зачем нужны перья птицам
Зачем птицам оперение?
Ответ на вопрос, почему птицы покрыты перьями, совершенно очевиден — для того, чтобы они могли летать. Но для этого перышки должны бить практически невесомыми. Расправленные перья способсвуют взлету и дает способность парить.
Расправленные крылья позволяют птице подниматься вверх и выбирать направление полета. Перья на хвосте помогают поддерживать баланс во время полета. Туловище покрыто совсем короткими перьями. В холодное время года птица может их распушивать для сохранения тепла. А специальный состав, которым пропитаны перья, не пропускает влагу. Да перья для птиц просто незаменимая вещь!
Из чего состоят перья?
Основная составляющая птичьих перьев — это кератин, белок, являющийся строительным материалом для перьев, волос, когтей и рогов, он входит в состав и человеческой кожи и волос. Точно также, как у людей выпадают волосы, отживие свое, так и у птиц выпадают отслужившие свой срок перья, но перьевой покров обновляется. Так выглядит линька у птиц.
Однако, из существующих на планете более 8650 видов птиц летать умеют совсем не все. К примеру, большие величественные птицы, проживающие в основном на просторах Антарктиды — пингвины — не летают. Зато благодаря обтекаемой форме тела прекрасно плавают. Страусы — тоже нелетающие птицы, зато невероятно длинные и сильные ноги делают их отличными бегунами. А самая быстрая из всех птиц на планете — сокол-сапсан. По подсчетам специалистов его скорость может достигать 380 км/ч в пикирующем полете.
Некоторые виды птиц обладают недюжинной выносливостью и проводят огромное количество времени в небе. Например, пеночки-веснички находятся в полете над пустыней Сахара более 96-ти часов без отдыха. А стриж в небе и ест, и пьет, и даже спит. Эта маленькая птичка наматывает практически полмиллиона километров за год.
Птицы — не единственные существа на Земле, которые умеют летать. Эта функция еще доступна насекомым, а также летучим мышам (они не птицы, а млекопитающие). Летучие мыши теплокровные и имеют шерстяной покров.
С помощью клюва птицы собирают червей и захватывают и дробят зернышки, а также ухаживают за своим оперением — разглаживают, чистят, выбирают старые перья. У разных видов птиц разное и строение клюва. Например, клюв попугая ара специально предназначен для раскалывания орехов и измельчения фруктов. Насекомоядные птицы обладают клювом значительно меньших размеров.
Перья — зеркало души
Эмоции трудно скрыть. У млекопитающих они отражаются на морде (лице) благодаря мимическим мышцам, и чем их больше, тем выразительнее лицо. У птиц мимических мышц нет, однако эмоции есть, и как-то их надо демонстрировать. Самая заметная часть животного — голова. У птиц она вся покрыта перьями, которыми, несмотря на отсутствие лицевой мускулатуры, можно шевелить: для этого есть особые мышцы. Возможно, эти движения заменяют птицам мимику. Эту гипотезу проверяли специалисты Турского университета (Франция) под руководством Алин Бертен (Aline Bertin).
Их первым объектом стали сине-желтые ара Ara ararauna [1]. Головы попугаев покрыты разноцветными перьями, которые можно независимо взъерошивать на макушке, на лбу и на щеках (рис. 1). На макушке перья зеленые, на загривке синие, желтые и черные, а на щеках — полосатые, и когда они лежат гладко, полоски выглядят относительно ровными, а на взъерошенных перышках превращаются в пунктир. А еще у ара на щеках белая кожа, и видно, когда она краснеет (рис. 2). За этими шевелениями и изменением окраски удобно наблюдать.
Оперение — обычный инструмент демонстрационного поведения. Однако французских ученых интересовало, как попугаи проявляют эмоции, не связанные с размножением. Поэтому для исследования были выбраны птицы хотя и взрослые, но еще не достигшие половой зрелости. Пять обитателей зоопарка Боваль в Сен-Эньяне в возрасте от одного до трех лет не были частью экспозиции. Они жили в двух соседних вольерах, снабженных ветками, шестами и канатами, и участвовали в шоу.
Экспериментаторы наблюдали за повседневной жизнью этой пятерки. Когда попугаи потягиваются, чистят перышки, теребят что-нибудь клювом, трогают другого попугая или просто спокойно сидят, они часто поднимают перья на макушке, загривке и щеках. Если же ара приходится активно двигаться — ходить, летать, лезть по шесту или собирать корм на полу вольера, — перья на головах топорщатся значительно реже. Поскольку птицы друг с другом не состязались и размножаться не планировали, поднятые перья не могли быть атрибутом полового или защитного поведения.
Во втором эксперименте ученые оценивали взаимодействие попугая со знакомым человеком. Сотрудники зоопарка ежедневно общались с попугаями, брали их на руки, и птицам это нравилось. Контакт птицы и человека состоял из двух этапов. Знакомая служительница приносила ара в пустой знакомый вольер, сажала на шест, две минуты смотрела на попугая и разговаривала с ним, не касаясь птицы. Затем она поворачивалась к попугаю спиной и две минуты стояла молча. С каждой птицей провели десять двухэтапных сеансов, по одному в день. Встречу начинали всегда с общения, потому что если сразу повернуться к попугаю спиной, он на шесте сидеть не станет.
Как ученые и ожидали, сине-желтые ара не одобряли, когда их игнорируют. Они теребили человека за рукав клювом и лапой, стараясь развернуть лицом к себе, и лишь изредка при этом топорщили перья на макушке. Гораздо чаще они это делали, когда служительница с ними разговаривала. Интересно, что перья на загривке поднимались с одинаковой частотой независимо от человеческого внимания, а на щеках всегда оставались гладкими. Эта особенность отличает взаимодействие с человеком от общения с другими попугаями.
Когда служительница разговаривает с ара, у него краснеет кожа вокруг глаз. Возможно, эта краснота передает эмоциональное состояние птицы во время общения, однако не исключено, что птицы в начале сеанса возбуждены, и краснота — следствие этого возбуждения. К сожалению, в вольерах, где содержат попугаев, переменчивое освещение, и ученые не смогли определить, краснеют ли ара, находясь в обществе других птиц.
Как бы то ни было, состояние оперения на голове зависит от того, чем занят попугай, с кем он общается и удовлетворен ли общением. Возможно, ара краснеют и топорщат перья на макушке, когда они довольны.
Вторым объектом Алин Бертен и ее коллег стал японский перепел Coturnix coturnix japonica — птица во всех отношениях более скромная, чем ара. Ученые хотели вызвать у птицы положительные эмоции, но чем же порадовать перепелов? Как все куриные, они очень любят принимать пылевые ванны. И перепелам устроили такую ванну.
Исследователи работали с двумя лабораторными линиями C. coturnix. Птицы первой линии пугливы; попав в незнакомую обстановку, они надолго замирают. Перепела́ второй линии не столь боязливы и на новом месте замирают лишь на малое время. Ученые протестировали по двенадцать взрослых самцов из каждой линии, каждую птицу — единожды. Пе́репела сажали в незнакомую клетку, разделенную пополам непрозрачной перегородкой. Птица оказывалась в отделении с дном из проволочной сетки, где могла осваиваться в течение пяти минут. Затем перегородку убирали, и взорам птицы открывалось соседнее отделение, засыпанное стружкой, в которой можно барахтаться, осыпая себя пылью. На это занятие перепелу отводили десять минут, затем его возвращали в жилую клетку. Поведение птиц записывали на видеокамеру, и ученые потом измеряли высоту перьев на макушке, угол, на который подняты перья на горлышке, и площадь зрачка до и во время принятия ванны (рис. 3).
Исследователи ожидали, что страх перед незнакомым местом помешает перепелам пугливой линии получить полное удовольствие от копошения в стружках. Если положение перьев на макушке отражает внутреннее состояние птицы, то перья выше поднимутся у перепелов, которые менее боязливы и потому могут в полной мере наслаждаться купанием. Так и оказалось.
Лишь половина пугливых перепелов решилась покинуть первый отсек клетки и принять пылевую ванну. Те же, кто отважились, долго собирались с духом, прежде чем перейти в другой отсек, и двигались медленно. Во время купания перья на горлышке поднимались невысоко, на макушке практически не топорщились, а зрачки не расширялись.
Из двенадцати перепелов второй линии, соблюдающих умеренную осторожность, в стружках искупались одиннадцать. Перья на голове они поднимали выше, перья на горлышке отходили на больший угол, чем у боязливых перепелов, а зрачок расширялся; и чем выше поднимались перья на голове, тем шире был зрачок.
Оперение на горле раздувают перепела обеих линий, но перья на теле всегда топорщатся, когда птицы купаются в пыли. А разница в диаметре зрачка и высоте перьев на макушке позволяет отметить тонкие различия в эмоциональном состоянии перепелов. Взъерошенная макушка и расширенные зрачки — явный признак получаемого удовольствия, и эта реакция очень похожа на реакцию сине-желтых ара.
Ученые отмечают, что расширение зрачка у птиц может быть интересным индикатором эмоций в дополнение к перьям. В отличие от млекопитающих, размер птичьего зрачка контролируют не гладкие, а полосатые мышцы, и он может изменяться по воле птицы. Попугаи изменяют диаметр глаз в ожидании приятных событий, таких как поглаживание или кормежка, а также во время неприятностей, таких как битва за территорию. И у перепела расширение зрачков может быть следствием удовольствия от купания в пыли.
Хотя исследованные выборки очень невелики и данные предварительны, Алин Бертен и ее соавторы полагают, что взъерошенность перьев на разных участках головы, ширина зрачка и окраска кожи могут служить индикаторами эмоционального состояния птицы. Вопрос в том, используют ли птицы «выражение лица» как зрительный сигнал. Французские орнитологи надеются поработать над этой проблемой в естественных условиях, поскольку неволя и взаимодействие с людьми могут изменить естественные эмоциональные реакции птиц.
В чем может быть польза этих исследований? Положительные эмоции считаются важным компонентом благополучия животного. И если движения перьев птицы действительно отражают движения ее «души», то мы научимся лучше понимать состояние миллионов пернатых, живущих на фермах и в клетках.
Конспект занятия по исследовательской деятельности на тему «Зачем птицам перья?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт
«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»
школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение
Конспект ООД исследовательской деятельности
«Для чего птицам нужны перья».
Воспитатели средней группы №4:
с. Выльгорт 2020-2021 у.г.
Тема: «Зачем птицам перья»
Цель: Познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц. Задачи:
— Расширить знаний детей о птицах, дать понятие «водоплавающие», «неводоплавающие»; изучить строение пера; выяснить отличие перьев водоплавающих и неводоплавающих птиц.
Познакомить детей с видами перьев.
Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к птицам, любознательность.
-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Развивающие:
-Развивать у детей познавательные интересы, посредством поисково-исследовательской деятельности;
-Развитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью,
-развивать познавательный интерес к жизни птиц;
-Совершенствовать практические навыки работы с лупой и с микроскопом.
Воспитательные:
Воспитывать бережное заботливое отношение к птицам.
Продолжать воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Приветствие гостям, друг с другом.
Воспитатель вносит коробку для исследований
— Как вы думаете, что в коробке? (предположения детей).
Загадываю загадку: «По лесу летало, в воде бултыхалось. В воду упало и сухим стало» (Перо.)
Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.
— Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)
В: Правильно, сегодня мы снова поговорим о птицах.
Воспитатель обращает внимание детей на выставку иллюстраций с изображением птиц.
В:Вспомните, как разнообразен мир птиц. Чем птицы радуют людей?
(Красотой, изяществом, пением).
В: Давайте послушаем, как птицы красиво поют.
В:Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки. Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах. И все же как не богат мир птиц, но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили. Это перья, крылья, клюв и размножение.
В:Ребята, почему мы называем птиц «пернатыми друзьями»?
(Потому, что у них есть перья).
В:Для чего они нужны?(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
В: А давайте мы сегодня побудем учёными и будем изучать перья птиц. Понаблюдаем, проведём опыты и уж точно ответим на вопрос: для чего же нужны перья птицам?
— третий вид пера называется «рулевое». Как вы думаете почему? Рулевые перья крепятся к хвосту, и помогают изменять направление при полёте.
Давайте сделаем вывод, для чего птицам перья.(для полёта, тепла, для управления в полёте)
— продолжим наше исследование. Возьмите самое большое перо и рассмотрите разрыв в лупу, Увидели маленькие крючки? Попробуйте соединить разрыв, на что это похоже? На молнию.
Возьмите среднее перо и аккуратно отрежьте кончик, рассмотрите срез, что там внутри? (Пусто)
— А что это значит? (Оно легкое)
— Тихо встаньте, положите перо на руку и тихонько подуйте, так, чтобы оно далеко не улетело.
— Как вы понимаете поговорку «Как с гуся вода»
Физминутка «Не урони пёрышко».
В:Знакомство с птицами мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные исследования, а сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать правильно, полными ответами и проявили большую активность на занятии. Дома обязательно расскажите, что нового вы узнали на занятии,
Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Зачем нужны перья?»
Наталья Буюклыу
Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Зачем нужны перья?»
Конспект открытого занятия
Экспериментальная, исследовательская деятельность
Подготовительная группа № 5 («Кораблик»)
«Зачем нужны перья?»
— Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают,потому что у них:
1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как скелет птиц состоит из полых костей (едят понемногу и часто).
— Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.
— Воспитывать заботливое отношение к птицам.
— Установить связь между строением пера и образом жизни.
— Познакомить со строением махового и пухового пера.
— Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, классифицировать птиц на зимующих и перелетных, сформировать представление о роли человека в жизни зимующих птиц.
— Сформировать представление о пагубном влиянии на водоплавающих птиц загрязнения водоемов, рек, морей.
Объект исследования:
Перо (легкое, воздушное, проводит тепло, не пропускает воду, держится на плаву).
Чтение художественной и познавательной литературы.
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Беседы о птицах; сравнивание перелетных, оседлых, зимующих и водоплавающих птиц.
Игры подвижные и дидактические.
Материалы и оборудование:
Ход занятия:
Дети, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста.
Скажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? Назовите все осенние месяцы.
Гости приходят весной,
Правильно, молодцы! Ребята, вы обратили внимание, что птиц стало гораздо меньше, и мы уже не слышим веселого птичьего гомона. Как вы думаете, почему?
Как называются птицы, которые улетают от нас с наступлением холодов? (перелетные). Почему они улетают?
Как называются птицы, которые зимуют с нами? (оседлые, зимующие)
Воспитатель: Ребята, вспомните,пожалуйста: какая птица высиживает птенцов зимой? (клест) Какая температура воздуха в это время в гнезде? (+ 38)
Посмотрите на доску.Вы видите значки: снежинка, солнышко, вода. Как вы думаете, каких птиц мы можем прикрепить под каждым из этих значков?
Ответы детей: (Несколько детей подходят к доске и развешивают картинки с изображением птиц, в соответствии с условными обозначениями)
Молодцы! Вы уже довольно много знаете о птицах. Какие перелетные птицы улетают от нас одними из последних? Скажите, пожалуйста, а все ли водоплавающие птицы в нашем регионе являются перелетными? Почему? Какие характерные отличительные особенности во внешнем виде есть у водоплавающих птиц? (форма клюва и лап)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери целое из части». Дети собирают разрезные картинки водоплавающих птиц.
Как одним словом можно назвать этих птиц?
Ребята, нам написала письмо девочка из другого детского сада, послушайте, пожалуйста. (Видеописьмо)
«Однажды мы с мамой возвращались из детского сада домой. В это время мимо нас пролетела какая – то красивая птичка. В полете от неё упало перышко. Оно такое легкое, так изящно кружилось в воздухе, тихо падая вниз, что я даже решила попросить маму остановиться, понаблюдать за ним.Мне стало интересно: как оно, такое маленькое, а согревает птиц от холода, ветра, дождя? Мы подошли поближе, взяв в руки перышко, я попросила маму рассказать мне об этих удивительных перьях. Оказалось, что перо необходимо не только птицам, но и нам, людям оно приносит огромную пользу. Ребята, а вам интересно было бы узнать об этих удивительных перьях?»
Люди уже в глубокой древности, наблюдая за полетом птиц, думали о том, как овладеть способом передвигаться не только по земле и по воде, но и по воздуху. Существует древняя греческая легенда о величайшем художнике и скульпторе Дедале (который из белоснежного мрамора высекал такие дивные статуи, что они казались живыми) и сыне его Икаре. Будучи пленником могущественного царя Миноса, он не мог освободиться из плена ни по суше, ни по морю. Оставался только один способ, как птице взмыть в небо. Он собрал много птичьих перьев, скрепил их прочными нитками и воском,и сделал из них четыре крыла: для себя и для своего сына Икара. Когда крылья были готовы, Дедал привязал их на спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. (Слайд 1)
Весной, 1 апреля мы будем отмечать Международный День птиц.На свете много разных птиц: огромных и маленьких, ярких и не очень, певчих и не очень. Одни живут в теплых краях, другие на севере, одни летают высоко в небесах, а другие ходят по земле или плавают в водоемах.
Воспитатель: Так зачем же нужны перья?
Перья служат защитным покровом и играют важную роль в полете. Некоторые птицы, например страусы и пингвины, прекрасно обходятся без умения летать. Прочные и легкие перья удерживают тепло настолько хорошо, что при достаточном количестве пищи птицы способны выжить в сильные холода.
Людям птичье перо так же приносит огромную пользу. Когда еще не было пишущих ручек и карандашей, маховое гусиное перо затачивали и писали им при помощи чернил. (Слайд 2)
С давних времен птичьим пухом набивают подушки, одеяла и перины, на которых мы спим, а так же используют его при пошиве теплых вещей («пуховиков»). Стрела, пущенная из лука, летит куда лучше, благодаря прикрепленному к ней перу. Волан, для современной игры в бадминтон с птичьим пером; веники для выметания мусора; используют связку перьев в пчеловодстве (аккуратно смахивают пчел с сот, чтобы не повредить их, и собирают мед) и в рыболовстве (поплавок из птичьих перьев); а так же перо используют для украшений, и мн., мн. другое. (Слайд 3, 4, 5, 6)
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам почувствовать себя маленькими исследователями. Приглашаю вас пройти в мини-лабораторию профессора «Всезнайки». Давайте посмотрим, как же устроено перо птицы? (Слайд 7)
Воспитатель показывает рисунок пера.
У вас на столах вы видите разные виды перьев: маховые гусиные перья, пуховые, индюшачьи. Виды перьев (Слайд 8)
Найдите самое длинное перо.
Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. (Слайд 9)
Где оно находится у птицы?
Воспитатель: Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)
Интересно, легкое оно или тяжелое? Давайте сравним.
Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое.
Воспитатель: Подбросьте перо. Что вы видите?
Дети: Падает медленно, плавно.
Воспитатель: Как вы думаете, почему оно не падает вниз, а плавно планирует? Возьмите перо, давайте рассмотрим его. Посмотрите на край срезанного пера, что вы видите?
Дети: оно пустое внутри.
Воспитатель: почему птица не падает вниз, а держится на воздухе, плавно планируя, расправив крылья?
Можно показать на примере двух листов бумаги – одно смять в комок, другое оставить в расправленном виде и отпустить их одновременно с высоты вытянутой руки.
Воспитатель: Помашите пером перед собой, что вы ощущаете?
Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу (или схема пера под увеличительным стеклом).
Посмотрите, на бородках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, «застегивая» поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. (Сначала птица трет клювом о сальную железу у основания хвоста и размазывает жир по какому-либо пучку перьев, а затем пробегает по ним клювом, пощипывая. Эта процедура, помимо удаления грязи распрямляет смявшиеся бородки и «застегивает» расстегнувшиеся крючочки. Особое внимание птица обращает на маховые и рулевые перья).
Воспитатель: Помимо маховых у вас на столах лежат и пуховые перья.Давайте сравним их Дети: водят по руке – оно мягкое, пушистое.
Воспитатель: Зачем такое перо птице?
Ответы детей: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
Воспитатель: Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?
Воспитатель: Как называются перья на хвосте птицы и для чего они нужны?
Дети: Перья на хвосте называются «рулевые», они помогают менять направление полета.
Воспитатель: Так зачем птицам перья?
Дети: Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.
Воспитатель: а как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают?Ответы детей: у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.
Воспитатель: возьмите пипетку, наберите немного воды и капните на перо. Что произошло?
Воспитатель: то же самое происходит и у водоплавающих птиц – перо не намокает и птица может долгое время находиться в воде, а потом легко взлетать.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что может произойти с птицей в загрязненном водоеме? (Слайд 11)
Воспитатель: птицы, попавшие в такой водоем, загрязняют себе перья. Перья слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.
Наберите в пипетку растительное масло и налейте в емкость с водой (растительное масло можно подкрасить в черный цвет, бросаем перо.
Ответы детей: перо стало тяжелое, слиплись волоски.
Воспитатель: Поэтому нужно беречь природу, не загрязнять водоемы, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию и не погибали. (Слайд 12)
О каких видах перьев вы узнали на нашем занятии? Какую роль они играют в жизни птиц? Почему у водоплавающих птиц перья не намокают? Что может произойти с птицами в загрязненных водоемах? Что делает человек, чтобы птицы не погибали и не исчезали?
Пух и перо птицы является натуральным природным материалом,которые для птиц и людей выполняют одни и те же функции: сберегают тепло, не пропускают воду, привлекают ярким окрасом. Перо обладает массой положительных качеств и свойств, которые человек научился использовать для улучшения собственных бытовых условий. Ну, а существование птиц без этого природного материала стало бы просто невозможным.
(Если останется время) Интересные факты. Цвет перьев у птиц зависит:
1. От питания (у розовых фламинго. Чтобы в неволе у птицы сохранялся розовый цвет перьев, их нужно кормить креветками, так же почти у всех птиц с желтым, красным или оранжевым оперением.
2. Природная пигментация (меланин, цвет перьев черных и коричневых оттенков– у птиц, так же как и волосы у человека.
3. Приятные голубые оттенки обусловлены рассеянием света, а не пигментами. Зеленый получается в том случае, если поверх участка, имеющего синий цвет, лежит слой желтого пигмента.
У многих видов птенцы внешне отличаются от родителей. Но и взрослые птицы не всегда выглядят одинаково. Тундряная куропатка зимой белая, что соответствует заснеженной среде обитания, к лету она становится пестро-коричневой, сливаясь по цвету с камнями и растительностью.
Список используемой литературы:
2. «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду» И. А. Лыкова, Н. А. Рыжова, Москва 2014.
3. «Юный эколог» С. Н. Николаева, Москва, 2010.
4. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ», Сп, 2016.
5. «Весна, насекомые, перелетные птицы» О. А. Скоролупова, Москва 2015.
6. «Атлас-определитель «От земли до неба» А. А. Плешаков, Москва 2006.
7. «Зеленые страницы» А. А. Плешаков, Москва 2015.
8. Великолепная энциклопедия животных. Москва. «Махаон». 2013 г.
9. Энциклопедия в вопросах и ответах. Живая природа. Москва. «Омега». 2010 г.
10. «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Кун