зачем перед причастием складывать руки крестом
«На вопрос: ответы православных священников христианам»
Здесь можно получить или найти ответы православных священников на вопросы, касающиеся ваших духовных поисков или получить духовную консультацию по бытовым, житейским вопросам.
Задать вопрос православному священнику очень просто:
В «Елицах» работает проект «Вопросы батюшке» https://dialog.elitsy.ru
Каждый православный христианин должен совершенствовать свои знания о православной вере.
Правильно ли подходить к запивке после причастия, со скрещенными на груди руками?
Вопрос: «Не раз наблюдал, как люди после причастия подходят за запивкой также, словно к причастию со скрещенными на груди руками. Правильно это или нет? Ведь это просто запивка. Если я ошибаюсь – поправьте меня.»
— Думаю, что многие, даже, не понимают, что такое запивка.
— В принципе запивки может и не быть. Самое главное, чтобы человек заел святым хлебом после причащения, чтобы крошки, которые остаются во рту, были полностью потреблены организмом. И запивка появилась, как помощь в этом отношении. Поэтому, сегодня, она и различается своим составом в разных местах: где варенье добавляют, где вином разбавляют, где-то компот какой-то делают. Лучше, конечно, разбавлять вином.
— Бывают, что люди, которые не причащаются, хотят взять запивку, допустимо ли это?
— Думаю, что допустимо. В этом случае запивка будет как подкрепление. Как на всенощном бдении, мы едим хлеб, который освящаем на литии, также потом освящаем вино и смачиваем хлеб этим вином, фактически, в алтаре делается запивка из этого вина. В древности, это было как подкрепление на всенощных, длительных бдениях, которые начинались вечером, а заканчивались утром. И после вкушения этого хлеба, люди еще и причащались. Сегодня есть практика на Рождественских богослужениях ночных, когда дается этот хлеб, в некоторых храмах его держат в руках и вкушают после причащения. А в некоторых храмах, что более правильно и по древнему обычаю, он вкушается сразу, как подкрепление.
Бывает еще такой встает вопрос: Как различить антидор и освященный хлеб, который мы едим на литии. Конечно, это разные вещи, антидор в переводе означает «вместодарие» – это хлеб, который остается от вынутого Агнеца, если говорить о степенях святости, то самый святой после причастия. И поэтому его дают тем, кто не причащается, «вместодарие», оно и по смыслу так. Но традиционно так сложилось, что человек, который не причастился, может съесть только просфорки. А в принципе не возбраняется съесть и антидор.
Почему скрещивают руки на груди при причастии
Как правильно складывать руки при причастии
Что такое Причастие? Почему Оно так жизненно необходимо для христиан?
Эти вопросы задаёт себе каждый, кто только только начинает приобщаться к христианскому миру, и очень важно найти ответ на них, чтобы в самом начале этого пути, причастие не стало простой формальностью ради галочки.
Причащение святых Тайн — есть таинство, установленное Самим Господом для нашего духовного спасения и приобщения к жизни вечной. Накануне Своих страданий и смерти Иисус на вечери взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
По учению Православной Церкви, каждый христианин во время Причастия таинственным образом, непостижимо для нашего разума, соединяется со Христом, так как в каждой частице Причастия содержится весь Христос. В своей беседе с иудеями Спаситель говорил: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем», или «Я есть хлеб жизни».
(Евангелие от Иоанна, гл. 6) В данном случае Господь имел ввиду не земную жизнь, а жизнь вечную, жизнь после смерти. Именно поэтому, причащающийся Святых Тайн Господних имеет надежду на спасение, надежду на воскрешение в свой последний день.
Существует несколько правил, которые должен соблюдать готовящийся к этому Святому Таинству. К Причастию нельзя приступить без предварительного очищения себя через покаяние в исповеди священнику (более подробно см. в разделе «Исповедь»), к которому нас подготавливает пост, помогая преодолеть духовную вялость. Без исповеди никто, кроме младенцев до 7 лет, не может быть допущен ко Святому Причащению. Желающие достойно причаститься Святых Христовых Таин должны за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать богослужения. Перед днем Причащения надо обязательно быть на вечерней службе. Дома прочесть каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю, а ткаже Последование ко Святому Причащению. 2-3 дня соблюдать пост, воздерживаясь от употребления мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а во время строгого поста и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность. Курящим и пьющим необходимо на эти дни полностью отказаться от курения и употребления спиртного. К Причастию нужно приходить строго натощак. Нельзя принимать не только пищу, но и пить воду. Исключением являются дети до 6-7 лет.
Как правильно себя вести у Святой Чаши?
Каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь:
Сколько раз в году необходимо причащаться?
На этот вопрос церковь точного ответа не дает. В разные времена были разные традиции. Христиане первых веков старались причащаться ежедневно, а вот в XIX веке многие российские христиане считали Причастие предсмертным напутствием, что является суеверием. Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения священникам, духовникам. Разные священники благославляют по-разному, но каждому по мере его сил.
Подготовка к причастию
Как себя вести возле Чаши с Причастием?
Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.
Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.
«Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно».
Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.
«Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет»
( 1 Кор. 11, 29) — вразумляет нас апостол Павел. Уставом издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост от 1 до 7 дней, и воздержание от супружеской близости на это время и чтение многих молитв, и посещение богослужений — каждому в меру сил и его духовного опыта. Обязательно исповедаться перед Причастием.
Но вот все исполнено. Заканчивается литургия, и причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские врата.
«Со страхом Божиим и верою приступите…»
— провозглашает диакон. Вера и страх Божий — вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. Здесь не место разговорам и суете. А на практике…
Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения. Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем в таинстве, а осуждение и Божию кару.
Как правильно причащаться?
Очень важно знать, как правильно причаститься в церкви. Начать можно с чтения правил ко святому причащению, чтобы лучше во всем разобраться или прочитать здесь основные правила. Причастие может получить любой крещенный православный христианин.
Подготовка к причастию
Теперь рассмотрим само причащение, правила необходимые к соблюдению во время ритуала:
Маленьких детей можно причащать сразу после крещения, на амвон к священнику их подносят на руках. И держат на правой руке во время принятия ребенком святых даров.
Если верующий из-за болезни не может сам прийти на причастие, то священник может причастить его в больнице или дома.
Святые дары за ритуал можно принять только один раз, даже если причащают из нескольких чаш.
Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53)
Что такое Причастие? Почему Оно так жизненно необходимо для христиан?
Эти вопросы задаёт себе каждый, кто только только начинает приобщаться к христианскому миру, и очень важно найти ответ на них, чтобы в самом начале этого пути, причастие не стало простой формальностью ради галочки.
Причащение святых Тайн — есть таинство, установленное Самим Господом для нашего духовного спасения и приобщения к жизни вечной. Накануне Своих страданий и смерти Иисус на вечери взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
(Евангелие от Иоанна, гл. 6) В данном случае Господь имел ввиду не земную жизнь, а жизнь вечную, жизнь после смерти. Именно поэтому, причащающийся Святых Тайн Господних имеет надежду на спасение, надежду на воскрешение в свой последний день.
Существует несколько правил, которые должен соблюдать готовящийся к этому Святому Таинству. К Причастию нельзя приступить без предварительного очищения себя через покаяние в исповеди священнику (более подробно см. в разделе Исповедь ), к которому нас подготавливает пост, помогая преодолеть духовную вялость. Без исповеди никто, кроме младенцев до 7 лет, не может быть допущен ко Святому Причащению. Желающие достойно причаститься Святых Христовых Таин должны за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать богослужения. Перед днем Причащения надо обязательно быть на вечерней службе. Дома прочесть каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю, а ткаже Последование ко Святому Причащению. 2-3 дня соблюдать пост, воздерживаясь от употребления мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а во время строгого поста и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность. Курящим и пьющим необходимо на эти дни полностью отказаться от курения и употребления спиртного. К Причастию нужно приходить строго натощак. Нельзя принимать не только пищу, но и пить воду. Исключением являются дети до 6-7 лет.
Как причащаться: советы для тех, кто делает первые шаги в храме
«Вечерняя Москва» издала сборник «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма». Предлагаем вашему внимаю первую главу из этой книги, посвященную Таинству Святого Причастия.
Перед Причастием нужно поститься, накануне принять участие в вечерней службе, прочитать Последование ко Святому Причастию в молитвослове, исповедоваться и получить у священника разрешение на Причастие. Подходя к Чаше, руки сложить на груди, правую положить на левую. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. После принятия Причастия принято целовать край Чаши.
Архиепископ Егорьевский Марк (Головков), руководитель управления Патриархии по зарубежным учреждениям:
— Таинство Святого Причастия — самая главная часть богослужения для мирянина. Относиться к нему следует крайне серьезно. Готовиться ко Святому Причащению нужно заранее. Обычно практикуется такой подход: готовящийся к Причащению человек постится какое-то время в зависимости от благословения священника, потом, накануне Причастия, приходит на вечернюю службу, молится. Накануне Причащения с вечера вообще нельзя есть или пить, но это правило может нарушаться, к примеру, если здоровье человека не позволяет следовать строгому посту. В этом случае возможны и послабления. Может быть специальное молитвенное правило, также по благословению его священника. Перед Причастием прихожанин обязательно должен прочитать Последование ко Святому Причащению (свод молитв к Причастию, в период Великого Поста и других постов порядок прочтения меняется. — Прим. ред.). Затем мирянин приходит на Богослужение, исповедуется он либо накануне, либо непосредственно перед Причастием, получает разрешение от своих грехов и допускается своим священником до Таинства Причастия. В древности христиане причащались накануне Литургии, то есть до Богослужения. С течением времени порядок изменился.
Очень важно, чтобы человек молился осмысленно, внимал словам молитвы, не проявлял никакого недружелюбия к людям, которые стоят вокруг него. Есть такой порядок: когда причащается много людей, в очереди важно не лезть вперед других, не проявлять никакой агрессии, раздражения. Ждать со смирением. Как правило, многие делают земной поклон, но обычно это также делается накануне Причастия. Перед тем как подойти к Чаше, руки должно сложить на груди, правую положить на левую, открыть уста и принять Причастие. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. Бывают случаи, когда так делают, но это неуместно.
Перед тем как отойти, после принятия Причастия принято целовать край Чаши. Это русская традиция, в греческой традиции Чашу не целуют. После принятия Причастия уста прихожанину отирают. Еще одна деталь — перед тем как принять Причастие, человек называет свое имя. Есть определенные тонкости: если мирское имя и имя, с которым крестили, не совпадают, нужно произносить то имя, с которым человек принял крещение. После этого причастившийся отходит и идет в специально подготовленное место, где его ждет питье, чтобы частицы Тела Христова не оставались во рту. После этого человек должен достоять службу до конца, чтобы прочитать Благодарственные молитвы ко Причащению. Если человек спешит за святой водой или по делам, Благодарственные молитвы должно прочитать дома. В день, когда человек принял Причастие, нельзя увлекаться суетой, зрелищами, в том числе и телевизионными. Весь день следует находиться в мире, спокойствии, без страстей и эмоций.
Одеваться ко Причастию следует как на праздник, опрятно, но в то же время скромно, не вызывающе, чтобы у других прихожан не появилось каких-либо соблазнов. И вести себя в храме следует спокойно и сдержанно. Всегда, во всех случаях лучше руководствоваться здравым смыслом, разумением. В Храме нельзя судить себя и других. Ни по одежде, ни по поведению. Самое разумное для православного человека — руководствоваться смирением.
В связи со Святым Причастием появляется множество соблазнов, искушений. А после Причащения этих соблазнов становится еще больше. Важно помнить в такие моменты, что мы являемся Причастниками Христа.
Причастие часто обостряет важность выбора человека, с кем мы и кто мы. Почему причащаемся и зачем живем. Когда человек редко причащается, я специально делаю так, чтобы люди пугались Причастия. Чтобы относились к нему с должным трепетом и уважением. В день совершения Причастия людей больше, чем обычно искушает дьявол. Соблазны и искушения могут быть самыми разными, принимать любую форму. Нужно держаться изо всех сил, стараться не поддаваться лукавому. Именно поэтому очень важно хранить тишину и спокойствие. Если кто-то искушает, нужно сдерживаться, смиряться. Бороться с лукавым.
Очень важный вопрос: что делать прихожанину, если по тем или иным причинам он не был допущен ко Причащению. В этом случае нужно смириться, это главное. Вообще, идя к Причастию, нужно считать себя недостойным его. Эта мысль содержится в молитвах перед Причастием, является главной. Вспомните слова: «…Аки разбойник…» Надо смириться, победить в себе гордыню и постараться понять, что явилось причиной недопущения, надо всегда стараться победить в себе эти препятствия, которые не позволяют нам Причаститься, слиться с Телом Христовым.
Бывает и так, что священники руководствуются не церковными правилами или неправильно их понимают. Бывало, что не допускали к причастию супругов, которые состоят в браке, но не венчаны по какой-либо причине. К примеру, супруг неверующий, а жена — верующая христианка. В такой ситуации венчаться нельзя, об этом и говорить нельзя. Но это не является основанием к отказу в Причащении. Если происходит что-то подобное, можно поговорить со священником или пойти к другому священнику.
Как готовиться ко Святому Причащению
Подготовка к Причастию
— духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:
Цитаты Святых Отцов на каждый день
К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на Евангельских принципах.
cialis professionalcialis kaufen
Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним. Поэтому для начала необходимо удалить из своей жизни абсолютные препятствия для встречи с Богом, а это смертные грехи (например, сожительство без росписи).
Необходимо твердо помнить, что таинство Святого Причастия без осмысленного Его принятия как встречи со Христом, непосредственного вступления в общение с Богом, использование Его как суеверное средство «для здоровья и счастья, земного благополучия», а также при наличии смертных и нераскаянных грехов, послужит по слову апостола Павла в суд и осуждение, т.е. повредит человеку и отделит его от Бога (пример Иуды предателя).
Здравый смысл говорит нам, и мы ему следуем: если мы хотим принять лекарство, то перед тем обращаемся к врачу и принимаем прописанное лекарство строго по инструкции, в противном случае можно не только не достичь пользы, но и еще больше повредить свое здоровье. Так мы поступаем разумно и сознательно в земном вопросе, тем более надо еще более ответственно и осознанно поступить в таком важнейшем в жизни человека вопросе, как общение с Богом, Вера, и в частности Причащение.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Время подготовки к Причастию называется говением.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение (если оно назначено) или с утра к началу утреннего богослужения.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать на домашнем молитвенном правиле:
Все это находится в Православном молитвослове.
Прочитать названные выше молитвословия можно и даже желательно постепенно, добавляя к ежедневному молитвенному правилу (утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия, Псалтири и святоотеческих творений) по канону в день, а накануне Причастия само Последование ко Святому Причащению.
Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные (среда и пятница) посты, положен 7-ми дневный пост перед Причастием. При наличии определенных условий и необходимости с благословения священника можно поститься перед Причастием и иное время.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля — священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.
Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди — найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.
Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказать (с письменной подготовкой) ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный или праздничный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Необходимо подойти к священнику вне богослужения, побеседовать с ним и желательно отдельно специально поисповедоваться вне связи с Причастием, а потом уже по результатам этой исповеди с благословения священника готовиться и к Причастию.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Ещё до открытия Царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.
Если ребенок шумит и плачет, следует выйти из храма и не мешать богослужению и молитве других, можно побыть в другом помещении (церковном магазине) или на улице и зайти к началу Причастия.
Маленьких детей до начала Причастия следует положить на правую руку. Придерживать их ручки и ножки от движений, помочь открыть их рот. После Причастия необходимо дать им выпить воды, а только после этого давать соску.
Детей повзрослей необходимо научить крестообразно складывать руки и называть свое полное имя. Вообще, для того чтобы ребенок не боялся и не шумел в храме необходимо чаще с ним быть в храме, даже во внебогослужебное время, приучать его к церкви и молитвам. Необходимо помнить: духовное состояние ребенка зависит от духовного состояния родителей и близких, поведение ребенка вообще и в храме есть свидетельство церковности его семьи. Так что первое и «золотое» правило воспитания человека: начни с себя, и второе правило: покажи пример! На этом зиждется воспитание и светское и, конечно, в первую очередь духовное.
После Св. Причащения
По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего не крестясь целуется край святой Чаши и причастник отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.
До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения — вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого». Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.
Причащение в православной церкви
За день до Своего крестного подвига, в Великий Четверг на Тайной Вечере, Иисус Христос впервые открыл ученикам таинство причастия. Вот как об этом повествует Евангелие от Марка: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14:22-24). Но это была не просто трапеза, так впервые Господь показал нам, Его детям, возможность соединиться с Ним не только на духовном, но и на материальном уровне.
Термин «таинство», пожалуй, наиболее полно характеризует причастие, поскольку никто — ни богословы, ни священники, ни ученые — до сих пор не в состоянии объяснить, каким образом хлеб, испеченный людьми, и обычное красное вино претворяются в Плоть и Кровь Бога. Для нас, земных людей, это остается тайной.
Зачем нужно причащаться?
Случалось ли вам полюбить всей душой кого-то, кто находится очень далеко? Если да, вы хорошо понимаете, насколько в такой ситуации сильно желание во что бы то ни стало оказаться рядом с любимым человеком, прикоснуться к нему, поговорить не только посредством интернет-сообщений, но, как говорится, вживую. Именно так душа, любящая Бога, жаждет быть с ним не только в будущем, на Небесах, но уже сейчас, в земной жизни.
Некоторые считают, что для праведной жизни достаточно всего лишь совершать добрые дела и молиться. Но это далеко не так. Никогда нельзя забывать о том, что вокруг незримо роятся сотни злых духов, внушающих нам совсем не праведные мысли. И порой мы даже перестаем замечать, что грешим, считая, что живем, «как все». Бесы цепляются, точно репьи, и чем дальше, тем их становится больше. Кого-то они толкают к унынию и депрессии, кого-то отвращают от Бога и Церкви, и вот уже человек перестает задумываться о своей душе. Такой, обросшей бесами, душе очень тяжело, она стонет и плачет, а человек порой даже не может понять, почему ему так горько, почему не ладится семейная жизнь и ничего не радует. И даже добрые дела и молитвы помогают очень слабо, потому что нравственные ориентиры оказываются смазаны, ведь без Божьей помощи не всегда возможно отличить добро от зла. Постепенно такое положение вещей становится привычным.
Сложно передать словами то ощущение, которое испытывает человек после причастия — возможно, первого в своей жизни. В душе внезапно настает покой, а тело кажется таким легким, точно внезапно помолодело. Хочется петь в унисон с хором и улыбаться каждому встречному. И потом, уже после причастия, совершенно не тянет к прошлым плотским удовольствиям, а вот духовные темы, напротив, привлекают все больше и больше. В жизни начинает ощущаться Божья воля — многие события обретают закономерность и смысл, а в том, что казалось просто чередой неприятностей, внезапно открывается духовная польза.