зачем одинцова приезжает к умирающему базарову
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Эпизод смерти Базарова находится в конце романа. В основу романа Тургенева «Отцы и дети» легла важная проблема – борьба двух лагерей: революционно-демократического и либерально-крепостнического, борьба «отцов и детей». Таков основной конфликт. Несмотря на то, что действие романа прекращается со смертью главного героя, конфликт «отцов и детей» так и остается неразрешенным.
В эпизоде мы видим, как упрямо Базаров борется с физической и душевной болью. Он говорит Одинцовой: «Вся задача гиганта – как бы умереть достойно». И он решает задачу, прямо и не лукавя глядя в глаза смерти.
С приближением смерти меняется отношение Базарова к родителям. И это достойное поведение. Он уже не демонстрирует своей иронии и пренебрежения, как в более ранних главах романа. (Вспомним слова из разговора с Аркадием: «Они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит.») Сейчас он полон заботы и любви, до последнего момента скрывая свою смертельную болезнь, выдавая ее за простуду: «…пойду прилягу, а вы мне принесите липового чаю. Простудился должно быть».
Евгений идет на уступки отцу, который просит его совершить христианский обряд:
Кульминацией этого эпизода является приезд Одинцовой к умирающему Базарову. Сам по себе приезд Одинцовой показывает ее благородство, но не более. Видя умирающего Базарова, Одинцова понимает, что не любит его («мысль о том, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила – мгновенно сверкнула у ней в голове»).
В Базарове же при встрече с Анной Сергеевной вспыхивают еще не успевшие остыть чувства. Мы видим, как нежно и страстно любит Базаров, представший перед нами не черствым нигилистом, а романтиком («Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет»).
Какова же авторская позиция в отношении «базаровского» поколения? Она раскрывается в конце разговора с Одинцовой: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Этими словами героя Тургенев дает оценку с позиций либерального дворянства.
Роман завершается картиной, которая перекликается со смертью Базарова: родители на могиле сына. Это привносит философское начало в повествование: все острополитическое, сиюминутное уходит на второй план перед вечным. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы …говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Описание смерти Базарова, по статье Писарева, составляет лучшее место в романе Тургенева. О мастерстве писателя говорит хотя бы то, что он в конце романа сумел расположить к Базарову даже того читателя, который далеко не во всем был согласен с героем. Тургенев сделал все, чтобы читатель полюбил Базарова «со всей его безжалостной сухостью и резкостью».
Анализ эпизода «Смерть Базарова» в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
Одним из главных эпизодов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является эпизод смерти Базарова. Именно он служит ответом на главный вопрос произведения: «Возможно ли жить только согласно разуму, отвергая любые чувства?». Полный анализ романа «Отцы и дети» Вы найдете здесь.
Базаров до и после
О чем фрагмент?
Когда Базаров возвращается к родителям, он оказывается другим человеком. Его чувства к Одинцовой повлияли на него. Ведь это то, что Базаров не может контролировать. Он приезжает к родителям с запутанными мыслями, ведь его теории могут оказаться ошибочными. К сожалению, поездка к родителям для Базарова оказывается роковой. Он делает вскрытие тифозного больного и получает заражение.
Базаров убеждается, что не смог принести пользу России, хотя так этого хотел. Ведь, по его мнению, люди, трудившиеся изо дня в день, смогли сделать намного больше, чем он.
Средства выразительности и детали
Также автор применяет в тексте присоединительные конструкции: «Ну, что ж мне вам сказать…я любил вас!» — что помогает чётко отразить ход мыслей Базарова. К тому же, И.С. Тургенев прибегает к использованию вопросно-ответной формы: «Кто плачет? Мать! Бедная!», — что служит доподлинной передачей размышлений Базарова о смерти и смысле жизни.
Смысл эпизода
В Базарове происходит внутренняя борьба после крушения нигилизма. Она и сводит его в могилу. Он превращается в человека с обычными слабостями, открывается людям и проявляет эмоции. Тем не менее, он остается сильным человеком и не показывает боль, которую испытывает. Одинцова же проявляет свое истинное отношение к Базарову. Она показывает безразличие к скорой смерти Базарова и приезжает к нему только из вежливости.
Получается, что автор выражает очень важную мысль данным эпизодом. Он показывает, что человек не должен отвергать свои чувства. Ведь жить без эмоций невозможно, ибо настоящая жизнь полностью состоит из бесконечного потока чувств. Евгений, исключающий свои сердечные порывы из жизни, не был морально готов к ним, поэтому он не смог выдержать испытания любовью. Его гибель указывает на несостоятельность нигилистических позиций.
Значение фрагмента в тексте
Зачем автор, симпатизирующий своему герою, убивает его в финале? Ведь сам Тургенев неоднократно отражал нападки критиков, говоря, что за время работы полюбил своего нигилиста и проникся к нему уважением. Однако он так и не смог принять радикальную позицию Базарова, поэтому значение эпизода смерти героя в романе «Отцы и дети» сводится к тому, чтобы продемонстрировать нежизнеспособность теорий Евгения. Умирает не он, а его искусственные учения, опровергающие саму природу человека.
Анализ эпизода “Смерть Базарова”
Испытание смертью
Автор романа «Отцы и дети» на протяжении всего романа проводит центрального персонажа через различные испытания, в результате чего происходит развенчание нигилистической теории Базарова. Самым последним и самым главным для понимания истинного характера Евгения Базарова становится испытание смертью.
Герой не обвиняет в трагичной судьбе никого, кроме себя самого. Базаров не хочет умирать, но признаёт силу смерти. Евгений понимает, что его время пришло, но он борется до конца. Герой анализирует собственную жизнь и приходит к выводу, что его теория была неверна.
Отношение к семье
Бессердечный на первый взгляд, Базаров в сцене смерти показан как любящий сын. Он показывает своё истинное отношение к родителям. Герой уважает, ценит и любит свою семью. Базаров приготавливает своих родителей к смерти сына, успокаивает и утешает их.
Отношение к любви
Понимая, что он скоро умрёт, Базаров просит отца вызвать Одинцову для того, чтобы признаться ей в своих чувствах. Он понимает, что сейчас именно тот случай. Отрицающий всякие проявления любви, Базаров понимает, что был всё это время неправ. Центральный персонаж только теперь говорит всё то, что чувствовал уже давно. После признания в любви, Евгений прощается с Одинцовой и желает ей счастливой жизни. На прощание Базаров просит Одинцову поцеловать его – «дунуть на умирающую лампаду ». Главный герой осознал, что отдался любви слишком поздно.
Отношение к природе
И. С. Тургенев, описывая могилу, где похоронен Базаров, отмечает, что там растут цветы. Равнодушный и отрицающий природу, он только после смерти смирился с ней, понял её значение.
Отношения Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Анна Сергеевна Одинцова — героиня романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». 28-летняя «умница, богачка, вдова». Первая и последняя, безответная любовь главного героя романа нигилиста Евгения Базарова, до знакомства с ней отрицавшего любовь.
С момента знакомства Базарова с Одинцовой повествование романа резко меняет направление. Самоуверенный, циничный и резкий в суждениях Базаров, обнаруживает в себе незнакомые прежде чувства и теряет свое «превосходство» над окружающими.
История любви Базарова к Одинцовой
С цитатами из текста произведения
Знакомство
В 13-й главе романа Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов, находясь в гостях у «настоящей эмансипе» Кукшиной, впервые слышат о некой Анне Сергеевне Одинцовой. Кукшина отзывается о ней, как о «пустой» особе, хоть и недурной:
Ситников, также находящийся в гостях у Кукшиной, называет Одинцову прелестью, кратко характеризуя ее как «умницу, красавицу, вдову»:
Спустя несколько дней Базаров и Аркадий приезжают на губернаторский бал. На балу Аркадий знакомится с Одинцовой, и рассказывает ей о своем друге. Он сразу отмечает необыкновенную привлекательность девушки, хотя красота ее и не была совершенной:
Базаров же видел ее только со стороны, но его привлекла фигура и необыкновенная холодность Одинцовой:
В итоге, девушка приглашает Аркадия в гости вместе с его другом, и на следующий день они наведываются в ее номер в гостинице:
Базарову нравится Одинцова, но чувствуя, что «бабы испугался», он всячески маскирует это:
Самоуверенный, циничный и резкий в суждениях Базаров, обнаруживает в себе незнакомые прежде чувства и теряет свое превосходство над окружающими. При Одинцовой он ведет не так, как всегда, что очень удивляет Аркадия. Он много говорит, и рассуждает о естественных науках (медицине, ботанике):
Они провели вместе три с лишним часа, и Одинцова пригласила друзей в свое имение, Никольское. Выходя из гостиницы друзья обсуждают новую знакомую, и Базаров вновь высказывает восхищение ее сдержанными манерами и фигурой:
Пребывание Базарова в Никольском
Спустя три дня друзья едут в ее имение, Никольское. В этот день Базаров должен был навестить родителей, но решает, что они «подождут, что за важность»:
Базаров и Аркадий прогостили у Одинцовой и ее младшей сестры Кати более двух недель. За это время они оба влюбились в хозяйку, но Анна Сергеевна проявляла интерес только к Базарову:
Аркадия же она считает слишком юным и «незначительным», о чем позже сама рассказывает Базарову. Анна Сергеевна много разговаривала с Базаровым, гуляла с ним в саду. Аркадий, видя ее увлечение другом, немного ревновал, и от «уныния» больше времени проводил с Катей:
Тем не менее, не смотря на схожесть во взглядах, Базаров и Одинцова были совсем не похожи в характерах. Анна Сергеевна ведет размеренную жизнь, и все в ее доме происходит по расписанию, отчего Базарову становится скучно:
Анна сильно привязалась к Базарову и, узнав о его скором отъезде к родителям, у нее даже «в сердце кольнуло»:
Признание Базарова
Перед отъездом к родителям Базаров решается открыться Одинцовой, но она не отвечает ему взаимностью:
Признание Базарова вызвало у Анны смешанные, неизвестные чувства, но не настолько сильные чтобы нарушить привычный покой:
Некоторое время она раздумывала над правильностью своего выбора, но в итоге решает, что спокойствие дороже чувств:
Тем не менее, позже она расскажет Базарову, что после его отъезда сильно хандрила и даже собиралась уехать за границу:
В следующий раз Базаров встретился с Одинцовой заехав к ней по пути к в родительский дом. В этот раз он ведет себя холодно и цинично. Они решают остаться друзьями:
После этого они прощаются. Одинцова предлагает Базарову погостить еще некоторое время, но он говорит, что слишком долго вращался в чуждой для себя сфере, и теперь желает «плюхнуть» свою стихию:
Последняя встреча
Последняя их встреча состоялась когда Базаров уже находился в предсмертном бреду. Он желал проститься с ней, и послал к ней «кланяться» приказчика:
Одинцова немедленно приехала в имение Базаровых и привезла с собою немецкого доктора, но и тот ничем не мог помочь больному. Напследок Базаров вновь признается Анне в любви, и простившись не нею засыпает в последний раз. Ему «уже не суждено было просыпаться».
Тургенев об отношениях Одинцовой к Базарову
Сам автор романа И. С. Тургенев категорически не допускал, что Одинцова может полюбить Базарова, о чем прямо говорил в письме к поэту Константину Случевскому (1837 — 1904):
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Смертельная рана Базарова
Почему Одинцова поцеловала умирающего Базарова? Что значил для нее этот поцелуй? Одинцова видит любовь, потому и целует. С какими чувствами вошла Одинцова к Базарову? Почему не сняла перчатки, дышала с опаской, вдруг этот поцелуй в лоб? Почему? Какой в этом скрыт смысл?
«Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия, потом видится с Анной Сергеевной раза два, даже гостит у нее вместе с Аркадием, но для него и для нее прошедшие события оказываются действительно невоскресшим прошедшим, и они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собою тоном рассудительных и солидных людей».
Но так ли это? Так ли уж потом все спокойно в отношениях Базарова и Одинцовой? Уж не просмотрел ли Писарев какие-то глубинные процессы, которые привели к гибели Базарова?
Чем явился для Базарова новый его приезд в имение Одинцовой? Ведь его принципы определяют смысл его жизни, и вдруг…?
Он нарушил этот принцип, знал, что толку от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал.
Полюбил он ее сильно. Поэтому тешил себя тем, что мог обмануться в ее холодности. Вдруг она окажется лучше, вдруг при новой встрече у нее дома она все-таки произнесет ожидаемые им три слова.
Тогда можно сказать, что он подверг жестокому испытанию все свое мировоззрение: ведь стоит «сломаться» одному такому принципу, то какова цена всему остальному?
Базарову так нелегко было решиться на третью встречу (приезд) к Одинцовой.
И что произошло во время этой встречи?
Теперь Базаров пробыл у Одинцовой недолго.
Но он был бы рад пожить здесь дольше, затем и ехал. Вопрос в том, почему он пробыл недолго?
Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.
Почему лицо Одинцовой «…попеременно краснело и бледнело»? Что случилось?
Базаров высказался о возможности помолвки Кати и Аркадия. Вот его слова: «Партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсанова изрядное, он один сын у отца, да и отец добрый малый, прекословить не будет». Базаров понял Одинцову, и это подтверждается: Одинцова покраснела, Базаров с ней прощается, желая окончить это дело самым приятным образом. Одинцова посмотрела на Базарова. Горькая усмешка подергивала его лицо. И жалко ей стало его. Она протянула руку. Но Базаров понял ее. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал, прощайте-с и будьте здоровы». Вот теперь ясно, почему Базаров был таким рассеянным в других главах романа. Просто невозможно поверить, чтобы такой волевой, сильный человек, как Базаров, с такими могучими руками мог глупо, случайно пораниться. В том-то и дело, что теперь он постоянно думал о чем-то своем, имевшим большое значение в его жизни: он поставил на карту незыблемость своих принципов, когда поехал третий раз к Одинцовой, надеясь на лучшее, и потерпел сокрушительное поражение. Вот почему он не находит себе места. Вот почему он, как раненый зверь. Катя называет его и сестру хищниками. Базаров едет домой – залечивать рану. Ведь именно Одинцова нанесла ему смертельную рану. Вот кто оказался на пути Базарова главным препятствием: научитесь сначала быть хотя бы хитрыми ловкачами – вот тогда вы станете бессмертными.
Но если речь зашла о хитрости, то обнаружил ли Базаров эту черту у Одинцовой?
Одинцовой было приятно видеть Базарова у своих ног. Когда же он показал когти, ей стало страшно. Она бледнела. Она испугалась. Но не Базарова, так как она считала себя слабее, а того, что своим поступком он застал ее врасплох, выявил ее отношение к нему как интригу, неискренность.
Она испугалась того, что он раскрыл ее хитрость, и ей стало стыдно, лицо краснело и бледнело.
Подтверждает все это своеобразная дуэль между Одинцовой и Базаровым, после слов о помолвке Кати и Аркадия. Одинцова вдруг начала сокрушаться по поводу нераспознанной ею вовремя (до письма Аркадия) любви между ним и Катей. Потом пытается смеяться. Но отворачивается. Базаров говорит о том, что молодежь хитра стала, и тоже смеется, но над Одинцовой.
Разве вы уезжаете? Отчего же вам не остаться?
Разве можно было отпустить Базарова после всего этого? Разве допустимо, чтобы один хищник не расквитался с другим за причиненные неудобства и волнения? За временную слабость и беззащитность?
Почему Одинцова поцеловала Базарова, когда он умирал? Хотя она испугалась за себя? Почему? Неужели это было только прощание? Или жалость?
Базаров сам просит об этом поцелуе. Это не любовь со стороны Одинцовой. Базаров по-прежнему ее сильно любит, требует ее присутствия, чтобы даже в последние минуты своей жизни доказать и себе, и ей, что ничто не может его сломить, что он верен себе даже сейчас. И если бы она его не поцеловала, он доказал бы, что все-таки сильнее ее.
— Но она его поцеловала.
— И не позволила Базарову еще раз восторжествовать над собою, как тогда, когда она «краснела и бледнела», так как понимала, что это ее последний шанс утвердить свое душевное равновесие, нарушенное им.
Если говорить о Базарове, то и он, в свою очередь, не оставляет Одинцовой шансов на успех. Его последние слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Он умер в темноте, и никто не увидел его слабым – в предсмертной агонии.
Кто же сильнее? Одинцова или Базаров? Базаров «споткнулся» на Одинцовой, но и она без вторжения Евгения в ее тихую жизнь обречена на пассивность. Сила людей, подобных ей, будет «дремать» до появления новых Базаровых.