зачем пиковая дама стрижет волосы
Реальная легенда Пиковой Дамы и способы как ее вызвать
Доброго времени суток, дорогие читатели! С детства практически каждому известны разные страшилки – пугающие истории, которые рассказывали вечерами у костров на даче или под одеялом, включив фонарик.
Однако не все сказки – вымысел. Одним из распространенных персонажей жутких рассказов является Пиковая Дама, образ которой нашел отражение в литературе и кинематографе. Но кто она? Как выглядит? Действительно ли существует?
Скептики считают, что Дама Пик – плод воображения, банальная выдумка. Те, кто всерьез занимается магией, настаивают, что существо вполне реально. Его можно призвать, увидеть, ощутить. И последствия от контакта – непредсказуемые. Практики предупреждают: ритуал для вызова – не детская забава, не простое развлечение. Не стоит ради любопытства пытаться выйти на контакт с нечистью.
Легенда Пиковой Дамы
Есть несколько предположений, откуда берет свое начало история о жуткой призрачной женщине. И нельзя сказать, какая из трактовок верна на сто процентов.
Грустная сказка Пиковой Дамы
Существовало когда-то таинственное Карточное королевство. Его земли были поделены между четырьмя государствами – Трефовым, Бубновым, Пиковым и Червонным. Короли держав старались сохранить мир, но удавалось это не всегда. Особенно напряженно складывались отношения между Пиковым и Червонным государствами.
Государство Сердец олицетворяло собой чистоту, преданность, искренность. Пиковое – злобу, ненависть, предательство. Потому им было сложно без проблем существовать рядом друг с другом, уж больно разнились их взгляды на мир.
По традициям Пиковая Дама должна была стать женой Пикового Валета. Валет Червей обязан был обручиться с Червонной Дамой. Однако Дама Пик безумно влюбилась в Червонного Валета и хотела связать с ним свою судьбу. В то время о ней еще не слагали страшные легенды.
Незадолго до свадьбы Дама Пик рассказала о своих чувствах любимому. Валет подговорил ее на убийство его невесты.
Темной ночью Дама Пик, опьяненная любовью, прокралась в нужный замок. И там ее схватила стража. Когда все раскрылось,
Валет Сердец отрицал свою вину, потому наказание понесла только Пиковая Дама, а ее государство навеки клеймили позором.
Спустя несколько дней после того, как Пиковая Дама скоропостижно скончалась, Валета и его жену нашли задушенными в их покоях. С того дня пошла дурная молва о Даме Пик. Ее стали называть ведьмой, которая способна лишь на злые и жестокие поступки.
Связь с картами Таро
Наиболее популярной трактовкой, откуда взялась жуткая женщина и кто она такая, считается объяснение на основе карт Таро. В колоде присутствует необходимая карта, но имеет двойное значение.
Положительный образ королевы – непопулярен. Возможно, это связано с тем, что на подсознательном уровне человек воспринимает символ – пику – и черный цвет как нечто опасное, негативное и таинственное.
Во многих карточных раскладах, в большинстве гаданий Пиковая Дама символизирует одиночество, старость, зависть, горе, слезы, разлуку, неудачи и беды, иной негатив. Даже во время обычной игры в карты темную масть и королеву связывают с проигрышем.
Нечто из иного мира
В мистических историях и легендах персонаж, о котором идет речь, предстает в образе существа из потустороннего мира. Чаще всего – из Зазеркалья.
Зеркало само по себе – предмет магический. Оно – портал, дверь в иные измерения, в царство мертвых. Решив вызвать нечисть, заранее нельзя знать наверняка, что будет, если ритуал сработает. На призыв может откликнуться кто угодно или что угодно.
В некоторых историях Пиковая Дама представляется в виде призрака ведьмы, не всегда старой, но, как правило, очень страшной. Она описывается одновременно как злой дух из тонкого мира и как неупокоенная женская душа, переполненная злобой и отчаянием.
Как выглядит
Одного конкретного описания не существует, но схожие черты Пиковой Дамы наблюдаются в разных источниках.
Ее внешность описывают как страшную, жуткую. Она выглядит как высокая худая женщина с цепкими «паучьими» пальцами, которые заканчиваются острыми когтями. Волосы – черные, длинные и спутанные, нередко спадающие на лицо. Кожа – очень тонкая, бледная или сероватая. Иногда она кажется призрачной или появляется в образе старухи.
Одежда: светлое платье до самого пола или черный наряд, который делает Даму похожей на объемную тень.
Почему нет четкого описания внешности существа? Каждый человек по-своему представляет себе духов и призраков, гостей из потустороннего мира. Потому и во время вызова все видят разный образ, обладающий лишь некоторыми сходными чертами.
Медиумы и экстрасенсы говорят, что нечисть умеет трансформироваться так, чтобы стать заметной для человека тогда, когда это нужно. Нередко решающие роли играют фантазия и воображение.
Появление черной тени во время обряда объясняется тем, что легенды о Пиковой Даме пропитаны страхом, тревогой и негативом. Люди самостоятельно додумывают и визуализируют существо в подобном виде.
Что произойдет, если вызвать Даму
Причины, которые толкают людей, особенно далеких от магических практик, на вызов нечисти:
Пиковая Дама – дух, которого невозможно насильно заставить явиться. Не всегда ритуал, даже проведенный по всем правилам, срабатывает или приносит тот результат, на который рассчитывает вызывающий. Иногда, явившись на вызов, существо никак себя не показывает, но можно почувствовать его присутствие.
Ощущение холода, странные посторонние запахи, неясные звуки, движение воздуха (сквозняк), мурашки, внутренняя дрожь – все это «симптомы», говорящие о том, что Дама пришла. Она не бывает в хорошем настроении, у нее нет цели действительно помочь.
Самая малая плата за общение с ней – чувство опустошенности, отсутствие сил после обряда, бессонница или страшные сны.
Перед началом процесса рекомендуется соблюсти все меры предосторожности. Это нужно, чтобы быть увереннее, обезопасить себя, защититься от проклятия, которое способна наслать гостья из другого мира.
Совершать обряд следует только в хорошем расположении духа, без мрачных мыслей. Во время процедуры вести себя сдержанно, не поддаваться эмоциям, стараться контролировать все происходящее. Не визуализировать для себя, особенно заранее, кошмарный образ нечисти. Выполнять призыв строго по инструкции. Если накатывает лютый страх, ритуал необходимо быстро завершить.
В момент встречи с Дамой Пик нельзя смеяться или ехидничать, задавать глупые вопросы, как-либо провоцировать существо на агрессию, выражать недоверие, сомневаться в ее словах. Нельзя допускать ситуации, когда дух прикоснется к телу, волосам, одежде или украшениям. Никогда не соглашайтесь на сделки с нечистью, не поддавайтесь на провокации, не говорите и не делайте ничего спонтанно.
Не удивляйтесь ничему, что будет происходить вокруг. Могут хлопать двери, распахиваться окна, звенеть или биться посуда, падать предметы. Дух обычно старается всячески напугать того, кто его потревожил. Запугивает Дама словами, говоря о смерти или проклиная, действиями.
Защитой во время ритуала служат:
Завершая обряд, черную женщину надо или отпустить, поблагодарив, или изгнать, если самостоятельно она не желает уходить.
Возможные последствия от контакта:
Экстрасенсы и маги предупреждают, что Пиковая Дама способна «украсть» душу. Человек останется живым, но будет чувствовать себя, будто он мертв. Не останется никаких желаний, потребностей. Такое состояние напоминает полную прострацию, депрессию. Сопровождается ощущением потерянности, безразличием, нелюдимостью, злобой.
В некоторых случаях страшный дух начинает преследовать во снах. Есть конкретное объяснение, к чему снится гостья из Зазеркалья. Ее появление в сновидении предвещает дурные события, беды, потери и размолвки, проблемы со здоровьем или с законом, с финансами. Она предупреждает о грядущих нехороших переменах, сложностях в жизни, об интригах.
Способы, как вызвать Пиковую Даму
Вариантов призыва нечисти много. Классический, многим знакомый с детства способ считается наиболее действенным, эффективным.
Классический способ
В интервале с 00:00 до 03:00 на чистом зеркале красной или бордовой помадой рисуется лесенка. В помещении обязательно должно быть темно. Затем зажигается свеча. Встав перед зеркалом, нужно произнести трижды: «Пиковая Дама, явись!».
Если дух отзовется, нельзя позволить ему спустится по ступенькам и выйти из Зазеркалья. Озвучив вопрос или просьбу, надо успеть стереть рисунок с зеркальной поверхности до того, как существо окажется на последней ступени.
Классический способ: усложненный
В данном варианте черного обряда потребуются:
В двенадцать ночи на зеркале рисуется лестница, состоящая строго из тринадцати ступеней. Наверху – дверь с ручкой. После зажигается свеча и устанавливается напротив зеркала. Рядом кладется колода: карты лежат рубашками вверх, наверху – перевернутая карта с Пиковой королевой.
Текст заговора и действия после появление нечисти такие же, как в первом методе. Завершается обряд разрыванием и сожжением карты с королевой. Сжигать рекомендуется на улице.
Зеркальный коридор
В темное время суток установить друг напротив друга два зеркала. Между ними поставить горящую свечу. Негромко позвать к себе гостью из Зазеркалья, например, произнеся: «Темная госпожа, приди на мой зов. Пиковая Дама, покажись!».
Для завершения призыва необходимо «разрушить» образовавшийся зеркальный коридор – развернуть зеркала, а также быстро потушить свечу.
Черная нитка
Как только часы пробьют полночь, завязать на запястье нить черного цвета. После десять раз проговорить: «Приди ко мне, Пиковая Дама!». В этом случае не обязательно находиться возле зеркала, чтобы ощутить присутствие или увидеть злобного духа.
После практики нить на запястье быстро разрывают или разрезают.
Призыв на улице
Ночью выйти из дома, надушившись новыми сладкими духами и взяв с собой карту. Подойти к любому дому, где в окнах не горит свет. Что делать далее, как вызвать гостью из другой реальности?
Встать напротив выбранного дома и пристально смотреть на окна третьего этажа. Сжимая в руках карту, шепотом позвать призрачную женщину. Проводить обряд рекомендуется в одиночестве.
В конце ритуала карта разрывается и сжигается. Уходя домой, нельзя оборачиваться, даже если очень хочется.
Карта и зеркало
В «ведьмин час» (с 02:00 до 04:00) встать напротив зеркала в темной комнате. Зажечь свечу и взять в руки карту с Дамой Пик.
Смотря в отражение, медленно порвать карту, призывая к себе женщину из Зазеркалья.
Завершение: быстро накинуть на зеркало плотную темную ткань, свечу потушить пальцами.
Детский способ
Вечером натянуть в комнате между столом и кроватью белую ниточку. Привязать на нее конфету, мысленно приглашая Пиковую Даму к себе в гости и предлагая угощение. В полночь на листочке быстро написать желание, листочек тоже прикрепить к нитке и покинуть помещение, плотно закрыв окна и двери. Заходить обратно следует не раньше, чем через час.
А вы, дорогие читатели, когда-нибудь пробовали вызывать Даму Пик? Поделитесь своими мыслями и историями в комментариях. Благодарим вас за прочтение статьи. Если она понравилась, расскажите о ней друзьям в социальных сетях. Подписывайтесь на обновления сайта. До скорой встречи!
«Пиковая дама» как зеркало европейских катастроф
11 февраля (29 янв. ст.ст.) исполняется 181 годовщина со дня гибели А.С.Пушкина. Казалось бы, о нем и его творчестве написаны горы литературы, однако оно столь неисчерпаемо, что всякий раз, обращаясь к его творениям, замечаешь нечто новое, подобно тому как, вращая алмаз, всегда видишь сияние новой грани.
«Пиковая дама» отнюдь не была обойдена вниманием литературоведов. Это и работы В.Ходасевича, и Мирского, и классическая статья Виноградова о стиле Пушкина в «Пиковой Даме». И тем не менее в этой великолепной и мистической повести остается многое нераскрытым.
«Пиковую даму» можно рассматривать с разных точек зрения. Одни, как П.И.Чайковский, видят в этой повести трагическую историю любви молодого офицера и бедной воспитанницы. Другие – продолжение карточных анекдотов 1810-1820-х годов, и, в частности, комедии Шаховского «Хрисомания, или страсть к деньгам» (даже имя главного героя, Карла Соломоновича Ирмуса, похожего на Мефистофеля, напоминает пушкинского Германна, не говоря уже о прочих совпадениях). Третьи отмечают романтическую и мистическую линию в духе Гофмана. Все это справедливо, но не исчерпывает глубины пушкинского творения.
«Пиковая дама» посвящена игре как способу бытия
Во-первых, отметим, что «Пиковая дама» посвящена игре как способу бытия. В какой-то момент весь мир для главного героя повести становится колодой карт:
«Тройка, семерка, туз – не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: – Как она стройна. Настоящая тройка червонная. У него спрашивали: который час, он отвечал: – без пяти минут семерка. – Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз – преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлера, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком». Как отмечает Виноградов, сходные же превращения мира в карты, навеянные, очевидно, «Пиковой дамой» Пушкина, можно найти, например, в повести барона Ф. Корфа «Отрывок из жизнеописания Хомкина» («Современник», 1838, т. X). Проигравшийся Хомкин, испытывая помрачение сознания, всюду видит карты вместо предметов и людей. «Он ясно видел, что извозчик не что иное, как бубновый король, из той самой колоды, которою он играл; он мог разглядеть загнутые на нем углы. Вместо лошади впряжен был в оглобли бубновый туз. Страшные грезы не давали ему покоя, несмотря на изнеможение физических сил, фантазия его играла с прежнею энергией. Отвратительная четверка бубен, с своими четырьмя кровавыми пятнами, стояла перед ним неподвижно; она принимала для него человеческий вид и пристально смотрела ему в глаза. ». Виноградов справедливо связывает эти образы с каббалистическими идеями и духовным влиянием карт на человека.
Как мы пытались показать в наших предыдущих публикациях, карты изначально являлись антихристианским и кощунственным проектом. Впрочем, многие современники Пушкина смотрели на это весьма цинично. Для них вся жизнь была игра. Общее ощущение известного круга русского (и не только русского) общества открыто и цинично выражает шулер Казарин, герой лермонтовского «Маскарада»:
Что ни толкуй Вольтер или Декарт,
Мир для меня – колода карт:
Жизнь – банк: рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю.
Однако вдумаемся. Что есть игра? Пустое времяпрепровождение. Пушкин это отлично понимал, поэтому и предпослал первой главе своей повести весьма издевательский эпиграф:
А в ненастные дни
Собирались они
Часто;
Гнули – бог их прости! –
От пятидесяти
На сто,
И выигрывали,
И отписывали
Мелом.
Так, в ненастные дни,
Занимались они
Делом.
Если вся жизнь – игра, то вся она – пустота, вакуум, ничто
Однако если вся жизнь – игра, то вся она – пустота, вакуум, ничто. Это с жуткой ясностью понял Евгений Онегин, полюбив Татьяну поздней и недостойной любовью. Для него вся прежняя жизнь кажется пустой игрой в фараон (отметим, в него играют и герои «Пиковой дамы»):
И постепенно в исступленье
И чувств, и дум впадает он,
А перед ним воображенье
Свой пестрый мечет фараон.
То видит он, на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит.
И слышит голос: «Что ж? Убит».
То видит он врагов забвенных,
Клеветников и трусов злых,
И рой изменниц молодых,
И круг товарищей презренных.
И, к сожалению, жизнь, как действие пустое, согласно Пушкину, — судьба современного ему образованного европейского человека:
Певца Гяура и Жуана,
Да с ним еще два-три романа,
в которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно,
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
Однако, помимо общей беды европейского безбожного человека – пустоты его бытия, в «Пиковой даме», на наш взгляд, отражаются конкретные катастрофы XVIII-XIX века. Это – Французская революция и наполеоновские войны.
Обратимся к завязке повести – рассказу Томского о похождениях его бабушки, графини.
«Надобно знать, что бабушка моя, лет шестьдесят тому назад, ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть la Vénus moscovite; Ришелье за нею волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от ее жестокости». И, добавим, там же, в Париже, она с мужем за полгода издержала полмиллиона рублей. А денежки-то эти были выбиты из нищих крестьян.
Шестьдесят лет от 1833 г., времени написания повести, – 1773-й год, конец правления Людовика XV. Что представляла собой его эпоха? – Прожигание жизни высшим светом, бедность и глухой ропот внизу, поражения в войнах и жестокий финансовый кризис. Король, находившийся под неотразимым влиянием своих любовниц, мадам Помпадур и Дюбарри, не обращал на все это никакого внимания. «На наш век хватит!» – отвечал король на все тревожные доклады своих министров. «А что потом?» – осторожно вопрошали его. А после нас хоть потоп, отвечал Людовик. И кровавый потоп революции пришел, утопив вместе с невинными жертвами многих из прожигателей и прожигательниц жизни, в т.ч. мадам Дюбарри. Мы справедливо негодуем на жестокости и мерзости т. н. Великой Французской революции, но не надо забывать, что для нее были серьезные причины, в т.ч. и духовные. Во-первых, модное легкомысленное безбожие. Вольтер, Руссо, Гольбах, отрицавшие основные христианские догматы и Церковь, не встречали в высшем французском обществе практически никакого противодействия, напротив, были желанными гостями во всех аристократических салонах. А когда Вольтер написал кощунственную поэму «Орлеанская девственница», где в пошлом и отталкивающем виде вывел национальную французскую героиню Жанну д, Арк, и один из д, Арков вызвал его на дуэль, то его дружно осмеяла образованная «общественность», всецело бывшая на стороне Вольтера.
Есть что-то общее между предреволюционной Россией и предреволюционной Францией
Иными словами, шпион, жулик, шарлатан, чернокнижник, но в обществе человек весьма почтенный и уважаемый. Вот таким и было французское общество накануне революции, которая не могла не произойти в силу вышеупомянутых тенденций. Есть что-то общее между предреволюционной Россией и предреволюционной Францией, в частности, в легкомысленном безверии и оккультизме высшего слоя и образованщины (пардон, интеллигенции).
Добавим к характеристике Томского следующее. По некоторым сведениям, Сен-Жермен был тайным эмиссаром Людовика XV и по его поручению занимался секретными переговорами с Англией во время Семилетней войны, то есть предательством союзников Франции и дискредитацией ее официальной внешней политики. Кроме того, Сен-Жермен был членом масонской ложи «Общественный договор», той самой, в которую входил Жан-Жак Руссо. Sapienti sat. Роль Сен-Жермена в поражении Франции в Семилетней войне и подготовке Великой Французской революции очевидна.
Вернемся к «Пиковой даме». Графиня Анна Федотовна прибегает к помощи Сен-Жермена, просит его о займе и получает нечто большее – возможность отыграться, угадав три карты подряд. Вопрос: каков источник его знаний? Математика, расчет? Вряд ли. Скорее всего, оккультные способности и связи с темными силами. Неслучайно Германн говорит графине:
« Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором. Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, – я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну».
По-видимому, Германн угадал. Анна Федотовна через Сен-Жермена была повязана договором с дьяволом, о котором она не должна была распространяться. Существует поверье, что ведьмы могут передать свой дар только раз и только одному человеку. Графиня это и делает, из жалости или из иных соображений, сообщая свою тайну проигравшемуся Чаплицкому, который выигрывает благодаря тайне трех карт. Германну она ничего уже передать не в силах, но он этого не понимает.
Сюжет о договоре человека с сатаной достаточно стар, это «Чудо о Феофиле», закончившееся, впрочем, посрамлением дьявола, однако только с XVI в. он становится стержневым для европейской культуры, начиная с «Легенды о докторе Фаусте». Доктор Иоганн Фауст – лицо историческое, профессор теологии Виттенбергского университета, занимавшийся оккультизмом и погибший при темных обстоятельствах. По легенде, он заплатил своей душой сатане за тайные знания и за 24 года, проведенные в богатстве и удовольствиях. Таким образом, через посредство Сен-Жермена Анна Федотовна становится Фаустом в юбке, продавшим свою душу в обмен на внушительный выигрыш и возможность и далее наслаждаться жизнью. Только черт приходит за ней на склоне ее лет, когда она, как и Фауст, достигла всецелого пресыщения, полного опустошения своей души и бесчувствия. И является он в облике офицера «с профилем Наполеона и душой Мефистофеля» (по выражению Томского), становящегося ее невольным палачом.
Задолго до того, как народ вышел на улицы, революция произошла в душах и умах французов
Суммируем наши наблюдения. Задолго до того, как депутаты стали бунтовать в Генеральных штатах, а народ вышел на улицы, революция произошла в душах и умах французов.
Первыми революционерами явились не только деисты и атеисты-просветители, но и оккультисты – Калиостро и Сен-Жермен. Литературоведы отметили связь имени Германна и Сен-Жермена. Таким образом, Германн – наследник старорежимной старухи-графини и Французской революции.
Мы можем отметить, что в 1792-93-м году революционные Мефистофели пришли за старорежимными Фаустами – прожигателями жизни, единственным желанием которых было пожить еще хоть немного. Показательны последние слова мадам Дюбарри перед казнью палачу Сансону, с которым она, по слухам, находилась в связи в тюрьме (впрочем, это ее не спасло): «Господин палач, еще немножечко времени». Вспомним, что Фауст из легенды безрезультатно умолял Мефистофеля: «Дай мне пожить еще хоть день, хоть час». Графиня Анна Федотовна, жившая по тем же самым фаустовским законам и причастная к предпотопному кутежу старой Франции, встретила своего Сансона, так же цепляясь за жизнь, как и Дюбарри.
Однако не только «Великая» Французская революция подспудно присутствует в повести, но и наполеоновские войны.
Роднит их и сугубо прагматическое отношение к женщинам. Германн использует Лизу, чтобы попасть к графине, и забывает о ней, как только узнает секрет трех карт. Наполеон женится на Жозефине Богарне, чтобы проникнуть в высшее парижское общество, и разводится с ней, как только появляется необходимость заиметь законного наследника и породниться с императорским домом – безразлично каким, русским или австрийским.
Наконец, общая черта у них – девиз «все или ничего». Германн ставит все три раза все свои деньги на карту. Наполеон все свои кампании ведет по принципу – полная победа или поражение. Как отмечает известный историк Е.Тарле, «все или ничего – жизненный принцип Наполеона». Добавим, принцип, во многом построенный на расчете.
Есть еще одна общая черта между Германном и Наполеоном – три поединка Германна с Чекалинским, главой картежного общества, и три войны Наполеона с Россией – австрийская 1805 г., кончившаяся Аустерлицем, прусская или первая польская 1806-1807 г., завершившаяся разгромом при Фридланде, и, наконец, Отечественная война 1812 г., приведшая к поражению Наполеона и изгнанию из России, а в конечном счете – к его отречению и ссылке на остров св. Елены. Сам Пушкин сравнивает игру Германна с поединком. В Чекалинском можно найти некоторые черты Александра I. Во-первых, это ласковость, веселость, постоянная улыбчивость, за которые русского императора называли Ангелом. Во-вторых, выдержка. Показательна сама фамилия «Чекалинский», связанная с польским глаголом čеkati («ожидать»). Выдержка Александра I особенно проявилась во время войны с Наполеоном. Характерны его слова в начале войны: «Не я первым вынул меч, но я не вложу его в ножны, пока не изгоню неприятеля за пределы отечества». Когда Наполеон через Лористона предложил ему мир, Александр ответил: «Я скорее буду есть картофель в Сибири с последним из моих крестьян, чем подпишу такой мир».
Темные силы протягивают руку Германну, но только для того, чтобы посмеяться над ним
– Туз выиграл! – сказал Германн и открыл свою карту.
– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский.
Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться.
В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его.
– Старуха! – закричал он в ужасе».
Вроде бы все условия контракта соблюдены, и виноват оказался сам Германн, который, во-первых, не женился на Лизе, во-вторых, проявил самоуверенность и не глядя вынул первую попавшуюся карту, посчитав ее за туза. Но подобное обдергивание было немыслимо без действия дьявольских сил, которые гипнотически заставили его выбрать не ту карту. Дьявол, как известно, платит черепками. В судьбе Германна есть параллель с Макбетом, которому ведьмы все вроде трижды предсказывают верно, но только эти предсказания ведут его к погибели.
И все же в конце повести для Германна есть надежда. Он не пустил себе пулю в лоб, он сошел с ума и оказался в Обуховской больнице. Сам Пушкин страшно боялся сумасшествия:
Не дай мне Бог сойти с ума,
Нет, легче посох и тюрьма.
И, однако, он воспел безумие Христа ради в своем «Борисе Годунове». Соответственно, исход Германна в Обуховской больнице можно воспринимать и как бесовскую насмешку над его мечтаниями, и как милость Божию. Бог дает Германну через безумие очиститься от его преступлений, забирая у него причину его падения – горделивый, расчетливый разум.