зачем пьер пошел на войну

Анализ романа «Война и мир» Толстого: анализ персонажей и событий (вопросы и ответы о героях)

зачем пьер пошел на войну. illjustracija Per Bezuhov Vojna i mir hudozhnik P Boklevskij. зачем пьер пошел на войну фото. зачем пьер пошел на войну-illjustracija Per Bezuhov Vojna i mir hudozhnik P Boklevskij. картинка зачем пьер пошел на войну. картинка illjustracija Per Bezuhov Vojna i mir hudozhnik P Boklevskij.
Пьер Безухов.
Художник П. Боклевский

В этой статье представлен анализ романа «Война и мир» Толстого в вопросах и ответах.

В статье собраны популярные вопросы и ответы о главных и второстепенных героях романа «Война и мир», событиях и фактах из романа, а также анализ персонажей.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

«. За вами сорок три тысячи, граф, – сказал Долохов. » (том 2 часть 1 глава XIV)

«. Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. » (том 2 часть 3 глава XXII)

4. Где проходит первый бал Наташи Ростовой? Какому событию посвящен бал?

Первый взрослый бал Наташи Ростовой проходит в Петербурге 31 декабря 1809 года. Очевидно, бал посвящен празднованию Нового Года. Эпизод с описанием бала можно найти в томе 2 части 3 глава XIV:

«. 31-го декабря, накануне нового 1810 года, le réveillon*, был бал у екатерининского вельможи. » (*сочельник)

«. Наташе было шестнадцать лет, и был 1809 год, тот самый. «

«. Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын. » (эпилог часть 1 глава X)

«. на них двух белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанамив корсаже. «

«. держала на высоко поднятой руке все дымковое платье. «

«. Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели. «

10. Кто приглашает Наташу Ростову на первом балу? С кем танцует Наташа Ростова на балу?

«. Князь Андрей пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза. «

«. После князя Андрея к Наташе подошел Борис, приглашая ее на танцы, подошел и тот танцор-адъютант, начавший бал, и еще молодые люди. «

«. Один из веселых котильонов, перед ужином, князь Андрей опять танцевал с Наташей. «

«. Он напомнил ей о их первом свиданье в отрадненской аллее и о том, как она не могла заснуть в лунную ночь и как он невольно слышал ее. «

15. Как зовут мать Пьера Безухова?

«. Вы… вы… негодяй. я вас вызываю, – проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. «

«. ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер-юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта. «

«. обещать девушке жениться на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка. «

«. Два года тому назад, во время стоянки его полка в Польше, один польский небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери. Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека. «

«. – Ну, для чего вы идете на войну? – спросил Пьер.– Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду… – Он остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне. «


21. Кем была мать Андрея Болконского?

«. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. «

«. чтобы узнать в Ярославле, где стоят Ростовы и в каком положении находится князь Андрей. «

Это были популярные вопросы и ответы о героях романа «Война и мир» Толстого, о событиях и фактах из романа, а также анализ персонажей романа в вопросах и ответах.

Источник

3416. Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого сочинение Русский язык

Сочинение — Путь исканий Пьера Безухова в романе Война и мир. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Лев Николаевич Толстой создал действительно уникальный роман на все времена. Произведение под названием «Война и мир» содержит в себе массу размышлений, важный опыт, необходимые мысли.

В романе-эпопее примечательным героем является Пьер Безухов. На его долю выпали пути искания себя. С самого начала перед читателями представляется он в качестве дебошира, любителя провести отлично время. Однако дорога разгула скоро закончилась. Персонаж осознал, насколько низким и ничтожным было его времяпрепровождение. Оттого он и стал двигаться дальше, осознавая, что так больше продолжаться не может.

Следующей на очереди была фатальная ошибка. Это женитьба на дочки Курагиных. Имя девушки — Элен. Её «мраморные плечи» завлекли Безухова, отчего тот сошел с ума от любви. Но брак является ошибкой, потому что Элен вышла за него замуж лишь за тем, чтобы получить огромное наследство. Курагину всегда привлекали роскошь да богатства… Истинных теплых чувств в этой семье не было.

Вскоре Пьер сам осознал собственную ошибку. В сердце персонажа запала лишь оболочка, внешняя красота. Он не удосужился обратить внимание на духовный мир героини, потому и оплошал в поступке.

Не желая иметь с Курагинами дело, Безухов решил податься в масонство. Ему казалось, что добровольные пожертвования такому обществу идут действительно на благо и процветание. Однако и здесь был промах. Люди, состоящие в этой организации, жили лишь обманом да выгодой. Им нужно было заманить в свои руки наивных жертв, внушить, что дело сие благородное и продуктивное. От героя им необходимо было выкачать как можно больше денежных средств.

Посредством таких несчастных заблуждений Пьер попал на войну. Он прошел через дорогу страданий, страха и беспомощности. Однако персонаж сумел проявить себя. В Москве, на которую целил Наполеон, Безухов спас в здании, объятом пламенем, несчастного ребенка. После подобного случая герой понял, что не стоит искать себя в низких целях и побуждениях. Необходимо всегда стремится ввысь. «Надо жить, надо любить, надо верить», вот к таким простым истинам пришел Пьер. В конечном итоге судьба свела его с прекрасной девушкой. Наташей Ростовой! Он обрел настоящую и любящую семью, в которой почувствовал себя героем. И правильно, счастье в этом мире в семье, в детях, в продолжение рода, в любви!

Путь исканий Безухова является довольно сложным и продуктивным. Толстой утверждал, создавая такого замечательного героя, что в жизни нужно биться, рваться, метаться, падать, взлетать. Важно действовать. А спокойствие, как говорил Лев Николаевич, — «это душевная подлость». И Пьер действительно метался! Оттого он и считается любимым персонажем Толстого! Потому что герой постоянно действует, самосовершенствуется, старается найти себя в этом мире! И мы должны следовать его примеру!

Сочинение Путь нравственных и духовных исканий Безухова

В произведении Толстого “Война и мир” присутствует огромнейшее множество персонажей, которым автор уделил немалое внимание, раскрыв их образы и рассказав их историю читателю, но, однако, любимым персонажем у Толстого, как он позже сам признался, стал Пьер Безухов.

Пьер Безухов – выходец из богатого дворянского рода, который знаменит своей состоятельностью и высоким положением, занимаемым в обществе, благодаря чему Пьер Безухов смог получить также не дюжую известность как весьма состоятельного человека. Однако, даже несмотря на своё высокое происхождение, он весьма закрыт в себе, не способен вести себя в светском обществе, из-за чего очень часто на протяжении романа сталкивается со стеной непонимания, через которую ему не перебраться. Данная неспособность к светскому общению, очень часто выходит ему боком, что не позволяет ему нормально контактировать с окружающими его людьми, так как очень часто эти люди являются этим самым светским обществом.

Всю свою жизнь Пьер сталкивался с данным непониманием, просто потому, что он таков каков он есть. Никто из его окружения не понимал его, и его мыслей, кроме его близких друзей и родных. Хотя, даже от родных ему людей он очень часто получал недопонимание и отчуждённость от него, будто бы они его не знают, что весьма и весьма огорчало Пьера.

Позже он знакомится с развратной красавицей Элен, которая в свою очередь, как позже узнаёт сам Пьер, видит в нём только лишь способ заработать денег, не акцентируя внимания на нём как на человеке, после чего Пьер разводится с ней, так как до этого он был вынужден на ней женится, из-за притеснений со стороны отца Элен, и, конечно же, с её стороны.

Но, в конце концов, Пьер всё-таки находит себя и своё счастье, женившись на прекрасной даме, создав вместе с ней семью. Даже его чудаковатость и излишняя доброта теперь стали милы обществу, из-за чего он стал чувствовать себя более счастливым и живым, нежели до этого, также он становится намного мудрее, что, скорее всего, по причине его взросления из юноши в мужчину.

Таким образом, Толстой показал нам жизненный путь данного персонажа, то через что ему пришлось пройти, дабы он смог зажить спокойно, не обращая внимание на окружающих, а просто зажив в своё удовольствие, не давая ничему и никому нарушить данный покой, или пошатнуть ту замечательную жизнь, который он добился, пройдя через все невзгоды.

3 вариант

В известном всеми труде Л.Н.Толстого «Война и мир» Безухов — один из любимых персонажей автора. Здесь писатель показывает человека, находящегося в поисках истины от чистого сердца. Безухов находится в постоянном движении, постоянно сомневаясь в правильности своих поступков. Герой также непрерывно развивается. Толстой представляет нам картину формирования мировоззрения прогрессивного человека той эпохи-декабриста. Но жизнь Пьера, полная разочарований, всего лишь толстовская версия этой линии.

С первых строчек мы видим толстого, застенчивого молодого человека с рассудительным и наблюдательным взглядом, легко поддающегося чужому влиянию. Среди присутствующих светского салона он выделяется своим простодушием и открытостью. Безухов первоначально восхищен идеями французской революции и императором Бонапартом. После того, как Пьер не нашел смысл жизни, он стал метаться из стороны в сторону, так как был еще слишком доверчив к людям. И поэтому он совершает многочисленные ошибки. Брак с Элен Курагиной — это одна из его ошибок. Он понимает, что несчастлив, так как не видит настоящей семьи. Расторгнув брачный союз с этой женщиной, он пытается найти себя в других жизненных областях.

Разыскивая истину, он приходит к масонам, где проповедуется равенство, любовь и справедливость. Его влечет в учении мысль, что в мире должны господствовать добро и правда, а счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Вот тогда- то наш герой и начинает искать возможности для того, чтобы воплотить в реальное и конкретное дело справедливые идеи. Вначале он облегчает жизнь крепостных, облегчая наказания и создавая в селах новые учебные заведения, приюты и больницы. Он думает, что вот, наконец — то нашел смысл жизни.

Однако вскоре, Пьер разочаровывается в масонском течении, так как видит, что там тоже есть карьеризм и невежество. Так разочаровываясь во всем, и он обретает безысходную тоску. И эта внутренняя борьба подготовила его на дальнейшие действия. Безухов участвует в сражении под в Бородином, где отчетливо проявляется его доброта. Не думая о своей безопасности, он вступается за женщину и вытаскивает из горящего дома ребенка. Он видит, как несправедливо убивают невиновных людей. И когда он оказывается в плену, здесь и крушится его вера и справедливое устройство человека. Встреча с Каратаевым помогает вновь Пьеру взглянуть на всех с симпатией и поверить в справедливость и добросердечие. Безухов принимает идеи декабристов и вступает в их союз, чтобы бороться с теми, кто позволяет унижать честь и достоинство человека.

В конце произведения мы видим нашего героя, который обрел счастливую семью и достиг духовного единства, как с самим собой, таки с окружающим миром.

Образец 4

Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» — человек, всецело опирающийся на чувства. Он добр и отзывчив, не жаждет славы, обладает огромной энергией и в то же время – детской непосредственностью. Весь его жизненный путь – поиски правды и ответа на вопрос, в чем смысл жизни.

Получив огромное состояние, Безухов не изменился. Внешне он живет, как все: женился, стрелялся на дуэли. Но его не прельщают светская жизнь, роскошь. Он несчастлив в семейной жизни, порывает с Элен, женитьба на которой была самой большой его ошибкой. Поиск истины приводит Пьера к масонам. Он слушает их пояснение жизни: надо уметь жить для других. Пьер пытается улучшить жизнь своих крестьян, но быстро разочаровывается в своей деятельности. Попытки Пьера привлечь «братьев» к бескорыстной помощи людям привели его к разрыву с масонами. Он перестает верить в свои идеалы и какое-то время ведет спокойную жизнь. Но это только кажется, прежние вопросы не перестают Пьера тревожить.

После освобождения из плена Пьер по-другому стал относиться к окружающей его действительности. Раньше он жил в своем внутреннем мире и мало чем интересовался. Теперь он присматривается к людям, начинает критически относиться к тому, что происходит вокруг. Он уже не остается равнодушным к общественным проблемам, унижению народа. Обостренное чувство справедливости, истинный патриотизм и душевная отзывчивость приводят Пьера к коренному несогласию с политическим, социальным и экономическим ходом жизни и развития России, а значит, делают его потенциальным членом одного из тайных обществ и участником декабрьского восстания.

Пьер Безухов близок толстовскому типу. Автор наделяет его в конце романа еще и такими качествами, как решительность, умение отстоять свое мнение и четко разграничить качества и поступки окружающих. Таким образом, Толстой показывает в романе свою идеальную человеческую модель декабриста, борца за счастье и свободу народа.

Исканий путь Духовных, идейных, нравственных.

Источник

Пьер Безухов на батарее Раевского (анализ эпизода)

Анализ эпизода «На батарее Раевского»

( по Л.Н.Толстому «Война и мир»)

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила всё общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего отечества.

Толстой тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней непосредственное участие. В каждом эпизоде этой войны он раскрывает характеры героев.

Перейдём непосредственно к эпизоду приезда Пьера Безухова к полю предстоящего сражения. Когда Пьер впервые взошёл на курган, он «замер от восхищения перед красотою зрелища», он непременно захотел «быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки». Он стоял очарованный торжественностью, окружавшей его, которая также царила в душе Кутузова и его свиты. «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которую Пьер замечал вчера». В этот момент Пьер чувствует себя частью всех, и он захотел принять участие в предстоящих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения. Но вот он решается подъехать ближе. Потеряв из виду своих проводников, Пьер остаётся один и, проехав немного, оказывается на батарее Раевского, которая впоследствие окажется одним из самых важных мест Бородинского сражения.

Появление «невоенной фигуры» Пьера неприятно поразило солдат. В этот момент он растерялся: его окружали недовольные взгляды людей, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется: «Солдаты, проходя мимо его, удивлённо и даже испуганно косились на его фигуру». Пьер ощущал себя лишним, «не на своём месте и без дела», боясь помешать кому-нибудь. Он взошёл на курган, устроился в конце канавы и с «бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него».

Но отношение солдат к Пьеру вскоре переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели его прохаживающегося под выстрелами спокойно, «как по бульвару». Солдаты приняли Пьера в свой круг, дав ему прозвище «наш барин». Сначала Пьер был для солдат только забавой, многие подшучивали над ним, пока Пьер не заговорил с ними как равный, «они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их».

Этот эпизод раскрывает образ Безухова как простого, доброго человека, лишённого сословных предрассудков и аристократизма. Пьеру понравились люди, окружавшая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он не увидел мёртвого солдата, одиноко лежащего на углу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял на этом внимания. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение.

Безухова поразило то, что солдаты с хохотом разговаривали друг с другом, шутили. Смеялись над пролетающими снарядами. С каждым попавшим ядром оживление всё более и более разгоралось: «Чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня». Безухов не смотрел на пожар, полыхающий на поле сражения, он был поглощён созерцанием происходившего на батарее, он чувствовал, что всеобщее оживление «точно так же разгорается его душе». Пьер видел перед собой солдат, которые не столько боялись смерти, сколько не хотели замечать её. Но пули и снаряды всё-таки попадали в намеченные цели, в тех людей, которые ещё минуту назад также смеялись вместе с ними.

Чувство торжественности постепенно затухало в нём, вместо этого приходил ужас. Пьер наблюдал за сражением, за тем, как каждую минуту выносили из пекла раненых и убитых.

Пьер бежит от этого страшного места куда глаза глядят и в этот момент сталкивается с французским офицером. Возможно, Пьер и не понял, что перед ним враг, но он стал инстинктивно обороняться, схватил офицера за горло и начал душить его. «Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чужие друг другу лица, и оба были в недоумении, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен, или он взят мною?» — думал каждый из них».

Происходит столкновение двух людей, ставших в Отечественной войне 1812 года врагами. Толстой пытается донести до нас смысл этого неразумного, жестокого столкновения, в котором остаётся жив тот, кто сильнее. Совершающиеся события заставили их пойти друг против друга, но, по мнению Толстого, это бесчеловечно. И француз, и русский, в первую очередь, — люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья.

Пьер уже не мог воспринимать происходившего: «Нет, теперь они остановят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали». Эти два часа, проведённые Пьером на месте сражения, многое изменили в его душе. Он видел, как умирают простые люди, и сам чуть не был убит. После всего увиденного им в первой в его жизни настоящей войне Пьер понял всю никчемность и ничтожность его прошлой жизни. Такая же мысль появилась ранее, во время Аустерлицкого сражения, и у князя Андрея. Случившиеся с Пьером события на батарее Раевского стали одними из важных для его душевных исканий.

Этот ужас, происходивший на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось. Вдумаемся в слова писателя о последствиях битвы: «Толпы раненых…, русских и французев, с изуродованными от страдания лицами шли, ползли и на носилках неслись с батареи». Как много в этих строках ужасного, всколыхнувшего души многих читателей.

До «Войны и мира» не было в русской литературе произведения, где чувства народа были бы переданы настолько верно, а главное, были бы так близки автору.

Введение

Важно понимать, что по произведению Толстого изучать историю нельзя. Очень часто представление об Отечественной войне 1812 года формируются именно на основе прочитанной книги. Толстой говорил: «Я напишу такое сражение, какого не было еще!» (рис. 1)

зачем пьер пошел на войну. lazy placeholder. зачем пьер пошел на войну фото. зачем пьер пошел на войну-lazy placeholder. картинка зачем пьер пошел на войну. картинка lazy placeholder.

Рис. 1. Петер фон Гесс «Бородинское сражение»

Автор вложил в эту фразу двойной смысл: с одной стороны, он говорит о том, что никто еще до него так точно не описывал это сражение, а с другой стороны, он указывает на то, что его описание будет иметь мало общего с реальностью и сражение будет показано так, как сам автор его видит. Историки дают разные ответы касательно того, почему именно так Бородинское сражение описано в книге.

«Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев, которые из всех непроизвольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями».

Тут важно расшифровать эту фразу. Толстой говорит нам о том, что царь является рабом истории. Обычно мы представляем себе сражение так: главнокомандующий отдает приказы маршалам, маршалы – генералам, генералы – офицерам, а офицеры – солдатам. По Толстому, все иначе: свободнее всего в историческом событии ведут себя те, чья жизнь находится под угрозой, и это солдаты. И тут важен и дух войска, и общее настроение, и масса ситуаций, которые предусмотреть невозможно. Толстой много раз говорит о том, что происходило в полку Андрея без его вмешательства. Хороший главнокомандующий должен чувствовать волнение солдат и прислушиваться к ним.

Путь Пьера Безухова на войне 1812 года

Путь Пьера Безухова на войне 1812 года

Пьер Безухов — вполне русский человек, и потому и годину общего бедствия он не может жить частными интересами, тянется к народу и вместе с ним жаждет приобщиться к борьбе за сохранение национальной независимости России. По моральной отзывчивости он не мог остаться вне исторического конфликта, не быть среди тех, кто отстаивал дело родины и потому стал участником национально-освободительной войны. Внутреннее развитие героя прослеживается в неразрывной связи с движением общей жизни, с движением истории. Оказавшись среди солдат и ополченцев в Можайске, Пьер переживает радостное возбуждение и обновление: «Чем глубже погружался в это море войск, тем более им овладевала тревога беспокойства и неиспытанное им новое радостное чувство. Это было чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то».

С этим странным барином в «белой шляпе и зеленом фраке», барином, лишенным военной выправки и ловкости, солдаты вступают в непринужденный человеческий контакт. Так, обращаясь к Пьеру, солдат с грустной улыбкой сказал: «Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят».Очень примечательна реакция Пьера; «Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головою». Вскоре он увидел мужиков-ополченцев, работающих на укреплениях, и совсем понял, что «хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят». Вид работающих на поле сражения бородатых мужиков «подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Беглая встреча с солдатом, заявившим о готовности народа отстаивать Москву, входит во внутренний мир Пьера, и он невольно проверяет истинность солдатских слов своими дальнейшими наблюдениями. В этом случайном эпизоде впервые обозначается направление эволюции героя: со всей отчетливостью проявляется то открытое сердечное общение свободного от предрассудков светской среды Пьера людьми из народа, которое в дальнейшем приведет его к качественно новому переживанию и пониманию жизни. Богатая человеческими потенциями душа Пьера по степенно наполняется русским народным содержанием. Пьер оказался в самом центре сражения, на курганной батарее Раевского. Он прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, и потому заслужил «ласковое и шутливое участие» солдат. Стихия народной жизни как бы обнимает Пьера со всех сторон, и он отдается наблюдено за ней с жадностью, с предельным интересом.

Пьер уходит с поля сражения. Голодный, измученный, он подсаживается к солдатскому костру и принимается за кавардачок, который показался ему «самым вкусным из всех кушаний, которые он когда-либо ел». В минуту национального бедствия барин объединяется с солдатами, при этом Пьер чувствовал «необходимость умалить как можно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат». Ему хотелось, чтобы социальные различия не мешали ему в братском единении с народом. Несомненно, впервые Пьер Безухов с такой ясностью соотносит свою жизнь представителя господского сословия с жизнью людей из социальных низов и со всей искренностью отдает предпочтение последним.

«Они» (солдаты) поражают его своим нравственным мужеством на войне, в минуту опасности: «А они… они все время до конца были тверды, спокойны». Себя же он осуждает за слабость: «О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!» Пьер ощущает в солдатах мудрое и непосредственное знание смысла жизни, которое и объясняет их спокойствие, готовность подчиниться необходимости. Они высоко поднимаются в сознании Пьера, как во всем противоположные людям его среды. «Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они — эти странные, неведомые ему доселе люди, они ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей». «Солдатом быть, просто солдатом, — думал Пьер, засыпая.- Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими: Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя внешнего человека?».

Участие в войне 1812 года, в Бородинском сражении ставит перед Пьером совершенно новую для него задачу — войти в общую жизнь народа, достигнуть освобождения, раствориться в солдатской крестьянской массе и потерять чувство обособленности, непомерное и тягостное самолюбие, т. е. сбросить с себя бремя этого «внешнего человека».

Только в обстоятельствах войны и плена изменяется характер взаимоотношений Пьера и людей из народа: он перестает быть хозяином, а они подчиненными. Он отдается всецело чувству единения с ними как братьями по целям и устремлениям. Высшее удовлетворение он находит в безраздельном слиянии с миллионами «капель» людского крестьянского моря. Именно здесь он переживает подлинное освобождение, когда распались эти стеснявшие его путы светского существования. Таким образом, диалектика характера осуществляется в тесном сплетении с национально-историческими обстоятельствами жизни.

Найденная еще в масонстве нравственная истина, согласно которой человек — участник бесконечного мира, подтверждается переживаниями Пьера на войне. В ту же ночь во сне Пьер понял, что «благодетель [И. А. Баздеев] говорил о добре, о возможности быть тем, чем были и они. И они со всех сторон, со своими простыми, добрыми, твердыми лицами, окружали благодетеля». Таким образом, в сознании Пьера масон Баздеев и они (солдаты) составляют нечто единое, нерасторжимое. «Благодетель» как бы санкционирует сближение Пьера Безуховас солдатами, благословляет его на это внутреннее, его обогащающее взаимодействие с ними.

И действительно, Пьер обретает и душевный внутренний мир, «согласие с собою», и углубляет этико-философские представления о жизни. Четко и лапидарно он выражает во сне новые мысли и заключения. «Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам бога, — говорил голос.- Простота есть покорность богу; от Него не уйдешь. И они просты. Они не говорят, но делают». «Самое трудное (продолжал во сне думать или слышать Пьер) состоит в том, чтоб уметь соединять в душе своей значение всего. «Все соединить? — сказал себе Пьер. — Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли, вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать!» — с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этим именно, и только этим словом выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучивший его вопрос».

Любимая героиня Л. Н. Толстого Наташа Ростова

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир»

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это – центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей – Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, – народ, мужики в белых рубахах.

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»

Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.

Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят… Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они – профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»

И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, – все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».

«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», – таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физическая немощность, усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. Он преклоняет колени перед иконой, как и все люди, как солдаты, которых он пошлет завтра в бой. И так же, как они, он чувствует, торжественность настоящей минуты.

Но Толстой напоминает, что есть и другие люди, думающие об ином: «За завтрашний день должны… быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди». Первый среди этих «ловцов наград и выдвижений» – Борис Друбецкой, в длинном сюртуке и с плетью через плечо, как у Кутузова. С легкой, свободной улыбкой он сначала, доверительно понизив голос, ругает Пьеру левый фланг и осуждает Кутузова, а затем, заметив приближающегося Михаила Илларионовича, хвалит и его левый фланг, и самого главнокомандующего. Благодаря таланту всем нравиться он «сумел удержаться при главной квартире», когда Кутузов выгнал многих ему подобных. Вот и в этот момент он сумел найти слова, которые могут быть приятны Кутузову, и говорит их Пьеру, рассчитывая, что главнокомандующий их услышит: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!» Борис рассчитал правильно: Кутузов услышал эти слова, запомнил их – и вместе с ними Друбецкого.

Не случайна и встреча Пьера с Долоховым. Невозможно поверить, что Долохов, кутила и бретер, может извиниться перед кем бы то ни было, но он делает это: «Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствия посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня».

Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно. Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а также увидеть князя Андрея, который смог объяснить ему все происходящее. Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот решающий момент своей жизни важных слов. И они встретились. Князь Андрей ведет себя по отношению к Пьеру холодно, почти враждебно. Безухов одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, а главное – о Наташе, а князь Андрей хочет поскорее забыть о ней. Но, разговорившись, князь Андрей совершил то, чего ждал от него Пьер, – со знанием дела объяснил положение дел в армии. Как и все солдаты и большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение от дел Барклая и назначение на пост главнокомандующего Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Кутузов для князя Андрея, как и для всех солдат, – человек, который понимает, что успех войны зависит от «того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате». Этот разговор был важен не только для Пьера, но и для князя Андрея. Высказывая свои мысли, он сам ясно понял и в полной мере осознал, как ему было жалко свою жизнь и своей дружбы с Пьером. Но князь Андрей – сын своего отца, и его чувства никак не проявятся. Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал…»

26 августа – день Бородинского сражения – глазами Пьера мы видим красивое зрелище: пробивающееся сквозь туман яркое солнце, вспышки выстрелов, «молнии утреннего света» на штыках войск… Пьеру, как ребенку, захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Он долго еще ничего не понимал: приехав на батарею Раевского, «никак не думал, что это… было самое важное место в сражении», не замечал раненых и убитых. В представлении Пьера война должна быть торжественным событием, а для Толстого это – тяжелая и кровавая работа. Вместе с Пьером читатель убеждается в правоте писателя, с ужасом наблюдая за ходом сражения.

Каждый в сражении занимал свою нишу, выполнял честно или не очень свой долг. Кутузов это прекрасно понимает, почти не вмешивается в ход сражения, доверяя русским людям, для которых это сражение – не тщеславная игра, а решающая веха в их жизни и смерти. Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского», где происходили решающие события, как потом напишут историки. Но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения». Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а видно только то, что происходит вокруг. И здесь, как в капле воды, отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего. Батарея несколько раз переходит из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что «…теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил».

Толстой стремился показать войну глазами ее участников, современников, но иногда смотрел на нее с точки зрения историка. Так, он обращал внимание на плохую организацию, удачные и неудачные планы, которые рушились из-за ошибок военачальников. Показывая военные действия с этой стороны, Толстой преследовал еще одну цель. В начале третьего тома он говорит, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Прошлой войне вообще не было оправданий, потому что вели ее императоры. В этой же войне была правда: когда враг приходит на твою землю, ты обязан защищаться, что и делала русская армия. Но как бы то ни было, война по-прежнему оставалась грязным, кровавым делом, что и понял Пьер на батарее Раевского.

Эпизод, когда ранили князя Андрея, не может оставить читателя равнодушным. Но самое обидное, что его гибель бессмысленна. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице, он не был на батарее, как под Шенграбеном, – он лишь ходил по полю, считая шаги и прислушиваясь к шуму снарядов. И в этот момент его настигло вражеское ядро. Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!» Болконский стоял и думал о том, что не хочет умирать, и «вместе с тем помнил о том, что на него смотрят». Князь Андрей не мог поступить иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. В любой ситуации находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать и прятаться от опасности. Такие люди обычно гибнут, но в памяти других остаются героями.

Князь был смертельно ранен; истекал кровью, русские войска стояли на занятых рубежах. Наполеон был в ужасе, он еще не видел подобного: «двести орудий направлены на русских, но… русские все так же стоят…» Он смел писать, что поле битвы было «великолепно», но его устилали тела тысяч, сотен тысяч убитых и раненых, но это уже не интересовало Наполеона. Главное, что не удовлетворено его тщеславие: он не одержал сокрушительной и яркой победы. Наполеон в это время «желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом… сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы… Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого считал себя причиной, но которого не мог остановить».

Здесь Толстой впервые показывает его естественным. Накануне битвы он долго и с удовольствием занимался своим туалетом, затем принял приехавшего из Парижа придворного и разыграл небольшой спектакль перед портретом своего сына. Для Толстого Наполеон – воплощение суетности, той самой, которую он ненавидит в князе Василии и Анне Павловне. Настоящий человек, по мнению писателя, не должен заботиться о впечатлении, которое он производит, а должен спокойно отдаваться воле событий. Таким он изображает русского полководца. «Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Он не суетится, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно. Он понимает бессмысленность своих распоряжений: все будет так, как будет, он не мешает людям мелочной опекой, а верит в высокий дух русской армии.

Великий гуманист Л.Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему историческому событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Не Наполеон и Кутузов руководили сражением, оно шло, как должно было идти, как смогли «повернуть» его тысячи участвующих в нем с обеих сторон людей. Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького человечка». Говоря об этом, Толстой как бы «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и от кровопролитий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *