зачем нужны перемены в детском саду
Как использовать стандарт для настоящих перемен в жизни?
Возможны ли настоящие, очевидные перемены в детских садах при внедрении нового стандарта дошкольного образования? А главное, как это возможно?
Я до сих пор не знаю, нужно ли воспитателю изучать текст ФГОС. Об этом мы спорили с коллегами. Вроде как основной документ, как же его не знать. Но с другой стороны, что толку с одного знания?
Стандарт написан не для педагога. Он для управленцев и организаторов дошкольного образования. И это только наша забота и ответственность, чтобы перемены в группах стали реальными. Чтения текстов и прямых инструктажей явно недостаточно, хотя и без них не обойтись.
Если мы хотим, чтобы дети свободно творили и играли, то они должны видеть, как взрослый превращается в кого угодно, искренне радуется открытиям и с любопытством познает мир.
Выбирать может тот, кто может отвечать за решение. Я несу ответственность за то, кому делегирую полномочия. В этом состоит мой осознанный выбор. И это тоже часть корпоративной культуры.
Распространение ценностей в организации — сложная задача. Изменения идут медленно, расходятся как круги на воде. И далеко не все на практике устроено так, как провозглашается. Но это обязательно нужно продолжать делать. Делать настолько хорошо, насколько можем.
Там, где нет готовых технологий, а лишь инновации, команда действует как группа разработчиков. И важный принцип работы здесь звучит так: «смелые пробы». Если идея или замысел адекватны ценностям, ведут к решению ключевых задач, то, скорее всего, мы попробуем это сделать (вы же помните, мы за инициативу).
Часто это очень трудные пробы. Далеко не всегда успешные. Нужно извлечь опыт и пробовать дальше. Хорошие же практики должны транслироваться. Вокруг замысла конкретного сотрудника и хорошей практики формируются новые группы.
Настоящие перемены — долгий процесс. Мы в пути уже три года, и много чего еще предстоит. Но уже сейчас очевидно, что для того, чтобы был шанс для изменений, управленцу как минимум необходимо знать, куда ведем детей; знать, что для этого надо, и привести в соответствие с этим уклад жизни сада.
А что думаете по этому поводу вы, уважаемые читатели?
Консультация для воспитателей «Будь готов к переменам»
Светлана Пархоменко
Консультация для воспитателей «Будь готов к переменам»
Консультация для воспитателей на тему: «Будь готов к переменам»
Я хочу рассказать коллегам притчу «Перемены»:
— Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и просто руки опускаются!
Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.
«Что изменилось?» — спросил Учитель.
«Ничего.» — ответил Ученик.
Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.
«Что изменилось?» — опять спросил Учитель.
«То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.
«Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.
«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.
«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».
«Готов ли ваш ребенок к школе». Консультация для родителей До школы только один год. Вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок успешно справлялся с программой первого класса и сохранил.
Фотоотчет о спортивном празднике «Готов к труду и обороне» (ГТО) «Будь готов» в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет Спортивный праздник «Готов к труду и обороне» (ГТО) «Будь готов». В нашем саду прошел спортивный праздник ГТО среди детей разновозрастных.
Консультация «Готов ли ваш ребёнок к школе?» При обсуждении данной темы затрагиваю вопросы касающиеся психологических дошкольника, какие трудности порождаются психологические проблемы.
Консультация для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Я не открою для вас Америку, если скажу, что каждый ребёнок для каждой мамы не только самый любимый, самый красивый, но и самый умный. И.
Консультация для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Пусть до 1 сентября еще далеко, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже идет вовсю. И часто родители оказываются буквально.
Консультация для родителей «Как проверить, готов ли ваш ребенок к школе интеллектуально» Интеллектуальная готовность к школе. В шесть-семь лет у детей формируется познавательный интерес – интеллектуально готовые к школе ребята.
Консультация для родителей «Как понять, готов ли ребенок к школе?» Как понять, готов ли ребенок к школе? Скоро в школу. Этот факт заставляет родителей будущих первоклассников переживать и волноваться, постоянно.
Консультация для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе психологически?» Готов ли Ваш ребёнок к школе психологически? Перед школой большинство родителей сталкиваются с тем, что их дети представляют себе процесс.
Тест «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Тест «Готов ли ваш ребёнок к школе?» 1) Хочет ли ваш ребенок идти в школу? 2) Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много.
Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС
Оксана Шелкопляс
Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
— повышение социального статуса дошкольного образования;
— обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
— обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
— сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
ФГОС пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития.
Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС.
Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими детьми, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Суть изменений в соответствии с ФГОС: ранее – дать прочные знания довести их до умений и навыков путём тренинга. На современном этапе – развитие личности, способной к самореализации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества.
Основные отличия ФГОС дошкольного образования и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования состоят в следующем:
1) Изменяется количество образовательных областей (вместо 10, их стало 5, они представляют определенные направления развития и образования детей). Образовательные области:
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, непрерывно-образовательной и познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка;
2) Перечислены основные новые принципы дошкольного образования:
— полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
— обогащение и познавательное развитие ребёнка;
— индивидуализация дошкольного образования;
— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
— учет этнокультурной ситуации развития детей ;
— содействие и сотрудничество детей и взрослых;
— возрастная адекватность дошкольного образования;
— поддержка инициативы детей;
— тесное сотрудничество детского сада с семьей и др.
3) В стандарте приведены основные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования,которые включают: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. И одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности
4) Важно подчеркнуть, что в Стандарте мониторинг выносится за рамки Программы. Не проводится ни промежуточной, ни итоговой аттестации воспитанников. Определение результатов освоения образовательной программы даётся в виде целевых ориентиров, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Целевые ориентиры образования:
— владение средствами общения;
— уверенность в своих силах;
— положительное отношение к себе и другим;
— инициативность и самостоятельность ребёнка;
— активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
— способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству;
— способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений;
— владение необходимыми умениями и навыками, предпосылками учебной деятельности;
— способность решать интеллектуальные и личностные задачи.
5) Реализация Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. При реализации Программы, согласно ФГТ, присутствовал интегративный подход в осуществлении непосредственно образовательной деятельности. Отличие этих двух подходов состоит в том, что интегративный подход предусматривает реализацию одной образовательной области через различные виды деятельности, а комплексный подход подразумевает реализацию нескольких образовательных областей через различные виды деятельности при организации одной образовательной деятельности.
ФГОС дошкольного образования изменяет подход к образовательной программе.
Образовательные программы ДО разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО и с учётом соответствующих примерных образовательных программ ДО. Разработка образовательных программ дошкольного образования
Образовательные программы ДО направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных особенностей на основе индивидуального подхода и специфичных для них видов деятельности.
В соответствии с ФГОСПрограмма должна содержать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В случае, если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, в нее включается раздел «Содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования».
ФГОС ставит на новую ступень взаимодействие педагогов с родителями, определяя новые принципы
— доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
— сотрудничество, а не наставничество;
— применение разнообразных форм взаимодействия с родителями.
Современным подходом к развитию отношений между детским садом и семьёй является новая открытая модель партнерского, конструктивного взаимодействия родителей и педагогов.
Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС Описание: работа будет интересна педагогам, использующим ИКТ-технологии при организации работы в ДОУ, работа содержит описание опыта внедрения.
Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ Цель: Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ Социально – экономические.
Изменения образовательного процесса ДОУ в условиях введения ФГОС. Трудности и достижения ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ТРУДНОСТИ И ДОСТИЖЕНИЯ ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных.
Планирование образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Инд. работа С Лерой, Настей, Ириной, Ваней Цель: развивать умение у детей лепить формы способом расплющивания комочка в ладонях, соединять.
Подготовка детей к обучению грамоте в условиях введения ФГОС до «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К. Д. Ушинский Одной из главных задач дошкольных.
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО. Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО. Тема преемственности между дошкольным и начальным общим.
Семинар для педагогов «Квест-как одна из деятельностных форм организации образовательного процесса ДОУ в рамках ФГОС» Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности квест- технологиив условиях реализации ФГОС ДО. Гости.
Внеурочная деятельность как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ноо Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка.
Детский сад, частный или обычный: что можно изменить к лучшему
Детский сад без режима и обязательных занятий: рассказ Лены Алексеевны Никитиной
Лена Никитина педагог-новатор, одна из основоположников методики раннего развития, мама 7 детей
В какой детский сад пойдет осенью ваш ребенок? Можно ли будет приводить малыша в удобное время, а родителям — находиться в группе? Может ли ребенок там не есть нелюбимую еду? Много ли дети гуляют, занимаются физкультурой? Будет ли у ребенка возможность уединиться в течение дня? Вряд ли вы ответили «да» на все вопросы. А вот в начале 90-х годов такие детские сады существовали.
6 мая 1989 года я дежурила на открытом телефоне в редакции «Комсомольской правды». Звонки шли друг за другом, один из них был из Луганска. Напористый женский голос возмущался, почему так мало внимания уделяют фундаменту образования — дошкольному воспитанию? «Если здесь все не перевернуть, то и выше ничего не получится!».
Я даже растерялась от неслыханного везения. Воистину, на ловца и зверь бежит.
— А разве можно перевернуть? — кричу в трубку.
— Пробуем! Вот уже два года наш детский сад этим занимается. — И дальше скороговоркой: «уроки» отменили, занятия для детей — по интересам, нет обязательного сна, режим гибкий, спортснаряды в группах, ходим в трусиках и босиком и даже по снегу, родители по желанию могут быть в группах, в перспективе — разновозрастные группы, «школа счастливой семьи» и еще много-много чего. даже сауна!
— Лилия Анатольевна, есть идея — приехать к вам!
— Конечно, приезжайте, ждем!
Экскурсия по детскому саду
И вот вместе с Л.А.Блудовой, заведующей детским садом, я хожу по «Теремку» и ахаю от удивления. Сразу бросилась в глаза раскрепощенность ребятишек: никаких шеренг и рядов, приказных «встаньте-сядьте», неизбежных «сиди как следует» и «дети, тише!» — короче, никакой муштры не обнаружила за все дни знакомства с обитателями «Теремка». А их, вместе со взрослыми, за 300 человек (260 детей в 11 группах, из которых 4 — ясельные). Кого ни встретишь — открытые приветливые лица, с готовностью откликающиеся на улыбку. Так бывает в дружной гостеприимной семье.
В первый же день знакомства меня повели в два спортивных зала (не предусмотренные проектом, но выкроенные из других помещений), где были тренажеры и разные спортснаряды, никакими программами и методиками не рекомендуемые. Я воспрянула духом: это не гимнастические палочки и мячи (они тоже были), это нагрузки посерьезнее, а возможности подвигаться — вдоволь.
В зал вбежали малыши вместе со стройной красивой девушкой в спортивном костюме, и все — босиком, а детишки — только в трусиках! Грянула музыка: «А-э-ро-би-ка! А-э-ро-би-ка!». Ребята, не теряя ни минуты, рассыпались по залу, и тут началось: то ли танец, то ли гимнастика, то ли просто радостное кувыркание вместе со всеми — кто как мог, без всяких понуканий и замечаний, но в темпе, интенсивно, без остановок и задержек, радостно, энергично — вот это зарядка!
— Это у вас особая группа? — спросила я.
— Нет, что вы! — засмеялась Лилия Анатольевна. — Это проводится ежедневно по утрам для всех без исключения. А потом еще физкультурные занятия, ритмика, игры на прогулке. В общем, ребята у нас двигаются много, практически сколько хочется: ведь спортснаряды есть и в каждой группе, они доступны всем и в любое время.
В последующие дни мне пришлось еще не раз удивляться, и все мои удивления свелись к одному: значит, это возможно?!
Детский сад по-новому: 6 плюсов для развития детей
Я не чувствую себя вправе на основании лишь первых впечатлений анализировать и оценивать работу дружного коллектива воспитателей «Теремка», но не поделиться ими просто не могу: здесь я увидела воплощенным то, что мне казалось вообще несбыточным в условиях дошкольного учреждения. Расскажу о самом главном.
Здесь не боятся простуд. Во всех помещениях (кроме кухни, наверно) температура 17-18°, не выше 20° (за этим следят). Везде открытые форточки, а иногда и окна, хотя на улице похолодало и дождит. В группах дети одеты по-разному: кто обут (но без колготок), кто босиком, кто в майках и трусиках, кто потеплее, но в общем одежда не теплая и не стесняющая движений.
Раздеваться до трусиков полагается только для спортивных занятий, зарядки, ритмики и пробежек по двору в любую погоду, в том числе и зимой по снегу (последнее — по договоренности с родителями и желанию детей, даже часто болеющих). Для расхрабрившихся — обливание холодной водой.
Никакой муштры. Да, в этом доме посягнули на «святая святых» детской жизни — всесильный режим. Его сделали гибким, удобным для детей, родителей и воспитателей. Например, детей могут приводить в детский сад и забирать домой практически в любое время с 7 часов 30 минут до 20 часов. Завтрак не точно с 8 до 8.30, а с 8 до 9.30. Можно привести малыша в течение этого времени, и он будет ласково встречен и накормлен, а если позже, то его должны покормить дома.
И никаких нервотрепок из-за опозданий, никакой суеты и лишнего напряжения для воспитателей из-за того, что надо сразу (за 30 минут!) усадить за стол 20-25 детей и успеть втолкнуть в них (опять же положенную) порцию пищи. Кстати, о порциях: здесь ничего насильно детям не дают. Правда, не удалось еще решить проблему с остатками еды, но я уверена, что со временем решат, потому что считают это проблемой нравственной.
Занятия не по расписанию, а по интересам. Каково?! Обязательные для всех, методически разработанные действа: лепка, рисование, конструирование, дидактические игры, игры «во что-то» (заранее спланированные!) — это тоже пугало меня всегда в детском саду. Я инстинктивно боялась для ребят этого стадного подчинения руководящему началу, да и просто какой-то жесткой запрограммированности жизни. Но я не представляла себе, как же миновать ее, если в группе 20-30 однолеток-несмышленышей и всех надо разносторонне воспитывать. Как же тут обойтись без расписания?!
В «Теремке» расписание осталось только для тех занятий, которые проходят в специальных помещениях: физкультурных и музыкальных залах. А в группах — никаких уроков по-школьному: занимаются тем, что интересно, и столько, сколько хочется. Конечно, этот интерес воспитатели исподволь организовывают (найдены для этого психологически тонкие приемы), но обязаловки нет. У каждого есть возможность, когда хочется, позаниматься на спортивных снарядах, находящихся здесь же в группе, поиграть другими игрушками или взять книжку. Можно даже. уединиться: в спальных комнатах оборудованы такие уголки, где можно поиграть одному или вдвоем.
Здесь идут от ребенка и его насущнейших потребностей: в движении, в самостоятельности, в проявлении личностных особенностей, в свободе выбора вида и способов деятельности. Здесь не увидишь одинаковых аппликаций и рисунков, грибочков, зайчиков, елочек и человечков, сделанных по готовому образцу. И как же отдыхает глаз на развешанных по стенам детских рисунках. Яркие «вернисажи» постоянно меняются, и каждому маленькому художнику в них находится место — никто не обделен вниманием, и все защищены от жестокого осознания: у меня хуже, чем у других.
Нет избыточного веса — на весь детский сад только два толстячка. Какое же это прекрасное зрелище: столько ловких, подтянутых, раскованных малышей, у которых естественная грация переходит постепенно в умение управлять своим телом. Усилие для них становится наслаждением, а ощущение «Я могу!» освобождает их от страха и стеснительности.
Конечно, успехи не у всех одинаковы, но здесь не принято устраивать соревнование между детьми: каждый продвигается по мере своих возможностей. Мне это очень понравилось.
А вот Борис Павлович обратил внимание на существенную недоработку этой принципиальной установки: дети не приучаются к переживанию поражения, неудачи, к напряжениям изо всех сил, а ведь то и другое обязательно им пригодится в жизни. В этом разница между мужским и женским подходом к явлению. Мне бы сотворить детей тоньше, терпимее, мягче; отцу — укрепить их для неизбежных неожиданностей, трудностей жизни.
«Пусть дети больше смеются!» — Лилия Анатольевна это не просто сказала, она это воплощает в жизнь.
В «Теремке» я ни разу не услышала детского плача и истерических разнузданных воплей. Но и тишины, противоестественной для места, где живут дети, здесь нет и в помине. Детский гомон, словно птичий щебет, наполняет этот дом с утра до вечера и стихает только во время сна.
Судьба «Теремка»
В последний вечер перед моим отъездом воспитатели собрались в методкабинете, и я попыталась передать им свои наблюдения, накопленные за три дня. Под конец не удержалась и от вопросов:
— Скажите, так работать труднее?
— Да, — признались многие, — особенно в самом начале было очень непривычно.
— А не хочется перейти в обычный детский сад?
— Нет! — отозвались дружно, не сомневаясь.
— Но ведь там было бы легче?!
— Зато здесь интереснее, и человеком себя чувствуешь.
Вот еще один драгоценный результат, достигнутый в «Теремке» всего за два года.
Я возвращаюсь в Москву, переполненная впечатлениями. Самым удивительным было то, что я впервые почувствовала доверие к этим недомашним стенам и неродным людям. Пожалуй, в такой детский сад я привела бы внуков.
. Но не торопитесь ехать в Луганск. Нет теперь того «Теремка», о котором вы только что прочитали: не сберегли его люди. «Теремок» сделал два шага назад и вернулся в царство режима, инструкции, насилия и скуки — и уж, конечно, без Лилии Анатольевны Блудовой. Ушли из детского сада те воспитатели, которые не могли возвращаться к старому, некоторые родители забрали детей домой, остальные смирились — куда денешься?! А кое-кто был рад: кончилось наконец беспокойное непривычное напряжение, покатилось все по накатанной дорожке.