не в ублажении мужской страсти, а в исправлении несправедливости, допускавшейся по отношению к вдовам, сиротам и другим женщинам, которые были уязвимы для притеснений. Чрезвычайно часто оказывалось так, что люди, не обремененные нравственностью, забирали все имущество, оставляя более слабых членов семьи ни с чем… Полигамия позволяла женщине, оказавшейся без защиты, вступить в достойный брак, тем самым освободившись от досаждавших ей тиранов. Мужчинам разрешалось иметь не более четырех жен, и к каждой они были обязаны относиться справедливо. Отнимать у женщин имущество было строго запрещено… Коран старался дать женщинам тот правовой статус, которым большинство западных представительниц женского пола еще долгое время (вплоть до XIX века) не обладали. Предоставление прав и свобод женщинам было тем действием, которым пророк дорожил…
Зачем пророку мухаммаду много жен
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Почему у Пророка Мухаммада было более четырех жен?
Вопрос немусульманина: «В Коране разрешается иметь до четырех жен одновременно, об этом сказал ваш Пророк. Это уже само по себе есть угождение похоти, Библия такие вещи запрещает. Если в ней и говорится, что кто-то из праведников имел не одну жену, то это, может быть, и прощаемая по ветхим временам, но все-таки слабость. Христос такие вещи запретил. Однако ваш Пророк нарушил и эту, им же установленную норму, ибо имел то ли 9, то ли 11 жен. Получается, две морали: одна — для избранных, другая — для рядовых мусульман?»
Ответ: В Коране говорится: «Все, что есть, Мы сотворили парами, чтобы вам над этим поразмыслить…» (51:49). Такой парой является и человек, из состава которого сотворена ему жена. Творение Аллахом Всевышним человека являет собой начало его брачного существования. Ответственность мужа и жены друг перед другом и перед детьми прямо вытекает из их ответственности перед своим Создателем. Тем самым Адам и Хава (Ева) — первая супружеская пара, и то, что таковой она была в Эдеме, говорит, что это — идеальное состояние. Цель брака — не столько продолжение рода, сколько любовь:
«И среди Его знаков — то,
что Он создал для вас жен из вашего же окружения,
чтобы вы находили в них любовь и утешение,
и посеял между вами симпатию и привязанность.
Истинно, в этом знак для людей мыслящих» (Коран, 30:21).
Однако временная жизнь, в которой мы живем, далека от идеала: есть принуждение и ошибки в заключении брака, есть грехи и ошибки в браке, есть войны, болезни и прочие трагедии. И Ислам считает недопустимым подменять идеал любви двоих юридической обязательностью моногамного брака, ибо, если любви нет и не было, то чисто внешнее, юридическое принуждение не может насильно поселить в живых душах взаимное тяготение, любовь и счастье.
Есть ли любовь — это зависит от самих людей и от милости Аллаха, но Творец не ставит неодолимые преграды для людей, наделенных свободой выбора и желающих более счастливо устроить свою законную семейную жизнь. Грех — это бросать на произвол судьбы свою первую жену, с которой, допустим, не сложились отношения, если она не совершала прелюбодеяния, или если она бездетна. Но взять вторую жену, сохраняя статус и честь первой жены, вполне гуманно и разумно. Ислам разумно ограничил число таких браков, позволяя мужу иметь одновременно не более четырех жен.
Что касается истории многоженства в религии монотеизма, то, во-первых, многоженство — древнейшая практика, и никто из святых людей, включая Иисуса Христа, не объявлял о его порочности или о его отмене. По несколько жен имели праведники и пророки Бога: Иаков-Исраил (Якуб), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса) (мир им). Причиной многоженства бывали, как правило, личные мотивы, связанные с любовью или с отсутствием потомства. У Давида (Дауда) и Соломона (Сулеймана) (мир им) было много жен. Этот порядок регламентирован Торой — шариатом Моисея, обязательным для верующих до ниспослания Корана:
«Если у кого будут две жены: одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то при разделе сыновьям своим имения своего он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой» (Втор. 21: 15–17).
При этом устанавливается жесткая ответственность мужчины. В хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, Пророк Мухаммад сказал: «Кто имел двух жен и не был справедлив к ним, придет в день Воскресения с половиной тела, подвешенной вниз».
Во-вторых, основанием для женитьбы более чем на одной женщине является не стремление к удовольствиям, а естественное желание взять на себя посильную ответственности за судьбы женщин, оставшихся без мужа, дать поддержку и радость еще одной обездоленной женщине, либо стремление содействовать объединению родов и племен. И то, и другое имело место и до Ислама: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего. Если же он не захочет взять невестку свою, то. тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: “так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему”» (Втор. 25:5–10).
Помимо вдов, также предписывалось жениться на взятых в плен на войне девушках. — Все эти основания не исчезли ни в VII веке н.э., ни позже, и поэтому Ислам лишь ограничил число и ввел большую меру ответственности.
Что касается числа жен у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), то здесь необходимо отметить следующее. Все его браки были заключены до того, как был ниспослан аят, ограничивающий число жен четырьмя, поэтому сам Мухаммад ничего не нарушал. Единственным исключением для него было то, что, в отличие от других, которым было велено оставить не более четырех жен, а с остальными развестись, он не должен был разводиться ни с кем, ибо каков был бы статус женщины, получившей развод от самого Посланника Аллаха?
Кроме того, нужно внимательнее изучить жизнь Пророка, чтобы увидеть мотивы его поступков. Как известно, Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) много лет жил только с одной женой Хадиджей, которую он очень любил, и не брал себе других жен. После ее смерти он в течение пяти лет вообще не женился — этот факт опровергает измышления на тему его «южного темперамента».
Однако общественное положение Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) изменилось. Он стал не только проповедником религии, но и ведущим политическим деятелем, главой государства. Для консолидации разрозненных арабских племен и созидания мира между людьми и строительства единого многонационального государства необходимо было предпринимать различные шаги. В том числе, в ту эпоху это достигалось посредством «династических» браков, значение которых издревле было очень велико.
Близкий друг Пророка Абу Бакр был влиятельнейшим и почетным человеком в среде арабов. Он немало сделал для укрепления ранней мусульманской общины, и по этой причине брак его дочери Аиши с Пророком был необходим как для него, так и для главы мусульманского государства, ибо весь род Абу Бакра становился родственным Мухаммаду, и для духовно незрелых еще людей наличие родства служило символом политического объединения. И, как показали дальнейшие события, именно Абу Бакр укрепил положение молодого мусульманского государства после смерти Пророка. Но Аллах премудро устроил так, что Аиша сама полюбила пророка Мухаммада, и потому их династический брак был браком по любви и поистине счастливым.
Государственные цели имел и брак Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) с Хафсой, дочерью Умара ибн Хаттаба, который также был одним из лидеров мусульманской общины, и Рамлой — дочерью его врага, лидера мекканских язычников Абу Суфьяна. Он тоже был влиятельным человеком, игнорировать которого было нельзя.
Женой пророка Мухаммада была и коптская девушка Мария (Марьям), которую отправил к нему в наложницы византийский наместник Египта Мукавкас в знак своего уважения. Женившись на ней, Мухаммад уже думал о своем влиянии в Египте.
Государственные цели имели место и в случае женитьбы Пророка Мухаммада на еврейской девушке Сафии. Она была дочерью вождя иудейского племени Бану Надир. После сражения мусульман с иудейскими племенами при Хайбаре она попала в плен к мусульманам. В связи с тем, что она была дочерью влиятельного человека, ее передали на суд Пророка Мухаммада. Он принял ее очень хорошо и предложил ей на выбор два варианта: либо принять Ислам и остаться с мусульманами как вольной женщине, либо же уйти обратно к своему народу. Сафия выбрала первое предложение. В ответ Пророк, тронутый таким решением, предложил ей стать его женой.
В то же время некоторых своих жен Пророк брал, руководствуясь соображениями благотворительности. Наглядным примером этого является его брак с 60-летней Зайнаб бинт Хузайма. Она была женой погибшего в битве при Бадре Убайды ибн Хариса. После гибели мужа она опасалась за свою дальнейшую судьбу. Поэтому Пророк предложил ей свое покровительство, но войти в дом чужого ей мужчины женщина могла, только заключив с ним брак.
Таким образом, Коран повествует нам о творении Аллахом только брачной пары: мужа и одной жены, взятой от плоти своего мужа. Брак — естественное и здоровое состояние человека. Исламский шариат позволяет мужчине иметь до четырех жен одновременно, но это — не обязанность, не рекомендация, а только разрешение, причем, ограниченное нелегким условием: быть одинаково справедливым со всеми женами. В это входит проведение примерно равного времени с каждой женой, уделение ей и детям соответствующего внимания. Муж несет всю полноту ответственности за всех своих жен перед Аллахом, включая их религиозность, нравственность, образование, обеспечение питанием, одеждой и медицинской помощью, а также полностью отвечает за всех детей. Все жены должны также иметь раздельное жилье. При невозможности выполнить данные условия многобрачие запрещается.
Али Вячеслав ПОЛОСИН,
доктор философских наук
Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 57,
22 – 28 февраля 2008 — с. 4.