зачем нужны растения в природе
Роль растений в природе и жизни человека
Растения (латинское Plantae или Vegetabilia) изучает наука ботаника, на XXI век ученые насчитывают более 320 тысяч видов растений, большая часть которых относится к цветковым растениям (около 280 тыс. видов), число растений увеличивается с каждым годом, постоянно открываются новые виды.
Какой была бы наша планета без растений?
Фотосинтез как великий космический процесс, делающий нашу планету пригодной для жизни
Одной из важнейших функций зеленых растений является выработка кислорода в процессе фотосинтеза. В листьях зеленых растений содержится пигмент хлорофилл, который под влиянием солнечного света разделяет вытянутую корнями воду из почвы на водород и кислород (процесс фотолиза). Также поглощенный растениями углекислый газ в присутствии хлорофилла и уже без обязательного участия солнечного света вступает в реакцию с водой, образуя глюкозу и кислород (процесс восстановления углекислого газа). Соединяя полученную глюкозу с соединениями серы, азота и фосфора, полученными из почвы, растения генерируют белки, жиры, крахмал, различные витамины и другие сложные соединения, необходимые для их дальнейшей жизнедеятельности.
Что еще полезного дают растения природе
Скорость фотосинтеза зависит от интенсивности света, концентрации кислорода и углекислого газа, температуры окружающей среды. Полученный О2 частично выделяется в атмосферу, частично идет на дыхание самих растений. Ежегодно растения выделяют в атмосферу до 510 тонн кислорода, они поддерживают её постоянный газовый баланс до состояния пригодного для дыхания. Поднимаясь в верхние слои атмосферы,кислород превращается в озон и становится частью озонового слоя, защищающего нашу планету от пагубного УФ-излучения Солнца.
Каждый год с помощью растений образовывается до 170 миллиардов тонн органических веществ, большая часть которых вырабатывается наземными растениями. С помощью растений формируется верхний плодородный слой Земли под названием почва, они обеспечивают в ней постоянный круговорот минеральных веществ, такой необходимый для её плодородия.
Растения, благодаря тому, что возвращают в атмосферу 90 % влаги, которую испаряет суша, значительно смягчают климат Земли и формируют температурный режим планеты. Поглощая углекислый газ они снижают так называемый парниковый эффект, хотя человек в результате своей хозяйственной деятельности (сжиганию топлива и вырубке значительных площадей влажных экваториальных лесов) и пытается свести все усилия «легких планеты» к нулю.
Растительность, покрывая землю плотным ковром, предохраняет её от пересыхания, создает более мягкий, влажный климат, корни хранят почву от выветривания и эрозии, предотвращают появление оврагов и оползней. Растения выделяют в воздух специфические вещества фитонциды, губительные для болезнетворных бактерий, являются первой важной ступенью в трофических цепях питания.
Человек и растения
В жизни человека растения играют огромную роль, ведь помимо того что они источники кислорода, необходимого для дыхания, они употребляются человеком в пищу (злаки, овощи, зерно-бобовые, плоды деревьев, эфиро-масличные культуры, сахороносные растения), из них делают лекарства, одежду, дома, они служат сырьем для промышленного производства бумаги, краски, каучука и других разнообразных полезных веществ.
Конспект занятия по экологии «Зачем нужны растения» (вторая младшая группа)
Воспитатель МБДОУ № 9
«Детский сад «Звёздочка»
Конспект занятия по экологии 2 младшая группа
«Зачем нужны растения?»
Цель: Развитие представлений о взаимосвязи растений с окружающим миром.
1. Способствовать расширению знаний детей о значении деревьев для животных и людей, формированию понимания необходимости охранять лес.
2. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Оборудование: персонажи Незнайки и зайца, иллюстрации еловых деревьев, дятел, мышка, белка, клест, ноутбук для прослушивания музыки.
Ход организованной образовательной деятельности:
Вос-ль: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В путешествие не простое, а волшебное. Где нас ожидает много интересного. Но для того, чтобы отправиться в путешествие нам нужно произнести волшебные слова.
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Давайте друг другу улыбнемся, чтоб в лесу нам всем не было страшно.
«Повертелись. Покружились (звучит музыка, дети кружатся)
И в лесу мы очутились»
Вот мы с вами и в лесу.
Воспитатель: Ой, слышите, кажется, кто-то плачет. Давайте подойдём поближе и посмотрим, кто там плачет. (подошли поближе).
Ты кто такой? И почему ты плачешь?
Незнайка: Зовут меня Незнайка. Я пришёл в весенний лес, чтобы посмотреть, как здесь все изменилось с приходом весны, я засмотрелся и нечаянно стукнулся об дерево и набил себе шишку.
— И зачем столько деревьев в лесу! – проворчал Незнайка, потирая лоб.
— Как это зачем? – услышал он голос – В лесу должно быть много деревьев. Как же я буду прятаться – огляделся Незнайка и никого не увидел.
Незнайка: Ребята, вы некого не видите?
— Видишь, как я ловко спрятался! Посмотри под ветку ели. Незнайка еще раз осмотрелся и увидел зайца. – когда в лесу много деревьев, а на ветках лежат шапки снега, я могу найти хорошее укрытие от хищников и ветра. Здесь теплее, чем в открытом поле. Елочка мой друг. Кроме меня с елочкой дружат и многие другие животные.
— Кто еще? – спросил Незнайки.
Ребята, подскажите кто ещё живёт в лесу?
Дети: Белки, медведи, лисы, волки, ежи.
Заяц: Молодцы ребята! Посмотрите, по стволу того дерева бегает белка. На елке она строит свое гнездо, хотя может жить и в дупле. Еще у нее в лапках шишка
— правильно – ответил Заяц.
Тут на ветку сломанного дерева сел дятел.
Заяц: Есть еще много животных и птиц, которые дружат с елочкой.
Ребята, а какие птицы есть в лесу? (Клест, дятел). Молодцы!
Воспитатель: Ребята, и нам надо уже возвращаться в садик. Встаньте друг за другом мы отправляемся.
Зашагали ножки –топ, топ. топ,
по большой дорожке топ, топ, топ.
Ну-ка веселее топ, топ, топ, топ,
вот как мы умеем –топ, топ, топ.
Воспитатель: Вот мы и в группе. Ребята, как вы думаете, с кем еще дружит ель? (Ответы детей). Человеку тоже нужна ель. Из нее и других деревьев, растущих в лесу, можно построить дом, напилить дрова для обогрева, сделать доски. А что можно еще сделать из досок? Посмотрите вокруг, что здесь в группе сделано из дерева? (Ответы детей)
Из деревьев делают картон и бумагу. Лес очень долго растет. Поэтому нужно беречь книги, аккуратно обращаться с бумагой. Это поможет сберечь лес.
В лесу по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.
По дорожке побежим, побежим.
До лужайки добежим, добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем! (вдох, выдох)
И на стульчики пойдем! (выполняются соответствующие движения)
Воспитатель: кроме того, лес очищает воздух, дает кислород, которым мы дышим. Без леса не смогут жить звери, птицы, не смогут жить и люди. Лес – это наше богатство! Его нужно беречь и охранять.
— Ребята, но мы же не каждый день ходим в лес. А как нам в городе жить без растений и деревьев? (ответы детей). Для того, чтобы дышать чистым воздухом и создавать красоту во круг себя, люди самостоятельно облагораживают свой дом и улицы. Они сажают деревья и кустарники во дворах и на улицах. А еще весной высаживают огромное количество разноцветных цветов, которые не только радуют нас, но также очищают наш воздух, как и большие деревья.
— Сегодня мы тоже попытаемся сделать так, чтобы наш воздух очищался и нам в группе было дышать легко. Мы с вами нарисуем свой лес и оденем его в зелёный наряд, для этого мы используем пальчиковые краски.
— Сегодня мы с вами узнали, как важны для нас деревья и другие растения! Давайте вспомним. (Ответы детей)
— А что понравилось вам больше всего из того что мы сегодня делали (Ответы детей)
Конспект итогового интегрированного занятия «Безопасность на улице и дороге» (вторая младшая группа) Конспект итогового интегрированного занятия НОД по образовательной области «Безопасность», «Познание», «Коммуникация» во второй младшей.
Фотоотчет по проекту «Комнатные растения», вторая младшая группа В рамках краткосрочного проекта «Комнатные растения» мы оформили папку «Мои комнатные растения». Родителям была объявлена тема недели: «Комнатные.
Конспект интегрированного занятия «Здравствуй, осень!» (вторая младшая группа) Конспект интегрированного занятия 2-ая младшая группа «Здравствуй осень!» Задачи: Расширять представления детей о сезонных явлениях природы.
Конспект интегрированного занятия «Гуси-лебеди» (вторая младшая группа) Цель. Закрепление знаний детей по пройденному материалу по ФЭМП и развитию речи. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить умение определять.
Конспект итогового занятия по ФЭМП «Путешествие в сказочный лес» (вторая младшая группа) Цель: закрепить понятия много, один; тренировать способность сравнивать количество предметов: «больше», «меньше», «столько же»; закреплять.
Конспект занятия «Как Лисичка узнала, что такое детский сад» (вторая младшая группа) Цель: закрепить знания детей о детском садике, о людях, которые в нем работают. Задачи: • обобщить знания детей о профессиях сотрудников.
Конспект занятия с использованием ИКТ «Птицы на нашей кормушке» (вторая младшая группа) Конспект занятия с использованием ИКТ «Птицы на нашей кормушке» (вторая младшая группа) Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях.
Зачем нужны растения (польза растений для Планеты и людей)
Растения есть везде – и на вершинах высоких гор, и в глубинах океана. Сегодня их насчитывается около 350000 видов. Среди них и крошечные мхи и огромные деревья.
А знаете ли вы, зачем нужны человеку растения и в чем их польза? Ответ на вопрос вы получите, прочитав эту статью.
Растения – источник жизни на Земле
Не будь их на нашей Планете, неизвестно, была бы вообще наша Планета пригодной для проживания живых организмов.
В первую очередь важность растений заключается в том, что они «производят» кислород. А как мы знаем, человеку и другим живым организмам, обитающим на Земле, кислород просто необходим для дыхания и жизнедеятельности.
Растение «вдыхает», вбирает в себя углекислый газ, а выделяет живительный кислород. Растительная фабрика «работает» бесперебойно, как только солнечный лучик касается поверхности растения.
Основными видами «топлива» для этой работы являются:
· вода, которую растение через корни получает из почвы
· углекислый газ (всегда находится в избытке в воздухе из атмосферы)
· солнечная энергия (солнечный свет)
Зеленый цвет листьям растений придает содержащееся в них в большом количестве хлорофилл. Благодаря ему в растительных клетках под действием солнечного света образуются разнообразные питательные вещества, необходимые организму человека, животного и самому растению.
Эти вещества – крахмал, белок и сахар, из которых, главным образом, и построено все живое.
То есть растения — это не только источник кислорода, но и источник питания и получения полезных веществ.
Растения регулируют микроклимат.
Растения — регулировщики микроклимата на нашей Планете. Они:
1- Очищают воздух нашей Планеты от пыли и вредных веществ, попадающих в воздух от транспорта и промышленных предприятий. Так, например, 1 гектар деревьев хвойных пород задерживает за год почти 40 тонн пыли, а лиственных — до 100 тонн. Поэтому важно, чтобы были растения между дорогами, домами.
2- Смягчают летнюю жару, спасают нас от палящего солнца и сильных ветров.
3- Защищают почву от пересыхания и переувлажнения, задерживают на полях снег. Корни растений укрепляют грунт, защищая его от разрушения.
4- Оздоравливают воздух. Растения ионизируют его, что положительно влияет на здоровье и самочувствие человека.
5- Многие виды растений выделяют вещества, способные сдерживать развитие вредных болезнетворных бактерий и микроорганизмов.
6- Уменьшают шум города. Кроны лиственных деревьев поглощают около четверти звуковой энергии, распространяемой вблизи них.
Растения — отменные врачи.
Растения благотворно воздействуют на психологическое и эмоциональное состояние человека. Прогулки по паркам, лесам и полям, зеленые уголки и растения под окнами домов помогают нам приобрести устойчивость к физическим и эмоциональным нагрузкам и уберегают нас от стрессов. Кроме того есть специальные лекарственные растения, которые помогают нам избавиться от многих болезней.
Иная польза растений
Растения — строительный материал и материал для изготовления разнообразной мебели и поделок.
Даже «умершие» растения приносят пользу. Перегнившие остатки растений удобряют почву. И такие важные источники энергии как уголь и нефть тоже имеют растительное происхождение.
А также растения приносят нам эстетическое наслаждение. Они красивы, разнообразны и неповторимы. И создают чудесное настроение!
Итак, теперь вы знаете ответ на вопрос, зачем нужны растения и какая от них польза.
Растения служат источником кислорода и питания для живых организмов, населяющих нашу Планету.
Растения создают и регулируют микроклимат.
Растения лечат нас.
Растения дают нам строительный материал и материал для творчества.
Растения создают отличное настроение и красоту.
Значение растений в природе и жизни человека: лекарственные, технические, декоративные и другие растения
Значение растений в природе и жизни человека
Значение растений в природе
Растения, в отличие от других организмов, населяющих нашу планету, отличаются уникальной характеристикой — они способны к процессу фотосинтеза. Именно их деятельность способствует пополнению запасов органических веществ на планете.
Органика теряется регулярно — это неизбежный процесс в виду жизнедеятельности гетеротрофных организмов. Но растения могут накапливать большое количество энергии в продуктах фотосинтеза. Фотосинтезирующие растения поддерживают необходимый для существования других организмов уровень кислорода в атмосфере. Кроме того, растения предотвращают чрезмерное накопление в атмосфере углекислого газа.
Едва ли не самое главное значение растений в природе заключается в круговороте минеральных веществ в природе. Это, в свою очередь, гарантирует непрерывное существование жизни на планете, так как жизнь невозможна без регулярного минерального питания.
Заметно влияние растительного мира и на климат. Жизнедеятельность растений обеспечивает связывание плодородных частичек поверхностных слоев почвы, исключая смывание таких частичек и эрозию почвы.
Отдельные формы растений обуславливают накапливание воды на поверхности Земли и влияют на образование болот.
Как видно, растительные организмы и покров, который они образуют — важное звено во многих явлениях, составляющих окружающую нас природу. Поэтому сообщения о роли растений в природе и жизни человека, которая с каждым годом возрастает, небезосновательны.
Значение растений в жизни человека
Обычно растения классифицируются в зависимости от того, как они используются человеком. Это такая практическая классификация. Есть: растения, используемые в пищевых целях и для корма животным, лекарственные, технические, декоративные растения и растения, у которых используют только древесину. Вот как она выглядит.
Растения, которые используются в пищевых целях и в качестве корма для скота. Здесь выделяют несколько групп:
Кукуруза не менее популярна, чем пшеница. Некоторые страны используют 100% собранного урожая в продовольственных целях. Объем производимого в мире зерна кукурузы — 2 млн. центнеров.
Еще один популярный злак — рис. Половина населения планеты может назвать его основной пищей. Также рисовая солома используется для изготовления бумаги, шляп, сумок, а также в качестве корма для скота;
Лекарственные растения. Большинство таких растений — дикорастущие. Они используются в лечении человека и животных непосредственно или как сырье в химико-фармацевтической промышленности. В лекарственных растениях полно ценных веществ, таких как алкалоиды, дубильные вещества, эфирные масла. Даже ядовитые вещества, которые также встречаются у таких растений, могут проявлять лечебные свойства — в небольших дозах и по консультации врача.
В медицине сегодня используют около 300 видов различных лекарственных растений. Многие из них знакомы и людям, далеким от медицины: ромашка лекарственная, пустырник, шалфей, тимьян, калина, зверобой, валериана, алтей лекарственный, ландыш, пастушья сумка и др.
Отдельные лекарственные растения культивируются на плантациях.
Технические растения. Они используются в промышленных целях. Выделяют:
Растения, у которых используют только древесину. Древесина таких растений может быть строительным материалом, а также применяться в промышленности (лесохимической, целлюлозно-бумажной) и как топливо. Основные растения этой группы — дуб, сосна, граб, ель, бук, береза, осина и др.
Декоративные растения. К ним относятся однолетние и многолетние растения, кустарники, лианы открытого и закрытого грунта. Примеры — розы, бархатцы, хризантемы, георгины, петунии, тюльпаны и др.
Изучают значение растений в природе и жизни человека в 6 классе.
Мы попытались описать роль растений в природе и жизни человека кратко.
Каково значение растений в природе и жизни человека? 7 причин, почему растения важны
Каждый день мы встречаемся с растительным миром, будь то в парках, диких уголках природы, садах, огородах, на улице и даже в наших домах. Но действительно ли мы понимаем жизненно важную роль растений для человека и природы в целом? Сама мысль об этом должна заставить нас обратить больше внимания на прекрасную растительность, окружающую нас. Давайте рассмотрим 7 основных полезных качеств растений, без которых наша жизнь была бы не возможна.
Мы едим растения, чтобы получить энергию, хранящуюся в их клетках. Еще наши предки использовали растения в качестве источника питания. Они начали изучать способы ведения сельского хозяйства, чтобы упростить свою жизнь, и выращивали растения, которые обеспечивали их пищей. Около 7000 различных видов растений были окультурены и используются в пищу человеком. Хотя люди могут жить за счет продуктов животного происхождения, это не уменьшает нашу зависимость от растений, поскольку коровы, свиньи, овцы, куры, кролики и многие другие животные питаются растительной пищей.
ВОЗДУХ
Воздух, которым мы дышим, в основном состоит из 78% азота и 21% кислорода. Но именно кислород жизненно необходим нашим клеткам для производства энергии. В процессе фотосинтеза растения поглощают солнечный свет и углекислый газ для производства энергии и выделяют в атмосферу кислород в качестве побочного продукта своего метаболизма. Мы, в свою очередь, вдыхаем жизненно важный для нас кислород и выдыхаем углекислый газ, необходимый растениям. Глубоко вдохните насыщенный кислородом воздух и осознайте, что мы живы благодаря растениям.
Где вода, там и жизнь. Растения регулируют круговорот воды в природе, распределяя и очищая запасы воды на планете. За счет транспирации вода из почвы движется через тела растений и испаряется в атмосферу. Влага накапливается в облаках, и в конечном итоге капли воды возвращаются обратно в виде дождя, чтобы оживить жизнь на земле.
МЕДИЦИНА
Многие лекарства производятся из экстрактов растений или синтезированных растительных соединений. Аспирин получают из коры ивы. В листьях мяты есть мента, которую используют в леденцах от горла, мазях для мышц и лекарствах для носа. Хинин из коры хинного дерева входит в состав лекарства от малярии. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 65–80% населения мира используют растительную медицину в качестве основной формы здравоохранения.
ЗДОРОВЬЕ
Внедрение зеленых технологий в различные сферы нашей жизни показывает, что общество осознает ценность включения природных компонентов в созданную человеком среду для психологического и физического здоровья. Окружающие нас растения способствуют укреплению здоровья, счастья, осознанности и продуктивности. Живые растения, размещенные в жилых или рабочих помещениях освежают воздух, контролируют влажность, снижает уровень стресса и улучшают общее самочувствие людей.
МЕСТО ОБИТАНИЯ И ОДЕЖДА
КЛИМАТ
Чрезмерный выброс углерода в окружающую среду является причиной нынешнего изменения климата, с которым мы сталкиваемся. Но не все знают, что растения накапливают углерод, захватывая его из воздуха. Растения помогают удерживать большую часть углекислого газа, образующегося при сжигании ископаемого топлива, из атмосферы. Мы обязаны своим умеренным климатом зеленому ландшафту, покрывающему наш мир.