зачем отец отправил дочь к тетушке магде

Тест «Корзина с еловыми шишками»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по литературному чтению 4 класс

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1. Кем был Эдвард Григ?

А. писателем Б. композитором В. скульптором

2. Как звали девочку, которую встретил Э. Григ в лесу?

А. Дагни б. Дори В. Даниелла

3. Какое время года описывается в рассказе, когда Григ встретил девочку?

А. лето Б. весна В. осень

4. Как долго композитор писал музыку для девочки?

А. больше месяца Б. 2 недели В. целый год

5. На каком инструменте играл Эдвард Григ?

А. на баяне Б. на рояле В. на скрипке

6. Какой подарок от Э. Грига получила девочка на своё 18 – летие?

А. музыкальную пьесу Б. нотную тетрадь В. золотое кольцо

7. Кем работала тётушка Дагни?

А. парикмахером Б. портнихой В. кукловодом

8. Почему девочка не испугалась Грига?

А. глаза у Грига смеялись

Б. он ей был знакомым

В. она никого не боялась

9. Где жила тётушка Магда и дядюшка Нильс?

А. в комнатушке подвала театра

Б. в комнатушке под крышей театра

В. в комнатушке за сценой театра

10. О какой игрушке говорила девочка?

А. о мишке Б. о кукле В. о плюшевом зайце

11. О чём жалела девушка, когда вышла из зала?

А. о том, что Григ умер

Б. о том, что зря она пошла на концерт

В. о том, что музыка была очень громкой

1. Где проводил осень композитор Э. Григ?

А) на берегу Женевского озера Б) в лесах около Бергена

В) на окраине Стокгольма

2. Кем была Дагни Педерсен?

А) дочь охотника Б) дочь лесника В) дочь рыбака

3. Почему Дагни не испугалась Грига?

А) она знала, кто он Б) глаза у него смеялись

В) она никого не боялась

4. Что девочка рассказала композитору о своей кукле?

А) у неё порвалось платье Б) у неё оторвалась рука

В) у неё не закрываются глаза

5. Какой подарок Григ решил сделать девочке?

А) написать песню Б) написать музыку

6. Как долго композитор готовил подарок для Дагни?

А) больше года Б) больше месяца В) 10 лет

7. Как Григ объяснил девочке, почему он сможет подарить ей подарок только через 10 лет?

А) он делает подарки для взрослых Б) он будет делать его 10 лет

В) он поедет за ним далеко

8. Зачем отец отправил Дагни к тетушке Магде?

А) посмотреть свет и повеселиться Б) продолжить учебу

9. Куда пошла девушка по настоянию тетушки Магды?

А) в исторический музей Б) в магазин В) на концерт

10. О чём жалела девушка, когда вышла из зала?

А). о том, что Григ умер

Б). о том, что зря она пошла на концерт

В). о том, что музыка была очень громкой

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. a loader. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-a loader. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка a loader.

Номер материала: ДБ-339305

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. 12ca 000988a9 e32712b1. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-12ca 000988a9 e32712b1. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка 12ca 000988a9 e32712b1.

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. placeholder. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-placeholder. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка placeholder.

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. placeholder. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-placeholder. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка placeholder.

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. placeholder. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-placeholder. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка placeholder.

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. placeholder. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-placeholder. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка placeholder.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. placeholder. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-placeholder. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка placeholder.

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. placeholder. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-placeholder. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка placeholder.

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тест по произведению К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по произведению К.Г.Паустовского

«Корзина с еловыми шишками»

1. Где проводил осень композитор Э. Григ?

А) на берегу Женевского озера

В) на окраине Стокгольма

2. Кем была Дагни Педерсен?

3. Почему Дагни не испугалась Грига?

А) она знала, кто он

В) она вообще никого не боялась

4. Что девочка рассказала композитору о своей кукле?

А) у неё порвалось платье

Б) у неё оторвалась рука

В) у неё больше не закрываются глаза

5. Какой подарок Григ решил сделать девочке?

6. Как долго композитор готовил подарок для Дагни?

7. Как Григ объяснил девочке, почему он сможет подарить ей подарок только через 10 лет?

А) он делает подарки для взрослых

Б) он будет делать его 10 лет

В) он поедет за ним далеко

8. Зачем отец отправил Дагни к тетушке Магде?

А) посмотреть свет и повеселиться

Б) продолжить учебу

9. Где жили тетушка Магда и дядюшка Нильс?

А) в комнатушке в подвале театра

Б) в комнатушке за сценой

В) в комнатушке под крышей театра

10. Куда пошла девушка по настоянию тетушки Магды?

А) в исторический музей

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. a loader. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-a loader. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка a loader.

Номер материала: ДБ-772977

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. 12ca 000988a9 e32712b1. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-12ca 000988a9 e32712b1. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка 12ca 000988a9 e32712b1.

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. placeholder. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-placeholder. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка placeholder.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. placeholder. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-placeholder. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка placeholder.

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. placeholder. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-placeholder. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка placeholder.

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. placeholder. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-placeholder. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка placeholder.

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. placeholder. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-placeholder. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка placeholder.

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

зачем отец отправил дочь к тетушке магде. placeholder. зачем отец отправил дочь к тетушке магде фото. зачем отец отправил дочь к тетушке магде-placeholder. картинка зачем отец отправил дочь к тетушке магде. картинка placeholder.

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Зачем отец отправил дочь к тетушке магде

Рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками» переносит читателя в мир творчества великого норвежского композитора Эдварда Грига. Эта лирическая новелла о прекрасном подарке для трудолюбивой дочери лесника погружает нас в мир музыки, природы, вдохновения и любви.

Произошло ли всё именно так в действительности, теперь уже, пожалуй, не скажет никто. Но и никто не сможет поспорить с тем, что литературный портрет композитора вполне достоверен, а влияние искусства даже на самые неискушённые сердца необъятно и способно изменить всю дальнейшую жизнь.

Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.
Вскоре пошёл снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.
Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык…
Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с сияющими зелёными глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке.
«Спасибо!» – говорит она, сама ещё не зная, за что она благодарит его.
«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на солнце расцвёл белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни…»
Григ думал так и играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается.
Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.
Каждый слушал по-своему.
Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.
Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щёлку за Григом.
Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол.
Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из дома Грига.
Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

Источник: К.Паустовский. Корзина с еловыми шишками

Источник

Урок литературного чтения. 4-й класс «К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»»

Класс: 4

Оборудование: книга для чтения, картинки с изображением еловых шишек, аудиодиск с музыкой Э.Грига, портреты писателя и композитора.

I. Организационный момент.

Звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец».

Скороговорка: На елке шишки, на столе книжки.

III. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей.

IV. Работа над произведением.

— Кто по вашему мнению самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?

— У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну а пока это секрет.

Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.

— Какой рассказ мы читали?

(«Корзина с еловыми шишками»)

— Кто написал этот рассказ?

(Константин Георгиевич Паустовский)

— 1 и 2 группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.

1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

2 группа: В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.

На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.

— О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

(о композиторе Эдварде Григе)

— Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы.

(рассказ детей о Григе)

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

— Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.

— А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.

— О чем говорится в каждой части?

— Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа, используя ваши рисунки.

(работают в группах. В это время звучит музыка Э.Грига «Хольберг. Сюита»).

— Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план:

2. В доме композитора.

— Посмотрите на красоту горного пейзажа, которую описывает Паустовский в своем произведении.

— Используя опорные слова, найдите его описание в тексте.

— Какой прием использует автор?

— Какие еще устойчивые выражения встретились в тексте?

(метафоры, олицетворение, эпитеты)

— Что такое метафора?

— Что такое олицетворение?

(неживому предмету приписывают свойства живого)

— Найдите в тексте и выпишите:

(во время работы в группах звучит музыка Грига «Танец Анитры» )

(зачитываются выписанные выражения)

— Прошу руководителей группы оценить работу каждого ученика своей команды и записать отметки в бланк № 3 (I часть)

Фамилия, имя ученикаОтметка за I часть урокаОтметка за II часть урока

— Сейчас Саша и Саша напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.

(инсценирование. В это время звучит музыка «Песня Сольвейг» )

— Какой же подарок решил сделать композитор девочке?

— Почему он решил сделать ей подарок?

(у нее доброе сердце; умеет думать о других)

— Почему он не захотел сделать его сразу?

(такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку)

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.

VI. Продолжение работы по теме урока.

— Переходим ко второй части. Прочитайте ее про себя.

— Как мы ее озаглавили?

(в доме композитора)

— С чем сравнивали друзья дом композитора?

(с жилищем дровосека)

(в нем были только рояль и диван)

— Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?

— Найдите в тексте, как он рассуждает.

— Почему он считал себя счастливым человеком?

(отдал молодежи жизнь, талант, работу; все без возврата)

— Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?

— Что произошло за это время?

— Посмотрите на доску.

— Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Найдите в тексте и зачитайте.

— Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?

(пускай посмотрит свет, как живут люди и немного повеселится)

— Переходим к заключительной части. Как мы ее озаглавили?

— Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига «Утро».

— Какую картину нарисовало ваше воображение?

— А какие картины предстали перед глазами Дагни?

(поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)

— Почему после исполнения этой чудесной музыки «Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты»?

(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

— Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку. Но у вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже.

— Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?

— О чем думала Дагни, выходя из парка? Зачитайте. (с. 57, последний абзац)

— Какое время года описывает в рассказе Паустовский?

— Кто знает, что такое «белые ночи»? Кто их видел? Где?

— В каком городе России бывают белые ночи?

— А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:

«Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.»

— Симфоническую музыку Дагни впервые слушала во время белой ночи.

Задание каждой группе:

(звучит музыка «Концерт для фортепиано с оркестром» (№ 12))

— Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

— Так чему же учит это произведение?

(надо жить, принося радость другим людям)

— Сейчас проверим как вы поняли произведение. Выполните небольшой тест.

1. Где проводил осень композитор Э. Григ?

А) на берегу Женевского озера

Б) в лесах около Бергена

В) на окраине Стокгольма

2. Кем была Дагни Педерсен?

3. Почему Дагни не испугалась Грига?

А) она знала, кто он

Б) глаза у него смеялись

В) она вообще никого не боялась

4. Что девочка рассказала композитору о своей кукле?

А) что у неё порвалось платье

Б) что у неё оторвалась рука

В) что у неё больше не закрываются глаза

5. Какой подарок Григ решил сделать девочке?

В) написать музыкальную пьесу

1. Как Григ объяснил девочке, почему он сможет подарить ей подарок только через 10 лет?

А) он делает подарки для взрослых

Б) он будет делать его 10 лет

В) он поедет за ним далеко

2. Что Григ помог девочке донести до дома?

А) корзину с шишками

Б) корзину с грибами

3. Что композитор убрал из своего дома?

А) ковры, портьеры и мягкую мебель

А) они мешали ему своими звуками

Б) они приглушали звук

В) он любил простор

5. Что композитор оставил в своём доме?

1. Как долго писал композитор музыку для Дагни Педерсен?

2. Кто слушал композитора, когда он сочинял музыку?

А) синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка

Б) воробьи, солдаты, кухарка, мышка, дождь, Белоснежка

3. Зачем отец отправил Дагни к тетушке Магде?

А) посмотреть свет и повеселиться

Б) продолжить учебу

4. Где жили тетушка Магда и дядюшка Нильс?

А) в комнатушке в подвале театра

Б) в комнатушке за сценой

В) в комнатушке под крышей театра

5. Куда пошла девушка по настоянию тетушки Магды?

А) в исторический музей

1. Какое платье надела Дагни?

2. Какую музыку Дагни слушала впервые в жизни?

3. Какое действие произвела на девушку эта музыка?

А) показалась скучной

Б) Дагни почудилось, что у неё выросли крылья

В) музыка вызвала у Дагни множество картин, похожих на сны

4. Какие слова услышала девушка со сцены?

А) что музыку написал Эдвард Григ

Б) что Эдвард Григ посвятил музыку ей

В) что Эдвард Григ умер

5. Какое впечатление произвели эти слова и музыка на девушку?

В) она испытала радостное потрясение и благодарность

— Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.

— Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

— Прошу руководителей поставить отметки каждому учащемуся группы в бланке № 3 часть II.

— Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом по жизни.

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.
В.А.Сухомлинский.

— В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: желтые, зеленые, красные.

Источник

Конспект урока по литературному чтению на тему: «К.Д. Паустовский. Корзина с еловыми шишками».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературного чтения. 4-й класс

«К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»»

Работать над разными видами и выразительностью чтения.

Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах.

Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению.

Воспитывать любовь к литературе, музыке.

Оборудование: книга для чтения, картинки с изображением еловых шишек, аудиодиск с музыкой Э.Грига, портреты писателя и композитора.

I. Организационный момент.

Звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец».

Скороговорка: На елке шишки, на столе книжки.

III. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей.

IV. Работа над произведением.

— Кто по вашему мнению самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?

— У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну а пока это секрет.

Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.

— Какой рассказ мы читали?

(«Корзина с еловыми шишками»)

— Кто написал этот рассказ?

(Константин Георгиевич Паустовский)

— 1 и 2 группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.

1 группа: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

2 группа: В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.

На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.

— О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?(о композиторе Эдварде Григе)

— Я предоставляю слово ребятам 3, 4 группы.(рассказ детей о Григе)

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

4 группа: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

— Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.

— А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.(4)

— О чем говорится в каждой части?

— Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа, используя ваши рисунки.

(работают в группах. В это время звучит музыка Э.Грига «Хольберг. Сюита»).

— Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план:

2. В доме композитора.

— Посмотрите на красоту горного пейзажа, которую описывает Паустовский в своем произведении.

— Используя опорные слова, найдите его описание в тексте.(с.47. 2,3 абзац)

— Какой прием использует автор?(сравнение)

— Какие еще устойчивые выражения встретились в тексте?

(метафоры, олицетворение, эпитеты)

— Что такое метафора?(скрытое сравнение)

— Что такое олицетворение?(неживому предмету приписывают свойства живого)

— Что такое эпитеты?(красочные прилагательные)

— Найдите в тексте и выпишите:

(во время работы в группах звучит музыка Грига «Танец Анитры» )

(зачитываются выписанные выражения)

— Прошу руководителей группы оценить работу каждого ученика своей команды и записать отметки в бланк № 3 (I часть)

Фамилия, имя ученика Отметка за I часть урока Отметка за II часть урока

— Сейчас Саша и Саша напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.

(инсценирование. В это время звучит музыка «Песня Сольвейг» )

— Какой же подарок решил сделать композитор девочке?

— Почему он решил сделать ей подарок?

(у нее доброе сердце; умеет думать о других)

— Почему он не захотел сделать его сразу?

(такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку)

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

VI. Продолжение работы по теме урока.

— Переходим ко второй части. Прочитайте ее про себя.

— Как мы ее озаглавили?

(в доме композитора)

— С чем сравнивали друзья дом композитора?

(с жилищем дровосека)

(в нем были только рояль и диван)

— Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?

— Найдите в тексте, как он рассуждает.

— Почему он считал себя счастливым человеком?

(отдал молодежи жизнь, талант, работу; все без возврата)

— Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?

— Что произошло за это время?

— Посмотрите на доску.

— Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Найдите в тексте и зачитайте.

— Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?

(пускай посмотрит свет, как живут люди и немного повеселится)

— Переходим к заключительной части. Как мы ее озаглавили?

— Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига «Утро».

— Какую картину нарисовало ваше воображение?

— А какие картины предстали перед глазами Дагни?

(поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)

— Почему после исполнения этой чудесной музыки «Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты»?

(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

— Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку. Но у вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже.

— Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?

— О чем думала Дагни, выходя из парка? Зачитайте. (с. 57, последний абзац)

— Какое время года описывает в рассказе Паустовский?

— Кто знает, что такое «белые ночи»? Кто их видел? Где?

— В каком городе России бывают белые ночи?

— А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:

«Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.»

— Симфоническую музыку Дагни впервые слушала во время белой ночи.

Задание каждой группе:

(звучит музыка «Концерт для фортепиано с оркестром» (№ 12))

— Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

— Так чему же учит это произведение?

(надо жить, принося радость другим людям)

— Сейчас проверим как вы поняли произведение. Выполните небольшой тест.

1. Где проводил осень композитор Э. Григ?

А) на берегу Женевского озера

Б) в лесах около Бергена

В) на окраине Стокгольма

2. Кем была Дагни Педерсен?

3. Почему Дагни не испугалась Грига?

А) она знала, кто он

Б) глаза у него смеялись

В) она вообще никого не боялась

4. Что девочка рассказала композитору о своей кукле?

А) что у неё порвалось платье

Б) что у неё оторвалась рука

В) что у неё больше не закрываются глаза

5. Какой подарок Григ решил сделать девочке?

В) написать музыкальную пьесу

1. Как Григ объяснил девочке, почему он сможет подарить ей подарок только через 10 лет?

А) он делает подарки для взрослых

Б) он будет делать его 10 лет

В) он поедет за ним далеко

2. Что Григ помог девочке донести до дома?

А) корзину с шишками

Б) корзину с грибами

3. Что композитор убрал из своего дома?

А) ковры, портьеры и мягкую мебель

А) они мешали ему своими звуками

Б) они приглушали звук

В) он любил простор

5. Что композитор оставил в своём доме?

1. Как долго писал композитор музыку для Дагни Педерсен?

2. Кто слушал композитора, когда он сочинял музыку?

А) синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка

Б) воробьи, солдаты, кухарка, мышка, дождь, Белоснежка

3. Зачем отец отправил Дагни к тетушке Магде?

А) посмотреть свет и повеселиться

Б) продолжить учебу

4. Где жили тетушка Магда и дядюшка Нильс?

А) в комнатушке в подвале театра

Б) в комнатушке за сценой

В) в комнатушке под крышей театра

5. Куда пошла девушка по настоянию тетушки Магды?

А) в исторический музей

1. Какое платье надела Дагни?

2. Какую музыку Дагни слушала впервые в жизни?

3. Какое действие произвела на девушку эта музыка?

А) показалась скучной

Б) Дагни почудилось, что у неё выросли крылья

В) музыка вызвала у Дагни множество картин, похожих на сны

4. Какие слова услышала девушка со сцены?

А) что музыку написал Эдвард Григ

Б) что Эдвард Григ посвятил музыку ей

В) что Эдвард Григ умер

5. Какое впечатление произвели эти слова и музыка на девушку?

В) она испытала радостное потрясение и благодарность

— Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.

— Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

— Прошу руководителей поставить отметки каждому учащемуся группы в бланке № 3 часть II.

— Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом по жизни.

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.

— В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: желтые, зеленые, красные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *