зачем поэме мцыри эпизод встречи с грузинкой
Грузинка в поэме «Мцыри» Лермонтова: образ, характеристика, описание
Мцыри и грузинка. Художник Ф. Д. Константинов |
Грузинка является одной из второстепенных героинь поэмы «Мцыри» Лермонтова.
Образ и характеристика Грузинки в поэме «Мцыри» Лермонтова
«Грузинки голос молодой, / Так безыскусственно живой, / Так сладко вольный. «
«Недалеко, в прохладной мгле, / Казалось приросли к скале / Две сакли дружною четой; / Над плоской кровлею одной / Дымок струился голубой.»
«И шла она легко, назад / Изгибы длинные чадры / Откинув.»
«. Грузинки голос молодой, / Так безыскусственно живой, / Так сладко вольный. «
«. Воспоминанья тех минут / Во мне, со мной пускай умрут.»
Отрывок из поэмы «Мцыри» с описанием Грузинки
Глава 12
«. Вдруг голос – легкий шум шагов…
Мгновенно скрывшись меж кустов,
Невольным трепетом объят,
Я поднял боязливый взгляд,
И жадно вслушиваться стал.
И ближе, ближе всё звучал
Грузинки голос молодой,
Так безыскусственно живой,
Так сладко вольный, будто он
Лишь звуки дружеских имен
Произносить был приучен.
Простая песня то была,
Но в мысль она мне залегла,
И мне, лишь сумрак настает,
Незримый дух ее поет.
Глава 13
Это был цитатный образ и характеристика Грузинки в поэме «Мцыри» Лермонтова, а также отрывок из поэмы «Мцыри» с описанием Грузинки (главы 12-14).
«Мцыри»: встреча с грузинкой, какова роль эпизода в поэме?
Встреча с грузинкой важна для понимания образа главного героя: мы видим, как взволновала и тронула Мцыри ее красота, как завороженно он слушал ее безыскусное пение. Она была частью той жизни, которой он, послушник в монастыре, был навсегда лишен.
Творческая жизнь Лермонтова развивалась в сложное для России время, это было время подавления инициативы, свободы и правды. Что в немалой степени отразилось на его творчестве, в котором он попытался осмыслить положение русского общества и своего поколения. И это было поистине противоречивое время: трусость и подлость жили рядом с героизмом и благородством.
Герой ставится автором в исключительные жизненные обстоятельства, которые при этом он встречает лицом к лицу: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад!». На его пути на милую родину, которую он так жаждет увидеть, встают многие опасности и испытаний в виде барса, края «грозящей бездны», блуждания в лесу.
Он решается покинуть девушку, которая столь близка ему по духу. И в этом его поступке проявляется вся сила его духа, ведь он сумел побороть порыв молодого сердца.
Так и Лермонтов, неся по жизни свой мятежный дух, был подлинно героической личностью.
Покинув монастырь и оказавшись на свободе, молодой парень за три дня увидел другой мир. Пред ним во всей красе предстала красота кавказской природы и дух свободы.
Во время побега Мцыри встречает девушку, которая пришла за водой. Автор очень романтично описывает этот эпизод. Девушка была очень легкая и изящная, она встревожила душу молодого героя. С трепетом Мцыри смотрел, как вода наполняется в кувшин. Эти звуки были ему очень приятными.
Автор хотел подчеркнуть, насколько велика тоска нашего героя за такими обыденными моментами. Он всей душой желал жить такой простой и родной жизнью, любить, быть независимым и свободным.
Напишем краткое содержание поэмы Лермонтова «Мцыри» для читательского дневника в 6 предложений, выделив все самое главное:
Нас в школе всегда учили выбирать из стихотворения одну строку попроще, которая нам кажется более ритмичной, важно, чтобы в ней не было ни спондея, ни пирихия, расставлять под гласными в выбранной строке точечки (это для того, чтобы не пропустить ни одного значка условного, когда будем делать схему). Это такой подготовительный этап.
Когда схема готова, становится явным, как чередуются в стопе ударные/безударные, сколько повторяющихся ритмических отрезков в одной строке.
В поэме Лермонтова «Мцыри» я бы предложила взять для определения стихотворного размера такие строчки:
Очень удобно по ним определять, что стопы двухсложные: безударный слог, ударный.
Ямб это. Таких стоп в строке четыре.
Ответ: ямб четырёхстопный.
Исповедь Мцыри вылилась в долгий рассказ о трех днях, который герой провел на свободе, единственных днях своей жизни, когда он не чувствовал себя пленником. Мцыри описывает и то, какие чувства он испытал оказавшись на свободе, после побега, и то, что он испытывал во время поисков дороги к дому, и отчаяние, которое его охватило, когда он вернулся назад к монастырю.
Мцыри ничего не скрывал и почти ни о чем не жалел. Он открыто признается в том, что с радостью променял бы вечность, райское существование, которое ему обещает так и не принятая им вера, на несколько беззаботных минут в родных скалах.
И Мцыри в конце исповеди умоляет исполнить его последнюю волю. Он просит перенести его умирать в монастырский сад, там где растут акации, и где он смог в последний раз увидеть горы Кавказа, те самые, в которых скрывается его отчий дом. Мцыри надеется, что монахи исполнять эту его просьбу, но мы расстаемся с Мцыри в тот момент, когда он все еще находится в келье и не знаем наверняка, как умер Мцыри.
Поэму «Мцыри» написал М.Ю.Лермонтов.
Маленький мальчик лет шести попал в плен к русскому генералу и в дороге сильно заболел. Генерал был вынужден оставить мальчика в монастыре, там его и назвали «Мцыри».
Монастырь для мальчика означал заточение в неволе, он понимал, что оставшись в нём он будет обречён на рабство и одиночество, навсегда отказаться от своей Родины.
Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Анализ эпизода.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знанийв рамках темы.
Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Воспитательные : воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование : портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”,карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2019.
1. Организационный момент.
3. Организация совместного целеполагания.
4. Проверка домашнего задания.
А) лексическая работа.
Б) сообщение ученика (индивидуальное задание).
5. Формирование знаний и умений.
А) аналитическая беседа
Б) выборочное чтение
В) самостоятельная работа
Г) Групповая работа
6. Закрепление знаний и умений.
А) создание проблемной ситуации.
Б) эвристическая беседа
8. Организация домашнего задания.
Учитель. Уважаемые мои современники, в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Я счастлив, что вместе с вами я в очередной раз прикасаюсь к бессмертным страницам романтической поэмы Лермонтова «Мцыри». Будучи в вашем возрасте образ героя был от меня очень далек. Для меня он был очередным литературным героем в череде сменяющихся образов. Вы спросите почему? Вероятно, в силу возраста я не понимал всей значимости героя, его роли в творчестве Лермонтова. С годами я осознал всю глубину Мцыри, его внутренний мир, его желание стать счастливым, обретя свободу.
Итак, какой он романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри»: каковы особенности его характера, какими способами художественной выразительности удалось Лермонтову добиться глубины образа. Обратимся к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Учитель. Мцыри- романтический герой, для него характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее. Послушаем отрывок из поэмы, в котором раскрывается страстность натуры Мцыри, его мятежный характер.
Ученик. Выразительное чтение наизусть «Старик! Я слышал много раз…»
Учитель. «Ты жил,- я также мог бы жить!». Сколько экспрессии, сколько желания жить и страдать, чтобы жить свободной, полноценной жизнью.
Вопросы: 1.Какую роль играет пейзаж в поэме? 2.Как он соотносится с мечтой Мцыри?
Прочитаем фрагменты из поэмы.
Ты хочешь знать, что видел я
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
И жаждут встречи каждый миг;
Им не сойтиться никогда!
Когда в час утренней зари
Их выси в небе голубом,
Покинув тайный свой ночлег,
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней.
1.Что увидел Мцыри на воле? ( Мцыри увидел первозданную природу, умытую дождем: поля, холмы, шумящие от ветра деревья, бурлящий поток воды в реке, разбуженной грозой, горные хребты, бегущие по небу облака.)
3. Назовите детали, которые подчеркивают желание героя,как можно скорее оказаться в родимом краю?( « И облачко за облачком// Покинув тайный свой ночлег// К востоку направляло бег…», «В снегах, горящих, как алмаз,Седой незыблемый Кавказ»).
4.Назовите изобразительно-выразительное средство в тексте, которое помогает передать восторженное состояние героя.( Сравнения передают восторг Мцыри, его радость чувствовать себя частью природы. Олицетворение: «Шумящих свежею толпой»).
5. Почему Мцыри чувствует себя легко?(Он видит Кавказ. Там его родина. Там его ждут.)
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою.
Вопрос1. Как вы думаете, почему Лермонтов сравнивает Мцыри с сонными цветами? ( Мцыри – это цветок, выросший в монастыре, в неволе. Для него годы, проведенные в монастыре были сном. Все это время в нем жила мечта. И вот он проснулся, проснулся для новой свободной жизни).
III. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри. Обратимся к фрагменту текста, который начинается со слов «Кругом меня цвел Божий сад…»
Кругом меня цвел божий сад ;
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
Так полон ровной синевой!
Я в нем глазами и душой
Вопрос: 1.Подумайте, почему автор называет уголок природы «Божьим садом»? Найдите в тексте слова, которые помогут ответить на этот вопрос. (Божий сад-это рай. Рай бывает не только на небе, куда стремится душа монаха, но и на земле. Мцыри восторженно сравнивает свободу с раем, поэтому мы можем продолжить данный ряд: «небесный свод», «ангела полет».
2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогает передать эмоциональное состояние героя.( Мцыри испытывает чувство радости, поэтому в его речи употребляются эпитеты: «радужный наряд», «небесных слез», «взор прозрачно глубок»; сравнения( «грозды… серег подобье дорогих»), метафоры( «кудри виноградных лоз»,).
Вывод: Мцыри пробуждается от долгого сна. Он пробуждается к новой жизни вместе с природой, омытой живительной влагой ночного дождя.
Вывод : Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.
IV. Учитель: На пути к свой мечте Мцыри встречает грузинку, которая спускается к реке, чтобы набрать воды в кувшин.
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры
Откинув. Летние жары
Покрыли тенью золотой
Лицо и грудь ее; и зной
Дышал от уст ее и щек.
И мрак очей был так глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои
Смутились. Помню только я
Вливалась медленно в него,
И шорох. больше ничего.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко;
Стройна под ношею своей,
Как тополь, царь ее полей!
Недалеко, в прохладной мгле,
Казалось, приросли к скале
Две сакли дружною четой;
Над плоской кровлею одной
Дымок струился голубой.
Я вижу будто бы теперь,
Как отперлась тихонько дверь.
Тебе, я знаю, не понять
Мою тоску, мою печаль;
Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.
Вопросы: 1.Прокомментируйте фрагмент текста. Как вы его понимаете? Какое чувство испытал Мцыри? Почему он не поддался соблазну?( Встреча с грузинкой вызывает сладостную тоску: Мцыри испытывает чувство любви к девушке. Вот почему так подробно Лермонтов дает описание внешности девушки. Мцыри смущен. Он никогда ничего подобного не испытывал. )
Комментарий учителя: Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность.
V. Учитель. Далее, если вы помните, Мцыри засыпает. Во сне он видит девушку: « И странной сладкою тоской// Опять моя заныла грудь» . Он пробуждается…
В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас:
На небесах в полночный час
Так гаснет яркая звезда!
Хотелось мне. но я туда
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.
Учитель: Главной целью Мцыри было возвращение на родину, поэтому он не дает свободу своим чувствам. После этого счастье отвернулось от него. Пропало чувство единения с природой, он заблудился и потерял дорогу к дому. Окружающая среда стала проявлять к нему враждебность.
VI. Учитель. Кульминацией поэмы является «Бой с барсом». Послушаем отрывок из поэмы.
Я ждал. И вот в тени ночной
Раздался вдруг. и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
Мне страшной смертью грозил.
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек.
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык.
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз.
Зрачки его недвижных глаз
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Учитель. Какая динамика! Какое напряжение сил!
2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогают передать эмоциональное состояние героя, находящегося в смертельной опасности, динамику боя. Определите их роль в тексте.
3.Образцы ученических творческих работ
Учитель: Спасибо вам за проникновенно глубокие работы.
1. Учитель. Подведем итоги урока.
Рефлексия. Подумайте и запишите: «Мцыри- это…»
2. Учитель: Я хочу, чтобы лермонтовский герой стал нам ближе, а его стремление быть свободным, в своих мыслях, чувствах, желаниях, быть независимым от чужого навязанного мнения стало чертой нашего характера.
2. Выставление оценок.
3.Д/зПеречитать поэму, подготовиться к тесту.
Обобщающий тест с ответами М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри»
Этот тест рекомендуется проводить на этапе завершения работы над поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий тест с ответами М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри»»
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
1. Что говорит поэт о месте расположения монастыря?
— монастырь стоит высоко в горах
— расположен там, где сливаются две реки
— монастырь расположен вдалеке от всех крупных путей-дорог
2. Зачем в поэме «Мцыри» дан эпизод встречи с грузинкой?
— для создания любовного сюжета
— показать, что Мцыри чужд любви
— чтобы показать, что свобода для героя важнее любви
3. Определите кульминацию в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
— встреча с грузинской девушкой
— бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы
— предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе
4. С каким природным явлением испытывает родство Мцыри?
— с ночью как выражением умиротворения
— с грозой как символом порыва, буйства
— с солнечным днем как символом счастливой жизни
— с горами как символом твердости, устойчивости к жизненным невзгодам
5. Местом действия в произведении выбран Кавказ, потому что:
— поэт любуется красотой Кавказа
— могучая природа Кавказа сродни мятежной натуре Мцыри
— природа гор Кавказа противопоставляется мятежному Мцыри
— показана связь с историей России
— седой, незыблемый Кавказ
— пустынного барса
— прекрасную девушку-грузинку
7. В исповеди Мцыри звучит:
— грусть, размышления, но без раскаяния
— утверждение своей правоты
8. Определите жанр произведения:
9. Какова последняя просьба Мцыри?
— отпустить ему все грехи
— похоронить вне монастыря, в саду, откуда виден Кавказ
— похоронить его на Родине
10. Что понял для себя Мцыри во время трёхдневных скитаний?
— что зря он покинул монастырь, где жил в безопасности
— человек создан, чтобы быть свободным, он не должен жить в неволе
— главная забота человека – быть ближе к Богу, значит, чтобы стать счастливым, надо вернуться в монастырь
11. Укажите тему произведения:
— показать прошлое Грузии
— рассказать о жизни в монастыре
12. Почему погиб Мцыри?
— от ран, полученных после боя с барсом
— жизнь обрекала Мцыри снова на рабство, но он считал, что лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе
— Мцыри был силён только духовно, а физически слаб, побег же отобрал у героя все жизненные силы
13. К какому литературному направлению можно отнести поэму «Мцыри»?
14. В чем заключается основная идея произведения?
— отрицание религиозной морали смирения
-страдания и тоска по воле
— утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
— призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма
15. Выделите черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:
— бурная, неистовая, экзотическая природа
— широкий охват действительности
— трагическая гибель героя
— герой одинок и не понят миром
— правдивое отражение мира
— конфликт мечты и реальности
— мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы
— протест против испорченности аристократического общества
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» ОТВЕТЫ.
1. Что говорит поэт о месте расположения монастыря?
— монастырь стоит высоко в горах
— расположен там, где сливаются две реки
— монастырь расположен вдалеке от всех крупных путей-дорог
2. Зачем в поэме «Мцыри» дан эпизод встречи с грузинкой?
— для создания любовного сюжета
— показать, что Мцыри чужд любви
— чтобы показать, что свобода для героя важнее любви
3. Определите кульминацию в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
— встреча с грузинской девушкой
— бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы
— предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе
4. С каким природным явлением испытывает родство Мцыри?
— с ночью как выражением умиротворения
— с грозой как символом порыва, буйства
— с солнечным днем как символом счастливой жизни
— с горами как символом твердости, устойчивости к жизненным невзгодам
5. Местом действия в произведении выбран Кавказ, потому что:
— поэт любуется красотой Кавказа
— могучая природа Кавказа сродни мятежной натуре Мцыри
— природа гор Кавказа противопоставляется мятежному Мцыри
— показана связь с историей России
6. Что или кого можно назвать символом свободы в произведении?
— пышные поля
— седой, незыблемый Кавказ
— пустынного барса
— прекрасную девушку-грузинку
7. В исповеди Мцыри звучит:
— грусть, размышления, но без раскаяния
— утверждение своей правоты
8. Определите жанр произведения:
9. Какова последняя просьба Мцыри?
— отпустить ему все грехи
— похоронить вне монастыря, в саду, откуда виден Кавказ
— похоронить его на Родине
10. Что понял для себя Мцыри во время трёхдневных скитаний?
— что зря он покинул монастырь, где жил в безопасности
— человек создан, чтобы быть свободным, он не должен жить в неволе
— главная забота человека – быть ближе к Богу, значит, чтобы стать счастливым, надо вернуться в монастырь
11. Укажите тему произведения:
— показать прошлое Грузии
— рассказать о жизни в монастыре
12. Почему погиб Мцыри?
— от ран, полученных после боя с барсом
— жизнь обрекала Мцыри снова на рабство, но он считал, что лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе
— Мцыри был силён только духовно, а физически слаб, побег же отобрал у героя все жизненные силы
13. К какому литературному направлению можно отнести поэму «Мцыри»?
14. В чем заключается основная идея произведения?
— отрицание религиозной морали смирения
— страдания и тоска по воле
— утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
— призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма
15. Выделите черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:
— бурная, неистовая, экзотическая природа
— широкий охват действительности
— герой одинок и не понят миром
— правдивое отражение мира
— конфликт мечты и реальности
— мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы
— протест против испорченности аристократического общества