зачем пожарные поджигают спички перед пожаром
«Пожарные» приметы и суеверия
C давних пор, еще до появления религии, люди большое значение придавали суевериям и приметам. Интерес к ним не угасает и в наше время, появляются новые суеверия. Очень интересные приметы рождаются в профессиональных сферах. Свои собственные приметы есть у врачей, космонавтов, музыкантов, саперов и пожарных и во многих других профессиях.
Особенно обрастает приметами и суевериями всякая профессия, связанная с опасностью и постоянным риском для жизни. Профессия пожарного не является исключением из правил. Вот некоторые распространенные «пожарные» приметы и традиции, а также народные суеверия в отношении огня.
В день первого боевого дежурства новичок должен пройти обязательное «посвящение». Новоиспеченного пожарного обливают холодной водой с головы до пят. Только после такого посвящения он имеет право считать себя полноценным членом коллектива.
Пожарные никогда не прощаются друг с другом за руку. Поэтому они обычно говорят: «Не прощаемся». Нарушители этой традиции, часто через короткий промежуток времени встречаются вновь. При изменении караулов желают друг другу «сухих рукавов».
Если пожарный надел на боевое дежурство новую форму или выстиранную накануне дежурства амуницию, то на очередном карауле не видать ни сна, ни покоя. Правда, хитроумные бойцы придумали, как избежать таких проблем. Для этого новенькую форму всем караулом следует. потоптать, для того, чтобы она выглядела, будто давно прошла уже «боевое крещение».
Плохой приметой считается брать чужие вещи с места пожара.
Несколько суеверий, выработанных в течение долгих наблюдений непосредственно народом:
Одержимые огнем. Иногда пожарные сами поджигают дома и губят людей. Зачем они это делают?
Образ поджигателя обычно ассоциируется либо с мстительным, либо с душевнобольным человеком. В любом случае кажется, что речь идет о маргинале. Однако в США и некоторых других странах с начала ХХ века бушует буквально эпидемия пиромании среди пожарных — людей, чьей прямой обязанностью является тушение огня. «Лента.ру» рассказывает о ее причинах.
Не умножайте речей надменных
Маленький Джон был очарован огнем. Не тем огнем, который горит в камине и согревает долгими холодными вечерами, и не тем, что миролюбиво потрескивает в походном костре. Он был влюблен в огонь, который пожирает дома других людей.
Однажды увидев горящий дом соседей, мальчик навсегда запомнил, какие чувства подарили ему языки пламени, взмывавшие, казалось, до небес, — чувство ничем не передаваемого восторга и даже возбуждения.
Он считал, что сам знает, как ему жить и работать. Более того, ему нравилось командовать другими, но реализоваться в этом плане он, очевидно, не мог.
После этого Орр обратил внимание на работу в полиции и несколько раз пытался поступить туда на службу, однако проваливал психологический экзамен, показывая свою незрелость в эмоциональном плане. Отчаявшись, он снова решил стать пожарным, только теперь уже гражданским, в округе Лос-Анджелес. Для этого ему как бывшему военнослужащему нужно было пройти несколько совсем простых тестов, но и их он успешно завалил.
После нескольких лет тщетных попыток стать полицейским или пожарным Орру все же улыбнулась удача. Его взяли на службу рядовым пожарным в одной из пожарных частей города Глендейл. Но, как он неоднократно жаловался коллегам, на этой работе он опять не чувствовал должного, с его точки зрения, уважения к себе и поэтому устроился на подработку в супермаркет, где с особой жестокостью задерживал магазинных воришек. Он даже отрастил себе усы, чтобы быть больше похожим на стереотипного американского копа. Но и тут он был ограничен в возможностях, что ужасно его злило.
Кадр: Fox Nation / YouTube
Немного умерив спесь, Джон Леонард все же осознал, что действительно не обладает достаточной квалификацией для значимого поста и стал с маниакальным упорством посещать все курсы по ее повышению. Его старания увенчались успехом — в 1980 году он занял должность пожарного следователя по поджогам. Она была престижной, важной и настолько напоминала работу полицейского, насколько возможно. Наконец мечта Орра исполнилась.
Похоть плоти
До сих пор непонятно, когда пожарный следователь по поджогам сам начал заниматься поджогами, но, видимо, это произошло, когда коллеги действительно стали уважать его за работу. Орр и в самом деле оказался отличным следователем, раскрывая одно дело за другим.
Но когда Орр решил наконец реализовать свои амбиции, его уже ничто не могло остановить. Он поджигал дома и магазины. Обычно он совершал сразу несколько поджогов, начиная с мелкой цели, чтобы отвлечь внимание коллег от крупной. К их огромному удивлению зачастую оказывался на месте поджога еще до прибытия пожарной бригады.
Одно из уничтоженных огнем Орра зданий в Глендейле, 1990 год
Вершиной его карьеры поджигателя стал пожар в гипермаркете Ole, где погибли четыре человека и который Орр гордо, никого не боясь, у всех на виду снимал на видео. На следующий день все следователи по поджогам Южной Калифорнии собрались на пепелище и после осмотра места заявили, что во всем виновато короткое замыкание.
Вместо того чтобы порадоваться такому вердикту, Орр единственный начал жарко спорить с коллегами — ведь речь шла о его профессиональной репутации как следователя, так и поджигателя. Однако его голос не был услышан, несмотря на то что он не был удовлетворен решением. Орр еще несколько раз появлялся на месте преступления, имитируя расследование, словно актер, играющий в фильме две противоположные роли.
Однако, несмотря на то что на одном из воспламенителей из сигареты, спичек и листа бумаги, обнаруженных на месте преступления, были его нечеткие отпечатки пальцев, экспертиза не дала однозначного ответа и пожарный вновь ушел от ответственности.
Разумеется, это еще больше раззадорило Орра, который вошел в настоящий раж. Чаще всего он оставлял зажигательные устройства в секции подушек какого-нибудь магазина, и поэтому, когда полиция создала специальный отдел для его поимки, поджигатель получил кодовое имя «подушечный пироман». В 1991 году следователям наконец удалось собрать достаточно улик, и Джон Орр оказался за решеткой.
Джон Леонард Орр в зале суда
Фото: Wally Skalij / Los Angeles Times / Getty Images
Находясь под следствием, но не признавая вины, пожарный-поджигатель сочинил роман, в котором описывал якобы вымышленного персонажа: тоже пожарного, тоже поджигателя, тоже человека, возбуждающегося от вида огня. Этим он только облегчил работу следователям, раскрыв в книге свои мотивы. Хотя Орр так и не признал свою вину, его приговорили к 42 годам тюремного заключения. Предполагается, что он стал виновником более двух тысяч пожаров. Сейчас ему 72 года, и он отсидел только 29 лет от положенного срока.
Унылый дух сушит кости
История Джона Леонарда Орра — вовсе не единичный эксцесс. Пожарные-поджигатели — довольно распространенный феномен в США. Как следует из отчета Национального совета пожарных-добровольцев, ориентируясь на информацию из прессы, можно заключить, что среднее число пожарных, которых арестовывают за поджоги за год, превышает 100 человек.
Составители отчета признают, что среди специалистов нет консенсуса относительно того, что для таких людей является основным мотивом преступления. «Это иллюстрирует тезис о том, что четкого архетипа пожарного-поджигателя не существует», — пишут они.
Впервые об этом феномене заговорили в начале XX века. Поджигатели будоражили воображение читателей бульварной прессы. Когда же полиция задерживала пожарного-поджигателя, предателя своей клятвы служить народу, газеты с подобными историями разлетались как горячие пирожки. Авторы таких статей не только описывали мельчайшие детали злодеяний преступника, но и спекулировали на тему, почему он их совершал.
Обычно журналисты сходились во мнении, что «светлячок», как принято было называть пожарных-поджигателей, был просто психом, пироманом. Как можно видеть на примере Орра, такое объяснение проблемы не лишено оснований.
Нью-йоркские пожарные тушат пожар в студии звукозаписи. 1929 год
Фото: Bettmann / Contributor / GettyImages
Но зачастую причины были другими. Газета New York Times в 1931 году рассказывала историю о двух командах пожарных-добровольцев из города Беверли, между которыми существовало соперничество — кто быстрее приедет на место возгорания.
Таким образом, оказывалось, что речь идет вовсе не о пироманьяке, которого взяли на службу, а об обычных нормальных пожарных, ставших поджигателями. «Скука и дух соперничества продолжают быть проблемой во многих частях», — подчеркивают авторы отчета.
Но есть и третья причина. Иногда пожарные становятся поджигателями просто потому, что им хочется потренироваться, или (в особенности в сельской местности) «чтобы было достаточно работы для оправдания выделенных бригаде средств».
Ибо праздность научила многому худому
За примерами не надо ходить далеко. В декабре 2019 года в городке Аппер-Мальборо начали один за другим гореть пустые дома. За два месяца сгорели четыре, и никто не мог понять, что было причиной пожаров, пока следствие не указало на поджог.
Пятеро пожарных из Аппер-Мальборо
Оказалось, что за всеми этими случаями стоят молодые пожарные из местной пожарной бригады. Эти пятеро, как потом говорил прокурор, отлично знали что делают и осознавали последствия своих действий. Именно они находились на службе в момент пожаров, и именно они приезжали их тушить. Единственным их мотивом, как заключил суд, было развлечение. Ребята просто хотели работать, работы не было, и они создавали ее для себя сами.
С другой стороны, Джон Орр настолько популярен, что его пример породил немало подражателей. Так в марте 2021 года в округе Вашингтон, штат Оклахома судили серийного пожарного-поджигателя Дакоду Дэвиса, которому только исполнилось 18 лет и на чьем счету более 20 поджогов домов и случаев пала сухой травы.
Парень действовал по проверенной схеме: подъезжал к строению на своем грузовике, а потом несся в пожарную часть, чтобы в составе бригады приехать на место происшествия и участвовать в тушении объекта. Зачастую, как показала слежка, Дэвис приезжал в часть еще до того, как о пожаре сообщат. Как говорит его бывший начальник, молодой человек получал удовольствие как от огня, так и от всплеска адреналина, который дарит поездка на автомобиле с мигалкой, позволяющая утвердиться во мнении, что ты — важный, а главное, уважаемый человек, в чьих руках находится судьба города.
Фото: Washington County Sheriff’s Office
Но иногда бывает и так, что пожарный-поджигатель преследует вполне прозаичные материальные цели. В апреле 2020 года ирландский пожарный Дэвид Ахерн начал пал сухой травы на частном лугу вовсе не потому, что ему хотелось покататься на машине с мигалкой. Дело в том, что здесь пожарный — должность совмещаемая и платят ему за каждый конкретный выезд. Ахерну просто понадобились деньги, и он нашел способ их заработать.
Блаженны нищие духом
Австралиец по имени Дэвид рассказывает изданию Vice другую историю, конец которой, в отличие от начала, похож на случай Джона Орра. Если другие пожарные-поджигатели совершали преступления от скуки или от всепоглощающей любви к огню, его к нему привело изнасилование.
Оторвала его от этих мыслей только помощь бригаде юных пожарных, куда записал его отец. Там он нашел смысл жить дальше.
«Я почувствовал себя частью большого сообщества. Я помогал собирать средства и бегал для них с ведрами за водой»
Он выработал зависимость от процесса пожаротушения, и вскоре ему стало не хватать тех пожаров, которые часто возникают в австралийском буше. «Я понял, что, если я буду сам устраивать лесные пожары, я смогу оказываться на станции первым. И каждый раз я знал, куда мы отправляемся. Это был мой маленький секрет, и он позволял мне чувствовать себя сильным», — признается Дэвид.
Если сначала он делал это раз в месяц, ради того чтобы ощутить себя в коллективе, постепенно его увлечение переросло в настоящую пироманию. Дэвиду просто необходимо было хотя бы раз в неделю поджечь буш, чтобы почувствовать свою власть над окружающими, а потом — и ради непередаваемого возбуждения, которое ему дарил выгоревший до дымящихся головешек лес.
Тушение пожара в австралийском буше
Фото: Evan Collis / Department of Fire and Emergency Services / Getty Images
К счастью, то, что Дэвид рано начал свой путь поджигателя, сыграло ему на руку. Дело происходило в конце 80-х, и австралийское общество еще не было так озабочено проблемой лесных пожаров. В то время молодому пожарному-добровольцу еще не исполнилось 18 лет. «Я рад, что меня поймали, — говорит он. — Я был на пути разрушения, и, если бы не это, боюсь представить, чем бы все закончилось».
Дэвид считает, что единственный способ бороться с такими поджигателями, как он, — оказывать им психологическую помощь до того, как они совершат первый поджог. Для этого близким, по его словам, надо чаще интересоваться, почему человек находится в подавленном состоянии, чтобы не пропустить момент, когда депрессия перерастет в психическое заболевание, опасное для общества. «В моем случае прошло семь лет, но это можно было сделать и в первые месяцы, и даже недели», — заключает он.
«Пожарные» приметы и суеверия
Особенно обрастает приметами и суевериями всякая профессия, связанная с опасностью и постоянным риском для жизни. Профессия пожарного не является исключением из правил. Вот некоторые распространенные «пожарные» приметы и традиции, а также народные суеверия в отношении огня.
В день первого боевого дежурства новичок должен пройти обязательное «посвящение». Новоиспеченного пожарного обливают холодной водой с головы до пят. Только после такого посвящения он имеет право считать себя полноценным членом коллектива.
Пожарные никогда не прощаются друг с другом за руку. Поэтому они обычно говорят: «Не прощаемся». Нарушители этой традиции, часто через короткий промежуток времени встречаются вновь. При изменении караулов желают друг другу «сухих рукавов».
Если пожарный надел на боевое дежурство новую форму или выстиранную накануне дежурства амуницию, то на очередном карауле не видать ни сна, ни покоя. Правда, хитроумные бойцы придумали, как избежать таких проблем. Для этого новенькую форму всем караулом следует. потоптать, для того, чтобы она выглядела, будто давно прошла уже «боевое крещение».
Плохой приметой считается брать чужие вещи с места пожара.
Несколько суеверий, выработанных в течение долгих наблюдений непосредственно народом:
Если вокруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше огонь не пойдёт.
Если белого голубя бросить на пожар, погаснет.
От грозы пожар заливай молоком от чёрной коровы.
Пожар от грозы гасят квасом, пивом, молоком, яйцами.
Под которой кровлей голуби водятся, та не горит.
Чёрная собака, чёрная кошка и чёрный петух в доме спасают от грозы
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Фильм «Огонь» зажег пожарных и спасателей на злую критику
Как известно, в самом конце прошлого года на широкий экран вышел новый отечественный блокбастер режиссера Алексея Нужного «Огонь», посвященный героическим будням пожарных и спасателей, в главной роли которого снялся Константин Хабенский.
Этот фильм вызвал неоднозначную реакцию у зрителей, но вполне однозначную у критиков. Так, один из ведущих российских киноэкспертов Антон Долин пишет в своей рецензии:
Зато — масштаб. Зато — спецэффекты. Зато — громко и драматично. Зато, при всей катастрофичности, — уютный патриархальный мир сильных мужчин и спасаемых ими из огня слабых женщин. Зато МЧС наверняка скажет спасибо и не будет придираться к неточностям и натяжкам. »
И ведь как в воду глядел. В Сети уже опубликован канцелярский отчет о просмотре «Огня» сотрудниками, курсантами и студентами Академии гражданской защиты. Этот образец пропаганды гласит:
«В период с 25 по 30 декабря 2020 года сотрудники, курсанты и студенты Академии гражданской защиты в кинотеатре «Звездочка» посмотрели фильм режиссёра Алексея Нужного «ОГОНЬ».
Фильм «ОГОНЬ» – это героический рассказ о пожарных и спасателях, которые встают на пути беспощадной стихии. То, что обычно называют подвигом, для них – привычные будни, если только можно привыкнуть к смертельной опасности и предельному риску. Когда людям, попавшим в беду, кажется, что помощи ждать неоткуда, на выручку приходят спасатели, чтобы встать на пути беспощадной стихии.
Сотрудники, курсанты и студенты Академии гражданской защиты выражают благодарность за предоставленную возможность просмотра столь героической киноленты. »
Однако что могут написать подневольные люди, если начальство велело им похвалить и поблагодарить?
Зато не подневольные выражаются и конкретно и по существу, как это сделал один из авторов канала «Всем корвалол за мой счет. », сходивший на премьеру вместе с женой:
В фильме огромное количество ляпов и откровенного непрофессионализма. Меня всегда поражало: почему, снимая фильмы, перестали привлекать консультантов? Иначе как объяснить дурость, а по другому я назвать это не могу, многих эпизодов.
И да, сцена, когда детишки скидывают обувь, чтобы облегчить вес вертолёта, должна, я так понимаю, выдавить слезу из кинозрителей, но, уж извините за чёрствость души, у меня вызвала откровенный смех своей дуростью.
Хотелось бы задать создателям фильма несколько вопросов:
1. Откуда у вас такое представление о деревенской жизни?
2. А вы в Карелии были. Про комаров тамошних слышали? Ночью, в лесу. И без комаров? Или это в героическую эпопею не вписывается?
3. Песня в конце фильма, она к чему?
Ну, а Антон Долин решил в финале своей рецензии несколько подсластить пилюлю, написав :
«. Хочется сказать хоть что-то приятное. Во-первых, «Огонь» — замечательно зрелищное кино, особенно на общих планах: смотреть на подвиги оператора Михаила Милашина («Т-34») куда интереснее, чем на свершения вымышленных пожарных.
Во-вторых, никакой людоедской или фальшивой идеологии в фильме нет (портрет Путина в кабинете начальника при желании можно не заметить): «Огонь» — картина о важности спасения каждой человеческой жизни, чьей бы эта жизнь ни была. В наши нелегкие времена и то хлеб. »
Обзор фильма Огонь с Хабенским. Выходили из зала в слезах
В кинотеатрах вышел, наверное, самый ожидаемый российский фильм 2020 года — Огонь с Константином Хабенским в главной роли.
Это новый фильм-катастрофа, режиссёром которого стал небезызвестный Алексей Нужный. Он с переменным успехом снимает неплохие кино и сериалы.
Мы уже посмотрели новинку и спешим поделиться впечатлениями. Что получилось и стоит ли смотреть? Разбираемся.
Это фильм о героях нашего времени
Картина повествует о храбрых спасателях, пожарных, работающих в Авиалесоохране — организации, занимающейся защитой лесов от пожаров и поддержанием их общего состояния.
Открывает фильм эффектная сцена противостояния пожарных лесному пожару. Оказавшись в ловушке, они накрываются огнеупорными одеялами, но один из сотрудников не выдерживает и бросается к ещё невыгоревшей части рощи. Увы, до точки назначения он не добирается.
И уже здесь видно, что станет краеугольным камнем картины — борьба со стихией, где нет места слабым.
Сам по себе проект перенасыщен различными клише, избитыми повторами и максимально рельсовый. Здесь нет неожиданных поворотов событий, все действия героев читаются буквально с первого кадра.
Однако это и не плохо. Нужный смог качественно использовать все привычные нам приёмы, интересно обыграв те или иные события. А очевидное повествование затмевается постоянным напряжением.
Нам рассказывают историю группы пожарных, в числе которых оказался «зелёный», новичок. Он не имеет опыта работы вообще, даже толком обучение не прошёл. Определенные события подталкивают Соколова (Хабенский), лидера группы, взять к себе хамовитого «смазливого красавчика» Ильина (Иван Янковский), чтобы показать ему, что эта профессия требует отваги. В противном случае, ему здесь не место.
Остальная команда тоже состоит из стереотипных персонажей: глуповатого и добродушного качка, человека, потерявшего в пожаре жену с ребёнком, гитариста и максимального ответственного парня. Все они— профессионалы своего дела. И четко знают, как вести себя в той или иной ситуации.
И вот, казалось бы, очередная работа сделана. Осталось только некоторое время следить за состоянием леса, чтобы не вспыхнул новый пожар. Однако всё традиционно идёт не по плану, образуется новый очаг, и он быстро расходится по всей площади. Близлежащая деревня в опасности, нужно что-то делать, а связи с центром нет.
На этом и строится весь сюжет: на том, как отважные пожарные пытаются всех спасти в максимально критической ситуации.
Главное действующее лицо здесь — огонь (какая неожиданность)
Нам не раскрывают личности персонажей, у них по сути даже имён нет. Они упоминаются вскользь, и на них не делают акцента. И это ожидаемо, поскольку фильм именно о противостоянии человека опасной стихии.
Тем не менее, подобранный каст оказался неплохим. Хотя перед нами и стандартный набор героев, на их историях не зацикливаешься, образы раскрываются по мере повествования. Но большая часть фильма посвящена именно самому пожару. Тому, как он уничтожает все на своём пути и забирает всех с собой.
Режиссёр не скрывает, откуда брал прообразы персонажей, да и общий тон картины. Это сборная солянка из нашумевших в своё время фильмов. Самый жирный пример, который даже высмеивает Нужный — Армагеддон.
Угадайте, какую сцену из Армагеддона здесь покадрово скопируют
Есть здесь сцена, полностью копирующая американски блокбастер. А герои затем ещё и шутят на эту тему. Ну так, для тех, кто не понял очевидной отсылки.
Юмор построен по той же схеме, что и в других привычных нам российских фильмах. Он наивен, слегка глуповат, но расставлен только в четких местах, где он действительно уместен. Но общий тон картины все равно негативный.
Не обойдётся и без жертв, ведь это трагедия. Не думаю, что это будет для вас спойлером. Ведь кино максимально предсказуемое, и вы будете знать сюжет наперёд ещё за 10 минут до определённых сцен.
Вопрос только в том, кто именно должен погибнуть? Но и это вам потом станет понятно.
Картинка на пять с плюсом
Больше всего порадовала именно картинка и динамически меняющийся саундтрек.
Последний в голове не отложится, но он будет напрямую влиять на происходящее. По музыке зритель понимает, когда стоит ждать напряжения, когда разрядки, когда мирного времяпрепровождения и так далее.
От композиции в этой картине зависит многое. И композитор Кирилл Бородулев справился со своей задачей на отлично. Респект за такую работу.
Оператор Михаил Милашин тоже отличился, показав крупным планом перемещающееся вокруг героев пламя, взяв правильные ракурсы и планы на развивающиеся события, подчеркнув опасность происходящего. Как ни странно, графики в фильме не так много, очень многое снято на натуру.
Причём здесь присутствуют и реальные кадры страшных лесных пожаров в Красноярском крае, и вы даже не заметите, где именно.
Чувствуется большой бюджет и старания авторов. За это отдельный респект!
Посмотрите Огонь. И вы не пожалеете
Хотя перед нами и максимально линейный фильм, копирующий большинство элементов из других проектов, он не оставит вас равнодушными.
Актеры играют хорошо, чувствуются волнения, сомнения и переживания. Эффекты и музыка на высоком уровне. Постоянное напряжение, которое не отпускает до самого финала. И даже тогда не чувствуешь расслабления и не видишь хэппи-энда.
Тот редкий случай, когда российское кино вызывает реальные эмоции. Многие из зала выходили в слезах. То ли от радости, то ли от грусти.