зачем нужны интервалы в музыке

Что такое интервалы в музыке, как их отличать и запоминать – 3 золотых совета

зачем нужны интервалы в музыке. Intervaly v muzyke kak otlichat i zapominat. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-Intervaly v muzyke kak otlichat i zapominat. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка Intervaly v muzyke kak otlichat i zapominat.

Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.

В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.

Разновидности интервалов

Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.

Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:

Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:

Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.

Простые интервалы

Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:

Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.

Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.

зачем нужны интервалы в музыке. 1 primy ot vsekh not. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-1 primy ot vsekh not. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 1 primy ot vsekh not.

Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:

зачем нужны интервалы в музыке. 2 sekundy ot vsekh not. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-2 sekundy ot vsekh not. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 2 sekundy ot vsekh not.

Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.

зачем нужны интервалы в музыке. 3 tercii ot vsekh not. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-3 tercii ot vsekh not. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 3 tercii ot vsekh not.

Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:

зачем нужны интервалы в музыке. 4 kvarty ot vsekh not. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-4 kvarty ot vsekh not. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 4 kvarty ot vsekh not.

Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:

зачем нужны интервалы в музыке. 5 kvinty ot vsekh not. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-5 kvinty ot vsekh not. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 5 kvinty ot vsekh not.

Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:

зачем нужны интервалы в музыке. 6 seksty ot vsekh not. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-6 seksty ot vsekh not. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 6 seksty ot vsekh not.

Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:

зачем нужны интервалы в музыке. 7 septimy ot vsekh not. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-7 septimy ot vsekh not. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 7 septimy ot vsekh not.

Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:

зачем нужны интервалы в музыке. 8 oktavy ot vsekh not. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-8 oktavy ot vsekh not. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 8 oktavy ot vsekh not.

На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.

Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.

Качественная величина интервала

зачем нужны интервалы в музыке. 9 Bolshaya sekunda Do Re. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-9 Bolshaya sekunda Do Re. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 9 Bolshaya sekunda Do Re.

Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

зачем нужны интервалы в музыке. 10 malaya sekunda Do Re bemol. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-10 malaya sekunda Do Re bemol. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 10 malaya sekunda Do Re bemol.

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

зачем нужны интервалы в музыке. 11 Tablica vsekh intervalov ot do. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-11 Tablica vsekh intervalov ot do. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 11 Tablica vsekh intervalov ot do.

Тритон

Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.

зачем нужны интервалы в музыке. 12 Triton Fa Si. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-12 Triton Fa Si. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 12 Triton Fa Si.

Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:

Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.

А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.

зачем нужны интервалы в музыке. 13 Triton Si Fa. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-13 Triton Si Fa. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 13 Triton Si Fa.

Вот как звучит этот тритон:

Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

зачем нужны интервалы в музыке. 14 sekunda Do Re. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-14 sekunda Do Re. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 14 sekunda Do Re.

Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

зачем нужны интервалы в музыке. 15 Uvelichennaya sekunda DO Re diez. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-15 Uvelichennaya sekunda DO Re diez. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 15 Uvelichennaya sekunda DO Re diez.

Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным. Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

Уменьшенные интервалы

Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда.

зачем нужны интервалы в музыке. 16 Tablica uv 2 m 3. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-16 Tablica uv 2 m 3. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 16 Tablica uv 2 m 3.

Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

Составные интервалы

Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

Рассмотрим эти интервалы подробнее.

Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

зачем нужны интервалы в музыке. 17 nona Do Re. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-17 nona Do Re. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 17 nona Do Re.

Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

зачем нужны интервалы в музыке. 18 malaya nona Do Re bemol. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-18 malaya nona Do Re bemol. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 18 malaya nona Do Re bemol.

Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

зачем нужны интервалы в музыке. 19 decima. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-19 decima. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 19 decima.

Ундецима – Октава + Кварта.

зачем нужны интервалы в музыке. 20 undecima. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-20 undecima. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 20 undecima.

Дуодецима — Октава + Квинта.

зачем нужны интервалы в музыке. 21 duodecima. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-21 duodecima. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 21 duodecima.

Терцдецима — Октава + Секста.

зачем нужны интервалы в музыке. 22 tercdecima. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-22 tercdecima. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 22 tercdecima.

Квартдецима – Октава + Септима.

зачем нужны интервалы в музыке. 23 kvartdecima. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-23 kvartdecima. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 23 kvartdecima.

Квинтдецима – Октава + Октава.

зачем нужны интервалы в музыке. 24 kvintdecima. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-24 kvintdecima. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 24 kvintdecima.

Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

зачем нужны интервалы в музыке. 25 vse sostavnye intervaly v tablice. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-25 vse sostavnye intervaly v tablice. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 25 vse sostavnye intervaly v tablice.

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

зачем нужны интервалы в музыке. 26 konsonansy i dissonansy tablica. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-26 konsonansy i dissonansy tablica. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка 26 konsonansy i dissonansy tablica.

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

Септима — звуки расположены очень широко:

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

Малая Секунда – «К Элизе»

Большая Секунда – «Вальс собачек»

Малая Терция – «Оле-Оле»

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

Малая Септима – Танго

Большая Септима – «Sleepy Shores»

Чистая Октава – «Утиные истории»

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

Ну а на сегодня все. Если возникли вопросы, пишите в комментариях, вместе найдем решение. Подписывайтесь на мой youtube канал и добавляйтесь в группу вконтакте . Д о новых встреч!

Источник

Что такое интервалы в музыке? Простые интервалы

В этой статье я расскажу об интервалах. Эта тема необходима для дальнейшего изучения теории музыки, это основа музыкальной гармонии. В музыкальной школе дети изучают интервалы в подготовительном классе (в 5-6 лет).

Я не буду забивать вам голову ненужными теоретическими формулировками, которые вам не пригодятся на практике. Расскажу только о необходимых вещах.

Что такое музыкальный интервал?

Интервал – это созвучие из двух звуков, соотношение между двумя звуками определенной высоты. Акустически оно измеряется между числами колебаний в секунду двух источников звука (например, двух струн у рояля).

Гармонические и мелодические интервалы

Гармонические интервалы, звуки которых звучат одновременно.

Мелодические интервалы, звуки которых звучат последовательно – сначала один, потом другой).

Звуки в интервалах, как и в аккордах читаются снизу вверх.

Ступеневая и тоновая характеристики интервалов

Интервалы различаются по количеству заключенных в них ступеней (ступеневая характеристика интервалов). Что такое ступени читайте в статье “Тональность”. Называются интервалы числительными на итальянском языке и связаны с количеством заключенных в них ступеней.

Помимо ступеневой характеристики интервалов, есть еще тоновая. Она отображает количество заключенных в нем тонов. Про то, что такое тон и полутон можно прочитать в статье “Тональность”. Тоновая величина интервалов определяется прилагательными – чистая, большая, малая (например, чистая квинта, большая терция и т.д.). Тоновая характеристика дает более полную информацию об интервале, так как интервалы с одинаковыми ступенями могут звучать по-разному из-за разного количества заключенных в них тонов и полутонов (например, между ступенями до-ре – один тон, а между ступенями ми-фа – полтона). Подробнее о тоновой характеристики читайте в статье “Малые, большие и чистые интервалы”.

Названия интервалов

Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава и др.

Я перечислила интервалы в пределах октавы, которые называются простыми. Интервалы с промежутком больше октавы называются составными. Про составные интервалы подробно в этой статье я рассказывать не буду, на начальном этапе обучения это лишнее. Просто знайте, что они есть.

Теперь остановлюсь более подробно на каждом интервале.

Прима (обозначается цифрой 1) – интервал шириной в одну ступень. Он образуется двумя звуками одинакового названия, например, до-до.

Секунда (2) – интервал шириной в две ступени, например, до-ре.

Терция (3) – интервал шириной в три ступени, например, до-ми.

Кварта (4) – интервал шириной в четыре ступени, например, до-фа.

Квинта (5) – интервал шириной в пять ступеней, например, до-соль.

Секста (6) – интервал шириной в шесть ступеней, например, до-ля.

Септима (7) – интервал шириной в семь ступеней, например, до-си.

Октава (8) – интервал шириной в восемь ступеней, например, до-до.

Зачем нужны интервалы? Зачем их изучать?

Вся музыка состоит из музыкальных интервалов. Интервалы – это основа музыки, также, как и слоги, слова – основа речи. Из слогов строятся слова, из слов – предложения. Также и в музыке: из отдельных звуков строятся интервалы, из интервалов – аккорды и мелодия.

Приведу наглядный пример. Возьмем любую песенку, например, “В траве сидел кузнечик”.

Мелодическая линия представляет собой последовательность мелодических интервалов.
Ля-ми – кварта
Ми-ля – кварта
Ля-соль диез – секунда и т.д.

Также из интервалов состоит аккомпанемент. Только чаще в аккомпанементе интервалы складываются в аккорды.

Один из важнейших навыков музыканта – развитый музыкальный слух. Предлагаю его потренировать с помощью интервалов.

Задание

1. Постройте все 8 интервалов от всех звуков, соответствующих белым клавишам (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Делать это нужно карандашом на нотном листе.

Пример выполнения задания

2. Теперь будем учиться их петь (сольфеджировать – то есть петь нотами). Это очень важное упражнение для развития слуха, не пренебрегайте им. Петь нужно так: играйте звук на клавиатуре, например, ре. Пока палец держит клавишу, пропевайте его, пытайтесь попасть в ноту, чтобы голос слился со звуком. Затем берите следующий звук интервала, например, ми. Таким же образом пойте его. Лучше начинать петь от более узких интервалов (примы) к более широким. Пойте все интервалы подряд.

3. Теперь пробуем различать интервалы на слух. Для этого играйте их на пианино в гармоническом виде (играя два звука одновременно). Внимательно слушайте, что получается. Если есть возможность, попросите кого-нибудь сыграть вам интервалы, а вы угадывайте их на слух.

Позже я покажу вам коротенькие песенки-фразы, с помощью которых можно облегчить узнавание некоторых интервалов на слух.

В следующей статье я расскажу вам о том, какие еще бывают интервалы.

Если вам что-то непонятно или возникли вопросы с выполнением задания, пишите в комментариях, я подскажу.

Источник

Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

зачем нужны интервалы в музыке. interval 01. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-interval 01. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка interval 01.

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

зачем нужны интервалы в музыке. interval 02. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-interval 02. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка interval 02.

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

зачем нужны интервалы в музыке. interval 03. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-interval 03. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка interval 03.

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

зачем нужны интервалы в музыке. interval 04. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-interval 04. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка interval 04.

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

зачем нужны интервалы в музыке. interval 05. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-interval 05. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка interval 05.

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

зачем нужны интервалы в музыке. interval 06. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-interval 06. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка interval 06.

зачем нужны интервалы в музыке. interval 07. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-interval 07. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка interval 07.

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

зачем нужны интервалы в музыке. interval 08. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-interval 08. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка interval 08.

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

зачем нужны интервалы в музыке. interval 09. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-interval 09. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка interval 09.

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

зачем нужны интервалы в музыке. interval 10. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-interval 10. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка interval 10.

Интервалы от ноты ДО вниз

зачем нужны интервалы в музыке. interval 11. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-interval 11. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка interval 11.

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

зачем нужны интервалы в музыке. interval 12. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-interval 12. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка interval 12.

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

зачем нужны интервалы в музыке. internal na pianino 01. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-internal na pianino 01. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка internal na pianino 01.

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

зачем нужны интервалы в музыке. internal na pianino 02. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-internal na pianino 02. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка internal na pianino 02.

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

зачем нужны интервалы в музыке. internal na pianino 03. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-internal na pianino 03. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка internal na pianino 03.

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

зачем нужны интервалы в музыке. internal na pianino 04. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-internal na pianino 04. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка internal na pianino 04.

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

зачем нужны интервалы в музыке. internal na pianino 05. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-internal na pianino 05. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка internal na pianino 05.

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

зачем нужны интервалы в музыке. internal na pianino 06. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-internal na pianino 06. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка internal na pianino 06.

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

зачем нужны интервалы в музыке. internal na pianino 07. зачем нужны интервалы в музыке фото. зачем нужны интервалы в музыке-internal na pianino 07. картинка зачем нужны интервалы в музыке. картинка internal na pianino 07.

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *