зачем нужны психологические знания экономисту

Роль психологии в экономике и бизнесе

Психология в современном мире затрагивает практически все сферы нашей жизни и деятельности, в том числе и нашу экономическую деятельность. И это не странно, так как психология включает в себя и мотивацию, и наши чувства и эмоции, а в бизнесе эти все явления присутствуют. Ведь бизнес существует и функционирует за счет общения между людьми, и чтобы бизнес был успешным общение на всех этапах должно быть максимально эффективным – от телефонных разговоров с партнерами и до обсуждения и заключения сделок. Психологический продуманный подход к ведению дел поможет не только выгодно сотрудничать с партнерами, но и во многом опережать конкурентов. Психологические факторы различны на разных экономических этапах. Сейчас даже появилась такая профессия, как бизнес-психолог, представители которой предлагают консультации по ведению бизнеса с применением психологических факторов.

Давайте рассмотрим такой момент в ведении бизнеса, зачастую находящийся на первых этапах, как переговоры. Переговоры – это наиболее ключевой момент в бизнесе. Достаточно не много мест, где учат вести успешные переговоры, поэтому зачастую знания приходят из личного опыта. Да, конечно сейчас можно найти не плохие учебные пособия и курсы, касающиеся данного вопроса, но не стоит верить различным программам, которые за очень короткие сроки, буквально за неделю обещают научить вас успешности в ведении переговоров, ничего кроме ряда заблуждений, которые будут потом вас тормозить, вы не получите. И вообще, некоторые заблуждения касающиеся переговоров достаточно распространены, поэтому стоит обратить на них отдельное внимание. В основе первого наиболее распространенного заблуждения лежит убежденность в том, что в успешных переговорах только одна сторона может остаться в выигрыше. Зачастую, люди не осознают того, что возможно найти решение, которое будет одинаково выгодно обеим сторонам. Вследствие этого может даже начать нарастать некая враждебность и неприязнь. На самом деле, предназначение переговоров в том, что бы найти некий компромисс, который станет выгоден обеим сторонам, только в таком случае переговоры можно назвать поистине успешными. Так же стоит отметить то, что наиболее эффективное ведение переговоров – это непоколебимое отстаивание важных для вас моментов в деле с демонстрацией своей готовности идти на уступки по всем не принципиально важным для вас вопросам.

Так же сейчас часто можно увидеть переговоры с применением давления. Если у одного из партнеров больше денежных средств или сильнее юридическая поддержка или другие факторы, то он может пытаться добиться для себя желаемого результата с помощью какого-то давления. Чаще всего, такая тактика с помощью каких-то ультиматумов встречается очень негативно и про успешность такого сотрудничества не может быть и речи. Угрозы и давления – путь к неэффективным переговорам.

По данным исследований психологов, те люди, которые наблюдают со стороны за переговорами, видят ситуацию и истинные цели обеих сторон намного яснее, чем те, кто непосредственно принимают участие в переговорах. Это можно объяснить сильной заинтересованностью участников переговоров в их исходе, так как от этого напрямую зависит большая часть успешности дела. Именно поэтому стоит пригласить на переговоры человека, который непосредственно не будет принимать участия в переговорах, а будет наблюдать за их ходом и анализировать сложившуюся ситуацию.

К сожалению, в рамках современного бизнеса достаточно часто встречается мошенничество и разные махинации. И в основе того, что многие попадаются на хитрые уловки мошенников так же лежат определенные психологические факторы, можно даже отнести это к категории психологии лжи. Просто многие люди, которые становятся жертвами обманщиков, наивно предполагают, что если у них честные намерения, то и в ответ у окружающих будут такие же честные цели, что, к сожалению, частенько оказывается заблуждением. Для начала, получив некую информацию от партнера или потенциального партнера, стоит проанализировать ее и подумать, есть ли основания считать полученные данные не правдивыми. Так же, если вы сомневаетесь в правдивости полученной информации, то подумайте, какими бы могла быть истинные цели потенциального обманщика.

Психология может помочь вам определить лжеца. Как говорят психологи, лжец, как бы искусно он не лгал, он не сможет полностью скрыть свою ложь, так как ее можно увидеть из-за несогласованности в мимике, речи и жестах человека. Обмануть человек может только на сознательном уровне, а с бессознательным уровнем он бессилен и бессознательная жестикуляция или мимика может подсказать знающему психологию человеку, что тут что-то не так. Вот почему так важно для успешной экономической деятельности и ведения бизнеса знать хоть какие-то основы психологии. Разбираясь на высоком уровне в психологии, мы сможем обезопасить себя от обмана и более успешно вести дела, ведь во многом успешность бизнеса зависит от общения с различными людьми, а общение строится, прежде всего, на различных психологических факторах.

Источник

Экономист: перспективы профессии

Экономист – особо востребованная сегодня специальность: отучившись на экономическом факультете, можно устроиться на работу практически в любой сфере – производства, продаж, образования, а при желании открыть свой бизнес – полученных в вузе знаний будет достаточно.

Востребованность специалистов

Экономисты нужны во многих компаниях, даже в стартапах. Однако сегодня рынок труда перенасыщен такими специалистами. Соответственно, конкуренция среди соискателей очень высока, и занять действительно хорошее место удается далеко не всем.

Несмотря на это, ежегодно в вузы устремляется все больше молодых людей, желающих связать свое будущее с экономикой. По статистике, каждый год экономические факультеты РФ выпускают 250 000 молодых специалистов.

Нужны лучшие

Основную тенденцию современности можно сформулировать так: работодателям нужны лучшие, то есть «готовые» профессионалы, которых не придется вводить в курс дела и учить работать.

В частности, эта тенденция очевидна в крупных городах – таких экономических центрах как Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Екатеринбург и другие.

Обратите внимание: чтобы стать востребованным специалистом и истинным знатоком своего дела, приступать к работе следует еще во время учебы в вузе.

Будущий экономист может начать с должности бухгалтера в небольшой компании: любой опыт будет полезен, и в дальнейшем выпускник не растеряется при поиске «места под солнцем».

В ИМЭС студенты могут совмещать учебу с работой. Кроме того, учащиеся участвуют в крупных научных конференциях, где они могут почерпнуть дополнительные знания, которые обязательно пригодятся в дальнейшем.

Важно и то, что учебная программа в Институте международных экономических связей предусматривает углубленное изучение английского языка, владение которым всегда является преимуществом при приеме на работу.

Почему стоит выбрать экономику

Со своими профессиональными обязанностями большинство экономистов справляются, работая в офисе, без постоянных разъездов и командировок.

Выбрав определенное направление, можно развиваться в этом ключе, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице, и в итоге – занять высокооплачиваемую руководящую должность.

В распоряжении экономистов такие направления, как:

Соответственно, специалист может устроиться на работу в банк (это один из наиболее распространенных вариантов), страховую или аудиторскую компанию, государственное учреждение – министерство, пенсионный фонд, налоговую службу.

Несмотря на то, что молодые экономисты получают в 1,5 раза меньше, чем начинающие программисты либо инженеры, в среднем, по статистике, экономисты в России зарабатывают 54 887 рублей.

Чтобы стать перспективным экономистом нужно закладывать хороший фундамент и начинать надо в первую очередь с выбора вуза и подготовки к поступлению туда.

Для зачисления на направление «Экономика» в ИМЭС необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку (от 40 баллов), математике (от 39 баллов). Согласно правилам приема на 2021/2022 учебный год, для поступления на направления «Экономика», абитуриенту необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку, профильной математике и результаты одного из предметов: обществознание (от 45 баллов), иностранный язык (от 30 баллов),история (от 35 баллов), информатика и информационно-коммуникационные технологии (от 44 баллов), география (от 40 баллов).

Будущее профессии

Эксперты уверяют: экономисты востребованы в любые, даже кризисные времена, ведь именно эти специалисты:

Соответственно, легко сделать вывод, что профессионал подобного уровня будет необходим всегда и в любой компании.

Однако время не стоит на месте: меняются технологии, методы и инструменты проведения расчетов, но профессиональные экономисты всегда в курсе проходящих изменений – таковы особенности их специальности. А значит, они всегда на плаву.

Рекомендации психологов будущим экономистам

Чтобы не «сгореть» на работе, психологи делятся со специалистами полезными советами.

Если вы чувствуете, что ваше дело перестало вас удовлетворять, лучше взять паузу или сменить вид деятельности. Благо, в экономике очень много направлений, где имея фундаментальные знания, можно всегда подобрать что-то новое и расти дальше.

Не становитесь трудоголиком – всех денег вы все равно никогда не заработаете. А потому не забывайте про прогулки на свежем воздухе, встречи с друзьями, полноценный здоровый сон.

Чтобы голова всегда была свежей, и вас посещали яркие идеи, необходимо быть здоровым. При работе с цифрами – это очень важно. Тут всегда должен быть ясный ум.

Подведем итог: экономист – это «нестареющая» профессия, актуальная во все времена, специальность, впитывающая в себя современные веяния, пластичная и разносторонняя. Она относится к будущему, а не к прошлому, является прогрессивной, всегда актуальной и престижной. Экономистов ценят как в России, так и за рубежом, и эта тенденция, очевидно, сохранится в обозримом будущем.

Источник

Зачем нужны психологические знания специалисту вашего профиля (экономисту, строителю, инженеру-экологу и т.д.)?

В полной мере это можно отнести к требованиям, предъявляемым инженеру. От того, как он сможет построить отношения с другими членами коллектива, зависит, насколько комфортно будет ему трудиться. Здесь знание психологии в первую очередь поможет сформировать нормальное профессиональное поведение.

Также инженеру, по роду своей деятельности, зачастую приходится общаться с совершенно разными по образованию, профессиональной и должностной принадлежности людьми: как рабочими, так и руководителями. Именно знания психологии смогут помочь ему оценить степень надежности коллеги, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к совместной работе. При этом, общение в профессиональной среде является не только процессом обмена информацией между сотрудниками, а является показателем эффективности экономической стабильности предприятия. Процессы принятия решения, планирование и контроль производства, обучение персонала и создание имиджа организации во многом зависят от эффективности процесса общения.

Знание своих психологических особенностей: рассудительность, аккуратность, внимание к мелочам, уравновешенный характер, профессионализм позволяют мне вырабатывать чувство уверенности в своих силах при разрешении сложных ситуаций, как в профессиональной деятельности, так и в межличностном общении, помогают рационально распределять время для выполнения определенных задач, прогнозировать сроки выполнения и рассчитывать временные затраты на их выполнение.

Хорошим специалистом я считаю человека, который хорошо осведомлен в собственных должностных полномочиях, ориентирован на имидж организации и ценности корпоративной культуры, имеет адекватную мотивацию и уровень индивидуальной готовности к самоорганизации и самореализации в производственном процессе.

Часть 1
Психология индивидуальности

1. Практическое задание № 1

Инструкция. Перед Вами десять трехзначных чисел, которые нужно найти среди чисел, расположенных внизу, распределенных по десяти столбикам. Обязательно засеките время и посмотрите, сколько минут и секунд у Вас заняло выполнение этого теста. Найденные числа рекомендуем отметить карандашом.

Результат 3 мин 55 с – время среднее.

1) Какие познавательные процессы рассматриваются в психологии?

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

2) Чем ощущение отличается от восприятия?

В отличие от ощущений, передающих отдельные качества предмета, восприятие представляет собой целостный предметный образ.

3) Что такое воображение и представление?

4) Каков показатель избирательности у Вас, и как это проявляется в Вашей повседневной жизни?

Показатель избирательности внимания у меня нормальный, но не блестящий. Мне в работе приходится чаще концентрировать свое внимание, и перепроверять работу во избежание ошибок.

5) Какие профессии предъявляют повышенные требования к избирательности внимания?

Я думаю, что все профессии должны предъявлять повышенные требования к избирательности внимания. Но наиболее требовательны в этом – профессии на которых от действий специалистов напрямую зависит жизнь людей. То есть это- работники медицины, работники внутренних органов и военнослужащие, МЧС, сфера строительства, проектирования и конструирования, диспетчеры, авиадиспетчеры.

2. Практическое задание № 2

Инструкция. Вам предлагается решить 10 логических задач, каждая из которых включает две логические посылки. Опираясь на эти логические посылки надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие п чертой (какая из этих букв больше, какая меньше), и отметить это при помог знаков > и

5. Практическое задание № 5

Тест. Опросник Г. Айзенка.

Инструкция. Ниже Вам предлагается ряд вопросов, на каждый из которых Вы должны ответить только «да» или «нет». Отвечайте сразу же, не раздумывая над вопросами, так как важна Ваша первая реакция. Правильных и неправильных вариантов ответов здесь нет, так как исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности.

По шкале лжи получено 2 балл – это нормальное значение без отклонений.

По шкале экстраверсии-интроверсии набрано 16 баллов, экстраверт.

По шкале эмоциональной устойчивости (шкала нейротизма) набрала 9 баллов – это среднее значение нейротизма (эмоциональной нестабильности).

В итоговом задании необходимо сопоставить факторы «экстраверсии-интроверсии» и «эмоциональной устойчивости» по «кругу Айзенка» в итоге я флегматик.

зачем нужны психологические знания экономисту. image002. зачем нужны психологические знания экономисту фото. зачем нужны психологические знания экономисту-image002. картинка зачем нужны психологические знания экономисту. картинка image002.

Поведение в конфликтной ситуации

Вывод: все мои показатели в основном являются средними, и не являются отклонением ни в лучшую сторону, ни в худшую. Хотелось бы улучшить концентрацию внимания, снизить уровень тревожности.

Часть 2
Социальная психология

1. Мотивация как проявление потребностей личности. Направленность, ценности и смысл жизни

Мотивация занимает особое место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Под мотивацией человека понимают весь комплекс факторов, побуждающих и направляющих поведение человека.

В современной психологии «мотивация» используется в двояком смысле: как система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает. Мотив определяют как побудитель (побуждение) к какой-либо деятельности или поведению, то есть мотив выступает как их причина.

Существуют различные виды потребностей: например, материальные, социальные и духовные потребности. Потребность может реализовываться только в деятельности, причем потребность приобретает свою предметность только в ситуации обнаружения своего предмета, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую функцию, становясь мотивом.

Мотив отличается от потребности тем, что это прежде всего направленная активность («вектор» активности). Основными функциями мотивов являются побудительная (побуждает субъекта к деятельности), направляющая (определяет «вектор» деятельности), целеобразующая (порождает «гнездо целей») и смыслообразующая (ведущий мотив приобретает личностный смысл, то есть имеет субъективную эмоциональную окраску и высокую степень значимости для человека).

Одна и та же деятельность может побуждаться множеством мотивов. Как правило, один из них является ведущим (смыслообразующим) мотивом, другие – второстепенными. Главное в мотивации – ее неразрывная связь с потребностями человека. Важным для жизнедеятельности человека является мотив достижения, который может проявляться в двух тенденциях: стремлении к успеху и избегание неудач.

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

Ценности – это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии и так далее.

Аксиология – это наука о ценностях.

Немецкий философ Р. Г. Лотце ввёл само понятие «ценность». Г. Риккерт считал, что объективная реальность беспорядочна, человек познаёт и упорядочивает этот хаос через соотнесение двух предметов как причины и следствия. В. Виндельбанд толковал философию как науку о ценностях.

В. Дильтей разрабатывал метод понимания как метод «сопереживания», «вживания» в культуру прошлых эпох. Это означает, что историк должен представить ценности и чувства людей из прошлой эпохи как свои собственные.

Ценности – это культурные стандарты хорошего и плохого.

Смысл жизни. При потере смысла жизни, человек иногда начинает думать о возможности самоубийства. Каждый человек выбирает свой смысл жизни в соответствии со своими потребностями. Можно привести примеры смыслов жизни людей:

2. Жить ради телесных наслаждений.

3. Жить ради обогащения и денег.

4. Жить ради вечного блаженства в раю.

5. Жить ради освобождения человечества от эксплуатации.

6. Жить ради приумножения научных истин.

7. Жить ради приумножения личной славы в веках.

8. Жить ради личной карьеры.

Каждый человек выбирает смысл жизни из этого списка или придумывает что-то своё.

2. Самоактуализация (А. Маслоу). Характеристики самоактуализирующейся личности

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация – желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни.

15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумьям в одиночестве.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность (созидательность, творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда «творит» свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

Источник

Что изучает психология и чем она полезна экономисту?

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 05:01, реферат

Описание работы
Работа содержит 1 файл

Баландиной Екатерины.docx

Баландиной Екатерины, 113 группа

Что изучает психология и чем она полезна экономисту?

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.

Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни.

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом — одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т.д. Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно для того, чтобы помочь человеку преодолеть жизненные трудности, понять других людей и себя самого?

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, явлений памяти, мышления, речи, воображения, мотивов, потребностей и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца. Общение и деятельность так же поэтому составляют предмет современных психологических исследований. Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Как было упомянуто выше, психология, точнее ее знание и использование человеком, является одним из важнейших составляющих компетенции в некоторых профессиях. Не последнюю роль играют знания психологии, например психологии поведения человека, труда, управления и т.п., в работе экономистов. Так же существует экономическая психология (изучает экономическое сознание).

Действительно, н а первый взгляд, экономист имеет дело с расчётами доходов, расходов, прибылей, рабочей силы. Однако за любыми экономическими показателями стоят живые люди с их потребностями и особенностями поведения. То, что сейчас принято называть «человеческим фактором». Люди по-разному реагируют на общеэкономические процессы в условиях рыночной экономики: инфляцию, безработицу, законы спроса и предложения?

Все мы по-разному приспосабливаемся к тем условиям труда и жизни, которые нам предлагают. Для адаптации необходим целый набор социально-психологических навыков. Каждому специалисту, который имеет непосредственный контакт с людьми, начиная с руководителя приходиться думать о своих индивидуальных возможностях, адекватно оценивать себя, контролировать своё поведение в стрессовой ситуации, принимать решения в ответственный момент, быть способным к личностному росту, анализу и прогнозу своей жизни и карьеры. Каждый из нас обладает яркой индивидуальностью, качествами присущими только нам. Психология в некотором смысле помогает научиться выгодно подчеркнуть наши способности, наши предрасположенности к определённой профессиональной деятельности и, следовательно, успешности в ней. Когда человек обладает способностью разбираться в своём сложном психологическом мире, ему намного проще станет решать жизненные проблемы, вступать в общение с людьми, получать от них помощь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *